МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Факультет психологии и социально-гуманитарных технологий
Кафедра психологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР ДВГГУ
В.В.Мендель____________________
«_____»__________________200__ г.
Направление подготовки
Психолого-педагогическое образования
Профиль подготовки
Психология образования
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная и заочная
г. Хабаровск
2014г.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки Психолого-педагогическое образования
Автор (ы) Галактионов И.В.
Рецензент (ы) _________________________
Визы:
Декан факультета _________________________________ (Е.В. Ситникова) Заведующий кафедрой_____________________________ (Е.Н.Ткач) Уполномоченный по качеству кафедры _______________ (Е.В. Гончарова)
Программа одобрена на заседании кафедры психологии
от «09» сентября 2014 года, протокол № 1.
-
Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
Дисциплина относится к профессиональному циклу. Предшествующие психологические дисциплины – общая и экспериментальная психология, психология развития, психология личности. Для быстрого и эффективного овладения данной дисциплиной учащиеся должны хорошо владеть психологической терминологией, читать и понимать профессиональную психологическую литературу.
1.2.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «психология творчества».
Дисциплина: Психофизическая подготовка спортсменов
... подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки ... т.д.). Общая подготовка Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя ...
ПКПП -4 – способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий
ПКПП -5 –способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей
ПКПП-6 – способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности
ПКПП-7 – способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка
1.3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Целями освоения дисциплины (модуля) «Психология творческих способностей» являются: познакомить студентов с объективными и субъективными факторами духовной культуры человечества и удовлетворить их интерес к особенностям творческих личностей и восприятия, и воздействия творчества на психику. Обеспечение студентов информацией о тенденциях и подходах в решении вопроса о развитии творческих способностей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: методологические и историко – психологические основы психологии творчества, личностные потенциалы творческого развития (рефлективные компоненты психики, индивидуально-психологические особенности), сензитивные периоды проявления креативности (воспитание, эмоции, воображение)
Уметь: выявлять личностные потенциалы к творческой реализации, ориентироваться в прикладных возможностях применения курса «Психология творчества» для консультирования педагогов и родителей, использовать диагностический инструментарий в рамках психологии творчества
Владеть: самодиагностикой творческих потенциалов, культурой творческого мышления
2. Структура и содержание дисциплины психология творческих способностей
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
№ п/п |
Раздел Дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||
|
Раздел IОбщие вопросы психологии творчества |
8 |
|
Лек. |
Лаб. Раб. |
Сем. |
Сам. Раб. |
|
1 |
Тема 1. Категории творчества и креативности в психологии |
|
|
2 |
4 |
2 |
8 |
|
2 |
Тема 2. Значение рефлексивно-смысловых характеристик личности в контексте психологии творчества. Феномен личностного в творчестве |
|
|
2 |
4 |
2 |
8 |
|
|
Раздел II. Когнитивные и эмотивные потенциалы творческой деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Тема 3. Творчество и познание (познавательные процессы как потенциал творческого развития) |
|
|
2 |
4 |
2 |
8 |
«Психология искусства». Сообщение по книге
|
4 |
Тема 4. Сопереживание, эмпатия, сензитивность, проявления креативности. Индивидуально-психологические особенности проявления творческих потенциалов |
|
|
4 |
4 |
2 |
10 |
Тест контроля. Словарная работа. |
|
Раздел IIIСоциально-психологические аспекты творческой деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Тема 5. Творческие потенциалы человека, диагностика и самодиагностика |
|
|
4 |
4 |
2 |
10 |
Подбор методик, самодиагностика творческих потенциалов. Составление портфолио |
6 |
Тема 6. Развитие творческих способностей |
|
|
4 |
4 |
2 |
10 |
Контрольная работа по психологии творчества |
|
Итого: 108 часа, 3 ЗЕ |
— |
— |
18 |
24 |
12 |
54 |
Зачет |
3. Образовательные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса:
в процессе обучения студентов предполагается использование следующих форм обучения информационные и проблемные лекция, семинары, круглый стол по вопросам развития творческих способностей, лабораторные занятия с использованием современных методов психодиагностики, практикум «познай самого себя», мультимедийные презентации.
