Методические рекомендации для студентов к семинарским занятиям «Деловые коммуникации»

В настоящих методических указаниях разработан материал для семинарских и практических занятий по курсу «Деловые коммуникации», в рамках которых студенты имеют возможность определить собственную систему изучения и самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия.

В рамках реализации единого подхода и общей концепции в методические указания вошли материалы, которые посвящены понятийному аппарату деловых коммуникаций, процессу разработки и применения на практике средств и технологий коммуникационного процесса и делового общения, методов анализа и прогнозирования результатов общения.

Приобретенные студентами знания и практические навыки должны помочь им определить особенности делового общения как одной из составляющих профессиональной компетентности будущего специалиста.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо просмотреть конспект лекции сразу после ее завершения. Отметьте материал конспекта лекции, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя методические указания к семинарам и рекомендуемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь на текущей консультации или на ближайшей лекции за помощью к преподавателю. Каждую неделю рекомендуется отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам. Успешное усвоение курса предполагает активное творческое участие студента на всех этапах его усвоения путем планомерной, учебно-исследовательской работы.

Семинарские и практические занятия Семинар 1. Общение как коммуникационный процесс

Контрольные вопросы:

  1. Определите понятие «общение», его цель, структура и функции общения.
  2. Выделите основные стороны общения и объясните их взаимосвязь.
  3. Назовите основные характеристики, элементы невербального общения.
  4. Какова роль обратных связей в процессе восприятия и передачи информации?

Психологический практикум:

Тест «Ваш стиль общения», «Стиль взаимодействия», «Общительный ли Вы человек»

Семинар 2. Деловое общение, его виды и формы

Контрольные вопросы:

  1. Определите сущность основной формы делового общения – деловой беседы.
  2. Психологические приемы влияния на партнера.
  3. Процесс подготовки и ведения деловой беседы.

Психологический практикум:

23 стр., 11319 слов

Психология делового общения Конспект лекций Электронный образовательный ресурс

... г. Шахты 2013 Лекция 1. Предмет и задачи психологии делового общения. ПЛАН Предмет, принципы и категории психологии делового общения. Теоретические предпосылки становления психологии делового общения. Вопрос 1. Предмет психологии делового общения – психологическая и нравственная ...

Вопросы самозащиты перед деловой беседой. Запрещенные приемы во время деловой беседы. Тест «Умеете ли Вы контролировать себя?».

Семинар 3. Деловые переговоры. Психологические аспекты переговорного процесса

Контрольные вопросы:

  1. Объясните понятие «переговоры». В чем заключается отличие от деловой беседы?
  2. Сравните позиционный торг и переговоры на основе взаимного учета интересов. Какие преимущества и недостатки этих двух стратегий ведения переговоров?
  3. В чем заключается подготовка сторон к переговорам?
  4. Какие этапы можно выделить в процессе ведения переговоров?
  5. Что такое переговорное пространство и почему выбранное решение должно находиться в его рамках?
  6. Что является показателем успешных переговоров?

Психологический практикум:

Рекомендации по методу принципиального ведения переговоров. Тест «Моя тактика ведения переговоров».

Семинар 4. Психологические особенности публичного выступления

Контрольные вопросы:

Определите исторические причины возникновения ораторского искусства. Раскройте этапы подготовки к публичному выступлению. Определите технологию планирования, организации и проведения выступления. Особенности разработки тематической презентации. Способы формирования культуры речи делового человека.

Психологический практикум:

Тест «Какой Вы лектор». Тест «Уверены ли Вы в себе?».

Выступление студентов по вопросу семинара с презентацией.

Семинар 5. Деловое общение в рабочей группе

Контрольные вопросы:

Определите особенности формирования социально-психологических характеристик в процессе общения рабочей группы. Что включает понятие «профессиональная зрелость» рабочей группы. Отличительные признаки позитивного и отрицательного морально-психологического климата коллектива. Какие существуют классификации психотипов личностей? Раскройте одну из них.

Сущность формирования лидерства в рабочей группе. Определите особенности взаимоотношений в системе руководитель-подчиненный (профессиональные роли).

Роль руководителя как личности и специалиста в становлении коллектива.

Семинар 6. Стиль и социально-психологические проблемы руководства

Контрольные вопросы:

2 стр., 676 слов

Вопросы к контрольной психология и педагогика

... как литература изучена и тема достаточно продумана, следует составить план контрольной работы - перечень основных вопросов , изложенных в логической последовательности. Приводимый в пособии план -только ... освоения. Средства и методы педагогического воздействия на личность в процессе общения и деятельности. Общение. Понятие. Структура. Основные категории педагогики Теория личности Э. Эриксона Теория ...

Определите значение понятий «управление», «руководство», «лидерство». Что такое «стиль руководства»? От каких факторов зависит стиль руководства? Охарактеризуйте основные типы руководства, их зависимость от ситуации. Проанализируйте возможные плюсы и минусы коллегиального принятия решений.

Каких правил следует придерживаться руководителю в практике применения поощрений и наказаний подчиненных?

Психологический практикум:

Разработайте «кодекс» этических взаимоотношений руководителя и подчиненного.

Семинар 7. Деловое общение и психодиагностика

Контрольные вопросы:

Что изучает психодиагностики? Охарактеризуйте методики, выделяемые в психодиагностике. Какие факторы необходимо учитывать при работе с тестами? Назовите области применения тестов и их виды. Какова роль и история появления первых диагностических методик в процессе общения? В чем смысл анализа делового общения средствами психодиагностики.

