Деятельность(общ.псих)

Семинар по Общей и экспериментальной психологии в среду 06.03.13

Тема: Деятельность.

План:

1. Понятие о деятельности.

2. Принцип единства сознания и деятельности. Взаимосвязь внешней и внутренней деятельности.

3. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.

4. Психологические особенности конкретных видов деятельности.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос раскройте структуру деятельности, ее физиологические механизмы.

Раскрывая один из основных принципов отечественной психологии — принцип единства сознания и деятельности, покажете взаимосвязь внешней и внутренней деятельности. Раскройте теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной (интериоризация).

При ответе на третий вопрос, обратите особое внимание на изменения в структуре действия в процессе выработки навыка, на вопрос о взаимодействии навыков, а также на роль привычек в поведении человека

Отвечая на четвертый вопрос, раскройте психологические компоненты игровой, трудовой и учебной деятельности.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-3-еизд.- СПб. 2002

2. Гальперин П.Я. Лекции для студентов вузов. – М. 2002

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1998

4. Леонтьев А. А. Деятельный ум:(Деятельность,Знак,Личность).- М.2001

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1985

6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000.

7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2005

8. Суворова Галина Андреевна. Психология деятельности: Учеб.пособие для студентов психолог.и педагог.- М.2003

9.Хрестоматия по общей психологии. Вып.2. Субъект деятельности. // Под ред. В.В. Петухова. М., 1998

Сделать конспект (1 на выбор): к 11.03.13.

  1. Ариевич И. М. Вклад П.Я. Гальперина в теорию деятельности: интегративный подход к обучению и развитию// Вопросы психологии 2002 №5
  2. Кудрявцев В.Т. , Уразалиева Г.К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии 2001№4
  3. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности / Хрестоматия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. — М., 1977.

4. Степанова М.А. Место теории П.Я. Гальперина в психологической концепции деятельности // Вопросы психологии 2002 №5.

7 стр., 3215 слов

Категория «деятельность» в теории А.Н. Леонтьева

... подтверждающие близость психологии деятельности и экзистенциализма приводят в своей книге А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев и Е.Е. Соколова. По мнению авторов, теория личности А.Н. Леонтьева выражает экзистенциалистскую позицию по вопросу о ...

Практические задания:

  1. Подобрать примеры на интериоризацию и экстериоризацию действий (не менее трех).
  2. Подобрать примеры, иллюстрирующие механизм сдвига мотива на цель (не менее трех).
  3. Подобрать примеры формирования навыка, расписать поэтапно (не менее трех)
  4. Решить задачи.
Задача 1

От каких условий деятельности зависят изменения в психике детей в описанных исследованиях?

А. В одной из школ в трех экспериментальных классах учащиеся наряду с обычными задачами часто решали специально подобранные нестандартные задачи по алгебре. В контрольном Классе таких задач не решали. Затем учащимся всех четырех классов было дано общее задание — решить несколько алгеб­раических задач, требующих догадки. Учащиеся экспериментальных классов лучше решили задачи, чем учащиеся контрольного класса. Когда этим же школьникам были предложены нестандартные геометрические задачи, лучше с ними справились опять-таки учащиеся экспериментальных классов, хотя они тренировались в решении только алгебраических нестандартных задач. (По И. М. Розету.)

Б. Было обнаружено, что, если детям-дошкольникам предложить запомнить восемь понятных им слов в условиях лабора­торного эксперимента, то трех-, четырехлетние дети могут воспроизвести в среднем только 0,6 слова, пяти-, шестилетние дети—1,5 слова, семилетние—2,3 слова. Когда эти же слова включают в игру как названия продуктов, которые надо купить в магазине, или как названия вещей, необходимых для выполнения какой-нибудь работы, количество воспроизведенных слов возрастает в два-три раза. При этом сам процесс становится более организованным, приобретает определенную нацеленность. (По Л. А. Люблинской, 1971.)

Задача 2

Какая закономерная связь между психикой и деятельностью проявляется в следующем описании?

Изучение людей преклонного возраста и долгожителей показывает, что постепенное освобождение от обязанностей и связанных с ними функций приводит к сужению и нарушению личности. И, наоборот, постоянная связь с окружающей жизнью способствует сохранению личности до самой смерти. Если человек по тем или иным причинам (например, в связи с уходом на пенсию) прекращает профессиональную, общественную деятельность, то это приводит к глубоким изменениям в структуре его личности — личность начинает разрушаться. Это в свою очередь приводит к функциональным нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям. (По Б. Г. Ананьеву.)

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... преподавателя и темп изложения удобны для восприятия и записи 9. Четко формулирует задачи на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий подход к преподаванию, использует разнообразные методы ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

3адача 3

В приведенных примерах выделите, что относится к движению, а что— к действию.

А. Чтобы остановить машину, шофер отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза. Чтобы уменьшить скорость, шофер тоже отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза.

Б. Сереже предложили проехать на велосипеде по узкой доске мостика. При первой попытке Сережа держал руль за концы, сидел в седле выпрямившись, въехал на мостик, когда правая педаль была наверху. При второй попытке он держал руки у середины руля, сидел низко наклонившись; при въезде на мостик верхней была левая педаль. (По К,. К. Платонову.)

Задача 4

В каких примерах проявляются умения, навыки, привычки?

А. В цехе работает мостовой кран. Крановщик с помощью рычага заставляет крюк с грузом подниматься или опускаться, другой рычаг передвигает кран поперек цеха, наконец, третий рычаг перемещает весь мост крана вдоль оси. Иными словами, ;

с помощью этих рычагов можно перемещать груз по всем , трем осям. (По К. К. Платонову.).

Б. Неопытный крановщик передвигает груз последовательно по каждой оси, работая по очереди каждым рычагом. Груз движется как бы скачками и по ломаной линии: пойдет, остановится, затем пойдет в другом направлении. (По /\. А. Платонов;/.)

В. Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: “Раз—повернуть налево, два—по­тянуть к себе, три—толкнуть от себя, четыре—повернуть на­право”. (По Л’. К- Платонову.)

Г. Переходя улицу с односторонним движением н посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя и знаете. что оттуда транспорт идти не может. (По К. К. Платонову.)

Д. В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них подходящие к данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или не нужно .ставить запятую в предложении.

Е. По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа предложения, безошибочно ставит знаки препинания.

Задача 5

Выберите из приведенных ниже признаков те, которые характеризуют всякую деятельность; те, которые характеризуют только игру, только учение, только труд.

а) Условие развития психики;

б) деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий;

в) условие проявления всех психических реакции;

г) деятельность, направленная па получение результата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей

д) деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий;

е) деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... преподавателя и темп изложения удобны для восприятия и записи 9. Четко формулирует задачи на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий подход к преподаванию, использует разнообразные методы ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.