1.Общая характеристика психологии творчества

Наука, изучающая творчество и творческую деятельность – эвристика.

Пик изучения проблемы творчества наступает в первой трети 20 века. В это время появляются работы: Рибон (1901г) и Пуанкаре (1910), в России — Нечаев, Овсянников-Куликовский, Маркелов, Бехтерев и т.д.

Середина 20 в. – научно-техническая революция дает новый толчок к изучения психологами проблемы творчества . 1950г -появляется большое количество теорий исследований творчества (особенно в америке).

В этот же период ученые приходят к выводу, что для творчества необходима та или иная степень одаренности, следовательно психология творчества неразрывно связана с психологией способностей и психологией одаренности.

Роджерс «творчество – есть способность обнаруживать решения проблем или новые способы выражения, приводящие в жизнь нечто новое.»

Яковлева понимает творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности.

Словарь Ожигова определяет творчество как создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.

Спиркина «творчество – духовная деятельность, результатов которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее не изученных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовой культуры».

Т.е. большинство исследователей видят изученность творческого процесса в реорганизации имеющегося опыта по формированию на его основе новых комбинаций.

Т.о., исходя из всего перечисленного, я считаю, что творчество – способность находить новые решения проблемы, подчеркивая его индивидуальность.

Основной критерий отличающий творчество от производства это уникальность его результата.

Теории твор-ва:

Психоаналитическая (З.Фрейда)

Когнитивная (Келли)

Теория творчества в гештальт психологии

Гуманистические теории

Твор-во с точки зрения Богоявленской

Теория равития творч. Лич-ти (Альтшуллера)

2.Психология творчества как научное направление. Понятие «творчество», «творческая деятельность».

В развитии психологии творчества можно наметить 3 пути:

1. описание и эмпирический анализ существующей практики;

2. абстрактный анализ различных уровней организации творческой деятельности, детерминирующих фактов, который открывает возможность для создания фундаментальной модели творческой деятельности;

3. реализация через педагогический эксперимент фундаментальных моделей творчества и постановка новых проблем.

8 стр., 3576 слов

Из книги г. С. Альтшуллера Творчество как точная наука. Теория ...

... мощный и управляемый огонь познания! На пути к теории творчества метод проб и ошибок Изобретательство - древнейшее занятие ... на организацию творческого мышления в любой области человеческой деятельности. Поэтому книга предназначена для широкого круга читателей. Я ... связывают с именем Паппа [1]. В дальнейшем к проблеме создания эвристики обращались многие математики, например Декарт, Лейбниц, ...

До настоящего времени исследование творческой деятельности ограничивалось лишь первым путем, задача сегодняшнего дня – овладение вторым и третим.

 Предметом психологии творчества как науки является психический структурный уровень организации творческой деятельности или психологический механизм развития творческой деятельности человека.

 Творчество – деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью.

Методы психологии творчества можно разделить на 2 категории:

Методы получения исходных данных;

Методы регистрации и предварительной обработки данных.

Методы получения исходных данных  можно разделить на 2 группы

— методы традиционной психологии творчества – предполагают фиксацию непосредственного творческого опыта. К ним относятся  самонаблюдение за ходом собственного творчества; изучение биографических данных творцов; анкетирование; интервью;  экспериментальные методы традиционной психологии, которые используются для изучения процесса творчества; метод тестов – изучение творческих способностей и личностных качеств творца.

Данная группа методов позволяет описывать явления, доступные непосредственному опыту, оценивать конечный результат, итог, но не дает знаний, например, о сущности творческого процесса а также тех, которые не имеют непосредственного отражения.

— нетрадиционные методы – проникновение в область непосредственно неотображаемых явлений. К ним относится моделирование творческой деятельности.

На сегодня разработка и пополнение батареи методов исследования творчества – один их актуальных вопросов. Однако сложность заключается прежде всего в отсутствии достаточно строгих критериев для определения различия между творческой деятельностью и нетворческой.

Сложность структуры творчества наталкивает исследователей на мысль о необходимости множественности критериев. Но в связи с тем, что изучение общей природы творчества выходит за рамки психологических знаний, необходим комплексный подход к изучения творчества. Например, в непризнанных изобретениях акт творчества с психологической точки налицо, а вот с социальной точки зрения его нет. Следовательно, кроме психологических аспектов при анализе творчества необходимо учитывать достижения таких наук, как философия, история, социология, политология, культурология, физиология, биология и т.д. Т.е. нужно признать, что существуют различные уровни организации творческой деятельности. Психическая сфера означает лишь возможность творчества в социально значимой сфере. Превращение такой возможности в действительность зависит от ряда специфических условий социальных отношений.

В качестве критериев оценки творческой деятельности можно принять:

— популярность, продуктивность;

— широта влияния деятельности творца на различные сферы жизнедеятельности человека;

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... принцип деятельности; 2) Выявить пути и средствава оптимизации деятельности чел-ка, ее более рациональное планирование и организации. Метод – способ познания. 2 группы методов психологии: основные ... предметы анализа – самоактуализация, высшая ценность, творчество, свобода, межличностные отношения, любовь, и т.д. Гуманистическая психология доказывает, что человек будучи объектом исследования, ...

— степень новизны идей, подхода, решения;

— общественная ценность;

— оригинальность и т.д.

Однако эти критерии остаются не убедительными, особенно если речь идет о художественном творчестве.

Вместе с тем, на сегодняшний день учеными проделана огромная работа по изучению творчества, накоплены богатейшие знания, изучение которых целесообразно начинать с исторического экскурса развития психологии творчества как науки.

Творческая деятельность – форма деятельности человека или коллектива, создание качественно нового. Это может быть новая цель, результат, способы достижения цели. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы. Предпосылками творческой деятельности являются: гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия и др.

3.Психолого-педагогические концепции творчества и креативности (психоаналитическая, гуманистическая, гештальтпсихологии и др.)

Психоаналитическая теория

Фрейд утверждал, что мотивы творчества связаны с эросом(стремление к жизни) и являются производными от сексуальных влечений.

Творчество- это десексуализация, т.е перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность. В продуктах творчества воплощаются вытесненные стремления и переживания, происходит сублимация (защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество). 

Другим положением теории З. Фрейда является утверждение, что важнейший источник творчества – это подсознание, бессознательные психические процессы. Бессознательное, по З. Фрейду, – самая «творческая» часть психики. К. Юнг утверждал, что бессознательное полно зародышей будущих психических ситуаций, новых мыслей, творческих открытий. Оно является источником творческого дара, творческого вдохновения.

С позиций гештальтпсихологии творчество – это «замыкание» в процессе мышления в единое целое разрозненных фактов, приведение во взаимодействие отдельных хранящихся в памяти фрагментов знания, что приводит к озарению (Келлер, 1930)

Когнитивная теория творчества Дж. Келли Не используя термин «творчество», разработал оригинальную теорию творчества и творческой личности, впервые описав альтернативное гипотетическое мышление. Для Келли человек – это исследователь, ученый, который эффективно, творчески взаимодействует с миром, интерпретируя мир, перерабатывая информацию, прогнозируя события. Жизнь человека – это исследование, постоянное выдвижение гипотез о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события. Картина мира гипотетична, и люди формулируют гипотезы, проверяют их, т. е. осуществляют те же умственные действия, что и ученые в ходе научного поиска. Жизнь – это творческий исследовательский процесс.

8 стр., 3691 слов

Творчество в жизни человека

... приемлемой формы продуктам творчества, отбрасывание лишнего и детализация. Творчество - это, то, что помогает в жизни людей достичь больших успехов. Именно творческие люди становятся мировыми знаменитостями ... их творческой деятельности. Эти вынужденные действия, как и в случае добычи новых знаний, поддерживаются и тем огромным удовольствием, радостью, которые человек получает в период творчества и ...

Предтечей гуманистического подхода к изучению творчества является А. Адлер. Он полагал, что каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой обеспечивается возможность управления собственной жизнью и создается собственный стиль. Компенсационная теория творчества А. Адлера рассматривает науку, искусство и другие области культуры как способ компенсации человеком своих недостатков. Творческое Я, имеющееся у человека, влияет на каждую грань человеческого опыта и делает человека архитектором своей собственной жизни и творцом своей личности. Творчество рассматривается как образ жизни человека, а человек – как творец собственной жизни (Э. Фромм, Г. Олпорт и др.).

