1. Содержание программы Младенческий возраст (от 0 до 1 года) а) от рождения до 6 месяцев

Раздел 1. Социальная активность.

Учим ребенка выделять взрослого как источник удовлетворения своих потребностей.

Развиваем способность ребенка реагировать на различные звуки, обращенные к нему слова и прикосновения взрослых.

Учим ребенка фиксировать взгляд на лице взрослого, ярких, контрастных предметах и игрушках.

Стимулируем желание проявлять выразительные эмоциональные реакции при взаимодействии с близкими взрослыми (например, улыбаться, поднимать голову, протягивать руки).

Развиваем зрительное и слуховое сосредоточение (например, взрослый подносит к лицу ребенка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком, тем самым активизируя его ориентировочные реакции).

Развиваем способность брать, и удерживать звучащие игрушки, расположенные над ребенком или касающиеся его, различные по форме и величине.

Учим приспосабливать руку ребенка для хватания.

Стимулируем желание играть в телесные игры с близкими взрослыми.

Устанавливаем речевой контакт с ребенком (объясняем все, что ребенок видит, обоняет, осязает; постоянно обращаемся к ребенку голосом).

Раздел 2. Предметные представления

Учим ребенка дотягиваться, и брать интересующие предметы (например, двигать его руку, удерживая за локоть или предплечье, пока кончики его пальцев не коснуться предмета).

Развиваем способность подключать вторую руку для обследования предметов и игрушек, перекладывать их из одной руки в другую, брать в рот, подносить к глазам, рассматривать, размахивать.

Развиваем желание исследовать игрушки и предметы из различных материалов.

Учим выполнять простейшие действия с предметами (например, бренчать погремушкой, перемещать игрушки в пространстве, толкать, сжимать предмет).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них творческие ... успешное выполнение самых разнообразных видов музыкальной деятельности. Она эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение. Дошкольный возраст ...

Раздел 3. Самообслуживание

Организуем режим дня ребенка (например, сон, бодрствование и кормление в определенные часы).

Формируем культурный способ удовлетворения биологических потребностей (например, использование подгузников, пустышки, ванночки, кроватки и т.д.) в бытовых процессах.

Развиваем положительное отношение к приему разнообразной пищи (например, жидкой, пюреобразной).

Формируем положительное эмоциональное отношение к предметам, удовлетворяющим биологические потребности и к бытовым процессам (например, нравится купаться, любит кашу и т.п.).

Учим ребенка реагировать на словесную и осязательную стимуляцию, осуществляемую одновременно (например, говорим ребенку во время кормления «открой ротик», и касаемся его щеки или губ).

Раздел 4. Ребенку о нем самом

Развиваем кинестетическое чувство, позволяющее получать представления о действиях мышц, сухожилий и суставов, связанные с осознанием движения тела в целом.

Формируем представления ребенка о собственном теле и его соотношении с окружающими предметами (например, закрепляем звучащие браслетики на ручку или ножку, прикасаемся к его рукам для взаимных ощущений, изменяем положения тела).

Развиваем способность ребенка наблюдать за своими пальцами, прикасаясь к окружающим предметам, игрушкам, лицу взрослого.

Развиваем руку ребенка как орган осязания и движения.

Учим ребенка ощупывать, захватывать и удерживать игрушки и выполнять движения рукой с ней.

Учим ребенка положительно реагировать на собственное отражение в зеркале.

Б) от 6 месяцев до 1 года

Раздел 1. Социальная активность.

Развиваем у ребенка потребность сотрудничать со взрослым в процессе совместных манипулятивных действий (например, проявлять удовольствие и радость от совместных манипуляций).

Развиваем зрительно-двигательную координацию в процессе рассматривания и манипулирования предметами.

Учим играть в простые функциональные игры (например, подносить ко рту чашку, ложку).

Развиваем способность подражать действиям взрослого.

Стимулируем возникновение социального жеста (например, «помаши ручкой»).

Учим ребенка выполнять определенные движения в системе «рука – глаз» (например, брать увиденный предмет).

Оцениваем поведение ребенка (например, поощряем улыбкой, хмурим брови, грозим пальцем и т.д.).

Формируем прогрессивные виды движений и действий (активное передвижение в пространстве: ползание, ходьба, хватание и манипулирование предметами).

Стимулируем с помощью игровых упражнений желание ползать на животе, становиться на четвереньки, ходить.

Формируем пассивный словарный запас посредством называния игрушек, посуды, одежды, слов, обозначающих близких взрослых.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Способствуем развитию у ребенка социально-обусловленных форм эмоциональных переживаний в процессе его общения взрослым (например, выражать радость при встрече с близким родственником).

Раздел 2. Предметные представления

Продолжаем развивать способность к манипулированию предметами, направленной на результат действия.

Продолжаем развивать желание исследовать игрушки и предметы из различных материалов.

Развиваем способность к восприятию формы и величины предметов в быту.

Предлагаем ребенку для игры пластмассовую посуду, кастрюли, сковородки в безопасном месте на кухне.

Учим ребенка дифференцировать звуки при ударе одного предмета о другие предметы, имеющие разное качество материала, из которого они изготовлены.

Обогащаем зрительные, слуховые и осязательные впечатления ребенка, вызываемые блестящими, красочными, движущимися предметами; звуками музыки, человеческой речью; деревянными, резиновыми игрушками.

Раздел 3. Самообслуживание

Продолжаем развивать положительное отношение к приему разнообразной пищи.

Организуем режим дня ребенка (например, сон, кормление, игру).

Включаем в процесс приема пищи все большее число социальных предметов (например, передничек, ложку, тарелку, чашку и др.).

Учим принимать и правильно глотать пюреобразную и твердую пищу.

Учим ребенка есть из ложки, пить из чашки, которую держит взрослый.

Развиваем умение самостоятельно держать ложку и подносить ее ко рту; принимать пищу, которую может держать в руке (например, хлеб, печенье).

Способствуем накоплению «банка запахов» продуктов питания.

Приобщаем ребенка к семейным трапезам, объясняя и комментируя действия, происходящие за столом.

Поддерживаем потребность выражать жестами или звуками желание сходить в туалет.

Продолжаем формировать культурный способ выполнения гигиенических процедур (например, пользоваться горшком, мочалкой, мылом, полотенцем и т.п.).

Формируем предпосылки важных личностных качеств (организованность, опрятность, аккуратность), связанных с бытовыми процессами.

Раздел 4. Ребенку о нем самом

Продолжаем формировать представления о собственном теле в процессе выполнения культурно-гигиенических навыков.

Знакомим ребенка с нарушенным зрением с различными положениями тела (например, укладываем животиком на гимнастический ролик, мяч и катаем вперед – назад).

Учим ребенка узнавать свое отражение в зеркале.

Стимулируем с помощью игровых упражнений желание вставать, ползать, ходить на знакомые звуки (например, громко тикающие часы, колокольчик у входной двери и т.п.).

Развиваем эмоционально-положительное отношение к себе, интерес при взаимодействии с близкими людьми.

Формируем первое предличностное новообразование – активность.

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

9 стр., 4145 слов

Разрешения конфликтов: дети — взрослые

... наркоманию и другие формы девиантного поведения среди подростков.   Разрешения конфликтов: дети — взрослые Во взаимоотношениях взрослых друг с другом общество устанавливает, как мож­но выражать ненависть и ... 30 % от общего числа браков. Второй кризисный период связан с появлением детей. Рождение ребенка для многих семей является серьезным испытанием. У супру­гов появляются новые нелегкие ...

Раздел 1. Социальная активность.

Ребенок понимает:

  • эмоциональный тон речи взрослого;
  • оценку своего поведения взрослым;
  • речь взрослого, обращенную к нему (например, «на», «дай», «иди», «нельзя», «найди» и др.);
  • слова, обозначающие близких взрослых.

Ребенок умеет:

  • улавливать коммуникативные воздействия взрослого;
  • адресовывать взрослому активные улыбки, вокализации;
  • фиксировать свой взгляд на лице взрослого;
  • адекватно реагировать на телесный контакт со взрослым (например, успокаивается, когда его берут на руки; улыбается или подает голос в ответ на обращенные к нему слова);
  • внимательно следить за движениями взрослого и слушать его речь;
  • выполнять соответствующие движения в системе «рука – глаз»;
  • строить общение с окружающими людьми в в совместной предметной деятельности;
  • самостоятельно, вблизи взрослого, играть с несколькими игрушками в течение 10 – 20 минут;
  • устанавливать связь между названием предмета и самим предметом (например, найти и показать предмет по просьбе взрослого: «Покажи куколку», «Где часы?»);
  • реагировать на появление незнакомых людей (например, улыбается или плачет);
  • использовать социальные жесты (например, «дай», «пока»);
  • включаться в игру со взрослым;
  • различать близких родственников (например, маму, папу, бабушку, дедушку).

Раздел 2. Предметные представления

Ребенок понимает:

  • результат манипуляций с предметами и активно их воспроизводит (пищать резиновой куклой, постукивать одной погремушкой о другую).

Ребенок имеет представления:

  • о предметном мире.

Ребенок умеет:

  • воспроизводить манипуляции с предметами;
  • брать предметы, которые непосредственно его касаются (например, палец взрослого, погремушку);
  • соотносить звук с определенным предметом;
  • брать звучащие предметы (например, погремушку, колокольчик, поющую мягкую игрушку и др.);
  • сравнивать, как звучат разные предметы, когда их ударяют о другие предметы или когда они падают на пол, ковер;
  • находить предмет, выпавший из рук;
  • выполнять действия с двумя предметами без учета их свойств (нанизывать, складывать, накрывать);
  • выполнять действия, основанные на установлении простейших связей и отношений между предметами и их свойствами.

Раздел 3. Самообслуживание

Ребенок понимает:

  • назначение бутылочки для кормления;
  • назначение горшка.

Ребенок умеет:

  • принимать участие в кормлении (поддерживает бутылочку для кормления; захватывает бутылочку руками);
  • реагировать на словесную и осязательную стимуляцию;
  • есть из ложки пюреобразную пищу;
  • пить из чашки, которую держит взрослый;
  • самостоятельно есть пищу руками (сухари, хлеб, печенье);
  • самостоятельно держать ложку и подносить ее ко рту;
  • сообщить жестами или звуками о своей потребности сходить в туалет.

Раздел 4. Ребенку о нем самом

Ребенок имеет представления:

22 стр., 10550 слов

Тема 5. «Психическое развитие ребенка: движущие силы и условия. ...

... на данном этапе О., но отсутствующими у взрослых форм. Между прямым и непрямым развитием имеется ряд переходов (например, развитие прямокрылых, клопов, тараканов). Интенсивность развития и ... зародышевый (эмбриональный, или пренатальный), послезародышевый (постэмбриональный, или постнатальный) и период развития взрослого организма. В основе О. лежит сложный процесс реализации на разных стадиях ...

  • о собственном теле;
  • о пространственном расположении частей тела (голова вверху, а ноги внизу; живот – впереди, а спина сзади).

Ребенок умеет:

  • узнавать себя в зеркале;
  • использовать руки для осязания и выполнения движений в процессе манипулирования предметами или их исследования;
  • наблюдать за своими пальцами и руками;
  • изменять положение тела (например, переворачиваться, сидеть, подниматься на ноги, ходить вдоль стен).