3.Психологическая характеристика и сущность памяти

  1. Основные исторические этапы развития и становления психологической науки.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.  С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905).

7 стр., 3398 слов

Психология и её связь с другими науками

Кафедра «Социальные технологии» РЕФЕРАТ «Психология и её связь с другими науками» Тольятти 2008г. Содержание Введение 1 Связь психологии с философией 2 Связь психологии с медициной 3 Связь психологии с правом 4 Связь психологии с менеджментом 5 Связь психологии с педагогикой 6 Связь психологии с финансами и кредитом Введение Психология связана, исторически и актуально, со всеми основными областями ...

В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936).

Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912).

Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927).

Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

4 стр., 1660 слов

Влияние различных видов деятельности на психическое развитие детей дошкольного возраста.

Экзаменационные материалы по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» Вопрос 1. Внедрение Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Содержание:Основные понятия федерального закона, принципы государственной политики в сфере образования. Реализация права на дошкольное образование. Структура системы образования, дошкольное ...

Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности.

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

К физиологическим теориям более или менее непосредствен­но примыкает так называемая физическая теория памяти. Название физической она получила потому, что, согласно представлениям ее авторов, прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя в собственном смысле слова физический след. Физическая материализация следа выражается в электрических и механических изменениях синапсов (места соприкосновения нервных клеток).

Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути.

Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под действием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов. Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул нейронов, и, прежде всего, молекул так называемых нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической, наследственной, памяти, рибонуклеиновая кислота (РНК) — основой онтогенетической, индивидуальной, памяти. В опытах шведского биохимика Хидена установлено, что раздражение нервной клетки увеличивает в ней содержание РНК и оставляет длительные биохимические следы, сообщающие ей способность резонировать на повторное действие знакомых раздражителей.

В этой связи важно подчеркнуть, что, хотя процессы человеческой памяти характеризуются очень сложным взаимодействием на всех уровнях, их детерминация идет сверху, от деятель­ности человека. Здесь действует принцип: от целого — к его частям. В соответствии с этим и материализация следов внешних воздействий осуществляется в направлении: организм — орган-клетка, а не наоборот. Использование фармакологических катализаторов памяти существа дела изменить не может.

9 стр., 4161 слов

Внутренняя информация или как организовано и хранится в памяти человека знание об окружающем мире

... знание существует и хранится в памяти исключительно в вербальной форме, так как смысловые значения объясняются только словами. «Власть» как концептуальное знание ... г) эмоциональное состояние. Усталость снижает способность чело­века воспринимать информацию, возбуждение делает ... отличительной чертой является включение мышления, рассудочной деятельности, направленной на поиск дополнительной информации. ...

Исследования механизмов памяти на различных уровнях, безусловно, взаимно обогащают друг друга.

6.Психологическая характеристика речи и речевой деятельности

Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (то есть выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики.

Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения).

На первых этапах истории слово было вплетено в практику и носило симпраксический характер (то есть получало свое значение только из ситуации конкретной практической деятельности).

Основной функцией слова является аннотативная (обозначающая) функция.

Слово рождает не только указание на определенный предмет, но неизбежно вызывает дополнительные ассоциации. За каждым словом, таким образом, стоит свое «семантическое поле».

Существенную роль играет вторая важнейшая функция слова собственно значение

В целом язык переводит познание человека в рациональный план.

Помимо того, что слово является инструментом, средством мышления, оно является также средством общения.

7 стр., 3008 слов

Тема 4. Психоанализ как учение о глубинной психике и личности человека Образовательные задачи:

9 –       Понять специфику психоаналитического подхода. –       Осознать влияние концепции на развитие психологии. –       Усвоить основные категории и понятия психоаналитической концепции. –       Сформировать представление об основных положениях концепции психоанализа. ...

10.Сущность и психологические особенности способностей

В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе подхода, утверждающим то, что способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны

Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тог как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.

Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.

успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами

Существует очень много способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

К числу общих способностей человека мы с полным основанием должны отнести способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными

5 стр., 2059 слов

Типы темперамента. Специальные способности личности

АНО ВПО "ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ" КАФЕДРА управления и психологии Контрольная работа по психологии Выполнила: студентка группы zim1-031 Галявина Елена Ивановна Омск - 2011 Задание 1. Найти в текстах художественной литературы два отрывка, каждый из которых будет свидетельствовать о проявлении какого-либо типа темперамента (меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик). При этом темпераменты в ...

Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным практическим действиям.

Существует также деление на учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней раз вития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

В развитии способностей условно можно выделить несколько этапов.

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов.

Вторая — воспитательная — концепция направлена на подготовку индивида к профессиональной жизни, на его самоопределение в соответствии с запланированными воспитательными воздействиями. Основное значение в ней придается изучению развития личности в процессе овладения разными видами деятельности.

