Технология работы социального педагога в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Технология работы социального педагога в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Введение

социальный педагог попечение родитель

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей.

Сегодня проблема детей, в частности детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране достигла предельной остроты, и ее безотлагательное решение стало жизненно необходимым. Забота о таких детях — стержень новой социальной политики [7].

В настоящее время в РФ существует целая система учреждений, организаций, нормативно-правовых актов, направленных на защиту интересов детей данной категории, создание благоприятных условий для их вхождения в самостоятельную жизнь.

Вхождение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями, и не всегда проходят успешно, представляя собой острейшую социальную проблему. Выпускники интернатных учреждений в постинтернатный период сталкиваются с проблемами, которые связанны как с неготовностью общества принять молодых людей со статусом сироты, так и с их низким уровнем готовности к самостоятельной жизни и сложившимися внутренними установками. В связи с этим возникает необходимость создания системы постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа [18, с. 280].

Большая роль в данной работе принадлежит социальным педагогам.

Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замещающего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению человека, начиная с момента рождения, по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества. Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где ему предстоит реализовывать себя как личность по мере социального развития.

Эффективность использования технологий социально-педагогической работы зависит от конкретных условий их применения. Технологии адаптируются к условиям того учреждения, в котором они должны применяться. В то же время имеющийся опыт конкретного учреждения позволяет обогатить практику применения технологий социально-педагогической работы и оптимизировать их для более широкого круга условий реализации [9, с. 702].

10 стр., 4977 слов

Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся ...

... исследовании. Особая актуальность проблемы связана с тем, что ранняя социальная депривация (отсутствие заботы родителей о детях или девиантная забота) оказывает крайне негативное влияние на ... условиях детского дома 1.1 Особенности развития эмоциональной сферы и ее динамики у детей, воспитывающихся в детском доме Согласно теоретическим положениям Л.С. Выготского [3], развиваемых затем в работах ...

Теоретическими исследованиями работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей, занимались: Ю.В. Васильева, Т.А., Мардахаев Л.В., Л.Н. Галигузова, Т.Н. Поддубная и др.

Цель работы — рассмотреть технологию работы социального педагога в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Объект работы — работа социального педагога в центрах помощи детям.

Предмет работы — технология работы социального педагога в центрах помощи детям.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности работы социального педагога в центрах помощи детям.

2. Изучить технологию работы социального педагога в центрах помощи детям

3. Провести исследование технологии работы социального педагога.

4. Разработать рекомендации по совершенствованию действий социального педагога

1. Теоретические аспекты работы социального педагога в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей

1.1 Особенности работы социального педагога в центрах помощи детям

Целями и задачами деятельности центров социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, являются:

? создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

? формирование духовно-нравственной личности;

? обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

? обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;

? охрана прав и интересов воспитанников [24, с. 4].

В такие учреждения принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей, обратившиеся за помощью самостоятельно, или направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

В центры помощи детям принимаются [17, с. 159]:

1) дети-сироты;

2) дети, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях на длительном лечении, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

3) дети, оставшиеся без попечения родителей, по иным основаниям (отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, иные случаи признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке).

15 стр., 7103 слов

Влияние материального положения и социального статуса родителей ...

... родителей ребенка на формирование уровня его самооценки. Объектом исследования данной работы является такое психическое явление, как самооценка. Предмет исследования - влияние материального положения и социального статуса родителей на самооценку детей. Гипотеза: Дети, родители ... сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Как же личность ...

Также в учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года

Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Несовершеннолетние содержатся в Центре на полном государственном обеспечении.

Очень часто, дети, попадающие в центры помощи — это дети из неблагополучных семей, чье воспитание вызывает особые трудности.

Дети, попавшие в такую группу, испытывают воздействие следующих факторов:

— медико-биологические (состояние здоровья, нарушения в психическом и физическом развитии и т.д.);

— социально — экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей и т.д.);

— психологические (неприятие себя, трудности общения и т.д.);

— педагогические (отсутствие интересов к учению, закрытость для положительного опыта и т.д.) [13, с. 91].

В социально-педагогической литературе различные авторы их называют по-разному: «педагогически запущенными», «социально запущенными», с «отклоняющимся поведением», «трудновоспитуемыми», «дезадаптированными», «социально заброшенными», с «девиантным поведением», с «делинквентным поведение», с «асоциальным поведение» и т.п.

Общим являются лишь то, что всех вышеперечисленных детей авторы относят к категории «трудных».

По мнению С.А. Беличевой, одной из важнейших задач при работе с такими детьми является преодоление отчуждения таких детей от основных институтов социализации, включение их в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт [4. с. 15].

Поэтому главное, на что хотелось бы обратить внимание, что в центре внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.

Функциями социального педагога в центрах помощи детям являются следующие [1.с. 11]:

1. Образовательно-воспитательная функция: целенаправленное педагогическое влияние на поведение детей.

2. Сигникативная (сигникат — значение, смысл), т.е. смысложизненная, смыслообразующая функция. Задача социального педагога: помочь клиенту обрести смысл жизни, цель существования активизировать собственные ресурсы, помочь бороться с трудностями своими силами, разбудить активность личности.

7 стр., 3206 слов

О социально-педагогической работе с детьми

... и негативных влияний, проблем. Организаторская. Организация общественно-ценной деятельности детей, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов, ...

3. Диагностическая функция: постановка «социального» диагноза путем изучения личностных особенностей, социально-бытовых условий, окружения, позитивных и негативных влияний и т.д.

4. Прогностическая и экспертная функция: разработка проектов, программ, планов развития, социума (учреждения, микрорайон, группа организаций, связанная с работой с детьми), социально-педагогическое проектирование личности ребенка и экспертиза документов, материалов.

5. Организаторская: организация общественно-ценной деятельности детей (акции, праздники, поисковая деятельность и т.д.), педагогов, волонтеров для решения задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания, развития.

6. Коммуникативная: налаживание межличностных отношений, взаимодействия между различными организациями и людьми в интересах ребенка.

7. Охранно-защитная функция: использование правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие в применении мер гос. принуждения, реализация юридической ответственности в отношении лиц, допускающих противоправные действия в отношении детей.

8. Посредническая функция: осуществление связей в интересах ребенка.

В содержание деятельности социального педагога входит:

1. Изучение личности ребенка, группы, семьи, ближайшего окружения, социально-педагогических проблем.

2. Социально-педагогическая поддержка личности в критических ситуациях.

3. Организация воспитательно-образовательного взаимодействия с проблемным ребенком, нуждающимся в помощи: индивидуальное консультирование, групповая терапия, межперсональное консультирование, различные тренинги и т.д.

4. Социально-педагогическая опека и посредничество в творческом развитии личности и группы:

— педагогическая диагностика способностей;

— приобщение к творческой деятельности;

— побуждение к самообразованию и самоизменению;

— влияние на ценности, смысл жизни.

5. Педагогическое управление целеполаганием личности, т.е. совместный выбор цели, пути, программы действий, планирование жизненных задач и т.д.

Итак, дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к группе детей, нуждающихся в помощи и у которых есть свои потребности: в пище, жилье, защите, образовании, в досуговой деятельности, в общении с родителями, другими родственниками, ровестниками, в медицинском обслуживании и т.д.

Для решения этих проблем необходим социально-педагогический подход, который и положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с данными детьми.

1.2 Технология работы социального педагога в центрах помощи детям

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» — искусство, мастерство, умение и «logos» — наука, закон. Дословно «технология» — наука о мастерстве [8.].

Как отмечает И.Г. Зайнышев, социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов [7. с. 5 — 6].

19 стр., 9125 слов

Методы исследования социально-психологических технологий в групповой ...

... примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов. . Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или ... С. Нагавкина. Реабилитационная работа с детьми и подростками «группы риска» представлена в работах С. И. Григорьев, ... внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций. [10] Под ...

По мнению М.А. Галагузовой, технология социально-педагогической деятельности — это совокупность методов и приемов практической социально-педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария социальным педагогом [6. с. 148].

По отношению к методике социально-педагогической деятельности технология является более узким понятием, так как методика подразумевает выбор определенной технологии социальным педагогом.

По мнению Е.И. Холостовой, технология работы с детьми должна основываться на следующих положениях:

1) личностно-ориентированный индивидуальный подход с оценкой ключевых проблем ребенка, обучения, общения, сферы интересов, потребностей;

2) разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных и реабилитационных программ, адекватных индивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и подростков;

3) организация работы с ними в аспекте социальной педагогики, коррекционной и реабилитационной деятельности;

4) разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме комплексности [23. 26].

Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста.

Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.

Как отмечает Г.Н. Голоухова, чтобы принять решение о выборе технологии, социальному педагогу необходимо для себя четко определить:

— цель профессиональной деятельности в конкретной ситуации;

— условия ее реализации;

— особенности и возможности объекта социально-педагогической деятельности;

— особенности места реализации цели;

— возможности по времени для реализации цели;

— возможные формы реализации;

— особенности, возможности субъекта социально-педагогической деятельности [7. с. 6].

На этой основе подбирается одна из технологий.

В зависимости от основы классификации в научной литературе выделяют различные виды или типы социально-педагогических технологий.

1. По степени новизны различают традиционные (технологии прошлого опыта) и инновационные (принципиально новые).

19 стр., 9248 слов

Социально-педагогическое сопровождение выпускников школ-интернатов ...

... социально-педагогического сопровождения выпускников школ-интернатов для детей сирот в учреждениях образования. Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы социальными работниками в профессиональной деятельности. Структура работы. Курсовая работа ... учреждения. Концепция сопровождения как новая образовательная технология разработана Е.И. Казаковой (1995-2001) [ ...

2. По преобладающей деятельности различают консультативные, посреднические, игровые, психотерапевтические, коррекционные технологии; технологии проектирования, моделирования, экспертизы, управления и т.д.

3. По направленности на преобразование окружающей подопечного среды выделяют средовые технологии оздоровления природной среды и технологии оздоровления социальной среды (технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости подопечных и т.д.).

4. По количеству подопечных можно выделить следующие виды:

— индивидуальные — технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания, самосохранения, самообеспечения и т.д.;

— групповые — технологии социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с ограниченными возможностями и т.д.);

— массовые — технологии пропаганды здорового образа жизни, технологии социальной рекламы и т.д.

5. По степени практической включенности в процесс профессиональной деятельности выделяют:

— кабинетные — получены в результате информационно-логического анализа ситуации;

— лабораторные — получены в экспериментальных, специально созданных условиях;

— полевые — получены в результате реальной работы в общественной среде [7, с. 7].

Выделяют общие и специфические технологии социально-педагогической деятельности.

К общим относятся технологии: диагностирования, оценивания, прогнозирования, моделирования, проектирования, программирования, планирования, реализация целей и ценностных ориентаций, осуществления обратной связи и информационного обеспечения познавательной и преобразовательной социальнопедагогической деятельности. В совокупности они составляют замкнутый цикл технологического процесса социально-педагогической деятельности.

Для примера рассмотрим алгоритм работы социального педагога по уточнению статуса детей, родители которых ограничены в родительских правах в соответствии с п. 1. ст. 73 СК. РФ — «Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них без лишения) их родительских прав (ограничении родительских прав)» [19]:

— контроль жилищных условий;

— контроль морально — этических норм (соседи, наркологический диспансер, территориальные УВД, участковые инспектора, подразделения по профилактике правонарушений несовершеннолетних);

— контроль трудоустройства родителей (характеристика 1 раз в 6 месяцев);

— контроль родителей за изменением их образа жизни, выплачиванием алиментов, за поддерживание связи с ребенком;

11 стр., 5443 слов

Слабовидящие дети как объект социальной работы

... компенсируемое сужение сфер психической жизни, так же не рассматривал влияние социального фактора на психическое развитие детей с нарушением зрения [10]. Следуя за указаниями Л.С. Выготского о ... являются психологические факторы, такие как, недостаточность внимания, переутомление из-за длительной зрительной работы, потеря интереса к заглядыванию и другое. Рассмотреть участие всех этих факторов - ...

— содействие в помощи по сбору документов по восстановлению родительских прав;

— если пункт 4 не выполняется родителями, то подготавливаются документы в суд по лишению родительских прав [11, с. 32].

Начиная разрабатывать технологии социально-педагогической работы с трудными детьми в центре социальной помощи следует начинать с определения психологических, педагогических, социальных причин как факторов деформации личности.

Изучение причин предлагается в литературе проводить по следующей схеме:

1) что искажено в духовном мире ребенка в наибольшей мере и под влиянием каких причин;

2) какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;

3) с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью родственников и общественности;

4) были ли допущены педагогические ошибки по отношению к ребенку и как их исправить [4, 17].

Диагностика ребенка помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться.

Как отмечает М.Л. Перевозникова, диагностика позволяет выбрать оптимальную методику, которая подходит индивиду, учитывает интересы, особенности данного ребенка, и тогда она выступает как фактор действенности социально-педагогических влияний. Объективная информация о детях дает возможность правильно определить цели и задачи социально-педагогической работы, согласовывать все элементы и звенья данного процесса. Формируются единые социально-педагогические позиции по отношению к конкретным подросткам, выясняются возможности прогнозирования их положительного развития. На основе объективного представления о личности ребенка осуществляется программа их воспитания с четким определением возможностей и действий всех, кто с ними работает: социальных педагогов, воспитателей, учителей, родственников, наставников [16].

Следующий этап — поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности.

По мнению Г.Н. Голоуховой, выполнение поставленных задач может осуществляться двумя путями.

Первый — такую проблему можно решить известным способом, с применением уже разработанных технологий, поэтому задача социального педагога заключается в выборе именно той технологии, которая обеспечит успешное решение проблемы. Для этого социальный педагог должен быть вооружен знаниями обо всех существующих социально-педагогических технологиях, а также умениями выбирать ту, которая необходима в данном конкретном случае.

Если ему это не удается, тогда социальный педагог должен уметь составить свою собственную программу решения проблемы, то есть самостоятельно разработать технологию своей деятельности в данном случае. Для этого социальному педагогу нужно знать, что такое индивидуальная программа, как она составляется, как при этом учитываются особенности ребенка и особенности его проблемы и многое другое [7, с. 10].

14 стр., 6989 слов

Психолого-педагогические условия эффективности работы социального ...

... -ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА 2.1 Основные формы и методы работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного ... обеспечивая правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников. Общая проблема особенностей социально-педагогической работы в учреждениях интернатного типа рассматривалась в трудах ...

По окончании работы социальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка. При этом возможно следующее: социальный педагог положительно решает проблему ребенка, и на этом его деятельность с ребенком заканчивается; второй случай — социальный педагог не смог или частично решил проблему ребенка.

В этом случае необходимо выяснить, на каком этапе были допущены ошибки: этапе диагностирования, выбора решения или определения методов и средств. В этом случае необходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторение решения проблемы.

Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом.

Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики — диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации [галаг].

Итак, мы выяснили, что технология социально-педагогической деятельности — это совокупность методов и приемов практической социально-педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария социальным педагогом. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.

2. Технология работы социального педагога на примере центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детский дом №1 города Вологды

2.1 Исследование технологии работы социального педагога

Исследование технологии работы социального педагога мы проводили на базе Бюджетного образовательного учреждения для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Вологодский детский дом №1».

В настоящее время детский дом осуществляет содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем и самостоятельно принимать решения.

Направлениями работы Вологодского детского дома №1 являются:

1) обеспечение социально-правовой поддержки и защиты воспитанников, в повседневной жизни и нестандартных ситуациях.

2) Развитие благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в детском доме, обучение воспитанников навыкам самоконтроля, самообразования, самовоспитания.

3) Развитие творческих способностей воспитанников, которое осуществляется на основе кружков и творческих объединений воспитанников.

4) Работа по развитию одаренности и адаптивных возможностей воспитанников. Данное направление предполагает диагностику и выявление уровня одаренности детей, воспитывающихся в детском доме.

10 стр., 4589 слов

Современные социальные технологии в работе с сиротами

... социального сиротства; ·выявить особенности социальной работы с детьми сиротами; ·предложить меры по улучшению сложившейся ситуации. Объект исследования - социальная работа с детьми сиротами - причины социального сиротства в нашей стране, технологии социальной работы ... интернатах общего типа и др. Выпускники сиротских учреждений считаются одной из наиболее уязвимых социальных групп. В России около 40 ...

5) Проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников и привитие им навыков здорового образа жизни.

6) Профилактика самовольных уходов и асоциальных явлений среди воспитанников.

7) Совершенствование процедуры мониторинга обученности и воспитанности детей с целью повышения качества работы учреждения.

На базе данного учреждения открыта служба профориентационного и социального сопровождения выпускников «Перекресток», которая является координатором деятельности постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области.

Основной целью создания Службы профориентационного и социального сопровождения является сопровождение выпускников детских домов и школ-интернатов при переходе на независимое проживание, совершенствование системы постинтернатной адаптации выпускников, помощь в реализации их законных прав и интересов, а также содействие в улучшении их социального статуса и подготовке к самостоятельной жизни.

Главная задача службы — оказание содействия выпускнику, находящемуся в трудной жизненной ситуации, профилактика дезадаптации воспитанников, получающих профессиональное образование в учебных заведениях.

Служба ведет работу по следующим направлениям:

— осуществление комплексной психолого-медико-педагогической диагностики обратившихся в организацию выпускников с целью выявления проблем их физического или интеллектуального развития, общения и поведения, уровня готовности к самостоятельной жизни в современном обществе;

— оказание социально-педагогической, психологической и правовой помощи выпускникам в обеспечении жильем, ремонте и решении различных бытовых проблем, в трудных жизненных ситуациях (разрешение конфликтов и нормализацию отношений в ближайшем окружении по месту жительства, работы, учебы, службы в армии), в трудоустройстве и трудовой адаптации, в получении квалифицированной юридической помощи и социально-правовой защиты в период общественного и профессионального самоопределения, в продолжении обучения в соответствии с интересами и склонностями;

— предоставление временного (на срок до одного года) проживания выпускникам «Вологодский детский дом №1» в возрасте от 18 лет до 23 лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на основании заключенного договора между Службой и выпускником. Для выпускников детского дома оборудована социальная мини-гостиница: две комнаты по четыре места — для мальчиков и девочек. Живут в ней бесплатно, а питаются за свой счет. Здесь можно находиться, пока не решится вопрос с трудоустройством и съемом жилья. Очень часто постояльцами гостиницы становятся ребята, которые только что пришли из армии. А в остальное время сюда селят будущих выпускников детского дома №1 для лучшей их адаптации к самостоятельной жизни;

— оказание помощи в разработке и реализации индивидуальных программ социальной адаптации выпускников интернатных учреждений Вологодской области, направленных на выход из трудной жизненной ситуации;

— привлечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также учреждений (здравоохранения, образования, службы занятости и т.п.), а также общественных организаций и объединений к решению вопросов социальной адаптации выпускников;

— создание условий для приобщения выпускников к культурному и интеллектуальному развитию;

— научно-методическое обеспечение целевых программ по социализации выпускников.

В рамках Государственной программы «Обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности в Вологодской области на 2014-2020 годы» при участии Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, областная служба постинтернатного сопровождения «Перекресток» БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №1» реализует подпрограмму «Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних «Вектор будущего».

Службой «Перекресток» разработан план мероприятий с целью реализации технологий социального сопровождения несовершеннолетних выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.

Технологии постинтернатного социального сопровождения

Прежде всего, отметитим, что постинтернатное социальное сопровождение выпускников рассматривается как процесс приспособления детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, к условиям социальной среды вне учреждения, когда выпускник без длительных внутренних и внешних конфликтов входит в самостоятельную жизнь и осуществляет полезную деятельность, переживает процессы самоутверждения и творческого самовыражения.

Поэтому цели технологии социального сопровождения в Программе социального педагога Вологодского детского дома №1 — повышение качества подготовки выпускников к самостоятельной жизни, формирование у них социальных знаний, умений, навыков, адекватной самооценки и активной жизненной позиции.

Далее определены задачи постинтернатного социального сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Задачами данной работы являются:

— содействие в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав;

— обеспечение преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период;

— повышение социального статуса выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мы выяснили, что по данной технологии социальным педагогом ведется следующая работа:

1. Диагностическая работа.

1) Изучение уровня благополучия выпускника (физическое состояние, наличие заболеваний, условия и сферы жизни, отношения с окружающими, способы избавления от нервного напряжения и т.д.).

2) Диагностика трудовой мотивации, профессиональной направленности и профессиональной компетентности, составление профессиограммы (по запросам).

3) Определение интересов, способностей, склонностей, форм и причин асоциального поведения, особенностей общения выпускников (9-11 классы) со сверстниками, педагогическим коллективом учреждения.

4) Сбор и анализ проблематики (социального, жилищного, бытового, личностного и правового характера).

2. Развивающая и коррекционная работа.

1) Разработка индивидуальных маршрутов постинтернатного сопровождения.

2) Развитие способности принятия собственных эмоций, воспитание стрессоустойчивости, поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме.

3) Ознакомление с технологиями эффективной коммуникации: механизмы межличностного восприятия, психологические защиты, барьеры в общении, активное и пассивное слушание, правила конструктивного общения.

4) Обучение социальным навыкам межличностного взаимодействия (как правильно попросить и принять отказ в просьбе, пошаговый анализ конфликтных ситуаций, способы эффективного делового взаимодействия и т.д.).

3. Консультативная работа.

Индивидуальное консультирование выпускников по проблемам:

— самочувствия (изменчивость настроения, депрессивные состояния, аффекты, стрессы);

— межличностных отношений;

— профессиональной самореализации и саморегуляции в деловых отношениях;

— семейного консультирования (неполные семьи, разводы и т.д.);

— взаимоотношения родителей и детей (возрастные кризисы, психолого-педагогические вопросы по воспитанию);

— права и правовых отношений;

— консультирование членов педагогических коллективов, в которых обучаются и воспитываются выпускники по вопросам, связанным с особенностями обучения и воспитания.

— обеспечение телефона горячей линии выпускников.

4. Информационно-просветительская работа.

1) Размещение на сайте детского дома информации, материалов по вопросам постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2) Распространение листовок с анонимными телефонами доверия, служб экстренной помощи.

3) Оповещение выпускников о мероприятиях, проводимых по плану детского дома и специалистами постинтернатного сопровождения совместно с центрами занятости.

4) Выпуск информационных буклетов, брошюр, визиток по вопросам постинтернатного сопровождения выпускников (социально-педагогическим, психологическим и юридическим вопросам и т.д.).

5) Тематические встречи и экскурсии по профессиональному самоопределению воспитанников учреждения.

6) Обновление электронного банка данных выпускников.

7) Организация консультаций на базе детского дома.

5. Организационно-методическая работа.

1) Участие в работе методических объединений специалистов, занимающихся постинтернатным сопровождением выпускников в области.

2) Организация и проведение вечеров встреч выпускников на базе детского дома.

3) Обеспечение социально-правовой документацией и методическими материалами по постинтернатному сопровождению выпускников.

4) Разработка и издание методических рекомендаций для специалистов, осуществляющих постинтернатное сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5) Разработка программ по постинтернатному сопровождению.

6) Заполнение плановой, текущей, отчетной документации.

7) Посещение профессиональных учебных заведений, где обучаются выпускники детского дома.

6. Деятельность по подготовке воспитанников к социально-психологической адаптации в общество.

1) Профориентационная работа (по отдельному плану).

2) Занятия по программе для выпускников

3) Посещение воспитанниками Дня открытых дверей в учреждениях профессионального образования.

4) Организация экскурсий на предприятия и в государственные организации.

5) Мастер-класс по социально-бытовой ориентировке.

7. Экспертная работа.

1) Мониторинг юридических, социальных и психологических проблем выпускников после окончания и выпуска из учреждения, к ежегодному отчёту.

2) Анализ постинтернатной адаптации воспитанников: нуждающихся в постинтернатном сопровождении.

3) Представление данных о психическом состоянии, особенностях познавательных процессов, психического развития по запросам судебных органов, органов опеки и попечительства, с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений, связанных с определением возможных изменений в судьбе выпускника.

4) Домашнее визитирование.

5) Мониторинг к ежегодному отчёту «График форм устройства выпускников».

Таким образом, мы можем сказать, что постинтернатное социальное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми характеризуется в настоящий момент следующим:

— созданием и апробацией инновационных моделей постинтернатного сопровождения;

— разработкой механизмов поддержки детей-сирот, выпускников интернатных учреждений;

— развитием программ по социальной адаптации выпускников.

Однако постинтернатная адаптация требует и дальнейшего изучения для выделения факторов, способствующих и препятствующих успешной адаптации и интеграции выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Поэтому далее мы разработали рекомендации по совершенствованию действий социального педагога в постинтернатном социальном сопровождении выпускников как технологии социальной работы с детьми.

2.2 Рекомендации по совершенствованию действий социального педагога

В первую очередь, для совершенствования постинтернатного сопровождения выпускников как технологии социальной работы с детьми, по нашему мнению, необходимо большее привлечение к работе социального педагога психолога и юриста.

На этапе диагностики совместное с психологом проведение тестов коммуникативных способностей, личностных особенностей, стрессоустойчивости, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сфер и т.д., а затем анализ и обработка полученных результатов помогут специалистам выявить проблемы, факторы, препятствующие успешной социализации выпускников.

Дальнейшие консультации психолога должны быть направлены на мотивирование молодых людей к самовоспитанию, саморазвитию, являются неотъемлемой частью социально-реабилитационного процесса.

Юрист же должен взять на себя проведение правовых консультаций, которые обеспечивают:

— решение вопросов, связанных с наличием и оформлением документов, необходимых для жизнеустройства выпускников;

— помощь по своевременной оплате коммунальных платежей;

— помощь в вопросах, связанных с охраной и защитой прав и интересов детей-сирот;

— социально-правовое просвещение выпускников (проведение занятий по вопросам правового воспитания и юридической грамотности);

— проведение тренингов (отработка сложных ситуаций, практические советы друг другу по поведению в сложных жизненных ситуациях).

Следующей нашей рекомендацией является внедрение технологии наставничества.

В настоящее время специалистам службы индивидуальное курирование выпускников в реальной жизни крайне затруднено из-за ограниченности штатных сотрудников в детском доме и наличия дополнительного объема работы с самими воспитанниками. При всем старании специалисты не всегда могут обеспечить должного внимания каждому выпускнику, создать атмосферу доверительного общения с каждым молодым человеком, стать для всех их значимым лицом.

Значительной проблемой в реализации технологии социального сопровождения социальными педагогами может стать территориальное отдаление выпускника.

Поэтому наличие «своего» взрослого, который бы сопровождал ребенка-сироту в детском доме и в период его профессионального обучения или трудоустройства является важным моментом подготовки к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения. Такого взрослого в одних источниках называют куратором, в других — наставником, общественным попечителем, шефом и т.п. Общее значение термина «наставник» — это учитель, руководитель [25, с. 502].

Наставник — это референтный взрослый, который оказывает помощь ребенку в самостоятельном жизнеустройстве и выполняет важные функции консультанта, друга, старшего товарища, родителя, педагога.

На наш взгляд, специалисты службы должны выполнять лишь функции координации наставнической деятельностью.

В основе технологии наставничества лежит концептуальная идея о необходимости актуализации потребности детей в детских интернатных учреждениях в доверительном общении с взрослыми, иметь референтного взрослого, мнение которого является авторитетным.

Выпускники интернатных учреждений привыкли к внешнему контролю в нашем случае — детском доме (говорили, что надо делать, проверяли выполнение и т.д.).

Поэтому полная потеря внешнего контроля приведет к тому, что ситуация станет неуправляемой. Миссия и цель работы наставника заключается в том, чтобы он вселил в выпускника детского интернатного учреждения оптимизм и веру в себя.

В общие задачи работы наставника в период подготовки ребенка к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения входит:

1. Эмоциональная поддержка, содействие росту уверенности в себе и своих силах, оптимизма, налаживание конструктивного доверительного общения;

2. Консультирование и инструктирование по вопросам поиска информации, решения проблем самостоятельной жизнедеятельности, способов поведения в новых жизненных ситуациях;

3. Помощь в формировании хозяйственно-бытовых, элементарных экономических навыков и умений, содействие формированию самостоятельности и опыта самостоятельной жизнедеятельности;

4. Формирование навыков общения в новом коллективе, содействие формированию сети социальной поддержки у выпускника;

5. Содействие постановке конструктивных жизненных целей и планов.

Очевидно, что наставником может быть человек, которому ребенок доверяет. Это может быть: наставничество со стороны педагогов детского интернатного учреждения; наставническая деятельность специалистов по социальной работе территориального центра помощи семье и детям; наставничество по месту жительства выпускника (родственники, соседи); наставничество по месту трудоустройства выпускников.

Плюсом наставничества является отсутствие профессиональных и материальных интересов у наставника. Общение с выпускником строится на основе собственной инициативы, заинтересованного отношения к молодому человеку, и такое наставничество несомненно является весьма эффективным. Выпускники чувствуют неподдельный интерес со стороны взрослых, доверяют и открываются им, стремятся следовать советам своих наставников. Однако потенциал данной формы используется сегодня не в полной мере.

Для организации такой формы наставничества специалисты должны: 1. изучить контактную сеть выпускника детского интернатного учреждения (родственники, друзья, педагоги, соседи и другие).

2. выделить из контактной сети лиц, наиболее подходящих на роль наставника выпускника; 3. предложить потенциальному наставнику курировать выпускника в период его адаптации к самостоятельной жизни, обсудить с ним функции, содержание, примерные сроки работы, пути сотрудничества со специалистом в случае необходимости; 4. обсудить с выпускником кандидатуру наставника, мотивировать выпускника на общение с наставником, принятие его помощи; 5. индивидуальное консультирование выпускника и его наставника по степени необходимости.

Также в целях совершенствования постинтернатного сопровождения выпускников как технологии социальной работы с детьми, по нашему мнению, необходимо большее привлечение специалистов по социальной работе различных социальных служб города, районов, области.

В обязанности специалистов по социальной работе могут также входить:

? диагностика социальных проблем, круга общения, окружения выпускника и определение проблемного поля;

? обеспечение соблюдения прав выпускников, защита интересов с представительством в правовых учреждениях в случае нарушения его прав или совершенного правонарушения со стороны выпускника;

? осуществление контактов с учреждениями образования, в которых выпускник продолжает обучение, предприятиями и учреждениями, где выпускник начинает свою профессиональную карьеру, и другими специалистами, которые участвуют в постинтернатном сопровождении выпускника;

? выстраивание сети социальной поддержки выпускника;

? профилактика безработицы и асоциальных форм поведения, в том числе бродяжничества, алкоголизма, наркомании и т.п.;

? профилактика вторичного сиротства, помощь молодым родителям при рождении ребенка, влияние на формирование привязанности молодых родителей к их ребенку, поддержка родительских чувств, помощь в уходе и воспитании ребенка.

Алгоритм работы специалистов по социальной работе включает в себя следующие этапы:

1 этап — налаживание эмоционального контакта с выпускником интернатного учреждения, диагностика уровня социальной адаптации выпускника в постинтернатный период, определение круга проблем выпускника, при решении которых необходима помощь куратора;

2 этап — разработка совместно с выпускником индивидуальной программы социально-педагогического сопровождения в постинтернатный период, определение содержания работы, разделение ответственности между наставником и выпускником (при необходимости заключение договора о сотрудничестве);

3 этап — осуществление деятельности в соответствии с индивидуальной программой и жизненными обстоятельствами, формирование опыта самостоятельной жизнедеятельности, консультирование и инструктирование, при необходимости обращение к другим специалистам, задействованным в постинтернатном сопровождении; систематическая рефлексия и оценка результатов взаимодействия с выпускником.

В то же время нам представляется, что такое наставничество со стороны специалистов по социальной работе будет эффективным лишь тогда, когда у специалиста на учете состоят 3-5 выпускников детских интернатных учреждений, и данные выпускники территориально не отдалены от него.

Также мы считаем необходимым создание в городах, регионах и других служб и специализированных учреждений, реализующих различные модели постинтернатного сопровождения детей-сирот; взаимодействие различных ведомств и координацию их усилий с помощью специально созданного межведомственного органа.

Итак, по нашему мнению, предложенные рекомендации помогут сделать систему постинтернатного сопровождения выпускников более эффективной.

Заключение

Дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к группе детей, нуждающихся в помощи и у которых есть свои потребности: в пище, жилье, защите, образовании, в досуговой деятельности, в общении с родителями, другими родственниками, ровестниками, в медицинском обслуживании и т.д.

В центре внимания социального педагога центра социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.

В содержание деятельности социального педагога входит: изучение личности ребенка, группы, семьи, ближайшего окружения, социально-педагогических проблем; социально-педагогическая поддержка личности в критических ситуациях; организация воспитательно-образовательного взаимодействия с проблемным ребенком, нуждающимся в помощи: индивидуальное консультирование, групповая терапия, межперсональное консультирование, различные тренинги и т.д.; социально-педагогическая опека и посредничество в творческом развитии личности и группы; педагогическое управление целеполаганием личности, т.е. совместный выбор цели, пути, программы действий, планирование жизненных задач и т.д.

Технология социально-педагогической деятельности — это совокупность методов и приемов практической социально-педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария социальным педагогом.

Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста.

На базе Бюджетного образовательного учреждения для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Вологодский детский дом №1» осуществляется содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем и самостоятельно принимать решения.

Службой «Перекресток» данного учреждения разработан план мероприятий с целью реализации технологий социального сопровождения несовершеннолетних выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации. Целью соуществления данных технологий является повышение качества подготовки выпускников к самостоятельной жизни, формирование у них социальных знаний, умений, навыков, адекватной самооценки и активной жизненной позиции.

Постинтернатное социальное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми характеризуется в настоящий момент следующим: созданием и апробацией инновационных моделей постинтернатного сопровождения; разработкой механизмов поддержки детей-сирот, выпускников интернатных учреждений; развитием программ по социальной адаптации выпускников.

Однако постинтернатная адаптация требует и дальнейшего изучения для выделения факторов, способствующих и препятствующих успешной адаптации и интеграции выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Поэтому рекомендации по совершенствованию действий социального педагога в постинтернатном социальном сопровождении выпускников как технологии социальной работы с детьми.

В настоящее время специалистам службы индивидуальное курирование выпускников в реальной жизни крайне затруднено из-за ограниченности штатных сотрудников в детском доме и наличия дополнительного объема работы с самими воспитанниками. При всем старании специалисты не всегда могут обеспечить должного внимания каждому выпускнику, создать атмосферу доверительного общения с каждым молодым человеком, стать для всех их значимым лицом. Поэтому совершенствование постинтернатного сопровождения выпускников как технологии социальной работы с детьми, по нашему мнению, необходимо начинать с большего привлечения к работе социального педагога психолога и юриста, а также развитие системы наставничества.

Список литературы

1. Басов Н.Ф. Социальный педагог: введение в профессию / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. — М.: изд. Центр «Академия», 2006 — 256 с.

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева — М., 1994. — 172 с.

3. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М. Паниной. — Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007. — 94 с.

4. Васильева Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Ю.В. Васильева — М.: Академия, 2001. — 160 с.

5. Галагузова Л.Н. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, Л.М. Царегородцев // Вопросы психологии. — 2007. — №6. — С. 17-25.

6. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П. — М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 416 с.

7. Голоухова Г.Н. Методика и технология работы социального педагога. Учебное пособие. / Г.Н. Голоухова. — Архангельск: ПГУ, 2010. — 152 с.

8. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография / О, В. Дыбина — М.: Педагогическое общество России, 2008. — 128 с.

9. Завражнов В.В. Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом») / В.В. Завражнов, Ю.В. Ермолаева // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 702-704.

10. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.

11. Крылова Т. Работа социального педагога с семьей группы риска / Т. Крылова // Социальная педагогика. — 2009. — №4. — С. 32.

12. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник./Л.В. Мардахаев — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.

13. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.: Под. ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. — М: Академия, 2007.-192 с.

14. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

15. Организация и технологии постинтернатного сопровождения детей — сирот: метод. пособие / А.П. Лаврович, Е.Н. Алтынцева, И.Т. Баранова, Н.А. Залыгина, В.А. Маглыш, О.В. Чурсина; Территор. центр соц. обслуживания населения г. Солигорска. — Минск: В.И.З.А. Групп, 2010. — 308 с.

16. Перевозникова М.Л. Работа с детьми «Группы риска» [Электронный ресурс] / М.Л. Перевозникова. — режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/06/20/rabota-s-detmi-gruppy-riska. Дата обращения: 01.02. 2016

17. Поддубная Т.Н. Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства / Т.Н. Поддубная, О.В. Агошкова // под. общей редакцией Т.Н. Поддубной. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 281 с.

18. Пустовойт Н.В. Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия) [Текст] / Н.В. Пустовойт, Т.В. Сизанова // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 280-283.

19. Семейный кодекс Российской Федерации — М.: Эксмо, 2011 — 64 с.

20. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г.В. Семья. — М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2001. — 142 с.

21. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие / Авт.сост. Л.В. Мардахаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 368 с.

22. Сурикова М.Д. Дети группы риска и их психологические особенности / М.Д. Сурикова // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 607-609.

23. Технологии социальной работы: Учебник / под общ. ред. Е.И. Холостовой. — М., 2002. — 400 с.

24. Устав бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Вологодский детский дом №1». — Вологда, 2011 — 35 с.

25. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. — М.: «Альта-Принт», 2005. — 1239 с.

26. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 668 с.

27. Шипицына, Л.М. Психология детей-сирот: учеб. пособие / Л.М. Шипицына. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 628 с.

Размещено на