2.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1

1/4 1/5 1/6 1/7 1/8

Темы 4-5. Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности человека в разные возрастные периоды.

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ (цель занятия):

В ходе занятия студент должен:

знать: понятие «возраст», «хронологический», «биологический» возраст, определения роста, развития, закономерности роста и развития в возрастном аспекте, возрастную периодизацию

анализировать и оценивать:анатомо-физиологические, психологические, социальные особенности человека в различные возрастные периоды.

В ходе самостоятельной работы студент должен обратить внимание: на особенности формирования систем организма в разные возрастные периоды

2.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

  1. Дайте определения понятиям «возраст», «биологический возраст», «хронологический возраст».
  2. Расскажите о периодах онтогенеза, отражающих этапы роста и развития. Расскажите возрастную периодизацию.
  3. Поясните понятия «рост» и «развитие». В чем заключается их взаимосвязь?
  4. Что понимают под «критическим периодом развития»? Приведите примеры критических периодов.
  5. Какие основные закономерности роста и развития детей Вы знаете?
  6. Что включает в себя физическое развитие?
  7. Что вкладывают в понятия «акселерация» и «ретардация»?
  8. Что входит в понятие психоэмоциональное и социальное развитие?
  9. Что входит в понятие познавательное развитие?
  10. Охарактеризуйте физическое, психоэмоциональное, социальное и познавательное развитие в различные периоды роста и развития человека.
  11. Назовите основные возрастные особенности организма в различные периоды онтогенеза человека.

Содержание:

Общие понятия о возрасте и возрастных периодах жизни человека

Развитие человеческого организма происходит непрерывно, на протяжении всей жизни. В процессе индивидуального развития человека можно выделить ряд периодов, каждый из которых имеет свои характерные черты. Продолжительность каждого из этих периодов определяется биологическими особенностями организма данного вида, а также во многом зависит от действия социально-средовых факторов.

5 стр., 2316 слов

Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста ы

... изменяет социальную ситуацию развития ребенка. Теперь он имеет значимые социальные обязанности, получающие оценку общества при выполнении – ребенок становится “общественным” субъектом. Меж окружающими людьми и ребенком в течении периода младшего школьного возраста образуется новая ...

Понятие «периода жизни» человека тесно связано с понятием «возраст».

Под возрастом принято понимать:

1) период времени от рождения организма до настоящего или любого иного момента;

2) биологическую эволюцию организма, т.е. характеристику его жизни, отражающую момент рождения, рост, развитие, созревание и старение.

Различают хронологический (паспортный, календарный) и биологический (анатомо-физиологический) возраст.

Хронологический возраст это период от рождения до момента его исчисления, т.е. разность между датой исследования и датой рождения.

Биологический возраст совокупность признаков, характеризующих биологическое состояние организма, уровень его жизнеспособности и общего здоровья.

Хронологический возраст имеет четкие границы во времени — час, день, месяц, год. При этом биологические особенности данного конкретного организма не учитываются.

Биологический возраст определяется всей совокупностью обменных, анатомических, функциональных, регуляторных, психологических особенностей, приспособительными возможностями организма. Он также представляет собой определенные отрезки времени, но в отличие от календарного временные интервалы биологического возраста, на протяжении которых происходят необратимые возрастные изменения, ограничены менее четко. Именно эти временные промежутки используются в качестве критериев возрастной периодизации жизни человека, так как многие показатели функционального развития организма, его систем соотносятся прежде всего с биологическим возрастом и в меньшей степени с календарным.

Биологический возраст может не соответствовать хронологическому.

При некоторых патологических состояниях (например, при прогерии) биологический возраст опережает календарный, а при некоторых других — отстает от него (например, при инфантилизме).

Расхождение сроков хронологического и биологического возраста зависит и от конституциональных и расовых особенностей организма, состояния здоровья человека, региональных отличий, связанных с климатическими условиями, режимом и характером питания и т.д.

Выделение возрастных периодов носит достаточно условный характер, а представление о возрастных периодах относительно, но для практических целей такое деление необходимо. Критерии, по которым определяются те или иные этапы жизни, те или иные возрастные периоды человека, их продолжительность зависят от ряда факторов: биологических особенностях организма, социальных факторов (условия среды обитания, уровень жизни), уровня научных знаний и состояния здравоохранения.

Возрастные периоды — это те или иные сроки, временные промежутки, которые необходимы для завершения определенного этапа морфологического и функционального развития отдельных тканей, органов, систем организма и всего организма в целом.

13 стр., 6151 слов

Влияние возраста людей на уровень их агрессивности, враждебности ...

... и несдержан» Задачей исследования является выявление связи между агрессивным, враждебным поведением людей и их возрастом. Для этого необходимо понять, что такое агрессия, типы и причины появления ... агрессии. Правда, он практически идентифицирует агрессию с активностью, считая, что при нормальном развитии личности агрессия трансформируется в активность. Фрейд, как известно, тоже вначале использовал ...

На протяжении онтогенеза можно выделить три основных периода:

• период роста и развития, становления функциональных систем, продолжающийся до возраста морфологической, половой, психологической зрелости;

• период относительной стабильности, зрелости функциональных систем организма;

• период угасания, ослабления и деструкции функциональных систем во время старения организма, наступающий после прекращения репродуктивной функции.

Границы между теми или иными возрастными периодами не всегда можно четко установить.

Деление на возрастные периоды наиболее детально разработано для детства, так как для периода детства характерен непрерывный процесс роста и развития, когда органы и функциональные системы ребенка изменяются в соответствии с известными возрастными границами.

В детском возрасте выделяют 2 этапа и 6 периодов развития:

А. Внутриутробный этап:

а) фаза эмбрионального развития (до 2-3 месяцев)

б) фаза плацентарного (фетального) развития (от 3 месяцев до рождения)

Б. Внеутробный этап:

1) период новорожденности (неонатальный) (первые 4 недели жизни);

2) период грудного возраста — младенческий (1мес. — 12 мес.);

3) преддошкольный, или период раннего детства (от 1 года до 3 лет);

4) дошкольный период (с 3 до 6—7 лет);

5) младший школьный период (с 7-8 до 10—11 лет);

6) старший школьный, или подростковый, период (с 11-12 до 16—18 лет).

Наиболее значимые изменения в организме детей происходят на первом году жизни, когда буквально каждый месяц сопровождается качественно новыми, весьма ощутимыми сдвигами в развитии, позволяющими очень точно и достоверно выделить эти небольшие этапы жизни ребенка. Такое детальное и точное разграничение невозможно осуществить ни в какой другой возрастной период.

В жизни взрослого человека также можно выделить определенные этапы, или возрастные периоды. Однако классификация этих периодов и их временные границы могут меняться, что связано с развитием научных знаний в области возрастной физиологии, биологии человека.

В настоящее время выделяют следующие периоды в жизни взрослого человека:

1) юношеский возраст (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 лет до 21 года у мужчин);

2) зрелый возраст (от 20 до 55 лет у женщин, от 21 года до 60 лет у мужчин)

а) I подпериод — от 20 до 35 лет у женщин, от 21 года до 35 лет у мужчин

б) II подпериод от 35 до 55 лет у женщин, от 35 до 60 лет у мужчин

На границе зрелого и пожилого возраста ввиду важности происходящих в организме процессов выделяют особый возрастной промежуток — климактерический период (от 45 до 60 лет у женщин, от 50 до 60 лет у мужчин);

3) пожилой возраст (от 55 до 75 лет у женщин, от 60 до 75 лет у мужчин);

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе ... 2-а вида разделения труда: Вертикальное разделение – иерархия: выработка и проведение в жизнь главных перспективных направлений деятельности организации, т.е. высшее руководство; оперативное управление – составление ...

4) старческий возраст (от 75 до 90 лет);

5) позднестарческий, или макробиотический, возраст (после 90 лет; таких людей называют долгожителями).

Возрастные границы этих периодов достаточно условны, особенно это касается старших возрастных групп. В мире общепринятого определения пожилого возраста не существует.

Обычно за основу берут возраст выхода на пенсию, но в разных странах он не одинаков, различен он и для мужчин и женщин, для разных профессиональных групп. К тому же с увеличением продолжительности жизни, улучшением условий существования он может изменяться.

