Словарь Введ в педагогику (печать)

Термины по курсу «Введение и общие основы педагогики»

Анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей и свойств педагогических явлений [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, выделяется в них общее и обособленное, устанавливается общий принцип или правило.

Аналитическая деятельность — деятельность, которая осуществляется методом сбора и анализа различных документов, методом непосредственного наблюдения в ходе педагогического процесса, методом социологического исследования: анкетирование, интервьюирование, экспресс-опрос.

Анкетирование — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

Анкетирование — опрос при помощи анкеты. Анкетирование в психологии используется с целью получения, психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована).

Аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи.

Беседа — вопросо-ответный метод привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок. [Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь»]

Внешняя культура — материализованное выражение культуры, богатство и многообразие создаваемой людьми действительности, совокупность результатов человеческого труда и мысли.

Внутренняя культура — это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. [Философский энциклопедический словарь. М., 1997]

Воспитание — это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагогов и воспитуемых с целью создания условий для развития личности воспитуемых при активности самих воспитуемых. [Бабанский Ю.К.]

Воспитание – педагогическое управление процессом развития личности. [Караковский В.А.]

Дедуктивный метод — это логический метод обобщения полученных эмпирическим (опытным) путем знаний. Дедуктивный предполагает движение мысли от общего суждения к частному выводу. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

7 стр., 3347 слов

Педагогика 22

... полученные с помощью беседы, более объективны. Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных ... , которую изучает педагогика. --Предметом педагогики является педагогический процесс как фактор развития личности. --Задачи педагогики - описание, ... учебно-воспитательньгх учреждений. Каждый проходит через воспитывающее воздействие общества, иначе он не станет ...

Детство — этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризующийся интенсивным ростом организма и формирования высших психических функций. [Мижериков В.А. «Словарь-справочник по педагогике»]

Деятельностный подход предполагает признание особенной роли воспитывающей деятельности для развития ребенка, для решения воспитательных задач.

Диагностическая деятельность — процесс оценки общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов а тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего, целостного исследования.

Диалектика – теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Основные идеи диалектического подхода Гегеля:

1.Изучать явления, процессы, объекты в их развитии.

2. Изучать явления, процессы, объекты во взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями, процессами, объектами.

3.Наблюдать моменты перехода количественных изменений в качественные.

4.Рассматривать процесс развития как процесс самодвижения в силу присущих внутренних противоречий.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. [Педагогический энциклопедический словарь]

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) — метод педагогического исследования, вооружающий исследователя объективными данными, характеризующими сложившуюся практику организации образовательного процесса. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Изучение школьной документации: плана работы классного руководителя, анализ классного журнала, личных дел учеников, ученических дневников; выявление особенностей личности и успеваемости отдельных учеников и класса в целом.

15 стр., 7166 слов

Игрушка как средство развития активного словаря детей третьего года жизни

... для развития словаря детей раннего возраста. Объект исследования: процесс развитие словаря детей. Предмет исследования: роль игрушки в развитии словаря. Цель исследования: выявление зависимости развития словаря детей раннего ... Методы исследования: изучение и анализ теоретической литературы; анализ и обобщение материала; наблюдение; эксперимент. Организация работы: Экспериментальная работа ...

«Индивид(уум)» (от лат. неделимое) – 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм; 2) отдельный человек.

Индуктивный метод — это логический метод обобщения полученных эмпирическим (опытным) путем знаний. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Интервью — метод педагогического исследования, при котором исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.[Сластенин В.А. «Педагогика»]

Категории — наиболее общие понятия, которыми оперирует педагогика, такие как педагогический процесс, образование, обучение, воспитание и другие.

Категория (греч. kategoria – высказывание, суждение) – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания. [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный)]

Коммуникативная деятельность — взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [М.И. Лисина, 1986].

Компетенция — это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Компетенция-это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам какой-то группе сотрудников.

Конкурс — соревнование детей на лучшее выполнение определённых заданий в области науки, литературы, искусства и пр., педагогическая задача которого поднять среди учащихся активность, стремление к совершенствованию своих знаний и умений, развить здоровый дух соревнования, выявить склонности и способности детей в той или иной области науки, труда, искусства, спорта. [Педагогический словарь]

Конспектирование — метод работы с литературой характеризующийся ведением более детальных записей, основу которых составляют выделение главных идей и положений работы.

Коррекционная деятельность — это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

6 стр., 2551 слов

Роль суггестивных методов в процессе воспитания подростка

... методов при воспитании подростков; 4.Подобрать, апробировать и проанализировать результаты использования суггестивных методов в процессе воспитания подростков. Методами исследования ... и греч. pedia - воспитание) - использование суггестии в процессе обучения и воспитания (раздел педагогики). Суггестия (от лат. ... являются важными аспектами воспитания и самовоспитания.[8] По словарю Даля внушать – ...

Культура — cовокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. [ Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991]

Личностный подход означает признание личности ребенка главной социальной ценностью, понимают и принимают его индивидуальность и своеобразие.

Личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно вырабатываемых им у себя социальных свойств и качеств.

Малая форма работы — дела, проводимые без предварительной подготовки детей, осуществляемые педагогом или организаторской группой в течение короткого промежутка времени (от 15 до 60 минут), в которых ребята участвуют микрогруппами по 5 – 7 человек.

Малые формы работы могут быть весьма разнообразны по характеру и задачам воспитания: познавательные, развлекательные, трудовые, спортивные, творческие, смешанные и т.д.

Структура МФР.

1. Подготовка педагога.

2. Стартовая или вводная беседа (установка).

3. Разбивка на микрогруппы.

4. Определение творческих заданий.

5. Ход дела – демонстрация выполнения заданий.

6. Итоги, анализ.

Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методом опроса и эксперимента, а также для установления количественных взаимосвязей между изучаемыми явлениями. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Метод исследования — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Метод педагогического исследования — совокупность способов и приёмов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. [Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь»]

Методология — совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или социальных явлений.

Моделирование — это метод исследования объектов на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих в обществе предметов и явлений. [Мижериков В.А. «Словарь-справочник по педагогике»]

6 стр., 2615 слов

Бодрствование — нейрофизиологический процесс человека

Содержание 1. Введение 2. Бодрствование 3. ЭЭГ исследования 4. Период бодрствования на разных возрастных этапах 5. Подходы к определению функциональных состояний 6. Блок регуляции тонуса и бодрствования 7. Нейро- и психофизиологические механизмы регуляции бодрствования 8. Регуляция функциональных состояний на уровне целого мозга 9. Заключение 10. Список литературы 1. Введение Значительные ...

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Наследственность — воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

Наука — одна из форм человеческого сознания (наряду с искусством и религией), сфера человеческой деятельности, результатом которой является добыча знаний, их систематизация, создание теорий в области своего предмета.

Наука – сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. [«Педагогика» под ред. П.И. Пидкасистого]

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

[Закон РФ «Об образовании»]

Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся в ходе которого осуществляется образование и развитие человека. [Бабанский Ю.К. «Педагогика»]

Обучение – специфический процесс познания, управляемый педагогом. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Обучение – процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, а результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения и навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества. [«Педагогика» /П.И.Пидкасистого]

Объект исследования — это то, на что направлен процесс познания. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Объект исследования – это то, что именно рассматривается в исследовании. [«Педагогика» под ред. П.И. Пидкасистого]

Объект исследования (пед.) – педагогическое пространство, область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться (объектом исследования пед. науки является сфера обучения и воспитания людей).

5 стр., 2458 слов

Строение психической деятельности человека

СОДЕРЖАНИЕ психический труд деятельность дисциплинированность Введение 1. Строение психической деятельности человека 2. Общественный труд как вид психической деятельности человека Заключение Список использованной литературы Введение Нормальное состояние человека, если только он не спит,-- активное, деятельное состояние. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят -- ...

[Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь]

Организаторская деятельность — процесс установления и осуществления определенного порядка действий всех участников деятельности по выполнению поставленных педагогических задач и достижению педагогических целей.

Организовать можно все, что угодно, (например, рабочее место, собственные мысли, быт и т.д.) но в данном случае более важна организация деятельности класса, детского коллектива.

Педагогика — это наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. [Бабанский Ю.К. «Педагогика»]

Педагогика – это наука, изучающая закономерности, принципы, методы, средства и формы организации пед. процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. [«Педагогика: системы, системы, технологии» под ред. С.А. Смирнова]

Педагогика – это базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь]

Педагогическая деятельность — профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника. [Мижериков В.А. «Словарь-справочник по педагогике»]

Педагогическая культура — важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности [В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов]

Педагогическая система — любое объединение людей, специально созданное для реализации целей обучения и воспитания. [Спирин Л.Ф.]

Педагогическая система – это множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. [Сластенин В.А.]

5 стр., 2270 слов

Концепции развития человека

Концепции развития человека Развитие человека - это расширение выбора с тем, чтобы люди прожили долгую и здоровую жизнь, были образованны и имели средства для достойной жизни. Развитие позволяет людям иметь этот выбор, но люди делают выбор по своему усмотрению. Процесс развития должен создавать благоприятные условия для того, чтобы люди развивали свой потенциал в соответствии со своими нуждами и ...

Педагогический процесс -специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическое мастерство — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность осуществления педагогического процесса. [Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие]

Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие. [Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь»]

Подростковый, отроческий, средний школьный возраст от 10-11 до 14-15 лет – переходный этап от детского состояния к взрослому, это новый качественный этап в становлении человека.

Характерные черты: в физиологическом отношении – половое созревание, гормональная буря, интенсивный рост, формирование фигуры в соответствии с половой дифференциацией. На фоне этих изменений ухудшается самочувствие, повышается усталость, раздражительность, эмоциональная неустойчивость. В психологическом плане – это период самоосознания, самооценки, самоутверждения, сознательного проявления индивидуальности – противоположные желания и стремления «быть как все» и «не быть как все». Ведущая деятельность – интимно-личностное общение. Завершается формирование абстрактного мышления, устойчивого произвольного внимания. Референтные лица – ровесники, одноклассники, товарищеская компания.

Предмет исследования — конкретный факт, явление исследования педагогической деятельности. [Сластенин В.А. «Общая педагогика» ч. I]

Предмет исследования – наиболее значимые стороны, свойства и особенности объекта исследования. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Проектировочная и конструктивная деятельность — процесс принятия педагогических решений по организации педагогического процесса а условиях системы ограничений и предписаний.

На этапе проектирования и конструирования педагогического процесса педагог принимает самостоятельное решение по конструированию содержания, т.е. что подобрать для предъявления школьникам и в какой форме представить в соответствии с целями и условиями педагогической деятельности.

Развитие — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, осуществимый влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. [«Педагогика» под ред. Л.П. Крившенко]

Раннее детство или дошкольный возраст от 3 до 6 лет – период интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирование основных черт характера и отношения к окружающему миру.

Это время перехода из младенчества в детство. После трех лет дети постепенно становятся «коллективистами» — вместе играют, сюжетно-содержательно разговаривают друг с другом. Ведущая деятельность – игра, тип мышления – наглядно-образный, способны удерживать внимание в течение 10-15 минут, референтные лица – родители, воспитатели.

Раннее младенчество от рождения до 1 года – характерно первоначальное приспособление и приведение в готовность сущностных сил организма к первоначальной адаптации.

Внутри него выделяются две ступени: первый месяц жизни – период новорожденности, со второго месяца до года – период грудного возраста. Ведущий род деятельности младенца – это рост: за год рост ребенка увеличивается в 1.5 раза (в среднем от 50 до 75см.), вес увеличивается в 4 раз (в среднем от 3- 3,5 до 11-12 кг.).

Тип мышления – предметно-действенный, референтные лица – родители. За первый год жизни ребенок осваивает первоначальные самостоятельные умения: ходьба, речь (10-15 слов), самостоятельный прием пищи, первоначальные приемы личной гигиены.

Ранний юношеский (старший школьный) от 15 до 18 лет – период завершения физического и психического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности.

Характерна способность предвидеть результаты своих поступков. Движущей силой развития является противоречие между повышением уровня требований, которые предъявляет к нему общество и уровнем его психического и социального развития. Мышление – абстрактное, внимание произвольное, устойчивое. Референтное лицо – «я сам», дорожит своим мнением, способен аргументировано отстаивать его. Ведущая деятельность – самореализация, профессиональная ориентация.

Рационализм (от латин. ratio — разум) – философское течение, признающее разум основой познания, источником опыта и поведения людей.

В противопоставление схоластике (тип религиозной философии: теолого-догматический подход, формально-логические связи) и сенсуализму (чувственность – главная форма достоверного познания), рационалисты исходили из идеи естественного порядка. Главное – научить человека мыслить, следовательно, основными предметами считали математику, языки. Сторонники классического рационализма 17-18 веков – Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Ребенок как объект педагогического процесса подвергается воздействию со стороны взрослых, общественных отношений и форм сознания, явлений окружающей социальной и природной среды, усваивает необходимый ему опыт и информацию, вводится в реально существующую социальную систему.

