Практическое занятие по теме 3.

Проект

по одной из тем на выбор (титульный , план, содержание, теория, практическое решение вопроса, методы исследования, литература 15-20 экз.- монографии, словари, статьи)

Задание для самостоятельной проектной работы студента ГПФ

по дисциплине

 

 

ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

 

(вариант выбирается самостоятельно по первой букве фамилии)

Номер варианта Первая буква фамилии студента
Тема1-10 Задание 1,2,3,4,1,2,3,4,1,2 А, Л, Х,Ф Д, П, Щ, К
Тема1-10 Задание 2,3,4,1,2,3,4,1,2,3 Б, М, Ц, Е, Р, Ы И
Тема1-10 Задание 3,4,1,2,3,4,1,2,3,4 В, Н, Ч Ж, С, Э, У
Тема1-10 Задание 4,1,2,3,4,1,2,3,4,1 Г, О, Ш З, Т, Ю, Я

· содержание отдельных заданий может быть заменено согласно адекватному заданию программы курса и помечено в самостоятельной работе.

Практическое занятие по теме 1.

Классификация психодиагностических методик

План проведения

Задание 1. Раскройте особенности процедуры получения и описания эмпирических данных, стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов.

Задание 2. Укажите, как в одной психодиагностической методике можно использовать разнообразные методы статистической обработки.

Задание 3.Опишите следующие параметры нормы: причинную обусловленность психических проявлений; максимальную приближенность субъективных образов к отражаемым объектам; соответствие реакций силе и частоте внешних раздражений; критический подход к обстоятельствам жизни; адекватность реакций на общественные обстоятельства; чувство ответственности за потомство и близких родственников; способность изменять поведение в зависимости от смены жизненной ситуации; самоутверждение в группе без ущерба остальных; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

Задание 4. Опишите условия применения частного коэффициента корреляции.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 688 с.

Дополнительная:

Ануфриев А.Ф. Психодиагностика. Основы решения диагностических задач. – СПб. : Питер, 2012. – 208 с.

Пашнев Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога. – СПб. : Питер, 2010. – 338 с.

Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – СПб. : Питер, 2008. –
384 с.

 

Практическое занятие по теме 2.

Диагностика интеллекта и умственного развития

План проведения

Задание 1. Составьте список психодиагностических методик, которые могут быть использованы для изучения интеллекта и умственного развития.

Задание 2. Проведите психодиагностическое исследование уровня слуховой вербальной памяти и способов запоминания. Нужно подсчитать следующие показатели:

1) Количество проб, потребовавшихся для полного запоминания всех слов. Результаты сравниваются со шкалой оценок.

2) Количество слов, правильно воспроизведенных в каждой пробе. По результатам этих подсчетов строится график.

3) Степень осмысленности запоминания. Для этого подсчитывается количество слов, запомненных механически, и слов, которые запоминались с использованием каких-либо мнемических приемов: ассоциация по сходству, по противоположности, с помощью построения зрительного образа и т.д. Записываются все использованные для запоминания приемы.

Задание 3. Проведите психодиагностическое исследование уровня умственных способностей с помощью краткого ориентировочного теста (КОТ).

Задание 4. Определите уровень умственных способностей с помощь логических задач:

1) Автомобиль «Жигули» стоимостью 2400 руб. был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

2) Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3,6 долл. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

3) Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб., К. – 3500 руб., П. – 2000 руб. Если прибыль составит 2400 руб., то насколько меньше прибыль получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

4) В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большого размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?

5) Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить се сто раз?

Рекомендуемая литература

Основная:

Государев Н. А. Психодиагностика. Методологии и методики исследования психологических типов : учеб.пособие. – М. : Ось-89, 2009. – 144 с.

Дополнительная:

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб. : Питер, 2011. – 688 с.

Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей. Психодиагностика. – 4-е издание. – М. : МПСИ, 2010. – 190 с.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М. :Владос-Пресс, 2008. – 383 с.

Практическое занятие по теме 3.

Психодиагностика креативности как универсальной творческой способности

План проведения

Задание 1. Исследуйте уровень творческого воображения с помощью теста «Круги». Для обработки результатов теста используйте три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.

Задание 2. На материале конкретного занятия по психологии покажите пути активизации студентов в процессе использования различных психодиагностических методик на определение креативности.

 

Задание 3. Укажите соответствие между задатками, способностями, склонностью, одаренностью.

Задание 4. Дайте характеристику понятию «интеллектуальное внимание».

Рекомендуемая литература

Основная:

Рогов Е.И. Методы изучения профессионально важных качеств школьников // Методические рекомендации. – М., 2010. – 322 с.

Дополнительная:

Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 688 с.

Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. –
СПб. : Питер, 2009. – 336 с.

Еремина Т. Визуальная психодиагностика. – М. : Феникс, 2012. – 234 с.

Практическое занятие по теме 4.

Психодиагностика темперамента и характера

План проведения

Задание 1. Проведите тест на определение типа темперамента с помощью Павловского темпераментального опросника (PTS).

Шкалы: сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервной системы.

Задание 2. Проведите психодиагностическое исследование структуры темперамента Я. Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева).

Шкалы: уровень – про­цессов возбуждения, процессов торможения, подвижности нервных процессов; уравновешенность по силе.

Задание 3. Проведите психодиагностическое исследование характерологических тенденций с помощью теста Т. Лири,установите преобладающие характерологические тенденции личности: доминантность – властность, уверенность в себе – самоуверенность – самовлюб­ленность, требовательность – непримиримость – жестокость, скептицизм – упрямство – негативизм, уступчивость – кротость – пассивная подчиняемость, доверчивость – послушнocть – зависимость, добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм, отзывчивость – бескорыстие – жертвенность.

Задание 4. Охарактеризуйте человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге с помощью метода групповой оценки личности (ГОЛ).

Рекомендуемая литература

Основная:

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 688 с.

Дополнительная:

Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. –
СПб. : Питер, 2009. – 336 с.

Еремина Т. Визуальная психодиагностика. – М. : Феникс, 2012. – 234 с.

Кашапов Р.Р. Курс практической психологии : учебное пособие. – СПб. : Питер, 2008. – 448 с.

Практическое занятие по теме 5.

Патохарактерологическая диагностика

План проведения

Задание 1.Обоснуйте достоинства и недостатки патохарактерологических опросников. Подготовьте предложения по совершенствованию данных тестов с позиций современной психологии.

Задание 2. Охарактеризуйте методики, используемые для диагностики расстройств и особенностей психической деятельности, которые свойственны неврозам, психопатиям, акцентуациям характера, начальным стадиям психических заболеваний.

Задание 3. Выявите преобладающий психопатологический синдром, степень общего отклонения психической деятельности человека от нормы с помощью Миннесотского многофазного личностного теста (ММРI).

Задание 4. Разработайте тесты для самостоятельной работы студентов Вашей группы по определению особенностей патологии характера.

Рекомендуемая литература

Основная:

Государев Н. А. Психодиагностика. Методологии и методики исследования психологических типов : учеб.пособие. – М. : Ось-89, 2009. – 144 с.

Дополнительная:

Ануфриев А.Ф. Психодиагностика. Основы решения диагностических задач. – СПб. : Питер, 2012. – 208 с.

Пашнев Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога. – СПб. : Питер, 2010. – 338 с.

Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – СПб. : Питер, 2008. 384 с.

Практическое занятие по теме 6.

Психодиагностика эмоциональной сферы личности

План проведения

Задание 1.Проведите психодиагностическое исследование настроения как эмоционального состояния личности с помощью шкалы цветового диапазона настроений (автор А.Н. Лутошкин).

Задание 2. Проведите психодиагностическое исследование нервно-психической устойчивости с помощью методики «Прогноз», выявите отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оцените вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.

Задание 3. Проведите психодиагностическое исследование состояния агрессии с помощью опросника Басса-Дарки. Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

Задание 4. Опишите психические формы переживания человека, выявляющие отношение личности к миру, самому себе и выполняющие сигнальную, оценочную и регулятивную функции. Какие психодиагностические методики используют для исследования данных переживаний.

Рекомендуемая литература

Основная:

Рогов Е.И. Методы изучения профессионально важных качеств школьников // Методические рекомендации. – М., 2010. – 322 с.

Дополнительная:

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб. : Питер, 2011. – 688 с.

Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей. Психодиагностика. – 4-е изд. – М. : МПСИ, 2010. – 190 с.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М. :Владос-Пресс, 2008. – 383 с.

Практическое занятие по теме 7.

Психодиагностика ценностно-смысловой сферы личности

План проведения

Задание 1. Проведите психодиагностическое исследование реальной структуры ценностных ориентаций личности (методика С.С. Бубновой).

Шкалы: времяпрепровождение, материальное благосостояние, наслаждение прекрасным, милосердие, любовь, познание нового, социальный статус, признание, социальная активность, общение, здоровье.

Задание 2. Перечислите важнейшие компоненты структуры личности.

Задание 3. Определите уровень импульсивности с помощью теста-опросника В.А. Лосенкова. Подсчитайте величину показателя импульсивности «Пи».

Задание 4. Перечислите методики, используемые для исследования уровня социальной адаптации и процесса интериоризации.

Рекомендуемая литература

Основная:

Анастази А., Урбина С. Психологическое. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 688 с.

Дополнительная:

Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 688 с.

Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. –
СПб. : Питер, 2009. – 336 с.

Еремина Т. Визуальная психодиагностика. – М. : Феникс, 2012. – 234 с.

Практическое занятие по теме 8.

Психодиагностика мотивационно-потребностной сферы

План проведения

Задание 1. Проведите психодиагностическое исследование мотивации достижений с помощью личностных опросников для измерения мотивов.

Задание 2. Изучите реализацию ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Шкалы: времяпрепровождение, материальное благосостояние, наслаждение прекрасным, милосердие, любовь, познание нового, социальный статус, признание, социальная активность, общение, здоровье.

Задание 3. Перечислите психодиагностические методики для диагностирования мотивационно-потребностной сферы.

Задание 4.Проведите психодиагностическое исследование мотивации достижений с помощью опросника измерения аффилиативной тенденции и чувстительности к отвержению А. Мехрабиана.

Рекомендуемая литература

Основная:

Государев Н. А. Психодиагностика. Методологии и методики исследования психологических типов : учеб.пособие. – М. : Ось-89, 2009. – 144 с.

Дополнительная:

Ануфриев А.Ф. Психодиагностика. Основы решения диагностических задач. – СПб. : Питер, 2012. – 208 с.

Пашнев Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога. – СПб. : Питер, 2010. – 338 с.

Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – СПб. : Питер, 2008. –
384 с.