Психология родительства (детско-родительские отношения)

Понятие «родительство» в научной литературе практически не определено.

Родительство — интегральное психологическое образование личности. Оно представляет собой систему, включающую совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. (Овчарова Р.В.).

Родительство входит как относительно самостоятельная система в систему семьи. Цель родительства — рождение и воспитание детей.

Родительство включает в себя материнство и отцовство, но рассматривается шире их простой совокупности. Отдельные проблемы материнства достаточно разработаны в современной психологии, отцовство практически не изучено. Не разработаны способы целенаправленного формирования осознанного родительства. Во многом это связано с тем, что родительство — это феномен, трудно поддающийся формализации.

Родительство формируется под влиянием различных социальных и биологических факторов и в свою очередь определяет состояние общества.

Наиболее изучено родительство с точки зрения репродуктивных установок и репродуктивного поведения личности. Чаще всего отмечается их зависимость от родительской семьи.

Системные характеристики феномена родительства:

  1. Родительство представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.
  2. Родительство многогранно. Оно рассматривается на двух уровнях: на уровне индивида (матери и отца) и как надиндивидуальное целое. Эти уровни являются этапами формирования родительства.
  3. Родительство имеет сложную структуру. Оно включает несколько сторон: индивидуальную (индивидуально-личностные особенности женщины и мужчины, влияющие на родительство); микросемейную (родительство как подсистема семьи); мезосемейную (родительство как феномен, связанный с родительскими семьями); социальную (родительство по по отношению к системе общества).
  4. Факторы, влияющие на формирование родительства иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макросистемном, мезосистемном, микросистемном, личностном
  5. Феномен родительства — явление динамическое, включающее процесс становления и развития.

Родительство — это надиндивидуальное образование. Оно не является суммой материнства и отцовства, а их интеграцией. Формирование родительства включает несколько уровней.

17 стр., 8485 слов

Семья как педагогическая система

... : кроме словесного распоряжения, оно включает регламент детской жизни, ее организацию. В воспитательных системах современных отечественных семей к требованиям относятся по-разному, ... работы - особенности семьи как специфической педагогической системы. Цель работы - проанализировать семью как особую педагогическую систему. Объект работы - семья как особая педагогическая система. Предмет работы - ...

  1. Субъективно-личностный. Представляет процессы интериоризации опыта, полученного в родительской семье и социуме. Складывается до начала семейной жизни, до рождения ребёнка.
  2. Надиндивидуальный. С момента рождения ребёнка. Представляет процесс интеграции субъективно-личностных уровней отца и матери. Становлению данного уровня свойственна неустойчивость компонентных структур супругов. Происходит корректировка составляющих родительства.

Развитая форма родительства характеризуется осознанностью, относительной устойчивостью и стабильностью. Она реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических проявлений родительства.

Родительство описывается понятиями «ответственность», «доверие», «готовность». Понятие «ответственность» связано с определённой тревогой, беспокойством за судьбу ребёнка. Возникновение ответственности может проявляться в разное время: задолго до появления ребёнка, во время беременности и родов, сразу после рождения, некоторое время спустя. Иногда чувство ответственности за ребёнка появляется у супругов не синхронно. Содержание, вкладываемое в понятие «ответственность» у мужчин и женщин также разное.

Также с родительством связано понятие «доверие». Родительство предполагает наличие представлений и ожиданий не только по отношению к ребёнку, но и к супругу. Обычно рождению ребёнка предшествует осмысление доверия по отношению к реальному или предполагаемому супругу. Доверие исходит из двух основных элементов: предвидения и сопоставления реального родительского поведения со своими ожиданиями и идеалами. Доверие к супругу означает, что большинство вариантов его поведения устраивают, а также то, что в любой ситуации можно рассчитывать на его поддержку и помощь. Родительство — это не просто осознание себя матерью или отцом, а родителями, делегирование части ответственности супругу.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому: ребёнок голосом при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности. Чем сильнее и ... это переход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и ... слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха. Музыкальные способности являются ...

Понятие «готовность к родительству» предполагает как оценку собственной готовности стать родителем, принять на себя ответственность за жизнь и благополучие другого человека, но и оценка готовности своего партнёра. Переход от брачных отношений к семье — высшая степень доверия своему супругу.

Ответственность, доверие и готовность могут оказаться мнимыми, не отвечать представлениям и ожиданиям партнёра. Это может стать источником конфликтов. С появлением ребёнка происходит соотнесение предполагаемого положения вещей с реальным.

Всё многообразие проявлений поведенческой составляющей родительства можно свести к двум стратегиям его реализации: восприятие рождения ребёнка как ограничение, в том числе самореализации, либо как новые возможности. Если родительская роль воспринимается как ограничение, то постепенно всё же произойдёт принятие данной роли, но реализовываться она будет не в полной мере, а с ограничениями для развития ребёнка и себя как родителя. В этом случае родитель будет чаще обращаться к прошлому или будущему, а не проживать каждый миг настоящего. Это может привести к дисгармонии детско-родительских отношений. Вторая стратегия более оптимальна. Она создаёт наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка. В этом случае осуществляется соразвитие, сотрудничество, сотворчество ребёнка и родителей. Появление ребёнка открывает новые возможности для родителей, оно даёт новый толчок для развития семьи, обогащения семейных отношений.

Структура родительства

Родительство как интегральное образование личности включает:

  • Семейные ценности (ценностные ориентации супругов)
  • Родительские установки и ожидания
  • Родительское отношение
  • Родительские чувства
  • Родительские позиции
  • Родительская ответственность.
  • Стиль семейного воспитания.

Каждый компонент родительства содержит когнитивные, эмоциональные, поведенческие составляющие.

13 стр., 6468 слов

Взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стиля родительских отношений

... совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним". То есть родительская позиция может быть рассмотрена как система отношений родителя, ... .В. Столин, которые понимали под родительскими установками "систему, или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним" ...

Когнитивный компонент — осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга как родителя общего ребёнка, знание родительских функций, образ ребёнка.

Эмоциональный компонент — субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребёнку, отношение к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребёнка.

Поведенческий компонент — умение, навыки, деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребёнка, взаимоотношения с супругом как с родителем общего ребёнка, стиль семейного воспитания.

Семейные ценности представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений. Информация о семейных ценностях находится на уровне убеждений. Маркером приоритетности определённой ценности являются переживания и чувства, когда данная ценность затрагивается. Поведение направлено на реализацию данной ценности. Оно может быть как рациональным, так и иррациональным. Ценности являются относительно устойчивым личностным образованием.

Родительские установки и ожидания. Это установки на цели и средства деятельности в области родительства. Включают знания и представления о репродуктивной норме общества, о родительских ролях, реальный и идеальный образ ребёнка, доминирующий эмоциональный фон относительно реализации родительских установок и ожиданий, а также репродуктивное поведение, взаимоотношение супругов, родительское отношение, стиль семейного воспитания.

Родительское отношение. Эмоционально-ценностное отношение к ребёнку. Реализуется в эмоциональной дистанции. Часто является неосознанным. Может включать амбивалентные элементы и изменяться в определённых пределах. Включает представления о способах взаимодействия с ребёнком, целях взаимодействия, убеждение в приоритетности направлений взаимодействий, оценку типов родительских отношений, доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий взаимоотношения с ребёнком, формы и способы поддержания контакта с ребёнком, формы контроля. Важен учёт восприятия ребёнком типа родительского отношения.

20 стр., 9934 слов

Влияние детско-родительских отношений на профессиональный выбор подростка

... анализировать отношение к ребенку в следующих направлениях: - реальное взаимодействие родителей с ребенком (родительская позиция); - отрефлексированное родителем отношение к ребенку и взаимодействие с ним; - отношение родителя к ребенку, подчиненное влиянию неосознанной мотивации родителя (родительские установки ...

Родительские чувства. Могут быть амбивалентны. Одно из основных — родительская любовь. Включает знания и представления о социально одобряемых чувствах к детям, об образе ребёнка, который вызывает весь спектр чувств, всю гамму чувств и доминирующий эмоциональный фон оценки ребёнка и себя как родителя, эмоциональную близость, заботу, эмоциональные стереотипы контактирования с ребёнком. Поведенческая составляющая может быть как конгруэнтной, так и неконгруэнтной по отношению к эмоциональной составляющей родительских чувств.

Родительские позиции. Реальная направленность взаимодействия с ребёнком. В её основе лежит сознательная или бессознательная оценка ребёнка. Включает представления о реальном и идеальном образе ребёнка, о существующих и собственной родительской позициях, доминирующий эмоциональный фон, оценку реального образа ребёнка, своих родительских позиций и взаимодействий с ребёнком, особенности коммуникаций с ребёнком. Реализуются в способах воздействий, характере общения с ребёнком.

Родительская ответственность. Ответственность перед обществом и перед своей совестью. Включает представление об ответственном и безответственном поведении родителя, распределении ответственности, эмоциональные переживания, связанные с этим, оценку себя как ответственного родителя, контроль за своим поведением и происходящими событиями. Важнее опора на внутреннюю ответственность, а не на ответственность перед обществом.

Стиль семейного воспитания. Выражает взаимодействие всех компонентов. Наиболее очевидно проявляется. В наибольшей степени определяет личностное становление ребёнка. Включает представления о родительских ожиданиях и представлениях в отношении ребёнка, роли в воспитании супруга, о возможных способах взаимодействия с ребёнком и стилях воспитания, ценности и направленность личности родителя. Родительские чувства, эмоциональный фон в общении с ребёнком, чувства к брачному партнёру, отношение к распределению ответственности в семье, оценку себя как родителя. Формы и способы взаимодействия с ребёнком.

3 стр., 1143 слов

Одиночество ребенка в семье

... , создаваемое нами, способствует формированию чувства одиночества у ребенка: «родителям до меня просто нет дела». Причем нередко это ... быть инициативен. Но в современных семьях все чаще дети обслуживают заявленный интерес своих родителей, не обнаруживая свой собственный. Да ... » [7]. Лишенный диалога и совместной деятельности с родителями, ребенок с детства усваивает состояние апатии и начинает скучать. ...

В период становления родительство обладает неустойчивой структурой. Это проявляется в отсутствии согласованности некоторых его компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, подвижности структуры. До появления ребёнка согласование представлений о родительстве происходит в теоретическом плане во время бесед о будущем ребёнке. После его рождения оно осуществляется на практике.

Факторы, определяющие формирование родительства

Это: Общественное влияние, влияние родительской семьи, влияние собственной семьи, влияние личностных особенностей.

  1. Общественное влияние. Осуществляется как формализованными методами, так и неформализованными. Формализованное влияние включает социальное регулирование рождаемости, систему целенаправленного воздействия со стороны государства на репродуктивную мотивацию семьи, материальное и моральное регулирование рождаемости. Неформализованное осуществляется через весь комплекс социальных влияний, которые отражаются в системе ценностных ориентаций и установок индивида (средства массовой информации, культура и искусство, репродуктивные нормы, образцы массового репродуктивного поведения и пр.).

    Оно настраивает индивида на определённый комплекс чувств и обязанностей, связанных с воспитанием детей. Формализованное влияние общества в своей основной части осознаётся человеком. Неформализованное влияние осознаётся слабо, но его влияние на формирование родительства более сильно. Оно значимо для личности с точки зрения субъективного ощущения счастья и социального престижа.

  2. Родительская семья. Это первичная социальная среда человека. Родители — значимые для него люди. Осуществление ими родительского поведения осознанно или неосознанно копируется в собственной семье. Супружеские семьи в основном аналогичны родительским. Дружинин рассматривает несколько гипотез влияния родительских семей на семейное поведение личности. Первая: супруги воспроизводят в своей семье те способы воспитания, которые осуществляли родители не по отношению к ним, а по отношению к их братьям и сёстрам. Наибольшие сложности должны испытывать единственные дети в семье. Они относятся к своим детям как к взрослым, ведут себя с ними как с партнёрами, воспроизводя отношение родителей между собой. Вторая: ребёнок относится к другим так, как родители относились к нему. Большинство исследователей признают влияние родительской семьи как образца, однако они отмечают различные компоненты родительсва, наиболее подверженные влиянию. И.С.Кон отмечает, что преемственность поколений селективна: одни знания, нормы, ценности усваиваются и передаются, другие, не соответствующие условиям, отвергаются или трансформируются.
  3. Собственная семья. На формирование родительства влияет то, как происходит согласование двух моделей родительства: мужчины и женщины, создавших семью и воспитывающих ребёнка. Оно происходит за счёт развития комплементарности и расширения поведенческого репертуара родителя. Также влияют конкретные условия жизни семьи.
  4. Личностные особенности родителей. Стиль семейного воспитания неслучаен. Он определяется и индивидуально-личностными свойствами родителя. Каждая конкретная личность осуществляет интериоризацию модели семьи и родительства, предлагаемые обществом и родительской семьёй, в зависимости от своей направленности и личностных особенностей.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector