Основные этапы развития дошкольного воспитания в стране

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…3

Глава 1. Становление дошкольного воспитания…6

1.1. Вклад ученых педагогов в развитие дошкольного образования…6

1.2. Детские сады Ф. Фребеля…8

Глава 2. История развития дошкольного воспитания в России…14

2.1. Развитие дошкольного воспитания до 1940 года…14

2.2. Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны …19

2.3. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма…21

2.4. Современное дошкольное образование России…23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…29

ВВЕДЕНИЕ

Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, общине, когда старшие учили, показывали, увлекали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

С развитием культуры, с изменениями в хозяйственно-экономической жизни, вызванными переходом к рабовладельческой формации, возникает потребность в создании специально организованных заведений для обучения и воспитания подрастающего поколения. Первые школы открывались при храмах, монастырях. Затем создаются школы различного типа, которые отличались целями, содержанием методикой обучения. Характер и объем обучения определялись социальной принадлежностью учеников, а также культурно-этническими традициями, существовавшими в той или иной стране.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.

Социально-экономические преобразования, произошедшие в российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... РАБОТЫ: «Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению». Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания в дошкольных образовательных ... Е.П.Арнаутова). В ней отражено базисное содержание дошкольного образования, которое предполагает разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том ...

Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Появились детские сады присмотра и оздоровления; компенсирующего вида; центры развития ребенка; образовательные учреждения «Начальная школа-детский сад», группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях.

Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в наметившейся тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля общения с детьми.

Как показывает опыт, в российском образовании постоянно осуществляется поиск путей решения проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования.

В настоящее время задача стоит не просто рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, а за счет формирования преемственности программ дошкольного и начального школьного образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования повысить в целом эффективность образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей младшего школьного возраста.

Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение, а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей. В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.

3 стр., 1473 слов

Педагогические условия обеспечения качества современного дошкольного образования в работе с детьми 4 5 лет в сюжетно ролевой игре

... уровня развития межличностных отношений..25с 2.2 Система педагогических мероприятий направленных на повышение качества дошкольного образования детей 4 ... Сократ, 1995г. 4. Бакина М. современные игры, современные дети // Дошкольное воспитание. 2005 г. № 4. С.58. 5. Бабаева ... игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002г. № 4. С 2-6. 23. Запорожец А.В. Игра в развитии ребенка [Текст] ...

Объектом данного исследования выступает дошкольное воспитание.

Предметом исследования выступает история становления и развития дошкольного воспитания в РФ.

Целью курсовой работы является изучение истории становления и развития дошкольного воспитания в РФ.

В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:

— изучить вклад некоторых ученых педагогов в развитие дошкольного образования;

— рассмотреть развитие дошкольного воспитания до 1940 года;

— проанализировать дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны (1941−1945 гг.);

— дать характеристику развитию дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма и современной России.

В качестве методологической основы исследования применялись современные методы научного познания: диалектический, сравнительный, синтетический, аналитический, системный и другие.

Теоретической основой для проведения исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, таких как Ананьев Б.Г., Столяренко Л.Д., Зинченко В.П. и др.

Практическая значимость работы заключается в том, что собранный в работе материал и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях, связанных с изучением данной темы.

Глава 1. Становление дошкольного воспитания

1.1. Вклад ученых педагогов в развитие дошкольного образования

Один из основоположников современной системы дошкольного воспитания Ф. Фребель дал своему дошкольному заведению, открытому в 1837 в Бланкенбурге (Германия) название «детский сад». Созданные им детские сады нашли самое широкое распространение во всем мире. Основная идея Ф. Фребеля состояла в том, чтобы сделать более цивилизованной жизнь в семье, сформировать уклад жизни всей нации и повлиять на жизненные устои человечества в целом. В результате усилий последователей Ф. Фребеля вся вторая половина 19 века прошла под знаком его учения, в частности в России «фребелички» (детские сады) были заметным общественным явлением.

5 стр., 2167 слов

Факультет дошкольной и социальной педагогики и психологии Портфолио по преподавательской педагогической практике

... Учебная группа 711. Общая педагогика. Тема: Характеристика системы образования, понятие, значение, классификации ... руководство педагогической практикой сту­дентов в дошкольном образовательном учреж­дении; • организовывать ... 732. Педагогическая антропология. Тема: Воспитание как антропологический процесс. Общие ... дел; методические материалы; дидактические пособия; материалы итоговой конференции по ...

Педагоги России видели положительное в системе Ф. Фребеля — во внимании его к детям раннего возраста, их деятельности, системе и последовательности в играх и занятиях, создании специального дидактического материала, в организации особого типа дошкольного учреждения — детского сада.

Значительный вклад в развитие просвещения внес русский педагог К.Д. Ушинский. Его идеи о решающей роли воспитания в формировании личности человека, о значении педагогической литературы, о детстве как особом периоде жизни с присущими ему возрастными возможностями и особенностями и др. оказали большое влияние на развитие образования в России. Выдвинутый им принцип народности в воспитании определил оригинальное решение ряда важных педагогических проблем школьного и дошкольного воспитания.

Активное участие в решении вопросов обучения и воспитания принял русский писатель Л.Н. Толстой, он выступал за развитие активности и творчества детей, огромное значение придавал раннему воспитанию.

Основу современного отечественного воспитания составили идеи, высказанные отечественными педагогами и психологами (Е. И. Тихеева, Л. К. Шлягер, М. Х. Свентицкая, А. С. Симонович, Е. Н. Водовозова, Е. И. Кондрата, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, В. М. Бехтерев и др.).

В этих работах рассматриваются вопросы раннего воспитания, разработка содержания и методов работы детских садов, сенсорного воспитания и ознакомлению детей с природой, идея целенаправленного руководства психического развития ребенка со стороны взрослого (воспитателя, родителей), значение семейного воспитания, необходимость целенаправленной подготовки к обучению в школе, ценность дошкольного детства и его роль в психическом развитии взрослого человека.

6 стр., 2844 слов

Уникальный вклад Толстого в науку воспитания и образования

... уникальным вкладом в науку воспитания и образования. Список использованной литературы 1 ... и развивая идеалы гуманистической педагогики. Толстой заявлял и о ... «Новая азбука» - новый комплекс учебных материалов - была более универсальной, ... : чтение, письмо, грамматика, русская история, математика, рисование, беседы из естественных ... Пособие для учителей. М.1955 4) В.А.Вейкшан «Л.Н.Толстой о воспитании ...

Издаются монографии авторов оригинальных систем общественного дошкольного образования (Е. И. Тихеева, Л. К. Шлегер, М. Х. Свентицкая).

Развитие вопросов воспитания детей в США было связано с деятельностью Ст. Холла, который, выявил, что знают и чего не знают дети 4−8 лет; собрал и обработал десятки тысяч анкет по самым разным аспектам детской жизни, создав теорию «рекапитуляции» — суммирования возможных случаев развития. Вместо интуитивных догадок появилась вера в действительность результатов научно обоснованных наблюдений, и людям, ответственным за воспитание малышей, вменялось в обязанность следовать научным теориям. Приближение к пониманию нормального хода развития позволило корректировать воспитание детей, отклонявшихся от нормы.

Весомую роль в развитии еще только складывающейся научной теории советского дошкольного воспитания сыграли труды крупнейших психологов С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Р. Лурия, К. Н. Корнилова и педагогов П. Н. Груздева, Е. Н. Медынского, И. Ф. Свадковского, И. А. Каирова и др.

В послевоенные годы продолжалось развитие теор…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В. Н. Аванесова. — М.: Просвещение, 2005.

2. Арапова. Н. Детская садовница// «Учительская газета», № 06 (10 243) от 10 февраля 2009 года

3. Батурина Г. И. введение в педагогическую профессию, — М., 2011

4. Буторина, Т. С. История педагогики и образования: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / З. И. Васильева, Н. В. Седова, Т. С. Буторина; Под ред. З. И. Васильева. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 432 c.

5. Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А. С. Роботовой. — М., 2010

6. Вераксы Н. Е, Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.

11 стр., 5448 слов

Задания для самостоятельной работы. Тема 1. История психологической службы образования за рубежом и становление ее в России

... 19 34. Семаго, М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования [Текст] :метод. пособие /М.М.Семаго, Н.Я.Семаго. -М.:Айрис-пресс ... , Новгородцев А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. Москва-Воронеж, 1995 · Семаго М. Учет деятельности педагога-психолога ... Тема 1.История психологической службы образования за рубежом и становление ее в России   1. ...

7. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательская группа «Форум» — «Инфра-М», 2008. -240с.

8. Джуринский А. Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. -375с.

9. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования: Учебник / А. Н. Джуринский. — М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. — 400 c.

10. Егоров С. Ф., Лыков С. В., Волобуев Л. М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С. Ф. Егорова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 320с.

11. Ефремов О. Ю. Педагогика. — СПб.: Питер, 2010

12. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями: Методический аспект. (Библиотека руководителя ДОУ).

— М.: Сфера, 2005. — 80с.

13. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; Под ред. С. Ф. Егорова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 520с.

14. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошк. педагогика и психология» / Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2006. — 464с.

15. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. -420с.

16. Капранова, В. А. История педагогики в лицах: Учебное пособие / В. А. Капранова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2013. — 176 c.

17. Капранова, В. А. История педагогики: Учебное пособие / В. А. Капранова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2012. — 240 c.

16 стр., 7848 слов

Бакалавр «Психология и социальная педагогика»

... пособие.- М.: Академия, 2008 5 Б3.Б.4 История педагогики и образования 7 0,3 История образования в портретах и документах.- М.,2001 1 Джуринский ... .В., Морозов В.В. Прикладная реабилитационная педагогика :Учебно – методическое пособие.- М.:Академ.проект, 2004 2 Акатов ... программа школы. Концепция проекта "Школьная Лига Роснано" [Текст] : учебное пособие / Л. С. Илюшин [и др.]. - СПб. : Образовательный ...

18. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли. — М., 2003.- С. 90.

19. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2009. -430с.

20. Мижериков В. А., Юзефавичус Т. А. Введение в педагогическую деятельность. — М., 2009.

21. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др. Под ред. Л. П. Крившенко. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.

22. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ П. И. Пидкасистый, В. И. Беляев, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус; под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 2010.

23. Педагогика: Учебное пособие для вузов / Авт. Сластенин В.А. и др. — М., 2009

24. Педагогика: учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. -М., 2009

25. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим-Бада. — М., 2003.- С. 418.

26. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 2001. -540с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector