Все отчетные материалы оформляются в папке

Содержание

Введение ……………………………………………………………5

 

I. Программа преддипломной практики………..…………………..6

 

II. Инструкция к программе преддипломной практики………..15

 

III. Методические рекомендации ………………………………. 24

1.Воспитательная работа в качестве классного руководителя…24

2.Требования к проведению уроков иностранного языка… 40

3.Требования к проведению уроков технологии………………..51

4. Рефлексия практики…………………………………………….. 58

Приложение №1

Памятка для студентов по предварительной

подготовке к преддипломной практике …………………………63

 

Приложение №1а

Образец подтверждения (запроса) школы о

предоставлении возможности прохождения

преддипломной практики ……………………………………… 64

 

Приложение №1б

Памятка «Что должно быть у студента к допуску

на преддипломную практику» …………………………………..64

Приложение №2

Памятка по организации преддипломной практики ……………65

 

Приложение №3

Содержание папки с отчетной документацией

по преддипломной практике …………………………………….66

Приложение №4

Примерная схема отчета практиканта …………………………. 67

Приложение №5

Критерии, которыми руководствуется учитель,

оценивая результаты преддипломной практики

(к характеристике практиканта): ………………………………..68

 

Приложение №6

Примерные темы для выступления на итоговой конференции

по преддипломной практике …………………………………….69

 

Приложение №7

Образцы титульных листов отчетной документации………….70

Приложения№8

Форма дневника оценок ………………………………………….72

Приложение № 9

Информационный листок ………………………………………..72

 

Приложение № 10

Самооценка профессиональной деятельности практиканта… 73

 

Список литературы …………………………………………….. 75

II. Инструкция к программе преддипломной практики

Организация практики

Преддипломная практика проводится в базовых общеобразовательных школах, под руководством преподавателей педагогики, частных методик колледжа, учителей и руководителей школ, учреждений дополнительного образования.

В ходе практики студенты выполняют обязанности учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. По специальностям: 050303 «Иностранный язык» студенты выполняют учебную нагрузку педагога в течении 4 недель, отведенных на преддипломную (квалификационную) практику: не менее 12 часов в неделю (8 часов основной иностранный язык и 4 часа дополнительный иностранный язык) и классное руководство 2 часа.

5 стр., 2093 слов

Дневник преддипломной практики

... же пункты по дням. Как заполнить дневник практики Как заполнить дневник преддипломной (или производственной) практики экономиста? Заполнение состоит из следующих шагов: посчитать дни, приходящиеся на практику; посмотреть пример заполнения дневника преддипломной практики; по аналогии заполнить строки дневника множеством пунктов, ...

По специальности: 050503 «Технология» специализациям «Труд технический», «Труд обслуживающий» студенты выполняют учебную нагрузку педагога в течение 4 недель не менее 12 часов в неделю (8 часов уроков технологии, 4 часа по дополнительной квалификации) и классное руководство 2 часа.

Перед выходом на практику со студентами выпускного курса проводится инструктаж, на котором сообщаются сроки, цели, задачи и содержание преддипломной практики, определяются задания и техника их выполнения, порядок подготовки отчетной документации к комплексным Государственным экзаменам. Кроме того, сообщается тематика докладов на итоговую конференцию.

После успешно сданной сессии каждый студент получает направление на преддипломную практику.

В течении преддипломной практики студенты самостоятельно проводят уроки и внеучебные занятия в закрепленных за ними классах, присутствуют на открытых уроках учителей, на заседаниях методических объединений по специальности, на всех собраниях, совещаниях, педагогических советах, проводимых в период практики, а так же, совместно с учителем, проводят родительские собрания, заседания родительского комитета, выполняют обязанности дежурного учителя по школе. Результаты наблюдений, материалы методической работы студенты отражают в дневниках преддипломной практики.

Каждый студент вместе с учителем ежедневно анализирует проведенные уроки. Результаты анализа (как положительные стороны, так и замечания) и оценка за каждый урок фиксируются в «Дневнике отметок за проведенные уроки и внеучебные мероприятия».

Во время практики каждому практиканту необходимо ознакомиться:

— с планом учебно-воспитательной работы школы,

— с книгой учета учащихся школы,

— с планом работы родительского комитета школы,

— с планом работы методических объединений,

— с протоколами заседаний педагогического совета школы,

— с функциональными обязанностями директора школы, завуча, организатора по внеучебной работе, вожатой (если есть), библиотекаря.

В ходе преддипломной практики студенты ведут документацию:

— тетрадь с планами-конспектами;

— дневник наблюдений с анализами и оценками каждого проведенного урока, внеучебного мероприятия;

— индивидуальный план учебной, воспитательной и методической работы;

— тетрадь педагогических и методических находок;

— план работы в группе продленного дня (на каждый день педпрактики);

— классный журнал.

По окончании преддипломной практики каждый студент представляет для проверки отчетные материалы, которые включают в себя документацию (см. приложение 5), а также производственную характеристику (см. приложение 7), отчет (см. приложение 6), конспект наиболее удавшегося урока и внеучебного занятия, наиболее интересные с методической и практической точек зрения дидактические материалы и образцы наглядных пособий, ведомость на оплату учителям и администрации школы за руководство преддипломной практикой

19 стр., 9227 слов

Мотивация самостоятельной работы студентов-психологов

... поэтому самостоятельная работа студентов рассматривается как важнейшая составляющая их познавательной учебной деятельности, мощный резерв повышения качества образования, усиления эффективности учебно-воспитательного процесса. В педагогической теории и практике существуют ...

Все отчетные материалы оформляются в папке.

По итогам преддипломной практики студенту выставляется оценка на основе характеристики с учетом качества отчетных материалов.

К итоговой конференции студенты готовят выступления, выставку наглядных пособий, лучших отчетов и творческих работ.

План организации преддипломной практики

Права и обязанности участников практики

В период прохождения педагогической практики студенты обязаны:

— выполнять правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации СОШ, учреждений дополнительного образования, руководителей практики, следить за строгим соблюдением правил техники безопасности и охраны труда, охраны жизни и здоровья детей; соблюдать нормы педагогической этики;

— выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики;

— составлять конспекты или развернутые планы уроков, занятий и других видов деятельности, согласовывать их с воспитателями, учителями (другими руководителями практики) и утверждать у методиста педагогического колледжа;

— присутствовать на всех видах педагогической практики, согласно расписанию;

— активно участвовать в анализе уроков, занятий и других видов деятельности, вести дневник практики и накопительную папку методических материалов по установленной форме.

Студенты имеют правопо всем вопросам, возникшим в процессе практики, обращаться к администрации колледжа и СОШ, руководителям практики, преподавателям, вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации педагогического процесса.

В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики, или работа которого в ходе преддипломной практики признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план семестра. По решению Совета колледжа ему назначается повторное прохождение практики.

Обязанности руководителей групп студентов-практикантов:

— осуществляют инструктаж учителей, воспитателей и других специалистов, привлекаемых для работы с практикантами;

— распределяют практикантов на рабочие места, осуществляют методическое руководство и контроль за их педагогической деятельностью;

— наблюдают за работой практикантов с детьми, анализируют и оценивают ее совместно с учителями, музыкальными руководителями, воспитателями и др. специалистами;

— совместно с педагогическими работниками СОШ и ДОУ разного типа составляют отзыв – характеристику и выставляют итоговые оценки (зачет) практикантам.

Обязанности руководителей учреждений баз практики:

— обеспечивают необходимые условия для успешного проведения практики и осуществляют общее руководство ею;

— контролируют работу учителей, воспитателей и др. специалистов с практикантами;

— посещают выборочно уроки и занятия практикантов и принимают участие в их анализе;

— подводят итоги практики в учреждении.

Обязанности педагогических работников баз практики:

— знакомят практикантов с планированием учебной и воспитательно-образовательной работы;

— проводят показательные уроки и занятия;

— определяют темы уроков, занятий, содержание других видов деятельности, внеучебных занятий практикантов, контролируют их, проверяют конспекты предстоящих уроков и занятий и дают согласие на их проведение;

11 стр., 5413 слов

Индивидуальная работа учителя начальных классов с учащимися

... другу. А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность ... проблема и необходимость осуществления индивидуального подхода в обучении к учащимся начальных классов является актуальной в настоящее время. Тесное двустороннее взаимодействие преподавателя ...

— присутствуют на уроках и занятиях, анализируют их и выставляют оценки;

— знакомят практикантов с документацией (журналом, планами воспитательно-образовательной работы, дневником и др.);

— привлекают студентов-практикантов к индивидуальной работе с детьми, родителями, к организации внеучебной работы по предмету;

— представляют отзыв — характеристику на работу практикантов и участвуют в конференции по итогам практики.

Обязанности учителей, выполняющих обязанности классных руководителей:

— знакомят практикантов с составом класса, личными делами учащихся, планом воспитательной работы;

— помогают практикантам наметить воспитательные задачи, консультируют их при составлении плана отдельных воспитательных мероприятий;

— привлекают практикантов к проведению внеучебной и внешкольной воспитательной работы с учащимися классаи к работе с родителями;

— присутствуют на проводимых практикантами внеучебных занятиях и анализируют их;

— принимают участие в конференции по итогам практики.

 

II Характеристика индивидуальных способностей личности

1. Направленность личности. Склонности, интересы. Основные мотивы деятельности (отношение к трудовым и общественным поручениям, творческое отношение к выполняемому заданию).

2. Моральные качества (принципиальность, коллективизм, активность, дисциплинированность, целеустремленность и т.д.).

3. Положение ученика в классном коллективе (в активе, пассиве, уважают ли учащегося в классе или относятся безразлично, отрицательно).

4. Отношение данного ученика к своему коллективу (считается ли с мнением коллектива или проявляет самостоятельность при принятии коллективных решений).

5. Отношения со сверстниками вне коллектива (характер этих отношений, особенности группы, в которой проводит учащийся большую часть времени, характеристика товарищей и друзей, степень их влияния на учащегося).

6. Отношение к учителям (в высшей степени положительное, отрицательное, безразличное, пренебрежительное).

7. Отношения с взрослыми (характер отношений, авторитет взрослых и чем он определяется; влияние взрослых в этих отношениях, особенности отношения к незнакомым людям (непринужденность, рассеянность, агрессивность, развязность, застенчивость и др.).

8. Отношения в семье (состав и структура семьи, материальное положение, жилищные условия, нравственный климат; отношения членов семьи между собой и учащегося с членами семьи — отцом, матерью, братьями и сестрами, бабушкой, дедушкой, соседями и другими людьми, бывающими в семье; положение учащегося в семье — обязанности, отношение к обязанностям и активность, ответственность в выполнении поручений; отношение членов семьи к учащемуся — проявление интереса к его учебе и общественной деятельности, к сфере его общения, участие в его делах и т.д.

9. Эмоционально — волевые особенности учащихся, степень развития моральных чувств, преобладающий эмоциональный тонус, степень эмоциональной возбудимости (вспыльчивость, раздражительность, впечатлительность), степень владения эмоциями (целеустремленность, настойчивость, решительность, дисциплинированность, проявление страха, бесстрашие).

10. Особенности темперамента.

11. Ведущие черты характера.

12. Способности.

III Учебная и познавательная деятельность

1. Познавательные интересы, их содержание (интерес к отдельным областям знаний, чтение литературы, просмотр телепередач, общение со знающими людьми, кружковые занятия и т.д.).

2. Учебные интересы.

3. Успеваемость по всем предметам и по отдельным дисциплинам.

4. Особенности восприятия, внимания (устойчивость внимания, способность к распределению и переключению внимания, степень отвлекаемости и ее причины, особенности мышления, особенности памяти, преобладающий способ запоминания (механический или смысловой), типы памяти).

IV Выводы

1. Наиболее характерные индивидуальные способности.

2. Прогноз успеваемости и возможных трудностей.

3. Необходимые индивидуальные психолого-педагогические мероприятия с ребенком.

Схема психолого-педагогической характеристики

Классного коллектива

A. Состав класса

Возрастной состав класса. Познавательный уровень, развитие учащихся. Работоспо­собность и успеваемость учащихся. Общественное лицо класса (имеется ли актив в классе).

Интерес к общественным делам. Выполнение общественных поручений. Гра­жданская направленность, сознательность учащихся.

Б. Сплочённость класса

1. Есть ли группировки по деловым интересам или отрицательного характера. Как учащиеся относятся друг к другу. Как они относятся к делам класса.

2. Любят ли учащиеся вместе проводить время в школе или вне её. Любят ли они вме­сте развлекаться или трудится совместно.

3. Дружат ли мальчики и девочки. Защищают ли мальчики девочек.

4. Нет ли в классе круговой поруки. Если есть, то в чём она выражается.

5. Переживают ли школьники удачи и неудачи своего класса. Болеют ли за свой коллектив.

6. При проведении общешкольных мероприятий стараются ли они держаться вместе или разобщено.

B. Организованность класса

1. Умеют ли учащиеся организоваться для выполнения коллективных дел. Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять.

2. Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, на перемене, при выполнении различных дел).

Г. Общественное мнение в классе

1. Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют, какие осуждают.

2. Как и в какой форме, они выражают своё одобрение и неодобрение.

3. Если есть расхождение между тем, что учащиеся говорят и тем, что они делают.

4. Критика и самокритика в классе. Преобладает ли гуманистическая направленность в отношениях школьников.

Д. Характер товарищеских связей в коллективе

1. Что связывает школьников: место жительства, место за партой, интересы, общая работа.

2. Где дружат учащиеся (только в школе или вне её).

Внимательны ли они к товарищам. Стараются ли им помочь. В чём выражается эта помощь.

3. Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям. Умеют ли они видеть
их недостатки. Как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим.

4. Правильно ли относятся учащиеся к товарищам с физическими недостатками.

Е. Актив класса

Состав актива. Официальный (выборный) и фактический активы класса. Имеет ли ак­тив авторитет. Выполняют ли распоряжение актива класса. Есть ли учащиеся, посто­янно находящиеся в активе. Содействуют ли школьные активисты гармонизации от­ношений каждого школьника и коллектива.

Ж. Связь классного коллектива с общешкольным

1. Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах.

2. Выполняются ли классом общешкольные поручения (постоянные и эпизодические).

3. В чём проявляется гуманистическая направленность связей учащихся с другими классами.

Мероприятия по дальнейшему сплочению и гармонизации отношений учеников и классного коллектива

1. Какие педагогические мероприятия следует провести в классе с целью сплочения и гармонизации отношений личности и коллектива.

2. Как использовать классный коллектив для создания комфортных условий для каждого школьника с целью его развития и воспитания.

Изучение «трудновоспитуемых» школьников

1. Фамилия, имя, отчество, класс.

2. Состав семьи, образование, специальность, должность родителей.

3. Краткая характеристика педагогической обстановки в семье, характер взаимоотношений, положение ребёнка.

4. Краткая характеристика педагогической запущенности, её проявление в учёбе, общении, поведении.

5. Определить положение ученика в коллективе класса, среди товарищей, характер взаимоотношений с ними (путём наблюдений, социометрических измерений и ан­кетирования).

6. Изучить интересы, способности и склонности ученика.

7. Установить, входит ли «трудновоспитуемый» в другие группы, компании, объединения сверстников в школе и за её пределами.

8. Изучить характер влияния данного окружения.

 

Технология коллективного творческого дела (КТД)

Коллективные творческие дела (КТД) — главное воспитательное средство коммунарской методики. Суть каждого дела — забота о своём коллективе, о друге, об окру­жающих людях, о далёких друзьях. В каждом КТД решается множество педагогиче­ских задач, происходит развитие демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Условия педагогического успеха коллективного творческого дела

A. Общая забота

Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в со­вместные действия на общую радость и пользу.

Б. Товарищество

Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспи­таннику как младшему товарищу.

B. Единство мыслей и действий, воли и чувств

Воздействовать так на школьника, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную.

Г. Единый коллектив

Влиять так, чтобы способы воздействия самих воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воз­действия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя.

Д. Творчество, а не шаблон

Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздей­ствия — незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непремен­но творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность одно­образия.

Основные виды коллективных творческих дел:

Художественные и спортивные

Стадии коллективного творческого дела (КТД)

по методике И.П.Иванова)

Стадии Педагогическое целеполагание Методы, формы деятельности коллектива
1. Предварительная работа воспитателя -Для чего, с кем? -С какой целью? -Кто может помочь? -Как подключить детей, родителей? Кому быть организаторами? «Нацеливающие» воспитательные мероприятия: «стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ — размышление, убеждение на собственном опыте
2. Коллективное планирование -Какие дела проведем? -На радость и пользу кому? -Где лучше проводить? -С кем лучше проводить? Сбор-старт: обоснование предложений, анализ задач на размышление. Творческий поиск. Открытая дискуссия. Деловая игра. Побуждение (ободрением, похвалой, помощью, доверием).

Выборы «советы дела» и др.

3. Подготовка дела -Как развивать положительные качества ребят? -Как преодолевать отрицательные качества ребят? -Как включить всех ребят в активный творческий поиск? Как научить преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам? Увлечение добрым сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское поощрение. Увлечение делом, поиском, романтикой, героизмом, игрой. Товарищеский контроль. Обсуждение. Уточнение проекта коллективного творческого дела.
4. Проведение дела -Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? -Как увлечь воспитанников личным примером? -Как добиться радостной перспективы близкого успеха? -Как научить ребят выходить из затруднительного положения? Общественно-гуманистические, познавательные, художественные, спортивные КТД. Формы: операции, эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования.  
5. Подведение итогов -Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? -Как научить воспитанников анализировать и оценивать свою работу? -Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? Товарищеский разбор. Сборы — -«огоньки». Похвала, поддержка, побуждение. Товарищеское приучение. Деловой спор. Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание.
6. Ближайшие последствия -Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? -Как научить использовать полученный опыт в жизни коллектива? -Как научить осуществлять собственные решения? Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима. Выполнение чередующих поручений. Преемственность в делах. Перспектива. Взаимопомощь.

Целевой и содержательный аспект стадии коллективного творческого дела следующие:

1. Стартовая беседа: во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного деля. Для кого? Когда? Где? Кто? С кем вме­сте?

2. Коллективное планирование: микроколлективы формируют своё мнение по вы­двинутым вопросам и выносят его на общее обсуждение. Таким образом, при личном участии каждого члена коллектива сообща создаётся проект предстоящего дела.

3. Коллективная подготовка: совет дела или творческая группа из представителей каждого микроколлектива уточняет предложенный проект КТД в деталях, распределя­ет поручения между микрогруппами, а затем руководит выполнением задуманного.

4. Проведение КТД: итог работы, проделанной при подготовке. Действия воспи­танников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации, и в них особенно чётко проявляются положительные качества детей, их слабости.

5. Коллективное подведение итогов: воспитатель ставит на общем сборе — «огоньке» задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предполагаем на будущее? В заключительной части «огонька» воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе.

6. Общественное мнение: выработанное на стадии коллективного подведения итогов, становится содержанием ближайшего последствия, в процессе которого воспита­тель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.

Требования к уроку иностранного языка

 

1. Урок должен строиться целенаправленно и последовательно.

2. Урок должен быть интересным, апеллировать интеллекту и эмоциям учащихся.

3. Урок должен иметь коммуникативную направленность.

4. На уроке должны достигаться образовательные цели.

5. Урок должен проводиться на иностранном языке, но при этом речь учителя должна быть доступной пониманию учащихся (при проверке понимания при чтении имеет место принцип опоры на родной язык).

6. Урок должен состоять из упражнений в аудировании, чтении, говорении и письме (в качестве целевой доминанты должно выступать овладение чтением).

7. На уроке необходимо развивать речевую деятельность учащихся.

8. Организация речевой деятельности должна осуществляться на основе ситуаций.

9. Стимулы к речевой деятельности должны быть разнообразны.

10. На уроке должна преобладать деятельность учащихся.

11. На уроке необходимо сочетать коллективную и индивидуальную формы работы учащихся (преобладать должны групповая, парная и индивидуальная формы работы).

12. Учитель должен ставить учащихся в известность относительно общей цели урока и давать установку на каждый этап.

13. На уроке должно осуществляться обучение приемам учебного труда и организации самостоятельной работы.

14. На уроке должен осуществляться контроль по 4 видам речевой деятельности.

15. На уроке необходимо использовать ТСО и наглядность.

 

Специфика планирования урока иностранного языка

Темой урока может послужить краткое описание сюжета или ситуации, строка из диалога, обращение персонажа урока к учащимся и т.д. В теме урока указываются все темы, которые затрагиваются в общении на уроке.

Начало урока решает 2 основные задачи:

— создает организационные предпосылки для успешного проведения урока;

— включает учащихся в иноязычную практику.

Начало урока предполагает наличие мотивирующих коммуникативных заданий:

1) ситуации знакомства;

2) игры на угадывание;

3) проблемные ситуации;

4) приёмы раскрытия своего внутреннего мира;

5) приёмы драматизации в обучении иностранному языку.

Представление урока облегчает переход к основному этапу, на котором решаются основные задачи. Для этого используются соответствующие виды деятельности: работа с диалогом, групповая работа, работа по картинке, интенсивное чтение и т.д.

Объяснение грамматического материала решает 2 основные задачи:

— сообщает ученикам новые задания по грамматике;

— проверяет степень их понимания учащимися.

Нужно избегать механического запоминания материала без пра­вильного понимания его смысла, т.к. это ведет к неспособности адекватно переводить грамматически правильно оформленную монологическую речь. При этом следует учитывать недавно открытые психологами важные закономерности процесса забывания.Забывание особенно интенсивно после введения и первичного закрепления грамматического материала. Поэтому следует возвращаться к введенному материалу через определенные промежутки време­ни (в середине или в конце урока) и выполнять упражнения с опорой на разные виды наглядности. На первый взгляд это противоречит логической последовательности уро­ка. На самом же деле именно таким образом реализуется принцип прочности усвоения нового материала.

При объяснении лексического материала используется семантизация его с помощью внешней наглядности.

Следует отметить, что при обучении иностранному языку необходимо соблюдать правило одной трудности, т.е. новый лексический материал нужно закрепить на известном грамматическом материале. Новый же грамматический материал — на изученной лексике. Иногда это правило нарушается, т. к. учитель принимает во внимание педагогический фактор (сетка часов), лингвистический фактор (простота грамматического материала) и психолингвистический фактор (степень подготовленности учащихся, их способность к изучению иностранных языков).

Двукратное объяснение материала в течение урока способствует лучшему закреплению и прочному удержанию в памяти учащихся в период между дан­ным и последующим уроками. Этап носит факультативный характер. Он появляется при наличии но­вого языкового материала, нуждающегося в повторном предъявлении.

 

На заключительном этапе урока рекомендуется разучивание скороговорок, стихов, песенок, что оставило бы хорошее впечатление от урока.

 

Конспект урока отражает все виды деятельности и управления классом. Управление классом — это размещение учеников в классе для определенного вида деятельности, формы взаимодействия учащихся. Управление классом включает аудиовизуальные средства, раздаточный материал, карточки различного рода напоминания, а также виды работ для расслабления.

Анализ урока иностранного языка

 

Чтобы правильно анализировать урок иностранного языка необходимо нау­читься правильно выделять в уроке прежде всего существенное: ориентировать­ся на восприятие урока как определенного звена в системе занятий учебного цикла, акцентировать внимание на способах осуществления коммуникативной функции предмета (в частности, на умениях учителя стимулировать потребность учащихся в общении и обеспечить затем тренировку и практику в общении); формировать подход к уроку как к процессу решения учебных задач, обуславли­вающих характер воспитательных и развивающих задач конкретного урока.

При анализе урока иностранного языка рекомендуется пользовать следующими мо­делями типовых учебных задач.

I. Организация ознакомления учащихся с новой лексикой по теме … и устной тренировки по оперированию данной лексикой на уровне предложе­ния

1. Постановка задачи, стимулирование потребности и интереса: указа­ние на сферу употребления новой лексики (например: «Давайте поговорим о своей школе, а для этого познакомимся сначала с некоторыми новыми словами по теме»).

2. Предъявление новой лексики в речевом образце в соответствующей ситуации на основе изученных грамматических структур.

3. Объяснение лексического материала:

а) семантизация лексики;

б) демонстрация сочетательных возможностей соответствующей лексической единицы;

в) ознакомление с формой слова (фонетической, графической, грамматиче­ской).

4. Контроль усвоения семантики новой лексики. Выполнение упражнений в узнавании.

5. Выполнение тренировочных упражнений с коммуникативной задачей:

а) имитационных;

б) подстановочных;

в) трансформационных;

г) на завершение высказывания;

д) на расширение высказывания.

6. Составление учащимися самостоятельных высказываний из отдельных слов, предлагаемых учителем на карточках (с помощью графопроектора и т.п.).

7. Самостоятельные высказывания школьников на уровне предложения с использованием новой лексики в ситуациях, предлагаемых учителем.

8. Подведение итогов работы: оценка учебно-речевой деятельности учащихся, ознакомление с дальнейшей коммуникативной перспективой изученного.

П. Организация ознакомления с новой грамматикой структурой и уст­ной тренировки учащихся по оперированию этой структурой в речи на уровне предложения и сверхфразового единства

1. Постановка задачи, стимулирование потребности и интереса: общая на­правленность новой структуры (например, при изучении форм глагола простого будущего времени: «Сегодня мы поговорим о том, чем будем заниматься в будущем»), показ дефицита грамматических знаний для осуществления данного намерения.

2. Предъявление новой грамматической структуры в связном ситуативном контексте на основе изученной лексики.

3. Контроль понимания значения новой грамматической структуры (с по­мощью перевода на родной язык, лаконичных ответов на альтернативные вопро­сы учителя, по реакции учащихся).

4. Значения и особенности формирования новой грамматической структу­ры (преимущественно с помощью правил-инструкций).

5. Дифференцирование (узнавание) школьниками новой структуры в связ­ном ситуативном контексте для иллюстрации возможностей использования ос­ваиваемого материала в жизненных ситуациях.

6. Выполнение тренировочных упражнений с речевой задачей: имитацион­ных, подстановочных, трансформационных, в завершении и расширении выска­зывания на уровне предложения.

7. Самостоятельное составление учащимися предложений из отдельных слов, предъявляемых учителем на карточках.

8. Самостоятельные высказывания школьников на уровне предложения с использованием изучаемой грамматической структуры с опорой на коммуника­тивно заданные инструкции учителя.

9. Автоматизация действий учащихся с новой грамматической структурой на уровне сверхфразового единства (выполнение упражнений с речевой задачей, например, на соединение нескольких фраз: а) с однотипными структурами, б) с разными структурами (с новой или уже изученной); обмен репликами по схеме: вопрос — ответ, утверждение — утверждение, утверждение — вопрос, утверждение — отрицание и др.)

10. Выполнение собственно речевых упражнений.

11. Подведение итогов работы: оценка учебно-речевой деятельности школь­ников, ознакомление с дальнейшей коммуникативной перспективой изученного.

I. Подготовка учащихся к началу работы на уроке

1. Расход времени на организационную часть.

2. Готовность учителя: рабочее место, пособия, инструменты, ТСО, настроение.

3. Готовность учащихся к уроку: наличие рабочей одежды, состояние рабочих мест, документации, общее настроение группы.

II. Проведение анализа ошибок, допускаемых учащимися на предыдущем уроке

1. Ошибки учтены все или только типичные.

2. Как учитель показывает ошибки: на доске, на чертеже, на образце, на изделии, со сравнением, сопоставлением.

3. Расход времени.

III.Выявление причин появления ошибок учащихся и определение путей их исправления

1. Способы анализа причин возникновения ошибок:

а)все объясняет сам учитель;

б)заставляет учащихся их искать, задавая наводящие вопросы, думать

2. Намечались ли пути исправления ошибок и какими способами.

IV.Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала

1. Способы организации внимания:

а)выводы по прошлой теме;

б)повторение пройденного;

в)анализ ошибок.

2. Способы психологической зарядки учащихся на усвоение нового материала:

а)вызван внутренний интерес;

б)интерес к теме вызван искусственно;

в)интерес не вызван вообще.

V. Организация усвоения новых знаний и умений

1. Как осуществлен переход к этому этапу урока:

а)логично, мягко с предварительной подготовкой к усвоению;

б)неожиданно резко, вдруг;

в)названа ли тема и особенно цель урока.

2. Уровень технической грамотности и доступность изложения, логика, доходчивость, образность речи.

3. Использование наглядности:

а)техника показа;

б)логическая связь объяснения и показа работы учащихся и наглядности.

4. Методика изложения нового материала:

а)способы сообщения новых знаний;

б)грамотность и точность задаваемых вопросов. Как используются их ответы. Степень самостоятельности в приобретении знаний, контакт с классом.

VI. Вводный инструктаж

1. Технологичность инструктажа.

2. Следование логике при объяснении приемов, операций.

3. Наглядность инструктажа:

а)практический показ приемов и операций;

б)использование средств наглядности и технической документации.

VII. Текущий инструктаж

1. Как организована практическая работа, действия учителя в начале работы учащихся:

а)степень их исполнительности;

б)соблюдение технологической дисциплины;

в)организация рабочего места;

г)основные затруднения в работе.

2. Организация контроля и самоконтроля. Степень охвата текущим инструктажем; характер индивидуальной работы учителя.

VIII. Закрепление

1. Как закрепляются знания:

а)индивидуально (в процессе текущего инструктажа);

б)группой при выявлении отдельных вопросов по ходу работы, соблюдение правил, норм, приемов.

2. Развитие самостоятельности, способы стимулирования творчества школьников.

IX. Окончание урока

1. Проведена ли индивидуальная оценка работы.

2. Было ли сделано закрепление по уроку.

3. Подведение общего итога.

Дана общая оценка работы учащихся.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО УРОКУ

1. Достигнута ли цель урока.

2. Верно ли выбраны и расписаны его этапы.

3. Обеспечены ли логические переходы от этапа к этапу.

4. Целесообразно ли затрачено время на каждом этапе урока.

5. Степень выполнения плана урока.

Рефлексия практики

В процессе педагогической практики студент постоянно стал­кивается с реальными проблемами школьной жизни и пытается найти их оптимальное решение. Особое место для личностного и профессионального развития будущего учителя занимает рефлек­сия. Она рассматривается как одно из важных средств организа­ции процесса становления профессиональной компетентности. Педагогическая практика обладает большими возможностями для развития умений профессиональной рефлексии, которая предпо­лагает умение обнаруживать проблемные ситуации в своей дея­тельности, анализировать их причины и выбирать оптимальные способы их решения. Именно собственный профессиональный опыт является отправной точкой для осмысленного восприятия новой информации, совершенствования имеющегося опыта, раз­вития компетентности. На протяжении педагогической практики рефлексия направлена на решение разнообразных задач:

— развитие способности к осмыслению происходящих событий и собственных чувств и впечатлений;

— поиск способов коррекции своего поведения и деятельности;

— углубление мотивации профессиональной деятельности;

— совершенствование способности к самоопределению в про­фессиональной деятельности;

— проектирование перспектив профессионального развития;

— построение программы личностного и профессионального продвижения;

— выбор способов совершенствования взаимодействия участни­ков образовательного процесса;

— интегрирование теоретических знаний и собственной профес­сиональной деятельности;

— выявление и сопоставление точек зрения на организацию об­разовательного процесса, взаимодействие учителя со школь­никами, родителями и т.д.;

— программирование ситуации успеха;

— определение уровня готовности к успешной профессиональ­ной деятельности;

— повышение рефлексивной культуры.

Для рефлексии практики студентам предлага­ются следующие варианты вопросов. Одни из них способствуют анализу студентами своего профессионального опыта, успехов и проблем, нахождению путей их решения. Другие вопросы помога­ют студентам определить свое отношение к детям, проанализиро­вать сложившиеся отношения с ними, увидеть и понять своеобра­зие личности каждого ребенка и детского мира. Есть вопросы, ко­торые позволяют студенту внести свои предложения по совершен­ствованию определенного вида практики. Размышление над одни­ми и теми же вопросами в разных видах педагогической практики, на разных этапах профессионального становления дает студенту возможность увидеть собственный рост в освоении профессиональной компетентности, понять при­чины возникновения проблем, использовать успешные виды дея­тельности в следующих видах практики.

Самым значительным событием стало…

Я стала более терпимой к…

Самые большие изменения произошли со мной …

Чему хотела научиться?

Что я чувствовала в процессе практики?

Какой вариант я могу предложить в решении данных задач? (ДОУ)

Мои первые впечатления о данной школе…

Я поняла, что профессия педагога…

Меня особенно удивило…

Мне показалось странным…

Сегодня в школе я почувствовала…

Внеклассная работа помогает детям… учителю…

Для меня стало открытием…

Встреча с учителем и детьми на уроке помогла мне…

В общении с детьми педагог…

Воспитанию интереса к учению может способство­вать…

В чем проявилась забота учителя о детях на уроке?

Как дети реагировали на оценки учителя?

Что особенно ярко проявилось в общении педагога с детьми?

Сегодня мне захотелось…

Мое настроение сегодня…

Что особенно трудно в общении с родителями детей?

Чтобы родители хотели идти в школу…

Слушая вопросы детей, я…

Насколько может быть рациональна работа учителя?

Я думаю, что смогу стать хорошим педагогом.

Преодолеть трудности в профессиональной подго­товке я смогу, если…

Для развития педагогических способностей мне нужно…

Главным в самосовершенствовании я считаю…

Любовь к детям проявляется…

В оценке своего творческого потенциала я…

Наблюдая за работой воспитателя, я определила для себя…

Мои впечатления о работе воспитателя.

Педагогическая практика оказалась для меня…

Самым интересным было…

Раскрыть свои способности лучше всего было в…

Общаясь с преподавателями, я…

Не смогла преодолеть…

Если бы я еще раз пришла на эту практику, то я…

Особые трудности у меня возникли в …

Теперь на занятиях по педагогике и психологии я…

Помогало моему самовыражению…

В чем проявляется право преподавателя на ошибку?

Сопереживание проявилось,..

Обрести индивидуальность мне помогло…

Объективность в оценке проявилась в …

Почему не все дети хотят учиться?

С каким настроением мы идем в школу (ДОУ)…

Особенно интересным в школе (ДОУ) мне показалось…

Я обратила особое внимание…

Экскурсия по школе произвела на меня…

Мне кажется, что детям в данной школе…

Среди учителей школы…

Режим работы школы благоприятен для…

Приоритетные направления в школе…

Особенно мне понравилась традиция…

Я бы хотела принять участие в работе… детской об­щественной организации…

Я думаю, что самоуправление в данной школе…

Мои лучшие впечатления по практике вызваны…

Больше всего мне понравилось…

В ходе практики я поняла…

В результате педагогической практики мне удалось …

Самое главное изменение во мне за период практики…

Что помогало найти выход из трудной ситуации?

Положительное влияние на мое профессиональное становление оказало…

Больше всего внимания я уделяла…

Я думаю, что для ситуации успеха больше всего необ­ходимо…

Занимаясь диагностикой, я поняла…

Мой выбор при вариативности проведения занятий определял…

Больше всего я ценю в детях… .

В ходе практики у меня возникли трудности…

В ходе практики мне не совсем удалось…

Я разочаровалась…

У меня будут проблемы в организации…

От какой ошибки в общении с детьми я бы уберегла себя?

С кем бы я увеличила время общения на практике с целью…?

О чем бы я посоветовалась со студентами старших курсов?

Что, на мой взгляд, можно изменить в организации практики?

Что следовало бы изменить в процессе подготовки к практике?

Я считаю, что для… недостаточно условий.

Качество подготовки студентов колледжа выиграло бы, если бы… При подготовке к уроку я поняла…

Мои лучшие впечатления от занятий.

Только после проведенного урока я убедилась…

На моем уроке дети с удовольствием…

Обучая детей, я поняла…

Педагогическая позиция проявляется…

Опыт, приобретенный при проведении уроков, поможет…

Основная цель данного вида деятельности — стимулирование размышлений студентов о собственном профессиональном становлении,содействие в выстраивании перспектив успешного про­фессионального развития. Результаты индивидуальной и коллек­тивной рефлексии студентов одновременно способствуют совер­шенствованию содержания и технологий процесса профессио­нальной подготовки в педагогическом колледже, деятельности преподавателей и самих студентов. Вместе с тем, анализ ответов каждого студента позволяет отметить уровень его готовности к оп­ределенному виду профессиональной деятельности, увидеть ди­намику роста его профессиональной компетентности, определить характер необходимой педагогической помощи и поддержки.

 

Приложение № 1

ПАМЯТКА

По организации преддипломной практики

1. Прибыв в школу за 1-2 дня до практики, познакомьтесь с педколлективом школы, материально-технической базой, учебными пособиями, библиотекой, учебными кабинетами.

2. Изучите личные дела учащихся своего класса.

3. Перепишите расписание уроков в своих классах и режим работы группы продленного дня.

4. Познакомьтесь с обязанностями дежурных учителей, узнайте день дежурства своего учителя, продумайте организацию дежурства.

5. Уточните, согласуйте, доработайте план воспитательной работы в классе.

6. Изучите инструкцию ведения классного журнала.

7. Наблюдайте за работой учителя, ведите записи наиболее удачных приемов работы с классом, изучите учащихся. Разработайте конспекты уроков на следующие дни, своевременно сдавайте их на подпись.

8. Внимательно просмотрите тетради учащихся, познакомьтесь с приемами их проверки, критериями оценок учителя.

9. Проведите с детьми увлекательные игры на переменах для изучения учащихся и установления контакта.

10. Посетите семьи наиболее трудных детей.

11. Попросите учителя охарактеризовать актив класса, отдельных учащихся.

12. В последующие дни проведите всю учебно-воспитательную работу в соответствии с планом, своими обязанностями и рекомендациями, полученными на инструктивном совещании.

13. Поурочные планы составляйте и утверждайте у учителя на один день вперед, календарный план — до начала практики.

14. Подготовьте и проведите родительское собрание, воспитательные мероприятия с учащимися класса.

15. Если это необходимо, обновите стенды, оформите классную комнату с согласия учителя.

16. Будьте всегда вежливыми, тактичными, скромными, заинтересованными.

17. Неукоснительно выполняйте просьбы, поручения и распоряжения учителя, директора, завуча, следуйте их рекомендациям и советам.

18. Познакомьте с данной памяткой учителя, который станет вашим добрым советчиком и наставником.

19. Директору школы вручите направление на практику, критерии оценки результатов работы студента на преддипломной практике (к характеристике).

20. Постарайтесь быть хорошим примером для подражания.

 

Приложение №3

СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО

1. Цели и задачи преддипломной практики

 

2. 1 этап — выполнение работы в качестве учителя технологии

а) тематическое планирование;

б) конспекты уроков технологии;

в) внеучебное мероприятие по технологии

г) наглядные пособия, изготовленные к урокам во время практики;

работы учащихся или их фото.

 

3. 2 этап — выполнение работы в качестве классного руководителя

а) план воспитательной работы;

б) характеристика классного коллектива;

в) психолого-педагогическая характеристика ученика;

г) конспект классного часа;

д) конспект КТД (внеклассного мероприятия);

е) родительское собрание (протокол, доклад).

 

4. Тетрадь педагогических и методических находок

а) изучение опыта учителей, СОШ

б) исследовательская работа по теме дипломной работы

 

5. Дневник с анализами и оценками каждого проведенного урока, внеучебного мероприятия по предмету; за работу в качестве классного руководителя

 

6. Характеристика(с оценкой, подписями учителей, подписью классного руководителя, заверенная подписью директора и печатью СОШ)

 

Отчет

 

Фотоотчет

 

9. Презентацияконференции, выступление (диск СД)

 

10. Электронный вариант отчетной документации преддипломной практики (диск СД)

 

11. Ведомость на оплату воспитателям и администрации ДОУ (по г. Строитель), трудовые договора, профориентационная работа

 

Приложение № 4

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА

Отчета практиканта

1. Как шла подготовка к преддипломной практике, особенно планирование практической работы.

2. В какой школе, классе, группе продленного дня проходила практика.

3. Выполнение программы практики, ее задач, всех видов планов.

4. Результаты учебной и воспитательной работы, проведенной за время практики.

5. Краткая характеристика коллектива класса.

6. Описание работы с родителями учащихся.

7. Какие затруднения возникли в процессе практики и как они были преодолены.

8.Краткий анализ своей работы: чему научился на практике, какие обнаружил пробелы в подготовке к самостоятельной работе в школе.

9. Наиболее яркие, удачные моменты в работе.

 

Приложение № 5

КРИТЕРИИ,

Которыми руководствуется учитель,

Оценивая результаты преддипломной практики

(к характеристике практиканта)

1. Знание программ, содержание материала, степень сформированности профессионально-педагогических умений.

2. Умение планировать учебно-воспитательную работу в классе.

3. Умение воздействовать на уроке на сознание, чувства и волю детей.

4. Умение организовать детей на работу, привлечь внимание, вызвать интерес к изучаемому материалу.

5. Умение осуществлять индивидуальный подход к детям и предупреждать их отставание в учебных занятиях.

6. Степень овладения воспитательной работой с детьми.

7. Культура общения с детьми, коллегами, родителями, администрацией.

8. Умение осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям в ходе учебно-воспитательного процесса.

9. Умение проводить работу с родителями.

10. Положительные стороны и основные пробелы в педагогической подготовке практиканта.

11. Добросовестное отношение практиканта к работе, замечаниям, его дисциплина, культура поведения и внешнего вида.

12. Уровень сформированности профессиональной направленности: любовь к детям, интерес к педагогической деятельности, ответственное, добросовестное отношение к практике, инициативность, активность, самостоятельность, исполнительность, дисциплинированность.

13. Оценка индивидуально-личностных особенностей практиканта.

14. Оценка практики. Характеристика должна быть заверена подписями директора, учителей, классного руководителя и печатью школы.

Приложение № 6

Примерные темы для выступлений на итоговой конференции по преддипломной практике

1. Особенности построения учебной работы в сельской школе в отличие от городской.

2. Работа учителей с родителями.

3. Нетрадиционные формы и творческие приемы работы учителей.

4. Мои педагогические и методические находки на преддипломной практике.

5. Пути реализации развивающего обучения школьников на уроках.

6. Осуществление связи учебной и внеучебной работы.

7. Реализация воспитывающего характера обучения.

8. Эффективные приемы организации домашних заданий учащихся.

9. Формирование межличностных отношений в коллективе школьников.

10. Специфика использования различных видов наглядности на уроках на этапе объяснения нового материала при изучении сложных тем.

11. Приемы личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников.

12. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс учителями моей школы.

13. Приемы осуществления дифференцированного подхода в обучении школьников на уроках (из опыта моей работы на преддипломной практике).

14. Особенности построения воспитательной работы в сельской школе в отличие от городской.

Приложение № 7

ОБРАЗЦЫ

Титульных листов отчетной документации

1.

ГБОУ СПО «Яковлевский педагогический колледж»

Портфолио процесса

преддипломной практики

студент(а, ки) … группы

(ФИО)

База практики:

(адрес)

МБОУ СОШ №

Учитель:

(ФИО)

 

Классный руководитель:

(ФИО)

 

Сроки практики:

с … по …

 

Строитель …

2.

ГБОУ СПО «Яковлевский педагогический колледж»

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ

уроков и внеучебных мероприятий,

составленных на преддипломной практике

студент(а,ки) … группы

(ФИО)

 

База практики:

МБОУ СОШ №

 

Учитель:

(ФИО)

 

Классный руководитель:

(ФИО)

 

Сроки практики:

с … по …

 

Строитель …

3.

ГБОУ СПО «Яковлевский педагогический колледж»

ОТЧЕТ

о прохождении

преддипломной педагогической практики

студент(а,ки) … группы

(ФИО)

 

База практики:

МОУ СОШ №

Учитель:

(ФИО)

Классный руководитель: (ФИО)

 

Сроки практики:

с … по …

 

Строитель …

 

4.

ГБОУ СПО «Яковлевский педагогический колледж»

Д Н Е В Н И К

оценок за уроки и внеучебные мероприятия,

проведенные во время прохождения

преддипломной практики

студент(а,ки) … группы

(ФИО)

 

База практики:

МБОУ СОШ № Учитель:

(ФИО)

Классный руководитель:

 

(ФИО)

Сроки практики:

с … по …

 

Строитель …

Приложение № 8

ФОРМА

Дневника оценок

№ п/п Дата Класс Тема урока Анализ /учитель/ Оценка /роспись/

Учитель: (роспись) (ФИО)

Классный руководитель: (роспись) (ФИО)

Директор МОУ СОШ № (роспись) (ФИО)

 

Росписи учителей и директора заверяются печатью школы

Приложение № 9

Информационный листок

о начале преддипломной педагогической практики студент(а,ки) … группы (ФИО)

Прибыл в … и приступил к практике …

Уроки ведет по … в … классе

Учитель …: …

Классное руководство в … классе

Классный руководитель: …

Директор школы: …

Зам. директора по учебно-воспитательной работе: …

Телефон: …

Расписание звонков