Наблюдение как ведущий метод экологического воспитания дошкольников

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПОЗНАНИИ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.1. Анализ психолого-педагогического литературы по проблеме исследования 5

1.2. Сущность наблюдения как деятельности. Использование наблюдения для познания дошкольниками природы в образовательном процессе ДОУ 10

1.3. Виды наблюдений и их структура 14

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 16

2.1. Диагностика уровня сформированности экологических представлений у детей дошкольного возраста 16

2.2. Формирование экологических представлений у средних дошкольников в процессе наблюдения 24

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 29

Заключение 32

Список использованной литературы 33

Приложение 35

Введение

В 90-е годы в России наблюдается интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого направления (И.Д.Зверев, Н.М.Мамедов, И.Т.Суравегина, А.Н.Захлебный, Б.Т.Лихачев, Н.С.Дежникова, И.В.Цветкова, Г.А.Ягодин, С.Н.Глазачев).

Признается всеми: начальным звеном системы является сфера дошкольного воспитания, т.к. именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение – он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

В эти же годы наблюдается активизация практики дошкольного воспитания – стимулом к развитию ДОУ становится появление новых комплексных программ («Детство», «Истоки», «Развитие», «Радуга», «Детский сад — дом радости», «Золотой ключик», «Кроха»), в которых экологическому воспитанию уделяется должное внимание. Разрабатываются и становятся востребованными программы экологического воспитания («Юный эколог», «Мы — земляне», «Открой себя», «Мы», «Паутинка», «Семицветик», «Я – человек», «Надежда», «Наш дом – природа»).

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

... сверстника как возможного партнера по игре. Как мы указывали в предыдущей статье (Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно форми­рование игровых умений осуществляет­ся в ... (подробно об этом см.: Михайленко Н. Я. Фор­мирование предметно-игрового взаимо­действия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных действий очень быстро дает результат ...

Исследуются новые аспекты проблемы экологического воспитания в период дошкольного детства: создания обогащенной эколого-развивающей среды, условий формирования экологической культуры детей, подготовки специалистов к экологическому воспитанию дошкольников (О.М.Газина, Н.А.Гуняга, Е.В.Клюева, Н.В.Кривощекова, Н.Г.Лаврентьева, О.А.Овсянникова, Н.А.Рыжова, Т.Г.Табукашвили, Т.А.Федорова и др.).

Детский сад рассматривается в качестве «эталона экологической культуры» (Т.В.Потапова).

Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Цель работы – раскрыть методику использования наблюдений как ведущего метода экологического воспитания дошкольников.

Объект исследования – экологическое воспитание в ДОУ.

Предмет исследования – наблюдение как метод экологического воспитания в ДОУ.

Задачи работы:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. определить сущность понятия «наблюдение»;

3. рассмотреть виды и структуру наблюдений;

4. провести диагностику сформированности экологических представлений дошкольников;

5. разработать план занятий по организации наблюдений для детей среднего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы; системный анализ процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста; анализ и систематизация опыта экологической практики в дошкольном учреждении; экспериментальная диагностика уровня сформированности экологических знаний дошкольников.

Экспериментальная база исследования – МДОУ №111 г.Челябинска.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПОЗНАНИИ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Анализ психолого-педагогического литературы по проблеме исследования

Экология как наука быстро развивается и эволюционирует. В 50-ые годы прошлого столетия в центре ее внимания были вопросы, направленные на изучение взаимодействия организмов, образующих сообщества-системы (биоэкология).

К 70-м годам складывается социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества людей и окружающей среды. В конце столетия происходит «экологизация» целого ряда естественных наук, образуются связи экологии с философией, она активно влияет на формирование современной научной картины мира.

В.С.Данилова и Н.Н.Кожевников подчеркивают: в основе экологической философии лежит идея единства человека и космоса, в ней утверждаются гармоничность и целостность природы; обосновываются идеи отказа от традиционных ценностей современной цивилизации (успех, прибыль, карьера) и моделей поведения (эгоизм, индивидуализм) [14, с.10].