Э. Фромм, например, определяет творчество как способность «удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». По А. Маслоу, «творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения»; способность к творчеству является врожденной, она заложена в каждом и не требует специальных талантов. С. Медник разработал ассоциативную5 теорию творчества. По его мнению, суть творчества – в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного син- теза и в широте поля ассоциаций. Чем из более отдаленных зон смыслового пространства взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения. Творческий процесс, по Меднику, – это переформулирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие поставленной задаче. К. Роджерс пишет, что сама жизнь и восприятие мира есть творческий акт. Он рассматривал творчество как универсальное явление: «Нет существенной разницы в творчестве при создании картины, литературного произведения, развитии научных теорий, поиске новых особенностей в человеческих отношениях или создании новых граней собственной личности»

Теория развития творческой личности (Г. С. Альтшуллер).

С точки зрения автора этой теории, способность к творчеству – не талант, а природа человека. Творчество – норма человеческого бытия. Творческие способности есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность реализации у личности.

В. М. Вильчек считает, что творчество является особым видом труда, но если за право трудиться человек никогда не борется, ибо это – необходимость, проклятие рода человеческого, то за право на творчество, за созданные идеи люди шли на костер, поскольку мотивация творчества иррациональна и неудовлетворяема, потребность в творчестве роди- лась вместе с человеком и вместе с ним умрет

4.Виды и формы творчества

Выделяют научное, техническое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество с различными их подвидами.

Научное творчество связано с открытием явлений и общих закономерностей развития реального мира. Среди особенностей научного творчества назовем следующие: • опора на абстрактное, словесно-логическое мышление при решении научно-исследовательской задачи; • продуктом научного творчества является новое знание, существующее в виде образов, понятий, умозаключений, теорий и абстрактных идей; • процесс научного творчества заключается в исследовании реально существующего, но недоступного еще нашему сознанию (непознанного).

5 стр., 2036 слов

Место творчества в процессах человеческой деятельности

... ценностей в любой сфере деятельности: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. Виды творчества 1. Неосознанное творчество. Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. При определенных объективных и ...

Результатом исследования является получение нового знания или открытия; • процесс научного исследования может носить как эмпирический, так и теоретический характер.

Художественное творчество связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей. Его особенности: • опора в основном на наглядно-образное мышление, хотя имеют значение и абстрактно-логическое, и наглядно-действенное мышление; • главный компонент художественного творчества – эмоциональный, высшим проявлением которого является переживание человеком катарсиса, т. е. пикового переживания, воспринимаемого как очищение;10 • реализуется художественное творчество в особой форме общественного сознания – искусстве, а продуктом художественного творчества выступает художественный образ, заключенный в каком-либо материальном объекте (картине, скульптуре, литературном про- изведении и т. п.); • рациональная сторона художественного творчества скрыта и часто не имеет утили- тарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое научное знание; • художественное творчество создает возможность многозначного отражения разными людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым вкусом и т. д

Педагогическое творчество – это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности.

Техническое связано с практическим преобретением действительности. Отличия: опирается на наглядно-образные и наглядно-действенные компоненты мышления, в процессе технического творчества выражается в изобретенмм конструировании, а продуктом являются механизмы констреукции и др.

Типы (уровни) твор-ва:

Михайлова В.П.:

Низшее — основание составляет самая многочисленная группа участников трудовой, научной, технической и другой деятельности, которые откликаются на запросы жизни, находя иногда стихийно оригинальные решения, не выходящие, однако, за пределы разового или местного применения.

Среднее — основание социальной пирамиды, отражающее соответствующий уровень творчества, составляют инициаторы, результаты деятельности которых способствуют прогрессу определенных отраслей деятельности.

Высшее — основание содержит сравнительно немногочисленный слой новаторов, т.е. основоположников новых направлений духовно-теоретической или практической деятельности.

Китаев-Смык:

Компилятивный уровень связан с собиранием, классификацией, рубрикацией, ранжированием уже известных разрозненных знаний и фактов.

Проективный уровень имеет место, когда создаются обобщенные новые суждения на основании собранных знаний.

Инсайтно-креативный уровень связан с озарением, когда творец неожиданно постигает что-то новое, неожиданное для него.

5. Соотношение понятий «творчество» и «креативность»

Разнообразие точек зрения на креативность, как и на творчество вообще, отражает широкий круг феноменов, проявляющихся в бытии человека. Исторически креативность рассматривается в рамках общего подхода к изучению психологии творчества. В 60 — 70 годах прошлого века были сформулированы основные черты комплексного подхода, разрабатывалось философское видение творчества.

