Психология родительства (детско-родительские отношения)

Понятие «родительство» в научной литературе практически не определено.

Родительство – интегральное психологическое образование личности. Оно представляет собой систему, включающую совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. (Овчарова Р.В.).

Родительство входит как относительно самостоятельная система в систему семьи. Цель родительства – рождение и воспитание детей.

Родительство включает в себя материнство и отцовство, но рассматривается шире их простой совокупности. Отдельные проблемы материнства достаточно разработаны в современной психологии, отцовство практически не изучено. Не разработаны способы целенаправленного формирования осознанного родительства. Во многом это связано с тем, что родительство – это феномен, трудно поддающийся формализации.

Родительство формируется под влиянием различных социальных и биологических факторов и в свою очередь определяет состояние общества.

Наиболее изучено родительство с точки зрения репродуктивных установок и репродуктивного поведения личности. Чаще всего отмечается их зависимость от родительской семьи.

Системные характеристики феномена родительства:

  1. Родительство представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.
  2. Родительство многогранно. Оно рассматривается на двух уровнях: на уровне индивида (матери и отца) и как надиндивидуальное целое. Эти уровни являются этапами формирования родительства.
  3. Родительство имеет сложную структуру. Оно включает несколько сторон: индивидуальную (индивидуально-личностные особенности женщины и мужчины, влияющие на родительство); микросемейную (родительство как подсистема семьи); мезосемейную (родительство как феномен, связанный с родительскими семьями); социальную (родительство по по отношению к системе общества).
  4. Факторы, влияющие на формирование родительства иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макросистемном, мезосистемном, микросистемном, личностном
  5. Феномен родительства – явление динамическое, включающее процесс становления и развития.

Родительство – это надиндивидуальное образование. Оно не является суммой материнства и отцовства, а их интеграцией. Формирование родительства включает несколько уровней.

  1. Субъективно-личностный. Представляет процессы интериоризации опыта, полученного в родительской семье и социуме. Складывается до начала семейной жизни, до рождения ребёнка.
  2. Надиндивидуальный. С момента рождения ребёнка. Представляет процесс интеграции субъективно-личностных уровней отца и матери. Становлению данного уровня свойственна неустойчивость компонентных структур супругов. Происходит корректировка составляющих родительства.

Развитая форма родительства характеризуется осознанностью, относительной устойчивостью и стабильностью. Она реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических проявлений родительства.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... вида дефицитарности и психогенных влияний. Выделение роли каждого из них представляет практический интерес, так как позволяет найти более точные диагностические критерии ... человеческого рода. Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов ...

Родительство описывается понятиями «ответственность», «доверие», «готовность». Понятие «ответственность» связано с определённой тревогой, беспокойством за судьбу ребёнка. Возникновение ответственности может проявляться в разное время: задолго до появления ребёнка, во время беременности и родов, сразу после рождения, некоторое время спустя. Иногда чувство ответственности за ребёнка появляется у супругов не синхронно. Содержание, вкладываемое в понятие «ответственность» у мужчин и женщин также разное.

Также с родительством связано понятие «доверие». Родительство предполагает наличие представлений и ожиданий не только по отношению к ребёнку, но и к супругу. Обычно рождению ребёнка предшествует осмысление доверия по отношению к реальному или предполагаемому супругу. Доверие исходит из двух основных элементов: предвидения и сопоставления реального родительского поведения со своими ожиданиями и идеалами. Доверие к супругу означает, что большинство вариантов его поведения устраивают, а также то, что в любой ситуации можно рассчитывать на его поддержку и помощь. Родительство – это не просто осознание себя матерью или отцом, а родителями, делегирование части ответственности супругу.

Понятие «готовность к родительству» предполагает как оценку собственной готовности стать родителем, принять на себя ответственность за жизнь и благополучие другого человека, но и оценка готовности своего партнёра. Переход от брачных отношений к семье – высшая степень доверия своему супругу.

Ответственность, доверие и готовность могут оказаться мнимыми, не отвечать представлениям и ожиданиям партнёра. Это может стать источником конфликтов. С появлением ребёнка происходит соотнесение предполагаемого положения вещей с реальным.

Всё многообразие проявлений поведенческой составляющей родительства можно свести к двум стратегиям его реализации: восприятие рождения ребёнка как ограничение, в том числе самореализации, либо как новые возможности. Если родительская роль воспринимается как ограничение, то постепенно всё же произойдёт принятие данной роли, но реализовываться она будет не в полной мере, а с ограничениями для развития ребёнка и себя как родителя. В этом случае родитель будет чаще обращаться к прошлому или будущему, а не проживать каждый миг настоящего. Это может привести к дисгармонии детско-родительских отношений. Вторая стратегия более оптимальна. Она создаёт наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка. В этом случае осуществляется соразвитие, сотрудничество, сотворчество ребёнка и родителей. Появление ребёнка открывает новые возможности для родителей, оно даёт новый толчок для развития семьи, обогащения семейных отношений.

Структура родительства

Родительство как интегральное образование личности включает:

20 стр., 9687 слов

Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ

... малой социальной группе, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью; социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в физическом ... с ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей, особенно детей особыми образовательными потребностями. Заметное внимание к семье как одному из ...

  • Семейные ценности (ценностные ориентации супругов)
  • Родительские установки и ожидания
  • Родительское отношение
  • Родительские чувства
  • Родительские позиции
  • Родительская ответственность.
  • Стиль семейного воспитания.

Каждый компонент родительства содержит когнитивные, эмоциональные, поведенческие составляющие.

Когнитивный компонент – осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга как родителя общего ребёнка, знание родительских функций, образ ребёнка.

Эмоциональный компонент – субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребёнку, отношение к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребёнка.

Поведенческий компонент – умение, навыки, деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребёнка, взаимоотношения с супругом как с родителем общего ребёнка, стиль семейного воспитания.

Семейные ценности представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений. Информация о семейных ценностях находится на уровне убеждений. Маркером приоритетности определённой ценности являются переживания и чувства, когда данная ценность затрагивается. Поведение направлено на реализацию данной ценности. Оно может быть как рациональным, так и иррациональным. Ценности являются относительно устойчивым личностным образованием.

Родительские установки и ожидания. Это установки на цели и средства деятельности в области родительства. Включают знания и представления о репродуктивной норме общества, о родительских ролях, реальный и идеальный образ ребёнка, доминирующий эмоциональный фон относительно реализации родительских установок и ожиданий, а также репродуктивное поведение, взаимоотношение супругов, родительское отношение, стиль семейного воспитания.

Родительское отношение. Эмоционально-ценностное отношение к ребёнку. Реализуется в эмоциональной дистанции. Часто является неосознанным. Может включать амбивалентные элементы и изменяться в определённых пределах. Включает представления о способах взаимодействия с ребёнком, целях взаимодействия, убеждение в приоритетности направлений взаимодействий, оценку типов родительских отношений, доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий взаимоотношения с ребёнком, формы и способы поддержания контакта с ребёнком, формы контроля. Важен учёт восприятия ребёнком типа родительского отношения.

Родительские чувства. Могут быть амбивалентны. Одно из основных – родительская любовь. Включает знания и представления о социально одобряемых чувствах к детям, об образе ребёнка, который вызывает весь спектр чувств, всю гамму чувств и доминирующий эмоциональный фон оценки ребёнка и себя как родителя, эмоциональную близость, заботу, эмоциональные стереотипы контактирования с ребёнком. Поведенческая составляющая может быть как конгруэнтной, так и неконгруэнтной по отношению к эмоциональной составляющей родительских чувств.

8 стр., 3688 слов

Взаимоотношения детей и родителей в семье

... 5-ых, 8-ых, 10-ых классов нашей школы и их родители. Каждый ребенок имеет родителей, которые несут определенную ответственность по его содержанию и воспитанию. Права и обязанности ... нравственном развитии своих детей… Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования ». В 65-ой статье Семейного кодекса оговаривается, что «при осуществлении родительских прав родители не вправе ...

Родительские позиции. Реальная направленность взаимодействия с ребёнком. В её основе лежит сознательная или бессознательная оценка ребёнка. Включает представления о реальном и идеальном образе ребёнка, о существующих и собственной родительской позициях, доминирующий эмоциональный фон, оценку реального образа ребёнка , своих родительских позиций и взаимодействий с ребёнком, особенности коммуникаций с ребёнком. Реализуются в способах воздействий, характере общения с ребёнком.

Родительская ответственность. Ответственность перед обществом и перед своей совестью. Включает представление об ответственном и безответственном поведении родителя, распределении ответственности, эмоциональные переживания, связанные с этим, оценку себя как ответственного родителя, контроль за своим поведением и происходящими событиями. Важнее опора на внутреннюю ответственность, а не на ответственность перед обществом.

Стиль семейного воспитания. Выражает взаимодействие всех компонентов. Наиболее очевидно проявляется. В наибольшей степени определяет личностное становление ребёнка. Включает представления о родительских ожиданиях и представлениях в отношении ребёнка, роли в воспитании супруга, о возможных способах взаимодействия с ребёнком и стилях воспитания, ценности и направленность личности родителя. Родительские чувства, эмоциональный фон в общении с ребёнком, чувства к брачному партнёру, отношение к распределению ответственности в семье, оценку себя как родителя. Формы и способы взаимодействия с ребёнком.

В период становления родительство обладает неустойчивой структурой. Это проявляется в отсутствии согласованности некоторых его компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, подвижности структуры. До появления ребёнка согласование представлений о родительстве происходит в теоретическом плане во время бесед о будущем ребёнке. После его рождения оно осуществляется на практике.

Факторы, определяющие формирование родительства

Это: Общественное влияние, влияние родительской семьи, влияние собственной семьи, влияние личностных особенностей.

  1. Общественное влияние. Осуществляется как формализованными методами, так и неформализованными. Формализованное влияние включает социальное регулирование рождаемости, систему целенаправленного воздействия со стороны государства на репродуктивную мотивацию семьи, материальное и моральное регулирование рождаемости. Неформализованное осуществляется через весь комплекс социальных влияний, которые отражаются в системе ценностных ориентаций и установок индивида ( средства массовой информации, культура и искусство, репродуктивные нормы, образцы массового репродуктивного поведения и пр.).

    Оно настраивает индивида на определённый комплекс чувств и обязанностей, связанных с воспитанием детей. Формализованное влияние общества в своей основной части осознаётся человеком. Неформализованное влияние осознаётся слабо, но его влияние на формирование родительства более сильно. Оно значимо для личности с точки зрения субъективного ощущения счастья и социального престижа.

  2. Родительская семья. Это первичная социальная среда человека. Родители – значимые для него люди. Осуществление ими родительского поведения осознанно или неосознанно копируется в собственной семье. Супружеские семьи в основном аналогичны родительским. Дружинин рассматривает несколько гипотез влияния родительских семей на семейное поведение личности. Первая: супруги воспроизводят в своей семье те способы воспитания, которые осуществляли родители не по отношению к ним, а по отношению к их братьям и сёстрам. Наибольшие сложности должны испытывать единственные дети в семье. Они относятся к своим детям как к взрослым, ведут себя с ними как с партнёрами, воспроизводя отношение родителей между собой. Вторая: ребёнок относится к другим так, как родители относились к нему. Большинство исследователей признают влияние родительской семьи как образца, однако они отмечают различные компоненты родительсва, наиболее подверженные влиянию. И.С.Кон отмечает, что преемственность поколений селективна: одни знания, нормы, ценности усваиваются и передаются , другие, не соответствующие условиям, отвергаются или трансформируются.
  3. Собственная семья. На формирование родительства влияет то, как происходит согласование двух моделей родительства: мужчины и женщины, создавших семью и воспитывающих ребёнка. Оно происходит за счёт развития комплементарности и расширения поведенческого репертуара родителя. Также влияют конкретные условия жизни семьи.
  4. Личностные особенности родителей. Стиль семейного воспитания неслучаен. Он определяется и индивидуально-личностными свойствами родителя. Каждая конкретная личность осуществляет интериоризацию модели семьи и родительства, предлагаемые обществом и родительской семьёй, в зависимости от своей направленности и личностных особенностей.