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

... сверстника как возможного партнера по игре. Как мы указывали в предыдущей статье (Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно форми­рование игровых умений осуществляет­ся в ... (подробно об этом см.: Михайленко Н. Я. Фор­мирование предметно-игрового взаимо­действия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных действий очень быстро дает результат ...

Экологическая философия хорошо коррелирует с коэволюционной стратегией (Н.Н.Моисеев), ориентированной на сотрудничество с природой. Время стихийного развития человечества заканчивается, наступает эпоха управляемого развития (ноосфера, по В.И.Вернадскому).

Одним из механизмов (если не ведущим) самоорганизующегося начала нового типа равновесия в биосфере становится экологическое образование, которое формирует у человечества экологическое сознание, экологическое мировоззрение, экологическое мышление, а в итоге — целостную систему экологической культуры………………

Заключение

В проведенном исследовании в целом решены поставленные задачи и подтверждены основные положения, что позволяет сделать следующие общие выводы.

Методологической основой экологического воспитания на этапе дошкольного детства являются системный подход. Экологическое воспитание дошкольников интегрирует в себе ведущие положения экологии (биоэкологии, социальной и экологии человека), детской психологии, дошкольной педагогики и современного менеджмента. Его можно рассматривать как теоретическую модель интегративного научного построения, обеспечивающего становление начал экологической культуры у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Наблюдение — один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями.

В работе проведен анализ работы МДОУ №111 г.Челябинска и представлены результаты диагностики сформированности экологических знаний дошкольников.

Дальнейшие исследования могут быть связаны с вариативным использованием «системы» — обширный потенциал всестороннего развития ребенка, имеющийся в экологическом воспитании, позволяет создать воспитательно-образовательную доминанту и осуществить эколого-эстетическое, эколого-оздоровительное, эколого-экономическое, эколого-нравственное (духовное) воспитание детей.

Список использованной литературы

1. Адам Д.А. Формирование эколого-ориентированных ценностей у дошкольников средствами современного искусства. — Екатеринбург, 2005. — 22с.

2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. — М.: Элизе Трэйдинг, 2004. — 112с.

3. Аракчаа Л.К. Методические подходы в экологическом воспитании. – М., 2001. — 102 с.

4. Бобылева Л. Береги природу! Беседы со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. — 2002. — №7. — С. 9-17.

5. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практ.пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2004. — 159с.

6. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практ.пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2004. — 190с.

7. Борзова Е.Ю. Моделирование в экологическом воспитании // Ребенок в детском саду. — 2007. — №4. — С. 49-50.

13 стр., 6011 слов

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

... знаний о возрастных, индивидуальных и психофизических особенностях дошкольника. Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ... рассматриваются эти задачи. Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей, которая относится к общей оздоровительной задаче. ...

8. Брендюрева В.Е. Любим и бережем природу // Ребенок в детском саду. — 2007. — №4. — С.46-48.

9. Дмитриевский Р.С. Экологическая культура и образование в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2007. — №1. — С. 124-127.

10. Ковтун Т.Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города. – М., 2004. — 25 с.

11. Лазарева О.Н. Теория и методика экологического образования детей. — Екатеринбург, 2004. — 279с.

12. Максимова Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста. — Якутск, 2003. — 18 с.

13. Моисеева Л.В. Естественнонаучная картина мира как компонент профессиональной подготовки // Образование и наука. — 2007. — №2. — С. 3-12.

14. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования . — Екатеринбург, 2004. — 168с.

15. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. — М.: Академия, 1999. — 182 с.

16. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. — 2007. — №5. — С. 22-27.

17. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. – М., 2005. – 310 с.

18. Потапова Т. Праздник леса в детском саду: экологическое воспитание дошкольников // В мире науки. — 2007. — №1. — С. 88-89.

19. Россихина Л.А. Формирование экологических ценностных ориентаций в процессе образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. — 2007. — №2. — С.26-29.

20. Тарасов А.И. Экскурсии в лес по экологической тропе. – М. 1997. — 64 с.

Приложение

……………………