Тема 1. Психология соматически больного Вопросы к семинарам:

  1. Факторы, влияющие на отношение к болезни.
  2. Структура (уровни) внутренней картины болезни.
  3. Типы отношения к болезни.
  4. Психологические мотивы отказа от приёма лекарств.
  5. Госпитализм и психическая депривация, причины и проявления.
  6. Ятрогении и ятропатии, определение понятий, причины и проявления.
  7. Врачебная тайна, содержание понятия, этические и правовые аспекты.
  8. Эйтаназия, этические и правовые аспекты.
  9. Психология умирающего больного.

Основная литература:

  1. Ардашева Н.А. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни. Правовые вопросы ее применения // Вестник Рос. АМН. — 1996. — № 12. — С.60−64.
  2. Жизнь после смерти. — М.: Сов. писатель, 1990. — С.8−56, 96−190.
  3. Кабанов М.И., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.

    — Л.:Медицина, 1983.- С.38−62.

  4. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. — Прага, Авиценум, 1983. — С.193−314.
  5. Лакосина Н.Д., Ушаков Г. К. Учебное пособие по медицинской психологии. — М.: Медицина, 1976. — С.65−80, 86−106.
  6. Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии: Учебник для вузов. — М.: Изд-во корпорация «Логос», 1999. — 232 с.
  7. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. Психологическое исследование. — М: Изд-во МГУ, 1987. — 166 с.
  8. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для медвузов: Т.1−2. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — Т. — 412 с.; Т.2 — 381 с.

***************

«Внутренняя картина болезни», «аутопластическая картина болезни», «типы отношения к болезни», «переживание болезни», «чувство болезни», «сознание болезни», «концепция болезни» и другие близкие понятия обозначают субъективное, личное переживание болезни. На содержание, степень выраженности субъективного переживания влияют:

7 стр., 3410 слов

Психология правового обучения и оценки

Психология правового обучения и оценки 1. Психология правовой оценки (правовая психонотарология [1]) 1.1 Независимость и владение собой в правовой оценке. Истинность и справедливость правовых оценок Вводные замечания В своем онтогенезисе (личностном развитии) каждый человек имеет несколько десятков или более генетически заложенных психических свойств, таких, как способность и умение научиться ...

  1. Характер заболевания, степень тяжести, локализация заболевания для конкретного больного.

2. Представления о болезни, лечении, врачах у больного как результат воспитания, личного опыта и мнения окружающих (могут быть как достаточно адекватными, так и совершенно неправильными).

  1. Личность больного:

— возраст;

— степень общей чувствительности к различным факторам;

— темперамент;

— характер и шкала ценностей, другие собственно характерологические особенности;

— социальное положение больного и, особенно, наличия у него социальной поддержки (взаимоотношения улучшают здоровье).

В структуре внутренней картины болезни выделяют 4 уровня:

— чувствительный или сенсорный; - эмоциональный;

— интеллектуальный или информационный; - мотивационный.

Единой, общепризнанной классификации типов отношения к болезни нет. Обобщая, можно выделить следующие типы отношения:

1. Нормальный (гармоничный).

  1. Анозогнозический

— эргопатический;

— эйфорический;

  1. Эгоцентрический (истерический, демонстративный).
  2. Неврастенический.
  3. Ипохондрический (близкие понятия депрессивный, меланхолический).
  4. Тревожно-фобический (близкое понятие психастенический).
  5. Паранойяльный.
  6. Апатический.

На практике часто приходится встречаться со смешанными типами отношения к болезни; со временем типы отношения могут также меняться.

Об «изменении» личности больного в результате болезни можно говорить при изменении содержания ведущего мотива деятельности (например, ведущий мотив становится патологическим), обеднении мотивационной сферы деятельности, сужения интересов, нарушения степени критичности и самоконтроля.

5 стр., 2337 слов

2.1 Позитивный подход к пациенту и заболеванию

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………...3 Позитивная психотерапия Н. Пезешкинана………………………………..4 Позитивный подход к пациенту и заболеванию………………………4 Этапы работы с пациентом……………………………………………..6 Позиция психотерапевта………………………………………………..10 Выводы……………………………………………………………………….12 Список используемой литературы…………………………………………13 1. Введение С точки зрения позитивной психотерапии, одной из самых ...

Определенная совокупность социально-психологических факторов достоверно связана с заболеваемостью и смертностью населения на основании многочисленных исследований, проведенных в разных странах за последние годы. К таким факторам, в первую очередь, относят: алекситимию, поведение «типа А», соответствие между уровнем притязаний и реализации, эффективность деятельности, конформизм, уровень удовлетворенности собственной жизнью, наличие группы поддержки, независимость (внутренний локус контроля), контроль судьбы (контроль будущего).

Типы пациентов и их отношение к болезни

Отношение пациента к своей болезни представляет собой важный уровень системы отношений пациента в социальнойситуации развития его заболевания и включает следующие аспекты:

  • отношение человека к своим ощущениям, чувствам и эмоциям, к себе как личности в целом; отношение к информациио своем диагнозе; отношение к окружающим, включая мнение пациента о том, как к нему и его болезни относятся другие люди;
  • отношение к социальным ситуациям, в которые включен пациент (учебе, работе, лечебному процессу и др.);
  • отношение к прошлому, настоящему и будущим перспективам его жизни.

Тип пациента определяет выбор той или иной модели общения с ним. Для малообразованных людей больше подходит интерпретационная модель, для образованных, вникающих в суть проблем — совещательная модель.

  • Гармоничный (Г).

    Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без основания видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление активно содействовать врачу в процесселечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза (инвалидизация) — переключение интересов на области жизни, доступные больному. При благоприятном прогнозе — со средоточениевнимания, забот, интересов на судьбе близких, на своей работе.

  • Эргопатический (Эр).

    7 стр., 3434 слов

    Лечение в психиатрии

    ... торможения”. Этот феномен имеет отношение к фармакодинамике психотропного средства, ... рациональной терапии психически больных пациентов. Прежде всего несколько слов ... когда речь идет о лечении хронических заболеваний или когда ... развитии устойчивого патологического состояния при болезнях мозга говорили исследователи Н.П. ... это трудный период в профессиональной жизни психиатра), можно предположить, что ...

    «Уход от болезни» в работу, несмотря на тяжесть заболевания. «Одержимость» работой выражена подчас больше, чем до болезни. Избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное стремлением, во что бы то ни стало сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности.

  • Анозогнозический (Ан).

    Отрицание очевидности болезни. Отказ от обследования и лечения. Легкомысленное отношениек болезни и лечению — «все само собой обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Анозогносты, как правило, не отличаются высоким интеллектом, они малообразованны, часто подвержены алкоголизациии наркотизации. Истинную анозогнозию следует отличать от псевдоанозогнозии, когда психотравмирующий фактор (наличие болезни) вытесняется механизмом психологической защиты, блокирующим тревогу. Истинную анозогнозию нельзя путать с алекситимией — неспособностью выразить словами (вербализировать) свои ощущения. Многие пациентыне умеют вследствие изложить жалобы, анамнез, затрудняются рассказать о взаимоотношениях в семье, нередконе понимают сути вопросов врача.

  • Тревожный (Т).

    Беспокойство, мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых методов лечения, новой информации, «авторитетов». Постоянное тревожное состояние. Такие пациенты предпочитают слушать мнения других, а не прерывно высказывать жалобы. Опасаются возможных осложнений болезни, неудач лечения, других неудач (в работе, в семье и т. д.).

    Защитаот тревоги — приметы и ритуалы.

  • Ипохондрический (И).

    Сосредоточение на субъективных болезненных и других неприятных ощущениях, стремление постоянно рассказывать о них окружающим. Преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезнейи страданий. Сочетание желания лечиться и неверия в успех лечения, требования тщательного обследования и боязнивреда и болезненности процедур.

  • Неврастенический (Н).

    17 стр., 8105 слов

    Психологические особенности отношений доктор-пациент: эмпатия в медицине

    ... весь лечебный процесс. В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям ду-ховного наставника и послушника, так как ... наша болезнь развивается малозависимо или независимо оттого, что мы о ней думаем, и как относимся к процессу лечения. Ну ... , я поняла, что чаще всего этот невроз поражает особый тип личности: чувствительных, ранимых, меланхоличных людей, склонных многое принимать ...

    Вспышки раздражения, особенно при болях, неприятных ощущениях. Раздражение изливаетсяна первого попавшегося и завершается раскаянием, часто слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость, несдержанность, неспособность ждать облегчения. Поведение по типу «раздражительной слабости».

  • Меланхолический (М).

    Неверие в выздоровление, в улучшение состояния. Депрессия, пессимистический взгляд на всеокружающее. Неверие в успех лечения даже при явном улучшении объективных показателей.

  • Апатический (Ал).

    Безразличие к исходу болезни, результатам лечения. Утрата интересов к жизни. Пассивное исполнение назначений врача при настойчивом побуждении.

  • Сенситивный ©. Озабоченность возможным неприятным впечатлением, которое может произвести известие о болезнина окру­жающих. Такой пациент опасается, что окружающие станут относиться к нему пренебрежительно, считать его неполноценным, боится стать обузой для близких.
  • Эгоцентрический (Эг).

    Болезнь напоказ. Страдания и переживания пациента должны полностью завладеть вниманием окружающих. Другие люди, требующие внимания, воспринимаются как «конкуренты», отношение к ним неприязненное. Болезнь «условно приятна», пациенту «не выгодно» стать здоровым.

  • Паранойяльный (П).

    Болезнь воспринимается как результат чьего-то злого умысла, «сглаза» и «порчи». Процедуры, лекарства вызывают подозрения. Врачи зачастую обвиняются в халатности и т. п.

  • Дисфорический (Д).

    Настроение мрачное, озлобленное. Вид угрюмый. Ненависть к здоровым. Вспышки злобыс обвинением в своей болезни других. Близкие должны во всем угождать больному (иногда «мнимому»).

Наиболее просто строить отношения с пациентом, отношение которого к своей болезни гармоничное. У такого пациента, как правило, нет трудностей в общении с семьей и медицинскими работниками. Медицинская сестра рекомендует пациенту сГ-типом отношения к болезни полную программу лечения, назначенное врачом, и реабилитации, имея все основания надеяться, что рекомендации будут выполнены, а сотрудничество окажется плодотворным.

5 стр., 2332 слов

Эти общие типы можно описать следующим образом.

Совокупность явлений, состовляющих основу психодиагностического поля личности потребителя В психодиагностическое поле потребителя услуг в первую очередь входят его мотивационные особенности. При предоставлении туристской услуги основной задачей специалиста является выявление специфических потребностей или проблем потенциального клиента для того, чтобы затем сфокусироваться на том, какие товары или ...

Типы Эр и Ан объединяет «отрицание болезни» — через «уход в работу», стремление как можно быстрее вернуться к трудуу эргопатов и «неузнавание» очевидной болезни у анозогностов. Медицинская сестра предоставляет информацию о болезнипациентам того и другого типов и членам их семей. Однако при Эр- и Ан-типах отношения к болезни пациенты сотрудничают с медсестрой неохотно, почувствовав улучшение, самостоятельно прекращают лечение до следующего обострения. Поэтому при работе с пациентами ука­занных типов и их семьями особое внимание следует уделять программам оказания экстреннойи неотложной помощи, методам лечения при обострении.

Тревожный пациент требует «материнского» подхода. Медсестра должна быть терпеливой, предоставить пациенту и его семье информацию о болезни, предложить полноценную программу лечения и реабилитации. Пациентам Т-типа целесообразно назначать комплексные программы лечения и реабилитации. Их надо периодически подбадривать, поощрять. Однако медсестра должна быть готова к тому, что тревога, являющаяся конституциональной оставит пациента, он найдет, из-за чеготревожиться.

И-тип отношения к болезни доставляет много неприятностей медицинским работникам. В гамме ощущений пациента следует отличать ощущения, связанные с поражением органов. Пациент и его семья должны полу­чить рациональную информациюо заболевании и адекватные рекомендации. Медицинские работники знают, что ипохондрик надоедает семье своими непрерывными жалобами, и многие семьи стремятся «спихнуть» такого пациента медикам: «болеешь, так лечись…». ПациентИ-типа и медицинская сестра «обречены» на многолетнее сотрудничество. «Хорошо» такому пациенту не бывает никогда, на благодарность медработникам рассчитывать не приходится. Желательно назначать пациентам с ипохондрическими чертами контрольные сроки явок («придите через месяц, сделайте контрольный анализ крови» и т. п.).

