Группа как основа социальной организации.Эффективность работы рабочих групп

Введение…………………………………………………………………….…3

1. Группа как основа социальной организации……………………….…….5

1.1 Виды рабочих групп в организациях…………………………………..…5

1.2 Процесс развития рабочей группы………………………………………..9

1.3 Факторы и показатели эффективности группы………………………….12

2. Оценка эффективности работы трудового коллектива предприятия……15

2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………….15

2.2 Характеристика рабочих групп………………………………………….16

2.3 Оценка эффективности рабочих групп………………………………….18

2.4 Направления повышения эффективности рабочих групп………………23

Заключение……………………………………………………………….……27

Библиографический список……………………………………………….….28

Введение

Человек нуждается в общении с себе подобными. Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, которые способствовали их выживанию и развитию. Во все времена самым жестоким наказанием для людей считался остракизм — изгнание человека из общества, к которому он принадлежал. Люди взаимодействуют друг с другом в группах. Однако не всегда это взаимодействие протекает гладко, не всегда группа достигает поставленных перед ней или ей самой целей. Изучение проблемы работы групп и методов работы с группами становится все более актуальным как в личностном, так и в социальном аспекте, что обусловлено большим практическим интересом, так как все больше принимается групповых решений, целенаправленная деятельность групп людей требует более эффективного управления.

Понимание того, как создаются и развиваются группы, как они работают, в чем их особенность, как ими управлять, как их применять в процессе организационного развития, становится важным для руководителей, политиков, психологов и социологов, консультантов по управлению и организационному развитию[5,с.98].

В курсовой работе рассмотрены рабочие группы, их виды и этапы формирования, эффективность работы в группах.

Цель исследования: выявить причины неэффективности рабочих групп и разработать рекомендации по их устранению.

Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:

1. Выделить виды групп в организации.

6 стр., 2907 слов

Понятие «Референтная группа» и ее виды

Тема. Деловые коммуникации в рабочей группе. Вариант 12. Референтная группа и лидерство План Теоретические вопросы 1. Сущность и признаки референтной группы. 2. Социально-психологическая характеристика понятия «ли- дер». Задание Дайте определения понятиям «конформизм» и «нонконфор- мизм» и назовите факторы социальной ситуации, влияющие на них. Приведите примеры из личной практики деловой ...

2. Рассмотреть основные стадии развития группы.

3. Изучить этапы формирования группы.

4. Оценить эффективность групповой работы.

5. Разработка рекомендаций.

В данной работе субъектом исследования является персонал организации. Объектом исследования является организация ООО «АДМ».

Методами исследования выступили сбор и анализ научной литературы и социологические методы (анкетирование, тестирование).

Работая над курсовой, были использованы материалы из книг отечественных и зарубежных авторов: Бандурка А.М., Большакова А.Н., Галкина Т.П. и др.

1. Группа как основа социальной организации

1.1 Виды рабочих групп в организациях

Одним из основных свойств человеческой личности является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. В процессе управления руководитель сталкивается не только с отдельными людьми — единичными объектами управления и отношениями типа «человек — человек», но и с отношениями типа «человек — группа» (а также с межгрупповыми отношениями).

Группа — это существующее в едином пространстве и времени объединение людей, взаимодействующих в совместной деятельности и вступающих в определённые деловые и межличностные отношения. Сложные социальные организации включают в себя множество мелких и больших групп, в которых осуществляется непосредственное взаимоотношение работников, руководителей и исполнителей при выполнении определённых видов деятельности: учебной, производственной, спортивной, политической и т. п.[2,с.174].

Поскольку понятие группы охватывает различные аспекты человеческой деятельности, виды групп дифференцируются по различным логическим основаниям.

Выделяют несколько разновидностей групп:

1. По характеру контактов выделяются реальные (контактные) и условные группы.

· Условные группы — это объединения людей по какому-то общему условному признаку, не предусматривающее реальных контактов между ее членами, например, по профессиональному (инженеры, юристы), возрастному (подростки и юноши), по национальному, половому и иному признаку. Люди, включаемые в эти группы, не имеют никаких прямы контактов и могут никогда не встречаться, ничего конкретного не знать друг о друге. Они взаимодействуют с другими людьми в присущих им реальных группах.

4 стр., 1797 слов

Изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ .4 ГЛАВА 1.ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ИГРЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 7 1.1 .Теоретические основы игровой деятельности 7 1.1.1. История возникновения игры 7 1.1.2. Сущность, теории и функции игры 10 1.1.3. Понятие игровой деятельности и особенности её формирования в детском возрасте 19 1.1.4. Классификация видов игр 25 1.1.5. Мотивационно-личностные аспекты игровой ...

· Реальные группы характеризуются наличием непосредственных контактов в совместной деятельности: группа студентов, футбольная команда, коллектив вузовской кафедры, воинское подразделение. Реальные группы могут быть разделены на большие и малые.

2. По количественному признаку выделяют малые и большие группы.

· Большая группа — это крупное социальное объединение, включающее до 100 человек и более. Большая группа может быть: *большой условной общностью людей, объединяемых на основе социальных признаков (классовой принадлежности, пола, возраста, профессии, национальности и т.п.); *реальной, значительной по размерам и сложно организованной общностью людей, включенных в совместную целенаправленную деятельность (коллектив предприятия, учреждения, школы, вуза и т.п.).

· Малая группа — это совокупность людей, совместно выполняющих определенную целенаправленную деятельность и имеющих непосредственные контакты в соответствии с характером решаемых задач (технических, экономических, научных и др.).

Малая группа обычно включает в свой состав от 2-3 до 30-40 человек. Длительность существования малой группы может быть различной. Так, группа может быть создана для выполнения какого-либо конкретного задания и существует лишь на протяжении его выполнения. Но она может быть и относительно постоянной. Одним из факторов, влияющих на эффективность деятельности малой группы, является ее величина, т.е. количество включенных в нее работников. Для каждого конкретного задания существует оптимальное количество исполнителей.

Эффективность оказывается ниже в том случае, если количество членов группы превышает норму. Это соответствует правилу: «один в поле — не воин, а у семерых нянек дитя без глаза». Среди малых групп выделяют первичные и вторичные.

3. В связи с процессами социализации личности в онтогенезе и последовательностью выбора человеком конкретных групповых контактов выделяют первичные и вторичные группы.

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

1/ Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.). Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящей перед группой задачи. Также каждый может общаться по мере желания и необходимости. Практически же члены группы ...

· Первичные (контактные) группы — это те объединения, в которые люди включаются на первых этапах социализации (семья, племя, класс).

Это, как правило, группы, в которые не выбирают, и в них индивид включается стихийно.

· Вторичные (контактные) группы — это сообщества, в которые индивид включается на более поздних этапах своего развития, получив предшествующим воспитание возможность произвольного выбора своей дальнейшей деятельности, реализации своих жизненных целей. Именно контакты и влияния, полученные в первичных группах, в значительной мере определяют выбор личностью вторичных групп, которые будут способствовать его развитию.

4. По уровню организации различают группы низкого и высокого уровня развития.

· К группам низкого развития относят ассоциации, корпорации, диффузные группы. * Ассоциация — группа, в которой отсутствует объединяющая ее продуктивная деятельность, четкая организация и управление, а ценностные ориентации не созданы, неустойчивы, ситуативны, межличностные отношения проявляются только в условиях непосредственного группового общения. * Корпорация — это группа, которая характеризуется замкнутостью, авторитарностью управления, противопоставляет себя другим социальным общностям на основе своих узко-личностных корыстных интересах. * Диффузная группа — это совокупность людей, в которой ……..

Библиографический список

1. Андреева Г. М. Социальная психология./ Г. М. Андреева. — Спб.: «Питер», 2009. — 368 с.

2. Бандурка А.М. Психология управления./ А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. — Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 2008. — 464 с.

3. Большакова А.Н. Социальная психология для менеджеров: Учебное пособие./ А.Н. Большакова. — Ростов н/Д: «Феникс», 2009. -304 с.

4. Веснин В.Р. Менеджмент./ В.Р. Веснин. — М.: Проспект, 2009. — 512 с.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

Г. С. Костюк Принцип развития в психологии Личность развивается в связи с возникающими в ее жиз­ни внутренними противоречиями. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудача­ми, нарушениями равновесия между индивидом и обще­ством. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ре­бенком и родителями), сами еще не становятся ...

5. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде./ Т.П. Галкина. — М.: «Финансы и статистика», 2008. -224 с.

6. Доблаев В.Л. Организационное поведение./ В.Л. Доблаев. — М.: Дело и Сервис, 2010. — 416 с.

7. Егошин А.П. Организация труда персонала./ А.П. Егошин, А.К. Зайцев. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 320 с.

8. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе./ М.А. Жукова. — М.: КноРус, 2011. — 192 с.

9. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учебник./ Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. — М: ИНФРА-М, 2010. — 220 с.

10. Косолапов А.Б. Менеджмент в туристической фирме./ А.Б. Косолапов. — М.: КноРус, 2009. — 256 с.

11. Лачина Т.А., Типы управленческих команд./ Т.А. Латчина. — Владимир: «ВлГУ», 2007. — №18. -14 с.

12. Ньюстром Д.В., Основы организационного поведения: поведение человека в процессе труда./ Д.В. Ньюструм, К. Дэвис. — Питер: «Питер-Юг», 2008. -448 с.

13. Петровский А.В. Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. — М.: «Просвещение», 2008. -256 с.

14. Саак А.Э., Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме./ А.Э.Саак, Ю.А. Пшеничных. — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.

15. Фопель К., Этапы развития группы./ К. Фопель// Журнал практической психологии и психоанализа. — 2009. — №3. -9 с.