Выделение этапов жизнедеятельности человека обусловлено различными анатомо-физиологическими, психологическими, социальными особенностями, различиями в некоторых потребностях, а также способах их удовлетворения. Поэтому периодизация жизни человека имеет важное значение для разработки рекомендаций адекватных режимов жизни, питания, профилактики заболеваний, и т.д.

В каждом возрастном периоде можно выделить особо значимые переломные или критические фазы, когда изменяется генетическая программа развития и резко возрастает чувствительность организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Критические периоды характеризуются более значительными физиологическими, психологическими и морфологическими изменениями, требующими особого внимания при формировании здоровья в данные периоды онтогенеза.

Например, критическим периодом развития является возраст начала обучения, когда качественные перестройки морфофункционального созревания базовых мозговых процессов приходятся на период резкой смены социальных условий.

К критическим периодам относятся, прежде всего, период новорожденности, период полового созревания (пубертатный), климактерический и период старения.

Такие критические периоды есть и в зрелом возрасте, и связаны они как с физиологическими, так и в большей степени с психологическими и социальными особенностями того или иного периода жизни.

Критические фазы роста и развития детей разработаны Ю.Е. Вельтищевым. Для практического врача наиболее важны следующие критические периоды:

  • 3-4 месяца жизни – иммунологическое и метаболическое напряжение при попытке включить собственные системы защиты (падает защита матери или «пассивный иммунитет», перестройка фосфорно-кальциевого обмена);
  • с 12 до 24 месяцев жизни – критический период, связанный с вертикальным положением, активацией возможностей развития, но на фоне изменения положения органов, минимального уровня иммунной защиты, приводящие к частой заболеваемости и сенсибилизации;
  • критический период в 2-4 года связан со сменой лидирующего положения гормонов щитовидной железы, обуславливающих рост и развитие в раннем детстве на нарастание роли АКТГ и глюкокортикоидов, что характеризуется мощным мембранопротекторным эффектом, снижением проницаемости сосудов, снижением острой заболеваемости, быстрым интеллектуальным скачком, но и возможностью быстро сформировать хроническую патологию.
  • пре- и пубертатный — в этот период возникает максимальное напряжение всех систем, всех защитно-адаптационных механизмов, всех функций организма.

Рост и развитие

10 стр., 4554 слов

Двигательная активность человека в различные периоды жизни

... (до одного года) из всех периодов жизни человека характеризуется наиболее бурным развитием абсолютно всех его структурно-функциональных систем. В ... месяца) двигательная активность является обязательным условием нормального роста и развития. Однако проявляться она должна в пределах физиологического ... и для взрослого) основным средством поддержания температуры тела. Дело в том, что мышцы человека до 80% ...

С понятиями «возрастной период», «биологический возраст» тесно связаны такие понятия, как «рост» и «развитие». На каждом этапе возрастной биографии имеются специфические черты, отражающие стадии роста и степень развития организма.

Рост и развитие человека — это непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей его жизни, при котором простые количественные изменения ведут к коренным качественным сдвигам. Процессы роста и развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Рост — это количественные изменения, связанные с увеличением числа и/или размеров клеток, размеров и массы органов, тканей, всего организма в целом.

Развитие подразумевает качественные изменения — морфологическая дифференцировка тканей и органов, их функциональное совершенствование, появление новых знаний, умений, навыков или их исчезновение, угасание со временем, т.е. развитие может идти по двум линиям — восходящей (прогресс) и нисходящей (регресс).

Кроме того, различают две формы развития: эволюционную и революционную, скачкообразную.

Развитие человека продолжается в течение всей его жизни, начиная от момента образования зиготы и заканчивая смертью; рост же (увеличение длины и нарастание массы тела) заканчивается в конце юношеского возраста, хотя происходит клеточный и тканевый рост (например, рост ногтей и волос продолжается даже в течение некоторого времени после биологической смерти организма).

Процессы роста и развития взаимосвязаны, что проявляется, в том, что определенные стадии развития могут наступать только при достижении определенных размеров тела. Так, половое созревание у девочек может наступить только тогда, когда масса тела достигнет определенной величины (для представителей европейской расы это около 48 кг).

В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, говорят о феномене так называемых «скачков роста». В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей.

В постнатальном онтогенезе человека выделяют следующие «скачки роста»:

— в первый год жизни (1,5-кратное увеличение длины и 3-4 кратное увеличение массы тела за год, рост—преимущественно за счет удлинения туловища);

-в возрасте 5 — 6 лет (так называемый «полуростовой скачок», в результате которого ребенок достигает примерно 70 % длины тела взрослого (рост — преимущественно за счет удлинения конечностей);

— в 13 — 15 лет (пубертатный скачок роста как за счет удлинения туловища, так и за счет удлинения конечностей).

В результате каждого скачка роста существенно меняются пропорции тела, все более приближаясь к взрослым. Кроме того, количественные изменения сопровождаются качественными изменениями функционирования органов и систем.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). ... жизнь. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая, диагностическая и практическая разработанность для осуществления воспитательного процесса по музыкально-творческому развитию в процессе обучения пению именно детей ...

Процессы роста и развития имеют ряд закономерностей, к которым можно отнести:

• генетическую предопределенность;

• стадийность;

• определенные морфофункциональные изменения, характерные для каждого периода жизни человека.

Основной закономерностью соотношения роста и развития является их несовпадение во времени или пространстве, т.е. они не происходят одномоментно: вначале наблюдаются количественные изменения, приводящие затем к качественным.

Этим объясняются скачки роста в отдельные возрастные периоды, несоответствие сроков физического и психосоциального развития (особенно выраженное в подростковом периоде), снижение отдельных функций организма в определенные периоды жизни.

Степень и скорость изменений, происходящих с человеком, неодинаковы в различные периоды его жизни: чем моложе организм, тем интенсивнее идут процессы положительного развития, с возрастом они значительно замедляются.

Так, наиболее существенны темпы роста в раннем детском возрасте, когда происходит значительное увеличение основных морфологических показателей (длина тела к концу первого года жизни увеличивается на 47—50 %, на втором году — на 13—15 %, на третьем — на 9—10 % по отношению к предыдущему; в дальнейшем темпы нарастания длины тела неуклонно снижаются).

В детском возрасте рост и развитие происходят по восходящей линии, в виде прогресса; в зрелом возрасте эти процессы несколько стабилизируются, а в пожилом и старческом — переходят в регресс, т.е. развитие идет по нисходящей линии.

Выделяют следующие основные закономерности роста и развития ребенка:

1.Замедление темпов роста с возрастом (прирост за первый год составляет 47 -50 %, за второй — 13-15%, за третий — 9- 10 %).

2.Неравномерность темпов роста: первый ростовой скачок – от 0 до 1 года жизни; полуростовой скачок в 5–7 лет, второй ростовой скачок — в препубертатный период (рис. 1).

3. Системогенез.

4. Надежность биологической системы (дублируемость и взаимозаменяемость клеточного состава системы.

5.Кранио-каудальный градиент роста (дистальные сегменты растут быстрее проксимальных (после рождения)).

6.Чередование направлений в росте (периоды вытяжения и округления).

7.Половая специфичность роста (перекресты роста и массы у мальчиков и девочек).

8.Ассиметрия роста.

Рис.1.

Краткая характеристика анатомо-физиологических, психологических и социальных особенностей человека в разные возрастные периоды (Волков С.Р., Волкова М.М., 2005)

В периоде внутриутробного развития можно выделить несколько подпериодов (собственно зародышевый — от момента оплодотворения яйцеклетки до имплантации в слизистую оболочку матки; подпериод имплантации — длится около 2 сут; собственно эмбриональный — длится 5—6 нед; эмбриофетальный — длится 2 нед, когда формируется плацента; фетальный, или плацентарный, — продолжается от 9 нед до момента рождения).

11 стр., 5339 слов

Второй дошкольный период развития ребенка

... игр), в которых он мало-помалу начинает участвовать. Развитие ребенка, таким образом, сопровождается ростом его независимости. На стадии полового созревания внимание ... и мы вновь вернемся во второй дошкольный период. В этот период ребенок значительную часть времени может проводить в детском ... ему его место, пpава и обязанности в этой жизни, учила общению с дpугими людьми, поведению в обществе, ...

Однако для практических целей удобным является деление на два основных этапа: период эмбрионального развития и период плацентарного развития (фетальный).

Рис.2. Критические сроки развития возможных пороков развития по системам органов

Наиболее важным с медико-биологической точки зрения является первый из них (рис.2.).

Именно в этот период происходят закладка, формирование и дифференцировка органов, тканей и систем, наблюдаются наиболее высокие темпы их развития. На этом этапе зародыш превращается в плод с органами и системами, характерными для раннего периода развития человека. Поэтому воздействие неблагоприятных факторов, как внешних, так и внутренних, может вызвать повреждение развивающихся тканей и привести к грубым анатомическим и диспластическим порокам развития или даже к гибели эмбриона и самопроизвольному прерыванию беременности.

В период плацентарного развития происходит интенсивное развитие тканей и органов, нарастание массы и длины тела плода. Идет подготовка к внеутробному существованию.

Первым этапом, с которого собственно и начинается внеутробная жизнь человека, является детство. В свою очередь наиболее важным с медико-социальной точки зрения периодом детства нужно признать период новорожденности. Этот период также может быть разделен на два — ранний и поздний.

Ранний подпериод новорожденности (ранний неонатальный) — это период от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни. Он характеризуется процессами адаптации организма к внеутробному существованию. Наиболее значимые в физиологическом отношении изменения происходят в дыхательной системе и системе кровообращения — начинают функционировать легкие (начало легочного дыхания) и малый круг кровообращения, при этом перекрываются пути гемодинамики внутриутробного периода и возрастает кровоток в сосудах легких и головного мозга. В эти же часы и дни перестраиваются энергетический обмен и терморегуляция, начинается энтеральное питание ребенка. Не следует забывать, что все органы и системы новорожденного ребенка развиты недостаточно, и наименее зрелой и наименее дифференцированной является нервная система. Из-за незрелости коры головного мозга любые раздражения, поступающие в центральную нервную систему (ЦНС), вызывают ее длительное торможение, чем объясняется почти постоянный сон новорожденного, прерываемый лишь на время кормления. Недифференцированностью коры головного мозга обусловлен и тот факт, что ребенок рождается только с безусловными рефлексами (сосательный, глотательный, поисковый, ладонно-ротовой и др.).

В это время ребенок полностью беспомощен.

Поздний неонатальный период, продолжающийся с 7-го до 28-го дня жизни, в значительной мере характеризуется интенсивным развитием анализаторов, прежде всего зрительного, началом координации движений, образованием условных рефлексов, возникновением и установлением эмоционального, зрительного, тактильного контакта с матерью, появлением улыбки и мимики радости в ответ на общение, что можно считать началом собственно психической жизни ребенка.

3 стр., 1441 слов

Критические периоды в жизни семьи.

... ее «первого шага» является отсутствие детей и возможность через заранее заданное время прекращение отношений без процедуры развода. Критические периоды в жизни семьи. Существует несколько главных этапов, ... нового как для родителей так и для самого ребенка. Четвертый кризис – ребенок вступает в подростковый период. Пятый кризис – ребенок становиться взрослым и покидает дом в поисках независимости ...

Отличительной особенностью периода новорожденности является максимальная интенсивность протекания всех обменных процессов. Так, величина основного обмена на 1 кг массы тела у новорожденного почти вдвое превышает этот показатель у взрослых. Интенсивно происходят и такие важные физиологические акты, как дыхание, кровообращение, выделение (число дыхательных движений достигает 45 в 1 мин, частота сердечных сокращений — до 160 в 1 мин).

Активно протекают и пластические процессы, быстро нарастает масса тела, что обеспечивается значительным функциональным напряжением пищеварительной системы. При этом нужно учитывать низкую ферментативную активность желудочно-кишечного тракта.

Для периода новорожденности характерна устойчивость организма ребенка ко многим инфекциям (скарлатина, корь, краснуха, дифтерия и др.), что связывается с пассивным иммунитетом, полученным от матери в период внутриутробного развития или в результате кормления грудным молоком. Собственная иммунная система развита слабо, поэтому отмечается повышенная чувствительность к патогенным микроорганизмам.

У новорожденного наблюдается также несовершенство нейроэндокринной и почечной регуляции водно-солевого обмена, что определяет склонность к обезвоживанию. Как известно, вода играет исключительно важную роль в процессах жизнедеятельности (обмен веществ, терморегуляция, поддержание постоянства внутренней среды и т.д.).

Организм новорожденного содержит относительно массы тела примерно в 1,5 раза больше воды, чем организм взрослого человека. С течением времени, по мере роста и развития на протяжении всей жизни, происходит обеднение организма водой, особенно интенсивное в первые 6 мес жизни.

Несовершенством отличаются и другие органы и системы организма новорожденного, все основные функции которого находятся в состоянии неустойчивого равновесия, и любое неблагоприятное воздействие может спровоцировать развитие патологического процесса. Именно в этот период могут наблюдаться некоторые пограничные состояния (эритема новорожденных, физиологическая желтуха, половой криз, преходящая лихорадка и др.), которые находятся на границе нормы и патологии и которые никогда больше не повторяются, но при воздействии отрицательных факторов могут перейти в патологический процесс.

Вслед за периодом новорожденности наступает период грудного возраста, который условно начинается с 29 дня жизни и заканчивается в 12 мес. Этот период характеризуется тем, что основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, происходят бурные, более интенсивные, чем в последующие годы, рост и развитие ребенка. Буквально каждый день добавляет что-то новое в физическом, нервно-психическом, моторном, интеллектуальном и социальном развитии. Так, масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается по сравнению с первоначальной, рост увеличивается на 50 %, окружность головы — на 12 см, окружность груди — на 13—15 см. При этом пропорции тела ребенка приближаются к пропорциям взрослого. Высокие темпы роста в этот период обеспечиваются большим относительным энергопотреблением, превышающим энергетическую потребность взрослого в 3 раза, поэтому ребенок грудного возраста нуждается в значительно большем количестве пищи на 1 кг массы тела, чем взрослый. Однако сохраняющаяся функциональная незрелость пищеварительного тракта требует внимательного отношения, прежде всего, к вопросам рационального вскармливания и режима.

Продолжают совершенствоваться моторная и статическая функции: к 2 мес. ребенок, находясь в вертикальном положении, хорошо держит голову; с 5 мес. переворачивается со спины на живот и обратно; к 7 мес. самостоятельно садится, к концу года начинает ходить, манипулировать с игрушками.

Поразительные изменения происходят в психическом развитии ребенка: появляются условные рефлексы, движения глазных яблок становятся координированными, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах, следит за их движениями; появляется слуховое сосредоточение; ребенок начинает узнавать своих близких, улыбается, гулит, а в 5—6 мес. лепечет слоги «ба», «ма», «па». К концу года произносит первые осмысленные слова, которые могут складываться в простые предложения, выполняет некоторые несложные требования, понимает запреты.

Физическое развитие к году несколько замедляется, психическое развитие продолжается более быстрыми темпами. Однако все основные функции организма, все органы и системы остаются в состоянии неустойчивого равновесия, и любое неблагоприятное воздействие может его нарушить.

Пассивный иммунитет, характерный для периода новорожденности теряется к 2 — мес., а формирование собственной иммунной системы происходит сравнительно медленно, поэтому существует высокая вероятность заболеваний, особенно дыхательной и пищеварительной систем. Также в силу отсутствия способности организма к ограничению патологического процесса в пределах того или иного органа или ткани наблюдается склонность к диффузным реакциям, генерализации воспалительных явлений и развитию септических состояний.

Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет) характеризуется дальнейшим быстрым совершенствованием двигательных умений и навыков ребенка, его психики и речи, большей зрелостью основных физиологических систем и отдельных органов. Продолжается активный рост, но темпы его уже несколько снижены. Основными отличительными особенностями ребенка этого возраста являются его подвижность, любознательность, активное познание окружающей среды. Речь становится богаче, выразительнее, образнее, предложения — сложными, с хорошим грамматическим управлением. Выражены эмоциональные проявления, поведение ребенка с трудом поддается самоконтролю, случаются эпизоды капризности, упрямства, застенчивости. Этот период также требует правильной организации режима ребенка, его воспитания, чтобы по возможности оградить еще неустоявшуюся детскую психику от чрезмерных эмоциональных нагрузок, а несформировавшийся организм — от отрицательных воздействий внешней среды. В то же время важно не упускать ни малейшей возможности для всестороннего развития ребенка, ведь именно в этот период в силу пластичности центральной нервной системы складываются его основные характерологические особенности, закладываются основы будущего поведения, возможность лучшей адаптации к окружающему миру.

An-fiz_osob-temy_4-5 — Стр 2

Для дошкольного периода (от 3 до 7 лет) характерным является очередное ускорение темпов роста, при этом нарастание массы тела несколько замедляется. Продолжается развитие скелета, крепнет мускулатура. Увеличивается длина конечностей, пропорции тела еще более приближаются к таковым у взрослого. Молочные зубы, появившиеся в более ранние возрастные периоды, начинают меняться на постоянные.

Активно развиваются интеллектуальные способности ребенка. Дети в этот период свободно говорят на родном языке, многие начинают читать, появляются навыки письма и рисования, что связано с развитием и совершенствованием тонких координированных движений. Значительно улучшается память, что способствует хорошему запоминанию стихов, рассказов, усвоению чужого языка. Постепенно совершенствуются функциональные возможности детского организма.

Так, иммунная система достигает известной степени зрелости, что заметно снижает склонность к диффузным и токсическим реакциям, но частота инфекционных заболеваний остается высокой из-за увеличившихся контактов ребенка с окружающими.

В младшем школьном периоде (от 7 до 12 лет) многие органы и системы ребенка достигают полного морфологического и функционального развития. Завершается формирование костного скелета, продолжает развиваться и укрепляться мышечная система. Происходит полная замена молочных зубов на постоянные. При этом в строении скелета, в физическом развитии появляются первые признаки полового диморфизма.

В этом периоде заканчивается структурная дифференцировка коры головного мозга. Получает дальнейшее развитие интеллект ребенка, появляются самостоятельные суждения, развиваются волевые качества, усидчивость, расширяется круг интересов, в большей степени проявляются индивидуальные различия в психике, поведении.

В младшем школьном возрасте возрастают нагрузки — как физические, так и психоэмоциональные.

Старший школьный (подростковый, пубертатный) период (с 12 до 16—18 лет) является одним из наиболее сложных и ответственных этапов жизни человека, как с точки зрения морфологических и функциональных изменений, происходящих в организме, так и с точки зрения психологической адаптации к социально-экономическим условиям, что связано с изменением социального и юридического статуса. Поэтому в данном периоде, помимо биологического возраста, можно выделить и так называемый юридический подростковый возраст, который связан с возникновением правовой, юридической ответственности, началом разрешенной трудовой деятельности и прекращением действия трудовых и правовых льгот (с 14 до 18 лет).

С 15-летнего возраста пациент сам дает согласие на оказание ему медицинской помощи (операция, сложная диагностическая или лечебная процедура и т.д.).

До этого возраста согласие на медицинское вмешательство дают родители ребенка.??

Биологически этот период начинается с формирования вторичных половых признаков, а заканчивается полной половой зрелостью.

Наиболее характерной особенностью периода является значительная активация эндокринного аппарата: усиливаются функции гонад, щитовидной железы, гипоталамо-гипофизарной системы. Начало, продолжительность, темпы полового созревания зависят от генетической программы индивида, конституционального типа, климатических условий, питания, чрезмерных физических и психоэмоциональных нагрузок, употребления алкоголя, курения и других факторов.

Признаками, определяющими начало периода полового созревания, являются увеличение молочных желез у девочек и увеличение яичек у мальчиков. У большинства девочек это происходит в 10—11 лет, затем отмечается появление волос на лобке, а через 1,5—года — в подмышечной области.

Параллельно происходят значительные изменения в функционировании потовых и сальных желез. В 12—14-летнем возрасте наступают первые менструации — менархе. Регулярный менструальный цикл устанавливается примерно в течение года, продолжительность его индивидуальна. К 15—16 годам вторичные половые признаки достигают у девушек стадии полного морфологического и функционального развития, однако гормональный фон и репродуктивная функция яичников отличаются от таковых у женщин зрелого возраста.

Начало заметного увеличения яичек считают первым признаком начала полового созревания (в 11,5-12 лет).

Оволосение на лобке, являющееся первым видимым признаком начала полового созревания у мальчиков, наступает в возрасте 12—13 лет. Таким образом, половое созревание у мальчиков начинается в среднем на 1 — 1,5 года позже, чем у девочек. Следующими признаками полового созревания являются последовательно наступающие мутация голоса, изменение формы и увеличение хрящей гортани, рост волос на лице и в подмышечных ямках, однако характер оволосения на лице еще не так выражен, как у взрослых. С 12—13 лет происходит увеличение длины и диаметра полового члена. Этот процесс продолжается до 16—17 лет, когда размеры наружных половых органов становятся такими же, как у взрослых. Именно к этому возрасту вторичные половые признаки у юношей достигают стадии полной зрелости. С активацией эндокринной системы связаны также увеличение линейных размеров туловища и конечностей и созревание скелета. Это последний период быстрого роста в детстве, причем более активно процесс увеличения роста происходит в самом начале пубертатного периода (ежегодные прибавки составляют 10—12 см, подростки за этот период набирают почти 25 % своего взрослого роста), а к 15—17 годам, когда длина тела и ног достигают размеров взрослого человека, темпы физического развития несколько снижаются. Однако продолжают увеличиваться объем грудной клетки, ширина плеч, масса тела (в подростковом возрасте человек набирает до 50 % своей взрослой массы), нарастает мышечная сила.

В подростковом периоде происходят дальнейшие морфологические и функциональные изменения в других органах и системах.

Подростковый период является самым трудным периодом для психосоциального развития, причем как для мальчиков, так и для девочек. В этот период происходит преобразование характера, воспитывается воля, наиболее ярко проявляются индивидуальные черты личности, темперамента, конституции, поведение часто приобретает черты девиантного и делинквентного.

Однако имеются и общие специфические социально-психологические особенности, характерные для подростков. Это и изменчивость настроения, и стремление к самоутверждению, независимости (эмансипации) от старших, неприятие их мнения, опыта, а часто и законов. Это и стремление к группированию со сверстниками, и повышенная чувствительность к мнению других о своих способностях, внешности.

Это и своеобразные увлечения и связанная с ними деятельность, и формирующееся половое влечение и проблемы, связанные с его реализацией. В это время происходит процесс перестройки мышления от конкретного к абстрактному, развивается мировоззрение взрослого. Все эти моменты в жизни подростков при воздействии каких-либо неблагоприятных биосоциальных факторов могут приводить к негативным реакциям со стороны центральной нервной системы (аффективные реакции — агрессивные, аутоагрессивные, суицидальные попытки и т.д., пубертатная нервно-психическая анорексия, булимия, дисморфофобия и др.), а в ряде случаев — к развитию соматических заболеваний (артериальная гипертензия, хронический гастрит и т.д.).

В целом для ребенка в отличие от взрослого характерной является диспропорциональность туловища и его отдельных частей: ноги сравнительно короткие, туловище длинное. Голова большая, но с возрастом происходит постепенное выравнивание этих пропорций (рис. 3).

Рис 3. Пропорции тела человека в различные возрастные периоды.

По завершении периода детства наступает большой этап жизни — период взрослого человека, который начинается с юношеского возраста (от 16—7 лет до 20—21 года).

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и Семейным кодексом Российской Федерации детьми считаются лица, не достигшие 18-летнего возраста, поэтому в России медицинское наблюдение за детьми и подростками до 18 лет включительно осуществляется в системе оказания медицинской помощи детям, т.е. в детских и подростковых поликлиниках, больницах, центрах.

Строго говоря, установить четкие биологические границы окончания детства, пубертатного периода и начала взрослой жизни, юношеского периода достаточно трудно, так как подростковый период жестко не связан с календарным возрастом, и конец этого периода сливается с юношеским возрастом, поэтому многие морфологические, структурные и функциональные изменения организма, начавшись в подростковом возрасте, завершаются в юношеском.