Т. А. Ребеко, проводя методологический анализ исследований творчества, указывает, что исторически существует два понимания сущности творчества: одно из них отождествляет сущность творчества и творения, другое — описывает сущность творчества с позиций творца. На этом этапе познания вопрос о сущности творчества не ставился, а заменялся практической проблемой отделения продуктивного от репродуктивного. В настоящее время творчество понимается» широко как феномен развития, обновления, потенциал будущей адаптации (А.И. Субетто), специфическая активность человека по преодолению отчуждения — от природы (В. М. Вильчек), как механизм развития (Я. А. Пономарев).

9 стр., 4079 слов

Творчество в деятельности преподавателя психологии

... как возможно применение новых технологий для непосредственного развития креативности.      С учетом вышесказанного была определена тема курсовой работы: «Творчество в деятельности преподавателя психологии».      Цель исследования: выявить и ...

Термин «креативность» ввел в 1950 году Дж. Гилфорд и многие исследователи считают этот год началом ее систематического изучения. В настоящее время существуют некоторые неясности в соотнесении понятий «креативность» и «творчество». Можно выделить три основных подхода к решению этого вопроса:

Во-первых, понятия «креативность» и «творчество» рассматриваются как синонимы. Частично, на такое пересечение терминологии влияет двойственность английского «creativity», переводимого и как «творчество», и как «креативность», в зависимости от контекста и области исследования. В таких случаях исследователи обращаются к психологии творчества, соотнося различные факты, выводы или проблемы с различными аспектами творчества, а не только с креативностью. Так, Г. Пиров считает, что термином «креативность» обозначают одновременно и творческую деятельность, и способность к творчеству.

Второе направление изучает креативность и творчество как отдельные феномены. Делая попытку разделить, «творчество» и «креативность», И. А. Дубина связывает креативность с образованием субъектно-личностной новизны и значимости и рассматривает творчество как феномен, отражающий процессы взаимодействия новизны, порождаемой субъектом деятельности, с существующим социокультурным контекстом. Он считает, что творчество возникает как креативность в процессе человеческой деятельности в социокультурной системе и, оказывая на эту систему преобразующее воздействие, является результатом сложнейшего процесса4 взаимодействия личностного и социального. Таким образом, креативность- рассматривается как построение новых возможностей для субъекта, а творчество — как создание новых возможностей для культуры. Подобные точки зрения высказывают М. Боден (индивидуально-личностная креативность и историческая креативность), Е. Пикард (индивидуально личностная и общественная креативность).

Третье направление связано с тем, что креативность выступает как отдельный аспект изучения творчества, и рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. Например, Я. А. Пономарев, предлагая целостную концепцию творчества как психического процесса, выделяет креативность как один из аспектов творческого потенциала личности.

Креативность – способность человека пораждать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняющиеся от традиционных схем мышления.

творчество – способность находить новые решения проблемы, подчеркивая его индивидуальность.

Творческой личностью не рождаются. Креативные способности не создаются, а как-бы высвобождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставляет окружающая среда для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Ранняя подготовка к школе с преподавателем может способствовать появлению креативных способностей, но не является обязательным условием.  Основными параметрами творческой личности можно считать следующие:  — интеллектуально-творческая инициатива;  — жажда познания и преобразования;  — чувствительность к проблемам, ко всему новому;  — склонность к нестандартному решению задач;  — критичность ума, то есть стремление к оценке, выявлению недостатков;  — самостоятельность в поиске путей и выборе способов решения возникающих проблем.

9 стр., 4390 слов

Креативность как актуальное качество личности: педагогический аспект

... и смыслов. Психологическая энциклопедия понятие креативность рассматривает как: творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные ...

6.Общая характеристика развития креативности личности в онтогенезе

Психологические особенности личности постоянно находятся в поле зрения исследователей, поскольку от решения проблем, связанных с управлением процессом развития креативности в значительной мере зависит общественный прогресс в целом.

Как показывает анализ научных трудов известных зарубежных и отечественных ученых, развитие креативности обусловлено различными факторами, в том числе и возрастными особенностями. Единой теории развития креативности в онтогенезе нет.

Креативность (от лат creatio — созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. Для содействия развитию творческого мышления могут использоваться учеоные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью к интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют задавать множество вопросов.

В. Дружинин и П. Торранс утверждают, что креативность развивается неравномерно, то есть определенные пики и спады. В развитии креативности ученые выделяют две фазы, которые соотносятся с двумя возрастными периодами. Развитие первичной креативности, как общей творческой способности происходит в 3-5 лет, когда у ребенка появляется потребность действовать как взрослый, в результате подражания и неосознанного научения.

В процессе длительного исследования креативности П. Торранс сделал выводы, что креативность достигает своего пика в возрасте от 3, 5 до 4, 5 лет. Первый период характеризуется развитием «первичной» креативности. Данный возраст наиболее благоприятен для формирования креативности том, что ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации, и предпосылкой для этого является сформированность языка, а с другой – не имеет навык социализации. У него еще отсутствуют стереотипы взаимодействия с окружающей средой, а мир загадочный и проблематичен.

До 6 лет происходит спад креативности, связанный с переходом его в латентное состояние. Это объясняется переходом в школу, доминированием понятия нормы, жесткой регламентацией деятельности. Социальное окружение может включать факторы, негативно влияющие на проявление и развитие креативности (конфликты со сверстниками, дискриминация в школе из-за унификации программ, регламентация поведения, отношения учителей).

Спад объясняется новыми требованиями и новой ситуацией, в которую попадает ребенок, перестройкой структуры креативности.

3 стр., 1107 слов

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ НА ТВОРЧЕСКОЕ И ...

... оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Ученые и ... родителей на умственное и творческое развитие детей старшего дошкольного возраста. ... и отношениях, преодолевать шаблонность мышления; Логичность мышления - способность соблюдения ... Таблицы)………..……………….…………………………….34 ВВЕДЕНИЕ Современный темп жизни, заставляет родителей, которым не безразлична ...

Существенно на развитие творческих способностей влияет семья (гармоничность отношений между детьми и родителями, общность интеллектуальных интересов), профессиональный образец, идеал творца. Этот период заканчивается переходом к оригинальному творчеству, «мы имеем дело с личностью, которая уже сформировалась, которая аккумулировала различные социокультурные влияния и переделала их в определенную, хотя и неустойчивую систему отношений с миром».

Процесс развития креативности проходит как минимум две фазы: 1) развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период (3-5 лет).

В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности; 2) подростковый и юношеский возраст (то 13 до 20).

В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой деятельности, как ее дополнение и альтернатива.

Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. ИНДИВИД либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.

Т. Барышева предполагает, что развитие креативности происходит аналогично процессу развития личности в целом. Она подчеркивает, что даже в рамках одной возрастной группы креативность проявляется нелинейно и неравномерно, каждый возрастной период говорит о сензитивности развития определенных параметров в структуре креативности.

Итак, мы можем сделать вывод, что в динамике развития креативности личности выделяют два пика: первый – дошкольный возраст, второй – подростковый и юношеский возраст.

7.Психологический портрет творческой личности

привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.  По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго: «Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго-интеграция (целостность)». Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость —«это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти». На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего Я. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

10 стр., 4815 слов

Развитие вербальной креативности студентов в условиях обучения ...

... исследование вербальной креативности .1 Исследование вербальной креативности студентов .2 Рекомендации по развитию вербальной креативности Заключение Список литературы Приложение Введение Актуальность. Интерес к теме креативности и творческого мышления как к высокоорганизованной деятельности за ...

Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.  Они мечтают  Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.  Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности», считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.  Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.  Они все замечают  Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает».  Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.  У них свои часы работы  Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.  Они находят время для уединения  «Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством», — писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.  Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением — мы должны дать себе время просто помечтать.  «Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы … не в контакте с самим собой и не размышляете о себе», — говорит он.  Они «переваривают» жизненные преграды  Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.  Они в поиске новых впечатлений  Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.  «Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений», — говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе — это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего».  Они терпят неудачу  Стойкость — практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики — по крайней мере, успешные — учатся не сокрушаться по этому поводу.  «Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто», — написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.  Они задают важные вопросы  Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.  Они наблюдают за людьми  Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.  «Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах», — говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми…».  Они рискуют  Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.  «Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду», — пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги — … Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк».  Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения  Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.  «Творческое выражение — это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности», — говорит Кауфман.  Они следуют своей истинной страсти  Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.  Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.  Они выходят за границы собственного разума  Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.  «Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее», — говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» — она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли».  Они теряют чувство времени  Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока», который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.  Вы оказываетесь «в состоянии потока», когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.  Они окружают себя красотой  Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.  Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.  Они соединяют точки  Если и есть отличие между чрезвычайно творческими людьми и всеми остальными, это способность видеть возможности там, где другие не замечают. Многие великие художники и писатели говорят, что творчество это просто способность соединять точки, которые другие никогда бы не догадались соединить.  Стив Джобс говорил, что творчество это объединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они это сделали, они чувствуют себя немного неловко, потому что в действительности они этого не делали, а просто что-то разглядели, соединили со своим опытом и синтезировали новые вещи.  Они постоянно встряхиваются  Разнообразие опыта, больше чем что-либо имеет решающее значение для творчества, говорит Кауфман. Креативщики встряхиваются, испытывают новые вещи и избегают всего, что делает жизнь однообразной или рутинной.  «У творческих людей больше разнообразных впечатлений», — утверждает психолог.  Они находят время для осознанности и медитаций  Творческие личности понимают ценность ясного и сфокусированного сознания, потому что от этого зависит их работа. Многие художники, предприниматели, писатели и другие творческие деятели, использовали медитацию в качестве инструмента для настройки самого креативного состояния души.  Голландское исследование в 2012 г. показало, что некоторые медитативные техники действительно способствуют творческому мышлению. Осознанность связывают с улучшением памяти и внимания, оптимизацией эмоционального состояния, снижением стресса и тревожности, а также с улучшением ясности ума — все это может привести к более креативному мышлению.

8.Условия развития творческого мышления учащихся

Отличительный признак творческой деятельности детей — субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные задачи.

Успешное формирование у школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того, чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо, прежде всего, позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.

Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети[47,C.56].

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся — обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся[48,C.56]:

— паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;

— доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;

— сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

— доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

— ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;

— неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;

— формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;

— стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;

— высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;

— индивидуализация — создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;

— проблематизация — ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.

Выделяют три основных условия формирования творческого мышления, три стратегии:

1) индивидуализация образования;

2) исследовательское обучение;

3) проблематизация.

Н. Роджерс относительно творческого процесса считает:

1. У нас есть внутренняя потенция к глубокому и конструктивному творчеству. Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом, строят домики из песка, разбирают игрушки; для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя[45,С.165 ].

2. Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец. Но творческим процессом может быть и взаимоотношение между людьми. Поэтому я и говорю о творчестве не как о продукте, а как о процессе.

3. Творческость, согласно Б. Эдвардс, есть способность обнаруживать новые решения проблем или обнаружение новых способов выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида. Она порождается всем нашим организмом, не только интеллектом. Этот процесс напоминает плещущийся родник. Многие думают, что творческое мышление или творческие решения — это то, что мы проговариваем. Опыт Н. Роджерс говорит, что творчество это — часть всего нашего существа, нашего тела, нашего разума, эмоций и духа[45, С. 166].

4. Путешествие в глубь себя есть интегративный процесс чувств, который результатируется в усилении нас самих и в новом состоянии сознания себя и мира вокруг нас.

5. Когда мы соприкасаемся со своей творческой сущностью, мы одновременно соприкасаемся и с универсумом. Другими словами, обнаружение нашей собственной творческости делает нас сопричастными с единством универсума, или с универсальным источником энергии.

Творческий процесс во многом совпадает с тем процессом, который обнаруживается в психотерапии. Так, К. Роджерс говорил: «Основной источник творческости проявляет себя так же, как и та тенденция, которую мы обнаруживаем настолько глубоко, как целебную силу в психотерапии — тенденцию человека актуализировать себя, стать тем, что заложено в его потенциальности». В познании природы творческого человека или человека самоактуализирующегося был также глубоко заинтересован и А. Маслоу. И он изучал природу эмоционального здоровья как продукта творческого самовыражения[41].

Таким образом, к условиям формирования творческого мышления относят:

— паритет заданий дивергентного и конвергентного типа;

— доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;

— сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

— доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

— ориентация на интеллектуальную инициативу;

— неприятие конформизма;

— формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;

— стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;

— высокая самостоятельность учебной деятельности;

— индивидуализация;

— проблематизация.

Создавая для учащихся вышеописанные условия, мы стимулируем у них формирование творческого мышления, что дает им возможность самореализоваться и самоактуализироваться.

9.Средства развития творческого мышления учащихся

Одна из основных задач современной школы — помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от использования методов и приёмов активизации творческой деятельности учащихся. Они очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.

Методика развития творческого мышления должна опираться на следующие принципы:

деятельности — любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;

индивидуальности — необходимо учитывать, что индивидуальные особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его способности лишь в определённых пределах;

последовательности — предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;

поэтапности — включать в учебную деятельность упражнения для развития способностей, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий;

цикличности — включать развивающие упражнения необходимо определёнными циклами, повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно несколько раз;

психологической комфортности — ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;

сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями.

Для развития творческого мышления необходимо выполнение следующих условий:

избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;

не допускать переутомления и учебных перегрузок;

использовать стимуляцию познавательных интересов;

стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);

специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Таким образом, у детей необходимо формировать положительную мотивацию к учению, предполагающую проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.

Средства развития творческого мышления:

гипертекстовые технологии как средства развития творческого мышления школьников на уроках информатики.

Творческая деятельность

Научно-исслеовательская деятельность

Проблемное обучение

Умственная активность

10. Методы и методики диагностики творческих способностей.

1.Тест творческого мышления П. Торренса. предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5–6 лет).В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д. Гилфорд),к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая – образное творческое мышление, третья – словесно-звуковое творческое мышление

2.Методика «Эскизы» (вариант 1,2).

Цель: определение уровня развития творческих способностей, воображения, вариативности мышления, способности к ассоциированию.Материал для тестирования: цветные карандаши; тестовый бланк – альбомный лист,где изображено сорок одинаковых кругов. Все круги одного размера. Круги расположенытак, чтобы было место для небольшого рисунка.Бланк теста может быть изменен. Круги заменяются другими графическими изображениями. Это могут быть простые геометрические формы (треугольники, квадраты) или более сложные символы (зигзаги, капли и др.).

3.Эстетическая шкала (Barron, Welsh, 1952).Тестовый материал – сорок черно-белых фигур.Параметры диагностики:

1) эстетические вкусы (предпочтения) как средство оценки личностного стиля;

2) креативность (исследования показали, что эстетическая шкала коррелирует с уровнем креативности не только в искусстве, но и в других областях деятельности .

3) личностные особенности (получена связь шкалы с личностными переменными, в частности высокие показатели в результатах данного теста (выбор сложных, динамичных,асимметричных фигур связан с независимостью, лидерством, импульсивностью))

4.Тест «Свобода ассоциаций» (образная креативность) позволяет определить уровень развития способности к ассоциированию, визуальной креативности, способности к преобразованиям, в частности гипотетичность и вариативность мышления.

5.Методика «Предложения».направлена на изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом (вербальная креативность).

6.Методика «Классификация» направлена на изучение дивергентной продуктивности на семантическом материале.

7.Методика Вартега «Круги»

8.Опросник для определения уровня креативности

9.Методика А. С. Лачинса «Гибкость мышления»Тест предназначен для выявления пластичности – ригидности мышления

10.Диагностика детской креативности(по шкале Вильямса) опросник для родителей и учителей об оценке креативности (творческого начала) ребенка .

11.Самооценка творческих способностей (Е. Туник)

12.Диагностика уровня развития дивергентного мышления

13.Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П.Торренс в модификации Е. Туник) Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме

14.Методика «Вербальное воображение» (по Эббингаузу)Цель: Исследовать особенности вербального воображения( Испытуемым говорят, что сейчас им дадут сказку с пропущенными словами. Ее надо закончить, вставить пропущенные слова)

15.Тест «Творческие способности»направлен на определение творческого потенциала личности

16.Тест «Каковы ваши творческие способности?»

17.Тест на самоопределение предпочтительных видов деятельности одаренных школьников(состоит из 90 утверждений )

18.Методика «Оценка склонностей ребенка родителями и воспитателями»направлена на выявление некоторых особенностей и склонностей ребенка к определенным занятиям, направленности его интересов.

19.Оценка парциальной одаренности детей дошкольного и младшего школьного возраста

20.Экспертная оценка общей детской одаренности (Д.Хаан и М. Кафф в модификации Савенкова А. И.)Методика адресована родителям и педагогам.