Профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере Ярославской области

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Основные аспекты трудоустройства и занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • 1.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • 1.2 Особенности профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Глава 2. Профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере Ярославской области
  • 2.1 Меры и программы по трудоустройству и профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ярославской области
  • 2.2 Анализ профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения в родителей в Ярославской области
  • Заключение
  • Список источников и использованной литературы
  • Приложение
  • Введение
  • Дети-сироты — это социальный феномен, проявляющийся во всех аспектах социальных отношений в современном российском обществе и заслуживающий самого пристального внимания социальной работы.
  • Серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники интернатных учреждений и детских домов, — это выбор будущей профессии.

    Вопрос «Кем я стану?» задает себе каждый молодой человек. В подобной ситуации, главное — не растеряться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям.

  • Актуальность: Профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей представляет собой сложный, длительный и динамический процесс формирования личностью системы отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала. Именно профессиональное самоопределение играет важную роль в социальной адаптации данной категории детей.
  • Объектом данного исследования является процесс профессионального самоопределения детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Предметом исследования являются частные вопросы, связанные с трудоустройством и профессиональным самоопределением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Цель исследования: определить уровень профориентационной работы, и выявить основные особенности самоопределении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Задачи:
  • 1.

    13 стр., 6229 слов

    Психосоциальная помощь детям-социальныи сиротам

    ВВЕДЕНИЕ             «Сложность переходного периода  в  развитии  общества,  масштабность  и острота его социальных, культурных  и  экономических  проблем  обуславливают актуальность  активного  поиска  оптимальных   путей   подготовки   молодого ...

    Выявить сущность категорий профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение.

  • 2. Определить проблемы, существующие при профессиональном самоопределении.
  • 3. Проведение опытно-экспериментальной проверки уровня профессионального самоопределения воспитанников.
  • Степень научной изученности. Проблемы самоопределения, развития и становления личности рассмотрены такими авторами как А.А Бодалев, Ю.М Орлов, П.Г Щедровицкий, К.Г Юнг, Н.С и Е.Ю. Пряжниковы, А.Д Сазонов, Н.И Калугина, М. Галишникова, О.А Конопкин, А. Осницкий. Бодалев А.А. Мотивация личности: Феноменология, закономерности и механизмы формирования. — М.: АПС СССР, 1982. — 194 с.; Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: книга для учителя. — М., Просвещение, 2003. 286 с.; Щедровицкий П.Г. Лекция о самоопределении. [Электронный ресурс] / Проектирование. — Крым, Новый Свет, июль 2001. // http: // www. shkp.ru.(Дата обращения: 2.03.2012).

    ; Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — М., «Прогресс «Универс»,2001. — 336 с. ; Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: Первое сентября, 2004. — 196 с.; Сазонов А.Д., Калугин Н.И., Менщиков А.П. и др. Профессиональная ориентация молодежи.- М.: Высшая школа, 2009. — 272 с.; Галишникова М. Этапы профессионального самоопределения подростков / Галишникова М. // Прикладная психология и психоанализ. №2. М., 2006. — С. 59-64. ; Конопкин О.А., Осницкий А.К., Жуйков Ю.С., Сипачев Н.О. (НИИ ОПП АПН) Недостаточная сформированность навыков саморегуляции как одна из причин трудностей профессионального самоопределения учащихся. / Профессиональная ориентация и обучение (теоретические и прикладные проблемы): Межвузовский сборник научных трудов. — Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 2002. — 134 с

  • Исследованием по изучению профессиональной ориентации молодежи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимались такие ученые как, Ю.П. Поваренков, В.Ф. Сафин, Е.И. Головаха, Н.И Карасаева, Е.А Климов, Н.Н Толстых, П.А Шавир, Н.В Лебедева, Е.О Гордиевская, Е.М Старобина и др.

    12 стр., 5853 слов

    Организация музыкального воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, в системе комплексной педагогической работы

    27 Реферат: Организация музыкального воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей в системе комплексной педагогической работы План 1. Принципы и методы музыкального воспитания в специальном учреждении для умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей 2. Специфика музыкальной работы в детском доме для умственно отсталых детей-сирот и детей, ...

    Поваренков Ю.П. «Психологическое содержание профессионального становления человека», 2002; Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности, 2005; Головаха Е. Психологическое время личности , 2007; Карасаева Н.И. «Психологические особенности развития коммуникативных способностей у подростков, оставшихся без попечения родителей», 2000; Климов Е.А. Путь в профессию, 2011; Толстых Н.Н. Сравнительное изучение отношения к будущему у подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи, 2004; Лебедева Н.В Профессиональное самоопределение социальных сирот на этапе подростничества, 2011; Гордиевская Е.О, Старобина Е.М. Профессиональный выбор в процессе профессионального самоопределения детей-сирот,2012.

  • В структуру работы входят введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
  • Глава 1. Основные аспекты трудоустройства и занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сиротство — это социальное явление, которое обусловлено наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие различных социальных факторов. К данным факторам могут быть отнесены: лишение родительских прав обоих родителей либо единственного родителя, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях и в установленном законом порядке дали согласие на их усыновление (удочерение).

Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Федеральный Закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «/ Собрание Законодательства РФ, 23.12.1996,№ 52,- С. 5880. Дети, оставшиеся без попечения родителей — дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Федеральный Закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «/ Собрание Законодательства РФ, 23.12.1996,№ 52,- С. 5880. Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. Социальная защита и поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется рядом международных, федеральных и региональных нормативных актов, имеющих целью заботу государства о данной категории детей. Их деятельность регламентируется следующими документами: Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ (ст.34,35,39), Семейный кодекс РФ (ст.121—125 и др.), Жилищный кодекс РФ (ст.53, 60, 62).

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4-6 лет

27 Введение Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Наиболее важные признаки развития это – дифференциация, расчленение раннее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Существует много типов развития, ...

Из специальных нормативных правовых актов, предусматривающих социальную защиту детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, необходимо выделить Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также гарантируется полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сиротских учреждениях, их право на бесплатное получение образования и на бесплатный проезд на городском и пригородном пассажирском транспорте. Кроме того, закон закрепляет за сиротами право на внеочередное бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение, на обязательное трудоустройство, на получение жилья по окончании учебы или службы в армии. Закон освобождает сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от оплаты коммунальных услуг. Зубарева О. Законодательство об обеспечении прав детей // О. Зубарева , 2005-С. 6. В Семейном Кодексе РФ (ст. 121 п. 2) за субъектами Российской Федерации закреплено право определять вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей. С целью усиления социальной поддержки приемных семей в регионах принимаются нормативные правовые акты, устанавливающие размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти (гл. 2 Федерального Закона № 48-ФЗ от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве «субъекта РФ).

Они осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативно-правовыми актами, определяющими статус этих органов (ст.6 п.1 Федерального закона № 48 ФЗ от 24.04.2008 года « Об опеке и попечительстве»).

Дети, по различным причинам оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление/удочерение, под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью), а при отсутствии такой возможности — в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п.1 ст.123 Семейный кодекс Российской Федерации).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать новые формы устройства детей. Во многих субъектах Российской Федерации реализуются дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такие, например, как: предоставление бесплатного проезда в общественном транспорте, обучения на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования, выплата повышенной стипендии и пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей и другие. На территории Российской Федерации в целях оказания содействия в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, был принят Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». В гл. 1 ст. 1 данного закона формулируются понятия «государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей», «региональный банк данных о детях», «федеральный банк данных о детях», «федеральный оператор государственного банка данных о детях», «региональный оператор государственного банка данных о детях» и «граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи».

Комментарий к Семейному кодексу / под ред. Макевич М. Г., Кузнецова И. М., Марышева Н. М.., 2010- С.56. Под государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, понимается совокупность информационных ресурсов, а также процессы сбора, обработки, накопления и хранения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Он складывается из регионального и федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей. На региональном уровне банком данных занимается орган исполнительной власти субъекта РФ, который в случаях выявления детей, оставшихся без попечения родителей, организует их устройство в семьи. Государственный банк данных о детях был сформирован с целью осуществления учета детей, оставшихся без попечения родителей; оказания содействия в их устройстве на воспитание в семьи; создания условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Морозова Е.Л. К определению социальной политики и социальной защиты «. В 2 т. М., 2004-С. 2. Дети-сироты как массовое явление современного общества должны отдельно рассматриваться законодателями на федеральном и региональном уровнях сразу в нескольких аспектах: приоритетное устройство в замещающие семьи; внеочередное обеспечение жильем в полном объеме; квотирование мест в общеобразовательных учебных заведениях РФ различного уровня; квотирование рабочих мест на предприятиях и в учреждениях различных форм собственности и др. С целью пресечения иждивенческих настроений, часто присутствующих в характере детей-сирот, обеспечение жильем необходимо проводить путем предоставления ипотечных беспроцентных кредитов, частично финансируемых государством. Кроме того, необходимо ограничить право собственности на жилье, приобретенное детям-сиротам государством за счет средств федерального и регионального бюджетов, в целях его сохранности и воспрепятствования мошенничеству. В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо систематически проводить социально-бытовую адаптацию, для чего требуется увеличение количества кадровых работников, психологов, социальных педагогов и социальных работников, а также необходимо увеличение финансирования вышеуказанных учреждений. 1.2 Особенности профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей трудоустройство занятость сирота социальный Подростки из детских домов чаще имеют проблемы с самоопределением как профессиональным, так и личностным, чем другие дети. Выделяют ряд факторов, негативно влияющих на формирование способности к самоопределению. Рассмотрим некоторые из них: — Проживание в детском доме обуславливают замкнутость и ограниченность пространства жизни, отсюда — ограниченность и однообразность социального контакта. Это особенно проявляется у ребят из периферийных детских домов. Например, в Ярославской области это такие детские дома, как Первомайский детский дом (с. Пречистое).

7 стр., 3071 слов

Агрессивность детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей. Диагностика и коррекция

ПЛАН Введение 1. Модели изучения агрессии и агрессивного поведения 1.1. Теория влечения (психоаналитический подход). 1.2. Экологический подход. 1.3. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель). 1.4. Теория социального научения (бихевиоральная модель). 2. Виды и формы проявления агрессивности личности. 3. Теоретические подходы к изучению эмоционального восприятия 4. Опытно-экспериментальное ...

— Ограниченность общения с детьми-сверстниками приводит к недостаточному знакомству с примерами детской игровой культуры, которая задает основы самоопределения. — Недостаточность контактов с родственниками также снижает способность к самоопределению, так как у ребенка не имеется примера самореализации его предков. Подросток не видит прошлого семьи, а значит, ему сложно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно сказывается на развитии ребенка в целом. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 2002. — С.101. У подростка преобладают мотивы сегодняшнего дня, ближайшего будущего. Например, на вопрос о мечте многие ребята отвечают примерно так: «Закончить среднюю школу , поступить в университет, а дальше будет видно». В связи с преобладанием коллективного воспитания доминируют отношения, при которых роль индивидуальных качеств личности принижаются. Картина мира каждого воспитанника в отдельности нецелостна, фрагментарна, имеет пробелы, которые подростку сложно заполнить собственным опытом в силу того, что возникают затруднения в его осмыслении. Отдельная проблема — преобладание директивно-опекающего стиля в системе общения ребенка и взрослого на фоне утраты базового доверия к миру вследствие материнской депривации. У ребенка из детского дома отсутствует важный пункт в отношениях к себе со стороны взрослых. Выделяют два уровня отношений между взрослыми и детьми: 1)безусловная любовь со стороны родителей, родственников; 2)объективная оценка со стороны остальных взрослых на втором. Очевидно, что ребята из детского дома не имеют первого уровня, из-за чего они склонны видеть себя только с критической стороны, чего недостаточно для адекватной самооценки. Наличие этих и многих других факторов обуславливает следующие особенности самосознания подростков-сирот: склонность избегать ответственности за любой выбор и передавать ее опекающему взрослому, наличие потребности в психологическом слиянии, наличие нерасчлененного отношения к себе, стремление размыть границы собственного «Я», содержание которого бедно, слабо структурировано и часто зависит от ситуации. Не сформированность «Я» подростка не позволяет ему представить себя в отдаленной временной перспективе. Временная перспектива у воспитанников детского дома значительно сужена по сравнению с перспективой будущего у обычных подростков. Подростки из детских домов мало задумываются о сколько-нибудь отдаленном будущем, основные их желания, стремления, намерения связаны с сегодняшним днем или самым недалеким будущим.Адлер А. Беспризорные дети. // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия/Ред.-сост. В.С.Мухина. М.: Просвещение, 2006-С.134-143. Важная сторона временной перспективы и у подростков из семьи, и из детских домов — представления о будущей профессии, но их формирование идет разными, по существу противоположными путями. У детей-сирот крайне сужен круг выбираемых профессий и весьма ограничена мотивация выбора. Это связано с отсутствием своей истории, выбор ограничивается специальностями, которым обучают в училищах, техникумах. Статистические данные подтверждают это. По сведениям о детях в возрасте от 16 и старше: из 191 человека в 2009 году в училища поступили 110, в техникумы 21, в ВУЗы 10, устроились на работу 6. Из 159 человек в 2010 году в училищах 138, в техникумах — 25, в ВУЗах 3, устроились на работу 7 человек.Ярославская статистика: http://www.oblstat.yar.ru.(Дата обращения: 12.03.2012).

Отметим также, что воспитанники детских домов часто не указывают конкретную профессию, а говорят, например, так: «Я бы хотел получить хорошую специальность», «хорошую работу», «устроиться на ту работу, которую хочу», не указывая конкретных намерений. Развитие, самоопределение подростков, воспитываемых в семье, отличается от детей-сирот. Обуславливается это различием социальных ситуаций, а именно, занимаемым ими неодинаковым местом в системе доступных им общественных отношений. Одно из основополагающих понятий детской психологии — социальная ситуация развития. Это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концуБожович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2001- С. 149.. В ходе профессионального самоопределения у детей-сирот возникают следующие кризисы: Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация; Случайные судьбоносные моменты жизни, влияниям которых особенно подвержены подростки. Вследствие большого количества факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение детей-сирот, необходимо особенно внимательно относиться к профориентационной работе с этой категории учащихся. Глава 2. Профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере Ярославской области 2.1 Меры и программы по трудоустройству и профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ярославской области В настоящее время в области все больше внимания уделяется вопросам социальной адаптации выпускников образовательных учреждений интернатного типа. Приоритетным направлением работы в части организации жизнедеятельности несовершеннолетних является решение вопросов, связанных с их профессиональной ориентацией и подготовкой, созданием условий для трудоустройства. В Ярославской области в 2012 году 5307 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети, оставшиеся без попечения родителей).

В интернатных учреждениях воспитываются 1231 чел., в замещающих семьях (опека, приемная семья) — 3614 чел. Ярославская статистика. http://www.oblstat.yar.ru.(Дата обращения: 12.03.2012).

На территории Ярославской области осуществляется целенаправленная работа по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и трудоустройству детей, оставшихся без попечения родителей. Профориентационная работа состоит из трёх уровней: первичный, муниципальный, областной; каждый из которых имеет свои задачи и направления деятельности. Система характеризуется наличием широких партнерских связей. Качество работы в рамках системы и эффективность ее функционирования обеспечивается специальными организационно-управленческими мерами, нормативно-правовыми документами и информационно-методическими материалами. В рамках многоуровневой региональной системы обеспечена доступность получения всех видов помощи профориентационного сопровождения: информационной и консультационной — школьникам, в том числе детям, оставшимся без попечения родителей, методической помощи — специалистам, участвующим в профориентационной деятельности. С 2008 по 2011 год в Ярославской области консультации по вопросам выбора профессии в своих учебных заведениях получили все учащиеся 9 -11 классов образовательных учреждений интернатного типа (около 750 чел).

За консультациями в особенно сложных ситуациях профессионального выбора дети направляются в Центр «Ресурс», Образование в Ярославской области.http://www.depedu.yar.ru (Дата обращения: 2.03.2012).

Результатами профориентационной работы являются: § определение основных и запасных вариантов профессионального выбора в соответствии с имеющимися склонностями способностями, требованиями рынка образования и рынка труда; § выбор профессионального учебного заведения и профессии с учетом имеющихся медицинских противопоказаний; § повышение уровня социально-трудовой мотивации и компетентности детей, оставшихся без попечения родителей. Важную роль в формировании профессионального самоопределения обучающихся играет трудовая подготовка, осуществляемая в образовательных учреждениях в рамках учебного плана. В последнее время значительно улучшилась материально-техническая база школьных кабинетов трудового обучения, производственные мастерские школ-интернатов оснащаются современным оборудованием. В Ярославской области 34 образовательных учреждения интернатного типа осуществляют выпуск детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство воспитанников замещающих семей обучаются в общеобразовательных школах. Примером системного решения вопросов профессиональной ориентации, трудовой и профессиональной подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, дальнейшей профессиональной адаптации выпускников является деятельность педагогического коллектива государственного образовательного учреждения Багряниковской специальной (коррекционной) школы-интерната. За последние пять лет из школы-интерната выпущено 86 воспитанников из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, из них: 23% устроены на постоянную работу; 62% продолжают профессиональное обучение; 5% работают, но имеют случайные заработки (3 % находятся на инвалидности, 4% находятся в отпуске по уходу за ребёнком).

Официальный сайт ГОУ ЯО Багряниковской школы-интерната. http://bagraniki.edu.yar.ru(Дата обращения: 3.03.2012).

В работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, важное место занимает подготовка их к самостоятельной жизни, направленная на обеспечение дальнейшей социализации. В образовательных учреждениях интернатного типа реализуются авторские образовательные программы по социальной адаптации воспитанников: § «Школа жизни», «Домашняя кухня», «Совет выпускников» (МОУ Детский дом Ленинского района г. Ярославля); § «Социальная адаптация и интеграция воспитанников детского дома в общество» (МОУ детский дом МХВ г. Ярославля); § «Становление» (ГОУ ЯО Переславль-Залесский специальный (коррекционный) детский дом); § «Успех» (МОУ детский дом № 79 г. Рыбинска); § «Будущее в настоящем» (МОУ детский дом № 72 г. Рыбинска); § «Воспитание семьянина в условиях детского дома» (МОУ Малаховский детский дом) и др. Программы направлены на воспитание у детей, оставшихся без попечения родителей, готовности к трудовой деятельности, развитие у них социально-бытовых умений и навыков, воспитание семьянина, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, подготовку к самостоятельному решению социально-экономических задач. Важное значение в вышеназванной работе имеет профессионализм воспитателей как инструмент повышения качества жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов. За последние два года более 170 воспитателей участвовали в обучающих семинарах и курсах повышения квалификации, организованных специалистами Института развития образования и ГОУ ЯО «Центр помощи детям». Социальная поддержка обучающихся и выпускников из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивается в полном объеме в соответствии с федеральными и региональными законодательными и нормативными правовыми актами. Ежегодно около 600 детей, оставшихся без попечения родителей, являются выпускниками общеобразовательных учреждений, из них: выпускники интернатных учреждений составляют более 250 чел.Образование в Ярославской области.http://www.depedu.yar.ru(Дата обращения 2.03.2012).

В учреждения начального профессионального образования (далее ОУ НПО) поступают в среднем 77% от общего контингента выпускников интернатных учреждений, 15% поступают в техникумы и колледжи, становятся студентами ВУЗов, около 4% продолжают обучение в 10 классе, 3% выпускников трудоустраиваются (остальные 1% — это случаи, когда выпускники призываются на службу в ряды Российской армии, попадают в места лишения свободы, находятся в отпуске по уходу за ребёнком).

Среди воспитанников замещающих семей значительно выше процент поступающих в учреждения СПО и ВУЗы — 41%. В настоящее время в 42-х учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в функциональной подчиненности департамента образования, обучается 1436 детей, оставшихся без попечения родителей, или 10% от общего контингента, в том числе: в учреждениях начального профессионального образования — 1292 чел., в учреждениях среднего профессионального образования — 144 студента. В учреждения среднего профессионального образования прием обучающихся из числа детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на внеконкурсной основе при условии успешной сдачи вступительных испытаний, в учреждения начального профессионального образования — без вступительных испытаний на бесплатной, доступной основе. В Ярославской области реализуется право детей, оставшихся без попечения родителей, на бесплатное второе начальное профессиональное образование. В 2008-2009 учебном году второе начальное профессиональное образование получают 233 обучающихся (18% от общего числа обучающихся в ОУ НПО детей, оставшихся без попечения родителей).

Ярославская статистика: http://www.oblstat.yar.ru.(Дата обращения: 12.03.2012).

Для подростков, не получивших основного общего образования, детей с ограниченными возможностями здоровья, в 16-ти профессиональных училищах Ярославской области ведется профессиональная подготовка по 24 профессиям как, автомеханик, сварщик, станочник, столяр, тракторист-машинист, парикмахер, повар и т.д. По данным службы занятости число выпускников ОУ НПО из числа детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных в качестве безработных, составляет в процентном отношении от общего числа выпускников-сирот: в 2005г. — 15,3%, в 2006г. -19,2%, в 2007г. — 9,3%, в 2008г.- 14,6%, 2009- 13,7 %, 2011 г.- 12 % .Доля выпускников учреждений начального профессионального образования, состоящих на учете в службе занятости, к общему числу выпускников остается стабильной — 4,0%. Анализ состояния работы по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и трудоустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ярославской области указывает на следующее:

· показателями готовности подростка к выпуску из детского дома являются: благоприятный прогноз относительно состояния физического и психического здоровья; благоприятный прогноз его дальнейшего жизнеустройства (наличие жилья), социальная компетентность; наличие нескольких вариантов продолжения обучения в образовательных учреждениях; наличие лица несущего личную ответственность за успех постинтернатной адаптации выпускника; наличие нескольких вариантов трудоустройства;

· при проведении профориентационной работы наибольшие трудности в выработке и реализации профессионально-образовательных планов возникают у детей, оставшихся без попечения родителей, при влиянии таких факторов, как: позднее поступление воспитанников в детские дома, наличие медицинских противопоказаний, неустойчивая мотивация выбора и склонность под влиянием «чужих» решений изменить свой собственный выбор, ограниченность выбора учебного заведения.

В Ярославской области накоплен положительный опыт работы по постинтернатному сопровождению. С 2008г. по 2010 г. более 60 выпускников детских домов и школ-интернатов получали поддержку в форме наставничества, реализуя право на постинтернатный патронат. Результатом данной работы можно считать, стабильное обучение в учреждениях НПО, СПО и ВУЗах, отсутствие правонарушений, самовольных уходов, рациональное использование личных средств, содержательный досуг, стремление к повышению профессиональной квалификации. Постинтернатное сопровождение выпускников осуществлялось: в МОУ детском доме Ленинского района, ГОУ ЯО Багряниковской СКОШИ, МОУ Даниловском детском доме, МОУ Первомайском детском доме, МОУ школе-интернате № 9 г. Ярославля, МОУ Октябрьском детском доме Некоузского муниципального района, МОУ Малаховском детском доме Тутаевского муниципального района, ГОУ ЯО Семибратовском детском доме «ЦДВ».

С 2010 года большой вклад в поддержку студентов из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вносит некоммерческая общественная организация ЯРБОО «Друзья русских сирот»: 11 студентов высших учебных заведений г. Ярославля получают ежемесячную материальную поддержку в размере 2500 т.р., каждый, 10 успешных студентов ПУ и колледжей получают ежемесячную материальную поддержку в размере 400 руб. каждый, 9-ти студентам оплачены курсы дополнительной профессиональной подготовки (курсы иностранного языка, курсы подготовки водителей, секретарей-референтов и др.).

Законом Ярославской области от 9 ноября 2007 г. № 70-з «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству» с 01.09.2008 г. предусмотрена новая форма поддержки совершеннолетних выпускников из числа детей, оставшихся без попечения родителей, — социальная адаптация. Закон позволяет осуществлять социальную адаптацию в отношении выпускников детских домов, школ-интернатов и приёмных семей до достижения ими возраста 23 лет.Закон Ярославской области от 9 ноября 2007 г. № 70-з «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству» Собрание Законодательства РФ, 23.12.1996,№ 52, С. 4355.

В настоящее время департамент образования готовит порядок осуществления социальной адаптации выпускников из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ярославской области. В рамках региональной экспериментальной площадки специалистами ГОУ ЯО Семибратовского детского дома «Центр Духовного Возрождения» разрабатывается региональная модель службы социальной адаптации выпускников детских домов.

Таким образом, в Ярославской области уделяется большое внимание вопросам социальной адаптации выпускников образовательных учреждений интернатного типа. Существует множество программ, таких как «Будущее в настоящем», «Социальная адаптация и интеграция воспитанников детского дома в общество», «Успех», «Школа жизни» и т.д., которые обеспечивают профессиональную подготовку и трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важное значение в данной работе имеет профессионализм и ответственность воспитателей, как инструмент повышения качества жизни воспитанников детских домов и школ интернатов.

2.2 Анализ профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения в родителей в Ярославской области

Вопросы профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день являются чрезвычайно актуальны, поскольку в современном обществе количество детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно растет, а вопрос как происходит процесс профессионального самоопределения этих детей, требует тщательного изучения.

При выпуске из детского закрытого учреждения дети-сироты должны уметь «строить» и осуществлять свою жизнь самостоятельно поэтому вопрос профессионального и жизненного самоопределения, эффективности и действенности этих процессов чрезвычайно важны на данном этапе.

Социальная ситуация становления и развития детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей обуславливает их специфические личностные качества и поведенческие особенности, которые затрудняют социальную адаптацию выпускников детских домов и интернатов.

Исходя из вышесказанного, автором было проведено исследование профессионального самоопределения воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Исследование проводилось на базе детских домов и школ — интернатов г. Ярославля и Ярославской области, таких как МОУ Детский дом Ленинского района г. Ярославля, МОУ детский дом МХВ г. Ярославля.

Экспериментальная группа включала в себя 101 выпускника детских закрытых учреждений.

Целью данного исследования выступило:

1)изучение основных структурных компонентов профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2) изучение результата процесса профессионального самоопределения профессиональных намерений и профессионального выбора.

В качестве гипотез данного исследования были выдвинуты следующие: для воспитанников детского дома и школы-интерната характерно специфическое отношение к будущей профессиональной деятельности — будущая профессиональная деятельность не видится воспитанниками детских домов и школ-интернатов как значимая для собственной самореализации; в процессе профессионального самоопределения в период пребывания в детском закрытом учреждении подростки не занимают субъектной позиции, не активны в самоопределении.

Результаты, проведенного авторского исследования показали, что итогом профессионального самоопределения детей — сирот, и детей оставшихся без попечения родителей становятся сформированные профессиональные предпочтения, а профессиональный выбор воспитанников детских домов и школ-интернатов подавляющее большинство респондентов(87%) уже сделали, выбрали будущую профессию и имеют четкие профессиональные предпочтения. Остальные 13% опрашиваемых еще не определились с выбором будущей профессии.

Анализ мотивации респондентов при выборе профессии показал, что преобладающий мотив выбора профессии и у воспитанников интернатных учреждений — это собственный интерес к профессии (42% опрашиваемых), 31% воспитанников детских домов и школ-интернатов не смогли назвать ни одного мотива, почему ими была выбрана та или иная профессия; 10% опрашиваемых выбрали в качестве основного мотива высокую заработную плату, а оставшиеся 17 % респондентов не определились с мотивом выбора профессии.

Относительно работы самосознания в процессе профессионального самоопределения можно сказать, что эта составляющая процесса недостаточно развита у данной категории детей. По результатам исследования воспитанники детских домов и школ-интернатов называют в качестве особо значимых качеств такие как воля, лидерство, память, физические способности (57 %).

Из личностных способностей и качеств менее всего у воспитанников детского дома, школы-интерната развита способность общаться с другими людьми(24 %).

Также ниже они оценивают внешние данные, предприимчивость, логичность, координацию движений (19 %).

В своих профессиональных намерениях выпускники детских учреждений более ориентированы на те профессии, которые чаще встречаются в их непосредственном социальном окружении (профессии культурной и научно-технической сферы, образование — 85 %).

Профессии, связанные с умственным трудом, а также профессии в сфере торговли и бизнеса менее популярны у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу реалистичности профессиональных намерений выпускников детских домов(15 %).

При выборе профессии большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наиболее важным для себя считают будущую заработную плату(61 %), далее следуют интересы и сходные увлечения (28 %), 9 % опрашиваемых обозначили собственный интерес к выбранной ими профессией, а 2 % опрашиваемых ответили, что у них не было выбора.

Относительно информированности о разнообразных профессиях около 58% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей указали, что они были информированы из различных источников, таких как Официальный сайт Центра занятости г. Ярославля, от воспитателей детских домов, от друзей и знакомых ,а также в качестве источников были указаны разнообразные ярмарки вакансий, которые проходили в г. Ярославле. Однако 42% детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей указали что они не были информированы о тех или иных профессиях, следовательно можно выделить в качестве проблемы данное обстоятельство.

Наиболее важными для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. находящихся в детском доме являются разнообразные мероприятия, которые проводятся в детских учреждениях. Они оказывают колоссальное воздействие на профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам исследования 71 % респондентов указали, что данные мероприятия проводились у них в детском доме. Например, в детском доме Ленинского Района г. Ярославля осуществляются программы «Школа жизни». «Поделись своей мечтой», которые направлены на помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в профессиональном выборе.

21 % опрашиваемых указали что в их детских домах никаких мероприятий не проводилось ,и 8 % респондентов указали что не знают проводились они или нет.

Безусловно, дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей сталкиваются с множеством трудностей в плане профессионального самоопределения и трудоустройства. В качестве основных данная категория детей выделила следующие:

· низкая правовая грамотность в сфере трудоустройства(19 %);

· страх перед мошенничеством и обманом(16 %);

· психологические трудности (травмирование личности самой ситуацией брошенности) (11 %);

· слабые коммуникативные способности, ограниченность общественных контактов(19 %);

· отсутствие эталона подражания (не от кого отталкиваться, строя свой образ) (17 %);

· недостаточная информированность, незнание возможностей профессионального старта (прав, способов освоения профессии, самих профессий) (18 %).

Обобщая полученные данные, можно сделать следующие выводы. В силу высокой значимости для воспитанников детских домов и школ-интернатов профессионального самоопределения и выбора к концу воспитания в детском закрытом учреждении они имеют значимо больше сформированных реалистичных профессиональных предпочтений. Воспитанники детских домов и школ-интернатов ориентированы на более простой, низкоквалифицированный труд и на те профессии, которые чаще встречаются в их непосредственном социальном окружении (педагогов, воспитателей, медработников, водителей), а также на специальности среднего уровня профессионального образования. Профессиональные предпочтения воспитанников детских домов и школ-интернатов достоверно более соответствуют их профессиональным ценностям, но достоверно менее соотносятся с их личностными качествами, способностями и умениями.

Таким образом гипотеза, выдвинутая в начале исследования не нашла своего подтверждения, так как исследование показало что большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей занимают активную позицию в профессиональном самоопределении.

Заключение

Профориентационная работа является важным компонентом социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она включает получение информации о профессиях, необходимых народному хозяйству, путях их приобретения, о потребности района, в котором живут воспитанники, в тех или иных кадрах, о возможностях трудоустройства и т.д., а также формирование общественно ценных мотивов их выбора, ценностных ориентаций, определённой профессиональной направленности, психолого-педагогические и медицинские консультации по вопросам профессиональной пригодности.

Профориентационная работа с воспитанниками помогает решению задачи формирования социальной активности личности, ориентации на общественно-полезный труд согласно своим способностям и возможностям. В процессе этой работы развиваются интересы и склонности, формируется позитивное отношение к будущей трудовой деятельности.

Не спланировав свой личный профессиональный план, ребята часто застревают на неудачно выбранном пути: ни личности, ни обществу от этого проку нет. Человек чувствует себя профессионально неудовлетворённым. И чтобы цена приспособления к профессии не оказалась слишком большой, полезно заранее обдумать свой выбор. Однако, в настоящее время, выбор будущей профессии, профессиональное самоопределение происходит в условиях нестабильной ситуации в стране, когда подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами жизни, оторванностью от родителей, которые могли бы посоветовать ребёнку в данной ситуации. Нестабильность и неопределённость жизни, неясность перспектив социального развития общества, недостаток профессиональной подготовки в школе, ведут к тому, что наши воспитанники с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.

Адекватность же выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для подростка, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

Профессиональное самоопределение — это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Процесс профессионального самоопределения включает:

— развитие самосознания;

— формирование системы ценностей;

— моделирование своего будущего;

— построение «идеального образа» профессионала.

Совместная работа школьных учителей, воспитателей, службы центра занятости населения, дни «открытых дверей» учебных заведений, агитационная работа учебных заведений, работа школьного психолога, психолога воспитательного учреждения, социального педагога позволяет воспитанникам выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора, помогает решить проблему профессиональных поисков, или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.

По итогам развития ребёнка в школе результатом его профессионального самоопределения должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. А результатом его самостоятельной деятельности является составление личного профессионального «старта».

Для профессионального самоопределения детей-сирот большими возможностями располагает трудовая деятельность: труд по самообслуживанию, благоустройство детского дома, а также производительный труд, то есть работа в мастерской, подсобном хозяйстве, где воспитанники не только приобретают элементарные трудовые умения и навыки, необходимые для жизни, но осознают свои профессиональные возможности, склонности.

Профессиональное самоопределение не является единичным актом, это результат динамического процесса, который нельзя ограничивать каким-либо возрастным этапом. Чем раньше ребёнок начинает осознавать мир профессий и искать своё место в нём, тем более высок результат профессионального самоопределения.

В системы профориентационной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, имеются и определенные моменты, требующие ее совершенствования:

§ следует продолжить работу по повышению уровня квалификации специалистов, реализующих профориентационную деятельность в образовательных учреждениях;

§ существует устойчивая потребность в специализированных методических материалах по вопросам профессиональной ориентации и консультации детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

§ необходимо оказывать материальную помощь тем, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, кто обратился в центр занятости по поводу трудоустройства, но имеет трудности при трудоустройстве;

§ следует проводить больше различных мероприятий на которых бы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей смогли бы ознакомится с существующими профессиями и получить достаточно информации о мире профессий.

§ к решению проблем выпускников учреждений для детей-сирот следует привлекать промышленные предприятия, которые выступали бы в качестве попечителей, спонсоров этих учреждений, учредителей негосударственных учреждений для детей-сирот.

Таким образом, профориентационная работа с воспитанниками помогает решению задач формирования социальной активности детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществлять данную работу необходимо, путем привлечения промышленных предприятий, выступающих в качестве попечителей и организации различных мероприятий, необходимых для профессионального самоопределения данной категории.

Список источников и использованной литературы

Нормативно-правовая база:

1. Федеральный Закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

2. Федеральный Закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

3. Закон Ярославской области от 07.12.2004г. № 48-з (ред. от 04.12.2006 № 83-з) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Источники:

4. Адлер, А. Беспризорные дети. // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия/Ред.-сост. В.С.Мухина. -М.: Просвещение, 2006.-189с.

5. Актуальные проблемы современного детства: Сб.науч.тр.Вып.2 / Под общ. ред. Е.М.Рыбинского. -М.: НИИдетства РДФ, 2003,-120с.

6. Арямов, И.А. Изучение ребенка в детском доме // Детский дом.-2001,- №1,-145с.

7. Божович, Л.И. Психологическое изучение ребенка и индивидуальный подход к нему в процессе воспитания // Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред. Л.И.Божович.-М.: Изд. Москва , 2008. Разд.1,-223с.

8. Виноградова, В.Е. Особенности межличностных отношений в детском доме и школе-интернате. Дисс.канд. психол. наук. — М., 2002,-123с.

9. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Ред.-сост. Н.П.Иванова. М.: АПО, 2006,-334с.

10. Галките, Г.И. Изучение влияния семьи на профессиональную направленность учащихся // Проблемы профориентации и профконсультации в школе. -М.: Просвещение, 2003,-269с.

11. Гейжан, Н.Ф. Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старших подростков. Автореф. дисс.канд. психол. наук. — Д., 2004,-567с.

12. Гербеев, Ю.В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников II-III курсов пед.ин-тов. М.: Просвещение, 2001,-555с.

13. Гербеев, Ю.В. Трудовое воспитание в детском доме // Народное образование, 2004.-№12,-163с.

14. Гордон, A.C. Общественно полезная работа , 2009,-155с.

15. Дементьева, И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка. 1992,-370с.

16. Добрынин, М.А. Влияние семьи на выбор профессии старшим школьником //Проблемы профориентации и профконсультации в школе. М.: Просвещение, 2009,-276с.

17. Земляков, А.Б. Профориентационная работа с учащимися на базе педагогических классов // Проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи в современных условиях / Отв. ред. О.Г.Максимова. Чебоксары, 2004,-159с.

18. Иванова, Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям-воспитателям. -М.: Дом, 2003,-221с.

19. Касаткина, Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования. Автореф. дисс.докт. пед. наук. — М., 2005,-122с.

20. Комплексная методика изучения личности в целях выявления способности школьника к профессиональному самоопределению. Ярославль, 2003,-121с.

21. Кухарчук, A.M., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Мн., 2006,-339с.

22. Лиханов, A.A. Дети без родителей: Книга для учителей. М.: Просвещение,2007,-219с.

23. Опыт воспитания в детском доме / Под ред. Г.Я. Арнаутова. М.: Изд-во Волга, 2009,-128с.

24. Осьмак ,Л.П. Психологические особенности самоутверждения подростков. -Автореф. дисс.канд. психол. наук. Киев, 2000,-339с.

25. Ошанин, М. О призрении покинутых детей. Ярославль, 2002.

26. Павлютенков, Е.М. Профессиональная ориентация учащихся. Киев: Роднянская школа, 2003,-39с.

27. Профессиональное самоопределение: Учебное пособие / В.Д. Симоненко и др. Брянск, 2005,-390с.

28. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: ИПП — Воронеж: НПО «МОДЭКС», 2006,-111с.

29. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 2000,- 264с.

30. Раттер, М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 2007,-С.420.

31. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие / Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 2006,-С.59.

32. Толстых ,H.H. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 2004.-№3,-С.86.

33. Чистяков, H.H., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи. Кемерово, 2008,-178с.

34. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 2001,-72с.

35. Юницкий, В.А. Психологические особенности детей, потерявших родителей. Дисс. канд. психол. наук. — М., 2002,-172с.

36. ( Дата обращения: 2.03.2012)

37. ( Дата обращения : 2.02.2012)

Приложение Уважаемые респонденты! Проводится социологическое исследование по теме «Трудоустройство детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с целью изучения социальных проблем занятости детей сирот. Анкетный опрос является анонимным. Прошу Вас как можно искреннее ответить на вопросы анкеты и не утаивать собственное мнение. Инструкция по заполнению анкеты: Обведите кружком те варианты ответов, которые соответствует вашему мнению. Если в анкете не содержится ответ, который соответствует вашей точке зрения в свободной строке укажите свой (иной) вариант ответа. 1) Ваш пол а) мужской б) женский 2) Ваш возраст а) 14-16 б) 16-18 в) от 18 и больше 3)Вы определились с вашей будущей профессией? а) да б) нет 4) В какой сфере Вы хотели бы работать / работаете? а) торговля; б) бизнес и управление; в) оказание социально-бытовых услуг населению; г) научно-техническая сфера; д) образование; е) культурная сфера ж) другое (напишите что именно) 5) Что является важным для вас при выборе профессии? а) Интересы, сходные увлечения, «нравится» б) Высокая заработная плата в) Собственные способности в этой сфере г) Не знаю д) Не было выбора е) Остальные (перспективная профессия, легкая, устраивает место будущей работы) 6)Были ли вы достаточно информированы о выбранной вами профессии? а) да (укажите источник) б) нет 7) Знаете ли вы о своих правах в сфере трудоустройства? а) да (укажите источник) б) нет 8)Помогали ли вам с выбором профессии? а) да б) нет 9) Проводится/ проводились ли в вашем детском доме или школе где вы учитесь/учились мероприятия по профориентации? а) да б) нет в) не знаю 10) Оцените предложенные качества, по 3 бальной шкале по степени значимости именно для вас(1-не значимы,2-нейтральны, 3- имеют большое значение)?

Аккуратность

Логичность

Воля, лидерство

Координация движений

Умение общаться

Внешние данные

Жизненный опыт

Предприимчивость

Эстетические способности

Нравственность

Память, эрудиция

Физическая сила

11) Есть ли у Вас необходимость повысить свои профессиональные знания и навыки? а) нет; б) нет, задумывался об этом; в) да, есть (перечислите, в чем именно) 12) На ваш взгляд государство оказывает вам поддержку в трудоустройстве и профессиональном самоопределении? 13) Перечислите проблемы, с которыми вы столкнулись при выборе профессии? Спасибо за внимание!

Размещено на