Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО ТвГУ)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан филологического факультета

________________М.Л. Логунов

_________________________2013г.

 

Рабочая программа

По дисциплине

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДО XIX ВЕКА

 

 

для студентов 3 курса очной формы обучения

специальность – 031001, филология

 

 

Обсуждено на заседании кафедры Составители

________ Протокол № ____ __________ С.А.Васильева

 

Е.Н. Строганова

 

И.о. зав. кафедрой

______________ О.С. Карандашова

 

 

Тверь, 2013

 

 

Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов

I. История создания и публикации романа. Первый роман Достоевского в восприятии современников. В чем вы видите сходство и различие оценок? (статьи В.Г. Белинского и В.Н. Майкова).

II. «Сентиментальный натурализм» (Ап. Григорьев) молодого Достоевского.

1. Сентименталистские традиции в романе:

а) Образ «девушки бедной и погубленной»: судьба Вареньки Доброселовой. «Двойники» Вареньки в романе (как соотносятся с образом главной героини образы матери Покровского и Саши?).

б) Жанровые особенности произведения: эпистолярная форма, элементы исповеди. Сюжетные реминисценции сентиментального «мещанского» романа в структуре «Бедных людей».

2. «Бедные люди» и поэтика «натуральной школы». Традиции «физиологического» очерка в романе:

а) «Натурализм» и детализация бытописания («страсть к подробностям»).

Образ Петербурга и его связь с судьбами «бедных людей» (обратите внимание на сюжетные линии Горшковых и Покровских).

б) Герой-чиновник как социальный тип. Социальный статус героя, среда его обитания. Синтез «натуральных» и «сентиментальных» черт в структуре образа Девушкина. Имя героя и его характер.

3. Усложнение «сентиментальной» линии «натуральной» поэтикой: «физиология» городской жизни; соотнесенность образа героини с образами «маленьких людей».

III. «Титулярное сердце, честное и чистое» – художественное открытие Достоевского.

1. Рефлексия «маленького человека»: «амбиция» и самоуничижение как выражение самосознания героя. Функция в романе сквозного образа «ветошки» (проанализируйте соответствующие фрагменты).

Бунт Девушкина против судьбы.

13 стр., 6103 слов

Новаторство Достоевского в образе «маленького» человека

... человек в творчестве Ф.М. Достоевского достоевский маленький человек роман Тему «маленького» человека также затрагивает и Фёдор Михайлович Достоевский. Герои его повестей “Бедные люди”, “Белые ночи”, “Униженные и оскорбленные”, романа ... Я рассмотрела разные определения «маленького человека». Таким образом, «маленький человек» -- это человек невысокого социального положения и происхождения, не ...

2. Любовь «маленького человека»: хронотопическое несовпадение героев. Значима ли, на наш взгляд, хронологическая конкретика в романе? Обратите внимание на возраст героев и на соотнесенность каждого из них с определенным временем года («осень» Вареньки и «весна» Девушкина).

3. Литературные вкусы Девушкина и его «слог». Почему Достоевский заставляет своего героя так много внимания уделять «слогу»? Характерологическая и сюжетообразующая функция чтения в романе: «рецензии» Девушкина на повести Пушкина и Гоголя. Можно ли считать Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина литературными прототипами Девушкина? В чем суть полемики Достоевского с Гоголем?

1. Новаторство Достоевского в изображении слова героя (М.М. Бахтин).

Литература

Обязательная

1. Достоевский Ф.М. Бедные люди. Примечания к тексту см. по изданию: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1972. Т.1.

2. Белинский В.Г. Петербургский сборник // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1955. Т.IX.

3. Майков В.Н. Нечто о русской литературе в 1846 году // Майков В.Н. Литературная критика. Л., 1985.

4. Виноградов В.В. Школа сентиментального натурализма («Бедные люди». Сюжет и архитектоника) // Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М., 1976.

5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 (Гл. 2; гл 5, разд. 2).

6. Ветловская В. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Л., 1988.

Дополнительная

1. Аксаков К.С. Три критические статьи г-на Имрек (Петербургский сборник, изданный Некрасовым) // Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика. М., 1995. С. 136-144.

2. Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь (К теории пародии) // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

3. Бем А.Л. Первые шаги Достоевского (генезис романа «Беднфые люди») // Бем А.Л. Исследования. Письма о литературе. М., 2001.

4. Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.

5. Бочаров С. Холод, стыд и свобода (История литературы sub specie Священной истории) // Вопросы литературы. 1995. № 5. С. 126–157.

 

 

Смерть и воскресение героя в романе Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

I. История создания романа. Соединение в «Преступлении и наказании» двух самостоятельных замыслов (роман «Пьяненькие» и «психологический отчет одного преступления»).

II. «Преступление и наказание» как роман шестидесятых годов: исторический контекст и текст романа.

1. Изображение в романе социальных явлений и процессов середины 1860-х гг.:

а) «Фантастический» Петербург как действующее лицо романа. Обратите внимание и покажите специфику пейзажа, интерьера, цветовой символики.

б) Социальные типы, выведенные в романе: бедный студент-разночинец, мелкий чиновник… (продолжите этот ряд).

в) Судьбы «униженных и оскорбленных» в изображении Достоевского. Вспомните не только о главных героях, но и лицах эпизодических. Какие сцены особенно значимы в этом смысле?

3 стр., 1231 слов

Семейный роман великих людей

... отношению к семейному роману. С одной стороны, роман поглощается семейным комплексом, идеальный вымысел сведен к реальности. С другой стороны, происходит обратное: вымысел человеку навязывается, формирует его ... наше предварительное заключение. Сначала мы констатировали, что для объяснения формирования образа героя, в легенде повествуется об истории его рождения и взросления, связанной с ...

г) Социальные проблемы, обсуждаемые в романе. Почему возникает вопрос о преступности среди «образованных классов»?

2. Исторические «прототипы» идеи Раскольникова:

а) Идеи социал-дарвинизма (социальное истолкование теории происхождения видов Ч. Дарвина); идея сильной личности, утверждение имморализма и индивидуализма (книги М. Штирнера «Единственный и его достояние» и Наполеона III «Жизнь Цезаря»).

б) Идеи и образы романа Чернышевского «Что делать?».

Ш. Смерть и воскресение Раскольникова. Принцип индетерминизма

в изображении человека (герой Достоевского как человек «метафизический»).

1. Раскольников как тип «нового человека». Можно ли сказать, что его литературными предшественниками являются герои романа «Отцы и дети» и «Что делать?». Теория среды как одно из возможных объяснений преступления Раскольникова. Найдите в тексте обсуждение теории среды, прочитайте и объясните эту сцену. Каково отношение Достоевского к теории среды? Почему в романе представлена множественность мотивировок преступления Раскольникова? Можно ли объяснить это отказом автора от принципа социального детерминизма в изображении человека? Мистическое истолкование самим Раскольниковым власти теории над ним («чары, колдовство, обаяние <…> наваждение» – подтвердите примерами).

2. «Двойники» Раскольникова Лужин и Свидригайлов как два варианта реализации идеи вседозволенности (найдите в тексте и прочитайте изложений теорий Лужина и Свидригайлова).

Почему Достоевский не находит смягчающих красок для Лужина? «Подпольный» Свидригайлов: что такое «широкость» человеческой натуры в истолковании этого персонажа? Воплощение в образе Свидригайлова принципа «развеществления» человека (Бахтин).

3. Средства и приемы создания ситуации «смерти» Раскольникова:

а) Длительное беспамятство героя после убийства; комната-«гроб» как один из хронотопических лейтмотивов.

б) Ощущение героем своей чуждости родным и всему окружающему миру (найдите подтверждения в тексте).

в) Смерть других персонажей: каких именно? Можно ли говорить о карнавальном характере соответствующих эпизодов?

г) Многозначность и символический смысл снов Раскольникова. Сколько их в романе? Проанализируйте все сны героя.

4. Возвращение Раскольникова к жизни по мере его обращения к Богу:

а) Тема второго пришествия в исповеди Мармеладова (обратите внимание на реакцию Раскольникова).

б) сюжето- и смыслообразующая роль в романе евангельской легенды о воскресении Лазаря. Прочитайте в Евангелии от Иоанна главу 11. Найдите в тексте романа три упоминания легенды о воскресении Лазаря (первая беседа Раскольникова с Порфирием Петровичем; первое посещение Раскольниковым Сони; финал романа); объясните их.

2. Оппоненты Раскольникова и их роль в его воскресении. Справедлива ли мысль М.М. Бахтина о полифоническом строении романов Достоевского?

а) Разумихин как антипод Раскольникова. Покажите, в чем сходство этого персонажа с героем Чернышевского Рахметовым. Понятно ли отношение Достоевского к своему герою?

б) Порфирий Петрович как носитель идеи доверия жизни (найдите в тексте соответствующие фрагменты).

Почему сам герой называет себя человеком «поконченным»?

в) Какова функция образа Сони? Почему именно ее «выбирает» Раскольников? Как вы считаете, почему носителем высшей правды Достоевский делает «блудницу»? Как соотносятся в романе образы Сони и Миколки? Можно ли сравнивать эту героиню с героиней повести «Записки из подполья» Лизой?

7 стр., 3037 слов

План практического занятия № 4-5. Французский исторический роман: ...

... с. – (Programme A. Pouchkine). Фридлендер, Г. М.. Достоевский и мировая литература / Г. М. Фридлендер. – Л. ... миром; романтическая концепция любви и ее реализация в романе: любовь/страсть романтического героя ... – 567 с. 6.            Шевякова, Э.Н. Становление поэтики исповедального романа в раннем французском романтизме : (Шатобриан. Сенанкур) // ...

 

Литература

Обязательная

1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание (примечания к тексту см. по изданию: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1973. Т. 7).

2. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 (Гл. 2, 4).

3. Энгельгардт Б.М. Идеологический роман Достоевского // Энгельгардт Б.М. Избранные труды. СПб., 1995.

4. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. Л., 1979.

Дополнительная

1. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: Книга о романе Достоевского «Преступление и наказание». М., 1986 (Ч.1. Образы и проблематика).

2. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского. М., 1979 (Ч. III. Цвет).

 

№ 3. «Фантастический» роман Ф.М. Достоевского «Идиот»:

Спасла ли мир красота?

I. Из истории создания романа (Достоевский о своем замысле в письме к С.А. Ивановой от 1 января 1869 г.).

«Идиот» в литературном процессе 1860-х гг. Соотнесите это произведение с такими литературными явлениями эпохи, как роман о «новых людях», «антинигилистический» роман, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

II. «Неправдоподобная правда» человеческих отношений в романе Достоевского.

1. Карнавализация как особый способ организации действия в романе. Сцена как основной сюжетно-композиционный прием (последовательное развертывание сцен на «площади»: разговор в вагоне поезда; князь в гостиной Епанчиных; скандал в доме Иволгиных… – продолжите этот ряд).

Принцип «зеркальности» в архитектонике романа: день рождения Настасьи Филипповны и день рождения князя Льва Николаевича как два композиционных центра.

2. «Двойная любовь» князя:

а) «Безумная» и «идиот». Судьба «инфернальницы» Настасьи Филипповны Барашковой – трагедия «мечтательницы». Тема купли-продажи в романе. «Фантастический» характер героини и ее самооценки. «Любовь-жалость» князя как любовь «для нее».

б) женщина-ребенок Аглая и ее «стыдная» любовь к князю. Как проявляется характер героини в сцене «дуэли»? Земная любовь князя к Аглае как любовь «для себя».

III. «Фантастичность» человеческой натуры в изображении Достоевского.

1. Приведите примеры использования понятия «фантастический» в тексте романа.

2. Олицетворение в образе «князя Христа» идеи любви и всепрощения. Фольклорные истоки образа «Идиота» (герой-«дурак»).

Функция в романе образов Дон Кихота и пушкинского «рыцаря бедного». Можно ли назвать Акакия Акакиевича Башмачкина литературным «двойником» Мышкина?

3. «Апостолы» «князя Христа»:

а) Друзья-предатели:

– амбивалентная сущность Рогожина (любовь-ненависть к князю).

Рогожин как антипод Мышкина; параллелизм сюжетных линий героев (общность экспозиции, любовь к Настасье Филипповне);

16 стр., 7591 слов

Инфернальные женщины в романах Достоевского

... женщин заканчивается роковым исходом событий. Я сделала это заключение, прочитав и проанализировав роман Достоевского «Идиот». Но что же делать с инфернальной женщиной, у которой сильная натура, ... других – простой и обычной. Цель исследования – раскрытие этого понятие на примере романов Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Преступление и наказание». Для выполнения поставленной цели в работе предполагается ...

– «иуда» Ганя Иволгин: «наполеоновские» претензии «обыкновенности». Ганя как антипод Мышкина; параллелизм сюжетных линий героев (оба в ситуации между Аглаей и Настасьей Филипповной).

б) Родственные души и верные ученики:

– «дитя» Елизавета Прокофьевна и ее дочери; фольклорная основа образов трех сестер;

– юные последователи князя Коля Иволгин и Вера Лебедева: в чем их сходство с Мышкиным?

в) «Карнавальная» толпа:

– «карнавальные» шуты: Лебедев как «подпольный» вариант типа «маленького человека»; генерал Иволгин; «щедринские» персонажи Фердыщенко (см.: «История одного города») и «отставной поручик» Келлер (см.: «Обманутый подпоручик» в книге «Губернские очерки»);

– образы «новых людей» и тема нигилизма в романе. Можно ли назвать Ипполита Терентьева «подпольным» героем?

4. Особенности речи автора и героев: «намеки, недосказанные слова, умолчания, загадки».

5. Сюжетные намеки, умолчания и пророчества. Реализация в сюжете принципа «сбывшегося пророчества»: картина Г. Гольбейна-младшего «Мертвый Христос» как трагический символ романа. Какова, по вашему мнению, функция «картины» Настасьи Филипповны, существующей в ее воображении?

Литература

1. Достоевский Ф.М. Идиот (примечания к тексту см. по изданию: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т. 9).

2. Достоевский Ф.М. О русской литературе. М., 1987. С. 341-342 (письмо к С.А. Ивановой).

3. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 (Гл. 4).

4. Скафтымов А.П. Нравственная композиция романа «Идиот» // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

5. Энгельгардт Б.М. Идеологический роман Достоевского // Энгельгардт Б.М. Избранные труды. СПб., 1995.

 

№ 4. «Русские мальчики» перед «вековечными вопросами»

(роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)

I. Из истории создания романа. Фрагментарное осуществление в «Братьях Карамазовых» замысла «Жития великого грешника».

II. «Отсутствие внутренней сдерживающей нормы» (В.В. Розанов), «земляная карамазовская сила» – родовая черта «случайного семейства».

1. «Жестокое сладострастие» и вседозволенность – определяющие черты облика Федора Карамазова (подтвердите текстом).

Можно ли считать фамилию «Карамазов» говорящей? Кто из персонажей романа раскрывает ее этимологию?

2. Дмитрий Федорович как воплощение «безудержья карамазовского» (приведите соответствующие примеры).

Почему Митя предпочитает Грушеньку Катерине Ивановне?

3. Федор Павлович Карамазов и Павел Федорович Смердяков: в чем выражается их лакейская сущность? Обратите внимание на корреляцию имен этих персонажей. Чем можно объяснить ее?

4. Справедливо ли утверждение, что Иван и его отец – это «одна душа»? Кому из персонажей романа принадлежит эта мысль? Подтвердите или опровергните ее. Роль любовной коллизии в создании образа Ивана Федоровича.

5. Какие родовые карамазовские черты подозревает в себе Алеша? Обратите внимание на реплику Ракитина о семействе Карамазовых: «сладострастие до воспаления доведено» (14, 74).

Справедливо ли это по отношению к Алеше? Какова функция в романе образа Лизы Хохлаковой?

III. Герои Достоевского в диалоге с миром и самими собой: вопрос о «существовании Божием» как главная нравственно-философская проблема романа.

2 стр., 629 слов

Достоевский ф. м. — преступление и наказание социально-психологический ...

... и он чувствовал это. В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский осуждает и наказывает теорию сверхчеловека, одновременно ... к этому страшнейшему преступлению? Ответ на этот вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. ... русской действительности того времени. Петербург показан в романе как грязный город, где царят нищета и разврат, где на ...

1. «Между верой и безверием»: герой-идеолог Иван Карамазов и его «двойники»:

а) Теодицея (что значит это слово?) Ивана Карамазова – бунт «эвклидовского» ума («Я не Бога не принимаю <…> я мира, им созданного <…> не принимаю…». – Ч.II. Кн.V. Гл. III, IV).

б) Мучительность для самого Ивана убеждения, что «нет добродетели, если нет бессмертия» (14, 65).

«Поэма» о Великом инквизиторе как нравственно-философский центр романа. Перечитайте евангельскую притчу об искушении Христа дьяволом (Евангелие от Матфея. IV, 1–11).

Можно ли назвать Великого инквизитора «двойником» Ивана? Сравните идею Великого инквизитора о немногих избранных с теорией Раскольникова. Как в легенде о Великом инквизиторе выразилось негативное отношение Достоевского к католицизму?

в) «Главный убивец» и «слуга Личарда»: почему именно так распределяет Смердяков степень вины между Иваном и собой?

г) «Я одной с тобой философии»: черт как «двойник» Ивана Карамазова.

2. Между «идеалом Мадонны» и «идеалом Содомским»: Дмитрий Карамазов на грани «добра» и «зла». «Шиллеровская» восторженность героя и очарованность красотой. Взлеты и падения Дмитрия Федоровича на пути к истине (приведите соответствующие примеры).

Почему Достоевский именно этого героя приводит к идее страдания-очищения?

3.Между святостью и «смущением»: Алексей как несостоявшийся главный герой «Братьев Карамазовых». Как проявляется в тексте намерение автора сделать Алексея Федоровича главным героем романа? Сюжетно-композиционная и идеологическая функция этого персонажа. Житийные источники образа Алексея Карамазова («Житие Алексея, человека Божия»).

Можно ли говорить о сходстве Алеши с князем Мышкиным? (обратите внимание на такие характеристики, как «ранний человеколюбец», «вроде как бы юродивый», «младенец»).

IV. Художественная реализация в романе «русской идеи» Достоевского.

1. Негативная интенция в изображении «беспочвенных» героев и идей. Полемика Достоевского с современным либерализмом: «европеец» Миусов, «семинарист-карьерист» Ракитин, «беспристрастные» судебные деятели.

2. Какова функция в романе образа старца Зосимы? Почвеннические идеи Достоевского – «прототипы» мыслей Зосимы о «деятельной любви» как основе человеческой жизни и о мессианской роли русского народа-«богоносца». Почему старец завещает Алеше жить «в миру»? Найдите в речах старца евангельские цитаты, использованные в эпиграфе (см.: Евангелие от Иоанна. 12, 24), и объясните их смысл.

3. Символическая роль в романе образов детей. Традиция общения учителя и учеников (Христос и апостолы / старец и Алеша / Алеша и мальчики) как основа духовного единения людей – в противовес «случайному семейству». Какова функция в романе семейства Снегиревых?

4. Существует ли разница между утверждениями: «церковь должна стать государством» и «государство должно стать церковью»? Как должна решаться проблема «государство и церковь», по мнению Достоевского?

Литература

Обязательная

1. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы (примечания к тексту см. по изданию: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т. 15).

8 стр., 3896 слов

Тема №1. Роман н.Г. Чернышевского «что делать?»

... Текст «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. 4. Покусаев Е. И. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. – М.: Наука, 1963. 5. Бушмин А. ... Социально-психологическая драма Раскольникова и авторская позиция Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание» (4 часа) Вопросы для ... ч. III, IV, эпилог). Литература: Буянова Е. Г. Романы Ф. М. Достоевского. – М.: МГУ, 1997, с. 5-33. Курляндская ...

2. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Опыт критического комментария // Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989 (гл.VII-XXII) или: Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М., 1990.

3. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 (Гл. 3, 4).

Дополнительная

1. Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 годов. М., 1990.

 

Литература по творчеству Достоевского

1. Летопись жизни и творчества Ф.М.Достоевского. 1821–1881: В 3 т. СПб., 1993–1995.

2. Мережковский Д.П. Л. Толстой и Достоевский // Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995.

3. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

4. Гроссман Л. Достоевский. М., 1965 (Серия «Жизнь замечательных людей»).

5. Бем А.Л. Исследования. Письма о литературе. М., 2001.

6. Долинин А.С. Достоевский и другие: Статьи и исследования о русской классической литературе. Л., 1989.

7. Скафтымов А.П. «Записки из подполья» среди публицистики Достоевского // Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

8. Альтман М.С. Достоевский. По вехам имен. Саратов, 1975.

9. Бэлнеп Р.Л. Структура «Братьев Карамазовых». СПб., 1997.

10. Дилакторская О.Г. Петербургская повесть Достоевского. СПб., 1999.

11. «Педагогiя» Ф.М. Достоевского: Сборник статей / Ред.-сост. В.А. Викторович. Коломна, 2003.

12. Ф.М. Достоевский в русской критике: Сборник статей. М., 1956..

13. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 годов: Сборник статей. М., 1990.

14. Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990.

15. Достоевский Ф.М., Достоевская А.Г. Переписка. М., 1979.

16. Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1971.

17. Достоевская А.Г. Дневник 1867 года. М., 1993.

 

Философско-сатирический роман

М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

I. История создания и публикации романа. «Глуповский» цикл начала 1860-х гг. начала 1860-х гг. (очерки «Литераторы-обыватели», «Клевета», «Наши глуповские дела», «Глупов и глуповцы», «Глуповское распутство», «Наш губернский день»).

Город Глупов как топонимическое обобщение.

II. Тысячелетняя история России как объект сатирического осмысления в «Истории одного города».

1. Жанрово-композиционное своеобразие книги:

а) Проанализируйте особенности построения «Истории одного города». Обратите внимание на нарративную (повествовательную) специфику произведения. Объясните, для чего писатель вводит два повествовательных плана – летописца-архивариуса и издателя (приведите примеры).

Звучит ли в книге голос автора?

б) Какое жанровое определение «Истории одного города» представляется вам наиболее точным: роман, хроника, сатира? (предложите свои варианты).

2. Пародирование в тексте летописной легенды о призвании варягов и исторических концепций о происхождении русской государственности (С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова, М.П. Погодина).

Приведите соответствующие фрагменты.

16 стр., 7811 слов

Гуманистическая система воспитания в произведении Н.С. Лескова ...

... / / - с помощью выявления психологических особенностей персонажей и др. Кроме того, психолого-педагогическая и методическая база творчества Лескова освещена в работах Е. Добина / /, Л.А. ... 34 § 4. Отражение гуманистической системы воспитания в очерке Н.С. Лескова «Кадетский монастырь»…………………..37 Заключение………………………………………………………….48 Список литературы………………………………………………….54 Введение Гуманистическая ...

3. История России как реальная основа щедринского гротеска:

а) Почему Салтыков утверждал, что писал «не историческую», а «совершенно обыкновенную» сатиру? (см.: «Письмо в редакцию»)

б) «Гротескный» хронотоп как способ сатирического изображения современности:

– деформация времени в романе: принцип «исторических совмещений и проекций» (С.А. Макашин) в использовании реалий и имен (приведите примеры);

– деформация пространства в романе: локальная размытость границ города Глупова (подтвердите текстом).

III. Гротескная трактовка в «Истории одного города» проблемы «народ и власть» («Жизнь, находящаяся под игом безумия»).

1. Исследование в книге механизмов власти, художественная реализация идеи «безумия». «Не потерплю!» и «Разорю!» как лейтмотивные формулы власти:

а) Косвенное выражение идеи «безумия» в образах градоначальников, предающихся «телесным упражнениям» (Микаладзе … – продолжите список).

Чем замечательно правление каждого из них?

б) Реализация метафоры «безголовый» в образах таких градоначальников, как Органчик … (продолжите ряд).

Бородавкин как предвестие Угрюм-Бурчеева (аргументируйте).

«Идиот» Угрюм-Бурчеев – предельное воплощение идеи «безумия» власти (подтвердите текстом).

2. Исследование в книге механизмов подчинения: «народ исторический» в романе Салтыкова:

а) Коллективный портрет глуповцев. Каков социальный состав глуповского населения. Назовите характерные черты их психологии и поведения (начальстволюбие… – продолжите).

Докажите, что поведение глуповцев показано как проявление народного «безумия». Что такое «бунт на коленях»? (приведите примеры).

б) Как изменяется тональность повествования в главах «Голодный город» и «Соломенный город»? (процитируйте соответствующие фрагменты).

Справедливы ли были упреки Салтыкову в «глумлении над народом»? (см. статью А.С. Суворина и ответ на нее Салтыкова).

3. Логика развития конфликта «народ и власть». Кольцевой принцип композиции: от мечтаний головотяпов о «сильной руке» (приведите примеры) – до «бреда» Угрюм-Бурчеева. Применим ли к идейной концепции романа тезис о том, что всякий народ достоин своих властителей?

IV. Художественное воплощение в романе философско-исторических взглядов Салтыкова-Щедрина.

1. Представление писателя о народе как «воплотителе идеи демократизма» («Письмо в редакцию»).

Периоды глуповского благоденствия и его причины (глава «Эпоха увольнения от войн»).

Почему Глупов назван «злосчастной муниципией»? (глава «Подтверждение покаяния. Заключение»).

Каков, с вашей точки зрения, авторский идеал государственного устройства?

2. Эволюционная концепция исторического процесса. Движения декабристов и петрашевцев как реальный материал для художественных обобщений («мартиролог глуповского либерализма»).

Антиутопический пафос книги: разоблачение тоталитарной основы «коммунистического нивеляторства» (главы «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния. Заключение»).

3. Библейские реминисценции в романе и их функция. Эсхатологический смысл финала, его предвосхищение на разных этапах развития конфликта. Найдите в тексте фрагменты, в которых выражена мысль о циклическом развитии истории. Какое значение в романе имеет образ реки?

11 стр., 5444 слов

Проблема любви, брака и семьи в романе Толстого Анна Каренина ...

... нет, например, лирических, философских или публицистиче­ских авторских отступлений. Но между романом Пушкина и романом Толстого есть несомненная преемственная связь, которая проявляется и в жанре, и в ... сюжете, и в композиции. В романе Толстого, так же как в романе Пушкина, первостепенное значение принадлежит не фабульной за­вершенности положений, а ...

Литература

Обязательная

1. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1969. Т.8. Рекомендуем также обратиться к комментариям Б.М. Эйхенбаума в издании: Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. М.: Детская литература, 1970.

2. Салтыков-Щедрин М.Е. Письмо в редакцию «Вестника Европы» // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1969. Т.8.

3. «Историческая сатира?» (Статья А.С. Суворина и ответ на нее М.Е. Салтыкова-Щедрина) // Русская словесность. 1995. № 4.

4. Николаев Д. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Три шедевра русской классики. М., 1971.

Дополнительная

1. Елизарова Л.В. Повествование в «Истории одного города» // Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1826–1976. Калинин, 1977.

2. Строганов М.В. О финале «Истории». К проблеме «Щедрин и декабристы» // «Шестидесятые годы» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Калинин, 1985.

3. Головина Т.Н. «История одного города»: продолжение следует // Щедринский сборник. Вып. 2. Тверь, 2003.

 

Эсхатологический смысл романа М.Е. Салтыкова-Щедрина

«Господа Головлевы»

I. История создания романа: от очерка «Семейный суд» (цикл «Благонамеренные речи») к головлевской хронике. Салтыков-Щедрин об идее романа в письме к Е.И. Утину от 2 января 1881 г. Проблема прототипичности щедринских персонажей.

II. Роман «Господа Головлевы» как «история умертвий».

1. «Дворянское гнездо» Головлевых–«другой» взгляд на дворянскую культуру (ср. «дворянские гнезда» в произведениях Тургенева и Толстого).

Семья как «призрак»: искажение основных жизненных ценностей в головлевском жизнеустройстве. Существование, погруженное в «тину мелочей».

2. Герои и обстоятельства: социально-психологический анализ как способ изображения «выморочного» семейства. Можно ли сказать, что Салтыков показывает извращающее влияние крепостного права на человеческую натуру? Приведите наиболее яркие примеры, подтверждающие, что матери принадлежит определяющая роль в формировании характеров детей. Плоды головлевского воспитания: шут и приживальщик Степан; человек без поступков Павел; «комедиант» и пакостник Иудушка. Судьба Арины Петровны как естественное следствие выбранного ею пути.

3. «Подведение итогов» как основной композиционный прием. Сходство жизненного финала членов головлевского семейства: одиночество, погружение в «фантастическую действительность», нравственная деградация (запой), предшествующая физической смерти.

4. Слово автора и слово героя в романе:

а) Характер персонажей и их речь (обратите особенное внимание на речь Арины Петровны и Иудушки).

Разнообразие словоформ и лексических оборотов, создающих представление о речи Иудушки: «растабарывает», «притесняет своей безнадежной канителью» (продолжите этот ряд).

б) Выражение «двойной» морали в слове героев: «высокое» и «низкое» именование одного и того же явления. «Афоризмы» Иудушки (приведите примеры).

в) Несобственно-прямая речь как средство выражения авторской иронии. Авторские комментарии к слову персонажей.

г) Особенности диалогов в романе: разъединяющее общение (проанализируйте одну из семейных сцен).

III. Библейское слово в структуре романа.

1. Притча о блудном сыне–сюжетообразующий и смысловой стержень романа. Приведите подтверждения того, что эта притча существует в сознании персонажей романа. Покажите, как она реализуется в сюжете (возвращение Степки… – продолжите).

2. Мотив предательства в романе. Предательство как основа жизненного поведения персонажей. Проанализируйте отношение Арины Петровны к детям. Можно ли сказать, что жизненный путь Иудушки – это цепь предательств?

3. Религия как обрядовая форма существования щедринских персонажей. «Идолопоклонничество» Арины Петровны и Иудушки. Слово «Бог» в устах персонажей как способ ухода от ответственности. «Богословские» собеседования в романе (проанализируйте соответствующие эпизоды).

4. Пробуждение «одичалой совести». Убедительно ли выглядит, по вашему мнению, запоздалое прозрение Иудушки? Можно ли рассматривать кончину Порфирия Головлева как вариант притчи о блудном сыне?

 

Литература

Обязательная

1. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы.

2. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1976. Т. 19-1 (письмо к Е.И. Утину от 2 января 1881 г.).

3. Покусаев Е. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.

4. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. М., 1988.

5. Кривонос В.Ш. Архетипические образы и мотивы в романе Салтыкова «Господа Головлевы» // Щедринский сборник: Статьи. Публикации. Библиография. Тверь, 2001.

Дополнительная

1. Бушмин А.С. Эволюции сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984.

2. Кузнецова Р.Д. Особенности синтаксиса романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в историко-литературном контексте. Калинин, 1989.

 

№ 7. Социальное и философско-этическое содержание «Сказок»

М.Е. Салтыкова-Щедрина

I. Творческая история цикла и литературный контекст.

1. Жанр литературной сказки в творчестве писателей XIX в. Причины обращения писателей к жанру сказки в 1870–1880-е гг. (Салтыков-Щедрин, Степняк-Кравчинский, Гаршин, Толстой).

2. История формирования и публикации щедринского цикла; издания «Сказок» при жизни писателя. Как определился тематически-хроноло-гический принцип расположения сказок в современных изданиях?

II. Особенности жанра щедринской сказки.

1. Обратите внимание на условность понятия «сказка» применительно к произведениям Салтыкова-Щедрина и определите тот корпус текстов, который в наибольшей степени соответствует принятому определению жанра (объясните свою позицию).

2. «Зоологические» персонажи в цикле: покажите, как переосмысляются Салтыковым фольклорные (см.: «Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Байка о щуке зубастой») и басенные традиции. Восстановите круг сказочных персонажей Салтыкова. Какова функция антропоморфизмов в «зоологических» сказках?

3. Жанровые разновидности «сказок» (приведите авторские жанровые обозначения и объясните их).

Изменение общей тональности цикла: покажите, что в сказках 1885–1886 гг. «утрачивается юмор» и философско-этическое содержание превалирует над социальным.

III. Социальная и философско-этическая проблематика цикла.

1. Исследование в сказках механизмов власти. «Безумие» и несостоятельность «дирижирующих классов» на разных уровнях иерархической пирамиды. Гротеск как прием сатирического обобщения в сказках «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Богатырь».

2. Исследование механизмов подчинения. Уместно ли использовать понятие «народ исторический» применительно к «Сказкам»?

а) Покорность и бессознательность социальных «низов»: какие именно социальные группы изображены в сказках? Функции гротеска в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Прием автоматизма как средство типизации в сказке «Игрушечного дела людишки». Трагическое осмысление бессмертия Коняги в одноименной сказке.

б) Можно ли говорить, что в сказках народ изображен как «воплотитель идеи демократизма»? (обратите внимание на сказки «Путем-доро-гою», «Ворон-челобитчик»).

в) Сатирический портрет либеральной интеллигенции 1880-х гг. Как взаимодействуют в сказках конкретно-исторический и сказочно-фантас-тический планы? (проанализируйте сказку «Премудрый пискарь»).

Сарказм в изображении малодушия интеллигенции; «гожение» (от слова «годить») как тактика ее поведения («Премудрый пискарь», «Либерал», «Вяленая вобла»).

Особенности использования в сказках пословично-поговорочных речений (приведите примеры).

3. Проблема роли личности в истории:

а) Изображение трагедии русского идеализма в сказке «Карась-идеа-лист» и в сказке-элегии «Приключение с Крамольниковым».

б) Этическое истолкование Салтыковым исторического процесса:

– символическая функция образа «русского дитяти» в сказках о Совести и Правде («Пропала совесть», «Дурак», «Рождественская сказка»);

– аллегорическое изображение исторического процесса и индивидуальной человеческой судьбы в дидактических жанрах «поучения» («Гиена») и притчи («Баран-непомнящий»);

– какова роль библейского слова в утверждении «человеческих» начал жизни? («Христова ночь», «Рождественская сказка»).

в) В каких сказках Салтыков вводит образ Истории как действующего лица? С какой целью это сделано?

Литература

Обязательная

1. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1974. Т. 16-1 (или любое издание, включающее все 32 сказки).

2. Бушмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1976, или: Он же. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984 (гл. 6).

Дополнительная

1. Салтыков-Щедрин М.Е. Архиерейский насморк; Сенаторская ревизия // М.Е. Салтыков-Щедрин. Тверские страницы жизни. Тверь, 1996.

2. Гиппиус В.В. Люди и куклы в сатире Салтыкова // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М.; Л., 1966.

3. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. М., 1988.

 

Литература по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина

1. Макашин С. Салтыков-Щедрин. Биография. I. М., 1949; Он же. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850–1860-х годов. Биография. М., 1972; Он же. Салтыков-Щедрин. Середина пути. 1860–1870-е годы. Биография. М., 1984; Он же. Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875–1889. Биография. М., 1989.

2. Салтыков-Щедрин и русская литература. Л., 1991.

3. М.Е. Салтыков-Щедрин в зеркале исследовательских пристрастий / Ред Р.Д. Кузнецова и Е.Н. Строганова. Тверь, 1996.

4. Щедринский сборник / Ред. Е.Н. Строганова. Тверь, 2001.

5. Щедринский сборник. Вып. 2 / Ред. Е.Н. Строганова. Тверь, 2003.

6. Ауэр А.П., Борисов Ю.Н. Поэтика символических и музыкальных образов у М.Е. Салтыкова-Щедрина. Саратов, 1988.

7. Соколова К.И. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрина. М., 1993.

8. Тюнькин К. Салтыков-Щедрин. М., 1989 (серия «Жизнь замечательных людей»).

9. Строганова Е.Н. «Современная идиллия» М.Е. Салтыкова-Щедрина в литературном пространстве. Тверь, 2001.

10. М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1975.

 

Иконостас <…> святых и праведников» в произведениях

Н.С. Лескова 1870-1890-х гг. («Очарованный странник»,

«Левша», «Прекрасная Аза»)

I. Художественные поиски «праведника» в творчестве Лескова 1870–1890-х гг.

1. Многообразие жанровых форм и традиций в творчестве Лескова:

а) Жанровые традиции романа воспитания в повести «Очарованный странник» (обратите внимание на первоначальный вариант названия – «Черноземный Телемак»; как бы вы объяснили его?).

б) Поэтическое развертывание прибаутки в сказе о Левше (см.: Лесков Н.С. О русском Левше).

в) Жанр «житийной» легенды в творчестве Лескова (переложения проложных легенд).

2. Особенности слова в произведениях Лескова.

а) Проблема сказа в научной литературе: как решается она в работах Б.М. Эйхенбаума и М.М. Бахтина?

б) Имитация непосредственного выражения народного сознания в «баснословии» о Левше (подтвердите примерами).

Справедливо ли мнение о «чрезмерности» лесковского словотворчества?

в) Нарративная форма «Очарованного странника». Как можно объяснить причины самоустранение» автора? Понятна ли его позиция?

г) «Объективность» авторского слова в «проложных» легендах.

II. «Без трех праведников несть граду стояния»: «положительный тип русского человека» в произведениях Лескова.

1. Традиционный смысл понятия «праведник». «Праведничество» в лесковском истолковании (см.: Предисловие к циклу «Праведники»).

2. «Запутанность русского человека» в представлении Лескова: художественные принципы изображения человека в повести «Очарованный странник»:

а) Выдержана ли в повести следующая эстетическая установка: «Жизнь человека <…> как развивающаяся со скалки хартия…»? Определите значение хронотопа дороги. Каковы этапы духовной эволюции героя? Можно ли рассматривать жизнь Флягина как путь к людям?

б) Человек и обстоятельства в изображении Лескова: верен ли писатель принципу социального детерминизма? Как следует понимать жизненную установку Флягина – «толцытеся»? (найдите, в каком контексте возникает, и покажите, как развивается это понятие).

в) Фольклорные истоки образа Флягина. Можно ли говорить об этом герое как носителе народного мироощущения? Является ли Флягин героем с наивным сознанием?

г) Объясните смысл названия повести.

3. Сказочный герой и реальные обстоятельства в сказе о Левше. Покажите, что структура образа Левши отвечает фольклорной поэтике. Можно ли говорить о сатирическом изображении российского «градоначальничества» в «Левше»? Особенности выражения национального самосознания: как соотносятся позиции автора, рассказчика и героя?

4. «Пролог» как источник произведений русской литературы 1880–1890-х гг. (какие произведения Толстого, Гаршина, Короленко написаны по мотивам проложных легенд?).

Цикл «византийских» легенд в творчестве Лескова 1880–1890-х гг. Как объяснял сам Лесков свой интерес к легенде о египтянке Азе? (см. ниже фрагменты из авторского послесловия к первой публикации).

Можно ли говорить об антицерковном пафосе лесковской легенды? Покажите, что героиня легенды, подобно другим лесковским праведникам, является носителем человеколюбивого действия. Сравните лесковскую Азу с героиней стихотворения Я.П. Полонского «Грешница».

 

Литература

Обязательная

1. Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1989. Т. 2 (цикл «Праведники»); Т. 10 («Прекрасная Аза»).

Примечания к текстам см. по изданию: Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11 т. М., 1956–1958. Т. 4 – «Очарованный странник»; Т. 7 – «Левша»; Т. 8 – «Прекрасная Аза».

2. Лесков Н.С. О русском Левше (Литературное объяснение) // Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11 т. Т.11.

3. Горький М. Н.С. Лесков // Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. М., 1953. Т.24.

4. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 (Гл. 5. Разд.1).

5. Дыханова Б. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980.

Дополнительная

1. Эйхенбаум Б.М. Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987.

2. Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. Л., 1978.

3. Горелов А.А. Лесков и народная культура. Л., 1988 (Ч. II. Гл. 3, 4).

 

Литература по творчеству Н.С. Лескова

1. Эйхенбаум Б.М. «Чрезмерный» писатель // Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. Сборник статей. Л., 1986.

2. Лесков и русская литература. М., 1988 (Лихачев Д.С. Особенности поэтики произведений Н.С. Лескова; Горелов А.А. «Праведники» и «праведнический» цикл в творческой эволюции Н.С. Лескова).

3. Хализев В., Майорова О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова. Сборник статей. М., 1983.

4. Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1982.

5. Аннинский Л.А. Три еретика. М., 1988 (Ч. III).

6. Лесков Андрей. Жизнь Николая Лескова: В 2 т. М., 1984.

 

№ 9. «Война и мир» как роман «большого дыхания»

I. Из истории создания романа.

1. От «Декабристов» к «Войне и миру»: как объяснял сам Толстой эволюцию замысла?

2. Как и почему Толстой пытался «перекроить» написанный роман? Статья «Несколько слов по поводу книги «Война и мир» как авторский метатекст (отнеситесь внимательно ко всем пунктам объяснения Толстого с читателями).

II. Особенности построения повествования: автор как демиург.

1. Всеведение автора о событиях, их тайных мотивах и явных причинах:

а) Покажите, что компетенция автора распространяется на все события жизни персонажей (продемонстрируйте это на конкретных примерах).

б) Особенности изображения исторических событий, выявление их подоплеки. Какие сражения показаны в романе? «Скрытый (latent) патриотизм» как основная причина победы русских в 1812 году. Приведите эпизоды, которые наиболее ярко свидетельствуют об этом. Проанализируйте, как показано поведение на войне отдельных героев и разных групп персонажей. Можно ли сказать, что в изображении военных событий проявляется «мысль народная»?

2. Всеведение автора о персонажах: изображение человека в форме «он»:

а) Дифференцированность приемов изображения главных и второстепенных героев. Второстепенные персонажи как социальные типы (аргументируйте).

б) Прием «овеществления» в показе отрицательных персонажей (проанализируйте несколько примеров).

Сатирическая функция детали в создании отрицательных персонажей (приведите примеры).

в) Главные герои романа как личности. Покажите, что при создании образов главных героев Толстой использует разные формы психологического анализа, в том числе психологическую деталь и прием, обозначаемый как «диалектика души» (Чернышевский).

Оппозиция «делать»/«жить» как доминантная в структуре образов персонажей:

– «желание славы» князем Андреем и этапы его преодоления. Почему кумирами Болконского становятся такие исторические личности, как Наполеон и Сперанский? Какие черты свойственны Болконскому как герою своего времени? Что означает его мысль: «Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю»? (найдите этот фрагмент).

В чем состояло предсмертное прозрение героя?

– категории «делать» и «жить» в эволюции Пьера Безухова. Можно ли считать его антиподом князя Андрея? Так ли существенная роль Платона Каратаева в нравственных исканиях Пьера, как об этом принято говорить? Объясните отношение автора к Пьеру в эпилоге;

– почему Наташа Ростова так явно предпочтена автором Соне и княжне Марье? (покажите это на конкретных примерах).

Проанализируйте особенности изображения Наташи и Сони в сценах домашней жизни (какие эпизоды наиболее интересны в этом смысле?).

Применимо ли, с вашей точки зрения, к характеру и поведению Наташи понятие «естественного эгоизма»? Чем похожи и чем отличаются друг от друга Наташа и княжна Марья? Есть ли в романе эпизоды, в которых княжна Марья своим поведением напоминает Наташу? Кого из героинь романа можно характеризовать с помощью категорий «делать» и «жить»? Что такое «настоящая женщина» в понимании Толстого?

– к какой категории персонажей (положительным или отрицательным) следует, на ваш взгляд, отнести Николая Ростова и Долохова? (аргументируйте).

3. Историософская концепция романа как объяснение глобальных закономерностей человеческого бытия:

а) Каково толстовское отношение к вопросу о соотношении в истории «свободы» и «необходимости»? Можно ли считать, что в структуре романа эти категории коррелятивны понятиям «делать» («свобода») и «жить» («необходимость»)? – аргументируйте.

б) Как решается Толстым вопрос о роли личности в истории? Можно ли сказать, что в образах исторических деятелей реализуется принцип: «все люди – люди, а не герои»? В чем Толстой видел разницу между историком и художником в трактовке исторических персонажей? Можно ли говорить о последовательном воплощении декларированных эстетических принципов в романе?

в) Трактовка Толстым причины и цели в истории. Какое из двух утверждений представляется вам более справедливым:

– в своем понимании истории Толстой был фаталистом;

– Толстой не фаталист, он толкует историю с позиций закона «ретроспективной целесообразности» (объясните свою позицию).

III. «Сопряжение» как основной композиционный принцип.

1. Проанализируйте контекст, в котором возникает понятие «сопрягать». Найдите в тексте романа синонимичные ему понятия.

2. Принцип «сопряжения» в движении сюжета. Почему Толстой считал «узлом романа» увлечение Наташи Анатолием Курагиным?

3. Принцип «сопряжения» в обрисовке персонажей. «Дворянские гнезда» в романе Толстого: герои как носители родовых начал:

а) Кто из персонажей и в каких ситуациях дает следующие определения: «дурацкая ваша порода ростовская»; «подлая, бессердечная порода» курагинская?

б) Какова определяющая черта породы Болконских? Можно ли сказать, что сын князя Андрея повторяет его путь?

4. Принцип «сопряжения» в построении историософской концепции (см.: пункт II, 3).

5. Принцип «сопряжения» в архитектонике романа:

а) «Панорамность» охвата изображаемых событий.

б) Соединение сюжетных глав и историософских глав (отступлений).

Какова закономерность распределения в тексте историософских отступлений? Нужны ли они в таком обилии, с вашей точки зрения?

IV. Проблема жанра «Войны и мира».

1. Трактовка жанра «Войны и мира» в критике и литературоведении. Как появилось определение «роман-эпопея»? (см.: Н.Н. Страхов, А.В. Чичерин).

2. Проблема жанра в творческом сознании Толстого («Несколько слов по поводу книги «Война и мир»).

Что означает толстовское определение жанра: «книга»?

 

Литература

Обязательная

1. Толстой Л.Н. Война и мир (примечания к тексту см. по изданию: Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т. М., 1979–1981. Тт. IV–VII).

2. Толстой Л.Н. Несколько слов по поводу книги «Война и мир» // Там же. Т. VII.

3. Чернышевский Н.Г. Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого // Л.Н. Толстой в русской критике. М., 1949.

4. Бочаров С. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1978.

5. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.

Дополнительная

1. Страхов Н.Н. Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы V и VI // Страхов Н.Н. Литературная критика. М., 1984.

2. Эйхенбаум Б.М. Пушкин и Толстой // Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. Л., 1986.

3. Кандиев Б.И. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Комментарий. М., 1967.

4. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975 (Предисловие; Гл. 4).

5. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.

 

№ 10. Роман вопросов «Анна Каренина»

I. Исторический контекст создания «Анны Карениной»: предварительные итоги эпохи «великих реформ». Пушкинские прозаические наброски в истории создания толстовского романа.

II. «Запах и звук» эпохи 1870-х гг. в романе Толстого («все <…> переворотилось»).

1. Герои Толстого как люди своего времени. Проблемы общественного жизнеустройства в романе: взаимоотношения помещиков и крестьян, вопросы местного самоуправления, деятельность петербургской бюрократии, разорение старой земельной аристократии, укрепление дельцов буржуазного склада, социальное расслоение крестьянства.

2. Отголоски в романе культурной и умственной жизни 1870-х гг. (приведите соответствующие примеры).

III. «Мысль семейная» в «Анне Карениной» («все смешалось»).

1. Роль экспозиции в архитектонике романа. Герои романа как носители «мысли семейной». Есть ли в романе «счастливые» семьи? (аргументируйте).

«Несчастливые» семьи в романе: причины и следствия семейных драм. Следует ли Толстой принципу социального детерминизма в изображении героев?

2. Особенности архитектоники романа. Что означают слова Толстого: «Своды сведены так, что замкá не увидишь»? Покажите, что сюжетные линии в романе взаимодополняемы, найдите соответствия между сюжетными линиями Анны и Левина, покажите их параллелизм. Можно ли говорить о психологической соотнесенности персонажей?

3. Справедливо ли утверждение Д.С. Мережковского, что Толстой – «тайновидец плоти»? Покажите, что «живая жизнь» – главная стихия толстовского романа. Будни и праздники «средне-высшего культурного слоя» (Достоевский) в изображении Толстого. Рождение и смерть как высшие проявления «живой жизни».

IV. «Внутренняя связь» двух основных сюжетных линий («винт свинтился»).

1. «Каренина, или Похождения заблудшей овечки…» (А. Фет):

а) Композиционная роль символов в романе. Судьба Анны Карениной как исполнение намеченного пророчества.

б) Героиня Толстого в свете традиций английского семейного и французского «адюльтерного» романов (соотнесите с известными вам литературными образцами).

Обратите внимание на круг чтения героев, в особенности на те книги, которые читают Анна и Вронский. Неосуществленность семейной идиллии Анны в браке с Карениным и в отношениях с Вронским;

в) Любовь-страсть как разрушительная стихия. Характерологическая и символическая функция «физиологических» деталей в портретах Анны и Вронского (приведите примеры).

«Огромная психологическая разработка души человеческой» (Достоевский) в романе Толстого. «Поток сознания» как художественное открытие Толстого. Есть ли в этом романе изображение «диалектики души»?

г) Анна среди других женских персонажей романа. Как сюжетно и идеологически соотносится эта героиня с женщинами из семьи Щербацких?

д) Смысл эпиграфа и его художественная реализация в сюжете: покажите, что мотив «суда» (осуждения) постоянно присутствует в речах персонажей и их поведении (приведите примеры).

2. «…Упрямый помещик Левин, или Нравственное торжество искателя истины» (А. Фет):

а) Левин в ряду «автопсихологических» героев Толстого (восстановите этот ряд).

Поиски «общего смысла жизни» как основная структурная особенность «автопсихологического» героя. Оппозиция «думать» / «жить» в духовных исканиях Левина. Крестьянская жизнь и крестьянские типы в романе; их значение в жизни Левина. Трагическое переживание героем религиозного кризиса.

б) Персонажи романа в кругозоре Левина. Каково восприятие Левиным Анны? Совпадает ли он в этом отношении с Толстым?

в) Как вы считаете, не логичнее было бы назвать роман «Константин Левин»?

Литература

Обязательная

1. Толстой Л.Н. Анна Каренина.

2. Леонтьев К. Анализ, стиль и веяние: О романах гр. Л.Н. Толстого // Вопросы литературы. 1988. № 12; 1989. № 1.

3. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974 (Ч. III).

4. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. М., 1978.

Дополнительная

1. Жданов В. Творческая история «Анны Карениной»: Материалы и исследования. М., 1957.

2. Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. М., 1963 (Гл. 4).

№ 11. Роман ответов «Воскресение»

I. История создания романа. «Кневская повесть» как ядро замысла. В каком направлении происходило расширение первоначальной задачи?

II. «Воскресение» – итог художественных исканий Толстого.

1. Антитеза как основной композиционный прием (приведите примеры).

Как контрастное изображение жизни способствует выявлению авторской интенции?

2. Человек в изображении позднего Толстого (борьба «духовного» и «животного» начал).

Особенности толстовского понимания связи героя со средой: социальная детерминированность «животного» человека и ее преодоление «духовным» человеком:

а) Параллельность пути Нехлюдова и Катюши: от «духовности» ранней юности через «животность» – к последующему «воскресению» в духовности. «Очень обычная история» падения героев. «Вера себе» как основа «духовной» жизни.

б) «Автопсихологический» герой Толстого в позднем варианте: сходство его с предшествующими героями и отличие от них.

в) Особенности психологизма позднего Толстого: преобладание констатации психологического состояния над изображением процессов внутренней жизни героев (приведите примеры и объясните).

г) «Животность» «праздного, роскошного мира» Корчагиных и им подобных.

д) Оппозиция «духовный» / «животный» в изображении революционеров и трактовке побудительных мотивов их деятельности.

3. Комментарий как средство непосредственного выражения авторской позиции. Дидактический, учительный тон повествования.

III. «Воскресение» – итог идеологических исканий Толстого.

1. Анархизм Толстого: отрицание всякой социальной условности (см.: М.М. Бахтин):

а) Прием «остранения» как средство разоблачения всех социальных институтов – собственности, семьи, государства (суд, сенат, синод) и церкви.

б) Своеобразная реализация формулы «среда заела» в трактовке причин преступления (преступность как следствие неправильного жизнеустройства): «людоедство начинается <…> в министерствах и департаментах…».

в) «Нет в мире виноватых»: народ «за решеткой» (ср. с «Записками из Мертвого дома» Достоевского).

г) Значение образа «свободного старика» (анархическая модель жизнеустройства).

2. «Антиисторизм» Толстого (Б.М. Эйхенбаум) и его руссоистские истоки:

а) «Интродукция» романа; покажите, как ее мотивы впоследствии разрабатываются в тексте.

б) Крестьянство в романе: «народ вымирает» (сцены посещения Нехлюдовым своих имений).

Можно ли назвать образ ребенка «в скуфеечке» символическим?

в) Противоестественность жизни города: Москва и Петербург как «искусственные отражения жизни».

3. Художественное воплощение в романе религиозного учения Толстого:

а) Идея непротивления злу насилием в сознании персонажей и в организации сюжета.

б) Преломление основных мотивов эпиграфа в духовных исканиях главного героя и в сюжетных линиях других персонажей.

в) Соотнесите эпиграф с финалом романа: последователен ли Толстой в выражении своих идей?

 

Литература

Обязательная

1. Толстой Л.Н. Воскресение.

2. Бахтин М.М. Предисловие («Воскресение Л.Н. Толстого) // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

3. Кузина Л.Н. К новым способам психологического анализа // Роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Историко-функциональное исследование. М., 1991.

Дополнительная

1. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый завет в религиозном сознании Л.Н. Толстого // Вопросы литературы. 1991. Август.

2. Маймин Е.А. Некоторые особенности композиции романа «Воскресение» // Творчество Л.Н. Толстого. М., 1959.

 

Литература по творчеству Л.Н. Толстого

1. Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828–1890. М., 1958; Он же. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1890–1910. М., 1910.

2. Бердяев Н.А. Духи русской революции // Литературная учеба. 1990. Кн. 2.

3. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский // Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995.

4. Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой //Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987.

5. Бахтин М.М. Предисловие (Драматические произведения Л. Толстого) // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

6. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. Становление «диалектики души». Л., 1971; Он же. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

7. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981.

8. Сливицкая О.В. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблемы человеческого общения. Л., 1988.

9. Кузина Л.Н. Художественное завещание Льва Толстого: Поэтика Л.Н. Толстого конца XIX – начала ХХ века. М., 1993.

10. Горная В.З. Книга Дж. Г. Пэрриса «Толстой великий мужик» и ленинские статьи о Толстом в смене эпох // О литературе, писателях и читателях. Тверь, 1994.

11. Шкловский В.Б. Лев Толстой. М., 1963 (Серия «Жизнь замечательных людей»).

12. Жданов В. Любовь в жизни Льва Толстого. М., 1993.

13. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1978.

14. Толстая С.А. Дневники: В 2 т. М., 1978.

15. Кузминская Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне: Воспоминания. М., 1986.