6 стр., 2914 слов

Психологические типы отношения к болезни у больных и их особенности

... ожидаемых результатов лечения. Большую роль в формировании ВКБ играет тип эмоциональных отношений (ТЭО) больного к своей болезни, её ... однако, возможность некоторого отступления. Стадия отрицания. Следует выслушивать больного, но не стоит перечить ему и разубеждать. ... больных не отмечалось. Заключение Внутреннюю картину болезни следует рассматривать как единую действующую систему, все звенья ...

Если этого не делать, пациент может «прописаться» в поликлинике.

Пациент с неврастеническим типом отношения к болезни проявляет «раздражительную слабость». Его тяготит даже небольшая очередь к регистратору или к врачу. При Н-типе отношения к болезни, пациент склонен везде видеть недостатки, его все раздражает: и сам факт болезни, и необходимость обследования, лечения. Это раздражение часто выплескивается в адресврача и медицинской сестры. Профессионал-медик не должен вступать с пациентом Н-типа в длительные «оправдательные дискуссии». Вину (явную, а чаще мнимую) следует взять на себя, согласиться, что «не все безупречно в нашем медицинском цехе». Это сразу же успокаивает пациента. Последующие отношения с ним должны строиться на уровне рациональной информации, по типу «взрослый — взрослый».

Меланхолический (депрессивный) тип требует «материнской» методики общения. В ходе обследования и лечения пациентаМ-типа надо подбадривать, хвалить за отдельные достижения, успехи. Представители данного типа от­зывчивы к комплекснымпрограммам лечения и профилактики.

Пациент Ап-типа исповедует следующий принцип: мое дело болеть, ваше дело — лечить, если такое желание у вас есть. Работая с пациентами апатического типа, врач и медицинская сестра всю инициативу должны взять на себя.

Желательна поддержка семьи. В ходе лечения и к реабилитации необходим постоянный контроль за выполнениемрекомендаций врача.

Пациент С-типа требует особого участия врача и медицинской сестры, «материнского» подхода. Его следует все время разубеждать в явных и мнимых опасениях, вселять уверенность в положительные результаты лечения.

Пациенты Эг-типа в обычно имеют истерические черты характера, в болезни они обостряются. Главное в работе с такимипациентами — избежать «порабощения», не выполнять всех прихотей, не допускать командования собой. Следует четко определить, «кто кого лечит». Отношения надо строить официально, по типу «взрослый — взрослый». Семья должна быть осведомлена о личностных особенностях пациента, ее надо предохранить от чрезмерной требовательности больного.

П-тип отношения к болезни — не столь уж редкий феномен в современной России. Следует ли разубеждать пациентав ошибочности его трактовки генеза болезни? Этот вопрос решается индивидуально. Если пациент убежден в «сглазе», «порче», «наведенной болезни» и хочет прибегнуть к услугам экстрасенсов и колдунов, специализирующихся на «очищении жилища» и т. п., не всегда нужно отговаривать его. Напротив, после успешных ритуалов «снятия порчи» пациенты рассматриваемого типа успокаиваются, делаются более доступными для вмешательства официальной медицины.

Д-тип отношения к болезни характерен для пациентов, имевших в черты психопата эпилептоидного круга или психопата возбудимого типа. Работать с такими больными трудно, к поддержке семьи многие из них относятся амбивалентно. Отношения должны быть официальными, строиться по принципу «взрослый — взрослый». Врач и медицинская сестра в данном случае должны выполнять свой профес­сиональный долг, не надеясь на благодарность пациента. Его следует принимать таким, какойон есть, не пытаясь изменить его патохарактерологические особенности.

Таким образом, в ситуации болезни изменяется не только соматическое (физическое), но и психическое состояние человека. При этом своеобразие реагирования на свое состояние отражается в изменении поведения, которое, в свою очередь, способствует смене характера взаимоотношений с окружающим миром. Негармоничные типы отношения пациента к своемузаболеванию создают массу проблем для медицинской сестры, вынужденного противостоять мощному напору некоторых больны

Психологические аспекты отказов от приёма лекарств

Психологически большинство стационарных больных, желающих «как следует» лечиться, предпочитают не таблетированные формы, а внутримышечные или внутривенные инъекции, однако часть больных очень боится инъекций и стремится всеми путями их избежать; по возможности меньше инъекций следует назначать детям.

Около трети стационарных и две трети амбулаторных больных нерегулярно принимают или, вообще, не принимают назначенную терапию. Лекарства наиболее часто не принимаются в силу следующих причин:

  1. Экономических проблем (что в настоящее время становится определяющим).
  2. Негативного отношения к врачу или медицинскому учреждению, в котором было назначено лечение (чаще — недоверие).
  3. Опасения различных осложнений, в т. ч. привыкания; причем нередко выясняется необоснованность этих опасений.
  4. Отрицания болезни.
  5. Боязни утраты тождества своего «Я», уважения к себе (прием лекарственных средств символизирует болезнь, костыль калеки).
  6. Позиции, что болезнь — это справедливое наказание.
  7. Влияния предрассудков и религии.
  8. Непринимание лекарств выгодно больному.
  9. Различных психических нарушений.

Госпитализм и психическая депривация.

Госпитализм — широкое понятие, включающее в себе неблагоприятные, в первую очередь, психические условия больничной среды и результаты их действия на психическое и физическое состояние больного. Госпитализм чаще наблюдается у детей и у них он проявляется более выражено в связи с их психической и вегетативно-соматической незрелостью.

Наиболее часто встречающиеся влияния, ведущие к госпитализму, объединяют под названием психической депривации. Психическая депривация — это состояние, развивающееся при отсутствии условий для удовлетворения в достаточной мере основных психических потребностей в течение длительного времени.

Центр тяжести психической депривации может быть в эмоциональной (которая для развития госпитализма имеет наибольшее значение), в сенсорной и интеллектуальной областях.

У детей проявлениями психической депривации могут быть:

а) понижение фона настроения, удрученность, плач;

б) шумный, злобный протест; беготня, поиск матери;

в) аутизм, замкнутость;

г) неподходящая адаптация к среде учреждения;

д) обще-интеллектуальное снижение.

Профилактика госпитализма заключается прежде всего в том, чтобы пребывание ребенка в лечебном учреждении было как можно более коротким.

Ятрогении и ятропатии.

Ятрогения обозначает заболевание или осложнение заболевания, вызванное тяжелыми переживаниями больного вследствие неправильных слов врача, оказавших на больного, на его психику, а через нее и на весь организм отрицательное влияние. Ятрогения может возникнуть не только на почве того, что сказал врач, но и на почве того, чего он не сказал, хотя должен был. В происхождении ятрогении надо усматривать две неразрывные стороны: неправильное поведение врача и особенности личности больного (повышенную тревожность, мнительность и т. п.).

Проявления ятрогений различны — от относительно легких, кратковременных, самостоятельно полностью проходящих невротических реакций до реактивных состояний с выраженными депрессивными проявлениями и суицидальными попытками (в т.ч. и завершенными), затяжных невротических состояний или патологических развитий личности.

Если ятрогения — это, собственно, неблагоприятные изменения психики больного, развивающиеся в результате ошибочного использования психологических форм общения, то ятропатия — отрицательные последствия для больного неправильных действий или назначений врача, в том числе необоснованного использования инструментально-лабораторных исследований и лечения в ущерб здоровью больного (чаще это — необоснованное назначение лекарств или процедур типа спинномозговой пункции).

Врачебная тайна

Врачебная тайна включает в себя 3 вида сведений: о болезнях, интимной и семейной жизни.

Соблюдать врачебную тайну обязаны не только врачи, фельдшера, медицинские сестры, но и другие медицинские и фармацевтические работники; при этом врачебной тайной являются только те сведения, которые стали известны в связи с выполнением профессиональных обязанностей.

Иногда врачебную тайну необходимо хранить и от самого больного.

Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, может произойти умышленно или по неосторожности.

Медико-психологическая основа учения о врачебной тайне формулируется следующим образом: не должны разглашаться третьему лицу какие-либо сведения, касающиеся больного, без его согласия, если они почерпнуты в ходе профессионального общения с больным, а разглашение их может отрицательно повлиять на больного. Вместе с тем, узнав от больного сведения, содержащие опасность для общества, необходимо выполнить свой гражданский долг и уведомить об этом соответствующие организации.

Такое определенное противоречие должно решаться законодательно и чем более совершенна правовая база общества, тем более конкретно в законе оговариваются все вопросы, связанные с врачебной тайной и, особенно, возможностью её разглашения, ведь во многих странах обязанность врача сохранять врачебную тайну выделена в особую юридическую норму и за нарушение врачебной тайны врач может нести уголовную ответственность.

В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» говорится о врачебной тайне, но в уголовном кодексе РФ понятие врачебной тайны не фигурирует. Ответственность за её разглашение может, в первую очередь, наступить за нарушение неприкосновенности частной жизни, халатное — ненадлежащее — выполнение должностных обязанностей (по Уголовному кодексу РФ) и в качестве компенсации морального ущерба (по Гражданскому кодексу РФ).

Психология умирающего больного и проблема эйтаназии.

Танатология — отрасль медицинской науки, занимающаяся всем комплексом проблем, связанных со смертью.

В старости люди чувствуют смерть более близкой. Одиночество, постоянное ослабление привычных связей с жизнью усугубляют это чувство (поэтому 60−70-ти летние люди часто начинают говорить о своей смерти).

Центральной проблемой большинства религий является вопрос о жизни после смерти. Религия, как правило, дает верующим успокоение за счет различных представлений о том, что со смертью жизнь не прекращается, что возможно ее продолжение в иной форме и после смерти. Поэтому религиозный человек чаще (но не всегда) умирает спокойно, легко.

Человек обычно умирает так, как жил. Те чувства, образ мыслей, поведение, которые были характерны для его жизни, свойственны и его смерти; у человека обычно не происходит перед смертью выраженных изменений личности.

Ошибочно утверждение, что человек всегда хочет жить. Измученный невыносимыми болями, больной может ждать смерть как избавление, как выход.

Эйтаназия (эвтаназия) — прекращение жизни тяжело или смертельно больного человека с согласия его самого или родственников (если он в бессознательном состоянии) при участии врача.

Различают активную эйтаназию — намеренное, из сострадания, причинение смерти (или «метод наполненного шприца») и пассивную эйтаназию — намеренное прекращение мер по продлению жизни («метод отложенного шприца»).

Одна из основных причин возражений против эйтаназии — страх перед возможностями злоупотреблений и все более широкой трактовкой показаний к ее осуществлению, хотя правомерность пассивной эйтаназии получает всё большее поддержку.

В России статья 45-я «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» прямо запрещает эйтаназию (без разделений на активную и пассивную).

Осуществление эйтаназии попадает под статью 105-ю (убийство) Уголовного кодекса РФ.

В настоящее время как альтернатива эйтаназии развиваются хосписы — медицинские учреждения, осуществляющие лечение и уход за умирающими.

Э.Кюблер-Росс считает, что процесс смерти — это характерный психический процесс, в котором можно выделить 5 этапов:

  1. Вначале чаще всего отмечается реакция отрицания возможности близкой смерти.
  2. По мере осознания реальности отрицание сменяется гневом, возмущением.
  3. Следующий этап условно получил название «сделки с жизнью».
  4. Последующие переживания могут проявиться депрессией.
  5. На последнем этапе (полного смирения) происходит принятия безысходно­сти положения и измученный больной желает отдохнуть, уснуть.

Бывает, что человек, приняв однажды факт скорой смерти, смирившись с судьбой, вновь все отрицает и строит планы как жить.

В случаях выздоровления, когда больной был «на волосок от смерти… все уже похоронили», Свенсон добавил 6-й этап — возвращение к жизни.

***************

Контрольные вопросы:

  1. Отличия клинической картины болезни от клинической картины больного человека ?
  2. Чем определяются и как проявляются отношения больных к своим заболеваниям ?
  3. Проявления особенностей личности больного в его отношении к своей болезни.
  4. Можно ли рассматривать грех как предболезнь личности ?
  5. Поведение врача у постели умирающего больного.
  6. Вопросы медицинской этики и деонтологии во врачебной деятельности.

Темы рефератов:

  1. Психосоциальные последствия болезни.
  2. Ятрогении и их предупреждение.
  3. Роль психологических факторов при психосоматических расстройствах.
  4. Психология лечебного процесса.
  5. Психологические нарушения при дефектах лица.