Психолого-педагогическое сопровождение детей 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа

Вайнштейн И. В., Комарова Н. Л.,

ОГАОУ «Центр психолого-медико-социального

сопровождения», г. Иркутск.

Пояснительная записка.

Среди детей с ограниченными возможностями психофизического развития особые проблемы возникают с теми, которые страдают умеренной умственной отсталостью (по МКБ 9 – имбецильностью).

Эти дети нуждаются в постоянной помощи на всех этапах своего развития. Чтобы помощь была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение определенной социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Возможности ребенка с умеренной умственной отсталостью крайне ограничены. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родителей и наличии научно обоснованных программ воспитания и обучения положительная динамика реальна. Для этого нужно знать актуальные и потенциальные психофизические возможности ребенка. Установление «стартового» уровня развития позволит его регулировать и прицельно воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии. Возможно, что какие-то дети не освоят азбуку, письмо, счет (с учетом программы), но они научатся другим видам продуктивной деятельности, что также важно для социальной адаптации.

Нормальное развитие ребенка представляет собой непрерывный процесс познания окружающего мира. Все видимое, слышимое, тактильно или эмоционально ощущаемое является бесценной информацией о мире вещей и людей. Знания о предметном мире обеспечивают самостоятельную ориентировку в окружающем пространстве, закладывают основу для самостоятельных действий. Говоря о месте сенсорных процессов в общем ходе развития ребенка, следует рассматривать их значение не только для усвоения и применения отдельных знаний и отдельных практических умений, но и для формирования общих способностей ребенка, принимая во внимание, что большинство из этих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Развитие ощущений и восприятий — это необходимая предпосылка формирования более сложных мыслительных процессов у ребенка. Играя важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов имеет вместе с тем существенное значение для совершенствования практической деятельности ребенка, так как всякое целесообразное действие, как указывал И.М.Сеченов, «регулируется чувствованиями» и управление осуществляется при посредстве механизмов «сенсорной коррекции» (Н.А.Бернштейн).

3 стр., 1354 слов

Развитие и формирование способностей младших школьников.УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Развитие и формирование способностей школьников Курсовая работа Выполнил студент II курса 2 группы очного отделения гуманитарного факультета ...

Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Дети с умеренными интеллектуальными нарушениями обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, так как не у всех есть тяжелые нарушения слуха и зрения. Вместе с тем, общая инертность психики, нарушения движений и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей их среды.

Задача коррекционной работы – формирование тех качеств личности ребенка, которые важны не только на данной возрастной ступени, но и являются необходимой основой дальнейшего развития. Следовательно, основная коррекционная работа должна быть направлена на развитие познания ребенком окружающей действительности на основе предметной деятельности. Для этого необходимо, прежде всего, выявить степень зрелости ребенка, от которой зависит продуктивность всех видов его деятельности. Важно знать не только глубину и структуру дефекта, но и психосоматическое здоровье ребенка, его работоспособность, чтобы правильно дозировать объем индивидуальной нагрузки и обеспечить адекватный охранительный режим (чередование занятий с отдыхом, гигиенические условия, предупреждение эмоциональных перегрузок и т.д.).

Как показывает опыт практической деятельности, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Известно, что точность движений при обследовании предметов достигается путем развития мелкой моторики кисти руки, формированием глазодвигательных (зрительно-моторных) координаций; для полноценной пространственной ориентировки следует владеть своим телом, осознавать расположение отдельных его частей (головы, рук, ног и др.) в статическом и динамическом режимах и т.д. Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей, поэтому в программу включены упражнения, направленные на совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету ...

Потребность в оказании специальной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, возникает из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. Важнейшее значение имеет создание благоприятной реабилитационной и коррекционно-обучающей среды для ребенка в период его пребывания дома. Это требует от родителей определенного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и возможностей ребенка. Они также должны владеть практическими навыками, позволяющими методически правильно общаться с ребенком и правильно его воспитывать.

Психокоррекционная работа позволит оказать существенную помощь родителям детей с отклонениями в развитии, оптимизирует проблемы личностного и межличностного характера, возникающие вследствие рождения в семье ребенка с отклонениями в развитии. Основная работа направлена на изменение самосознания родителя, а именно: формирование у него позитивного восприятия личности ребенка с нарушением развития. Это, в свою очередь, нацелит родителей на использование гармоничных моделей воспитания, а в перспективе обеспечит оптимальную социальную адаптацию ребенка.

Научные основания программы

Проблема оказания адресной психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития является наименее разработанным направлением специальной психологии и педагогики. До недавнего времени такие дети считались «не подлежащими обучению» даже в специально организованных коррекционно-образовательных условиях, и, соответственно, были лишены не только элементов обучения, но и достойного социального опыта. Переход к активной политике включения детей с выраженными формами интеллектуальных нарушений в доступную им образовательную среду делает актуальной проблему исследования процесса социализации и абилитации детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях ОГАОУ ЦПМСС.

В работах М.В. Агрба, И.М. Бгажноковой, А.А. Ватажиной, Н.П. Вайзмана, Г.М. Дульнева, С.Д. Забрамной, Д.Н. Исаева, Т.Н. Исаевой, А.Р. Маллера, М.С. Певзнер, Б.И. Пинского, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицыной и других отмечается, что основой социальной адаптации и интеграции детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в общество является организация поведения и доступная трудовая деятельность. Работы, посвященные проблемам воспитания и обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, конкретизируют пути формирования социально-бытовых и трудовых умений и навыков (Г.В. Васенков, А.А. Ватажина, Н.Ф. Дементьева, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, В.М. Коган, М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье, А.Р. Маллер, Л.С. Мирский, В.Г. Петрова, М.М. Сидорова, Г.В. Цикото, А.М. Шербакова, Л.М. Шипицына, Я.Г. Юдилевич и др.), сенсомоторного (Р.Д. Бабенкова, Л.В. Баряева, Н.П. Вайзман, А.И. Горелик, Б.И. Пинский, А.М. Царев, Г.В. Цикото и др.) и речевого развития (В.И. Липакова, Н.Б. Лурье, Л.И. Осокина, Л.М. Шипицына, Я.Г. Юдилевич и др.), а также развития предметно-практической и игровой деятельности (Л.Б. Баряева, С.Д. Забрамная, А.П. Зарин, Т.Н. Исаева и др.), социально-педагогического обеспечения их социализации (Е.Т. Логинова, В.В. Скрипниченко, А.М. Царев).

Большинство авторов также указывают на наличие множественных дополнительных нарушений зрения, слуха, моторной и эмоциональной сферы, системных речевых нарушений у многих детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью.

 

Методологическая основа программы.

В программе мы опираемся на концептуальное положение Л.С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта в развитии ребенка, об общих и специфических закономерностях развития ребенка в норме и при патологии (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В. И. Лубовский); используем общие принципы диагностики и коррекции детей с недостатками развития (И.М. Бгажнокова, Н.Л. Белопольская, С. Д. Забрамная, Б.В. Зейгарник, И.Ю. Левченко, А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, А.Р. Малер, И.И. Мамайчук, С.Я. Рубинштейн).

Исходя из вышесказанного, можно определить следующие цели и задачи первого этапа обучения (0-4 классы) комплексной программы «Психолого-педагогического сопровождения детей 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью»:

Цели программы:

  • помочь ребенку овладеть доступными знаниями;
  • подготовить к простейшим видам (доступным для него) учебной деятельности, формировать умения коллективной работы под контролем и с помощью учителя;
  • привлечь родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении ребенка.

Задачи программы:

· формирование эмоционального контакта со взрослым, направленности на сотрудничество с ним;

· развитие психомоторики и сенсорных процессов;

· речевое развитие;

· формирование психолого-педагогических знаний и умений родителей (лиц, их заменяющих), повышение воспитательской компетентности.

Основные направления работы:

· Изучение (диагностика) уровня развития детей.

· Организация индивидуальных и групповых занятий.

· Консультативная помощь родителям.

Принципы коррекционно-развивающей работы:

· Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих(стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

· Принцип единства диагностики и коррекции

· Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

· Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

· Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

 

Содержание программы: комплексная программа «Психолого-педагогического сопровождения детей 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью» состоит из 3 разделов: I раздел — «Психолого-педагогическое изучение детей. Развитие психомоторики и сенсорных процессов», II раздел – «Речевое развитие», III раздел – «Работа с родителями». Программа разработана для детей с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в консультационном пункте ОГАОУ ЦПМСС, в возрасте 7-12 лет. Ее реализация рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю. В реализации программы участвуют дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог. Численность детей в группе – не более 6 чел., продолжительность занятия – 30 мин., перемены –10 мин. Программа имеет безоценочную систему прохождения материала.

В содержании обучения детей данной категории приоритетным является личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, основанное на тщательном психолого-педагогическом изучении ребенка и его возможностей. Для получения необходимых сведений о ребенке используются следующие методы изучения: наблюдения в игровой, трудовой, учебной и др. видах деятельности; естественный эксперимент (включение заданий диагностического характера в структуру занятий); анализ продуктов деятельности. В каждом конкретном случае выбирается тот или иной метод или их совокупность. Форма изучения может быть индивидуальной или групповой.

Диагностика Цель, источник
Оценка развития познавательной деятельности ребенка Семаго Н.Я., Семаго М.М., Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.- М.: Айрис-пресс, 2005
Цветные прогрессивные матрицы Цель: оценить ход умственного развития. Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж., Цветные прогрессивные матрицы.- М. Когито-Центр, 2009
Психолого-педагогическая диагностика развития детей Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 2005
Психолого-педагогическое обследование детей Забранная С.Д., Боровик О.В., Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2003
Методика «Обобщение понятий» Цель – исследование логичности мышления
Методика «Классификация» Цель – исследование логичности мышления.
Диагностика «Сравнение» Цель – исследование логичности мышления
Тест Когана Цель – исследование схематического мышления.

 

При составлении психологических тестов используются методические рекомендации:

1.Рукавишников А.А., Соколова М.В., Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. Ярославль; Дебют, 1991

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
— развитие моторики, графомоторных навыков;

— тактильно-двигательное восприятие;

— кинестетическое и кинетическое развитие;

— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

— развитие зрительного восприятия;

— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

— развитие слухового восприятия;

— восприятие пространства.

В основе предложенной программы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторики, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

Раздел «Работа с родителями» включает проведение индивидуальных бесед-консультаций, лекций, в т.ч. совместно с детским врачом-психиатром по вопросам психологических особенностей детей с нарушениями развития, развитию психических процессов, особенностям эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью, психофизическим возможностям и посильной трудовой деятельности этих детей, а также проведение групповых коррекционных занятий.

Ожидаемый результат:

В связи с тем, что многие дети в силу своих психофизических возможностей не могут освоить в полном объеме тот или иной предмет, мы можем говорить только о предполагаемых результатах обучения. В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов воспитанники могут научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.

 

Ожидаемые результаты работы с родителями:

1. Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения.

2. Расширение сферы психологических знаний родителей о развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.

 

Раздел 1 включает в себя темы по сенсорному развитию детей по следующим направлениям:

Развитие моторики, графомоторных навыков. Развитие крупной и мелкой моторики. Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандаш, ручка).

Вырезание из бумаги. Работа в технике аппликации.

Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь предметов, выделение разных свойств и качеств (мягкие, жесткие, крупные, мелкие).

Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).

Кинестетическое и кинетическое развитие. Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела. Выразительность движений, имитация повадок животных. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб).

Группировка предметов по форме (объемные, плоскостные).

Различение цветов и оттенков. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. Конструирование сложных форм предмет

Развитие зрительного восприятия. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Тренировка зрительной памяти.

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств. Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость растворимость).

Развитие дифференцированных осязательных ощущений, словесное обозначение. Определение противоположных качеств предметов.

Развитие слухового восприятия. Выделение, различение звуков окружающей среды. Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, шум дождя).

Прослушивание музыкальных произведений. Различение звуков, издаваемых животными. Развитие слухомоторной координации. Формирование чувства ритма.

Восприятие пространства и времени. Ориентировка на собственном теле (правое — левое).

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т.д.).

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ).

Составление комбинаций из геометрических фигур. Времена года. Знакомство с часами ( циферблат, стрелки).

Определение времени по часам.

Тематический план курса

«Психолого-педагогическое изучение детей. Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Для 0-4 класса специальных классов для детей с умеренной умственной отсталостью

 

Название раздела, тематика занятий Кол-во часов
0 класс
Психолого-педагогическое изучение детей
Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие крупной моторики. Целенаправленность в выполнении действий и движений по инструкции педагога
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика
Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандаш, ручка)
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка
Развитие координации движения руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусинок)
Работа в технике рваной аппликации
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь величины предмета
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных поз тела. Дидактическая игра «Море волнуется»
Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)
Восприятие формы, величины, цвета
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
Группировка предметов и их изображение по форме, по показу.
Различение предметов по величине (большой\маленький)
Сравнение двух предметов по высоте и длине
Сравнение двух предметов по ширине и толщине
Знакомство с основными цветами, различение и обозначение основных цветов, дидактическая игра «Угадай какого цвета»
Развитие зрительного восприятия
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из двух деталей по инструкции педагога)
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы»
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения – холодный-горячий), обозначение словом
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый).

Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Развитие слухового восприятия
Выделение, различение звуков окружающей среды (стон, звон. гудение, жужжание) Дидактическая игра «Узнай на слух».
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, шум дождя) .прослушивание музыкальных произведений
Различение звуков , издаваемых животными
Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле (правое — левое)
Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т.д.)
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ).

Составление комбинаций из геометрических фигур

Восприятие времени
Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь
Неделя, 7 суток, порядок дней недели
1 класс
Психолого-педагогическое изучение детей
Развитие моторики, графомоторных навыков
Координации движений (игры с мячом, обручем)
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа с шнуром, бусинами)
Обводка по трафареты и орнаменту из геометрических фигур
Вырезание из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм
Работа в технике объемной аппликации
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)
Определение на ощупь форм предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Работа с пластилином и глиной (твердое, мягкое состояние)
Кинестетическое и кинетическое развитие
Движение и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога)
Движение и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало»
Имитация движений и поз (повадки зверей, природные явления)
Восприятие формы, величины, цвета
Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб)
Группировка предметов по форме (Объемные. Плоскостные )
Сравнение двух-трех предметов по высоте и толщине
Сравнение двух-трех предметов по длине и ширине
Группировка предметов по форме, величине по инструкции педагога
Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога
Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»
Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали)
Развитие зрительного восприятия
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из трех-четырех деталей по инструкции педагога)
Различение наложенных изображений предметов (2-3 изображения)
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов
Различение вкусовых качеств (сладкое-горькое, сырое-вареное).

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т.д., словесное обозначение барических ощущений
Развитие слухового восприятия
Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен)
Различение мелодий по характеру (веселая, грустная)
Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)
Восприятие пространства
Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа
Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами
Восприятие времени
Времена года
Знакомство с часами( циферблат стрелки)
2 класс
Психолого-педагогическое изучение детей
Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие согласованности движений на разные группы мышц по инструкции педагога
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, расстегивание)
Рисование бордюров по образцу
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений
Работа в технике объемной и рваной аппликации
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь предметов, выделение разных свойств и качеств (мягкие, жесткие, крупные, мелкие)
Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая)
Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание).

Лепка «Овощи»

Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела.
Выразительность движений, имитация повадок животных
Восприятие формы, величины, цвета
Сравнение и обозначение словом форм предметов (3-4 предмета)
Понятие «Овал». Упражнения в сравнении круга и овала
Сравнение и обозначение словом величины разных предметом по двум параметрам (длинный и широкий узкий и короткий и т.д.)
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку
Узнавание предметов по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.
Развитие зрительного восприятия
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу.
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядному материале (сравнение двух картинок)
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось»
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов
Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость растворимость)
Развитие слухового восприятия
Определение направления звука в пространстве. Дидактическая игра «Догадайся откуда звук»
Различение мелодий по темпу
Восприятие пространства
Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице)
Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части
Расположение предметов в горизонтальном и вертикальном полях листа
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты
Восприятие времени
Определение времени по часам. Дидактическая игра «Успей за 1. 2, 5 минут»
Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)
Времена года. Дидактическая игра «Когда это бывает»
3 класс
Психолого-педагогическое изучение детей
Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие согласованности движений на разные виды мышц по инструкции педагога
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, соединение колец в цепочку)
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)
Дорисовывание симметричной половины изображения
Вырезание ножницами на глаз изображении предметов (елочка, снежника, яблоко)
Тактильно-двигательное восприятие
Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный , горячий).

Игра «Волшебный мешочек»

Кинестетическое и кинетическое развитие
Упражнения на расслабления и снятие мышечных зажимов
Воображаемое действие (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)
Восприятие формы, величины, цвета
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, (обозначение словом)
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)
Цветовой спектр. Оттенки.
Дидактическая игра «Назови цвет»
Узнавание предмета по одному элементу
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Развитие зрительного восприятия
Нахождение нелепиц на картинках
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов
Развитие дифференцированных осязательных ощущений, словесное обозначение
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений. Словесные обозначения.
Дифференцированное восприятие ароматов, дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»
Определение противоположных качеств предметов. (Чистый-грязный, темный-светлый, вредный-полезный и др.)
Определение противоположных действия совершаемых с предметами (окрыть-закрыть, застегнуть-расстегнуть, одеть-раздеть и др.)
Развитие слухового восприятия
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «запрещенный звук»
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения.
Восприятие пространства
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве
Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений
Ориентировка на листе бумаги разного формата и по разному расположенного
Восприятие времени
Определение времени по часам
Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минуту»
4 класс
Психолого-педагогическое изучение детей
Развитие моторики, графомоторных навыков
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок-бег вперед, два хлопка-бег назад и т.д.)
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, соединение колец в цепочку)
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник овал, прямоугольник)
Дорисовывание симметричной половины изображения
Вырезание ножницами на глаз изображении предметов (морковь, лодка с парусом и др.)
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Тактильно-двигательное восприятие
Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный , горячий).

Игра «Волшебный мешочек»

Кинестетическое и кинетическое развитие
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий.
Упражнения на расслабления и снятие мышечных зажимов
Воображаемое действие (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)
Восприятие формы, величины, цвета
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом
Сравнение и группировка предметов по форме. Величине и цвету
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)
Конструирование сложных форм предметов
Узнавание предмета по одному элементу
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Развитие зрительного восприятия
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 предметных (сюжетных) картинок)
Нахождение нелепиц на картинках
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое –влажное -мокрое и т.д.), их словесное обозначение
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воздуха, воды.
Определение противоположных качеств предметов. (Чистый-грязный, темный-светлый, вредный-полезный и др.)
Определение противоположных действия совершаемых с предметами (открыть-закрыть, застегнуть-расстегнуть, одеть-раздеть и др.)
Развитие слухового восприятия
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных)
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения.
Восприятие пространства
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).
Восприятие времени
Определение времени по часам
Возраст людей

 

 

Раздел II. Развитие речи.

Основное средство коммуникации среди людей — речь, поэтому развитие речи осуществляется постоянно на каждом занятии. На специальных занятиях детей учат общаться друг с другом на вербальном и невербальном уровне.

Целью логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях класса для детей-инвалидов, является расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

Программа по формированию коммуникативных навыков и умений речевого общения направлена на развитие механизмов речевой деятельности учащихся и формирование у них способов речевого общения. Акцент делается не сколько на усвоение темы занятия учащимися, сколько на развитие различных компонентов речевой деятельности.

Учащиеся с умеренной умственной отсталостью имеют разный уровень речевого развития: от вообще неговорящих детей, до имеющих ОНР I-III уровня. Программа учитывает возможный диапазон речевых расстройств с точки зрения коммуникации, т.е. общения.

Направления работы по логопедическому сопровождению умеренно и тяжело умственно отсталых детей:

  1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
  2. Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
  3. Развитие понимания речи.
  4. Развитие ручной моторики.
  5. Развитие речевой моторики.
  6. Развитие элементарных произносительных навыков.
  7. Развитие активной речи.

Выделено 4 этапа работы, в ходе которого решаются свои специфические задачи.

 

1 этап (0 класс).

Развитие умения повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции. Полностью называть свое имя, фамилию. Называть имя и отчество педагога. Называть имя и отчество родителей. Называть имя и фамилию воспитанников, внятно выражать свои просьбы и желания. Учить рассказывать короткие и доступные для их понимания стихотворения со слов педагога, называть и показывать части тела. Называть предметы, находящиеся в классе. Называть и применять слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, извините; повторять за взрослым фразы: «Можно войти?», «Можно идти?», «Можно сесть?» и т.д.

2 этап (1 класс).

Продолжается ранее начатая работа по программе 0 класса. Требуется учить отвечать на вопрос и составлять простые высказывания в связи с ручным трудом и экскурсиями. Учить составлять по картинкам распространенные предложения, состоящие из 3-х слов («Мальчик читает книгу», «Кошка пьет молоко» и т.п.).

Формировать умение классифицировать предметы (обувь, игрушки, дикие и домашние животные) по словесной инструкции, знать обобщающие слова. Умение строить предложения с предлогами «в», «на», выражающими пространственные отношения предметов (на парте — в парте, на шкафу — в шкафу).

Продолжать работу первого этапа по соотнесению натуральных объектов с их графическим изображением, умение называть изображенный предмет. Тренировка в словесном обозначении действий предметов. Отрабатывать употребление формы множественного числа(стол-столы, книга-книги и т.п.)Заучивание стихотворений, речевок, потешек, коротких песенок.

3 этап(2 класс).Краткие беседы в направлении предметов обихода. Умение заканчивать начатую педагогом фразу, с ответом на вопросы: «Что? Чем? Куда? Где? Что делает?». Упражнения на построение предложений по вопросам учителя на пройденные темы. Умение строить предложения с предлогами «у», «около», «за», «над», «под», выражающими пространственные отношения предметов. Закрепление умения осуществлять простейшую классификацию предметов по словесной инструкции с опорой на наглядность.

На 4 этапе (3 класс)требованиями к занятиям по развитию речи являются: расширение пассивного и активного словарного запаса воспитанников. Уточнение значений слов по схеме: натуральный объект — его изображение – вербальное описание. Закрепление умения отчетливо повторять произносимые педагогом слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику по признакам: цвет, размеры, функциональные характеристики и т.д. Работа над сравнением предметов, действий по существенным признакам. Закрепление умения правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных и простых наречий. Составление простых нераспространенных на основе демонстрируемых действий, по картинкам, по вопросам педагога, по опорным словам. Распространение предложений прилагательными – определениями. Использование естественно сложившихся и специально создаваемых ситуаций для активизации речевой деятельности детей. Проведение ежедневных разговорных десятиминуток, на которых дети рассказывают о своих наблюдениях в связи с трудом, самообслуживанием, о просмотренных телепередачах , о том, как ехали в школу и т.д. Создание речевого «климата» внутри группы и в связи с различными видами деятельности: экскурсии, коллективные игры, коллективный труд. Просмотр диафильмов, кинофильмов и телепередач с последующим обсуждением. Подготовка к праздникам. Элементы драматизации.

Реализация программы ведется по основным темам: «Сезонные изменения в природе», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Школа», «Игрушки и учебные вещи» и др., которые затем повторяются на каждом этапе обучения. Однако их содержание и уровень коррекционно-развивающих упражнений усложняется.

Основные задачи работы над речью воспитанников:

· снятие барьера молчания;

· обогащение и активизация словаря;

· формирование грамматического строя речи;

· обучение связной речи.

Права и обязанности участников программы

Участники программы Права участников программы Обязанности участников программы
Педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог -Вправе вносить изменения в календарно-тематическое планирование; -гибко менять стиль общения с детьми соответственно их школьному и жизненному опыту; -адаптировать предлагаемые упражнения (по макси­мальному уровню сложности, форме подачи, степени самостоя­тельности обучающихся в выполнении заданий и т.д.) соответствен­но возрасту и реальным возможностям детей, -учитывать, что распределение времени на отдельные упражнения будет различным. Педагогические работники обязаны: — удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик; — соблюдать Устав Учреждения и Правила внутреннего распорядка, дополнительные инструкции; — выполнять условия трудового договора; — охранять жизнь, физическое и психическое здоровье обучающихся во время образовательного процесса; — нести ответственность за обучение и воспитание детей в Учреждении; — использовать безотметочный метод работы; — делать акцент на позитивных моментах, успешном выполнении заданий ребенком; -предлагать необходи­мую помощь; — должны иметь профессиональную подготовку по методам диагностики, обладать теоретическими знани­ями по возрастной и педагогической психологии. -хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим. Ряд требований к личност­ным качествам педагогов — Должны быть достаточно терпимыми и за­ранее быть готовыми к трудностям не только учебного, но и поведенческого характера ребенка; — должны уметь владеть собой и гибко управлять процессом общения с ребенком на основе заинтересован­ности, а не принуждения; – проявлять креативность в общении с детьми, уважение к внутреннему миру воспитанника.
Дети 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью Права обучающихся охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ.   Каждый обучающийся имеет право на: — защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; — удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; — получение квалифицированной помощи и коррекцию имеющихся недостатков развития; Запрещается: — применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся; — привлечение обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному программой. Обучающиеся обязаны: — стремиться к самостоятельному выполнению заданий педагога; — бережно относиться к имуществу Учреждения; — уважать честь и достоинство других обучающихся и работников; — быть аккуратным и опрятным в одежде; — соблюдать установленные правила внутреннего распорядка, техники безопасности, санитарии, гигиены; -регулярно посещать занятия.
Родители (законные представители) Имеют право на: -добровольное участие в программе; — уважение человеческого достоинства — отказаться от участия в программе при наличии обстоятельств, которые могут нанести вред его психическому и физическому здоровью. обязаны: — не совершать действий, наносящих психологическую или физическую травму другим участникам программы; — соблюдать режим посещения занятий

Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:

1. Специалисты, реализующие программу, должны иметь опыт работы с детьми с умственной отсталостью.

2. Помогать детям почувствовать личностную свободу, принять себя и сверстников такими, какие они есть на самом деле.

3. Проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме.

4. Наблюдать за стилем поведения детей.

5. Оказывать детям посильную помощь при выполнении заданий.

Требования к материально-технической оснащенности занятий.

Оформление кабинета для проведения занятий должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров. В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать учащихся на учебную деятельность. Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету.

Необходимо выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства:

· Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).

· Соответствие возрасту ребенка — обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).

· Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:

1. По отношению к детям (в соответствии с видами работ с учащимися)

— учебную зону

— двигательную зону

— игровую зону

Учебная зона рабочего кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), классную доску, рабочий стол специалиста, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям САНПиНа к учебному помещению.

Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).

Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры).

2. По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)

— диагностическую зону

— коррекционно-развивающую зону

— консультативную зону

-методическую зону (пособия, программы, монографии и документация специалиста)

Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся. Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.

Художественное оформление стен должно быть минимальным и продуманным.

Необходимо учитывать освещенность, возможность проветривания помещения до начала занятий, во время перерывов, так как работа в шумном, мало освещенном и душном помещении значительно снижают внимание и повышают утомляемость.

Материалы.

  1. Краски, карандаши, фломастеры, маркеры, пластилин, глина, восковые мелки, пастель (для рисования).
  2. Тетради, альбомы для рисования, раздаточный дидактический материал.
  3. Журналы, цветная бумага, фольга
  4. Бумага для рисования разных форматов, цветов и оттенков, кисти разных размеров, губки для закрашивания больших поверхностей, ножницы, нитки, клей, скотч и пр.
  5. Игровой дидактический материал.

Технические средства.

Комплекс специализированного диагностического и коррекционного оборудования. Музыкальный центр для проведения упражнений, музыкального сопровождения, компьютер, телевизор. Копировальный аппарат для размножения раздаточных материалов, диагностических методик.

Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения

Программа«Психолого-педагогическое сопровождение детей 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью»апробирована на базе Областного государственного автономного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Иркутска.

Срок апробации: сентябрь 2010 года-май 2012 года

Количество участников: учитель-дефектолог-2 человека, учитель-логопед-1 человек, педагог-психолог-2 человека, социальный педагог-1 человек, обучающихся -15 человек.

Список литературы:

  1. Дупайлин М.Л. Комплексная диагностика отклоняющегося развития //Дефектология, 2008. №2.
  2. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. — М., 2002.
  3. Исаева Т.Н., Капланская Е.И. Коррекционная педагогика. – М., 2008.
  4. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2005.
  5. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод пособие. – М.: Просвещение, 2008.
  6. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  7. Метиева Л.А. Актуальные проблемы коррекционной педагогики. – М., 2009.
  8. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  9. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушением развития: пособие для педагогов-психологов – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

10.Ульянцева М.Б. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями. – М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

11. Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие. – СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010.

Аннотация к программе

Проблемы реализации потенциальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью, адаптация их к жизни, приобретают большую социальную значимость. Включение в систему социального образования детей с умеренной умственной отсталостью закрепило за ними право на получение образования.

Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в развитии.

По данным ВОЗ, в последние годы происходит некоторое увеличение числа умственно отсталых детей, что объясняется большей, чем прежде выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС благодаря успехам медицины. Частота умственной отсталости достигает 1-3% от общей детской популяции. В последние годы наблюдается тенденция усложнения дефектов.

Так исторически сложилось, что долгое время в нашей стране детей с имбецильностью считали необучаемыми. Ещё великий физиолог И.П.Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности. Он говорил, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Сегодня современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определённых условиях психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью возможно.

Так, в инструктивном письме Минобразования России от 14.12.2000 №3 предложено открывать в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида классы для детей с умеренной умственной отсталостью. С 2010 года началось открытие классов для детей с умеренной умственной отсталостью в Иркутской области.

На протяжении более двух лет в условиях ОГАОУ ЦПМСС оказывается помощь детям с умеренной умственной отсталостью. Содержание системы помощи, определение направлений деятельности различных специалистов, оказывающих ее, определяется общими задачами обучения и воспитания детей с умеренной умственной отсталостью: поиск путей их возможной социализации через привитие норм социально адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня их коммуникативной компетентности.

Целью психолого-педагогического сопровождения является выявление потенциальных возможностей развития детей с умеренной умственной отсталостью и разработка для них программ по коррекции психомоторной организации и сенсорного развития. Специалистами Центра разработана комплексная программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей с умеренной умственной отсталостью».

Цели программы:

• помочь ребенку овладеть доступными знаниями;

• подготовить к простейшим видам (доступным для него) учебной деятельности, формировать умения коллективной работы под контролем и с помощью учителя;

• привлечь родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении ребенка.

Задачи программы:

• формирование эмоционального контакта со взрослым, направленности на сотрудничество с ним;

• развитие психомоторики и сенсорных процессов;

• речевое развитие;

• формирование психолого-педагогических знаний и умений родителей (лиц, их заменяющих), повышение воспитательской компетентности.

В связи с тем, что многие дети в силу своих психофизических возможностей не могут освоить в полном объеме тот или иной предмет, мы можем говорить только о предполагаемых результатах обучения.

Под воздействием целенаправленного, комплексного коррекционно-развивающего обучения, в рамках которого осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение различными специалистами Центра, дети показали повышение уровня речевой коммуникации, динамику сформированности коммуникативных навыков, психомоторных процессов и сенсорного развития, тесное взаимодействие педагога, родителей и ребенка, что подтверждает эффективность предложенной программы.

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Приложение 2

 

 

 

Приложение 3.

Программа психолого-педагогического изучения детей (по Забрамной С.Д., Исаевой Т.Н.)

Содержание изучения Методы изучения
Общие сведения о ребенке: фамилия, имя, дата рождения. Год поступления в данное учреждение, был ли до этого в детских учреждениях и каких. Если прибыл из школы, то в каких классах и сколько лет обучался. Изучение документации.
История развития: здоровье родителей, как протекала беременность, роды, вовремя ли родился. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания и травмы перенес в первые годы жизни. Беседа с родителями. Изучение документации.
Семья ребенка: состав семьи, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношения членов семьи к ребенку. Беседа с родителями.
Физическое состояние ребенка: изменения в физическом развитии (рост, упитанность, особенности осанки и т.д.).

Нарушение движений, паралич, парезы; стереотипные и навязчивые движения в жестах, мимике. Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания).

Наблюдение во время занятий, во время игр, и т.д. Обследование врачом. Изучение медицинской документации. Специальные исследования.
Особенности познавательной деятельности ребенка: 1) Особенности речи: понимание устной речи (обращенных вопросов, указаний, объяснений).

Наличие связной речи. Дефекты произношения. Запас слов, грамматический строй речи. Нет ли болтливости, нецеленаправленности речи. Эмоциональная окраска речи. Понимание письменной речи (текстов книг, таблиц и т.д.).

Наблюдения за речью ребенка. Беседы с ребенком. Изучение письменных работ.
2) Особенности внимания. Концентрация взгляда на объекте, объем внимания, устойчивость. Легко ли переключается с одного вида деятельности на другой. Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Обследование с помощью экспериментально-психологических методик.
3) Особенности восприятия. Активность восприятия, объем восприятия. Восприятие величины, формы, цвета, положения в пространстве, восприятие времени. Наличие иллюзий, галлюцинаций. Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Беседы с ребенком. Психолого-педагогическое обследование специальными методиками.
4) Особенности мышления. Понимание окружающей обстановки, нет ли помраченности сознания. Знание названий и назначения простейших предметов. Соотношение реальных предметов с их изображением на картине. Понимание содержания картин. Умение самостоятельно понять содержание текста. Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различий. Умение классифицировать предметы и делать простые обобщения. Понимание причинно-следственных зависимостей. Характер процесса анализа, синтеза, обобщения. Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Беседы с ребенком. Психолого-педагогическое обследование специальными методиками.
5) Особенности памяти. Преобладающий тип памяти (эмоциональная, образная, словесно-логическая), способность к произвольному запоминанию. Быстрота запоминания. Прочность запоминания. Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Характер припоминания. Преобладает механическая или словесно-логическая, опосредованная память. Наблюдения за ребенком на занятиях и в играх. Обследование с помощью экспериментально-психологических методик.
6) Познавательные интересы. Отсутствуют, слабо выражены; чем интересуется (интересы к труду, к пению, к рисованию, к спорту, к танцам).

Отношение к отдельным занятиям.

Индивидуальные беседы с детьми. Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Изучение творческих работ детей.
Эмоционально-волевая деятельность. Преобладающие настроения ребенка (веселое, грустное).

Реакция на происходящее вокруг. Свойственно ли чувство страха, восторга, удивления, сострадания. Адекватность эмоционального реагирования. Способность к волевому усилию в занятиях, в игре и т.д. Умение сдерживать себя от недозволенных действий и т.д.

Наблюдения за ребенком на занятиях, вне занятий, в играх и т.д.
Особенности личности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам и пр. наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя ребенок в учебной, трудовой и игровой деятельности. Взаимоотношения с коллективом. Самооценка и уровень притязаний. Разрушительные наклонности, склонность к бродяжничеству и т.д. Наблюдения за ребенком в различных ситуациях.

Приложение 4 .

Упражнения на развитие динамической координации движений

«Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.

«Пальцеход» — на плотном ковролине нашито 20 пуговиц — по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.

«Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).

«Необычное животное» — показать, как передвигается животное, у которого пять ног, по столу (сначала правой, а затем левой рукой).

«Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).

«Командир» — сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному со счетом: «Ты командир, а твои пальчики — солдаты. Командуй: раз, два, три…»

 

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость

«Кулак — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.

«Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Кольцо — зайчик» — переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.

«Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.

 

Упражнения на развитие координированных графических движений

«Трудные виражи» — на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Педагог говорит: «Ты — водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен».

Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.

Упражнения с предметами

— составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);

— составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;

— вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;

— нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера;

— сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);

— застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

— завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

— доставание бусин ложкой из стакана;

— складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;

— продевание нитки в иголку;

— стирание ластиком нарисованных предметов;

— надевание и снимание колечка (массаж пальца);

— втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;

— комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);

— прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

— перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;

— нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;

— сжимание и разжимание эспандера;

— катание мячей-ежиков (с шипами).

Формообразующие движения (работа с пластилином) — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.

Игры

«Оркестр» — одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меняются местами.

«Работники» — дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).

«Поймай рыбку» — ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.

 

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

«Найти предмет указанной формы»

Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

«Из каких фигур состоит машина?»

Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

«Коврик»

Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.

«Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

«Какая фигура лишняя?»

Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

«Составь целое из частей»

Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.

Варианты:

— составить конструкцию по памяти, по описанию;

— составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).

«Определи правильно»

Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит замок.

«Зрительный диктант»

Дети запоминают орнамент из 3—4 геометрических фигур, складывают его по памяти.

«Определи форму предмета»

 

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины

«Сравни предметы по высоте»

Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

«Палочки в ряд»

Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.

Варианты:

— детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.

«Самая длинная, самая короткая»

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Варианты:

— сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.).

Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

«Пирамидки»

Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

«Разноцветные кружки»

Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.

Варианты:

— собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.

«Разложи по размеру»

Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.

Варианты:

— дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

«Расставь по порядку»

Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:

1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;

2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.

«В какую коробку?»

Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

«Дальше — ближе»

По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

 

Игры и упражнения на развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

«Определи предмет по запаху».Дети с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.

Более сложный вариант: определить по запаху, идущему от рук, какой предмет держали в руках.

«Вспомни, как они пахнут»

Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.

«Коробочки с запахами»

Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.

Педагог берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех баночек.

«Определи на вкус»

Ребенок с завязанными глазами кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.

Варианты:

— ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты: морковь, яйцо, картофель, макароны, лук, яблоко, гречку;

— ребенок с завязанными глазами устанавливает различный вкус сортов хлеба (ржаной, белый, сдоба), фруктов (яблоко и груша), колбасы (вареная и копченая), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), рыбы (жареная, соленая), молочных продуктов (сметана, кефир).

«Вкусовые банки»

Материал: банки, пипетки, ложки.

Педагог готовит четыре раствора: сладкий, соленый, кислый и горький. Берет одну банку с раствором и показывает, как с помощью пипетки нужно взять из банки несколько капель и накапать их в ложку. Ребенок пробует раствор на вкус. Обозначает свои ощущения словом. Точно так же поступают с другими банками. Ребенок узнает, что жидкости бывают различного вкуса.

«Назови вкус продуктов»

Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус (при этом обращается внимание на использование разных качественных определений — характеристик вкуса).

Например:

— лимон на вкус кислый, сочный, освежающий;

— батон хлеба ароматный, душистый, приятный, свежий;

— конфета сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад;

— чеснок горький, неприятный, с резким запахом.

«Четыре времени года»

Детям предлагают рассмотреть репродукции картин профессиональных художников или яркие иллюстрации с изображением пейзажей в разное время года и ответить на вопросы:

В какое время года бывает тепло? холодно? жарко?

«Угадай, какой это предмет»

Педагог показывает или называет предмет, а ребенок должен угадать, какой это предмет: холодный, теплый или горячий.

Холодные предметы: снег, мороженое, холодильник, лед, вода.

Теплые предметы: батарея, грелка, руки, солнышко.

Горячие предметы: утюг, огонь, чайник, печка.

«Три стакана»

Ребенку предлагают определить, какой стакан с холодной водой, какой — с теплой, какой — с горячей, сначала зрительно, потом на ощупь. Сделать выводы.

«Холодный, теплый, горячий».

Педагог предлагает ребенку показать на рисунке, какой предмет бывает теплым, горячим, холодным (утюг, костер, чайник, снеговик, мороженое, батарея, грелка, свеча, сосулька, солнце).

«Теплые кувшины»

Материал: 4 кувшина с водой различной температуры.

Педагог берет 2 кувшина с самым большим перепадом температур. Он показывает, как следует охватить кувшин рукой, и дает его в руку ребенку. Точно так же он поступает с другим кувшином и предлагает ребенку сравнить их. Констатируется различие температур кувшинов: холодный — горячий. То же самое предлагают сделать с парой кувшинов, имеющих меньший перепад температур: чуть теплым и теплым.

Варианты:

— ребенку предлагают расставить кувшины по возрастанию (уменьшению) температуры воды в них.

«Чем различаются?»

Педагог предлагает ребенку сравнить, взвесив на руке, и определить, какой предмет легче, какой тяжелее при существенной разнице в весе: книга и карандаш, камень и лист бумаги, гантели и бумажная галка, воздушный шар и футбольный мяч, перышко и книга, гвоздь и семечко.

«Определи вес»

Ребенку предлагают определить на глаз: по картинкам с изображением предметов, какой из них самый тяжелый, тяжелый, самый легкий, легкий (книга, перо, камень, подушка, шляпа, лист бумаги, пуговица и др.).

 

Бланк регистрации содержания актуального опыта ребенка

ФИ ребенка

Дата рождения

Действие Освоение действия вывод
Когнитивные 1)сенсорно-перцептивные действия
  • сосредоточение и концентрация взгляда на объект
  • перевод взгляда с одного объекта на другой
  • сопровождение взглядом передвигаемого самим ребенком объекта
  • сопровождение взглядом движущегося объекта
Выводы, рекомендации
2)сенсорно-двигательные действия
  • перемещение «косточек» по проволочной рамке
  • переворачивание плоских предметов
  • «адресация» предметов по форме
  • дифференциация форм по размерам
  • использование пишущих предметов(мелок, карандаш, ручка)
Выводы, рекомендации
3)графомоторные навыки
  • захватывание карандаша
  • правильное удержание карандаша
  • пространственные передвижения карандаша (вертикально, горизонтально, наклонно, кругообразно)
  • дифференциация символов(букв, цифр, знаков)
Выводы, рекомендации
4) навыки невербальной коммуникации
  • установление визуального контакта с собеседником
  • ориентация на лицо взрослого
  • удержание позы во время диалога(сидя, стоя)
  • соблюдение коммуникативной и физической дистанции
  • адекватное использование мимики и выражения лица
  • умение выражать желание жестами, мимикой
Выводы, рекомендации
5) Общение и речь
Восприятие и понимание речи

  • выполнение одного действия по словесной инструкции(«Иди сюда»)
  • выполнение двух действий по словесной инструкции(«Иди сюда, посмотри на меня»)
  • выполнение одного, двух, трехдействий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь»)
  • выбрать названный предмет из двух
  • выбрать названный предмет из трех
  • принести названный предмет, выбрав из ряда объектов
  • указать названную часть тела
  • указать две и более названных частей тела
  • указать названный цвет
  • указать большой или маленький предмет
  • показать названный предмет на картинке
  • выполнить инструкцию с числительным(показать, где яблоко, два, три)
  • найти парные предметы
  • найти парные картинки
  • убрать лишние по цвету, размеру, форме, материалу
  • повторить предложение из 3-4 слов
  • назвать события рассказа в любом порядке
  • назвать ключевые события рассказа в правильном порядке
Выводы, рекомендации
Хозяйственно-бытовые навыки 1) навыки самообслуживания
· знание наименований одежды
· пространственное различение сторон одежды(лицевая, изнаночная) и умение правильно надевать ее
· самостоятельное раздевание
· различение обуви по схеме тела(правая, левая)
· самостоятельный прием пищи
· самостоятельное пользование туалетом
· навыки личной гигиены
Выводы, рекомендации
2)назначение предметов обихода
· чайник
· чашка
· вилка
· ложка
· стакан
· тарелка
· кастрюля
Выводы, рекомендации
3)социальные навыки а)пользование телефоном
· действие при поступлении звонка
· умение вести разговор самостоятельно
· знание телефонов экстренной помощи
б)ориентация на проезжей части дороги
· узнавание места перехода
· распознавание сигналов светофора
· нахождение места остановки
· оплата проезда
· чтение и узнавание номера маршрута
· распознавание конечного пункта поездки
Выводы, рекомендации

 

 

 

Приложение 18

Анкета для родителей

Ф.И.О.____________________________________________________________

1. Какую помощь Вы бы хотели получить для того, чтобы вырастить своего ребенка?

______________________________________________________________________

2. Что Вам кажется самым трудным в организации жизни ребенка?

______________________________________________________________________

3. Устраивает ли Вас система занятий с детьми и родителями в Центре?

______________________________________________________________________

 

4. Какими навыками домашнего труда владеет Ваш ребенок? Есть ли у него обязанности?

______________________________________________________________________

 

5. Есть ли изменения в поведении и речевом развитии Вашего ребенка (если есть, то в чем именно)?

______________________________________________________________________

 

6. Какие социальные компенсации и выплаты на ребенка Вы получаете?

______________________________________________________________________

 

7. Какую оценку Вы бы дали работе Центра и специалистов?

__________________________________________________________________

 

8. Ваши пожелание по работе Центра?

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Приложение 19