Развитие навыков самопознания как основы саморазвития личности.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……….7

1.1. Самопознание как структурный компонент самосознания личности………………………………….………………………..7

1.2. Психология юношеского возраста и формирование

самосознания ……………………………………………………..16

1.3. Самопознание как процесс: его цели, этапы и механизмы.……23

Основные выводы……………………………………………………….41

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОПОЗНАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………….45

2.1. Организация и методы исследования………………………………45

2.2. Исследование потребностей в самопознании и саморазвитии в юношеском возрасте……………………………………..………………53

2.3. Развитие навыков самопознания личности в учебно-профессиональной деятельности………………………………………..56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..61

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………64

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..68

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В условиях динамически изменяющихся реалий современного мира традиционные и привычные ценностные нормы и стереотипы не могут служить ориентиром для развивающейся личности, прикладывающей значительные усилия для отыскания своего жизненного пути. Для реализации столь сложной задачи необходимо формировать особые ценностно-смысловые установки к жизни, к своему опыту, выстраивать свою личностную позицию.

Однако в своем большинстве подростки и старшие школьники не готовы к решению такого рода задач. Чаще всего они довольствуются интерпретациями своей жизни, носящими ситуативный характер, и не задумываются о необходимости выявления глубоких смысловых уровней. Между тем, именно познание и осмысление себя, своего собственного жизненного опыта открывает психологическое пространство для построения своей личности, выбора путей и целей жизни. Система современного образования не ставит специальной задачи по формированию и развитию у школьников способности к самопознанию и прогнозированию своего жизненного пути, что должно стать шагом на пути к профессиональному и личностному самоопределению.

Жизненные смыслы не даны человеку в готовом виде. Их особенность состоит в том, что субъекту надлежит их искать, обнаруживать и раскрывать. Именно в период ранней юности человек должен уметь осознавать свой жизненный опыт, осмысливать основные проблемы своего бытия и находить смыслы своего существования.

Становится очевидной необходимость разработки специальных форм и методов обучения развивающейся личности приемам самопознания, которые бы создали условия для развития способности прогнозировать и осмысливать последующие этапы своей жизни и формировать потенциальный образ Я.

10 стр., 4542 слов

5.Теории подросткового кризиса. Становление личности в подростковом ...

... суицида (демонстративных попыток). Нервно-психические нарушения – маниакально-депресивный психоз, симптомы шизофрении. Юношеский возраст. Кризис перехода к юности (15-18 лет) связан с проблемой становления ... зрелости, которая делает юного человека самостоятельной личностью для трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собственные жизненные планы, находить средства их реализации. ...

Актуальность избранной темы определяется тем, что в рамках гуманистического направления в науке и практике в последние годы идея саморазвития становится главенствующей, что привело к расширению разработок специальных технологий и возникновению понятий «личностно-ориентированный подход», «личностноразвивающее обучение» и др. В то же время стихийное самопознание и саморазвитие часто не приводят к значимым результатам, а поэтому требуют сопровождения и поддержки со стороны значимого взрослого, педагога. Кроме того, будущий педагог, психолог должен уметь оказывать поддержку в самопознании и саморазвитии детям, что обуславливает необходимость владения знаниями психологии самопознания и саморазвития, их роли в жизни, а также механизмов их функционирования. Эта тема также тесно связана с личностным и профессиональным самоопределением молодого поколения на современном этапе развития общества.

В этой связи цель исследования состоит в изучении влияния самопознания на развитие личности в юношеском возрасте.

Объект исследования: особенности самосознания в юношеском возрасте.

Предмет исследования: процесс самопознания как один из факторов формирования личности.

В соответствии с целью, объектом и предметом был выдвинут ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования:

— важнейшим психологическим процессом юношеского возраста является становление самосознания как условия успешного профессионального и личностного самоопределения;

— развитие и становление адекватного потенциального образа Я в юношеском возрасте определяется осознанностью жизненных планов, наличием навыков самопознания, направленных на корректирование представлений о себе (реальном, потенциальном, идеальном), развитие умений ставить адекватные цели.

Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические и эмпирические исследования психологов, раскрывающих особенности развития личности старшего школьника.

2.Исследовать роль и влияние самопознания на развитие субъектности лиц юношеского возраста.

3.Определить значимость потенциального образа Я для личностного и профессионального становления;

4. Определить виды и формы работы по формированию навыков самопознания личности в юношеском возрасте.

Методологической и теоретической основой исследования явились идеи и принципы системного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и другие), представления о психологических новообразованиях старших школьников (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Толстых, Д.И. Фельдштейн и другие).

12 стр., 5777 слов

Жизненное самоопределение личности человека в юношеском возрасте

... в развитии личности. Предмет - процесс жизненного самоопределения в юношеском возрасте. Цель - рассмотреть особенности жизненного самоопределения личности человека в юношеском возрасте. Задачи исследования: 1.Проанализировать ... своего места и назначения в жизни. Самоопределение рассматривается как одно из ведущих новообразований юношеского возраста, насколько именно в самоопределении заключается ...

Теоретические положения, касающиеся развития субъектности личности в онтогенезе (К.А. Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Татенко, В.И. Слободчиков и др.), по формированию образа Я (И.С. Кон, М.Ш. Магомед-Эминов, В.А. Петровский, И.И. Чеснокова, Т. Шибутани и др.), теории гуманистической психологии и самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, К.Г. Юнг, У.Джеймс и др.), теоретические положения, касающиеся феномена и процесса личностного самоопределения (К.А. Альханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Р. Гинзбург, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.), а также проблемы построения жизненных планов (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Дружинин, Н.Н. Толстых, И.И. Чеснокова и др.).

Базой экспериментального исследования стала МОУ СОШ № 7 ст. Убеженская, Успенского района. Экспериментальную выборку составили учащиеся 8 – 11 классов (юноши и девушки в возрасте 14-17 лет).

Методы и методики исследования. Специфика, цели и задачи исследования определили состав методов, с помощью которых оно было осуществлено. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс научных методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; тестирование, анкетирование, методы математической статистики.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости обогащения образовательного процесса практикой обучения навыкам самопознания и саморазвития личности, способствующих эффективному профессиональному и личностному самоопределению в юношеском возрасте, в решении проблем экзистенциального характера. Полученные данные позволили определить основные направления учебно-воспитательной работы образовательного учреждения по формированию навыков самопознания и оказанию психологической помощи в профессиональном и личностном самоопределении. Разработанная программа психологической поддержки процесса самопознания и саморазвития личности в юношеском возрасте может быть использована в работе школьного психолога со старшеклассниками.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования отражают важные аспекты современной ситуации возрастного развития в юношеском возрасте. Рассмотрены основные структурные компоненты самосознания личности и их влияние на процессы профессионального и личностного самоопределения. Они касаются протекания процессов планирования старшими школьниками будущего.

Структура работы.

Работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка литературы из

68 источников и 4 приложений………

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности).

– Москва – Воронеж: Академия педагогических и социальных наук. 1999.

2. Александровский Ю.А. Познай и преодолей себя. – М., 1992.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. – М., 1980.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.

5. Артемьев П. Психология самопознания или как найти формулу жизни. – М., 2001.

3 стр., 1457 слов

Творческая личность – сущность и развитие

... психических особенностей творческой личности. Главноеотличие творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа(здесь ... у гениев, а многочисленные исследования выявили взаимосвязькреатизма с нейротизмом[ ... развития креативности[1]формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческимпроявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности ...

6. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии0. – М.: Книга, 1991.

7. Березин А.Ф. Развитие субъектности студентов-психологов при освоении ими форм самостоятельной работы // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» /Под ред Е.Н.Шиянова. – Ставрополь, 2000, с. 169-171.

8. Бернс. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М., 1986.

9. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.

10. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. //Избранные психологические труды. /Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1995.

11. Введение в психологию. / Под общ ред. А.В.Петровского – М., 1996, — С. 407 – 417.

12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1993.

13. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991, С. 80 – 119.

14. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. – Иркутск, 1993.

15. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2002.

16. Знаков В.В. Самопознание и самопонимание как проблемы психологии человеческого бытия // Психология субъекта профессиональной деятельности, — М.- Ярославль: ДИА-пресс, 2001, С. 88-104.

17. Знаков В.В., Павлюченко Е.А. Самопознание субъекта // Психологический журнал, 2002, том 23, № 1, С. 31 –41.

18. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. – М., 1992, с. 28-31.

19. Как построить свое «Я». / Под ред. В.П.Зинченко. – М., 1991.

20. Кинчер Дж. Книга о тебе. 40 тестов самоисследований. – Спб., 1997.

21. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М., 1996, с. 158-169.

22. Кон И.С, Психология юношеского возраста. – М., 1979.

23. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. – М., 1989.

24. Кон И.С. Открытие «Я».- М., 1978, с. 20-35.

25. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

26. Кондратова М.С. Формирование самооценки как механизма самопрезентации юноши. // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» /Под ред Е.Н.Шиянова. – Ставрополь, 2000, 322-323.

27. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2002.

28. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. – М., 1989.

29. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001.

30. Литвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу. – Ростов н/Д, 1997.

31. Литвак М.Е. Принцип сперматозоида. – Ростов н/Д., 1997.

32. Литвак М.Е. Психологический вампиризм. – Ростов н/Д., 1997.

33. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, — 256 с.

34. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Развитие самосознания и проблемы формирования социальной активной личности, — М., 1987.

35. Мотков О. Культурно-психологический потенциал личности // Школьный психолог, 1999, №15.

36. Недбаева С.В. Методические рекомендации и задания по самостоятельной работе студентов в курсе дисциплины «Психология человека».- Армавир, 1997.

37. Общая психология /А.В. Петровского, А.В.Брушлинского, В.П.Зинченко и др. – М., 1986, С. 216 – 225.

9 стр., 4444 слов

Глава 1. Теоретический обзор проблемы личности и личностного роста

... развития личности, мы попытались выделить в психическом развитии личности два вопроса: - рассмотреть взаимосвязь психического развития и развития личности; - охарактеризовать психологические проблемы развития личности. Цель нашей работы – изучить состояние проблемы личностного роста ... значение для него самого и окружающих. В психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. ...

38. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

39. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1987.

40. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М., 1991.

41. Педагогика и психология высшей школы. /Под ред. С.И.Самыгина. – Ростов н/Д., 1998.

42. Перлз Ф. Опыт психологии самопознания. – М., 1993.Литвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу. – Ростов н/Д, 1997.

43. Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 1995.

44. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы – М., 1999, С. 224 – 242.

45. Платонов К. Занимательная психология. – Спб., 1997.

46. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1997.

47. Прихожан А.М. Психологический справочник неудачника или как обрести уверенность в себе. – М., 1994.

48. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова – м., 1997, С. 343 – 344.

49. Психология развивающейся личности./ Под ред. А.В.Петровского, М., 1987.

50. Психология самопознания: Хрестоматия, — Самара, 2000.

51. Ремшмид Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.

52. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.

53. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984.

54. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. – М., 1988.

55. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.

56. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М., 2000.

57. Смирнов С.Д. Педагогика и психология Высшего образования: от деятельности к личности – М., 2001, С. 145 -156.

58. Спиркин А.Г. Сознание и самопознание. – М., 1972.

59. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.

60. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 1997.

61. Сурожский А. О самопознании // Вопросы психологии. – 1994, №5.

62. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 2000.

63. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002, с. 38-54.

64. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995.

65. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.

66. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999.

67. Энциклопедия практического самопознания. /Сост. А.И.Красило. – М., 1994.

68. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. – М., 1996.