Рабочая программа дисциплины 12

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ГОУ ВПО

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Мустафин А.Г.

_______________________

«_____»_______________ 2011 г.

ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА

Психология

Практическая психология

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Очная форма обучения

Сибай

2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Психологияcтресса” являются:

-Ознакомить студентов с теоретическимиосновамиэмоционального проявления человека, с современными концепциями изучения психологического стресса, технологии и методиками диагностики, а также психотехникамипрофилактики и преодоления стресса.

-Сформировать представление об основных причинах возникновения и формах проявления стрессовых состояний, влиянии стресса на успешность деятельности и здоровье профессионалов

Задачи курса:

-образование связи между основами психологии и совокупностью специальных знаний по психологии стресса, технологий и психотехник работы с ним;

-развитие аналитических способностей студентов;

-развитие способности самостоятельного поиска информации, систематизирования получаемых знаний и критичного отношения к ним

2.Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

Курс относится к вузовскому компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин по специальности «Психология» образовательного стандарта. Содержание курса составляет неотъемлемую часть программы подготовки психологов — исследователей, практиков и преподавателей.Оно связано с содержанием курсов: «Общая психология», «Психологияличности”, “Психодиагностика”, “Психология экстремальных ситуаций”, «Психология саморегуляции”, “Психология труда”, “Инженерная психология и эргономика”, “Основы психокоррекции”, “Основы консультативной работы”.

13 стр., 6218 слов

Разработка дистанционного курса 'Правовые основы прикладной информатики'

... образовании. Цель: разработка дистанционного курса по дисциплине "Правовые основы прикладной информатики" с дальнейшей реализацией этого курса в системе дистанционного обучения Moodle. Объект: организация дистанционного обучения в среде Moodle. Предмет: разработка курса по дисциплине "Правовые основы прикладной ...

3 Компетенции обучающегося,формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)ПК-5,ПК-6,ПК-19.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: классические теории стресса, современные подходы к стрессу,
  • Владеть базовыми понятиями по курсу (узнавание терминов, определение понятий, раскрытие содержания понятий, воспроизведение полного объема каждого понятия, установление межпонятийных связей, практическая интерпретация терминов в различных аспектах);
  • Уметь:выделять проблемы, относящиеся к разнообразию проявления стресса; креативно решать исследовательские и практические психотехнические задачи, связанные с проявлением стресса в жизни людей.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Темы и краткое содержание

1. Понятие и теории стресса

Классическая характеристика стресса как общего адаптационного синдрома (Г. Селье).

Особенности влияния стрессового состояния на сознание и поведение человека. Особенности информационного и эмоционального стресса. Феноменология проявления стресса как напряженности и сдавленности функционирования психического самоуправления. Понятие эустресса и дистресса. Структура стрессовой ситуации и состояния Основные теоретические модели стресса: психоаналитическая, когнитивная, теория выученной беспомощности. Роль факторов когнитивной оценки и стратегий преодоления («coping mechanisms») в развитии стресса. Опосредующая психологическая модель стресса (Р.Лазарус).

Транзактная модель стресса (Т. Кокс).

Классификация стрессоров. Первичные и вторичные стрессоры. Жертва изнасилования как двойная жертва. Позитивные и негативные последствия «потрясения» личности. Стресс и эмоциональная устойчивость.

Опорные понятия темы: Стресс, напряженность, сдавленность, стрессор, жертва, эмоциональная устойчивость.

2. Профессиональный стресс и подходы к его изучению

Стресс и надежность профессиональной деятельности. Стресс и здоровье профессионалов. Понятия психического и психологического здоровья. Стресс и пограничные состояния. Демографические данные о распространенности «болезней стресса». Субъективная значимость труда и отношение к трудовой роли. Специфика понятия «профессиональный стресс» (профессиоведческая и факторная парадигмы).

Стресс как стимул (инженерно-психологическая традиция).

Особенности трудовых нагрузок в квалифицированных видах труда. Факторы перегрузки и недогрузки. Дефицит времени. Перспективы профессионального роста, развитие профессиональной карьеры, профессиональная защищенность, кризисы завершения профессиональной карьеры. Субъективная значимость труда, ценностные ориентации и индивидуальные стратегии поведения. Профессиональные риск-факторы для психологического здоровья. Личностные трансформации в процессе профессиональной адаптации, примеры лонгитюдиналъных исследований.

Опорные понятия темы: Психическое здоровье, психологическое здоровье, профессиональный стресс, профессиональная деформация личности.

3. Стресс и другие глубокие эмоциональные состояния.

Характеристика кризисного переживания как переживание ситуации, которую к исходному положению вернуть нельзя. Острое горе как кризисное переживание (Э. Линдеманн).

1 стр., 354 слов

Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...

... некий инвариант, невозможно составить общее представление о действительной психологии человека. Существует необходимость создания особой дисциплины, изучающей психологию человека в ее специфике, ориентированной на понимание сущностных ... как в различных жизненных ситуациях, так и в совместной деятельности. ____________________ "Основы психологической антропологии" В. И. Слободчиков Е. И. Исаев

Этапы развития личностного кризиса. Характеристика депрессии, повышенной тревожности, беспомощности, безнадежности, дезорганизации личности как результатов переживания кризиса. Понятие личностного роста как результата конструктивного выхода из кризиса. Аффект как кризисное переживание: стремительный и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера (С.Л. Рубинштейн).

Этапы развития аффекта, степень деструкции аффективной вспышки.

Характеристика конфликтных переживаний, обусловленных внутренней рассогласованностью с самим собой. Ревность и тревожность как конфликтные переживания. Влияние ревности на сознание и поведение человека. Отличие тревожности от страха и испуга. Конструктивное и деструктивное влияние тревожности на функционирование сознания и проявление поведения человека. Типы тревоги (П. Тиллих и др.).

“Мужество быть” как противодействие тревоге.

Фрустрация, ее виды (агрессия, двигательное возбуждение, стереотипия, регрессия, апатия).

Влияние фрустрации на деятельность: нарушение целесообразности и мотивосообразности деятельности. Понятие фрустрационной толерантности.

Характеристика страсти как силы и глубины переживания, а также вида эмоционального состояния. Страсть как пагубное явление и как подлинно человеческое назначение. Виды страсти. Естественнонаучное и духовное объяснение страсти (И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн, М. Пруст, М. Мамардашвили).

Опорные понятия темы: Стрессовые, конфликтные, фрустрационные, эмоциональные кризисные переживания.

4. Стрессовые состояния в современной жизнедеятельности

Особенности детских стрессов. Связь стресса и эмоционального выгорания. Связь стресса и депрессии. Парадигма «жизни-смерти» — первичный базис аномальной реальности. Опыт смерти и его эквиваленты как естественное содержание и внутренний момент человеческой жизни. Трансформация идеи смерти в аномальной ситуации; изменение бессознательного чувства бессмертия и неуязвимости. Виды травматического опыта, связанного с различными экстремальными ситуациями – войны, концлагеря, террора, нахождения в плену, насилия (физического и сексуального), потери близкого человека, хирургической операции и тяжелой болезни, катастроф и землетрясений, терактов а также других трагедий и несчастий.

Опорные понятия темы: Эмоциональное выгорание, депрессия, жизнь, смерть, травма, травматический опыт.

5. Психодиагностика стресса и его последствий

Методология и методы исследования стресса. Основные недостатки современной психологии: дифференцирование психической реальности; фрагментарность и неинтегративность психологических знаний; доминирование структурного над функциональным подходом; ограниченность деятельностного подхода. Полифункциональный / полисистемный подход к психике – методологическая основа ее современного изучения. Соотношение полифункционального и деятельностного подходов. Общие теоретические и методологические принципы изучения личности в критической ситуации. Психодиагностика стресса и его последствий: структурированное интервью, личностные опросники (MMPI и пр.), проективные методы. Метод наблюдения в диагностике психического выгорания. Диагностика механизмов защиты, стилей преодоления критических ситуаций.

Опорные понятия темы: Целостный и полифункциональный подходы, методология, метод, механизм защиты, стиль преодоления критической ситуации.

6. Типология критических переживаний и стресс

Типология критических жизненных ситуаций (Ф.Е. Василюк), нарушающих жизнедеятельность организма (стресс), деятельность (фрустрация), внутреннюю согласованность сознания (конфликт), волевую реализацию жизненного замысла (кризис).

Основания для такого деления — типы ситуаций, вызывающих состояния невозможности реализации субъектом разных видов внутренних необходимостей своей жизни. Типология жизненных миров: инфантильный (внутренне простой и внешне легкий), реалистический (внутренне простой и внешне трудный), ценностный (внутренне сложный и внешне легкий), творческий (внутренне сложный и внешне трудный).

Переживание стресса, фрустрации, конфликта, кризиса, соответственно “инфантильным”, “реалистичным”, “духовным”, “творческим” человеком как кризиса. Понятие о том, что одна и та же жизненная ситуация в различных жизненных мирах приобретает разный статус переживания. Характеристика традиционного понимания переживания и переживания как “деятельности по воссозданию мира в себе и себя в мире”. Психическая организация и стресс. Системное функционирование психики и стресс. Представление о функционировании психики. Понимание психической организации (ПО) как психического самоуправления (ПСУ), а также субъектного самоуправления человека. Соотношение звеньев ПО, функций психики, функций субъекта. Соотношение функций психики и эмоций. Особенности субъектного и аномального самоуправления личности Сильные и глубокие эмоциональные состояния как состояния, характеризующиеся не только целостностью и своеобразием в зависимости от вида (стресс, аффект, острое горе и т.п.), но и своим влиянием на субъектное самоуправление в любом из его звеньев.

Опорные понятия темы: Тип жизненных ситуаций, тип жизненных миров, статус переживания, переживание как деятельность, психическая организация, психическое самоуправление, субъектное самоуправление, деформированное эмоцией самоуправление.

7. Способы коррекции и профилактики стрессовых состояний

Понятие психотехники как науки «о практическом применении психологии к задачам культуры» (Г. Мюнстерберг).

Понятие «культурное переживание». Возможности психологии как психотехники переживания. Основные принципы оказания психологической помощи. Зависимость психотехники переживания от типа жизненного мира клиента и типа его внутреннего мира. Особенности переживания гедонистического, реалистического, ценностного, творческого стресса; фрустрации; конфликта; кризиса. Понятие “успешного” совладания с ситуацией, если “ранг”переживания превышает “ранг” критической ситуации. Психотехника переживания: влияние на физиологию эмоций, содержательная переработка событий; сдвиг жизненного мира без содержательной переработки событий может быть механизмом как возникновения критической ситуации, так и ее переживания; сдвиг жизненного мира опосредует возможные переходы одной критической ситуации в другую (менее травмирующую).

Возможности психологического консультирования в случаях переживания психологического кризиса. Особенности диагностики эмоционального состояния человека — объекта консультационной работы. Понятие о внешних характеристиках эмоциогенной ситуации (объективной силе травмирующих обстоятельств) и внутренних (их субъективной значимости и тяжести состояния).

Причины, влияющие на порог чувствительности, снижающие или повышающие толерантность. Элементы психотерапии: индивидуальная психодинамическая; поведенческая (десенситизация, релаксация и т.д.); когнитивная (идентификация и противостояние патологическим когнициям); групповая («фокус»-группы, группы анализа сновидений и контроля аффектов).

Психологическая работа с профессиональными проблемами. Базовые техники и вспомогательные средства психокоррекции и профилактики стрессовых состояний. Формирование и развитие стрессоустойчивости как многопланового интегрального качества личности

Опорные понятия темы: Психотехника, культурное переживание, успешное совладание, психотерапия, психокоррекция.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц — 72 часа.

п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

ЛЗ

ПЗ

КСР

СРС

1

Понятие и теории стресса

8

2

2

4

Д, В

2

Профессиональный стресс и подходы к его изучению

8

2

2

4

УО

3

Стресс и другие глубокие эмоциональные состояния.

8

2

2

4

В

4

Стрессовые состояния в современной жизнедеятельности

8

2

2

4

Д, ПО

5

Психодиагностика стресса и его последствий.

8

2

4

6

ТЗ

6

Типология критических переживаний и стресс

8

2

2

4

ТЗ

7

Способы коррекции и профилактики стрессовых состояний

8

2

6

2

10

В, ПО, СР

Итого

14

20

36

Всего :

(аудиторные занятия и самостоятельная работа)

72 ч

Примечание. ПО – письменный опрос, УО – устный опрос, СР – самостоятельная работа, ТЗ – тестовые задания, В – выступления, С – собеседование, Д – доклад.

5. Образовательные технологии: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги. В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителямигородских, республиканских и российских психологических центров, мастер-классы экспертов и специалистов.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тема 1

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Что такое стресс? Зачем он нужен? Какие виды и формы его существуют? Считаете ли вы себя человеком стрессовоустойчивым? Как вы относитесь к проявлениям неустойчивости к стрессу?

Задания для самостоятельной работы:

1. Посмотрите определения «стресса» в словарях, поразмышляйте над заданными вопросами.

Тема 2

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Что такое профессиональный стресс? Каковы формы проявления стрессовых состояний в трудовой деятельности?

Задания для самостоятельной работы:

1. Познакомьтесь с профессиональные риск-факторы для психологического здоровья.

2. Оцените глубину влияние новых технологий на стрессоустойчивость человека.

Тема 3

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Стресс и другие глубокие эмоциональные состояния.

Задания для самостоятельной работы:

1.Сравнить феноменологию и сущность различных эмоциональных переживаний и стресса.

Тема 4

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Детские, женские, мужские стрессы.

2. Специфика современного стресса.

Задания для самостоятельной работы:

1. Особенности детских, женских, мужских стрессов.

2. Причины, влияющие на стрессогенность современной жизни.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Специфика методологии изучения стресса.

Задания для самостоятельной работы:

Создание методики диагностики стрессоустойчивости.

Тема 6

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Что такое критическая ситуация и критическое переживание.

Задания для самостоятельной работы:

Выделение оснований для характеристики критической ситуации и критического переживания.

Тема 7

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Психотехнологии при стрессе, имеющие универсальный характер.

Задания для самостоятельной работы:

1. Объединение знаний о целостной психике, стрессе и психотехнике.

Контрольные вопросы к зачету по всему курсу

1. Понятие «стресса». Методология психологического изучения стресса.

2. Методы исследования стрессового состояния.

3. Психодиагностические методы исследования подверженности стрессу.

4. Психологические теории стресса.

5. Структура стрессовой ситуации.

6. Характеристика стрессора.

7. Понятие «профессиональный стресс».

8. Основные формы проявления стрессовых состояний в трудовой деятельности.

9. Связь стрессового состояния с индивидуальными особенностями человека.

10. Характеристика стрессового состояния: эустресс и дистресс.

11. Характеристика состояния фрустрации.

12. Характеристика аффективного состояния.

13. Характеристика состояния тревоги.

14. Характеристика состояния страсти.

15. Депрессия и эмоциональное выгорание.

16. Режимы функционирования психики и стресс.

17. Типология критических переживаний и стресс.

18. Стресс и кризисное переживание.

19. Стресс и конфликтное переживание.

20. Стресс и фрустрационное переживание.

21. Стресс в модели психической организации.

22. Возможности целостного подхода к влиянию стресса на работу психики.

23. Субъектное и аномальное самоуправление личности.

24. Специфика стресса в современной жизни.

25. Особенности стресса детей.

26. Особенности женского стресса.

27. Особенности мужского стресса.

28. Новые информационные технологии и организационные источники стресса.

29. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

30. Психопрофилактика стресса.

31. Психотехника и стресс.

32. Психокоррекционные подходы к стрессу (консультативный аспект).

33. Психокоррекционные подходы к стрессу (тренинг).

34. Способы психологической саморегуляции стрессовых состояний

35.Формирование и развитие стрессоустойчивости личности.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

  1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПЕР СЭ. — 2006. — с.528
  2. Лазарус Р.С. Эмоция как процесс защиты // В. Вилюнас. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004. – С. 225-231.
  3. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Внеда, 1992. 109 с.
  4. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса.- СПб.: Питер, 2001, 272 с.
  5. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции.- СПб.: Питер, 2008, 256 с.

б) дополнительная литература:

  1. Алиев Х.М. Метод ключ в борьбе со стрессом / Х.М. Алиев, — Ростов-н/Д.: Феникс,

2003. – 320 стр.

  1. Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2004.382 с.
  2. Бреслав Г. Психология эмоций.-М.: Академия, 2004, 544 с.
  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — СПб.: Питер, 2002. — 330с.
  4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. – СПб, Питер, 2008, 336с
  5. В. Вилюнас Психология эмоций. Хрестоматия.- СПб.: Питер, 2006, 496 с.
  6. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг, — СПб.: Питер, 2004. – 496 стр.
  7. Закатова А. Стресс замедленного действия // Новый персонал. -2004. -№6. -С.34-38.
  8. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматическое и соматопсихические расстройства у детей /Д.Н. Исаев, — СПб.: Речь, 2005. – 400 стр.
  9. Копонев С. Влияние стресса на здоровье // С. Копонев, Московский психологический журнал, №2 – 2004.
  10. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л.В. Куликов, — СПб.: Питер, 2004. – 464 стр.
  11. Лазарус Р.С. Эмоция как процесс защиты // В. Вилюнас. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004. – С. 225-231
  12. Леонова А., Мотовилина И. Профессиональный стресс в процессе организационных изменений // Психологический журнал. — 2004. — № 2. -С.79-92.
  13. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых, — М.: Эксмо, 2005. – 896 стр.
  14. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых, Московский психологический журнал №12 – 2005.
  15. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях

стресса. — СПб.: Питер, 2001. — 258с.

  1. Пономаренко А.С. Фактор стресса // А.С. Пономаренко, Московский психологический журнал, №7 – 2004.
  2. Постылякова Ю. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. — 2005. -№ 6. -С.35-43.
  3. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского, — СПб.: Питер, 2002. – 1024 стр.
  4. Сандомирский М.Е. Защита от стресса / М.Е. Сандомирский, — М.: Институт Психотерапии, 2001. – 316 стр.
  5. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001, 360 с.
  6. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина, — СПб.: Питер, 2001. – 272 стр.
  7. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога / Под ред. Е. М. Семеновой. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. — 256 с.
  8. Уфаев К. Психологическое давление: стресс на работе // Новый персонал. — 2003. -№7-8. -С.44.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. А.Леонова, Д. Костикова На грани стресса

  1. Коврова М.В. Психология стресса. Практикум — Кострома: КГУ, 2001.- 60 с.

http://www.iqlib.ru/book/preview/8592771E816945FBBF07BF55608F1C90

  1. А.Леонова, Д. Костикова На грани стресса

  1. Панченко Л.Л. Стресс: Хрестоматия. – Владивосток: МорГУ, 2003. – 120 с.

http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=31733&p_page=1

  1. Селье Г. Стресс без дистресса.- М.: Прогресс, 1982, 123 с.

http://lib.ru/PSIHO/SELYE/distree.txt

  1. Соколова Е.Д. и др. Эмоциональный стресс.- Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия.

// MateriaMedica. 1996. N 1(9).

С. 5—25 (с сокращ.)

http://flogiston.ru/library/sokolova-berezin

  1. Тесты, используемые для оценки стрессоустойчивости человека и уровня стресса

http://www.no-stress.ru/testy/stress.html

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Компьютерный класс на 10 рабочих мест (с подключением к Интернету); мультимедийное оборудование; комплект фотослайдов; презентации лекций; учебные видеофильмы; набор ситуаций для анализа.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки____________________ .

Автор асистент кафедры психологии Микрюкова Р.А.

Рецензент (ы) _________________________

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.