Семинар 8. Конфликты и пути их разрешения

Контрольные вопросы:

Определите причины и последствия конфликтов. Назовите и раскройте содержание стадий протекания конфликта. Что собой представляет карта конфликта?

Определите правила поведения и типы конфликтной личности.

Какие методы преодоления психологического напряжения наиболее приемлемые для Вас?

Каковы свойства «максималиста» и «ложного альтруиста» как конфликтной личности?

Психологический практикум:

Методика динамики способов реагирования на конфликтные ситуации. Тест «Симптомы стрессового состояния». Тест «Конфликтная ли Вы личность?»

Семинар 9. Этика и этикет делового общения

Контрольные вопросы:

Когда и почему возник этикет в обществе? Раскройте исторические виды этикета и культуры поведения в процессе общения. Какие функции выполняет этикет? Охарактеризуйте роль этикета и культуры поведения в бизнесе? Назовите основные правила вербального этикета. Что означает «играть по правилам партнера»? какие свойства, качества характеризуют воспитанность руководителя? Определите основные требования разговора по телефону? Элементы подготовки делового совещания.

Семинар 10. Имидж делового человека

Контрольные вопросы:

Что Вы определяете в состав понятия «имидж» человека, особенности делового имиджа? Какие показатели являются основными для определения модели поведения в процессе делового общения? Формирование и изменение внешнего вида как условие становления профессионального имиджа. Способы формирования тактики общения и самопрезентации.

Психологический практикум:

Рисунчатый тест «Особенности направленности личности». Тест «Кто же я есть на самом деле?» Тест «Ваше отношение к себе».

Семинар 11. Документационное обеспечение делового общения

Что Вы понимаете под категорией «документ»? Что относится к личным документам? Определите классификации документов в результате делового общения. Процесс и особенности подготовки, оформления распорядительных документов. Каковы характеристики делового письма? Виды писем и особенности их оформления.

24 стр., 11832 слов

Лекции по деловому этикету

... Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте». Речевой этикет в нашем общении. - М., 1983 20. Фрюминг Р., Лаком Ж. Взаимодействие ради результата: практикум делового общения. - Ростов/Д: Феникс, М.: Зевс, ... 1997 21. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. - М.: «Анкил» Инфа-ли, ...

Делопроизводство по письменным и устным обращениям клиентов. Виды писем и особенности их оформления. Организация документооборота хозяйствующих субъектов.

Психологический практикум:

Составление распорядительных документов: приказы по основной деятельности, выписка из приказа, приказы по личному составу.

Разработка номенклатуры документооборота в подразделении организации.

Основная литература

  1. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение: Учебник для вузов / Под ред. Проф. П.И. Сидорова. – 2е изд., перераб. – М.: Инфра-М, 2012. – 384с. – (Высшее образование) (базовый учебник).
  2. Технологии делового общения: учеб.пособ. для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / Л.Г. Титова. – М.:Юнити-Дана, 2008. – 239с.

Дополнительная литература

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник., 2-е изд.,(Рек.МО) — М.: ИНФРА-М, 2007.-295с. Громова Н.М. Деловое общение. М.: Экономистъ, 2005.- 134с.
  2. Мальханова И.А. Деловое общение. Учебное пособие.4-е изд.(Рек.УМО) — М.: Академический Проект, 2005.- 224с.
  3. Психология и этика делового общения. Учебник.4-е изд.(Рек. МО) / Под ред. Лавриненко В.Н. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 415с.
  4. Дерябо С., Ясвин В.. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 2000. – 192 с.
  5. Браим М. Н. Этика делового общения. – Минск, 2004
  6. Вечер Л.С. Секреты делового общения. – Минск: «Высшая школа» 2002
  7. Дебольский М. Психология делового общения. – М., 2002
  8. Деловые отношения в предпринимательской деятельности. Курс деловой этики. – Симферополь, 2003
  9. Кукушин В.С. Психология делового общения. Учеб. Пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов – н/Дону,2003.
  10. Миримский Л.Ю., Мозговой А. М., Пашкевич Е. К. «Этика деловых отношений». – М: 2005
  11. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М.: Экономика, 2006
  12. Мокшанцев Р.И. Психология коммуникации на переговорах. Учеб. Пособие. – М.: ИНФРАМ., Новосибирск, 2002
  13. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми… Этикет делового человека. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000
  14. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. – Воронеж, 2003
  15. Сухарев В. А. Быть деловым человеком. – Симферополь, 2002
  16. Честара Дж. Деловой этикет. – М., 2006
  17. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. — М.: «Анкил» Инфа-ли, 2003

Интернет-ресурсы

  • http://psyfactor.org/lybr32.htm— Проведение переговоров. Деловое общение.
  • Деловое общение
  • http://www.elitarium.ruДистанционный курс: Корпоративная культура делового общения
  • — Этика делового общения, Конфликтология, Риторика, Теория и практика переговоров

Составил: доцент кафедры экономики и менеджмента Паутова Л.Е.

3 стр., 1118 слов

Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека

... вербального общения 30 29. Правила ведения телефонного разговора 31 30. Стандарты деловой переписки, правила оформления корреспонденции 32 1. Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека» Объект дисциплины «Этика и психология делового ...

7