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Психология творческих способностей»
а) основная литература:
Автор |
Название |
Вид издания
|
Место издания, издательство, год издания, количество страниц |
||
Основная литература |
|||||
Богоявленская Д.Б. |
Психология творческих способностей |
Учебное пособие |
М.: Академия, 2002. – 320 с. |
||
ВыготскийЛ.С. |
Анализ эстетической реакции |
Учебник |
М.: Лабиринт, 2001. – 480 с. |
||
Дружинин В.Н. |
Психология общих способностей |
Учебник |
СПб., 2007. -213 с. |
||
Дружинин В.Н (ред.) |
Психология творчества |
Учебник |
СПб.: 2002, — 611 с. |
||
Иваненко В.Ф. |
Обучение решению творческих задач |
Учебное пособие |
Комсомольск н/ А.,2001. -58 с.
|
||
Ильин Е.П. |
Психология творчества, креативности, одаренности |
Учебное пособие |
СПб.: Питер, 2009. -448 с. |
||
Кирнос Д. И |
Индивидуаль-ность и творческое мышление |
Учебник |
М.,2002 – 112 с. |
б) дополнительная литература:
Автор |
Название |
Вид издания
|
Место издания, издательство, год издания, количество страниц |
||
Дополнительная литература |
|||||
Айян Д. |
Эврика! 10 способов освободить ваш творческий гений |
Учебное пособие |
Спб.: Питер, 1997. -352 с. |
||
Бодалев А.А., Рудкевич А.А. |
Как становятся великими и выдающимися |
Учебное пособие |
М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. -287 с. |
||
Боно Э. |
Латеральное мышление |
Моногра-фия |
Спб.: Питер, 1997. -320 с. |
||
Боно Э. |
Шесть шляп мышления |
Моногра-фия |
Спб.: Питер, 1997. -256 с. |
||
Венгер В., Поу Р. |
Неужели я гений? |
Учебное пособие |
Спб.: Питер, 1997. -320 с. |
||
Выготский Л.С |
Психология искусства |
Учебник |
Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 479 с. |
||
Грайсман А.Л.(ред.) |
Хрестоматия по психологии художественного творчества |
Хрестома-тия |
М.: Магистр, 1998. -199 с. |
||
Гуревич А.Л. |
Виртуальная культура и проблемы духовной жизни современного общества |
Учебник |
М.,2004. |
||
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. |
Практикум по креативной терапии |
Практикум |
М.: Речь, 2001. -400 с. |
||
|
Интенсификация творческой деятельности студентов |
Коллектив-ная моногра-фия |
Изд-во Казанского университета, 1990. -197 с. |
||
Крайг. Г |
Психология развития |
Учебник |
СПб.: Питер, 2000. -922 с. |
||
Леонтьев А.Н |
Деятельность в сознании личности |
Учебное пособие |
М.: Смысл Академия, 2005. – 352 с. |
||
Никитин Б.П. |
Ступеньки творчества или развивающие игры |
Учебное пособие |
М.: Просввещение. -160 с. |
||
Овчинникова Т.Н. |
Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция |
Учебник |
М.: Академия Проект, 2007.- 207 с. |
||
Оих Р. |
Психологичес-кие отмычки |
Моногра-фия |
Спб.: Питер, 1997. -224 с. |
||
Седова Л.Н |
Психология развития личности |
Учебник |
Балашов: Изд-во Балашов. Гос.пед.института, 2007. – 232 с. |
||
Пономарев Я.А. |
Психология творчества |
Учебное пособие |
Москва-Воронеж, 1999. -480 с. |
||
Попов Л.М. |
Психология самодеятельного творчества студентов |
Моногра-фия |
Изд-во Казанского университета, 1990. -238 с. |
||
|
Психология одаренности детей и подростков |
Учебное пособие |
М.: Академия, 1996. -416 с. |
||
Фрейд. З. |
Психоанализ и культура Леонардо да Винчи |
Учебник |
СПб.: Алетел, 2000. -296 с. |
||
Энтони Р. |
Преодолеть невозможное |
Моногра-фия |
Спб.: Питер, 1997. -256 с. |
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Психология творческих способностей»:
Тесты для диагностики творческих способностей личности
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: электронные лекции по курсу «Психология способностей», электронные ресурсы кафедры психологии.
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
- Контрольная работа.
- Тест контроля. Словарная работа.
- Презентация дополнительной литературы по теме курса «Психология творчества».
- Вопросы для обсуждения.
- Темы рефератов по Психологии творчества.
- Подбор методик для диагностика творческих потенциалов. Составление портфолио
7. Описание балльной системы по дисциплине
Баллы |
Виды работ |
2 |
Присутствие на лекции, пр. занятии |
8-10 |
За выполнение лаб. работы |
8-10 |
За выполнение контрольной работы |
8-10 |
За подготовку презентации выступления |
16-20 |
За выполнение индивидуального творческого задания, подготовку и презентацию портфолио |
8. Методика расчета результирующей оценки по дисциплине
Баллы за семестр |
Автоматическая оценка |
|
86-100 |
отлично |
зачтено |
71-85 |
хорошо |
зачтено |
55-70 |
удовлетворительно |
зачтено |
55< |
неудовлетворительно |
не зачтено |
Необязательна сдача зачета для студентов, имеющих по итогам семестра оценки 3,4,5.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению психолого-педагогическое образование и профилю подготовки психология образования.
Автор (ы): Разживина Л.В., Галактионов И.В.
Рецензент (ы) _________________________
Программа одобрена на заседании ____________________________________________
от ___________ года, протокол № ________.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Задания к контрольной работе по «Психологии творческих способностей»:
1. Задание 1. Выберите три основные характеристики творчества.
- Продуктивная форма активности и самостоятельности человека.
- Природная одаренность и выдающиеся способности.
- Особое психическое состояние личности, прежде всего эмоциональное, возникающее при достижении сильно желаемого.
- Прорыв в неизвестное, подготовленный предшествующей умственной работой, может возникнуть «вдруг».
- Постановка вопроса, мобилизация знаний и личного опыта, выдвижение гипотезы, определение путей и способов решения задач и оформление их в виде образных структур.
2. Задание 2. Прокомментируйте научные суждения. Определите и аргументируйте свою позицию.
- Л.С. Выготский – Творчество – создание нового…
- С.Л. Рубинштейн – Творчество – деятельность, создающая новое, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т. д.
- Б.Г. Ананьев – Творчество – глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива.
- А.В. Брушменский – Творчество – открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов.
- О.К. Тихомиров – Творчество – особая роль целеполагания, целеустремленность выступает как личностная предпосылка творчества.
- А. Маслоу – Творчество – креативность проявляется у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения.
- П. Торранс – Творчество – потребность развиваться, потребность в постоянном росте.
3. Задание 3.Соотнесите понятия с их определениями.
Аффект, воображение, инсайт, интеллект, сензитивность.
- Свойство личности, выражающееся в способности глубоко и точно отражать в сознании предметы и явления объективной действительности в их существенных связях и закономерностях, а также в творческом преобразовании опыта. Проявляется во всех умственных процессах, но в первую очередь в мышлении и творческом воображении.
- Общий для данного человека способ чувствительности. Периоды «повышенной восприимчивости к внешним воздействиям, особенно к воздействиям процесса обучения и воспитания, т. е. социального формирования интеллекта и личности» (Б.Г.Ананьев.)
- «Стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии» (С.Л.Рубинштейн).
- «Озарение». Термин используется при характеристике закономерностей протекания мыслительных процессов.
- Это создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий.
4. Задание 4. Познавательные процессы и творчество. Исправьте ошибки, устраните несоответствия понятия и определения.
- Воображение – «процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты». (А.Н.Леонтьев) Психический процесс, с помощью которого решается проблема, вырабатывается новая стратегия, обнаруживается нечто новое.
- Мышление – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы органов чувств.
- Восприятие – отражение реальной действительности в новых непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Преобразование представлений памяти, обеспечивающие создание заведано новой, ранее не возникавшей ситуации.
- Память – исторически сложившаяся форма общения, опосредованная языком. Неразрывно связана с сознанием, мышлением, эмоциями. Особый вид психологической деятельности.
- Речь – организация и сохранение прошлого опыта, делающее возможным соотнесение прошлого, настоящего и будущего, и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
5. Задание 5. Социально – психологические аспекты творческой деятельности.
- Дайте характеристику следующим понятиям.
Понятия: 1. Общая одаренность. 2. Задатки. 3. Гениальность. 4. Способности. 5. Талант.
Характеристика:
- Индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения ряда деятельностей, имеют наследственную детерминацию.
- Высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества.
- Типологические свойства нервной системы и индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга и т. п.
- Уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей в которых человек может достичь больших успехов.
- Высокий уровень развития, проявляющийся в творческих достижениях; социальная характеристика человека, внесшего значительный вклад в развитие культуры, промышленности, науки и пр.
- Определите основные признаки способностей (по Б.М. Теплову)
- Способности являются врожденными и представляют собой генетическую предрасположенность к деятельности. Они определяют выбор деятельности человека.
- Это характерологические особенности человека, отличающие его от других людей.
- Это индивидуально-психологические особенности человека.
- Это такие особенности человека, которые обеспечивают легкость и быстроту приобретения знаний и умений.
- Это знания, умения, навыки, актуализируемые в конкретной деятельности и способствующие достижению необходимого результата.
- Способности создаются и развиваются в конкретной деятельности.