Тем не менее, и юношеский возраст имеет некоторые особенности. Этот период характеризуется завершением физического развития. Так, значительно замедляется процесс роста: длина тела увеличивается в этот период в среднем лишь на 1 см в год. Более низкими темпами нарастает и масса тела. Завершается формирование скелета. Морфологическое строение и функционирование всех органов и систем приобретают черты и свойства зрелого организма.

В этом возрасте окончательно формируется характер, происходит дальнейшее становление личности, ее самоутверждение.

Наступает возраст гражданской и полной юридической ответственности: юноши и девушки получают право голоса, на это время приходится служба в армии, многие создают собственные семьи.

Зрелый возраст (от 20 до 55 лет у женщин и от 21 года до 60 лет у мужчин) охватывает большую часть жизни человека, протяженность его достаточно велика, происходящие в организме изменения довольно значительны, поэтому этот этап жизни подразделяется на два подпериода. Первый из них начинается с окончанием юношеского возраста и продолжается примерно до 35 лет; второй — продолжается до 55 лет у женщин и до 60 — у мужчин, включая в себя промежуточный климактерический период.

Первый подпериод зрелого возраста характеризуется прекращением роста, полным расцветом и устойчивостью всех функций организма. В это время наиболее ярко проявляются индивидуальные черты организма и личности, а сложившиеся морфологические, физиологические и психические свойства организма остаются в основном относительно однотипными и стабильными.

В этом периоде выделяют несколько важных моментов возрастной биографии. Первый из них, приходящийся на возраст 20—25 лет, вызывает большее беспокойство у девушек. Именно в этом возрасте (в определенных этнических и культурных группах эти сроки могут отклоняться на 4 года в ту или иную сторону) одной из главных с точки зрения психосоциального развития задач, стоящих перед девушкой, является задача создания семьи и рождения ребенка. Мужчины в этот период внешне и внутренне озабочены не проблемами создания семьи, а проблемами установления возможно большего количества сексуальных контактов.

Следующие важные моменты в возрастной биографии у мужчин и женщин по возрасту не совпадают, хотя проблемы, характерные и для женщин, и для мужчин, во многом схожи.

Для женщин возраст около 30 лет, а для мужчин — около 40 лет в определенной мере является критическим, и основные проблемы сводятся к определению своего места в обществе, поиску смысла жизни. Продолжительность этого периода невелика и составляет около 3 лет, заканчивается стабильным состоянием, вплоть до следующего важного периода — климактерического, который приходится на второй этап зрелого возраста.

Для второго подпериода зрелого возраста характерной является значительная перестройка нейроэндокринной системы, влияющая на функционирование практически всех органов и систем организма и приводящая к снижению интенсивности обменных процессов, появлению первых клинических признаков заболеваний, характерных для более старших возрастных групп. Сначала появляются незначительные микроструктурные изменения в различных тканях, органах и системах, которые свидетельствуют о начале их старения. Эти изменения сопровождаются потерей внутриклеточной жидкости и гибелью паренхиматозных клеток, происходят замещение функционально активной ткани неактивной (жировой, элементами соединительной) и накопление в тканях избыточного количества различных веществ и продуктов распада некоторых клеточных структур. Наблюдается снижение активности многих ферментов и замедление процессов обмена.

Достигнув определенного критического уровня, микроструктурные изменения приводят к снижению функциональных возможностей отдельных органов и целых систем организма, что до известного предела сглаживается развитием компенсаторных процессов. Однако уже в возрасте 30—35 лет возникают первые признаки атеросклероза аорты, в возрасте 40—50 лет — церебрального атеросклероза, в этом же возрасте чаще развивается эмфизема легких. Таким образом, человек вступает в следующий возрастной период — пожилой возраст.

Пожилой возраст (от 55—60 до 75 лет) характеризуется ускорением процессов старения, что обусловлено снижением компенсаторно-приспособительных возможностей организма к нарастающим возрастным изменениям в структуре и функциях тканей, органов и систем. Изменяются внешний облик человека, его поведение, психика. Появляются и развиваются болезни, свойственные этому возрастному периоду (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, онкологические заболевания и др.).

Меняется социальный статус, многие люди в этом возрасте прекращают работу, становятся пенсионерами. Значительные изменения наблюдаются в психической деятельности: снижается психическая активность, ухудшаются память, способность к сосредоточению, ослабевает внимание, а также возможность его концентрации на каком-либо одном предмете, занятии, виде деятельности и переключения внимания с одного рода занятий на другой.

В старческом возрасте (после 75 лет) инволюционные процессы, начавшиеся в предыдущих периодах, становятся более выраженными, приобретают развернутый характер. При этом наблюдаются резкое снижение всех основных физиологических функций, падение уровня надежности приспособительных механизмов, постепенное затухание жизненных процессов; увеличивается вероятность естественной смерти.

Все проявления процесса старения можно разделить на хронобиологические, совпадающие с календарным возрастом (явления остеопороза, мышечной атрофии, склероза сосудов и др.), и онтобиологические, совпадающие с темпами старения, биологическим возрастом (изменения сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, нейрогуморальной регуляции и т.д.).

Хронобиологические проявления старения тем больше выражены, чем выше видовая продолжительность жизни. Признаки старения наблюдаются на протяжении всей индивидуальной жизни организма на всех уровнях его организации: на молекулярном, на клеточном, на уровне тканей, органов и систем, а также на уровне единого целого, но в старческом возрасте они наиболее выражены. Эти признаки, наблюдающиеся на уровне целого организма, проявляются прежде всего внешними особенностями человека, характеризующимися изменениями формы, размеров тела, его отдельных частей, что нередко позволяет установить возраст достаточно точно, хотя индивидуальные темпы старения, время появления внешне видимых изменений, степень их выраженности весьма различны и определяются как его биологическими особенностями, наследственностью, так и факторами внешней среды (условия быта, питания, труда, наличием профессиональных и бытовых вредностей и т.д.).

Однако можно выделить общие признаки, характерные для старческого возраста. Этот этап жизни характеризуется уменьшением размеров тела, его роста, массы, старческой атрофией, затрагивающей в большей или меньшей степени все органы и системы. Наблюдаются истончение кожи, появление пигментных пятен, потеря эластичности и вследствие этого образование морщин; волосы становятся седыми, ломкими, редкими. Глаза теряют обычный блеск, становятся тусклыми, блеклыми, снижается острота зрения, может развиваться птоз век, нередко наблюдается повышенное слезоотделение. Снижается также острота слуха. Отмечаются уменьшение челюстей, выпадение зубов. Наблюдается повышенная хрупкость костей, явления остеопороза и остеохондроза, может появиться старческий кифоз, мышцы атрофируются, их сила уменьшается, движения теряют уверенность, плавность, походка становится медленной, осторожной. В этот период значительно снижается работоспособность, быстрее наступает утомление — как физическое, так и психическое. Основные возрастные особенности здорового человека представлены в табл. 2.

Таблица 2. Возрастные особенности здорового человека

Параметры

Период роста

Зрелый возраст

Пожилой и старческий возраст

Кожа

Розовая, эластичная, гладкая

Розовая, эластичность снижается, появляются морщины

Бледная, возможен желтоватый оттенок, морщины резко выражены, дряблая, тургор снижен, эластичность теряется, появляются пигментные пятна

Слизистые оболочки

Розовые, блестящие

Розовые

Бледно-розовые, возможен цианотичный оттенок

Оволосение

Только на голове, волосы мягкие, тонкие

Появляется в подмышечных впадинах и на лобке; у мужчин — на конечностях и теле; на голове появляются седые волосы

Волосы редкие, ломкие, истонченные, часто поседение, облысение

Зубы

Рост молочных зубов, их замена на постоянные

Полный набор по­стоянных зубов

Выпадение зубов, уменьшение размеров челюстей

Развитие скелета

Рост костей, формирование скелета

Скелет сформирован полностью

Остеопороз, остеохондроз, возможны деформации (кифоз), кости хрупкие

Пропорции

тела

Относительно короткие конечности и большая голова

Пропорциональные, в соответствии с типом конституции

Уменьшение размеров тела, роста и массы, изменение формы частей тела

Дыхание

Зависит от возраста: чем младше ребенок, тем чаще и поверхностнее

Частота дыхания — 16—18 в 1 мин, ритмичное

Несколько чаще и поверхностнее, чем в зрелом возрасте, возможна аритмия дыхания

Сердцебиение

От 160 ударов в 1 мин у новорожденных до 60—90 — в подростковом и юношеском возрасте, выраженная дыхательная аритмия у детей младшего возраста

