Рабочая программа дисциплины Психология управления

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО ДВГГУ)

Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«_____»__________________200__ г.

Направление подготовки

Менеджмент

Профиль подготовки

Менеджмент

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная и заочная

г. Хабаровск

2012г.

  1. Пояснительная записка:

Дисциплина «Психология управления» предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки «менеджмент», квалификация бакалавр, профиль подготовки «менеджмент». Данная программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту, имеет общий объем 108 часов, из которых 54 часа отводится на аудиторную работу и 54 часа на самостоятельную работу. Дисциплина читается в 3 семестре.

В процессе изучения дисциплины обучающиеся овладевают компетенциями: способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе делегирования ПК-2; способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач ПК-4; владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций ПК-6; способность к анализу и проектированию межличностных групповых и организационных коммуникаций ПК-7; способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений ПК-8; владеть современными технологиями управления персоналом ПК-14; владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций ПК-18

  1. Цели освоения дисциплины психология управления:

Данный курс знакомит учащихся с психологическими основами менеджмента, формирования коллектива, взаимодействия и управления с учетом психологических особенностей (темперамент, характер, психотип и др.) людей. Рассматриваются эффективные способы организации делового общения и деятельности руководителя. В данной дисциплине предполагается знакомство учащихся с эффективными способами разрешения конфликтов, овладение стратегическими и тактическими приемами управления конфликтной ситуацией и методами преодоления профессиональных стрессов. В рамках изучения дисциплины учащиеся познакомятся с современными методами диагностики для выявления всесторонних аспектов управленческой деятельности.

8 стр., 3605 слов

управление подготовкой кадров ФКУ ИК-15.

... Excel для выполнения графических материалов. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ КАДРОВ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1. Основные понятия управления подготовкой кадров Персонал организации - это совокупность физических ... исследования: ФКУ ИК-15. Предмет исследования - процесс организации и управления подготовки и переподготовки кадров в федеральном казенном учреждении исправительная колония. Методической ...

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к блоку дисциплин профессионального цикла. Предшествующей дисциплиной для нее является психология личности. Для быстрого и эффективного овладения данной дисциплиной учащиеся должны хорошо владеть психологической терминологией, читать и понимать профессиональную психологическую литературу.

Знать: теоретические основы психологии управления, законы эффективного руководства, стратегию и тактику управления конфликтными ситуациями и методы преодоления профессиональных стрессов.

Уметь: анализировать научную психологическую литературу по психологии управления и быть готовым к переносу полученных знаний в практику будущей профессиональной деятельности менеджера, определять критерии эффективного управления

Владеть: Современными технологиями управления персоналом, современными методами психодиагностики личностных особенностей руководителей и факторов, влияющих на эффективность управленческой деятельности

  1. Структура и содержание дисциплины психология управления.

Название модуля 1: Предмет психологии управления. Личность и профессиональное самосознание менеджера

Номера компетенций

Трудоемость в ЗЕТ

Контрольные задания

Семестр

Виды учебной работы в часах

Виды

Стоимость в баллах

Лк.

Пр.

Лаб.

Из них в активных и интер. формах

СРС

ПК -8,

ПК-14,

ПК-18

1 ЗЕТ

Рефераты тесты,

резюме по

итогам лаб. раб.

8-10 баллов за 1 работу, тест или реферат

3

8

6

8

10

22

4.1. Цель модуля «Предмет психологии управления. Личность и профессиональное самосознание менеджера»

Данный модуль знакомит учащихся с психологическими основами менеджмента, формирования коллектива, взаимодействия и управления с учетом психологических особенностей (стиля руководства, стиля мышления, психотипа и др.) людей. В рамках изучения модуля учащиеся познакомятся с современными методами диагностики для выявления всесторонних аспектов управленческой деятельности, приобретут навыки оценки личностных особенностей руководителей, влияющих на эффективность управления, а также навыки составления рекомендаций по результатам диагностики.

4.2. Содержание модуля «Предмет психологии управления. Личность и профессиональное самосознание менеджера»

п/п

Модуль 1 Предмет психологии управления. Личность и профессиональное самосознание менеджера

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Лек.

П.р.

Лаб.

Сам. Раб.

1

Тема: Предмет и методы современной психологии управления

2

2

4

2

Тема: Эффективное управление: психологические критерии

2

2

4

3

Тема: Личность руководителя: психологический портрет

2

2

2

6

4

Тема: Стиль мышления руководителя.

2

2

4

5

Тема: Психодиагностика в системе управления

4

4

Итого:

8

6

8

22

Контрольные работы, тесты, резюме по итогам лабораторных работ

  1. В результате освоения модуля обучающийся должен:

Знать: теоретические основы психологии управления, законы эффективного руководства.

Уметь: анализировать научную психологическую литературу по психологии управления и быть готовым к переносу полученных знаний в практику будущей профессиональной деятельности менеджера, определять критерии эффективного управления

Владеть: навыками психодиагностики личностных особенностей руководителей и факторов, влияющих на эффективность управленческой деятельности

Название модуля 2: Психологический анализ управленческой деятельности

Номера компетенций

Трудоемость в ЗЕТ

Контрольные задания

Семестр

Виды учебной работы в часах

Виды

Стоимость в баллах

Лк.

Пр.

Лаб.

Из них в активных и интер. формах

СРС

ПК -2,

ПК- 4,

1 ЗЕТ

Рефераты тесты,

резюме по

итогам лаб. раб.

8-10 баллов за 1 работу, тест или реферат

3

6

6

4

6

16

4.4. Цель модуля «Психологический анализ управленческой деятельности»

Данный модуль знакомит учащихся с особенностями анализа эффективности управленческой деятельности, основами эффективной организации труда и управления персоналом, подходами к мотивации и стимулированию персонала в организации, методами диагностики и коррекции профессиональных деформаций в системе управления.

4.5. Содержание модуля «Психологический анализ управленческой деятельности»

п/п

Модуль 2 Психологический анализ управленческой деятельности

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Лек.

П.р.

Лаб.

Сам. Раб.

1

Тема: Управленческая деятельность как предмет психологического анализа

2

2

4

2

Тема: Мотивация и стимулирование труда в системе управления

2

2

4

3

Тема: Профессиональные деформации руководителя и персонала, их диагностика и коррекция

2

2

4

8

Итого:

6

6

4

16

Контрольные работы, тесты, резюме по итогам лабораторных работ

  1. В результате освоения модуля обучающийся должен:

Знать: основы психологического анализа и проектирования управленческой деятельности, мотивирования и стимулирования персонала в условиях труда.

Уметь: осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе делегирования, использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

Овладеть: навыками диагностики и коррекции профессиональных деформаций

Название модуля 3: Психология управленческого общения

Номера компетенций

Трудоемость в ЗЕТ

Контрольные задания

Семестр

Виды учебной работы в часах

Виды

Стоимость в баллах

Лк.

Пр.

Лаб.

Из них в активных и интер. формах

СРС

ПК -6,

ПК- 7,

1 ЗЕТ

Рефераты тесты,

резюме по

итогам лаб. раб.

8-10 баллов за 1 работу, тест или реферат

3

4

6

6

8

16

4.7. Цель модуля«Психология управленческого общения»

В данном модуле рассматриваются эффективные способы организации делового общения в системе управления. В данной дисциплине предполагается знакомство учащихся с эффективными способами разрешения конфликтов, овладение стратегическими и тактическими приемами управления конфликтной ситуацией.

4.8. Содержание модуля«Психология управленческого общения»

п/п

Модуль 3 Психология управленческого общения

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Лек.

П.р.

Лаб.

Сам. Раб.

Тема: Общение и управленческая деятельность: психологические характеристики

2

2

4

Тема: Коммуникативная культура менеджера. Тренинги делового общения

2

4

6

Тема: Психология эффективного управления конфликтом

2

2

2

6

Итого:

4

6

6

16

Контрольные работы, тесты, резюме по итогам лабораторных работ и тренингов

  1. В результате освоения модуля обучающийся должен:

Знать: психологические особенности организации коммуникации в системе управления, специфику манипулятивного и делового общения.

Уметь: анализировать и проектировать межличностные отношения в групповых и организационных коммуникациях

Владеть: различными способами разрешения конфликтных ситуаций.

  1. Требования к модульно-балльному контролю

Баллы за семестр

Автоматическая оценка

86-100

отлично

зачтено

71-85

хорошо

зачтено

55-70

удовлетворительно

зачтено

35<

неудовлетворительно

не зачтено

Студент не набравший в течение семестра 35 баллов не допускается к зачету, экзамену. Необязательна сдача экзамена, зачета для студентов, имеющих по итогам семестра оценки 3,4,5.

Распределение балловых оценок по видам работ

Баллы

Виды работ

2

Присутствие на лекции, пр. занятии

8-10

За выступление на семинаре

8-10

За выполнение лаб. работы

8-10

За выполнение теста

8-10

За выполнение контрольной работы

8-10

За работу во время тренинга

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тематика семинаров, задания для тестового контроля, контрольные работы, тематика рефератов, вопросы к зачету.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Психология управления»

а) основная литература:

1. Аксенеко Ю.Н. и др. Социология и психология управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -512 с.

2. Вересов Н.Н Психология управления. Москва-Воронеж, МПСИ. 2001. -224 с.

3. Конев Ю.А. Психология управления. -Хабаровск, 2003. -138 с.

4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. П/р Никифорова Г.С., Дмитриевой М.А., Снеткова В.М. –СПб.: Речь, 2001. – 448 с.

5. Пригожин А.И. Методы развития организаций. –М.: МЦФЭР, 2003. -864 с.

6. Психология менеджмента. П/р Никифорова Г.С. -СПб.: Питер, 2004. -639 с..

7. Организационная психология. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. -512 с.

б) дополнительная литература:

  1. Бендас Т.В. Психология лидерства. –СПб.: Питер, 2009, -448 с.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. — М.: Изд-во МГУ, 1995. Главы 1, 2, 7, 8, 9.
  3. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руково­дителя-практика. — М.: Дело, 1991. — 320 с.
  4. Джуэл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001. -720 с.
  5. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в орга­низации. — М.: Фонд за экономическую грамотность, 1993. — 272 с.
  6. Донцов А.И. Психология коллектива. — М.: МГУ, 1984. —208 с.
  7. Доти Дороти И. Паблисити и паблик рилейшнз. — М.: Филинъ, 1996.—288с.
  8. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера РК. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 288 с.
  9. Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние. –СПб.: Питер, 2000, -448 с.
  10. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб: Питер, 2008. -432 с.
  11. Кабаченко Т.С. Психология управления. В 2-х ч. — М.: Россий­ское педагогическое общество, 1997. — 323 с.
  12. Камерроу Д.М и др. Ваш психологический тип и стиль работы. –М. Изд-во Института Психотерапии, 2001. -224 с.
  13. Коноплева Н.А. Психология делового общения.-М.: изд-во «Флиньта» МПСИ, 2008.-408 с.
  14. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. —Дубна: Фе­никс, 1997.—176 с.
  15. Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель… Элементы психоло­гии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1992. — С. 8-67, 147-264, 307-335.
  16. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организаци­онная психология: современное состояние и перспективы развития (Хрестоматия).

    — М.: Радикс, 1995. С. 10-20; 262-275; 321-334.

  17. Липатов С.А. Методы социально-психологической диагностики организации // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. 2-е испр. изд. М.: Смысл, 1996. — С. 248-264.
  18. Липатов С.А. Организационная культура: концептуальные моде­ли и методы диагностики // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1997, №4. — С. 55-65.
  19. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. Практическое пособие для руководителей и специалистов кадровых служб. — М.: Интел-Синтез, 1997.—80с.
  20. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992.—702с.
  21. Моргунов Е.Б. Конспекты по психологии. Личность и организа­ция. —М.: Тривола, 1996. —112 с.
  22. Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л.: Наука, 1983. 240с.
  23. Овчинников Б.В. и др. Типы темперамента в практической психологии. -СПб.: Речь. 2003. -288 с.
  24. Организационная психология. п/р Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка. –СПб.: Питер, 2000. -512 с.
  25. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. — М.: Прогресс, 1889. — 448с.
  26. Паповян С.С. Исследование «организационного климата» в аме­риканской психологии //Вопросы психологии, 1978. № 2. — С. 163-170.
  27. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. –СПб: Речь. 2010. -576 с.
  28. Платонов Ю.П. Технология власти. В 2-х т. Том 1. –СПб: Речь. 2010. -576 с.
  29. Платонов Ю.П. Технология власти. В 2-х т. Том 2. –СПб: Речь. 2010. -576 с.
  30. Практическая психология для менеджеров.—М.: Филинъ, 1996. 368с.
  31. Пригожин А.И. Современная социология организаций. — М.: Интерпракс, 1995. — 296 с.
  32. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов/ под. Ред Л.В.Винокурова. –СПб.: питер, 2001. -512 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»)
  33. РадугинА.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социоло­гия организаций и управления. — Воронеж, 1995. — 195 с.
  34. Реньге В. Организационная культура и ее уровни // Альтер-Эго, 1991, №1.—С. 14-17.
  35. Самыгин С.И, Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов-на-Дону: Феникс, -М.: Зевс, 1997. -512 с.
  36. Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менед­жеров. — Л.: Машиностроение, 1989. — 368 с.
  37. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента.—М. Дело. 1995.—332с.
  38. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Ба­зарова, Б.Л. Еремина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 423 с.
  39. Управление по результатам: Пер. с финск. / Санталайнен Т. и др. М.: Прогресс,

1988. — 320 с.

  1. Щербина В.В. Социология организаций: Словарь-справочник. М.:Союз, 1996.—132с.
  2. Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социологические иссле­дования. 1996. №7. —С. 47-55.
  3. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования).

    –М.: ООО АСТ, Мн.: Харвест, 2006. -816 с.

  4. Юксвяров Р.К. и др. Управленческое консультирование: теория и практика. — М.: Экономика, 1988. —240 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: электронные лекции по курсу «Психология управления», электронные ресурсы кафедры психологии (книги, словари, периодические издания, пакеты тестовых методик по психологии управления в электронном виде, электронная версия рабочей программы, учебных тестов, рефератов, практических и лабораторных работ по дисциплине).

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Психология управления»:

Персональные компьютеры, мультимедийный проектор, ноутбук, библиотека кабинета психологии, тесты для диагностики свойств личности руководителя и различных аспектов управленческой деятельности

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению менеджмент и профилю подготовкименеджмент.

Автор: Галактионов И.В.

Рецензент (ы) _________________________

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

от ___________ года, протокол № ________.

Тематика контрольных работ по психологии управления.

Модуль 1 Предмет психологии управления. Личность и профессиональное самосознание менеджера

  1. Сделайте сравнительный анализ различных представлений о предмете современной психологии управления
  2. Охарактеризуйте достоинства и недостатки основных методов исследований в психологии управления
  3. Охарактеризуйте достоинства и недостатки дополнительных методов исследований в психологии управления
  4. Назовите и обоснуйте основные управленческие способности
  5. Охарактеризуйте и сделайте сравнительный анализ стилей управления: авторитарного, попустительского и демократического
  6. Охарактеризуйте психологические критерии эффективного управления
  7. Охарактеризуйте основные психологические законы управления
  8. Охарактеризуйте и сравните понятия «Лидер» и «руководитель», что в них общего, а чем они наиболее существенно отличаются?
  9. Поясните управленческую матрицу Блейка-Мутона.
  10. Какие типы руководителей можно выделить в зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности? Каковы их наиболее существенные отличия?
  11. Охарактеризуйте управленческое поведение по Танненбауму.
  12. Что представляют собой теории лидерства, основанные на ситуативном подходе?
  13. Охарактеризуйте теорию Митчел-Хауса и теорию Врум-Йетона.
  14. Какие психологические качества необходимы для успешного менеджера?

Модуль 2: Психологический анализ управленческой деятельности

  1. Проанализируйте основные психологические компоненты управленческой деятельности
  2. Каковы основные принципы и правила мотивирующей организации труда?
  3. Назовите основные виды управленческих целей и охарактеризуйте их психологическую сущность
  4. Каковы основные правила эффективного планирования рабочего времени?
  5. Каковы основные виды и правила эффективного делегирования полномочий?
  6. Каковы основные ошибки при делегировании и их психологические последствия?
  7. Охарактеризуйте роль контроля в решении управленческих задач
  8. Что такое мотивирующий контроль и каковы его психологические преимущества?
  9. Какова роль самоконтроля в работе менеджера, назовите его виды и формы?

Модуль 3: Психология управленческого общения

  1. В чем заключается специфика управленческого общения?
  2. Охарактеризуйте и сравните основные виды управленческого общения
  3. Что такое коммуникативные потоки, и каковы их психологические особенности?
  4. Что такое синтоническая модель общения?
  5. Что такое коммуникативные барьеры, почему они возникают и как их можно преодолеть?
  6. Каковы виды и техники слушания?
  7. Каковы основные психологические особенности и причины манипулятивного общения, и характер его влияния на человека
  8. Как сопротивляться манипуляциям?
  9. Каковы основные правила организации и проведения деловой беседы
  10. Что такое трансактный анализ общения?
  11. Как учитывать национально-культурные особенности партнеров при проведении переговоров?
  12. Какова структура деловой беседы?
  13. Каковы основные причины конфликтов в организации?
  14. Каковы основные элементы, критерии конфликта и динамика его развития?
  15. Сравните основные стратегии поведения в конфликтной ситуации и охарактеризуйте их психологические последствия
  16. Каковы основные правила управления конфликтной ситуацией?
  17. Назовите основные правила делового этикета

Семинарские занятия по психологии управления

Модуль 1 Предмет психологии управления. Личность и профессиональное самосознание менеджера

Семинар 1

Тема: Предмет и методы современной психологии управления

  1. Что является предметом психологии управления? Сравните различные представления об этом предмете.
  2. С какими смежными науками связана психология управления?
  3. Какие основные методы исследований использует современная психология управления? Каковы их достоинства и недостатки?
  4. Какие дополнительные методы использует практическая психология управления, какова их специфика?

Семинар 2

Тема: Эффективное управление: психологические критерии

  1. Каковы традиционные подходы к управлению, какие критерии эффективности данной деятельности они выдвигают?
  2. Каковы современные концепции эффективного управления?
  3. Как влияет стиль руководства и управления на организацию? Каковы его психологические последствия?

Семинар 3

Тема: Личность руководителя: психологический портрет

  1. Как влияют социально-биографические характеристики личности руководителя (пол, возраст, социальный статус и образование) на эффективность руководства?
  2. Какие личностные качества менеджера, влияют на эффективность управления, приведите список 10 наиболее важных личностных качеств, докажите их значимость?
  3. Какую роль в карьере менеджера играет работа над собой: саморазвитие и самосовершенствование менеджера, преодоление стереотипов сознания, развитие творческих способностей?

Модуль 2: Психологический анализ управленческой деятельности

Семинар 4

Тема: Управленческая деятельность как предмет психологического анализа

  1. Какова психологическая структура управленческой деятельности?
  2. Каковы психологические особенности этой деятельности?
  3. Какую роль в управленческой деятельности выполняет целеполагание?
  4. Что такое делегирование полномочий в системе управления, каковы его правила и ошибки?

Семинар 5

Тема: Мотивация и стимулирование труда в системе управления

  1. Как учитывать потребности и мотивы в управленческой деятельности?
  2. Что такое пассивные и активные (внутренние и внешние) мотивационные факторы и какова их роль в системе управления?
  3. Каковы основные принципы и методы мотивирующей организации труда.

Семинар 6

Тема: Профессиональные деформации руководителя и персонала

  1. Каковы причины производственного стресса и эмоционального выгорания у менеджеров, их симптоматика и методы профилактики?
  2. Каковы причины профессиональных деформаций и отклоняющегося поведения у персонала?
  3. В чем заключается проблема профессионального здоровья менеджера?

Модуль 3: Психология управленческого общения

Семинар 7

Тема: Общение и управленческая деятельность: психологические характеристики

  1. Какова роль и место общения в управленческой деятельности?
  2. Какие типы и виды общения вам известны, какова их специфика?
  3. Что такое вербальные и невербальные средства коммуникации, какова их роль в обмене информацией?
  4. Что такое активное слушание, каковы его техники?

Тема: Коммуникативная культура менеджера.

  1. Что вам известно о правилах проведения деловой беседы, деловых переговоров, деловой дискуссии?
  2. Какие правила публичной речи необходимо знать и применять руководителю?
  3. Как работать с деловой корреспонденцией?
  4. Что такое манипуляции, какую роль они играют в деловых отношениях? Как сопротивляться манипуляциям?

Тема: Психология эффективного управления конфликтом

  1. Какова структура конфликта?
  2. Какие существуют типы конфликтов и стратегии поведения в конфликтной ситуации, в чем их специфика?
  3. Каковы признаки деструктивного конфликта и его психологические последствия?
  4. Какие правила конструктивного разрешения конфликта вам известны?

13