(Рабочие материалы) Методология психолого-педагогического исследования Основное содержание

Тема 1. Педагогическая наука, ее функции, развитие на рубеже хх и ххi вв. Перспективы развития коррекционной педагогики.

Наука как фактор общественного развития. Педагогическая наука как самостоятельная область исследовательской деятельности, направленной на выработку новых знаний о законах, закономерностях обучения, воспитания и развития детей.

Общественные функции педагогической науки: познавательная, функция теоретической базы для управления процессами образования и воспитания детей, молодежи и взрослых; прогностическая функция, мировоззренческая и культурно-воспитательная.

Позитивные и негативные стороны развития педагогической науки 80-90-х годов (А.В. Петровский)

Актуальные проблемы педагогической науки на рубеже 20 и 21 веков. Влияние развития других наук (информатики, кибернетики, диагностики, семиотики, психологии, коррекционной педагогики) на перспективное развитие педагогической теории.

Тенденции современного научного развития: теоретизация научных педагогических исследований, математизация науки, кибернетизация науки, проявляющаяся в использовании семиотики, теории моделирования, теории классификаций; индустриализация науки, выражающаяся в использовании технических средств при педагогическом исследовании; убыстрение темпа развития науки и внедрения новых научных идей в педагогическую практику; дифференциация научного знания – возникновение новых педагогических и смежных дисциплин; интеграционные процессы в педагогической науке.

Коррекционная педагогика как самостоятельная наука, ее связи с педагогикой, общие и различные проблемы исследования. Сочетание дифференциации научных знаний о детях с отклонениями в развитии (развитие науки тифлопедагогики, сурдопедагогики, олигофренопедагогики, логопедии) с явлением интеграции научных знаний о детях с особенностями развития.

Актуальные проблемы науки коррекционной педагогики: педагогическая диагностика детей с особенностями развития, ранняя абилитационная работа с этими детьми, техническое перевооружение учебного процесса в коррекционных учреждениях, информатизация учебно-воспитательного процесса, совершенствование содержания, методов учебно-воспитательного процесса, интеграция детей с особенностями развития в нормально развивающееся общество, проблема непрерывного образования детей-инвалидов, их трудовое воспитание, профессиональная подготовка и трудоустройство и др.

14 стр., 6866 слов

Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста

... процесса 2. теоретическое изучение особенностей развития детей младшего школьного возраста 3. Теоретическое изучение особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста Объект изучения: ... сознания для организации последующей деятельности[16]. 1.1 Процессы памяти Родоначальником научной психологии памяти считают немецкого ученого Г. Эббингауза, который экспериментально исследовал ...

Тема 2. Методологические основы психолого-педагогического исследования (задачи, принципы, требования, условия).

Определение методологии педагогики (М.А. Данилов, В.И. Загвязинский).

Многоуровневый иерархический характер методологического знания: методологические основы, содержащие исходные положения и методологический аппарат; педагогическая теория, включающая научные факты, идеи, гипотезы, законы; прикладная часть, содержащая принципы, правила, рекомендации, примерные методики.

Педагогическая наука и педагогическая практика как основа развития методологии педагогики.

Задачи методологии педагогики: определение предмета педагогики, важнейшей проблематики педагогических исследований; установление принципов и способов добывания знаний о педагогической деятельности, методов их интерпретации; исследование структуры и способов построения и развития педагогической теории; выяснение условий взаимодействия науки и практики, основных принципов внедрения достижений науки в педагогическую практику.

Методологические принципы проведения педагогических исследований: принцип объективности и научности исследования педагогических фактов и явлений, принцип единства логического и исторического, принцип преемственности, концептуального подхода и концептуального единства исследования, системного подхода, принцип соотнесения сущего и должного.

Методологические требования к проведению научного исследования: учет непрерывного развития отдельных элементов и всего целого в педагогической системе; выделения основных факторов, определяющих результаты процесса, взаимосвязи между частями; раскрытие диалектики учебно-воспитательного процесса, противоречивости самого изучаемого предмета, его количественной и качественной определенности. Требование рассматривать педагогические явления, педагогический процесс как целое.

Тема 3. Общеметодологические проблемы психолого-педагогического исследования

Проблема познания диалектики учебно-воспитательного процесса: познание противоречий, механизмов их развития, способов влияния на их развитие (между мотивами и результатами деятельности, между внешними стимулами и мотивами деятельности и др.)

Проблема соотношения общего и специфического (соотношение общей педагогики и коррекционной педагогики, соотношение дошкольной педагогики и коррекционной дошкольной педагогики, соотношение между тифлопедагогикой, сурдопедагогикой, олигофренопедагогикой).

Проблема гармоничного построения учебного процесса: сочетание рационального и эмоционального, фактов и обобщений, коллективных и индивидуальных форм деятельности, состояние целого в учебном процессе и его части, целостного изучения теории и пошагового, соотношение логического и исторического при рассмотрении определенных концепций.

Рассмотрение общеметодологических проблем психолого-педагогических исследований на примере исследований современных ученых-педагогов и ученых в области коррекционной педагогики.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей ... опыта ни в одной из наук, но имеет свое особое назначение. ...

Тема 4. Общенаучные проблемы психолого-педагогического исследования.

Проблема категориальной структуры педагогического исследования: цели, содержание, сущность, методы, организационные формы обучения (воспитания).

Изученные и малоизученные общенаучные проблемы. Проблема совершенствования понятийного аппарата.

Проблема выделения исходного и основного отношений, генетической и структурной единиц процесса, которые могут совпадать или не совпадать, могут перерастать одна в другую.

Проблема соотношения содержательных и формализованных, качественных и количественных элементов исследования. Органическое единство количественных и качественных подходов при анализе педагогических явлений. Значимость математической обработки полученных данных.

Проблема взаимосвязи между нормативом и творчеством в исследовательской работе. Механизмы стимулирования педагогического творчества.

Рассмотрение общенаучных проблем исследований в области коррекционной педагогики.

Тема 5. Специфика исследования проблем коррекционной педагогики.

Актуальная проблематика психолого-педагогических исследований в области коррекционной педагогики.

  • дифференциальная диагностика детей с отклонениями в развитии;
  • дифференцированный и индивидуальный подход к детям в процессе их обучения и воспитания;
  • ранняя абилитационная работа с детьми, имеющими особенности развития, разработка системы медико-психолого-педагогической помощи семье и их детям;
  • особенности познавательной деятельности детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями и научное обоснование оптимальных условий для их развития;
  • коррекционная направленность обучения детей с особенностями развития в дошкольных и школьных образовательно-коррекционных учреждениях;
  • развитие современных информационных технологий обучения детей с отклонениями развития, внедрение их в педагогическую практику;
  • проблема речевого развития детей с отклонениями развития, коррекция речевых нарушений;
  • сочетанный дефект и пути его психолого-педагогической коррекции;
  • проблема стандартизации образования лиц с особенностями развития, внедрение современных педагогических технологий обучения и воспитания и другие проблемы.

Использование научных данных общей психологии и педагогики, данных специальной психологии, нейропсихологии, психопатологии, аудиологии и других наук.

Необходимость длительного наблюдения за детьми и их обучением в коррекционных учреждениях или учреждениях общего типа, важность применения комплекса методов исследования, их простота и доступность для детей с отклонениями развития, значимость невербальных методов исследования.

Обязательность сопоставления полученных результатов исследования учебно-воспитательного процесса в коррекционных учреждениях с аналогичным процессом в общеобразовательных учреждениях, нахождение сходства и различия.

27 стр., 13144 слов

Влияние групповых психолого-педагогических методов на развитие ...

... методов научного исследования: обзорно-аналитический метод; метод психологического исследования; экспериментальный метод; математические методы обработки данных и результатов; наблюдение; метод анализа продуктов деятельности; беседа. В качестве основных методик были использованы "шкалы" развития ... развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо; – принцип гуманизма и педагогического ...

Тема 6. Язык как средство выражения научных знаний. Категориальный аппарат педагогического исследования

Язык как общественное явление, выполнение функции общения, развития мышления.

Методология педагогики и язык как средство выражения научных знаний, средство развития самой науки.

Понятийно-категориальная система педагогики, ее недостаточная изученность; многозначность понятий, неточность, заимствования из других наук и обыденной жизни. Развитие категориального аппарата педагогики под влиянием развития гуманитарных и технических наук, под влияние стремления вхождения в единое европейское образовательное пространство.

Категориальный аппарат специальной (коррекционной) педагогики, использование общепедагогической терминологии, медицинской, юридической и сугубо специальной. Неотработанность последней. Базовые понятия коррекционной педагогики: компенсация, коррекция, адаптация, социализация, дифференциация, индивидуализация, интеграция.

Рекомендуемая литература:

а) основная

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.

Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/Ю.К.Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; Под. ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.

Внедрение достижений педагогики в практику школы /Под.ред. В.Е. Гмурмана. – М., 1981.

Даргевичене Л.И. Введение в методику педагогического исследования (материалы к спецкурсу).

– СПб, 1997.

«Основы организации научно-исследовательской работы»

Тема 1. Научное психолого-педагогическое исследование, его объект, предмет, задачи, гипотеза.

Сущность научного исследования, направленность психолого-педагогического исследования, актуальность и новизна проблематики.

Научная проблема, предмет и объект исследования, задачи исследования, их характеристика.

Педагогический факт как категория научного познания. «Педагогический факт» и «педагогическое явление», их взаимосвязи.

Роль педагогической науки в осмыслении и интерпретации педагогических фактов.

Гипотеза как форма научного познания, ее познавательная и эвристическая ценность. Гипотеза первичная (рабочая) и научная (реальная), гипотеза описательная и объяснительная.

Тема 2. Частные методологические проблемы педагогического исследования.

Сущность методологического подхода к исследованию конкретных проблем педагогики.

Группы частно — методологических проблем:

  • методологические условия совершенствования исследований по дидактике и частным методиками обучения;
  • методологические условия совершенствования исследований по воспитанию детей разных возрастов;
  • методологические условия исследования и научного обоснования систем оптимального построения и совершенствования процесса педагогического образования;
  • методологические проблемы дошкольного воспитания;
  • методология прогнозирования и развития системы образования.

Рассмотрение актуальных частнометодологических проблем науки педагогики и коррекционной педагогики: проблема обучения и развития и др.

5 стр., 2193 слов

Методы психолого-педагогической диагностики содержание

... определенной педагогической задачи, «под» которую и принято выбирать методику исследования, - ... методов психолого-педагогической диагностики. 1. Понятие психолого-педагогической диагностики Психолого-педагогическая диагностика является системой, основу которой составляют ряд психолого-педагогических теорий, методологии ... и понятий, образующих общую научную картину природного и социального ...

Тема 3. Логика научного исследования.

Исходные основания построения логики и организации исследования: путь восхождения от частного к абстрактному и от абстрактного к частному, переход от эмпирического познания к теоретическому.

Этапы конструирования логики исследования:

1 этап: проблема – тема – объект – предмет – научные факты – ведущая идея – гипотеза – цели и задачи исследования.

2 этап: отбор методов – проверка гипотез – конструирование предварительных выводов – их апробация – опытная проверка – построение заключительных выводов.

3 этап: внедрение полученных результатов.

Рассмотрение названных этапов на примере педагогических исследований проблем дидактики и проблем воспитания в общеобразовательных и коррекционных учреждениях.

Проблема педагогической практики в структуре психолого-педагогического исследования.

Тема 4. Методы научного исследования

Классификация методов научного исследования.

Характеристика трех групп методов:

1. Эмпирические методы педагогического исследования: наблюдение, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, анкетирование, беседы (интервьюирование), анализ педагогических документов, проективные методы.

Сущность этих методов, требования к их использованию, математическое измерение полученных результатов.

2. Теоретические методы педагогического исследования: анализ и синтез в научном познании, индукция и дедукция в научном познании, методы моделирования, мысленный эксперимент, методы формализации.

Сущность названных методов, условия их использования, сочетание с эмпирическими методами.

3. Сравнительно-исторические методы исследования: генетический метод, сравнительный, сравнительно-исторический метод.

Сущность названных методов, их использование.

Применение системы методов в психолого-педагогических исследованиях. Рассмотрение системы методов изучения важнейших научных проблем обучения и воспитания учащихся общеобразовательной школы и коррекционных учреждений.

Применение статистических методов и ЭВМ в педагогических исследованиях. Обработка и интерпретация научных данных.

Литература

а) основная литература:

7 стр., 3041 слов

Понятие о методе и методологии психологических исследований.

... понятия «метод», «методика», «методология», хотя они имеют разное определение. Поэтому следует более подробно обсудить сущность, содержание этих понятий. Метод– способ познания, исследования или ... друга) свои объяснительные принципы и способы исследования и практической работы.   Общие принципы психологических исследований. Методология, как указывалось выше, определяет принципы, правила, ...

  1. Берков В. Ф. Общая методология науки / В. Ф. Берков. – Мн., 2001.
  2. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А.Методология и методы психолого-педагогических исследований. 2008
  3. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Стерлитамак, 2002

  4. Гарская, Н. П. Основы научных исследований: конспект лекций / Н. П. Гарская. – Витебск: 2004.

  5. Демченко, И. И. Основы научных исследований: учеб. пособие / И. И. Демченко. – Красноярск: 2003.

  6. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: 2001.

  7. Карпова Г.А. Методы педагогической диагностики.- Екатеринбург, 2001

  8. Краевский В. В. Методология научного исследования. СПб., 2001.

  9. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. 2004

  10. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов).

    — М.: 2001.

  11. Папковская, П. Я. Методология научных исследований: курс лекций / П. Я. Папковская – Мн.: 2002.

  12. Яшина, Л. А. Основы научных исследований Сыктывкар: 2004. – 84 с.

б) дополнительная литература:

  1. Акимова М.К. Опросники: методологические вопросы разработки и применения // Психологическая диагностика. – 2003. — №2. – С. 3-15.

  2. Анастази А. Психологическое тестирование СПб. 2001.

  3. Бабанин Л.Н. Интернет в психологическом исследовании // Вестн. Моск. ун-та. — Сер.14. Психология. — 2003. — №3.

  4. Бурлакова Н.С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка М., 2001.

  5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2000.

  6. Войскунский, А.Е. Качественный анализ данных как инструмент научного исследования // Вестник Московского ун-та, Сер. 14, Психология, 2001, №2.

  7. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология СПб. 2000.

  8. Журавлев, А.Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. – 2002.- №6.

  9. Жичкина, А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал. – 2000. — Том 21, №2. — С. 75-78.

  10. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология М. 2003.

  11. Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии: М. Воронеж:, 2005.

  12. Миллер, С. Психология развития: методы исследования СПб. 2002.

  13. Никандров, В.В. Вербально — коммуникативные методы в психологии (Беседа и опрос) СПб. 2002.

  14. Никандров, В.В. Экспериментальная психология СПб. 2003.

  15. Регуш, Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности СПб. 2001.

  16. Якиманская И.С. Методология и диагностика в психологическом исследовании. Оренбург, 2001.

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА) «Основы организации научно-исследовательской работы»

3 стр., 1280 слов

Методологические основы психологии 3

... исследований. Знание как куматоид. Предметно-научное и методологическое мышление. Принцип системного подхода в психологии. Исследовательские и коллекторские программы науки. Различные концепции методологии науки. Понятие методологии ... ф.10. 1.2. Цели и задачи курса Дисциплина «Методологические основы психологии» предназначена для формирования у студентов мировоззренческой и методологической ...

Изучение дисциплины (курса) обеспечивается учебно-методической документацией и материалами (программа, материалы для студента, материалы для студента).

Для преподавания дисциплины используются учебные аудитории, оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами, обеспечивается доступ студентов к сети Интернет.

Для обучающихся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам:

http://www.mpgu.edu.ru

http://www.informika.ru

WWW.IKPRAO.RU

http://ru.wikipedia.org

http://www.edu.ru

http://www.rsl.ru

http://www.gnpbu.ru

http://www.Gramota.ru

http://www.Philology.ru