Ребенок как субъект педагогического процесса — развивающаяся индивидуальность на основе природных сил и задатков, обладающая исходными потребностями, возникающими мотивами и интересами, характеризуется личной активностью, возможностью ставить перед собой цели, осуществлять самовоспитание, самосовершенствование, с учетом возрастного и индивидуального проявления.

Рейтинг — метод педагогического исследования, состоящий в оценке тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами).

[Бабанский Ю.К.]

Рейтинг является основной для построения разнообразнейших шкал оценок от нумерации отдельных учеников до моральных качеств и престижности профессий.

Реферирование — метод работы с литературой характеризующийся сжатым изложением основного содержания работы.

Системный подход предполагает рассмотрение объектов, явлений, процессов как относительно самостоятельную целостность определенным образом связанных между собой элементов, обладающую такими свойствами, которые не присущи каждому элементу в отдельности.

Собственно детство (младший школьный возраст) от 6(7) до 10 лет – этап формирования основ нравственного поведения, полной психо-физиологической, нравственно-волевой готовности к систематическому учебному труду, к интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению.

Происходит усвоение моральных норм и правил поведения, формирование общественной направленности личности, завершение первоначального созревания физиологических и психических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду. Ведущей деятельностью становится учебная, но наравне с игровой, которая еще не сдает свои позиции лидерства. Тип мышления – наглядно-образное, развивается и абстрактное. Внимание удерживается 15-20 минут. Референтным лицом становится учитель, на втором месте – родители.

Собственно младенчество от 1 года до 3 лет – это период накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов.

За эти три года ребенок овладевает навыками самообслуживания (самостоятельно ест, одевается, соблюдает личную гигиену), овладевает связной автономной речью, формируется уверенная ходьба, бег, прыжки, самостоятельная игра с игрушками, рисование и другие первоначальные творческие занятия. Тип мышления – предметно-образный, референтные лица – родители, ведущий род деятельности – игра, но игра самого с собой. До трех лет дети не умеют сотрудничать, играют в одиночку.

Социализация — процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром. [Мудрик А.В. «Социализация и «смутное время»]

Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. [А.В. Петровский]

Среда — комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека: географическая среда, социальная, экономическая…

Сущность воспитания заключается в том, что все внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека с тем, чтобы найти свое отражение в дальнейшем поведении и деятельности. [Бабанский Ю.К. «Педагогика»]

Теория — форма организации научных знаний с целостным представлением о закономерностях и существенных связях действительности её объекта (в педагогике, например, — теория обучения, теория воспитания и др.).

Теория – описание и объяснение, система основных идей в какой-либо области познания, объединенных общим принципом научных положений, возникающая на базе широко подтвержденных гипотез. [Полонский В.М. Словари по образованию и педагогике]

Уровни методологии:

Отмечается три уровня методологии – общий, частный и конкретный.

В структуре методологического знания выделяют, как правило, три уровня: философский или общенаучный, конкретно-научный и технологический.

В.А. Сластенин, выделяя первый — философский (общенаучный) уровень методологии как высший, замечает, что «в настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм».

Второй уровень — частный (системный, личностный, деятельностный подходы).

Третий уровень — конкретно-научная методология, то есть совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.

Учитель (педагог, преподаватель, мастер, наставник) — человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. [Подласый И.П. «Педагогика»]

Формирование — результат развития личности. Означает её становление, приобретение совокупности устойчивых качеств на определенном этапе развития, относительно устойчивый фиксированный результат.

Формирование (личности) – процесс и результат развития личности под влиянием наследственности, среды и воспитания (внешних и внутренних усилий).

[Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике]

Цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Человек — биосоциальное существо, субъект, т.е. активное, действующее лицо исторической действительности и познания, понятие «человек» синтезирует в себе как его биологические, так и социальные качества и свойства.

Экскурсия — форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или музеях, на выставках и т.д. (Педагогический энциклопедический словарь)

Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Эмпиризм (греч.empeiria — опыт) – философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Противостоит рационализму. Идеалистический эмпиризм ограничивает опыт совокупностью ощущений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир (Дж.Беркли, Юм, Мах).

Материалистический эмпиризм признает источником чувственного опыта объективно существующий внешний мир (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк).

Эмпирики считали, что главное вооружить человека знаниями, следовательно, главное изучить естественные науки: географию, биологию, химию, физику.