Методические рекомендации для студентов к семинарским занятиям «Деловые коммуникации»

В настоящих методических указаниях разработан материал для семинарских и практических занятий по курсу «Деловые коммуникации», в рамках которых студенты имеют возможность определить собственную систему изучения и самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия.

В рамках реализации единого подхода и общей концепции в методические указания вошли материалы, которые посвящены понятийному аппарату деловых коммуникаций, процессу разработки и применения на практике средств и технологий коммуникационного процесса и делового общения, методов анализа и прогнозирования результатов общения.

Приобретенные студентами знания и практические навыки должны помочь им определить особенности делового общения как одной из составляющих профессиональной компетентности будущего специалиста.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо просмотреть конспект лекции сразу после ее завершения. Отметьте материал конспекта лекции, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя методические указания к семинарам и рекомендуемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь на текущей консультации или на ближайшей лекции за помощью к преподавателю. Каждую неделю рекомендуется отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам. Успешное усвоение курса предполагает активное творческое участие студента на всех этапах его усвоения путем планомерной, учебно-исследовательской работы.

Семинарские и практические занятия Семинар 1. Общение как коммуникационный процесс

Контрольные вопросы:

  1. Определите понятие «общение», его цель, структура и функции общения.
  2. Выделите основные стороны общения и объясните их взаимосвязь.
  3. Назовите основные характеристики, элементы невербального общения.
  4. Какова роль обратных связей в процессе восприятия и передачи информации?

Психологический практикум:

Тест «Ваш стиль общения», «Стиль взаимодействия», «Общительный ли Вы человек»

9 стр., 4020 слов

Введение в деловое общение. Основные

... ■ определение и функции общения; ■ структуру общения; ■ стили общения; ■ виды общения; ■ уровни и средства общения; ■ основные стратегии общения; ■ определение понятий «личность»; «архетип», «взаимодействие», ■ основные концепции личности; ■ ... программа лекций, планы семинарских занятий и дополнительные темы для докладов и сообщений, список рекомендуемой литературы, вопросы для самоконтроля ...

Семинар 2. Деловое общение, его виды и формы

Контрольные вопросы:

  1. Определите сущность основной формы делового общения — деловой беседы.
  2. Психологические приемы влияния на партнера.
  3. Процесс подготовки и ведения деловой беседы.

Психологический практикум:

Вопросы самозащиты перед деловой беседой. Запрещенные приемы во время деловой беседы. Тест «Умеете ли Вы контролировать себя?».

Семинар 3. Деловые переговоры. Психологические аспекты переговорного процесса

Контрольные вопросы:

  1. Объясните понятие «переговоры». В чем заключается отличие от деловой беседы?
  2. Сравните позиционный торг и переговоры на основе взаимного учета интересов. Какие преимущества и недостатки этих двух стратегий ведения переговоров?
  3. В чем заключается подготовка сторон к переговорам?
  4. Какие этапы можно выделить в процессе ведения переговоров?
  5. Что такое переговорное пространство и почему выбранное решение должно находиться в его рамках?
  6. Что является показателем успешных переговоров?

Психологический практикум:

Рекомендации по методу принципиального ведения переговоров. Тест «Моя тактика ведения переговоров».

Семинар 4. Психологические особенности публичного выступления

Контрольные вопросы:

Определите исторические причины возникновения ораторского искусства. Раскройте этапы подготовки к публичному выступлению. Определите технологию планирования, организации и проведения выступления. Особенности разработки тематической презентации. Способы формирования культуры речи делового человека.

8 стр., 3900 слов

Семинар № 3, 4. Психологические особенности разных типов обучения (4 ч)

... вопросы семинара. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания: Ø Перечислите и охарактеризуйте основные требования к методам психологического ... Определить соотношение мотивов учебной деятельности подростков. Материалы и оборудование: Специальный бланк для ответов, перечень вопросов ... Дата проведения обследования__________________   ФИ Тест в целом Общая тревож ность ...

Психологический практикум:

Тест «Какой Вы лектор». Тест «Уверены ли Вы в себе?».

Выступление студентов по вопросу семинара с презентацией.

Семинар 5. Деловое общение в рабочей группе

Контрольные вопросы:

Определите особенности формирования социально-психологических характеристик в процессе общения рабочей группы. Что включает понятие «профессиональная зрелость» рабочей группы. Отличительные признаки позитивного и отрицательного морально-психологического климата коллектива. Какие существуют классификации психотипов личностей? Раскройте одну из них.

Сущность формирования лидерства в рабочей группе. Определите особенности взаимоотношений в системе руководитель-подчиненный (профессиональные роли).

Роль руководителя как личности и специалиста в становлении коллектива.

Семинар 6. Стиль и социально-психологические проблемы руководства

Контрольные вопросы:

Определите значение понятий «управление», «руководство», «лидерство». Что такое «стиль руководства»? От каких факторов зависит стиль руководства? Охарактеризуйте основные типы руководства, их зависимость от ситуации. Проанализируйте возможные плюсы и минусы коллегиального принятия решений.

Каких правил следует придерживаться руководителю в практике применения поощрений и наказаний подчиненных?

Психологический практикум:

Разработайте «кодекс» этических взаимоотношений руководителя и подчиненного.

Семинар 7. Деловое общение и психодиагностика

Контрольные вопросы:

Что изучает психодиагностики? Охарактеризуйте методики, выделяемые в психодиагностике. Какие факторы необходимо учитывать при работе с тестами? Назовите области применения тестов и их виды. Какова роль и история появления первых диагностических методик в процессе общения? В чем смысл анализа делового общения средствами психодиагностики.

2 стр., 857 слов

Ханнанова. Деловая репутация работника в контексте модернизации.ЧТ.5.11

... ВПО "Башкирский государственный аграрный университет” (journalistic@rambler.ru) Ключевые слова: деловая репутация работника, система ключевых показателей эффективности деятельности (KPI ) Повышение конкурентоспособности ... разработки новых методик независимой стоимостной оценки ком­паний, учитывающих стоимость деловой репутации работников и их человеческого капитала); формирование системы управления ...

Семинар 8. Конфликты и пути их разрешения

Контрольные вопросы:

Определите причины и последствия конфликтов. Назовите и раскройте содержание стадий протекания конфликта. Что собой представляет карта конфликта?

Определите правила поведения и типы конфликтной личности.

Какие методы преодоления психологического напряжения наиболее приемлемые для Вас?

Каковы свойства «максималиста» и «ложного альтруиста» как конфликтной личности?

Психологический практикум:

Методика динамики способов реагирования на конфликтные ситуации. Тест «Симптомы стрессового состояния». Тест «Конфликтная ли Вы личность?»

Семинар 9. Этика и этикет делового общения

Контрольные вопросы:

Когда и почему возник этикет в обществе? Раскройте исторические виды этикета и культуры поведения в процессе общения. Какие функции выполняет этикет? Охарактеризуйте роль этикета и культуры поведения в бизнесе? Назовите основные правила вербального этикета. Что означает «играть по правилам партнера»? какие свойства, качества характеризуют воспитанность руководителя? Определите основные требования разговора по телефону? Элементы подготовки делового совещания.

Семинар 10. Имидж делового человека

Контрольные вопросы:

Что Вы определяете в состав понятия «имидж» человека, особенности делового имиджа? Какие показатели являются основными для определения модели поведения в процессе делового общения? Формирование и изменение внешнего вида как условие становления профессионального имиджа. Способы формирования тактики общения и самопрезентации.

13 стр., 6081 слов

Психология делового общения 5

... . изучение технологий деловых отношений, современного этикета и особенностей проведения деловых мероприятий. Задачи дисциплины: помочь слушателям на основании знаний по психологии и этике делового общения утвердиться в современном ...

Психологический практикум:

Рисунчатый тест «Особенности направленности личности». Тест «Кто же я есть на самом деле?» Тест «Ваше отношение к себе».

Семинар 11. Документационное обеспечение делового общения

Что Вы понимаете под категорией «документ»? Что относится к личным документам? Определите классификации документов в результате делового общения. Процесс и особенности подготовки, оформления распорядительных документов. Каковы характеристики делового письма? Виды писем и особенности их оформления.

Делопроизводство по письменным и устным обращениям клиентов. Виды писем и особенности их оформления. Организация документооборота хозяйствующих субъектов.

Психологический практикум:

Составление распорядительных документов: приказы по основной деятельности, выписка из приказа, приказы по личному составу.

Разработка номенклатуры документооборота в подразделении организации.

Основная литература

  1. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение: Учебник для вузов / Под ред. Проф. П.И. Сидорова. — 2е изд., перераб. — М.: Инфра-М, 2012. — 384с. — (Высшее образование) (базовый учебник).
  2. Технологии делового общения: учеб.пособ. для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (80 100) / Л.Г. Титова. — М.:Юнити-Дана, 2008. — 239с.

Дополнительная литература

  1. Бороздина Г. В. Психология делового общения. Учебник., 2-е изд.,(Рек.МО) — М.: ИНФРА-М, 2007.-295с. Громова Н.М. Деловое общение. М.: Экономистъ, 2005.- 134с.
  2. Мальханова И.А. Деловое общение. Учебное пособие.4-е изд.(Рек.УМО) — М.: Академический Проект, 2005.- 224с.
  3. Психология и этика делового общения. Учебник.4-е изд.(Рек. МО) / Под ред. Лавриненко В.Н. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 415с.
  4. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 2000. — 192 с.
  5. Браим М. Н. Этика делового общения. — Минск, 2004
  6. Вечер Л.С. Секреты делового общения. — Минск: «Высшая школа» 2002
  7. Дебольский М. Психология делового общения. — М., 2002
  8. Деловые отношения в предпринимательской деятельности. Курс деловой этики. — Симферополь, 2003
  9. Кукушин В.С. Психология делового общения. Учеб. Пособие. — М.: ИКЦ «МарТ», Ростов — н/Дону, 2003.
  10. Миримский Л.Ю., Мозговой А. М., Пашкевич Е. К. «Этика деловых отношений». — М: 2005
  11. Мицич П. Как проводить деловые беседы. — М.: Экономика, 2006
  12. Мокшанцев Р.И. Психология коммуникации на переговорах. Учеб. Пособие. — М.: ИНФРАМ., Новосибирск, 2002
  13. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми… Этикет делового человека. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000
  14. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. — Воронеж, 2003
  15. Сухарев В. А. Быть деловым человеком. — Симферополь, 2002
  16. Честара Дж. Деловой этикет. — М., 2006
  17. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. — М.: «Анкил» Инфа-ли, 2003

Интернет-ресурсы

5 стр., 2090 слов

Процесс экспериментального общения, его особенности и специфика

... его психологических свойств и особенностей поведения. 1. Процесс экспериментального психологического общения, его особенности и специфика Психологический эксперимент ... процесса, что характерно для западной социальной психологии. И хотя на этом пути достигнуты ... деловых, в дружеских, так и в семейный взаимоотношениях Сейчас мы рассмотрим самые распространенные затруднения, возникающие при общении ...

  • http://psyfactor.org/lybr32.htm— Проведение переговоров. Деловое общение.
  •  — Деловое общение
  • http://www.elitarium.ru — Дистанционный курс: Корпоративная культура делового общения
  •  — Этика делового общения, Конфликтология, Риторика, Теория и практика переговоров

Составил: доцент кафедры экономики и менеджмента Паутова Л.Е.

7

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector