Влияние отличительных особенностей программных требований по воспитанию и развитию у дошкольников продуктивной деятельности в комплексных и порциальных про

· Программа «Детство».

· Авторский коллектив: преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена — В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Её девиз: «Чувствовать – Познавать – Творить».

· «Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст) [3].

· Цель программы: обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, — через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.).

· В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.

· Девиз программы «Детство»: «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

· Раздел «Изобразительное искусство» в данной программе решает следующие задачи для старших дошкольников:

· -развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;

· -способствовать пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и окружающими ребенка людьми, умению соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая к ним свое отношение;

20 стр., 9955 слов

Особенности общения детей со сверстниками старшего дошкольного возраста

... психолого-педагогической литературе. .        Изучение понятия общения. .        Характеристика детей старшего дошкольного возраста. .        Развитие общения детей 6 лет со сверстниками. .Экспериментально исследовать особенности общения старших дошкольников ...

· -подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться;

· -знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются. Учить соотносить настроение образов, выраженных разными видами искусств.

· Дети знакомятся с разными художественными профессиями, а также с индивидуальной манерой творчества некоторых художников, графиков, скульпторов. Через художественные образы, обращенные к чувствам и сердцу, дети приобретают ориентации в общечеловеческих ценностях.

· Продолжается развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия, «насмотренности» подлинно художественных произведений искусства, умения высказывать доказательные суждения и оценки увиденного, включать познанное — через искусство и ознакомление с окружающим — в собственную эстетическую и художественную деятельность. Развиваются и совершенствуются навыки и умения изобразительного, декоративного, конструктивного и оформительского творчества, внесения его результатов в художественное оформление окружающей среды.

 

· Программа «Гармония»

· автором которой является заведующая кафедрой педагогики детства и современных образовательных технологий Лениградского государственного университета им. А. С. Пушкина Д. И. Воробьева, уникальна, ее отличает концепция интеллектуально-художественного развития личности, прежде всего средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности .

· Автору удалось разработать программу действительно гармоничного развития личности дошкольника, избежав при этом типичной для программ развития личности опасности фрагментарности, поверхностности, излишней дидактичности. Глубина и целостность программы в значительной мере обеспечивается тем, что, опираясь на теорию Л. С. Выготского о культурно-историческом развитии психики, Д. И. Воробьева выделяет изодеятельность как центральное звено и ведущее средство освоения культуры человечества. При этом развитие навыков изобразительной деятельности отнюдь не является самоцелью и критерием развития. Занятия по изобразительной деятельности используется, в первую очередь, для развития системы отношений к окружающему ребенка миру природы, людей, предметов и явлений, для познания своих чувств, представлений, мыслей и умений, т. е. именно для развития личности (которую отечественная психология и определяет как систему отношений человека к окружающему миру, к людям, к самому себе, к своей деятельности).

Универсальность изобразительной деятельности состоит в том, что в ней заложены возможности для нравственного, умственного, физического, трудового и эстетического развития личности. В программе впервые затрагивается необходимость присвоения ребенком такого социального опыта, который закодирован в структуре труда художника.

· Предлагаемая программа интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребенка строится на принципе интеграции различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, что на новой основе организует как саму изобразительную деятельность, так и весь педагогический процесс в целом. Заданностью определенных педагогических условий мы помогаем ребенку самостоятельно и с помощью взрослых освоить созданные человечеством материальные и духовные ценности, познать мир и себя в нем, развить способность строить свои взаимоотношения с миром (вещей, явлений, объектов).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству - это то, что всегда было определяющим в самом феномене человека. Деятельность, в которой в ... [19]. Пристальное внимание русского философа Г.В.Плеханова в 19 веке привлекали проблемы развития современного художественного творчества. Одна из сторон эстетики Г.В.Плеханова - стремление раскрыть ак

· Продуктивная изобразительная деятельность в данной программе составляет один из блоков содержания программы и включает рисование, аппликацию, лепку, конструирование.

· В результате проведения теоретического анализа было выяснено, что цели, способы и методы формирования художественной деятельности в дошкольном возрасте, изложенные в разных программах, заметно различаются. «Программа воспитания и обучения в детском саду» преимущественно уделяет внимание техническим умениям и навыкам, программа «Радуга» основывается на воспитании эмоциональности и развитии эстетических чувств, программа «Детство» старается учитывать все стороны художественной деятельности, опираясь на методики проблемного обучения.

· Программа «Гармония » основана на гармоничном развитии личности ребенка.

· Н. А. Ворониной проведен анализ динамики развития художественной деятельности дошкольников, занимающихся по разным программам. Автором выяснено, что к концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) дети, обучающиеся по всем изучаемым программам, достигают практически одинаковых результатов, однако в течение изучаемого периода (от 4-5 до 6-7 лет) развитие внутренних компонентов художественной деятельности происходит по-разному. В зависимости от обучающей программы выявились особенности динамики развития характеристик художественной деятельности.

· Особенностью развития детей в типовой программе является плавность изменений компонентов художественной деятельности с возрастом. Дети данной группы от возраста к возрасту довольно равномерно повышают уровень развития своих умений и навыков, и к концу дошкольного возраста достигают требуемого уровня развития художественной деятельности относительно своего возраста и детей из других групп.

· У детей из группы «Детство», наоборот, отмечается замедленность формирования внутренних компонентов художественной деятельности на начальном этапе и резкое, скачкообразное их развитие — на последующих. Отличия также выражаются и в неравномерности развития отдельных компонентов художественной деятельности в зависимости от обучающей программы.

· Так, в группе детей, обучающихся по типовой программе, на протяжении всех этапов исследования прослеживалась четкая тенденция наибольшего развития технических компонентов художественно-изобразительной деятельности, таких как «Передача типичных характеристик объекта», «Технические умения и навыки» и «Особенности композиции».

· В группе обучающихся по программе «Радуга» наиболее высоких результатов, по сравнению с детьми из других групп, достигали дети по таким показателям, как «Эмоциональность», «Особенности проявления творчества» и «Эмоциональное восприятие картин». Дети же из группы «Детство», отличаясь низкими результатами (по сравнению с остальными детьми) в 4-5 и 5-6-летнем возрасте практически по всем показателям, к 6-7 годам по всем показателям добивались таких же результатов, как и дети из других групп.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

· Дети, обучающиеся по типовой программе, достигли наибольших результатов в технике изображения и структурного построения рисунка; программа «Радуга» более успешно обеспечивает развитие творческого отношения и эмоциональной вовлеченности в процесс создания и восприятия художественных образов; программа «Детство» более сложным и более медленным путем добивается одинаковых, а в ряде случаев и лучших результатов по всем сравниваемым показателям.

· Кроме того, анализ программ показал, что в разделе «Изобразительная деятельность» только в программе «Гармония развития» выделены показатели по видам изодеятельности: рисованию, лепке, аппликации. В остальных программах данные разделы не прослеживаются.

· Таким образом, развитие у детей изобразительной деятельности осуществляется по-разному в зависимости от программы обучения, развития и воспитания в ДОУ. В целом, теоретический анализ позволил установить, что изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного, нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста. Изобразительная деятельность способствует развитию мелкой моторики, развивает мышление, внимание, фантазию, восприятие мира, учит ребенка аккуратности, усидчивости, развивает технические навыки. Занятия лепкой, аппликацией, рисованием пробуждает у ребенка желание познавать новое, учиться. Кроме того, подготовка к занятию и уборка после приучают к трудолюбию и порядку. Именно в дошкольном возрасте у ребенка наиболее повышен интерес к творчеству. Позже он угасает и пропадает вовсе. Значительное влияние изобразительная деятельность оказывает на эстетическое воспитание: прививает чувство прекрасного, воспитывает умение видеть настроение образа, развивает потребность строить жизнь и деятельность по законам красоты.

 

· ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ «Цветные ладошки»

(И.А. Лыкова)

B. Гербова,кандидат педагогических наук; Н. Ф. Губанова.кандидат педагогических наук; Н.

C. Денисенкова,кандидат психологических наук: Э. М. Дорофеева, О. В. Дыбина,доктор
педагогических наук; М. В. Жигарева.доктор педагогических наук; М. Б. Зацепина,доктор
педагогических наук; Т. С. Комарова,доктор педагогических наук; Г. М. Лямина,кандидат
педагогических наук; B.И. Петрова,доктор педагогических наук; С. Н. Пидричная,кандидат
педагогических наук; Т. Д. Стульник,кандидат педагогических наук; О. А. Соломенникова,
кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова,кандидат педагогических наук; C.Н.
Теплюк,
кандидат педагогических наук.

 

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для пол­ноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование ос­нов базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и фи­зических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятель­ности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита­тельно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволя­ющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос­тями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемствен­ности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутс­твие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педа­гогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

 

 

Программа « Успех»

Авторский коллектив: Березина Н.О., канд. мед.наук, Бурлакова И.А., канд. псих.наук, Веракса Н.Е., доктор псих.наук, Герасимова Е.Н., доктор пед.наук, Гогоберидзе А.Г., доктор пед.наук, Деркунская В.А., канд. пед.наук, Доронова Т.Н., канд.пед.наук, Дякина А.А., доктор филол.наук, Евтушенко И.Н., канд.пед.наук, Каменская В.Г., доктор псих.наук, Кузьмишина Т.Л., канд. псих.наук, Сомкова О.Н., канд.пед.наук, Степанова М.И., доктор мед.наук, Сушкова И.В., доктор пед.наук, Трубайчук Л.В., доктор пед.наук, Федина Н.В. канд.пед.наук

Под редакциейН.В.Фединой, канд.пед.наук

Научный руководитель:

В.В.Рубцов, академик РАО, доктор псих.наук

«Художественное творчество»

Содержание данной области Программы включает в себя изобразительную деятель­ность, лепку, аппликацию и художественное конструирование — традиционные для россий­ского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продук­тивная деятельность детей».

Основные задачи психолого-педагогической работы:

— развитие продуктивной деятельности детей;

— развитие детского творчества;

— приобщение к изобразительному искусству.

Специфика реализации содержания области «Художественное творчество» заключа­ется в следующем:

— понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразитель­ную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы «предметного» принципа построения раз­дела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;

— продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образователь­ной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;

— понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями Программы по особому основанию – возможностью развития воображения и творческих способностей ре­бенка (например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением детям художественной литературы» и «Коммуникацией» в части элементарного словесного творчества);

— общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психиче­ских функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.

Примерные виды интеграции области «Художественное творчество»»
По задачам и содержанию психолого-педа­гогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
«Коммуникация» (развитие свободного об­щения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной дея­тельности) «Познание» (формирование целостной кар­тины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества) «Безопасность» (формирование основ безо­пасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельно­сти) «Труд» (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанни­ков, трудолюбия в различных видах продук­тивной деятельности) «Музыка», «Чтение художественной лите­ратуры», «Физическая культура» (развитие детского творчества, приобщение к различ­ным видам искусства) Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреп­лены с использованием средств продуктив­ной деятельности детей «Музыка», «Чтение художественной литературы» (использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество»)

Название Программы — «Успех» — отражает основную миссию всей системы непрерывного образования Российской Федерации – формирование успешных граждан.

Успешность маленьких россиян – это результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования по направлениям:

Социально-личностное развитие

Познавательно-речевое развитие

Единство физического развития и воспитания культуры здоровья

Художественно-эстетическое развитие.

Необходимо добавить, что успех – это не только результат освоения образовательных программ, но и главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство. Успех – признание окружающих, одобрение достижений и, наконец, доброе пожелание друг другу.

Авторский коллектив желает всем педагогам Российской Федерации, реализующим примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, УСПЕХА!