Самостоятельная работа 2

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

по дисциплине: «Специальная психология»

Сообщение на тему:

«Проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения»

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

Андреева А. Ш.

г. Москва, 2016 г.

Введение

Во многих работах по дефектологии и специальной педагогике коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребенка. Это действительно обосновано, поскольку она нацелена на преодоление вторичных отклонений в развитии аномаль­ных детей. Но когда мы говорим о коррекционно-педагогической работе, а имен­но с таким акцентом она должна выступать в тифлопедагогическом процессе, то мы не можем ее искусственно вычленить из триединой схемы образования: обу­чение, воспитание, развитие.

В практическом осуществлении учебно-воспитательной работы в специ­альной школе и ДОУ коррекционное развитие как специально организуемый и на­правляемый процесс мало различим, и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.

Коррекционное обучение — это сообщение знаний о путях и средствах преодо­ления недостатков психического и физического развития детей и взрослых с на­рушением зрения, усвоение способов применения полученных знаний.

Коррекционное воспитание — это процесс целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств личности лиц с дефектами зрения инвариантных предметной специфики деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

4 стр., 1615 слов

Основные этапы развития дошкольного воспитания в стране

... - изучить вклад некоторых ученых педагогов в развитие дошкольного образования; - рассмотреть развитие дошкольного воспитания до 1940 года; - проанализировать дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны (1941 ... формации, возникает потребность в создании специально организованных заведений для обучения и воспитания подрастающего поколения. Первые школы открывались при храмах, монастырях. ...

Коррекционное развитие — преодоление недостатков психофизического развития учащихся, связанных со зрительными нарушениями, в результате активного взаимо­действия социальных и биологических факторов, формирования нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Система коррекции и, ее использование в процессе направленного обучения и воспитания слепых и слабовидящих, позволяет наметить определенные контуры в построении специфики специального образования. Логика учебно-воспитательного и развивающего процессов в специальной школе и ДОУ состоит в том, что всякое спе­циальное обучение начинается путем объяснения и показа определенного материала. Этот материал должен быть организован так, чтобы учащиеся с нарушением зрения смогли его воспринять, учитель при этом оказывает им помощь в осознании этого материала. Воспринятый материал включается учащимися в имеющийся у них арсе­нал представлений и знаний. Сюда же относятся знания о способах деятельности и ее корригирования.

Причины и факторы возникновения нарушений

психического развития.

Факторами, ведущими детерминантами развития человека являются наследственность, среда и активность личности. Роль этих факторов в психическом развитии детей, имеющих отставание в развитии, обсуждается во втором разделе данного исследования.

Для понимания механизмов психического развития, их значения в ходе психического развития ребенка выделяют основные составляющие:

1. Социальная ситуация развития — конкретная форма отношений, в которой находится ребенок с взрослым в тот или иной период своей жизни.

2. Ведущий вид деятельности, развивающийся в контексте социальной ситуации развития и обеспечивающий возникновение и формирование основных психологических новообразований в развитии ребенка.

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности. 4. Любая профессиональная деятельность уже ... духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах. ... виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопределенностью, вызывающей психическую напряженность, часто ... всегда сопровождается стихийными элементами. Ребенок воспринимает не только то, ...

3. Психологические новообразования, составляющие сущность каждого возрастного этапа, представляющие как психологические и социальные изменения, происходящие на данной ступени развития, так и обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период его жизни.

4. Периоды кризисного и стабильного развития ребенка, характеризующие цепь внутренних изменений ребенка.

Введение в качестве измерительного основания психического и личностного развития принципов и критериев, единых для всех ступней жизни человека, позволяет не только четко вычленить довзрослое состояние, но и рассмотреть его как особый внутренне целостный цикл, представляющий (при всей самостоятельности и качественных характеристиках разных периодов) неотъемлемую часть онтогенеза в целом.

При изучении данного цикла объективно вычленяются несколько направлений:

1) выявление свойств индивида как органических предпосылок становления личности;

2) определение характеристик и особенностей воздействия социальной среды как условий личностного развития;

3) раскрытие оснований развития личности, в качестве каковых выступает развитие деятельности;

4) рассмотрение движущих сил и механизмов личностного развития индивида и, прежде всего, всех противоречий в развитии его деятельности, разрешение которых и приводит к появлению новых образований в психологии личности;

5) анализ содержания и характеристики закономерностей процесса развития личности, где ведущее место занимают индивидуализация и социализация растущего человека.

Все эти направления исследования являются необходимыми в познании и осмыслении сущности, условий и характера процесса развития личности. Личность человека — сложнейший социокультурный феномен. Она постоянно развивается под влиянием многих социально-психологических факторов. В психологии под формированием личности обычно понимается совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида с целью внедрения в его сознание системы определенных социальных ценностей, воспитания социально-психологических качеств и определенного склада мышления. Однако понятие «формирование личности» не исчерпывается этим содержанием. Оно подразумевает также процесс образования особого типа отношений под влиянием различных социальных воздействий внутри целостной личности.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... победами над внутренними трудностями. В развитии личности возникают противоречия между до­стигнутым ею уровнем психического развития и образом ее жизни, занимаемым ... среде, ее успехами и неудача­ми, нарушениями равновесия между индивидом и обще­ством. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный ... Г. С. Костюк Принцип развития в психологии Личность развивается в связи с возникающими в ее ...

В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте», обобщив богатый опыт исследований по развитию личности в детском возрасте и критически проанализировав воззрения на психологию личности в зарубежной и отечественной науке, Л.И. Божович приходит к неутешительному выводу, что личность ребенка как некоторое единое целое, ребенок как субъект психической деятельности оказывается до сих пор еще очень мало изученным. Приведенное утверждение Л.И. Божович, перекликается с мыслью Л.С. Выготского о том, что для советской детской психологии «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема психологии — проблема личности и ее развития» [36, с.60]. По-видимому, именно этим объясняется тот факт, что в отечественной психологии до сих пор нет единой концепции понимания личности и ее формирования.

Справедливо отмеченный Л.И. Божович факт, что понятие личности часто оказывается синонимом либо сознания, либо самосознания, либо установки, либо психики вообще, — одна из причин того, что «развитие личности» и понятие «развитие психики» (или, что-то же самое, «развитие психики личности», «психическое развитие личности») оказывались поставленными в один синонимический ряд. Вопрос о несовпадении, вообще о соотношении понятий «развитие личности» и «развитие психики» в онтогенезе, насколько нам известно, до последнего времени в литературе по психологии также считается малоразработанным. Лишь в 1983 г. В.А. Петровский предложил развести проблемы психического развития индивида и развития личности. В настоящее время нет необходимости доказывать неидентичность понятий «личность индивида» и «психика индивида», но при попытке описать процесс «психического развития», как правило, его подменяют процессом развития личности или, во всяком случае, не различают их. В результате формирование личности растворяется в общем потоке психического развития ребенка или индивида.

8 стр., 3686 слов

Развитие мозга. Психические свойства человека

... на физиологическое развитие ребенка. Способность понимать видимое не является врожденным свойством мозга. Мышление не развивается само по себе. Формирование личности, по ... вопросов развития мозга, а также рассмотрение основных психических свойств человека. Для выполнения работы выделяются следующие задачи: - Рассмотрение развития мозга человека; - Изучение психических свойств человека (темперамент ...

Не считая своей задачей, рассмотрение всей сложной многоплановой проблемы личности, остановимся на рассмотрении становления личности в онтогенезе как особой формы проявления социального развития. Известно, что личностью человек не рождается, а становится. Рождается индивид, но при всей своей биологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребенка, который только в обществе, в общественных связях присваивает и реализует социальную сущность человека. Общество всегда задает эталон личности, процесс развития которой направлен на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически выработанных форм и способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений. Базируясь на кардинальных положениях, разрабатываемых в отечественной психологической науке и, прежде всего, в научной школе Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, мы исходим из того, что в процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, т. е. происходит социализация. В то же время ребенок приобретает все большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. происходит его индивидуализация

Классы коррекции для детей с задержкой психического развития (зпр)

Эту категорию детей в 60-е гг. стали называть «дети с временной задержкой психического развития». Недостаточность способностей к усвоению знаний у детей сочетается с ослаблением и отставанием в развитии нервно-психической сферы, нередко к этому добавляется ослабленное состояние здоровья. Стойкие трудности в усвоении учебного материала, которые испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенности. Для них характерны низкая работоспособность, ограниченный запас знаний об окружающем мире, несформированность операционных компонентов учебно-познавательной деятельности. В отличие от обычных школьников и учащихся классов компенсирующего обучения (педагогической поддержки) для обучающихся в коррекционных классах (или школах VII вида) предусмотрено освоение соответствующего стандарта специального образования в сроки более продолжительные, чем-то время, которое отводится на усвоение соответствующего материала в обычных классах.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами действия; узнает персонажей по ... коньках, лыжах. Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение ...

В настоящее время система специального образования в России переживает кризис, связанный с критическим переосмыслением ее традиционных ценностных оснований, трудностями материального обеспечения деятельности специальных учебных заведений, отставанием становления специально-образовательной помощи от изменений социальных потребностей. Можно предположить, что преодоление кризиса специальной психологии и педагогики произойдет в результате смены ее парадигмы, т. е. образца решения теоретических и практических задач в данной научной области. Благодаря разработке и реализации новой гуманистической парадигмы специальной педагогики станут возможными приближение специального образования к требованиям современной цивилизации и более полное удовлетворение социокультурных потребностей лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

К ведущим направлениям построения новой парадигмы специальной педагогики могут быть отнесены гуманизация и интеграция.

3 стр., 1093 слов

Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву

... сомнение теорию Дарвинао происхождении человека от обезьяны. Но, верн мся к развитию психики человека.Хотя возникновениечеловеческой психики является частью развития животного мира, психика человекасущественно ... этом уч ными до середины 17 века полностью отрицаласьобщность человека и животного.С развитием медицины и анатомии в 18 векеобщность анатомического строения ...

В гуманистической интерпретации цель специального образования состоит в том, чтобы сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями. Достижение этой цели невозможно как без включения этого человека в социальные отношения, так и без поддержки становления его индивидуальности. В основе гуманистического подхода лежит идея целостности человеческой жизнедеятельности, поэтому одним из конкретных воплощений этого подхода может считаться концепция образования в течение всей жизни.

Таким образом, можно отметить, что отечественная система специального образования постепенно осваивает новую для нее концепцию социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, центром которой являются сам человек, его особые образовательные и иные специальные потребности, его права и интересы. Как отмечает А.Г.Асмолов, наше общество находится в начале длинного пути — перехода от культуры полезности к культуре достоинства. В отличие от культуры полезности, где «урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального пасынка, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на выучку, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций» в культуре, основанной на отношениях достоинства, в которой «ведущей ценностью является ценность личности человека независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны… и находятся под охраной общественного милосердия».

Заключение

Проблема оптимизации психического развития является актуальнейшей в ряду тех, над которыми работает современная психологическая наука.

Задержка психического развития рассматривается как частный случай дизонтогенеза. Основные положения, касающиеся особенностей развития детей с отклоняющимся развитием, получили свое отражение и конкретизацию в многочисленных работах отечественных и зарубежных психологов, дефектологов, патопсихологов и т. д. Однако теоретическая разработанность данной проблематики, описания клинических вариантов задержки развития и нарушений какой- либо функции (памяти, внимания, мышления и др.), сложившийся в практике ориентир на восполнение пробелов в знаниях, умениях детей с ЗПР не исчерпывают задач психолого-педагогической помощи этой категории детей. Нам представляется, что дети с ЗПР относятся к особой категории детей, имеющих свои специфические особенности, учет которых дает возможность развиваться ребенку во всей его целостности. К таким особенностям можно отнести высокую чувствительность, сензитивность ребенка, проявляющуюся как преобладание слабости нервной системы; высокой эмоциональной лабильности. Для детей с задержками развития характерны особые способы освоения мира через чувства и кинестетику, высокий уровень непроизвольного внимания и памяти. Поэтому коррекционная работа должна включать в себя организацию развивающего пространства с многообразием материалов, активизирующих ощущения и восприятия разных модальностей (не только зрительных и слуховых, но и тактильных, обонятельных, вкусовых).

Новый материал необходимо преподносить не в форме абстрактных знаний, а мотивировать контекстом игровой деятельности, связывать неизвестное с уже знакомым с помощью различных соощущений (с опорой на синестезии, разномодальные ощущения, эмоциональные реакции).

Сочетание этих способов с отношениями сотрудничества и веры в резервные возможности каждого ребенка не только обеспечит детям успех в преодолении отставания в психическом развитии, но и станет действенным средством профилактики вторичных социально обусловленных аномалий.

Использованная литература:

  1. Айзман Р.И., Жарова Г. Н., Айзман Л.К. и др. Подготовка ребенка к школе. — М., 1991. — 160с.
  2. Абульханова К.А. Стратегия жизни. — М.:Мысль, 1991. — 301с.
  3. Агавелян Р.О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности: Монографическое исследование. — Новосибирск, 1999. — 408с.
  4. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / Под ред. К.С.Лебединской, Г. П.Бертынь, З.М.Дунаева и др.-М., 1982.-127с.
  5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1980.
  6. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М, 1997.-222с.
  7. http://textarchive.ru/c-1 949 972-pall.html

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector