Темы для самостоятельного изучения 4

Тематика семинарских и практических занятий по курсу

«Социально-педагогическая реабилитация дезадаптивности детей и подростков и коррекция отклонений поведения»

Семинарское занятие №1 (2 часа).

Тема: Институциональные формы социальной реабилитации.

1. Профильные социальные учреждения (социально-реабилитационный центр, социальный приют, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

2. Непрофильные социальные учреждения (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры, службы занятости населения и др.).

 

Семинарское занятие № 2 (4 часа).

Тема: Реабилитационная служба помощи детям и подросткам.

1. Социальный педагог в системе реабилитационной службы.

2. Принципы построения и структура службы помощи детям и подросткам.

3. Модель региональной реабилитационной службы системы образования.

4. Модель сотрудника реабилитационной службы.

5. Механизм функционирования службы.

6. Виды и способы реабилитации девиантных детей.

 

Семинарское занятие № 3 (2 часа).

Тема: Психолого-педагогическая работа с дезадаптированными подростками.

1. Психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных несовершеннолетних.

2. Психолого-педагогические условия реабилитационной работы с дезадаптированными подростками.

3. Функции превентивной психологической службы.

4. Ресоциализация как организованный социально-педагогический процесс.

5. Социально-педагогические факторы ресоциализации и условия формирования коллективов, выполняющих роль институтов ресоциализации.

6. Этапы ресоциализации.

Семинарское занятие № 4 (2 часа).

Тема: Технология социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей и подростков.

1. Технология социально-педагогической реабилитации.

2. Специальные технологии социальной реабилитации:

— программно-целевая технология,

— технология формирования новой жизненной среды,

19 стр., 9125 слов

Методы исследования социально-психологических технологий в групповой ...

... Г. Степанов, С. А. Косабуцкая, Л. С. Нагавкина. Реабилитационная работа с детьми и подростками «группы риска» ... психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера. В каждый ... трудными" подростками в группах. Предметом являются методы исследования социально - психологической работы с "трудными" подростками в группах. ...

— коммуникативная технология, релаксационная технология,

— оценочная технология,

— трудовая технология,

— тренинговая технология,

— патронажная технология,

— терапевтическая технология.

3.Технология коррекции поведения дезадаптированных детей и подростков.

4.Методы коррекции поведения. Основные коррекционные этапы работы с дезадаптированными детьми и подростками.

 

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Темы для самостоятельного изучения

Наименование раздела дисциплины. Тема Форма самостоятельной работы Количество часов Форма контроля выполнения самостоятельной работы
Тема 1. Положение детей и подростков в современном обществе 1. Выписать определения понятий «глобализация», «социализация», «менталитет». 2. Какой смысл вкладывается в понятие «глобальный подросток»? 3. Как вы понимаете одно из множества различных определений XX века — «Век ребенка»?   Обсуждение на практическом занятии.   Проверка конспектов.
Тема 2. Введение в проблемы девиантного поведения. 1. В чем механизмы воздействия социальных норм на поведение конкретного человека? 2. Дать определение и привести конкретные примеры нормального поведения личности в основных сферах жизнедеятельности: межличностные отношения в семье, правовые отношения, здоровье, сексуальные отношения и др. 3. В чем причины сложности определения в современном обществе того, что является нормой поведения? 4. Привести современные примеры негативных, нейтральных и позитивных социальных отклонений. Обсуждение на практическом занятии.   Проверка конспектов.
Тема 3.Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков
  1. Охарактеризуйте подростков с акцентуацией темперамента и характера.
  2. Перечислите основные формы делинквентного поведения подростков.
  3. Выпишите научные концепции, объясняющие природы агрессии и насилия. Выделите причины агрессивного поведения подростков. Можно ли считать агрессию только негативным проявлением?
  4. Разработайте памятку для родителей и учителей школы «Психолого-педагогическая характеристика агрессивного поведения школьников».
  5. Что стоит за термином «антисоциальная личность»?
  6. Какие формы аддиктивного поведения подростков наиболее распространены в настоящее время? В чем отличие зависимости от вредной привычки.
  7. Негативные тенденции в развитии российского общества и суицидальное поведение детей и подростков.

 

Обсуждение на практическом занятии   Проверка конспектов.     Понятийный диктант.
Тема 4.Культура современного информационного общества как фактор негативной социализации детей и подростков. 1. Дети и подростки в современном информационном обществе. 2. Средства массовой информации и подростки. Сделать подборку материалов периодической печати («Аргументы и факты», «Литературная газета» и др.) о негативном влиянии современной информационной политики на подрастающее поколение. 3. Сделайте выписки из Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию». Определите, насколько декларируемое и реальная практика соответствуют друг другу. Обсуждение на практическом занятии.     Проверка конспектов.
Тема 5.Трудные подростки из неформальных объединений. 1. Молодежные субкультуры в России. Насколько появление новых молодежных субкультур в России связано с протестными настроениями молодежи и подростков? Всегда ли участие подростков в неформальных объединениях можно рассматривать как негативное явление? 2.Влияние неформальных объединений подростков на процесс их социализации. 3. Направления социально-педагогической работы с подростками из неформальных молодежных объединений. 4.Насколько развиты молодежные субкультуры в Мурманской области? Обсуждение на практическом занятии.   Проверка конспектов.
Тема 6. Профилактика социальной дезадаптации подростков 1. Выпишите формы и методы профилактики: — проявлений агрессивного и аутоагрессивного характера у подростков; — зависимости подростков от психоактивных веществ; — Интернет-зависимости у подростков; — безнадзорности и беспризорности подростков.   2.Что можно считать наиболее действенным в профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних? 3.Почему профилактика социальной дезадаптации подростков должна носить комплексный характер? Проверка конспектов     Обсуждение на практическом занятии.
Тема 7. Принципы и технологии работы с трудными подростками
  1. Выпишите основные стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения. (См. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).

    – М., 2003 и др.).

  2. Разработайте собственные технологии работы с трудными подростками: — социально-педагогические технологии работы с агрессивными подростками. Методические рекомендации для родителей и для учителей. — социально-педагогические технологии работы с аддиктивными подростками (подготовка материалов к беседе по вопросам химической зависимости (алкоголизм, токсикомания, наркомания); методические рекомендации для родителей и учителей).

технологии работы с подростками с Интернет-зависимостью. — технологии работы с подростками с делинквентным поведением.

  Проверка конспектов     Представление и обсуждение на практическом занятии
Тема 8.Система социально-воспитательных учреждений и общественных организаций, работающих в Мурманской области с трудными подростками» 1. Охарактеризуйте деятельность одного из социально-воспитательных учреждений Мурманской области, работающих с трудными подростками. 2. Выпишите существующие е региональные целевые программы по преодолению социальной дезадаптации подростков.   Проверка конспектов
Итого:    

 

Фонд оценочных средств текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Вопросы к экзамену и темы контрольных работ

1. Сущность и содержание понятий «адаптация», «дезадаптация». Общая дифференциация и типология детско-подростковой дезадаптации.

2. Диагностически значимые признаки социальной дезадаптации.

3. Причины социальной дезадаптации детей и подростков.

4. Референтные и ценностные ориентации социально дезадаптированных детей и подростков.

5. Положение дезадаптированных детей в Российской Федерации.

6. Понятие «социальная реабилитация» ее онтологический статус и формы проявления.

7. Категории несовершеннолетних нуждающихся в социальной реабилитации.

8. Этапы социальной реабилитации. Принципы социальной реабилитации.

9. Ведущий метод социально-педагогической реабилитации. Традиционные направления социально-педагогической реабилитации.

10. Социальный педагог в системе реабилитационной службы. Принципы построения и структура службы помощи детям и подросткам.

11. Модель региональной реабилитационной службы системы образования.

12. Модель сотрудника реабилитационной службы.

13. Механизм функционирования службы.

14. Виды и способы реабилитации девиантных детей и подростков.

15. Институциональные формы социальной реабилитации: профильные социальные учреждения (социально-реабилитационный центр, социальный приют, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

16. Институциональные формы социальной реабилитации: непрофильные социальные учреждения (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры, службы занятости населения и др.).

17. Институциональные формы социальной реабилитации: приемная семья.

18. Психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных несовершеннолетних.

19. Психолого-педагогические условия реабилитационной работы с дезадаптированными подростками.

20. Ресоциализация как организованный социально-педагогический процесс.

21. Социально-педагогические факторы ресоциализации и условия формирования коллективов, выполняющих роль институтов ресоциализации.

22. Этапы ресоциализации.

23. Технология социально-педагогической реабилитации. Порядок основных реабилитационных этапов.

24. Специальные технологии социальной реабилитации: программно-целевая технология, технология формирования новой жизненной среды

25. Специальные технологии социальной реабилитации: коммуникативная технология, релаксационная технология, оценочная технология

26. Специальные технологии социальной реабилитации: трудовая технология, тренинговая технология, патронажная технология, терапевтическая технология.

27. Коррекция поведения дезадаптированных подростков.

28. Методы коррекции поведения дезадаптированных подростков.

29. Этапы коррекция поведения дезадаптированных подростков.

30. Категории несовершеннолетних нуждающихся в коррекции поведения.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Социально-педагогическая реабилитация дезадаптивности детей и подростков и коррекция отклонений поведения»

а) основная литература

1. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 184 с.

