Логопедия как отрасль педагогической науки

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КУЗБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

(ФГБОУ ВПО «КУЗ ГПА»)

Утверждаю: Утверждаю:

_________________________ ________________

Декан факультета ДиКПиП Проректор по учебной работе

Разенкова Н.Е. Елькина О.Ю.

 

Программа

Государственного междисциплинарного экзамена

Итоговой аттестации выпускников

По специальности

050715 «Логопедия»

С дополнительной специализацией

«Логопедическая работа с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии»

Согласовано:

________________

Зав. кафедрой СППиТОО

Костикова Д.А.

 

Новокузнецк 2012

I. Пояснительная записка

1.1. Программа государственного междисциплинарного экзамена составлена на основе УМК основной образовательной программы по специальности, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2005г.), с учетом основных регламентирующих документов:

— Типового положения о высшем учебном заведении (2008г.);

— Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (2003г.);

— Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования (2004 г.);

— Положения об итоговой государственной аттестации выпускников КузГПА (2004г.);

— Приказа ректора КузГПА «О форме проведения итогового государственного экзамена выпускников» (приказ №519-об от 11.12.2009г.).

1.2. Программа государственного междисциплинарного экзамена исключает дублирование промежуточных монодисциплинарных экзаменов по учебным дисциплинам и построена с учетом принципов комплексности, интеграции общекультурных, общепрофессиональных и предметных знаний.

1.3. Программа государственного междисциплинарного экзамена предназначена для студентов-выпускников специальности 050715 «Логопедия» очной и заочной форм обучения.

II. Содержание государственного междисциплинарного экзамена

2.1. В содержание государственного междисциплинарного экзамена включены основные разделы предметов цикла специальных дисциплин. Государственный междисциплинарный экзамен направлен на проверку способности выпускника к выполнению профессиональных задач, определенных квалификационными требованиями, которые представлены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования и соотносятся с видами профессиональной деятельности.

20 стр., 9586 слов

Областной центр мониторинга образования Сборник рекомендаций ...

... государственный экзамен становится реальностью. Новая форма итоговой аттестации успешно решает такие проблемы как: объективная оценка качества образовательной подготовки выпускников, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, государственный ... выпускники общеобразовательного учреждения, освоившие общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования ...

2.2. Содержание заданий государственного междисциплинарного экзамена соотнесено с типовыми задачами государственного образовательного стандарта по видам профессиональной деятельности для учителя- логопеда:

в области учебно-воспитательной деятельности:

— осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

— планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

— использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

— применение современных средств оценивания результатов обучения;

— применение современных педагогических технологий;

в области диагностико-аналитической деятельности:

— дифференциальная диагностика для определения типа нарушений;

— проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам;

в области коррекционно-развивающей деятельности:

— коррекционное обучение детей и подростков с нарушениями речи;

— реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;

— осуществление профилактики речевых нарушений;

в области социально-педагогической деятельности:

— установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

— проведение профориентационной работы;

— оказание помощи в социализации учащихся;

в области научно-методической деятельности:

— анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

в области консультативной деятельности:

— консультирование детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;

— проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;

в области культурно-просветительной деятельности:

— формирование общей культуры учащихся;

в области организационно-управленческой деятельности:

— рациональная организация учебного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья дошкольников и школьников;

— ведение школьной и классной документации, ведение речевых карт;

— организация внеурочной деятельности;

4 стр., 1813 слов

Обучение грамоте детей 5-6 лет в группе с ОНР

... воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи привлекла внимание исследователей еще с начала XX века. В отечественно педагогике, психологии и логопедии проблема развития ребенка с ОНР ... и, наконец, подготовкой детей к школе – Г.А. Каше и др. Несмотря на многочисленность и разнообразие работ в этой области, следует отметить, что практика исследований обучения грамоте у ...

— выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

— 2.3. Программа государственного междисциплинарного экзамена разработана выпускающей кафедрой специальной педагогики, психологии и теоретических основ обучения на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Образовательной программы по специальности. Содержание программы государственного междисциплинарного экзамена включает три блока проблем:

— психолого-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушенным интеллектом;

— организация логопедической работы и методики преподавания в образовательных учреждениях для детей с нарушением речи;

— практические задания.

I блок «Психолого-педагогические основы воспитания и обучения детей с нарушениями речи»

Логопедия как отрасль педагогической науки.

Предмет, цель и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками. Теоретические основы логопедии. Значение логопедии. Актуальные проблемы современной логопедии. Особенности речевых нарушений. Понятийно- категориальный аппарат логопедии (норма речи, недоразвитие речи, нарушение речи, симптом нарушения речи, симптоматика нарушений речи, механизм нарушения речи, патогенез нарушения речи, структура речевого дефекта, логопедическое воздействие, коррекция нарушений речи, компенсация, обучение, воспитание, перевоспитание).

Личность логопеда.

Материально-техническое обеспечение деятельности логопеда

Документы, обеспечивающие деятельность логопеда и материально-техническую базу логопедической службы. Содержание «Положения о логопеде», его обязанности, права, ответственность. Положение по организации работы логопедического кабинета, организационно-методическое руководство к нему. Оборудование логопедического кабинета: помещение, дизайн, аппараты и приборы, медицинский инструментарий, предметы ухода за пациентами, средства ухода за инструментарием, специальная мебель в логопедическом кабинете. Особенности организации учебно-образовательного пространства и предметно-речевой среды в учреждениях системы здравоохранения и образования.

 

 

III блок «Практическое задание»

 

1. Методика проведения игр и упражнений, направленных на формирование моторной функции речевого аппарата. Демонстрация игры на выбор.

 

2. Методика проведения игр и упражнений, направленных на формирование речевого дыхания. Демонстрация игры на выбор.

 

3. Методика проведения игр и упражнений, направленных на развитие акустических качеств голоса. Демонстрация игры на выбор.

 

4. Звуки [C], [СЬ]. Фонетическая характеристика звука [C]. Правильный артикуляционный уклад звука. Фонетические и фонематические варианты нарушения. Подготовительные упражнения для постановки данного звука. Постановка звука. Автоматизация звука. Работа над звуком [СЬ].

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

... реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного ... составить прогноз относительно её развития. На данный момент у расстройств личности предполагается множество ... и социальное поведение; беспорядочное мышление; расстройство речи Антисоциальное расстройство личности - Импульсивное черствое ...

 

5. Звуки [З], [ЗЬ]. Фонетическая характеристика звука [З]. Правильный артикуляционный уклад звука. Фонетические и фонематические варианты нарушения. Подготовительные упражнения для постановки данного звука. Постановка звука. Автоматизация звука. Работа над звуком [ЗЬ].

 

6. Звук [Ц]. Фонетическая характеристика. Правильный артикуляционный уклад звука. Фонетические и фонематические варианты нарушения. Подготовительные упражнения для постановки данного звука. Постановка звука. Автоматизация звука.

 

7. Звуки [Ш], [Ж]. Фонетическая характеристика звука [Ш] Правильный артикуляционный уклад звука. Фонетические и фонематические варианты нарушения. Подготовительные упражнения для постановки данного звука. Постановка звука. Автоматизация звука. Работа над звуком [Ж].

 

8. Звук [Щ]. Фонетическая характеристика. Правильный артикуляционный уклад звука. Фонетические и фонематические варианты нарушения. Подготовительные упражнения для постановки данного звука. Постановка звука. Автоматизация звука.

 

9. Звук [Ч]. Фонетическая характеристика. Правильный артикуляционный уклад звука. Фонетические и фонематические варианты нарушения. Подготовительные упражнения для постановки данного звука. Постановка звука. Автоматизация звука.

 

10. Звук [Л]. Фонетическая характеристика. Правильный артикуляционный уклад звука. Фонетические и фонематические варианты нарушения. Подготовительные упражнения для постановки данного звука. Постановка звука. Автоматизация звука.

 

11. Звук [Р.]. Фонетическая характеристика. Правильный артикуляционный уклад звука. Фонетические и фонематические варианты нарушения. Подготовительные упражнения для постановки данного звука. Постановка звука. Автоматизация звука.

 

12. Звук [РЬ]. Фонетическая характеристика. Правильный артикуляционный уклад звука. Фонетические и фонематические варианты нарушения. Подготовительные упражнения для постановки данного звука. Постановка звука. Автоматизация звука.

 

13. Звук [j]. Фонетическая характеристика. Правильный артикуляционный уклад звука. Фонетические и фонематические варианты нарушения. Подготовительные упражнения для постановки данного звука. Постановка звука. Автоматизация звука.

 

14. Звук [Г] Фонетическая характеристика. Правильный артикуляционный уклад звука. Фонетические и фонематические варианты нарушения. Подготовительные упражнения для постановки данного звука. Постановка звука. Автоматизация звука.

28 стр., 13897 слов

Изучение особенностей игры детей с нарушениями интеллекта

... Кузнецова, Б. Днас Гонсалес, У.В. Ульенкова. Цель исследования: изучение особенностей игры детей с нарушениями интеллекта. Объект исследования: игровая деятельность дошкольников. Предмет исследования: особенности ... только зачатки игровой деятельности, дети не могут проявлять самостоятельность при постановке игровых задач; им свойственно отсутствие игровых действий с воображаемыми предметами. ...

 

15. Звук [К]. Фонетическая характеристика. Правильный артикуляционный уклад звука. Фонетические и фонематические варианты нарушения. Подготовительные упражнения для постановки данного звука. Постановка звука. Автоматизация звука.

 

16. Звук [Х]. Фонетическая характеристика. Правильный артикуляционный уклад звука. Фонетические и фонематические варианты нарушения. Подготовительные упражнения для постановки данного звука. Постановка звука. Автоматизация звука.

 

17. Дефект смягчения и его коррекция.

Специфика дефектов смягчения. Приемы исправления данного дефекта (по подражанию, механический способ коррекции).

Этапы автоматизации и дифференциации поставленных звуков (в слогах, словах, фразах, связной речи).

Игровые приемы и упражнения.

 

18. Дефект озвончения и его коррекция.

Специфика дефектов озвончения. Приемы исправления данного дефекта (по подражанию).

Методика обучения произнесению звонких согласных (тактильные ощущения).

Этапы автоматизации и дифференциации поставленных звуков (в слогах, словах, фразах, связной речи).

Игровые приемы и упражнения.

 

19.Игры и упражнения для развития тонких движений пальцев.

Взаимосвязь артикуляционной моторики, тонких движений пальцев и кистей рук. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, застегни – расстегни, завяжи – развяжи и т. д.).

Упражнения и задания, направленные на формирование зрительно – моторной координации (обведи по точкам, нарисуй фигуру, заштрихуй, обведи по контуру и т. д.).

Массаж пальцев и кистей рук (расслабляющий и тонизирующий).

(Методика проведения и демонстрация игры по выбору студента).

20.Дидактические игры и упражнения по формированию фонематического слуха и восприятия.

Фонематический слух и восприятие в формировании произносительной стороны речи, грамматического строя и устных высказываний. Этапы работы по формированию фонематического слуха и восприятия.Различение музыкальных и немузыкальных звуков, речевых и неречевых. Дидактические игры «Узнай, чей звук?», «Что рассказала улица?», «Найди парочку?».(Методика проведения и демонстрация игры по выбору студента).

 

21.Дидактические игры и упражнения по формированию звуко – слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза.

Этапы формирования звуко-слогового и звуко-буквенного анализа. Подготовка к обучению грамоте. (Методика проведения и демонстрация игры по выбору студента).

 

22.Дидактические игры и упражнения по формированию ритмико-интонационной стороны речи.

Виды нарушений ритмико-интонационной стороны речи.Методика преодоления нарушений темпа речи (основные направления: медицинское воздействие и дидактическое).

Логоритмика, физкультура. Ходьба и маршировка в различных направлениях под бодрую или медленную музыку, прыжки, приседания. Речевые упражнения. Произношение речевого материала различной сложности (слогов, слов, коротких фраз, скороговорок и т. п.).

5 стр., 2197 слов

Как протекает игра у детей среднего дошкольного возраста

... боле полное психическое развитие. Длительность игры Чем меньше ребенок, тем короче его игра. Например, дети трех лет неспособны играть более ... в соответствии с определенной ролью в игре. Игры - соревнования Такие игры просто незаменимы для детей, так как они развивают дух ... отношений, прав и обязанностей. В зависимости от сюжета игры ребенок может развивать в себе различные качества такие как: ...

Проговаривание или чтение с ускорением или замедлением темпа под такт руки или метроном. Упражнения на развитие слухового и зрительного внимания, артикуляционного и ручного праксиса, речевого дыхания.(Методика проведения и демонстрация игры по выбору студента).

 

23.Дидактические игры и упражнения по коррекции голосовых расстройств.

Нарушения тембра голоса при ринолалии. Методика коррекционной работы (основные этапы: активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани; предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата; положительное воздействие на личность; восстановление утраченных кинестезий голосоведения; восстановление координации дыхания и фонации).

Комплексы специальной дыхательной гимнастики. Упражнения для постановки голоса. Использование массажа лица, шеи, губ и языка. (Методика проведения и демонстрация игры по выбору студента).

 

24. Методы и приёмы логоритмики в проведении занятий с заикающимися детьми. Игры в коррекции пространственных ориентировок для формирования чувства ритма. Двигательно-речевые упражнения, музыкально-речевые, ритмические и речевые упражнения, сопровождаемые музыкой. Привести примеры.

 

25. Влияние этиопатогенетического принципа в подборе методов и приёмов коррекционной ритмики в работе с детьми, страдающими дизартрией. Игры и упражнения, направленные на коррекцию мелкой моторики, артикуляционной моторики, общей моторики. Привести примеры.

 

V. Критерии оценки государственного междисциплинарного экзамена

5.1. В критерии оценки, определяющие уровень и качество подготовки выпускника по специальности, входит:

— уровень готовности к осуществлению основных видов профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

— уровень освоения выпускником материала, предусмотренного образовательной программой по специальности;

— уровень знаний и умений, позволяющих решать типовые задачи профессиональной деятельности;

— обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;

— уровень информационной и коммуникативной культуры.

5.2. Оценка устного ответа на вопрос (выполненного задания) выставляется всеми членами Государственной аттестационной комиссии. В состав ГАК включаются специалисты в области тех дисциплин (разделов дисциплин), которые включены в качестве модулей при формировании программы государственного междисциплинарного экзамена. Оценки ставятся по четырех балльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

«Отлично» ставится, если:

— студент осознанно и логично раскрывает проблемы, предложенные в билете;

— показывает знание развития проблемы психолого-педагогических основ воспитания и обучения детей с нарушениями речи;

— раскрывает методологические основы разработки данной проблемы в науке;

— раскрывает состояние проблемы в современной теории и практике логопедии;

— представляет альтернативные и вариативные подходы в исследовании проблемы;

— при необходимости раскрывает проблему с позиции частных методик;

8 стр., 3916 слов

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов пермь

... семьи, социология управления и методика социологических исследований. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов включает программу курса «Общая социология» для студентов дневного и заочного отделений, темы рефератов и ...

— приводит примеры из современной практики;

— раскрывает возможные отклонения в развитии личности в русле рассматриваемой проблемы и возможности их диагностики;

— показывает пути, методы и средства коррекции нарушений речи.

Студент демонстрирует способность к интеграции знаний по проблеме, структурированию ответа, анализу существующих теорий и практики:

— умение логично и доказательно раскрыть проблему;

— умение вступить в диалог и дискуссию;

— способность адаптации знаний, к условиям конкретной ситуации.

Ответ не содержит фактических ошибок, характеризуется глубиной, полнотой, уверенностью студента.

«Хорошо» ставится, если:

— ответ соответствует всем предыдущим характеристикам, но менее глубок по содержанию или недостаточно обстоятелен, имеют место несущественные фактические ошибки, которые студент смог исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу;

— проблема недостаточно раскрыта с позиции психолого-педагогического воспитания и обучения детей с нарушениями речи; или организации логопедической работы и методики преподавания в образовательных учреждениях для детей с нарушением речи;

— проблема по логопедии раскрыта на «отлично», а вопросы организации и преподавания частных методик — на «хорошо» (или наоборот);

— студент не смог показать способность к адаптации и интеграции знаний;

— ответ прозвучал недостаточно убедительно и уверенно;

— изложение построено недостаточно логично.

«Удовлетворительно» ставится, если:

— программный материал в основном представлен, но допущены фактические ошибки;

— ответ носит исключительно репродуктивный характер;

— студент не может обосновать закономерности и принципы, объяснить факты;

— нарушается логика изложения, отсутствует осмысленность;

— если студент показал хороший уровень подготовки в области одного направления и ниже среднего — другого;

— студент не смог самостоятельно показать внутрипредметную интеграцию знаний по предложенной проблеме, не демонстрирует межпредметные связи.

«Неудовлетворительно» ставится, если:

— при обнаружении незнания или непонимания существенной части изучаемых предметов; в ответе были допущены фактические ошибки, которые студент не смог исправить; на большую часть дополнительных вопросов не ответил или дал неверный ответ;

— если студент затруднялся в раскрытии всех предложенных в билете проблем; на дополнительные вопросы не отвечал или отвечал неверно;

— студент на «удовлетворительно» раскрывает проблему по одному направлению, по другому — не раскрывает проблему; на дополнительные вопросы по содержанию экзамена не дает верных ответов.

5.3. Государственный междисциплинарный экзамен не может быть заменен оценкой качества освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студента.

5.4. Система оценок на государственном экзамене устанавливается на основе соответствия или несоответствия выпускника квалификационным требованиям ГОС ВПО по специальности.

VI. Рекомендуемая литература

 

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии [Текст]: учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105с
  2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Владос, 2004
  3. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей : практическое пособие / Под общ.ред.Г.В.Чиркиной. — Издание 2-е, испр. — М.: Айрис Пресс, 2005. — 192с.
  4. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст]: учебное пособие. — М.: АСТ; Астрель, 2007. — 223с
  5. Боровцова Л.А.Документация учителя-логопеда ДОУ [Текст]: методическое пособие. — М.: Сфера, 2008. — 64с
  6. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2008. — 63с.
  7. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. — 138с.
  8. Герасимова А.С.Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками [Текст] . — 3-е изд. — М.: Айрис Пресс, 2009. — 220с.
  9. Грибова, Ольга Евгеньевна. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 92 с. — (Библиотека логопеда-практика).
  10. Григоренко Н.Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. — М.: Книголюб, 2005. — 143с.
  11. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения: Методическое пособие / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. — М.: НИИ Школьных технологий; В.Секачев, 2008. — 190с
  12. Зикеев А.Г. Специальная педагогика: Развитие речи учащихся: Учебное пособие для вузов / А. Г. Зикеев. — 2-е изд.,испр. — М.: Академия, 2005. — 200с. — (Высшее профессиональное образование).

    11 стр., 5418 слов

    Теоретические основы формирования письменной речи у детей и современный ...

    ... младшими школьниками. Задачи исследования: · Изучить литературу - логопедическую, методическую и психологическую; · Раскрыть сущность понятия "дисграфия" и е ... Глава 1. Теоретические основы формирования письменной речи у детей и современный взгляд на проблему дисграфии ... предполагает создание программы высказывания письменного текста, то есть порождения речи на письме. При реализации письма ...

    — Литература: с.198-199.

  13. Зуева Л.Н. Настольная книга логопеда [Текст]: Справочно-методическое пособие. — М.: АСТ; Астрель; Профиздат, 2005. — 399с.
  14. Ильина С.Ю. Чтение.2 класс [Текст] : учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С. Ю. Ильина. — 7-е изд. — СПб. : Просвещение, 2009.
  15. Йощенко В.О.Руководство по организации работы логопеда в ДОУ: Сборник примерных форм документов и методических материалов. — М.: Аркти, 2008. — 246с
  16. Калягин, Виктор Александрович. Энциклопедия методов психолого педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: пособие длястудентов, педагогов, логопедов и психологов / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — СПб. : КАРО, 2004. — 432 с. — (Коррекционная педагогика).
  17. Капитовская О.А. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями: Пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: КАРО, 2005. — 59с.
  18. Козырева Л. М. Развитие речи и мышления [Текст]: развивающие задания для логопедических занятий. — Ярославль: Академия развития, 2006. — 128с.
  19. Коноваленко, Вилена Васильевна. Развитие связной речи: фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М.: Гном и Д, 2005. — 128 с
  20. Коррекция нарушений речи [Текст]: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / сост. Г.В.Чиркина. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 272с.
  21. Косинова Е. М.Уроки логопеда [Текст]: игры для развития речи. — М.: ЭКСМО, 2007. — 174с.
  22. Косинова Е.М.От звука к слову. Логопедический практикум [Текст] — М.: РОСМЭН, 2007. — 104с.
  23. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2004.
  24. Левина Р.Е.Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.-сост.Г.В.Чиркина, П.Б.Шошин. — М.: АРКТИ, 2005. — 222с.
  25. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. Учебное пособие для вузов. – М., 2004
  26. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, учебник — М.: Владос, 2008.
  27. Логопедия: учебник для студ. Дефектолог. Факультетов/ под ред. Л. С. Волковой. — М., 2004.
  28. Логопедия: учебник для студ. Дефектолог. Факультетов/ под ред. Л. С. Волковой. — М., 2004.
  29. Львов М.Р. И др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учебное пособие для вузов.- М.: Академия, 2004
  30. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.,2004.
  31. Основы специальной психологии : учебное пособие для сред. проф. образования, обучающихся по спец. «Специальное дошкольное образование», «Коррекционная педагогика» / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева; под ред. Л. В. Кузнецовой. — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2005. — 480 с.
  32. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  33. Специальная педагогика [Текст]: Т.3. Т.2: Общие основы специальной педагогики: учебное пособие / Н. М. Назарова [и др.]; под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Академия, 2008. — 352 с
  34. Специальная педагогика [Текст]: Т.3. Т.3: Педагогические системы специального образования: учебное пособие / Н. М. Назарова [и др.]; под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Академия, 2008. — 400 с
  35. Якубовская Э.В. Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму: учебно-наглядное пособие для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 4 альбомах. Альбом 1. Приложение «Методическое руководство» / Э. В. Якубовская. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2006. — ил.

 

3 стр., 1139 слов

Назовите причины такого поведения ребёнка. Охарактеризуйте учебные ...

... психология. [Текст]: учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М: Академия, 2001. - 364с. 11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. [Текст]: учебное пособие / ... 1. Заполните таблицу «Познавательные процессы» Познавательные процессы Внимание Ощущение Восприятие Речь Память Мышление Воображение Определение           ...