Рассматривая соотношение способностей и требований профессии, Е. А. Климов выделил четыре степени профессиональной пригодности. Первая — непригодность к данной профессии. Она может быть временной или практически не преодолимой. Вторая — годность к той или иной профессии или группе их. Она характеризуется тем, что человек не имеет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и показаний. Третья — соответствие данной области деятельности: нет противопоказаний, и имеются некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям определенной профессии или группе профессий. Четвертая — признание к данной профессиональной области деятельности. Это высший уровень профессиональной пригодности человека.

12.Структура и психологические особенности потребностей и мотивов

Потребность – это внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-то. Актуализация потребности свидетельствует о том, что равновесие, гомеостаз между организмом и окружающим миром нарушен. Энергия, которая направлена на восстановление гомеостаза, и есть та энергия, которая рождает деятельность субъекта, т.е. именно потребность является источником активности. Однако наличие энергии не всегда ведет к деятельности, так как живое существо может и не знать, что же в окружающем мире способно удовлетворить его потребность. В этом случае наступает состояние, которое можно охарактеризовать как «чего-то хочется, но неясно, что именно». Естественно, что такая, не имеющая предмета, способного ее удовлетворить, потребность не реализуется в деятельности, что приводит к эмоциональному дискомфорту. Состояние напряженности, беспокойства возникает и в том случае, если существует барьер, препятствие на пути достижения потребности. Это состояние называется фрустрацией, и оно часто становится причиной агрессии, тревоги, неврозов и даже соматических болезней. Разрядка потребности происходит в том случае, если она опредметилась, т.е. имеет предмет, который приводит к ее удовлетворению. Такой предмет потребности называется в теории деятельности мотив. Необходимо помнить о том, что разделение потребности и мотива свойственно только этой теории, так как в других (например, в психоанализе или гуманистической психологии) эти термины тождественны, т.е. мотив-потребность одновременно является и источником энергии, и целью деятельности. Появление мотива ведет к появлению деятельности, направленной на его достижение. Таким образом, потребность дает энергию для деятельности, а мотив ее направляет. Выстраивается последовательность, раскрывающая направление развития деятельности: потребность –> мотив –> деятельность. При этом потребность является внутренним психическим состоянием, в то время как мотив и деятельность — внешними, объективно наблюдаемыми проявлениями психики. Так как возможно выстроить достоверное, в частности экспериментальное, исследование внешней деятельности и ее связи с мотивом, то возможно и изучение внутренних психических состояний и деятельностей на основании анализа того, какая потребность породила тот или иной мотив и деятельность по его удовлетворению. Появляется новая связь: деятельность –> мотив –> потребность, которая показывает направление исследования психики.

5 стр., 2123 слов

А.Н.Леонтьев "деятельность. Сознание. Личность" марксизм и психологическая наука

... процессов восприятия и мышления, памяти и научения, речевого общения. Деятельность, индивид и личность Понятие "индивид" выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже ... . Главное, что за этим всегда стоит потребность. Деятельности без мотива не бывает. Основными "составляющими" отдельных человеческих деятельностей являются их действия, как процесс, подчиненный ...

13.Сущностная характеристика личности и индивидуальности.

Прежде чем обратиться к понятию «личность», нужно отметить, что человек не рождается личностью, а становится благодаря процессам, которые возможны только в обществе,

Человек, появляясь на свет, обладает свойствами индивида: возрастно-половыми (стадии онтогенетической эволюции и половой диморфизм) и индивидуально-типичными (конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, особенности функционирования больших полушарий).

На основании данных свойств определяется динамика психофизиологических функций (психическая реактивность — проактивность, эмоциональность).

Эти свойства являются производными основных свойств индивида. Природные свойства человека определяются генетически.

Определение личности И.С. Кона связано с четырьмя сторонами личности, описанными Б.Г. Ананьевым (биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, уровень подготовленности или опыт личности социально обусловленные качества личности)1: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида как субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей. С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения»2.

Личность характеризуется на основании ценностных ориентации, принятых социальных ролей, социальных статусов, которые определяют ее направленность и характер.

Реализация личности возможна в деятельности.

Индивид, личность, субъект деятельности во взаимосвязи всех свойств заключают неповторимость и уникальность человека и входят в понятие индивидуальности. Развитие личности невозможно вне человеческого общества (в данном случае речь идет о социокультурной среде, определяющейся системой сложившихся ценностей).

По-английски личность— personality (от лат. persona, что означало маски, которые одевали актеры во время театрального представления).

Таким образом, в понятие личности заложен компонент, который подчеркивает остойчивость определенных черт (маска ассоциируется с определенным образом), а также указывает на обращенность данных характеристик вовне, к окружающим.

В зарубежной традиции теории личности заостряют внимание на структуре, мотивации, развитии, психопатологии, психическом здоровье и возможностях изменения поведения посредством терапевтического воздействия.