2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272 с.

3. Модели взаимодействия с детьми группы риска:опыт работы социальногопедагога/авт.-сост. А.Н. Свиридов .-Волгоград:Учитель,2011.-184с .-(В помощь администрации школы).

 

б) дополнительная литература

1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. — М., 2001.

2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб. – метод. Пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

3. Гликман, И. З. (проф.).

Коррекция и перевоспитание, или Что делать с трудными школьниками //Право и образование. — 2009.-N 9. — С. 45-59.

4. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 288 с.

5. Жагарина, М. А. Как оказать помощь «трудным» детям: из опыта работы //Воспитание школьников. — 2009.-N 8. — С. 65- 68.

6. Каримова Л.М. Дети риска дезадаптации: социальные и психолого-педагогические проблемы. //Социально-педагогические, психологические и этнические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях: Сборник научных трудов. — Бирск, 2002.-С.64-73.

7. Кильмаматова Р.А. Особенности личностного развития подростков группы социального риска. //Наука в школе и вузе: Материалы научной конференции аспирантов и студентов / Под общ. ред Ш.Г. Зиятдинова. — Бирск, 2005.-С. 31-33.

8. Мардахаев Л.В. Особенности воспитания и обучения социально — педагогически запущенных детей. //Педагогический журнал Башкортостана. -2006.-№ 5. — С. 5-22.

9. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.

10. Методика работы социального педагога/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96 с.

11. Методика и технологии работы социального педагога: Учебно-методическое пособие/ Под общ.ред. Ю.И. Юрички. – М.: Изд-во МГОПУ им М.А. Шолохова, 2005. – 278 с.

12. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социальногопедагога:Учеб.пособие для студ.пед. училищ и колледжей,обуч.по спец.»Социал.педагогика».-М.:Владос,2007.-399с.

13. Никитина Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы. // Воспитание школьников. — 2001.

14. Орлов Е.В. Система социальной адаптации трудных подростков. //Работа социального педагога в школе и микрорайоне. — 2010.-N 3.-С.37-45.

15. Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2007. – 96 с.

16. Рогаткин Д. Программы примирения. Новая технология работы с трудными подростками//Народное образование. — 2006.-N 2. — С. 193 — 201.

17. Словарь по социальной педагогике / Автор-составитель Л.В. Мардахаев. — М., 2002.

18. Хлюпин В. Когда все есть: записки школьного психолога. //Социальная педагогика. — 2010.-N 2. — С. 38-43.

19. Хлюпин, В. О. (педагог-психолог).

Трудный случай: обеспеченная, но неблагополучная семья. //Народное образование. — 2010.-N 1. — С. 261 — 265.

20. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 272 с.

21. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.

22. Юричка Ю.И., Юричка А.Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, лудомания, правонарушения. Монография, 2-е издание дополненное и переработанное. – М.. 2005. -215 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Портал «Гуманитарное образование»

2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

4. Яковлева Н.Ф.Разработка индивидуально-ориентированных воспитательных и коррекционно-развивающих программ для социально дезадаптированных детей и подростков «Издательство «ФЛИНТА».- 2014.- 2-еИздание.- 122 стр. http://e.lanbook.com/

5. Холостова Е.И.Социальная работа с дезадаптированными детьми.-«Дашков и К».- 2013.- 3-еИздание.- 272 стр. http://e.lanbook.com/

6. Вараева Н.В., Молькова Е.В.Комплексная программа социальной и психологической реабилитации и сопровождения семьи и ребенка «Семейный круг» «Издательство «ФЛИНТА».- 2013.- 99 стр. http://e.lanbook.com/

7. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю.Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация.- «Владос».- 2010.- 286 стр. http://e.lanbook.com/

8. Беженцев А.А.Система профилактики правонарушений несовершеннолетних «Издательство «ФЛИНТА».- 2012.- 296 стр. http://e.lanbook.com/

9. Телина И.А.Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних «Издательство «ФЛИНТА».- 2013.- 134 стр. http://e.lanbook.com/

10. Оганесян Н.Т., Ковров В.В.Технологии профилактики насилия в школе в системе воспитательной деятельности учителя. Психолого-педагогический практикум.- «Издательство «ФЛИНТА».- 2014.- 274 стр. http://e.lanbook.com/

11. Семикин Г.И., Мысина Г.А., Миронов А.С.Здоровьесберегающие технологии и профилактика девиантного поведения в образовательной среде. Гриф УМО..- МГТУ им. Н.Э. Баумана (Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана).- 2013.- 79 стр. http://e.lanbook.com/

12. Морозов М.А.Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний.- Издательство «СпецЛит».- 2012.- 2-е изд.Издание.- 175 стр. http://e.lanbook.com/