Психолого-педагогическая экспертиза в сфере образования формируется как одно из перспективных направлений развития психологической службы образования. Интеграция психологического и педагогического аспектов в экспертном исследовании является необходимым условием целостности экспертного знания в сфере образования. Психолого-педагогическая экспертиза определяется как междисциплинарный многофункциональный метод специальной психодиагностики в сфере образования, предназначенный для изучения и поддержки явлений и процессов инновационного образования с целью выявления в них психологической целесообразности и потенциала развития. Отличительные признаки психолого-педагогической экспертизы:
— психологическая основа интеграции экспертного знания; — гуманитарные ориентиры и принципы деятельности эксперта; — гибкость в применении конкретных приемов, процедур и средств исследования; — практикоориентированный характер экспертизы; — развивающая направленность экспертной деятельности.
Психолого-педагогическая экспертиза характеризуется системой взаимодополняющих функций, основными среди которых выступают: прогностическая, исследовательская, оценочная, нормативная и развивающая. Основанием для классификации объектов экспертизы является выделение ведущий функции. Сочетание функциональной классификации с динамической, построенной по признаку этапа реализации инновационной разра ботки (проект, внедрение, результат), позволяет идентифицировать предъявляемые объекты психолого-педагогической экспертизы. Профессионально-деятельностный подход к феномену психолого-педагогической экспертизы в сфере образования позволяет адекватно представить и экспериментально исследовать деятельность эксперта-психолога как один из видов профессиональной деятельности практического психолога образования. Функциональная модель индивидуальной деятельности эксперта-психолога в сфере образования включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: информационно-аналитический, рефлексивный, прогностический и коммуникативный, причем ведущим является рефлексивный компонент. Профессиональную подготовку экспертов-психологов в сфере образования целесообразно осуществлять с помощью специально разработанных образовательно-профессиональных программ в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки практических психологов образования. Необходимым условием профессионализации экспертной деятельности является создание многоуровневой системы психолого-педагогической экспертизы в региональной психологической службе образования.
Темы для самостоятельного изучения. Название дисциплины, МДК ...
... -педагогической деятельности. 3. Проектировочная деятельность педагога дополнительного образования 4. Планирование работы педагога дополнительного образования Заключение Тема 7. Психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности ...
Психолого-педагогическая экспертиза
— Определение индивидуальных особенностей ребенка;
— Определение частоты, места, длительности и способа общения ребенка с одним из родителей;
— Определение возможности и длительности нахождения ребенка в отпуске с одним из родителей;
— Определение места жительства ребенка;
— Определение роли отца (матери) в воспитании ребенка;
— Определение с кем из родителей комфортнее проживать ребенку;
— Определение психологических особенностей взаимоотношения отца (матери) с ребенком;
— Определение на сколько, негативно влияет на ребенка, общение с отцом (матерью);
— Определение обстоятельств, которые могут препятствовать, общению отца ( матери) с ребенком;
— Определение степени привязанности ребенка к родителю (ям);
— Иные вопросы.
Психолого-педагогическая экспертиза – это вид судебной экспертизы, целью которой является исследование психологического состояния несовершеннолетнего ребенка в случае развода его родителей, возникновения спора о дальнейшем его воспитании и / или лишения родителей ребенка родительских прав.
Психолого-педагогическая экспертиза как вид судебной экспертизы отвечает на следующие вопросы:
1. Каковы индивидуально-психологические особенности истца по встречному иску истицы и ответчика; как они влияют на их сына — несовершеннолетнего ребенка? 2. Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего ребенка? 3. Каковы психологические особенности отношения несовершеннолетнего ребенка к родителям: матери и отцу? Имеет ли несовершеннолетний ребенок какие-либо негативные представления о матери и об отце, и, если имеет, чем это обусловлено? 4. В какой мере и как психологические особенности матери и отца влияют на поведение, эмоциональное состояние и психику несовершеннолетнего ребенка? 5. Испытывает ли несовершеннолетний ребенок психологическое давление со стороны родителей или близких родственников, если испытывает, то с чьей стороны? 6. Может ли общение несовершеннолетнего ребенка с отцом или с матерью оказывать негативное влияние на его психологическое состояние? 7. Какой психологический климат в семье истца и способствует ли он гармоничному развитию несовершеннолетнего ребенка? 8. Какой психологический климат в семье ответчика и способствует ли он гармоничному развитию несовершеннолетнего ребенка? 9. Как отразится на психоэмоциональном состоянии несовершеннолетнего ребенка его передача в семью матери? 10. Как отразится на психоэмоциональном состоянии несовершеннолетнего ребенка его передача в семью отца? 11. С кем из родителей целесообразно определить дальнейшее проживание несовершеннолетнего ребенка, исходя из его интересов и привязанностей? 12. В случае выявления различных предпочтений несовершеннолетнего ребенка к отцу и матери, каков рекомендуемый порядок его общения с отдельно проживающим родителем? 13. Возможно ли осуществление опроса в судебном заседании несовершеннолетнего ребенка, с учетом его состояния здоровья и психологического развития?
Взаимоотношения детей и родителей в семье
... во все времена. В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья – основанная на браке или ... профилактике семейного неблагополучия, способствующего росту преступности среди несовершеннолетних, развитие навыков использования ИКТ в процессе работы ... -ых классов нашей школы и их родители. Каждый ребенок имеет родителей, которые несут определенную ответственность по его ...
Психолого-педагогическая экспертиза представляет собой комплексное исследование, проводимое в отношении несовершеннолетнего ребенка с целью установления его психического состояния, а также выявления факторов, оказывающих на него то или иное воздействие.
Предпосылками к проведению данного вида экспертизы обычно становится развод супругов и необходимость решения вопроса о дальнейшем воспитании ребенка, а также при возникновении оснований для лишения родителей несовершеннолетнего родительских прав. Кроме того, такого рода исследования могут быть крайне полезными, а нередко и совершенно необходимыми при рассмотрении различных проблем в области педагогической деятельности.
В большинстве случаев психолого-педагогическая экспертиза ребенка назначается при рассмотрении споров о праве воспитания детей, к числу которых относятся:
— дела об определении места жительства ребенка в случае проживания супругов раздельно или после расторжения брака;
— категории дел о возврате детей по требованию родителей от лиц, которые удерживают ребенка на незаконном основании;
— споры о лишении или восстановлении родительских прав;
— дела об усыновлении или отмене усыновления.
— споры, связанные с требованием устранить препятствия для общения с ребенком дедушек, бабушек, сестер и других родственников.
При разрешении данной категории дел судебная психолого-педагогическая экспертиза предполагает проведение психологического анализа всех лиц, участвующих в споре, их ценностных ориентаций и эмоциональных отношений. Информация, полученная в результате такого исследования, ложится в основу рекомендаций специалистов относительно наилучшего места проживания детей, а также дальнейшего участия родителей в их воспитании. Вопросы для психолого-педагогической экспертизы формулируются, исходя из преследуемых задач. В рамках данного исследования определяются индивидуальные личностные особенности ребенка, выясняется, с кем из родителей он чувствует себя наиболее комфортно, устанавливаются психологические аспекты взаимоотношений с каждым из родителей и т.д. Эксперт может выявить негативные факторы влияния родителей или иных родственников на детей, а также обстоятельства, препятствующие их общению. В заключении специалист при необходимости дает обоснованные рекомендации касаемо предпочтительного способа, места, длительности и частоты общения детей и одного из родителей, места жительства ребенка либо отвечает на другие вопросы, поставленные при назначении исследования.
Коррекция психики детей переживших развод родителей
... учителями и родителями для коррекции психики детей, переживших развод родителей, помогут вооружить их необходимыми педагогическими и психологическими знаниями на занятиях родительского всеобуча. 1.1. Анализ психолого-педагогических источников по ...
Психолого-педагогическая экспертиза — это процесс экспертного анализа и оценочных суждений о профессиональной компетентности педагога и рефлексии им собственной деятельности, общения с позиций результативности. Она не является самоцелью, а служит условием для дальнейшего личностного роста педагога, его профессионального самосовершенствования.
Процесс и процедура психолого-педагогической экспертизы реализуются в системе отношений “человек-человек”. Высокая личная социальная значимость экспертизы обусловливает необходимость знания и использования общих принципов организации комплексной диагностики: единство диагностики профкомпетентности и эффективности экспертизы; единство экспертизы и повышение квалификации педагога; единство внешней, внутренней и самоэкспертизы; личностно-ориентированного и гуманистического подхода; профессиональной компетентности экспертов; разделения функций и взаимодействия экспертов.
Целью процесса педагогической экспертизы является совершенствование профкомпетентности учителя, развитие его личностных, творческих ресурсов на основе оценки их актуального уровня и обозначения зоны возможностей.
Содержание экспертизы соответствует блокам профессиональной компетентности, выделяемым с помощью адекватно подобранного диагностического инструментария. Основными методами экспертизы являются собеседование, зачет, экзамен, анкетирование, социологическое исследование, компьютерная диагностика, психодиагностика, самодиагностика, экспертные оценки. психолого-педагогическая экспертиза использует инструментальные, компьютерные, технические, статистические, демонстрационные, рефлективные, статистические и др. средства. Она проводится в различных формах: практикум по педагогической рефлексии, контрольная для взрослых, исследовательские и деловые игры, тренинг, самоэкспертиза, взаимоэкспертиза, внешняя и внутренняя экспертизы по заданным критериям и др.
Успешность экспертизы возможна при следующих условиях: подбор и подготовка экспертов; компетентность субъектов экспертизы; их ценностно-смысловое равенство, гуманное отношение и субъектные позиции; комплексный подход к диагностике профессиональной компетентности; взаимосвязь экспертизы, повышения квалификации и личностного роста педагога.
Психолого-педагогическая экспертиза создает базу для изменения субъективной системы отношений педагога к тем или иным явлениям педагогической реальности. На основе отношений к профессиональной деятельности меняются профессиональные установки и ценностные ориентации, которые обусловливают новые мотивы и соответствующие потребности деятельности педагога.
Поскольку профессиональная компетентность является интегральным системным образованием, ее экспертирование осуществляется на основе комплексной по содержанию и полифункциональной по субъектам и объектам диагностике.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА.
1. Анкетные данные
Фамилия, имя __Александрова Александра Александровна_
Дата рождения _5марта 2010 года
Школа, класс _8 Городская Московская общеобразовательная школа, 9-А класс
2. Сведения о состоянии здоровья.
1. Часто ли болеет /часто, средне, редко/ ребенок болеет редко
Занятие №14. Перинатальные поражения нервной системы Вводная часть
Дорсальная индукция(первичная нейруляция – 23-28 день) - закладка и смыкание нервной трубки, обособление спинного и головного мозга - пороки: анэнцефалия, энцефалоцеле, миеломенингоцеле 2. Вентральная индукция(30-42 день) - формирование мозговых пузырей в головном конце трубки (передний – telencephalon+diencephalon, средний –mesencephalon– и задний –metencephalon+myelencephalon), - формирование ...
2. Хроническое заболевание /какие/ хронических заболеваний нет
3. особенности функционирования нервной системы:
— быстро утомляется: утомляется после длительной нагрузки: неутомима
— быстро переходит от радости к грусти без видимой причины: адекватная смена настроения: стабильна в проявлении настроения
— преобладает возбуждение: возбуждение и торможение уравновешенны: преобладает торможение.
3. Успеваемость.
/ отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная/
4. Внешкольные занятия / систематические/ кружки самодеятельности
1. Занятия общественно-полезным трудом /каким/ помощь в архиве библиотеки
2. Занятия художественной самодеятельностью /какой/ участвует в арт студии
3. занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах /каких / участвует в танцевальном кружке
4. занятия спортом /каким/ играет в школьной волейбольной команде
5. Занятия организованной работы /какой/ активное участие в общественной жизни школы
Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.
А. Направленность интересов:
1. на учебную деятельность
2. на трудовую деятельность
3. на художественно-эстетическую деятельность
4. на достижения в спорте, туризме
5. на отношения между людьми
Б. Отношение к делу
1. Общественная активность
1. Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь собственным временем.
2. Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего общественного времени.
3. не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
4. Редко принимает участие в общественных делах.
5. Отказывается участвовать в общественных делах.
2. Трудолюбие
1. Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.
2. Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить её хорошо. Случаи противоположного характера редки.
3. Редко охотно берется за работу.
4. Всегда уклоняется от выполнения любого дела.
3. Ответственность.
1. Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное дело.
Сущность и значение авторитета в жизни воинского коллектива
... Человек, обладающий им, как правило, пользуется доверием подчиненных, их уважением. Профессиональный авторитет присущ, скажем, офицеру или ... в воинском коллективе. Особую актуальность этот вопрос принимает в случаях, когда молодые офицеры прибывают для ... комитетом, которому поручено выполнять постановления большинства заинтересованных лиц». Психологи показали, что авторитет возникает с возникновением ...
2. В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
3. Часто не выполняет в срок /или выполняет плохо/ порученное ему дело.
4. Очень редко выполняет порученное ему дело.
5. Никогда не доводит до конца порученные ему дела.
4. Вежливость, тактичность. 1.Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
2.Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
3.Часто бывает невежлив и нетактичен.
4.Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
5.Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
Г. Отношение к себе.
5. Скромность
1. Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.
2. Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.
3. Сам рассказывает товарищам о всех своих действительных достижениях, достоинствах.
4. Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.
5. Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
6.. Уверенность в себе.
1. Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.
2. Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.
3. Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
4. Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.
5. Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.
7. Самокритичность.
1. Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
2. В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
3. Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
4. К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.
5. Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
Д. Волевые качества личности. 8. Смелость.
1. Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
Влияние авторитета учителя на рейтинг предмета среди старшеклассников
... В исследовании принимали участие 26 учащихся 11 классов в возрасте 16-17 лет. Научная новизна работы определяется тем, что в ней исследуется взаимосвязь авторитета учителя и ... это важно и для самого учителя. В современном энциклопедическом словаре понятие авторитет рассматривается следующим образом: «Авторитет - (от лат. Auctoritas - власть, влияние) - общепризнанное влияние лица или организации ...
2. В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник его сильнее.
3. Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
4. В большинстве случаев отступает перед силой.
5. Всегда отступает перед силой, трусит.
9. Решительность.
1.Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
2.В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
3.Иногда колеблется перед ответственным решением.
4.Редко решается принять какое-либо ответственное решение.
5.Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
10. Самообладание
- Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
- Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
- Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
- Часто не может подавить нежелательные эмоции.
- Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.
Е. Положение ребенка в детском коллективе.
11. Авторитет в классе.
1. Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
2. Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
3. Пользуется авторитетом только у части одноклассников / у какой-то группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.д./
4. Пользуется авторитетом у остальных учащихся.
5. В классе авторитетом не пользуется.
12. Симпатия.
1. Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
2. В классе ребята относятся к нему с симпатией.
3. Пользуется симпатией только у части одноклассников.
4. Пользуется симпатией у отдельных ребят.
5. В классе его не любят.
13. Авторитет во внешкольных объединениях.
1. Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении /спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания _________да_____/.
2. Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения /спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания _______да______/.
Все отчетные материалы оформляются в папке
... родительские собрания, заседания родительского комитета, выполняют обязанности дежурного учителя по школе. Результаты наблюдений, материалы методической работы студенты отражают в дневниках преддипломной практики. ... 6. Отношение к учителям (в высшей степени положительное, отрицательное, безразличное, пренебрежительное). 7. Отношения с взрослыми (характер отношений, авторитет взрослых и чем ...
3. Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений / в спортшколе, клубе ________________да_________/.
4. Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется /спортшкола, клуб, ________________________________/.
5. Не является членом никакого внешкольного объединения.
Раздел 3. Особенности психических процессов и эмоции
1. Внимание.
1. Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
2. Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.
3. Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
4. Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за внимательности, при проверке не всегда исправляет их.
5. Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.
2. Память.
1. При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.
2. При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разбирался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
3. Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.
4. При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.
5. Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
3. Мышление.
1. Быстро охватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
2. Достаточно быстро понимает материалы, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
3. Удовлетворительно принимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.
Эмпирическое исследование влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную ...
... еще хуже, если вместо помощи от учителя, ребенок получает порицание или равнодушие. Ганс Селье выделяет следующие виды стресса: * эмоционально положительные и эмоционально отрицательные; * кратковременные и долгосрочные ... что-то изменить. Это приводит к потере мотивации ребенка что- то делать самостоятельно. Часто это повышенная возбудимость, агрессивность и неспособность сосредоточиться на каком- ...
4. В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения.
5. Принимает материал, только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».
4. Эмоциональная реактивность.
1. Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.
2. Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.
3. Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
4. Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
5. Общий эмоциональный тонус.
1. Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.
2. Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
3. Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
4. В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.
5. Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то, что здоров.
6. Эмоциональная уравновешенность
1. Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
2. Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
3. Эмоционально уравновешен.
4. Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.
5. Вспыльчив : часто сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.