Экспериментальная часть социометрическое исследование классного коллектива

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Основная цель психолого — педагогической практики на 5 курсе — изучение коллектива учащихся и составление его характеристики.

Используемые методы исследования — наблюдение, беседа, эксперимент.

План характеристики классного коллектива

1. Общие сведения о классном коллективе

· количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, число второгодников

· история формирования коллектива (время возникновения, были ли слияния с другими классами, смена классных руководителей)

2. Содержание и характер деятельности

· учение (общая характеристика успеваемости и дисциплины; наличие контроля со стороны учителя за оценками отдельных учеников; требования к ученикам классного руководителя, актива и всего коллектива; взаимопомощь, ее формы и организация; дисциплина класса на уроках и при выполнении домашних заданий; отрицательные моменты в учебной работе — шпаргалки, подсказки, списывание)

· жизнь класса вне учебных занятий (интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе, спорту, коллекционированию и т.п.; формы проявления этих интересов — читательские конференции, посещение театра, кино, обсуждение увиденного, «огоньки», диспуты; участие класса в общешкольной жизни)

· общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива; виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины

· связь с шефствующими организациями; формы ее выражения; влияние на класс родительской общественности

3. Руководство классным коллективом и его организация

· актив класса; староста и его работа;

· характеристика активистов (их инициативность, самостоятельность и настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и его основа, организаторские способности, забота об отдельных учениках, отношение к общественному мнению, положение в системе межличностных отношений)

· наличие в классе неофициальных вожаков и причины их влияния на класс, отношение к ним актива

· наличие «отверженных», причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей

· взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, проявления взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи, гуманизма, уважения, коллективизма; наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса; критика и самокритика в коллективе; особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между отдельными учениками, внутренняя основа этих отношений; эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных учащихся

9 стр., 4333 слов

VI.2. Педагогический стиль и его влияние на межличностные отношения ...

... самоуправления, подбирает их самолично, без учета коллектива класса (И). 2. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования учащихся: предпочитает поощрение наказанию. Не забывает похвалить ... характером, стилем его отношений с учащимися, классным коллективом. Чтобы выявить влияние педагогического стиля на характер межличностных отношений в классе, нами было проведено изучение структуры ...

· личность классного руководителя и его влияние на класс (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии школьников, их интересов, общий стиль руководства)

· отношение класса к классному руководителю, его авторитет среди учеников

4. Анализ конкретных примеров влияния коллектива на личность того или иного ученика и личности на коллектив

5. Общие выводы

· стадия развития коллектива

· характер общего эмоционального климата в классе ( бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.)

· дисциплинированность

· определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления

Цель эксперимента: изучение групповой дифференциации коллектива, выявление неофициальных лидеров и «отверженных»

Ход эксперимента. Исследуемая группа должна включать в себя не менее 10 человек.

Инструкция испытуемым: «Ваш класс существует уже несколько лет. За это время вы смогли неплохо узнать друг друга. Между вами сложились определенные отношения, симпатии и антипатии. С кем-то вам хорошо находиться вместе, кто-то вас не очень устраивает и с ним вы хотели бы расстаться. Теперь представьте себе, что ваш класс формируют заново. При этом у каждого из вас есть возможность по своему желанию набрать учащихся в класс. Ответьте в связи с этим на наш вопрос. Запишите свои ответы на листе бумаги. Свой лист подпишите.

Вопрос: Кого из членов вашего класса, который существует сейчас, вы включили бы в состав нового класса? Запишите фамилию и имя этих людей в порядке предпочтения (не более трех человек).

В целях мотивирования учащихся класса на выполнение теста классный руководитель после раздачи листка с вопросами может сопроводить процедуру диагностики устной инструкцией:

« Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним.

Работу надо обязательно подписать. Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям.Их буду видеть только я На общем классном собрании мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.

Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками».

Полученная информация переносится в специальную таблицу – социометрическую матрицу (см. Приложение).

Слева по вертикали и справа по горизонтали в алфавитном порядке перечисляются фамилии и имена членов исследуемой группы. В строках, где указаны фамилии членов группы, цифрами от одного и выше отмечаются выборы, сделанные данным членом группы. В том случае, если выборы являются взаимными, этот факт отмечается кружочком.

Нижние строки матрицы являются итоговыми. В них вносятся суммарные данные о количестве выборов, полученных и сделанных каждым из членов группы.

Обработка социометрических данных

1 этап. Заполнение социометрической матрицы.

Список

Класса

Список класса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Общее количество выборов

Точный подсчет

Взаимные выборы

Просматривая нижние строки заполненной матрицы, можно определить лидера в данной группе. Им будет тот, кто получил наибольшее количество выборов. Того, кто вызывает наибольшие антипатии, можно определить по наименьшему количеству полученных им выборов.

По данным матрицы составляется социограмма — мишень (см кн Фридман Л.С. и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов»).

Она отражает взаимоотношения учащихся в классе. Социограмма – мишень состоит из четырех концентрических окружностей. В центральном круге (№1) изображаются лидеры (от 6 и более выборов); второй круг содержит предпочитаемых (от 3 до 5 выборов); в третий круг помещаются пренебрегаемые (от 1 до 2 выборов); и, наконец, на последнем, периферийном круге содержатся отверженные, изолированные (0 выборов).

Выборы на социограмме-мишени отмечаются стрелками. Мальчики и девочки изображаются с помощью двух видов геометрических фигур.

  1. Качественный анализ данных.

Качественный анализ данных представляет собой текст в виде ответов на следующий ряд вопросов:

  • Какие статусы преобладают в классе?
  • Есть ли «звезды»?
  • Каковы причины изоляции или отверженности отдельных учащихся класса?
  • Есть ли в классе устойчивые микрогруппы?
  • По каким принципам образованы микрогруппы (что объединяет ее членов)?
  • Каковы взаимоотношения между мальчиками и девочками в группах?
  • Каким образом организованы отношения между теми, кто не вошел в микрогруппы?
  • Есть ли среди отверженных «козлы отпущения»?
  • Есть ли в классе школьники, обладающие выраженным ценностным влиянием?
  • Носителями каких ценных для класса качеств и умений они являются?

Характеристика личности «отверженного» ученика

Цель исследования: выявление причин отвержения этого ученика одноклассниками

Методы исследования: проективная методика «Рисунок семьи»; личностный опросник А.Т.Джерсайлд (адаптированный вариант)

Личностный опросник а.Т. Джерсайлд (адаптированный вариант)

Для старшеклассников!

Данный опросник позволяет выявить такие качества личности, которые в жизни проявляются в виде более или менее стойких внутренних эмоциональных состояний. Эти эмоциональные состояния влияют на отношение человека к окружающим его людям.

Инструкция: «Прочти внимательно каждое суждение. Они выражают собой то, в чем люди хотели бы разобраться, чтобы глубже понять самих себя. Отметь , выражает ли данное суждение чувство, которое присуще тебе, или вопрос, в котором ты хотел бы разобраться. Для этого используй предложенные ниже варианты ответов. В некоторых суждениях присутствуют темы, упоминаемые повторно. Не обращай на это внимания и отвечай так, как если бы ты с ними встретился впервые. Помни, что «правильных» и «неправильных» ответов на предложенные вопросы не существует».

Утверждения

  1. Мне нелегко видеть себя человеком, который постоянно нуждается в помощи со стороны в решении собственных проблем. Я думаю, что должен стараться решать личные проблемы без посторонней помощи.
  2. Я постоянно сравниваю себя с другими людьми (одноклассниками, друзьями).

    Мне необходимо доказывать самому себе, что я выше их или, по крайней мере, не хуже их.

  3. Я пока не знаю, какова цель моей жизни. Я недостаточно представляю себе, каким делом я буду заниматься в дальнейшей жизни, кем буду.
  4. Мне трудно быть самим собой в отношениях с людьми, особенно с теми, кто занимает высокое положение. Я легко общаюсь только с теми, кто равен мне или занимает более низкое положение.
  5. Я думаю, что борьба за место в жизни — стоящее дело. Однако лично для меня это кажется делом безнадежным.
  6. Моя школьная жизнь проходит в такой атмосфере, которая мне безразлична и в которой все люди далеки от меня.
  7. Хотя я пытаюсь общаться тактично с другими людьми, они часто не считаются с моими чувствами.
  8. Я — счастливый человек. Этим я обязан своей судьбе и окружающим людям. Правда, иногда я беспокоюсь о том, не иссякнет ли мое счастье.
  9. Я чувствую, что в жизни есть важные вещи, которые я уже упустил и никогда больше не получу независимо от моих усилий.
  10. Я склонен загружать себя таким количеством дел и брать на себя столько обязанностей, что на самого себя мне уже не остается времени.
  11. Мне кажется, что я перехожу от одного дела к другому, из одних отношений с людьми к другим, но нигде не нахожу того, что мне нужно.
  12. Я испытываю потребность оказывать на людей впечатление более способного, более сильного, более независимого человека, чем я есть на самом деле. Мне кажется, что я не соответствую ожиданиям, которые мне предъявляют другие.
  13. Одиночество — одно из чувств, которое часто охватывает меня.
  14. Я чувствую, что хотя у меня когда-то было взаимопонимание с членами моей семьи, но я потерял его и, возможно больше не приобрету.
  15. Вообще-то я знаю, что хорошо любить, наслаждаться, печалиться и испытывать другие глубокие человеческие чувства, но я не вижу, какие последствия это могло бы для меня иметь.
  16. Когда я нахожусь дома и общаюсь с членами своей семьи, то чувствую, что мне чего-то не хватает. Когда я общаюсь с людьми за пределами моего дома, также ощущаю, что мне чего-то недостает. Вообще, мне кажется, что нигде я не чувствую себя полностью в своей тарелке.
  17. Я чувствую себя слишком оторванным от других людей. Мне кажется, что между мной и другими всегда существует невидимый барьер.
  18. Довольно часто я соглашаюсь исполнить чью-то просьбу, но впоследствии сожалею об этом или испытываю досаду по поводу того, что сказал «да».
  19. Я никогда не жил в соответствии со своими идеалами и думаю, что мне это никогда не удастся
  20. Мне часто приходится побуждать других к тому, что мне самому не кажется достаточно значимым.
  21. Я считаю, что моя семья предъявляет мне повышенные требования, которые меня возмущают. Однако я не могу защищать себя, утверждать право на собственные желания и мысли.
  22. Я чувствую, что мне необходимо всегда быть начеку и не допускать промахов, так как другие люди могут воспользоваться этим.
  23. Иногда я чувствую, что жизнь настолько сложна и запутанна, что я сомневаюсь, смогу ли я найти свое место в ней.
  24. Я был бы разочарован и даже ужаснулся, если бы мне действительно удалось понять себя.
  25. Мне становится неловко, когда люди проявляют свои чувства — гнев, нежность, страх — открыто в присутствии других.
  26. Иногда я теряю самообладание или испытываю чувства гнева, ярости, которые выводят меня из равновесия.
  27. Есть вещи в жизни, от которых мне пришлось отказаться, и я полагаю, что уже поздно наверстывать упущенное.
  28. Я часто злюсь и возмущаюсь, когда меня подгоняют, оказывают на меня давление, навязывают свое мнение, особенно если я не могу сопротивляться этому или проявлять свое недовольство.
  29. То, что я делаю, и то, что происходит в моей жизни, не кажется мне достаточно значимым. Мне хотелось бы получать большее удовлетворение от прилагаемых усилий в учебе и личных делах, но не могу сказать, что я в действительности его получаю.
  30. У меня нет никого, кому бы я мог доверить свои глубокие личные переживания, зная, что меня действительно выслушают и поймут.
  31. Принимая решение, я часто спрашиваю себя, что на моем месте сделал бы кто-нибудь другой.
  32. Независимо от того, где я нахожусь, меня не покидает чувство отрешенности от того, что происходит вокруг меня, и я не чувствую себя личностно включенным в это.

Варианты ответов

  1. Я думаю именно так. Это — одна из сфер, в которой я хотел бы лично разобраться.
  2. Я думаю так, но данный вопрос считаю для себя не особенно важным, чтобы специально в нем разбираться.
  3. Это не имеет отношения к моей жизни.
  4. Мне трудно ответить на данный вопрос.

Ключ к опроснику

Ответы сгруппированы вокруг восьми состояний личности — одиночества, бессмысленности существования, свободы выбора, враждебного настроя, расхождения между реальным и идеальным «Я», свободы воли, безнадежности, чувства неприкаянности.

Каждому состоянию личности соответствует 4 суждения. Максимальная оценка степени выраженности того или иного состояния равна 8, а минимальная — 0 баллов. Эти оценки получаются таким образом. Если испытуемый выбирает первый вариант ответа, он получает 2 балла; если выбирает второй ответ — 1 балл; если третий — 0 баллов. Выбор четвертого ответа никак не оценивается в баллах. Затем для каждого состояния личности определяется сумма баллов, полученных испытуемым по четырем суждениям, связанным с данным состоянием личности. Она и представляет собой оценку данного состояния.

ОДИНОЧЕСТВО — 6, 13, 17, 30

БЕССМЫСЛЕННОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ — 3, 10, 20, 29

СВОБОДА ВЫБОРА (отношение к авторитету) — 4, 18, 21, 31

ВРАЖДЕБНЫЙ НАСТРОЙ — 7, 22, 26, 28

РАСХОЖДЕНИЕ МЕЖДУ РЕАЛЬНЫМ И ИДЕАЛЬНЫМ «Я» — 2, 12, 19, 24

СВОБОДА ВОЛИ — 1, 8, 15, 25

БЕЗНАДЕЖНОСТЬ — 6, 10, 26, 31

ЧУВСТВО НЕПРИКАЯННОСТИ — 11, 14, 16, 32

Выводы об уровне развития

7-8 баллов — очень сильно выраженное состояние личности

5-6 баллов — сильно выраженное состояние личности

3-4 балла — умеренно выраженное состояние личности

0-2 балла — слабо выраженное состояние личности

Методика «рисунок семьи» (до 7 класса включительно!)

  1. Процедура исследования

Экспериментальный материал: лист белой бумаги, набор цветных карандашей, ластик.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».Ни в коем случае нельзя объяснять, что значит слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования.

Время исполнения не ограничивается.

В протоколе необходимо отмечать: 1) последовательность рисования; 2) паузы более 15 сек; 3) стирание деталей; 4)спонтанный комментарий ребенка; 5) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

Далее нужно получить максимум информации вербальным путем, задавая ребенку следующие вопросы:

  1. Скажи, кто тут нарисован?
  2. Где они находятся?
  3. Что они делают? Кто это придумал?
  4. Им весело или скучно? Почему?
  5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
  6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе.

При опросе следует выяснить смысл нарисованного ребенком: чувство к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал какого-либо члена семьи (если так произошло) и что значат для ребенка отдельные детали рисунка (птицы, зверушки и т.п.) При этом по возможности нужно избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.)

После опроса ребенку предлагаются для разрешения следующие ситуации. Три из них выявляют негативное отношение к кому-то из членов семьи, а три другие — позитивное.

  1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк, кого бы ты позвал с собой?
  2. Твоя семья идет в гости. Один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
  3. Ты строишь из конструктора дом, у тебя не получается. Кого позовешь на помощь?
  4. Ты имеешь … билетов в театр. Одному из членов твоей семьи билета не хватит. Кто останется дома?
  5. Ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
  6. Ты получил игру «Лото». Вся семья села играть. Но один игрок лишний. Кто не будет играть?

  1. Интерпретация рисунка семьи

Для интерпретации важно знать: 1) возраст ребенка; 2) состав семьи, 3) возраст братьев и сестер; 4) поведение ребенка в школе.

  • Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, то это означает: а) полное отсутствие эмоционального контакта с этим человеком; б) присутствие бессознательных негативных чувств к этому человеку. Ответы на вопросы — почему не нарисованы те или иные члены семьи — бывают, как правило, защитными («Не нарисовал, так как не осталось места»).

    Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоционально насыщенные реакции («Не хотел — он дерется», «Не хочу, чтобы он жил с нами»).

  • Как только ребенок закончил рисовать, его нужно спросить: «Кто есть на рисунке?», так как вместо реальных членов семьи может быть изображен вымышленный персонаж (Дед Мороз, фея, Чебурашка, маленькие звери, птицы).

    Необходимо уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто рисуются братья и сестры, чье влияние ребенок стремится уменьшить. (Например, девочка трех лет нарисовала себя и зайчика. Она объясняет: «Сейчас пойдет дождь, я убегу, а зайчик останется и промокнет. Он не умеет ходить». На вопрос — кого же зайчик напоминает? — девочка ответила, что сестренку, которой один год и она не умеет ходить, то есть в рисунке девочка обесценивает свою сестру, осуществляет против нее символическую агрессию).

    Случается, что вместо реальной семьи ребенок рисует семьи зверят. (Например, мальчик семи лет, ощущающий отвержение, фрустрацию потребности в близких эмоциональных контактах, в рисунке изобразил только маму и папу, рядом семейство зайцев, которые по составу идентичны семье, то есть в рисунке ребенок, раскрывая чувство отверженности (не нарисовал себя), тем самым выразил сильное стремление к теплым эмоциональным контактам, ощущению общности — изобразил близкий контакт семейства зверушек).

  • Рисунок, где ребенок не изображает себя или вместо семьи изображает себя. В обоих случаях ребенок не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии общности. Отсутствие в рисунке «Я» более характерно для детей, чувствующих отверженность, неприятие. Если на рисунке ребенок изобразил лишь самого себя с большим количеством деталей тела, большая величина фигуры — это эгоцентричность, истероидные черты характера.; если же рисунок маленького размера, схематичный, если в нем цветовой гаммой создан негативный фон, это может свидетельствовать о чувстве отверженности, покинутости.
  • Увеличение состава семьи связано с неудовлетворенными психическими потребностями в семье. Если дополнительно к родителям (или вместо них) ребенок рисует не связанных с семьей взрослых, это указывает на потребность ребенка в человеке, способном удовлетворить нужду ребенка в близких эмоциональных контактах либо на символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.
  • Взаимное расположение членов семьи указывает на психологические особенности взаимоотношений в семье: а) сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками — индикатор психологического благополучия, признак тесного психологического контакта; б) близкое расположение членов — попытка ребенка объединить, сплотить семью; в) если ребенок отдельно рисует себя — чувство невключенности, отчужденности; г) отделение другого члена семьи — негативное отношение ребенка к нему, малая его значимость для ребенка; д) необходимо внимательно рассмотреть, кто на листе расположен выше, кто ниже: высоко расположен тот, кто пользуется авторитетом, чья власть в семье занимает особое место; низко расположен тот, чья власть минимальна; е) если персонажи на рисунке расположены в один ряд, надо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног: кто стоит на этой линии, то, с точки зрения ребенка, самостоятельный человек, кто висит — несамостоятельный; ж) расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией психологической.
  • Количество используемых в рисунке цветов. Хорошее эмоциональное отношение отражается большим количеством частей тела, использованием разнообразных цветов; негативное отношение выражается в схематичном рисунке, неоконченности его графической презентации
  • Размер рисунка. 1) Дети, как правило, самыми большими рисуют отца и мать, что соответствует реальности. Если же ребенок нарисовал большим себя, это может быть свидетельством эгоцентричности ребенка либо наличия Эдипова комплекса, когда ребенок приравнивает себя к родителю противоположного пола, исключая или уменьшая «конкурента». 2) Значительно меньше по сравнению с другими членами семьи себя рисуют дети, которые чувствуют свою незначительность, ненужность, а также и те, кто нуждается в опеке, заботе со стороны родителей. 3) Большие, через весь лист, фигуры рисуют дети импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию; 4) Очень маленькие фигуры говорят о тревожности, об отсутствии чувства безопасности.
  • Четкость изображаемых линий. Тот предмет, который вызывает у ребенка наибольшую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом на карандаш, либо обведен несколько раз, либо изображен тонкой, едва заметной линией.
  • Изображение головы. Самым умным членом семьи, по мнению ребенка, является тот человек, который изображен с большой головой. Голова — центр локализации «Я». Лицо — самая важная часть тела в процессе общения. Если дети в рисунке пропускают глаза и рот, а также и другие части лица, это указывает на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если не рисуют голову, штрихуют лицо, это связано с конфликтным, враждебным отношением к данному человеку.
  • Изображение глаз. С точки зрения ребенка, они даны, чтобы плакать. Персонажи с большими, расширенными глазами — это тревожные, беспокойные личности, их надо спасать. Если глазки — точечки или щелочки, то это запрет на плач, боязнь попросить о помощи.
  • Изображение ушей. Уши — это орган восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Если у персонажа большие уши, то он должен слушаться окружающих. Если нет ушей, то этот человек может игнорировать то, что о нем говорят.
  • Изображение рта. С позиции детей, рот нужен человеку для того, чтобы есть, говорить, а еще для того, чтобы выражать агрессию — кричать, ругаться. Рот — орган нападения. Если рот очень большой да к тому же еще и заштрихованный, то ребенок боится агрессии именно этого человека. Если рот черточкой или отсутствует, то этот член семьи вообще не имеет права высказывать сове мнение.
  • Изображение шеи. Если шея на рисунке длинная и тонкая, это конфликт между разумом и чувствами; если короткая и толстая — этот человек ни при каких обстоятельствах не даст сбить себя с толку какими-то глупыми эмоциями.
  • Изображение рук. Руки являются основными средствами, показывающими на мир, средствами физического контроля поведения других людей. Если руки вообще есть, то это показатель взаимодействия с миром предметов и воздействия на этот мир.Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, значит, у него имеются какие-то агрессивные желания. Иногда такие рисунки делают дети внешне спокойные, покладистые. Можно предположить, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое изображение себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, на желание быть сильным, властвовать над другими (тогда он может дополнительно нарисовать широкие плечи — символ мужественности и силы).

    Иногда ребенок рисует всех членов семьи с пропорциональными руками, но себя изображает с руками чересчур маленькими, то это может быть связано с чувством бессилия, незначительности его в семье. У некоторых членов семьи рисуются длинные руки, большие пальцы — это указывает на агрессивность этого члена семьи; сели же член семьи изображается совсем без рук, это говорит о стремлении ребенка символическими средствами ограничить его агрессивность, активность.

  • Количество пальцев на руках. 1) Если пальцев на руках больше пяти, то ребенок или персонаж чувствует себя более сильным, могущественным (если на левой руке, то в сфере семейных отношений, если на правой — за пределами семьи); 2) Если пальцев меньше, чем пять, то ребенок или персонаж ощущает себя более слабым, чем окружающие.
  • Изображение неодушевленных предметов. Это показатель привязанности кого-то к этому предмету. Это отнюдь не означает отсутствие эмоционального контакта с окружающими.
  • Изображение солнца или любого другого источника света является символом защиты какого-то высшего авторитета.
  • Изображение большого количества мелких деталей предметов — свидетельство фиксации на правилах, порядке, склонности к длительному удерживанию эмоций в себе.
  • Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же сфере деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности для членов семьи.
  • Обилие мягкой мебели и находящиеся на ней взрослые означает, что ценность для них — это отдых и расслабление. Для ребенка это показатель того, что родители от него устали.
  • Изображение большого количества закрытых шкафов, иногда даже с замочными скважинами — показатель того, что в семье есть тайны, к которым ребенок не допущен.

  1. Анализ процесса рисования.

Здесь следует обратить внимание на: а) последовательность рисования; б) последовательность изображения деталей; в) стирание; г) возвращение к уже нарисованным объектам; д) паузы.

Первым изображают значимого, эмоционально близкого человека. (Если последней рисуется мать, это говорит о негативном отношении к ней!)

Если ребенок рисует различные посторонние объекты — мебель, солнце и т.д и лишь затем людей, то таким образом выражается защитная реакция (так ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени).

Это свидетельствует о неблагоприятном положении в семье.

Паузы перед рисованием связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок решает, рисовать ему или нет связанного с негативными эмоциями человека или деталь.

Если стирание и перерисовывание не привели к улучшению изображения персонажа, можно судить о конфликтном отношении ребенка к этому человеку.