Понятие о методе и методологии психологических исследований.

Лекция № 1 (4)

Тема: «Принципы и организация психологических исследований»

План:

1. Понятие о методе, методике и методологии психологических исследований.

2. Общие принципы психологической науки.

3. Принципы проведения психологического исследования.

 

Понятие о методе и методологии психологических исследований.

Наука – прежде всего, исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает и определенные ее методы.

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые познают предмет науки, получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это – методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины XIX века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями.

Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

2 стр., 629 слов

Классификация методов психологического исследования.

... (от лат. еxperimentum – проба, опыт) – один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличительными признаками эксперимента являются: 1) активное вмешательство в ... тех же лиц на протяжении длительного времени); - комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. ...

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения.

Часто не разграничивают понятия «метод», «методика», «методология», хотя они имеют разное определение. Поэтому следует более подробно обсудить сущность, содержание этих понятий.

Метод– способ познания, исследования или практического выполнения чего-либо. В нашем случае – способ познания психических явлений. Метод является способом, орудием, который способствует разрешению теоретических и практических проблем.

Методика– это совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем. Методика означает и конкретное воплощение метода. Например: тестирование метод, конкретный тест – методика.

Методология переводится как «учение о методе» и определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

Выделяют методологию общенаучную и конкретно-научную.

К общенаучной методологии относятся попытки разработать универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые –хотя бы потенциально – не с какой-либо конкретной наукой, но применимые к широкому кругу наук (но при этом, в отличии от философской методологии, оставаясь в рамках собственно-научного познания, не расширяясь до общемировоззренческих установок).

К этому уровню относятся, например, концепция системного научного анализа, структурно-уровневый подход, кибернетические принципы описания сложных систем (так, кибернетические принципы приложимы и к биологическим системам, и системам управления и др.).

на этом уровне разрабатываются в общие проблемы построения научного исследования способы осуществления теоретической и эмпирической (т.е. связанной с взаимодействием с объектом) деятельности ученого, в частности общие проблемы построения эксперимента, наблюдения, моделирования.

Конкретно-научная методология, как это явствует из названия, разрабатывает аналогичные проблемы в рамках конкретных наук – как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими (и этим, собственно, отличающимися друг от друга) свои объяснительные принципы и способы исследования и практической работы.

 

Общие принципы психологических исследований.

Методология, как указывалось выше, определяет принципы, правила, рекомендации, которыми должен руководствоваться исследователь в своей деятельности.

Методологические принципы психологии являются одновременно и определенным видением ее предмета и путей его исследования.

Рассмотрим первоначально методологические принципы, которые относятся к психологической науке в целом.

1. Принцип детерминизма – основополагающий методологический принцип материалистической психологии, который фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений, которые существуют вне субъекта.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

Принцип детерминизма. Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Развитие психики животных определяется естественным отбором, а развитие сознания человека, — в конечном счете, законами общественного развития, законами развития способа производства. Это послужило реальной основой строго научного изучения специфики человеческих свойств психики, происхождения и развития сознания.

Принцип детерминизма связан с вопросом о природе психических явлений, их сущности. Детерминистический подход в психологии развивался в процессе освоения диалектико-материалистического мировоззрения, в котором проблема
детерминизма является одной из самых существенных. В философской борьбе начала XX в. проблема детерминизма заняла центральное место. Детерминистический подход к психическим явлениям вытеснял интроспективную методологию и соответствующую ей организацию психологических исследований. Отказ от понимания психики как замкнутого в себе образования, не детерминированного внешними воздействиями и не проявляющего своей сущности во внешней деятельности, разомкнул сферу психического развития для объективного исследования. Место самонаблюдения занял объективный метод. Объективный метод состоял в организации психологических исследований, позволявшей: точно знать, что воздействует на человека; дать количественную и качественную характеристику этих воздействий; зарегистрировать внешние реакции, видимое поведение; соотнести раздражители.

Важным этапом в постепенной реализации принципа детерминизма было создание Л.С.Выготским культурно-исторической концепции. Впервые внимание исследователей было обращено на изучение специфики человеческих высших психических функций. В культурно-исторической концепции была отчетливо сформулирована мысль о том, что природные механизмы психических процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-исторических факторов в результате усвоения человеком продуктов человеческой культуры, в ходе его общения с другими людьми.