- Укажите основные признаки эмоций и чувств.
- Эмоции. 2. Чувства.
Признаки:
- Связаны с ситуациями, имеющими стабильную потребностно-мотивационную значимость.
- Связаны с непосредственно действующими ситуациями.
- Обладают низкой устойчивостью.
- Обладают высокой устойчивостью.
- Формируются в процессе общественного развития человека по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитания.
- Возникли в процессе эволюции и сопровождают любые проявления активности.
- Способны предвосхищать ситуации и события, детерминированы ранее случавшимися или воображаемыми событиями.
- В их содержании проявляются мировоззренческие установки и направленность личности.
- Что положительно влияет на силу реально действующего мотива?
- Высокая степень осознания цели.
- Высокая степень осознания мотива.
- Высокая вероятность осуществления цели.
- Скорое достижение цели.
- Высокая степень сложности цели.
- Высокий социальный статус человека и его социальные обязательства.
- Высокий уровень образованности человека.
- Задатки – « это врожденные, обусловленные частично генным фондом, частично условиями пренатального развития потенциальные возможности развития морфологических, физиологических и психологических свойств индивида» (К.К. Платонов).
Определите соотношения задатков и способностей.
Тест контроля. Словарная работа
1.Задание 1
Катарсис – это
- религиозно – философская система взглядов на совершенствование человека, связанная с психофизической тренировкой.
- метод познания, связанный с обобщением результатов наблюдения и экспериментов.
- ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей.
- душевная разрядка, испытываемая человеком под воздействием произведений искусства.
- совокупность высших психических явлений, а также сознание отдельной личности.
- Задание 2
Креативность – это
- духовное состояние, включающее интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты, выражающие отношение человека к действительности.
- Соблюдение норм и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в разных условиях общения.
- Спонтанная или искусная подача личностных качеств посредством поведения и выразительных средств речи.
- Морально-психологическая черта личности, предполагающая деликатность, такт, внимательность и доброжелательность к людям.
- способность к умственным преобразованиям и творчеству. Выход за пределы уже имеющихся знаний, взаимодействие, ведущее к развитию.
- Задание 3
Как называется зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности?
- Избирательность.
- Апперцепция.
- Сенсорика.
- Наблюдательность.
- Константность.
- Задание 4
Определите виды воображения по критериям их классификации.
Критерии классификации: 1. По степени осмысленности. 2. По характеру образов. 3. По степени уникальности. 4. По отношению к возможному будущему. 5. По отношению к неосуществимому будущему.
Виды воображения:
- Мечты.
- Творческое.
- Конкретное.
- Фантазии.
- Активное.
- Репродуктивное.
- Абстрактное.
- Пассивное.
- Задание 5.
Какому виду речи принадлежит эта характеристика:
«Развернутая и связная речь. Предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция).
Требует тщательного отбора слов, оборотов»?
- Монологическая.
- Письменная.
- Аффективная.
- Диалогическая.
- Внешняя.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.
- В чем смысл творчества в человеческой жизни?
- Проявление творческих потенциалов возможно только в искусстве?
- Как может проявляться личностная креативность?
- Творчество и познание. Творчество и эмоции. Как они сочетаются?
- Можно ли развивать творческие способности? Как это сделать, и есть ли сензитивный возраст развития творческих потенциалов?
- Как научить детей любить чтение, живопись, музыку, театр?
- Что такое хороший вкус?
- Критический, литический и сензитивный периоды развития. Как каждый период может отразиться в творческих возможностях?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА.
- Социальная направленность творчества.
- Познавательные потребности личности и творческая самоактуализация.
- Психология творчества и психоанализ.
- Рефлексивные компоненты психики и развитие творческих способностей.
- Ценностно-смысловые характеристики личности в контексте психологии творчества.
- Проблема диагностики и самодиагностика творческих потенциалов личности.
- Развитие творческих потенциалов личности.
- Психотерапевтические потенциалы искусства и творчества. (арттерапия, библиотерапия, музыкальная терапия).
- Юмор, интуиция как особые характеристики творческой деятельности.
- Эвристика – наука о творческом потенциале личности и его реализации.
- Психология художественного творчества
- Категория творчества и креативности в психологии
- Этапы творческого процесса
- Искусство как катарсис
- История исследований и развитие проблематики творческих способностей
- Уровни творчества: одаренность, талант, гениальность
- Мотивация творческой деятельности
- Факторы, затрудняющие творческий процесс
- Индивидуально-психологические особенности проявления творчества.
- Творчество и проблема социализации личности
- Творчество и здоровье личности
- Психология творческих кризисов
15