60—90 ударов в 1 мин, пульс ритмичный, хорошего наполнения и напряжения

Часто склонность к брадикардии (50-60), часто развиваются аритмии, пульс малый, пустой

Система

анализаторов

Дальнозоркость в периоде новорожденности сменяется нормальным зрением, слух острый; постоянное развитие вкусовых ощущений

Острота зрения 1,0 с расстояния 5 м, шепотная речь •— 6 м; вкусовое восприятие — индивидуально

Снижение зрения и слуха, развитие старческой дальнозоркости и тугоухости; снижение вкусового восприятия

Движения

Некоординированные в раннем периоде, более точные — в последующих

Точные, координи­рованные в полном объеме, плавные

Ограничение подвижности суставов, походка медленная, неуверенная, движения теряют плавность

Адаптационные возможности

Невысокие в раннем периоде, повышаются в процессе роста

Достаточно высокие, устойчивые

Снижаются в процессе старения

Психическая

деятельность

Зависит от стадии развития: лабильная, ранимая в критические периоды, стабильная в периоды равновесия

Стабильная, в большой степени зависит от типа высшей нервной дея­тельности

Лабильная, с преобладанием процессов торможения, психическая активность снижается

Способность к самостоя­тельному удовлетворению потребностей

Полная зависимость от окружающих в раннем возрасте, ограниченная — в дошкольном, полная самостоятельность — в старших возрастных периодах

Полная возможность самостоятельного удовлетворения потребностей

Ограниченная, во многом зависит от состояния здоровья

Половая

функция

Неразвита в ранних периодах, появление полового влечения в подростковом периоде

Гиперсексуальность в подростковом и юношеском периодах, индивидуальная стабильная в последующем

Сексуальная активность, потенция, эякуляторные возможности снижаются; медленнее наступает по­ловое возбуждение, уменьшается увлажнение влагалища

Развитие человека, как существа биосоциального, происходит в различных сферах: физической, социальной, психоэмоциональной и связанной с ней познавательной (Волков С.Р., Волкова М.М., 2005).

Физическая сфера, или физическое развитие, включает в себя совокупность морфологических и функциональных свойств организма, соответствующих хронологическому и биологическому возрасту. В детском возрасте физическое развитие представляет собой динамический процесс роста — увеличение длины, массы, отдельных частей тела, органов и систем организма — и биологического созревания и становления зрелого организма. Так как в детском возрасте процессы физического развития протекают наиболее интенсивно, его оценку производят чаще, чем в другие возрастные периоды, когда физическое развитие, достигнув определенного уровня, стабилизируется. Наиболее просто физическое развитие можно оценить, используя антропометрические показатели, к которым относятся длина (рост), масса тела, окружности головы и груди. Антропометрические измерения вошли в практику медицинского обследования в 30-е годы XIX в. Для более точной оценки физического развития пользуются центильными таблицами, а также различными коэффициентами и индексами.

Физическое развитие, включающее, помимо роста и массы тела, ряд физиометрических показателей (мышечная сила, жизненная емкость легких — ЖЕЛ и др.), служит одним из критериев работоспособности, поэтому оценка физического развития широко используется не только в педиатрии, но и при профессиональном отборе, в спортивной, школьной медицине.

Уровень физического развития, скорость увеличения роста, нарастания массы тела, последовательность в увеличении различных частей тела определяются многими факторами, среди которых можно выделить:

• наследственные (длина и масса тела родителей, бабушек, дедушек);

• биологические (здоровье индивидуума, его психологическое, эмоциональное состояние, состояние здоровья его родителей);

• климатические и экологические;

• социально-экономические (материальное положение семьи, бытовые условия, уровень общей культуры и образования родителей, уровень развития здравоохранения и медицинской культуры, профессиональные вредности);

• образ жизни (режим, питание, двигательная активность, вредные привычки, др.).

Помимо перечисленных факторов, темпы роста и развития подвержены также половым (так, половое созревание у девочек и мальчиков начинается в разные сроки, основные антропометрические, функциональные показатели у мужчин остаются более высокими, чем у женщин) и индивидуальным различиям. Эти и другие факторы могут влиять на физическое развитие как положительно, так и отрицательно. Например, как чрезмерная физическая нагрузка, так и ее недостаток могут тормозить рост человека, а адекватная физическая активность, являясь стимулятором остеогенеза и роста хряща и мышечной ткани, способствует линейному росту человека.

Некоторые факторы оказывают разнонаправленное действие на рост и развитие. Так, жаркий климат, как один из факторов, влияющих на физическое развитие, тормозит рост, но ускоряет созревание, т.е. развитие, человека.

Степень влияния тех или иных факторов зависит от силы и длительности их воздействия. Так, умеренный и кратковременный дефицит питания не приводит к существенной задержке физического развития; напротив, выраженная недостаточность основных компонентов питания может привести к заметной задержке развития и даже нарушениям здоровья.

В середине и второй половине XX в. было замечено, что от десятилетия к десятилетию увеличиваются рост и масса тела детей, ускоряются в целом сроки биологического созревания (раньше прорезываются постоянные зубы, закрываются зоны роста, половое созревание наступает в более раннем возрасте).

Это явление получило название акселерации (от лат. accelero -ускорять).

С 90-х годов XX в. процессы акселерации стали сменяться децелерацией, т.е. замедлением темпов развития новых поколений, что проявляется снижением роста и массы тела, замедлением полового созревания, снижением мышечной силы и выносливости у подростков конца XX — начала XXI в. по сравнению с их сверстниками 60—80-х годов XX в.

Процессы акселерации связывали с улучшением социальных условий, также были теории влияния экзогенных (в т.ч. солнечной активности) и эндогенных факторов, приводящих то к ускорению, то к замедлению (ретардации) физического развития человечества.

Однако в меньшей степени акселерация затронула психоэмоциональное и социальное развитие.

Психоэмоциональное и социальное развитие представляет собой специфический аспект развития человека, связанный с его взаимодействием с окружающей средой и проявляющийся совокупностью душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.д.).

Основной функцией психики является поиск на основе возникшей потребности определенных действий, направленных на ее удовлетворение, оценка этих действий, контроль за их реализацией.

An-fiz_osob-temy_4-5 — Стр 3

В основе психоэмоционального и социального развития конкретного человека лежит овладение им общественными потребностями, сформировавшимися в ходе эволюции и необходимыми индивидууму для жизни. Психоэмоциональное развитие продолжается на протяжении всей жизни человека.

Каждой стадии его развития соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивидуум может оправдать или не оправдать.

Психолог-теоретик Эрик Эриксон, автор теории психосоциального развития личности, сформулировал задачи определенных ступеней развития человека и показал, к чему может привести успех или неудача в их решении. Не всем удается преодолеть психологические неудачи, возникшие на ранних этапах развития, в раннем возрасте, поэтому им приходится решать многие проблемы уже в зрелом возрасте. А преодоление трудностей предыдущего этапа является залогом успешного решения психологической задачи, возникающей на более поздних стадиях развития, поэтому для нормального психоэмоционального и социального развития человека необходимо решать возникающие проблемы на той стадии, на которой они возникли.

Психоэмоциональное и социальное развитие человека определяет качество его жизни, от него во многом зависят личная жизнь человека, его взаимоотношения с людьми, профессиональная удовлетворенность, а также все аспекты физического здоровья, так как психическое благополучие прямо воздействует на функции организма. Помимо этого, адекватное психоэмоциональное и социальное развитие, присущее здоровому человеку, позволяет ему лучше приспосабливаться к различным условиям жизни.

Развитие человека во многом определяется его окружением, к которому можно отнести:

• ближайшее окружение (семья — дети, родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, друзья);

• профессиональное окружение (коллеги по работе, одноклассники);

• бытовое окружение (соседи, знакомые; люди, имеющие с индивидом общие интересы);

• социальную группу, к которой принадлежит данный индивид (по уровню образования, доходов, бытовым условиям);

• общество в целом.

Познавательное развитие человека, обусловленное его социальной сущностью, также продолжается на протяжении всей жизни, во многом зависит от стадии его развития (см. табл. 1.) и тесно связано с понятием «познание». Познание — это процесс отражения и воспроизведения в сознании индивида реальной действительности. Результатом познания является новое знание. Другими словами, познавательное развитие человека — это процесс развития его интеллекта, и в целом оно подчиняется тем же закономерностям, что и психоэмоциональное и физическое развитие

Таблица 1. Характеристики стадий роста и развития человека

Сфера изменений

Характеристика стадии роста и развития

Стадия 1. Период новорожденности и грудной возраст (0— 1 год)

Физическая

Масса тела утраивается. Рост увеличивается на 50 % (примерно 25 см).

Окружность головы увеличивается на 12 см, а груди — на 13—15 см.

С 1 мес. пытается удержать голову, лежа на животе, хорошо держит с 2 мес.,

с 5 мес. переворачивается со спины на живот, с 6 мес.- с живота на спину,

с 7 мес. хорошо ползает, самостоятельно садится,

самостоятельно ходит с 1 года.

Первые зубы — с 5—6 мес., к 1 году 6—8 зубов

Психоэмоциональная

и социальная

Плачет, чтобы дать о себе знать. С 1 мес. появляется слуховое и зрительное сосредоточение, с 2 мес. следит за предметами, улыбается. С 3—4 мес. эмоционально гулит, узнает близких, с 6 мес. громко смеется, лепечет слоги. В 1 год может сказать 8 — 10 простых слов. В 6 мес. отличает тех, кто за ним ухаживает.

В 7 мес. плачет при виде чужих.

Положительное познание — доверие, отрицательное — недоверие. Чувство доверия возникает, когда потребности ребенка удовлетворяются последовательно, через образ матери, удовлетворяющей его потребности; он приобретает ощущение того, что мир — безопасное место.

Чувство недоверия возникает в том случае, когда либо забота о ребенке непоследовательна, либо происходит частая смена лиц, осуществляющих уход.

Результатом положительного выбора является вера в будущее, отрицательного — подозрительность, страх перед будущим

Познавательная

(до 2 лет)

Это сенсорно-моторная (двигательная) стадия. Ребенок изучает окружающий мир с помощью осязания, слуха, обоняния, вкуса, а также посредством физического восприятия. Вначале деятельность сосредоточена на своем теле, потом на событиях и предметах. В конечном итоге происходит целевая ориентация

Стадия 2. Преддошкольный возраст (1—3 года)

Физическая

За второй год ребенок прибавляет в массе тела примерно 3 кг, рост увеличивается на 7—8 см, за третий — 2 кг и 5 см соответственно.

Делает движения, требующие координированной работы мышц: бегает, ходит по ступенькам, прыгает, карабкается, играет с мелкими предметами. Учится пользоваться туалетом. Одевается с небольшой помощью или самостоятельно.

К 2 годам имеет 20 молочных зубов.

Самостоятельно ест с помощью ложки, пьет из чашки

Психоэмоциональная

и социальная

Любит играть один или рядом с другими детьми. Не любит получать приказы. Учится быть независимым.

Переполнен массой впечатлений от внешнего мира, не может их самостоятельно проанализировать, прибегает к помощи взрослых (период вопросов).

Положительное познание — самостоятельность; отрицательное — зависимость, сомнение и стыд.

Дети познают сомнение и стыд через грубое обращение в процессе контроля функций своего тела (кишечник и мочевой пузырь) или находясь в слишком ограниченной среде.

Результатом положительного познания является уверенность в себе, отрицательного — комплекс вины, неуверенность в себе

Познавательная

Хорошо отзывается на речь взрослых. Показывает предметы, названные взрослыми. Следует простым указаниям, отдаваемым медленно и ясно. Начинает говорить короткими фразами. Понимает, что предмет, убранный из виду, продолжает существовать. Любит сам выбирать деятельность и игрушки

Стадия 3. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

Физическая

Средняя прибавка массы тела в год — 2 кг, а длины — 5 см.

В 5—7 лет молочные зубы заменяются большими коренными (моляры).

Совершенствуются крупнодвигательные навыки. Больше контролирует мелкодвигательные умения (рисует, лепит).

Делает много вещей по самообслуживанию (одевается, принимает пищу, пользуется туалетом)

Психоэмоциональная

и социальная

Имеет четкое представление о себе. Реагирует на суждения родителей и других взрослых о нем. Более независим, чем в раннем детстве. Делает свой выбор.

Легко играет с другими детьми и любит групповые игры. Наблюдает за взрослыми и подражает им.

Любит повседневный порядок и может чувствовать себя неуверенно, если распорядок дня слишком часто меняется.

Положительное познание — инициативность, отрицательное — пассивность.

Дети переживают чувство вины и моральной ответственности за свои желания.

Результатом положительного познания является способность действовать самостоятельно, отрицательного — ощущение социальной неадекватности

Познавательная

Знает много имен людей и названий мест и вещей.

Быстро выучивает новые слова. С 5 лет начинает читать отдельные слова. Считает. Группирует одинаковые предметы. Отделяет несхожие с другими предметы. Следует указаниям. Очень любопытен и имеет богатое воображение. Задает много вопросов.

Имеет твердую самостоятельную точку зрения, иногда не в силах понять, что существуют другие взгляды. Имеет неопределенное представление о

времени

Стадия 4. Младший школьный возраст (6—12 лет)

Физическая

Ежегодная прибавка в массе тела 2—3 кг, в росте 5—6 см. Происходит смена молочных зубов: в 7—8 лет — внутренние, 8—9 — наружные резцы, 10— 11 лет — передние, 11—12 — задние премоляры и вторые моляры. Движения хорошо координирует.

Развивает мышечный тонус, чувство равновесия, силу и выносливость. Хорошо развита крупная и мелкая моторика, что используется для игр и спорта, езды на велосипеде и танцев.

С 10 лет у девочек и с 12 лет у мальчиков начинается половое созревание

Психоэмоциональная

и социальная

Начинает формировать длительные дружеские взаимоотношения. Больше времени проводит без родителей. Образует маленькие замкнутые группы, не допускающие других детей, особенно противоположного пола. Начинает понимать, что другие люди тоже имеют чувства. Имеет много эмоций, иногда их с трудом выражает. Начало полового созревания, сопровождающееся гормональными изменениями, влечет за собой много драматических поворотов настроения.

Положительное познание — трудолюбие, отрицательное — неусидчивость.

Школьникам необходимо иметь возможность насладиться успехом и мастерством в решении новых задач.

Они приходят к этому через одобрение учителя и сверстников. Чувство неполноценности возникает тогда, когда школьники не имеют возможности добиться успеха или их знания не имеют признания.

Результатом положительного познания является успех в деятельности, отрицательного — комплекс неполноценности

Познавательная

Более внимателен, дольше помнит и следует более сложным указаниям. Думает логично и принимает решения относительно реального мира. Способен использовать новую информацию. Может задавать вопросы и сопротивляться решениям взрослых

Стадия 5. Старший школьный (подростковый) возраст (от 12 до 16—18 лет).

Юношеский возраст (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 лет до 21 года у мужчин)

Физическая

Масса тела увеличивается на 7—25 кг (чаще на 17,5 кг), рост — на 15—55 см. Достигает репродуктивной зрелости. Девушки в начале периода, как правило, выше юношей своего возраста, а в конце периода — ниже

Психоэмоциональная

и социальная

Из-за недавних изменений в своем организме чувствует себя неуклюже среди родителей и чужих. Легко смущается, раздеваясь перед взрослыми или при разговорах о теле, росте и половом развитии. Более ответственно относится к своему поведению. Часто восстает против авторитета взрослых. Социальный и эмоциональный опыт широк, потому что это время крепкой дружбы и ранних любовных взаимоотношений.

Положительное познание — формирование личности, отрицательное — рассеивание личности.

Происходит первое цельное осознание себя и своего места в мире.

Результатом положительного познания является развитое ощущение собственной индивидуальности, отрицательного — непонимание собственного «Я» или неуверенность в понимании собственного «Я»

Познавательная

Логично мыслит. Имеет дело с абстрактными или конкретными понятиями. Размышляет о себе в личном плане. Планирует будущее. Принимает решение, представляя себе альтернативы, что делает принятие решения более трудным. Начинает судить о себе более здраво. Старается изменить физический облик. Часто придумывает идеальный мир и идеализирует себя. Легко разочаровывается. Может ставить перед собой нереальные цели

Стадия 6. Молодой зрелый возраст (от 20 до 35 лет)

Физическая

К 23 годам завершается развитие всех функций организма.

Рост у большинства женщин заканчивается к 17 годам, у мужчин — к 21 году. Достигает максимума мышечной силы в 25—30 лет, затем она начинает убывать. Наилучшая мелкая моторика развита до 35 лет, после чего мелкие двигательные навыки начинают убывать. Это наиболее здоровая часть населения.

Болеет нечасто, быстро выздоравливает.

У женщин циклически происходят созревание яйцеклеток и менструации, они могут вынашивать детей.

Это наиболее благоприятный период для рождения детей

Психоэмоциональная

и социальная

Устанавливает длительные близкие отношения с друзьями и партнерами. Принимает обязательства.

Многие взрослые становятся родителями, некоторые борются с бесплодием, некоторые добровольно не хотят стать родителями Положительное познание — эмоциональная открытость, выражающаяся в поиске спутника жизни и установлении близких дружеских связей, отрицательное — эмоциональная замкнутость, чувство одиночества.

Результатом положительного познания является способность формировать близкие отношения, отрицательного — неспособность формировать близкие отношения

Познавательная

Функционирует на более высоком уровне, чем юноши, хотя многие молодые взрослые продолжают мыслить и рассуждать очень похоже на подростков и юношей. Способен поставить себя на место другого и представить, что он чувствует. Имеет развитые моральные устои

Стадия 7. Средний зрелый возраст (от 35 до 55 лет у женщин и до 60 у мужчин)

Физическая

Слегка утрачиваются физическая сила и координация.

Несколько уменьшается чувствительность. От случая к случаю испытывает трудности со сном, иногда бывают проблемы после определенной пищи.

Женщины проходят через климакс между 45 и 55 годами.

Репродуктивная функция (особенно у женщин) снижается

Психоэмоциональная

и социальная

Начинает чувствовать беспокойство перед старением и осознавать, что смертен и умрет. Чувствует большее удовлетворение от работы. Женщина может стать более подавленной, когда дети вырастают и уходят, а может испытать удовольствие от новой свободы.

Положительное познание — творчество и великодушие, отрицательное — застой и эгоцентризм. Часто происходит борьба творческих сил против застоя.

Результатом положительного познания является забота о семье и обществе в целом, отрицательного — забота только о себе

Познавательная

Наращивает свои познавательные способности и имеет высокий уровень интеллекта. Может обучаться новым навыкам. Находит, что это наиболее творческий период в жизни, и может заниматься получением дополнительного образования

Стадия 8. Пожилой и старческий возраст (от 55 лет у женщин и от 60 — у мужчин)

Физическая

Обычно достаточно здоров, чтобы продолжать нормальную физическую деятельность. Испытывает снижение зрения с потерей ночного зрения и снижением глубины и цветности восприятия. Испытывает некоторую потерю слуха и понижение ощущения запаха и вкуса. Имеет меньше сил и чувства равновесия, подвержен несчастным случаям и падениям.

Меняются походка, осанка, снижается рост, изменяются размеры конечностей

Психоэмоциональная

и социальная

Может расценивать старость как позитивное явление и чувствовать возросшую энергию, продуктивность и творчество. Может иметь сильное желание настоять на своей воле и имеет большую привязанность к знакомым объектам. Может сильнее осознавать время и жизненный цикл. Может быть менее уверен и менее самолюбив из-за утраты близких, должности, физических и чувственных способностей.

Может быть более сложившейся личностью, с определенными ценностями; продолжает нуждаться в дружбе и других взаимоотношениях. Может иметь потребность в общении с домашним животным. Продолжает сексуальную жизнь, если был(а) сексуально активен(на) раньше.

Положительное познание — интеграция, ощущение полноты жизни, отрицательное — разочарование в жизни, безысходность.

Становление окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.

Результатом положительного познания является ощущение не зря прожитой жизни, отрицательного — неудовлетворенность жизнью, отчаяние перед мыслью о неизбежной смерти

Познавательная

Обычно сохраняет интеллектуальные способности, хотя может перерабатывать информацию не так быстро. Решения принимает с меньшей скоростью.

В состоянии освоить новую информацию и новые навыки, но нуждается для этого в большем времени.

Может испытывать некоторую потерю памяти из-за внешних условий, таких как прием лекарств, необходимость переезда в новое жилье; либо по физическим или эмоциональным причинам, таким как плохое питание, депрессия или болезнь

6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

Примеры контрольных вопросов заключительного уровня:

Вопросы для собеседования:

1.Перечислите основные периоды онтогенеза человека и их отличительные морфофункциональные особенности.

2.Какие закономерности роста и развития организма детей и подростков Вы знаете?

3. Перечислите основные возрастные морфологические, физиологические, психические особенности здорового человека (в периоде роста, зрелом возрасте, пожилом и старческом возрасте).

Примеры тестовых заданий заключительного уровня

Выберите один или несколько правильных ответов:

1.ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ РЕБЕНОК ИМЕЕТ В ВОЗРАСТЕ:

  1. грудном;
  2. преддошкольном;
  3. дошкольном;
  4. младшем школьном.

2.ПЕРВЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЗУБЫ ПОЯВЛЯЮТСЯ В:

  1. грудном возрасте;
  2. преддошкольном возрасте;
  3. дошкольном возрасте;
  4. младшем школьном возрасте.

3.ДЛЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА, ЕГО ДЕЙСТВИЙ ЧАСТО ХАРАКТЕРНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ:

  1. противоречивость, непоследовательность;
  2. неподвижность, застой;
  3. активность, поступательность;
  4. аффективность, неадекватность.

4.ИЗМЕНЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ С ВОЗРАСТОМ:

  1. являются пусковым механизмом старения;
  2. являются основным признаком старения;
  3. во многом определяют интенсивность развития процессов старения;
  4. создают условия для развития патологических процессов, являющихся основной причиной смерти человека;
  5. не влияют на процессы старения;
  6. ограничивают приспособительные возможности стареющего организма.

5.ПРИ СТАРЕНИИ ЧАСТОТА ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ:

  1. уменьшается;
  2. увеличивается;
  3. остается без изменений;
  4. возрастает только при физической нагрузке.

6.ИЗМЕНЕНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ПРИ СТАРЕНИИ:

  1. способствуют лучшему перевариванию пищи и усвоению питательных веществ;
  2. ведут к нарушениям всасывания многих питательных веществ;
  3. не влияют на процессы переваривания пищи и усвоения питательных веществ;
  4. способствуют адаптации к изменившимся потребностям организма;
  5. связаны с изменением ритма, частоты приема пищи, вкусовых пристрастий.

7.ОСНОВНЫМ ПРИЗНАКОМ ВОЗРАСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КОСТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ИХ:

  1. обызвествление;
  2. размягчение;
  3. укорочение;
  4. остеопороз.

7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Содержание: Подготовка реферативных сообщений по теме занятия.

Задание к самостоятельной работе.

Темы рефератов:

  1. Этапы физического и нервно-психического развития детей и подростков
  2. Критические периоды онтогенеза организма человека.

Самостоятельная работа студентов на практическом занятии: по презентации «Анатомо-физиологические закономерности роста и развития».

8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

а).

Основная литература:

1. Учебный -методический комплекс «Основы формирования здоровья».

2.Виноградов, А.Ф. Детская поликлиника: учебное пособие / А.Ф. Виноградов, Э.С. Акопов, Ю.А.Алексеева, М.А.Борисова.– Тверь «Герс», 2004.- 494 с.

б).

Дополнительная литература:

Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. — М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005. — 608 е.: ил. /Электронный ресурс/http://www.studmedlib.ru/ru/

1