Следующим этапом в реализации принципа детерминизма в
отечественной психологии была идея о том, что во взаимоотношениях с окружающей средой внешнему миру противостоит и его воспринимает не просто человек, наделенный сознанием, а человек деятельный, активно воспринимающий объективную действительность и преобразующий ее. Восприятие социальных воздействий, усвоение культуры в самом широком смысле слова, осуществляется человеком в процессе активных его взаимодействий с внешним миром, в процессе его деятельности. Значение роли деятельности в формировании психических явлений подчеркивали С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др. Принцип детерминизма в теории и практике психологии реализовался путем решения еще одной проблемы – психического развития, обучения и воспитания. В этой связи наиболее важным стал вопрос о движущих силах психического развития, от решения которого зависело то или иное понимание детерминизма в теории развития.

В процессе последовательного применения детерминизма для характеристики движущих сил психического развития в центре психологов постоянно находились вопросы о взаимоотношении биологического и социального в развитии психики, соотношении внутренних закономерностей и внешних воздействий, взаимоотношении развития и обучения и т.д. Хотя ряд из этих вопросов и до сих пор нельзя считать окончательно решенным, принципиальное материалистическое их понимание обусловлено детерминистическим подходом к проблемам психического развития.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... видам общественно значимой деятельности (в школе, вне школы, в трудовом коллективе и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности характеризуется ... предметом сознания и самосознания личности, пе­реживаются ею в форме неудовлетворения, недовольства со­бой, стремления к преодолению противоречий. Новое воз­никает гз старом посредством деятельности ...

Одной из линий реализации детерминистического подхода в психологии было решение проблемы отношения психики к деятельности мозга. Основываясь на материалистическом положении о том, что психика есть функция мозга, психология, особенно под влиянием учения о высшей нервной деятельности, поставила своей задачей исследование механизмов деятельности мозга, в результате которой возникают психические явления. Детерминизм на этом этапе выступал как применение физиологических закономерностей к пониманию психических явлений.

До 50-х годов детерминистический подход не рассматривался как специально выделенный принцип советской психологии. В 50-е годы С.Л.Рубинштейн подчеркнул его роль и сформулировал положение о том, что этот принцип имеет значение методологического принципа. Принцип детерминизма применен С.Л.Рубинштейном для анализа природы и сущности психических явлений, он рассматривает их во всеобщей взаимосвязи явлений материалистического мира.

2. Принцип единства психики и деятельности. Понятия сознания, психики и деятельности являются узловые категориями психологической науки. С. Л. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности, поведения. Он писал, что «деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство».

Хотя в то время этот принцип еще не соотносился с принципом развития, тем не менее, он сразу приобрел важное методологическое значение. В нем утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Тем самым защищалось положение о возможности через деятельность изучать сознание, и открывалась дорога для объективного исследования психики и сознания: от деятельности, ее продуктов – к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии. Введение этого принципа ставило теоретические и методологические задачи раскрытия состава и структуры деятельности. Необходимо было преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика – это внутреннее, а деятельность – внешнее. В действительности психика, сознание не является чем-то внутренним. Точно так же деятельность никоим образом не сводится только к внешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность однозначно. Единство сознания и деятельности выражается том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности — и предпосылка и результат ее поведения.

По определению С.Л. Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Сознание и психика в таком случае оказываются внутренней характеристикой деятельности, а свойство деятельности – протекать в форме извне наблюдаемого поведения – может рассматриваться как характеристика самой психики. Следовательно, говоря о психике, психолог имеет в виду не отдельное самостоятельное явление, но сторону или неотъемлемую часть деятельности. Говоря же о психике, он должен подразумевать некоторую целостную систему, характеризуемую и с внутренней и с внешней стороны. Деятельность, напротив, оказывается той системой, внутри которой функционирует психика. Принцип единства сознания и деятельности позволяет ученым, изучая поведение, деятельность, выяснять те внутренние психологические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения целей деятельности, т.е. открывать объективные закономерности психики.

5 стр., 2197 слов

Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного ...

... образовательной области «Познавательное-развитие» в соответствии с ФГОС ДО является познавательно-исследовательская деятельность [1]. Она представляет собой форму активности ребенка, направленную на познание свойств и связей объектов ...

Применение принципа единства сознания и деятельности к изучению психических процессов, свойств и состояний позволило объяснить многие явления, прежде казавшиеся непонятными, выявить некоторые важные закономерности психического развития человека. В свете этого принципа разрабатываются понятийный аппарат психологии и методы конкретно-научных исследований.

3. Принцип развития или генетический принцип. Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч.Дарвина и легла в основу формирования детской, а затем возрастной психологии. Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия «развитие» в фундаментальную категорию психологии, стало включение его С.Л.Рубинштейном в систему понятий общей психологии и возведение в статус важнейшего методологического принципа психологической науки. «Развитие психики является для нас, — писал он, — не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и
психических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания».

В трудах С.Л. Рубинштейна, созданных на рубеже 40-х годов, в
проблематику общей психологии был включен весь жизненный путь человека и показана зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении ее индивидуального
пути. Многокачественное содержание категории развития в психологии было раскрыто в коллективном труде «Принципы развития в психологии» (1978).

В нем была подчеркнута необходимость соединения принципа развития с принципом системности, реализация которого позволяет рассмотреть и сам процесс психического развития как сложно организованную целостность.

Большой вклад в разработку принципа развития сделал украинский психолог Г.С.Костюк, который работал над проблемой наследственности, т.е. факторов развития психики человека, влияния количественных и качественных изменений перехода от низших к высшим структурам психической жизни.

Принцип развития обязывает подходить к психике, как к продукту усложнения взаимоотношений с окружающей действительностью. Это осуществляется в филогенетическом, историческом и онтогенетическом планах.

Филогенез психики – ее усложнение в процессе эволюции организмов. На каждой ступени психика обеспечивает их приспособление к требованиям природной среды.

Историогенез психики – качественно более высокий этап ее развития, на котором она проявляет свою общественно-историческую природу, является продуктом и фактором культуры.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... Онтогенез (анг. ontogenesis)  это развитие психики отдельно взятого организма в процессе его жизни. Онтогенез психики человека – возрастная психология (детство, подростковый, юношеский, ... восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Предмет: ...

Онтогенез психики – последовательные изменения, обусловленные усложнением активности человека в течении жизни.

 

Принципы проведения психологических исследований.

Кроме рассмотренных принципов психологической науки, для повышения качества результатов исследования, необходимо руководствоваться и специальными принципами, относящихся к процессу применения методов в психологическом исследовании.

1. Принцип объективности. Методы психологического исследования воспроизводят объективный процесс научного познания предмета психологии и должны обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования. Результаты психологического исследования не могут изменить сущность и закономерности предмета, который изучается. Объективность существования его не зависит от научных манипуляций с ним.

Субъективный компонент тоже имеет место в построении психологического исследования.

Он может проявится в инициации исследования как такового, в свободе выбора организационных элементов исследования, в профессиональной компетентности исследователя… Однако эта субъективность должна основываться на стремлении получить истинные результаты исследования.

Важно выбирать такие методы исследования, которые содержат высокую степень получения объективных данных.

Принцип объективности проявляется также в отказе исследователя от коньюктурного отношения к результатам исследования, интерпретация которых не должна подгоняться к подтверждению гипотез и целей исследования.

2. Принцип системности предусматривает изучение психического явления как своеобразной системы, которая имеет свои специфические закономерности. Одной из форм реализации системного подхода в психологическом исследовании является личностный подход, который предусматривает изучение конкретной ситуации.

3. Принцип индивидуализации заключается в раскрытии своеобразия каждой личности, присущей индивидуального стиля деятельности и поведения, в определении психологических проблем конкретной личности и способов их решения.

 

Основные понятия и ключевые слова:метод, методика, методология, принцип детерминизма, принцип единства психики и деятельности, принцип развития, принцип объективности, принцип системности, принцип индивидуализации.

 

Рекомендованная литература:

1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994.

2. Общая психология: курс лекций / сост. Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.

3. Макарова Л.Л., Синельніков В.М. Загальна психологія: навчальний посібник – К., 2005.

4. Максименко С.Д. Проблема метода в науке – К., 1982.

5. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін.. – К., 2005.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается отличие между понятиями «метод», «методика», «методология»?

12 стр., 5595 слов

1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания

... науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом. Основой разработки каждого научного исследования ... возникают в конечном счете из опыта, все же недостаточно для познания глубоких внутренних закономерностей возникновения и развития познаваемого объекта.  Теоретическое знание – это ...

2. какая разница между общенаучной и конкретно-научной методологией?

3. Как можно определить понятие «принцип»?

4. В чем заключается сущность принципа детерминизма?

5. Как происходило развитие понятия принципа детерминизма?

6. В чем заключается сущность принципа единства психики и деятельности и кто является его втором?

7. Дайте характеристику принципу развития и генетическому принципу.

8. какой вклад в разработку принципа развития сделали С.Л.Рубинштейн и Р.С.Костюк?

9. В чем заключается отличие между понятиями «филогенез психики», «историогенез психики», «онтогенез психики»?

10. Какова сущность принципа объективности?

11. Какова сущность принципа системности?

12. Какова сущность принципа индивидуализации?

Тестовые задания:

1. Что относится к определению метода научных исследований?

А) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;

Б) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности;

В) способ познания или практического выполнения чего-либо;

Г) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;

Д) разрабатывает универсальные принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой.

 

2. Какое высказывание относится к методике?

А) способ познания или практического выполнения чего-либо;

Б) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой;

В) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;

Г) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;

Д) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

 

3. Какое утверждение относится к общему определению методологии?

А) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой;

Б) способ познания или практического выполнения чего-либо;

В) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;

Г) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;

Д) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

 

4. Что относится к общенаучной методологии?

А) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;

Б) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;

В) способ познания или практического выполнения чего-либо;

Г) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности;

Д) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой.

11 стр., 5385 слов

Специфические закономерности творческой познавательной деятельности ...

... интуитивных решений, а также закономерностей эвристической деятельности и эвристических приемов (« ... одной из двух форм познания, а именно непосредственного и ... эвристического вида мыслительной деятельности в принципе бывает различной. На ... и отношений, между явлениями и предметами. Естественно, ... научного -творчества. В. Н. Пушкин полагает, что «эвристической» можно считать, во-первых, такую деятельность, ...

 

5. Какое высказывание относится к конкретно-научной методологии?

А) разрабатывает принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;

Б) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности;

В) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой;

Г) способ познания или практического выполнения чего-либо;

Д) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем.

 

6. Какое определение относится к принципу детерминизма?

А) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;

Б) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;

В) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;

Г) утверждает, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности.

 

7. Какое утверждение относится к принципу единства сознания и деятельности?

А) утверждает, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности;

Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;

В) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;

Г) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования.

 

8. Что относится к принципу развития или генетическому принципу?

А) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;

Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;

В) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;

Г) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования.

 

9. Какое утверждение относится к принципу объективности?

А) заключается в раскрытии своеобразия каждой личности;

Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;

В) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;

Г) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания.

10. Какое высказывание относится к принципу системности?

А) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;

10 стр., 4590 слов

Сознание и познание. Научное познание

... характеризуют как: А) онтогенез Б) движение В) прогресс Г) редукцию. Сознание и познание. Научное познание 1. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем ... стремление к установлению равновесия. 12. Общие, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи между явлениями и процессами обозначаются понятием: А) закон Б) необходимость В) отношение Г) связь. 13. ...

Б) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;

В) предусматривает изучение психического явления со всех сторон как своеобразной структуры, которая имеет свои специфические закономерности;

Г) заключается в раскрытии своеобразия каждой личности;

Д) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений.

 

11. Что относится к принципу индивидуализации?

А) предусматривает изучение психического явления со всех сторон как своеобразной структуры, которая имеет свои специфические закономерности;

Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;

В) заключается в раскрытии своеобразия каждой личности;

Г) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования.