Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося

Общие положения

Цель и задачи учебной дисциплины.

Цель учебной дисциплины заключается в получении обучающимися теоретических знаний о природе самоорганизации и содержании ее технологий, а также психологических особенностей выстраивания эффективных взаимодействий и формирования стремления к саморазвитию с последующим применением в профессиональной деятельности.

Задачи учебной дисциплины:

В результате изучения курса выпускник должен решать следующие профессиональные задачи (в сфере организационно-управленческой, коммуникативной, организационно-регулирующей и исполнительно-распорядительной деятельности):

быть способным решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;

быть способным решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

 

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина «Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия» реализуется в вариативной части основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «38.03.02 — Менеджмент подготовки (Уровень бакалавриата)» очной и заочной формам обучения.

Изучение учебной дисциплины «Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия» базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного среднего образования.

Изучение учебной дисциплины «Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия» является базовым для последующего освоения программного материала учебных дисциплин: «Управление персоналом», «Государственная и муниципальная служба».

19 стр., 9194 слов

Задачи профессиональной деятельности магистров

... задачи освоения дисциплины:формирование профессиональной компетентности студентов в сфере организации деятельности психологической службы в образовании, ее эффективного функционирования в учебно ... дисциплины: 1. Основы профессиогенеза. 2. Психологическая природа педагогической деятельности. 3. Взаимодействие субъектов образовательного процесса. 4. Самоорганизация профессиональной деятельности ...

 

Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.

Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций:

ОПК-4; ОПК-7, в соответствии с основной профессиональной образовательной программой «Основная профессиональная образовательная программа высшего образования» по направлению подготовки38.03.04 Менеджмент

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:

Код компетенции Содержание компетенции Результаты обучения
ОПК-4 способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации Знать: технологию делового общения и публичного выступления, ведения переговоров, совещаний, осуществления деловой переписки и поддерживания электронных коммуникаций
Уметь:осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные
Владеть: навыками осуществления делового общения и публичного выступления, ведения переговоров, совещаний, осуществления деловой переписки и поддерживания электронных коммуникаций
ОПК-7 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности Знать: теоретические основы решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Уметь: решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Владеть: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности


 

Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 4 зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего зачетных единиц Семестры
   
Аудиторные учебные занятия, всего 0,88 0,44 0,44    
В том числе:          
Учебные занятия лекционного типа 0,44 0,22 0,22    
Учебные занятия семинарского типа 0,44 0,22 0,22    
Лабораторные занятия      
Самостоятельная работа обучающихся, всего 2.11 1,56 0,55    
В том числе:          
Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые          
Контрольная работа, РГР, РПР, др.

письменные работы

         
Рефераты, эссе, др. творческие работы          
Другие виды самостоятельной работы: 2.11 1,56 0,55    
         
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) З Э    
Общая трудоемкость учебной дисциплины    

 


Содержание учебной дисциплины

Учебно-тематический план по очной форме обучения

Объем учебных занятий составляет 144 часов.

Объем самостоятельной работы – 76 часов.

№ п/п Модуль, раздел (тема) Виды учебной работы, академических часов Формы контроля освоения обучающимися учебной дисциплины, рейтинговых баллов
Всего Самостоятельная работа обучающегося Контактная работа преподавателя с обучающимися Текущий контроль освоения обучающимися учебной дисциплины Промежуточная аттестация обучающихся
Всего Лекционного типа Семинарского типа Лабораторные занятия Работа на учебных занятиях семинарского типа Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы Рефераты, эссе, др. творческие работы Другие виды Зачет Экзамен
МОДУЛЬ 1. Основы самоорганизации и эффективного взаимодействия
1.1 Понятие «самоорганизация» в системе научного знания                
1.2 Общественная самоорганизация как вид управленческих технологий                
1.3 Психологические особенности эффективного взаимодействия.                  
Модуль 2 Эффективное взаимодействие в профессиональном аспекте
Самоорганизация и эффективное взаимодействие в среде ВУЗа.                
  Эффективное взаимодействие в проектно-аналитической и научно-исследовательской работе: социально-экономическая и гуманитарная сферы знаний                
  Психолого-педагогические основы самостоятельной работы. Мотивация самостоятельной работы студентов                
  Организация и формы самостоятельной работы                
Модуль 3 Волонтёрство
  Волонтерство как социальный феномен современного общества.                
  Волонтерство: идеи, ресурсы, инструменты и сфера деятельности.                
Опыт реализации социального волонтёрства в России и за рубежом. Проектирование волонтерского действия и роли в проекте                
Особенности организации и практической деятельности волонтеров с различными категориями населения                
МОДУЛЬ 4. Проектирование в области саморазвития
4.1 Самоорганизация как основа саморазвития личности                
4.2 Самоактуализация как высшая форма и результат самоорганизации                
4.3 Технологии саморазвития и самоуправления                  
ВСЕГО ЧАСОВ            


Учебно-тематический план по заочной форме обучения

Объем учебных занятий составляет 144 часов. Объем самостоятельной работы – 123 часов.

 

№ п/п Модуль, раздел (тема) Виды учебной работы, академических часов Формы контроля освоения обучающимися учебной дисциплины, рейтинговых баллов
Всего Самостоятельная работа обучающегося Контактная работа преподавателя с обучающимися Текущий контроль освоения обучающимися учебной дисциплины Промежуточная аттестация обучающихся
Всего Лекционного типа Семинарского типа Лабораторные занятия Работа на учебных занятиях семинарского типа Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы Рефераты, эссе, др. творческие работы Другие виды Зачет Экзамен
МОДУЛЬ 1. Основы самоорганизации и эффективного взаимодействия
Понятие «самоорганизация» в системе экономического знания 0,5 0,5                
Технологии общественной самоорганизации как вид управленческих технологий 0,5 0,5                
Психологические особенности эффективного взаимодействия.                      
Модуль 2 Эффективное взаимодействие в профессиональном аспекте
Самоорганизация и эффективное взаимодействие в среде ВУЗа.                      
Эффективное взаимодействие в проектно-аналитической и научно-исследовательской работе: социально-экономическая и гуманитарная сферы знаний 0,5 0,5                
Психолого-педагогические основы самостоятельной работы. Мотивация самостоятельной работы студентов                      
Организация и формы самостоятельной работы 0,5 0,5                
  Модуль 3 Волонтёрство
  Волонтерство как социальный феномен современного общества. 0,5 0,5                
  Волонтерство: идеи, ресурсы, инструменты и сфера деятельности.                      
  Опыт реализации социального волонтёрства в России и за рубежом. Проектирование волонтерского действия и роли в проекте                      
  Особенности организации и практической деятельности волонтеров с различными категориями населения 0,5 0,5                
МОДУЛЬ 4. Проектирование в области саморазвития
Самоорганизация как основа саморазвития личности 0,5 0,5                
Самоактуализация как высшая форма и результат самоорганизации 0,5 0,5                
Технологии саморазвития и самоуправления                      
ВСЕГО ЧАСОВ            
                                             

В случае применения электронного обучения при преподавании дисциплины объем часов и порядок освоения определяется Методическими указаниями для обучающихся по изучению дисциплины с применением электронного обучения.

 

Тема 3.1. Волонтерство как социальный феномен современного общества

Цель: дать представление о волонтерстве как социальном феномене современного общества, развить способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-4, ОПК-7)

Перечень изучаемых элементов содержания:

Волонтёрство: мне это нужно самому – личностно и профессионально.

Это нужно моей Родине.

Ключевые подходы к волонтёрству в мировой практике.

История и мотивация волонтёрства.

Отрабатываем название курса

Волонтёрство, волонтёрская деятельность, волонтёр.

Соотношение понятий «волонтёрство» и «добровольчество».

Волонтерство и милосердие. Волонтерство и общественное призрение. Волонтерство и благотворительность. Волонтерство и социальная помощь.

Вопросы для самоподготовки:

Почему каждый человек должен быть добровольцем и попробовать себя в волонтёрстве?

Какой он – идеально добрый житель Планеты Земля?

В чем главная ценность волонтёрства?

Почему волонтёрство – это глобальный процесс, глобальная сеть, технология и образовательный процесс?

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: задание

Составьте опись своих даров, которыми вы готовы безвозмездно поделиться со своими однокурсниками. Распечатайте данный список.

Подпишитесь на аккаунты волонтерских проектов (по разным направлениям волонтёрства) в социальных сетях в сети Интернет.

Напишите пост на тему «Мой опыт волонтёрской деятельности», разместите его в социальной сети. Направьте ссылку на данный пост на электронную почту poroshinaaa@rgsu.net.

Групповое решение кейс-задач «Управление ситуациями»

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся:тесты, рефераты.

Тема 3.2. Волонтерство: идеи, ресурсы, инструменты и сфера деятельности.

Цель: сформировать знания о правовых основаниях волонтерской деятельности в России и за рубежом; особенностях организации и практической деятельности волонтеров с различными категориями населения (ОК-7).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Вовлечение в волонтерство: куда пойти и что делать.

Какой опыт волонтёрства у кого был? Рефлексия.

Компетенции. Компетенции, необходимые волонтеру: ответственность, лидерство, умение работать в команде, стрессоустойчивость.

Принципы волонтерской деятельности. Этика волонтёра. Этика и этичное поведение. Правила поведения волонтёра. Правила волонтёрской коммуникации в проекте. Правила бесконфликтного поведения. Объекты и субъекты волонтерской деятельности. Основные задачи, возникающие при определении характера и содержания волонтерской деятельности.Основные задачи, определяющие необходимость функционирования социального института волонтерства в российском обществе.

Мотивация на волонтерскую деятельность.

Вопросы для самоподготовки:

Что для вас важнее всего в волонтерстве: эмоции, миссия, полезные связи, компетенции, деньги, репутация?

Расскажите, хотелось бы вам стать волонтёром и почему?

Какие противопоказания существуют для волонтерской деятельности?

Как удовлетворить образовательные потребности человека, семьи, организации, территории в простых (на примерах занятия в студенческой группе, спонтанной очереди, протестного митинга, студпрофкома, сценария мероприятия) и сложных (на примере вуза, муниципалитета и Российской Федерации) системах?

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: деловая игра

Определение потребностей организации и учреждения (на примере своего университета) — деловая форсайт-игра «Качели времени» юбилейного вуза».

Привлечение практиков, методистов, управленцев, работающих в волонтёрских организациях

Самостоятельное проведение аудита фонда библиотеки по теме «Волонтерство»

Тема 3.3. Опыт реализации социального волонтёрства в России и за рубежом. Проектирование волонтерского действия и роли в проекте.

Цель: изучить опыт реализации социального волонтерства в отношении различных категорий населения в России и за рубежом; сформировать умение проектировать волонтерское действие (ОПК-4, ОПК-7).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Проектирование волонтерского действия и роли в проекте

Оказание помощи отдельным гражданам и социальным группам населения в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Объекты социального волонтерства и технологии работы с ними:

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Граждане пожилого возраста и ветераны Великой Отечественной Войны

Люди с инвалидностью

Малоимущие граждане

Безнадзорные и беспризорные дети и подростки

Лица, подверженные социально-опасным болезням

Пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций

Лица без определенного места жительства

Несовершеннолетние родители

Крупнейшие проекты в области социального волонтёрства в России: благотворительные фонды «Подари жизнь», «Виктория», «Линия жизни» и др.,

Вопросы для самоподготовки:

Почему для любого человека другой человек – всегда только цель?

Почему счастье каждого – в счастье ближнего?

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: кейс-задачи

Групповое решение кейс-задач «Управление ситуациями»

Ситуация. Рассказ волонтера: «В прошлую субботу, когда я пришел в детский дом для репетиции постановки спектакля, меня не пустил охранник, хотя накануне в пятницу я позвонил и обо всем договорился с директором. Но охранник сказал, что у него нет никакой информации ни о каких волонтерах, и что вообще все это подозрительно и он вызывает милицию…».

Ситуация. Рассказ волонтера: «Я не смог провести занятие, потому что у меня был важный зачет, а предупредить, что занятия не будет, я не успел. И, вообще, у меня сессия…».

Ситуация. Рассказ волонтера: «Мне кажется, что ко мне относятся как к бесплатной рабочей силе и все время что-то требуют от меня, чтобы я таскал шкафы, разгружал «гуманитарку», приходил каждый день. А я не могу, у меня есть и другие дела…».

Ситуация. Рассказ волонтера: «Мне не нравится то, что мы делаем. Да, это важно, но очень однообразно, и мне кажется, что мало эффективно…»

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

Код компетенции   Инструмент, оценивающий сформированностъ компетенции Показатель оценивания компетенции Критерии оценки
ОПК-4, ОПК-7 Тема 1.1 -2.2, 4.1-4.3 Тест A) полностью сформирована — 90% правильных ответов Б) частично сформирована ~ 70% правильных ответов С) не сформирована -50% и менее правильных ответов Проводятся письменно. Время отведенное на процедуру — 30 минут. Неявка — 0 баллов, Критерии оценки определяются процентным соотношением Удовлетворительно от 51% правильных ответов. Хорошо ~ от 70%. Отлично — от 90%. Максимальная оценка — 5 баллов.
ОПК-4, ОПК-7 Тема 1.1 -3.2, 4.1-4.3 Реферат А) полностью сформирована — 5 баллов Б) частично сформирована — 3-4 балла С) не сформирована- 2 и менее баллов Проводится в письменной форме Критерии оценки: 1.Соответствие содержания реферата заявленной тематике (1 балл).

2.Качество источников и их количество при подготовке работы (1 балл).

3. Владение информацией и способность отвечать на вопросы аудитории (I балл).

4. Качество самой представленной работы (1 балл).

5. Оригинальность подхода подхода и всестороннее раскрытие выбранной тематики (1 балл).

Максимальная сумма баллов — 5 баллов

ОПК-4, ОПК-7 Тема 3.2 Деловая игра А) полностью сформирована — 5 баллов Б) частично сформирована — 3-4 балла С) не сформирована- 2 и менее баллов Проводится в устной форме. Оцениваются коммуникативные способности (1 балл).

1. Оценивается умение работать в команде (2 балла).

2. Оцениваются презентационные навыки (1 балл).

3. Оцениваются теоретические знания и практические навыки (I балл) Максимальная оценка — 5 баллов.

ОПК-4, ОПК-7 Тема 3.3-3.4 Задачи А) полностью сформирована — 5 баллов Б) частично сформирована — 3-4 балла С) не сформирована- 2 и менее баллов Проводится в письменной форме. выбор оптимального метода решения задачи -(1 балл) умение применить выбранный метод — (1 балл) 3.Логический ход решения правильный, но имеются арифметические ошибки в расчетах ~(1 балл).

4. решения задачи и получение правильного результата -(2 балла) 5.За дача не решена вообще -( 0 баллов) Максимальная оценка — 5 баллов  

Примерный перечень контрольных заданий к промежуточной аттестации.

Модуль 1 Основы самоорганизации

Тема 1.1

(??)Понятие «самоорганизация» в системе социологического знания (??)

(??)Термин «самоорганизация», изначально в научный язык, был введён

(!) У. Эшби

(?) Винер

(?) Г. Хакен

(?) М. Эйген

 

(??)Самоорганизацию как возможность возникновения биологических макромолекул из хаотической смеси малых молекул представлял:

(?) У. Эшби

(?) Н. Моисеев

(?) И. Пригожин

(!) М. Эйген

 

(??) Кто интерпретировал самоорганизацию, как «практический принцип жизнедеятельности субъекта, предполагающий актуализацию и использование им механизмов спонтанного развития»

(?) О. Куценко

(?) Н. Моисеев

(?) И. Пригожин

(!) Ю. Резник

 

(??) Термин «Синергетика» в научный язык ввёл;

(?) У. Эшби

(?) Н. Моисеев

(?) И. Пригожин

(!) Г. Хакен

 

(??)Эволюция идей самоорганизации в классической социологии (??)

 

(??) Спенсер выявляет специальные механизмы, объясняющие эволюцию:

(!) «естественный отбор»;

(!) «борьба за существование»;

(!) «выживание сильнейшего

(?) «разделение труда и усиления дифференциации»

 

(??) Дюркгейм выявляет специальные механизмы, объясняющие эволюцию:

(?) «естественный отбор»;

(?) «борьба за существование»;

(?) «выживание сильнейшего

(!) «внутренняя солидарность»

 

(??) Согласно теории ………………, самотрансформация общества происходит благодаря сложному взаимовлиянию человеческих действий и структурных условий (классового деления и общественно-экономических формаций),

(!) Маркса

(?) Спенсера

(?) Дюркгейма

(?) Конт

 

(??) По мнению ……………… побуждение к социальному взаимодействию и построению различных форм социальной жизни идёт от воли индивидов, в основе которой лежит в одних случаях инстинкты, чувства, общая потребность, в других их стремление к достижению какой-то специфической общей цели, в третьих естественные отношения

(!) Тённиса

(?) Спенсера

(?) Вебера

(?)Маркса

 

(??) Идеи самоорганизации в современной социологии (??)

 

(??) ………….. исходил из того, что в обществе действуют процессы саморегуляции, которые вследствие взаимодействия функциональных подсистем (экономической, политической, социальной, права и культуры,) и исполнения ими своих функциональных предписаний, в своих различных формах и вариантах обеспечивают зарождение и сохранение порядка в обществе.

(!) Парсонс

(?) Вебер

(?) Гидденс

(?) Штомпка

 

(??) Высказывание “Люди конструируют общество не как им вздумается, а лишь в данных структурных условиях, унаследованных от прошлого” принадлежит

(? Парсонсу

(?) Веберу

(?) Гидденсу

(!) Штомпка

 

(??) Самоорганизацию как взаимодействие социальных агентов по воспроизводству структур создающих условия, которые делают возможным эти взаимодействия представлено в работах:

(? Парсонса

(?) Вебера

(!) Гидденса

(?) Штомпка

 

(??)Определение самоорганизации, как «совокупность рациональных устойчивых взаимодействий, направленных на структурацию социальных процессов или на упорядочение социальной системы в целом» принадлежит.

(?) О. Куценко

(?) Н. Моисееву

(?) И. Пригожин

(!) В. Бондалетову

 

(??) Классификация самоорганизации (??)

 

(??) Системная самоорганизация или самоорганизация 2-го уровня: социальных групп, организаций, институтов, систем является:

(!) общественной самоорганизацией

(?) социальной самоорганизацией

(?) смешанная самоорганизация

 

(??) В зависимости от того какую роль самоорганизация играет для системы, выделяют

(!) деструктивную самоорганизацию.

(!) конструктивную самоорганизацию.

(?) политическую самоорганизацию.

(?) экономическую самоорганизацию.

 

(??) Теория относительной депривации объясняет появление

(!)деструктивную самоорганизацию.

(? конструктивную самоорганизацию.

(?) политическую самоорганизацию.

(?) экономическую самоорганизацию

 

(??) Теория мобилизационных ресурсов объясняет появление

(?)деструктивной самоорганизации.

(!) конструктивной самоорганизации.

(?) политической самоорганизации.

(?) экономической самоорганизации

 

Тема 1.2

Общественная самоорганизация как объект управленческих технологий

(??) Проблемы управления и управляемости в концепции социального взаимодействия (??)

 

(??) Утверждение, что активность подчиняющегося субъекта негативна, она работает против цели принадлежит:

(!) Р. Акоффу

(!) Ф. Эмери

(?) М. Рубцовой

(?) Н. Мысину

 

(??) К источникам самоорганизации относятся:

(!) Стремление к взаимодействию

(!) Социальная поддержка или подкрепление

(!) Общественная инфраструктура

(?) Готовность к восприятию управленческого воздействия

 

(??) Под управляемостью процесса самоорганизации понимается качественная характеристика социального пространства, позволяющая активно действующим социальным субъектам, посредством взаимодействия друг с другом

(!) устанавливать и достигать общие цели.

(? )устанавливать и достигать свои цели.

(?) устанавливать и достигать цели партнера.

 

(??) Технологии самоорганизации (??)

 

(??)Технологии запуска

(!) применяется в случае отсутствия каких-либо правовых норм регламентирующих процесс самоорганизации и формирования институтов гражданского общества

(?) выражаются в сбалансированном сочетании правовых, экономических, социальных и организационных норм, регулирующих деятельность общественных объединений и обеспечивающих эффективное функционирование институтов гражданского общества.

(?) реализуются посредством социокультурных процедур обеспечивающих эффективное освоение социального пространства.

 

(??)Технологии развития

(?) применяется в случае отсутствия каких-либо правовых норм регламентирующих процесс самоорганизации и формирования институтов гражданского общества

(?) выражаются в сбалансированном сочетании правовых, экономических, социальных и организационных норм, регулирующих деятельность общественных объединений и обеспечивающих эффективное функционирование институтов гражданского общества.

(!) реализуются посредством социокультурных процедур обеспечивающих эффективное освоение социального пространства.

 

(??)Технологии поддержки

(?) применяется в случае отсутствия каких-либо правовых норм регламентирующих процесс самоорганизации и формирования институтов гражданского общества

(!) выражаются в сбалансированном сочетании правовых, экономических, социальных и организационных норм, регулирующих деятельность общественных объединений и обеспечивающих эффективное функционирование институтов гражданского общества.

(?) реализуются посредством социокультурных процедур обеспечивающих эффективное освоение социального пространства.

 

(??) Технологическая модель самоорганизации (??)

 

(??) К основным элементам технологической модели относятся:

(!) система субъект-объектных (- субъектных) отношений;

(!) система прямых и обратных связей, реально существующих и проектируемых при реализации подсистемами своих функций;

(!) система факторов и условий, детерминирующих поведение субъектов самоорганизации.

 

(??) Структурный аспект

(!) включает субъекты взаимодействия, а также субъектно-объектные (- субъектные) отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия и переходящие в самоорганизацию.

(?) представлен системными агентами и механизмами, посредством которых запускается, и поддерживается процесс самоорганизации.

(? )это практика формирования системы общественных отношений и условий, поддерживающих баланс между самоорганизационными и организационными образованиями (структурами гражданского общества и государства).

 

(??) Детерминационный аспект

(?) включает субъекты взаимодействия, а также субъектно-объектные (- субъектные) отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия и переходящие в самоорганизацию.

(!) представлен системными агентами и механизмами, посредством которых запускается, и поддерживается процесс самоорганизации.

(?) это практика формирования системы общественных отношений и условий, поддерживающих баланс между самоорганизационными и организационными

 

(??) Реализационный аспект

(?) включает субъекты взаимодействия, а также субъектно-объектные (- субъектные) отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия и переходящие в самоорганизацию.

(?) представлен системными агентами и механизмами, посредством которых запускается, и поддерживается процесс самоорганизации.

(!) это практика формирования системы общественных отношений и условий, поддерживающих баланс между самоорганизационными и организационными

 

(??) Формы общественной самоорганизации в муниципальных образованиях (??)

 

(??) Объединения с относительно жесткой структурой и небольшой социальной базой относятся к объединениям

(?) классического типа

(!) профессионального типа

(?) территориального типа

 

(??) Объединения, ориентирующиеся, прежде всего, на заинтересованных сторонников, т. е. тех, кто кровно заинтересован в реализации их целей. Такие объединения, как правило, имеют широкую социальную базу

(!) классического типа

(?) профессионального типа

(?) территориального типа

(??) Общественное объединение основанное на членстве и созданное для защиты общих интересов называется:

(?) общественным движением

(!) общественной организацией

(?) общественным фондом

(?) общественным интересом

 

(??) Самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения получила название.

(?) общественная организация

(!) территориальное общественное самоуправление

(?) орган общественной самоорганизации

 

Тема 1.3

Психологические особенности эффективного взаимодействия

(??) Значимость невербальных коммуникаций в общении (??)

 

(??) Наиболее информативным о внутреннем состоянии человека при общении является:

(?) тело

(!) лицо

(?) походка

 

(??) При соблюдении этикета наиболее информативным о внутреннем состоянии человека при общении является:

(!) тело

(?) лицо

(?) походка

 

(??) Идет подбоченившись, намерен достичь цели кратчайшим путем.

(?) уверенный человек

(?) человек, находящийся в угнетенном состоянии.

(!) человек, испытывающий вспышку энергии

(?) заносчивый человек

 

(??) Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика) (??)

(??) Рукопожатие ладонью вверх, свидетельствует о том, что партнер

(?) пытается главенствовать в процессе общения

(!) позволяет вам чувствовать себя хозяином положения.

(?) принимает вас за равного

 

(??) К жестам открытости относятся

(!)Жест «раскрытые руки«

(!)Жест «расстегивание пиджака»

(?)Жест «расхаживание»

(?)Жест «закладывание рук за голову«

 

(??) К жестам уверенных в себе людей относятся

(?)Жест «раскрытые руки«

(?)Жест «расстегивание пиджака«

(?)Жест «расхаживание»

(!)Жест «закладывание рук за голову»

 

(??) Проксемические особенности невербального общения (??)

 

(??) Согласно теории Э. Холла размер социальной зоны

(?) от 15 до 45 см;

(?) от 46 до 120 см; ^

(!) от 120 до 360 см;

(?) более 360 см.

 

(??)Участники деловой беседы располагаются за столом

(?) рядом,

(!) через угол стола,

(?) через стол.

 

(??)Какой формы стол способствует созданию отношений соперничества между людьми, равными по положению

(?) круглый

(!) квадратный

(?) прямоугольный

 

Для деловых бесед, переговоров, брифингов необходимо использовать стол формой.

(?) круглый

(!) квадратный

(!) прямоугольный

 

(??) Визуальный контакт (??)

 

1. Аналитическое задание:

1. Сравнение вербальной и невербальной коммуникации.

2. Пара- и экстралингвистические особенности невербальной коммуникации.

3. Мимика взгляда.

4. Жесты как невербальная коммуникация.

5. Организация пространства и времени коммуникативного процесса.

6. Позы и походка.

7. Контакт глаз.

8. Понятие межличностной коммуникации.

 

 

Модуль 4. Проектирование в области саморазвития

Тема 4.1.

Самоорганизация как основа саморазвития личности

Задание 1. Составить таблицу существующих теорий развития личности, раскрыть их краткое содержание

Задание 2. Проанализируйте свои недостатки и ограничения, которые, возможно, препятствуют вашему дальнейшему саморазвитию. Проверить объективность самооценки, посредством опроса группы

Задание 3. Составьте схему, отражающую Ваши цели и мотивы в самопознании.

Задание 4 Составьте таблицу «Мои барьеры к самопознанию». Дайте характеристику и объяснение каждому препятствию.

Задание 5. Нарисуйте возможные варианты модели собственной личности «Я в настоящем».

Тема 4.2.

Самоактуализация как высшая форма и результат самоорганизации личности.

Задание 1. Составьте таблицу «Формы самоопределения», выделив характеристики и результаты

Задание 2. Нарисуйте возможные варианты модели собственной личности «Я в будущем».

Тема 4.3.

Технологии саморазвития и самоуправления

Задание 1. Составьте схему саморазвития

Задание 2. Создайте схему «Этапы управления саморазвитием»

Задание 3. Какие способности должны быть сформированы для реализации самопроектирования

Задание 4. Разработайте личный стратегический план саморазвития

Задание 5. Составьте программу самовоспитания, определив цель, задачи, пути и средства достижения

 

Перечень вопросов к экзамену

1. Научные подходы к определению термина «самоорганизация»

Эволюция идей самоорганизации в классической социологии

Идеи самоорганизации в современной социологии

4. Виды самоорганизации

5. Проблемы управления и управляемости в концепции социального взаимодействия

6. Технологии самоорганизации населения

7. Технологическая модель самоорганизации в системе муниципального управления

8. Формы общественной самоорганизации в муниципальных образованиях

9. Значимость невербальных коммуникаций в общении.

10. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)

11. Проксемические особенности невербального общения

12. Визуальный контакт

13. Межнациональные различия невербального общения .

14. Психосексуальная теория развития (З. Фрейд)

15. Теория социального научения (А. Бандура, Ч. Миллер)

16. Генетическая теория развития личности (Ж. Пиаже),

17. Гуманистическая теория развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу), теория деятельности Л.С. Выготского

18. Понятие самоорганизации личности

19. Понятие самопознания и сферы самопознания,

20. Цели и мотивы самопознания.

21. Самопознание как процесс и барьеры в самопознании.

22. Способы, средства и методы самопознания.

23. Особенности профессионального самопознания.

24. Сознание и самосознание.

25. Структура самосознания.

26. Самоопределение личности.

27. Формы самоопределения: самоутверждение, самосовершенствование, самореализация.

28. Самоактуализация как высшая форма и результат самоорганизации личности.

29. Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитием.

30. Средства саморазвития: самовоспитание и самообучения.

31. Способы саморазвития: самопрогнозирование и самопрограммирование.

32. Функция и методы управления саморазвитием.

33. Технология структурирования внимания.

34. Основные задачи современного высшего образования.

35. Тенденции развития образовательной ситуации в высшем образовании.

36. Самоорганизация студентов как основа образовательного процесса.

37. Исследования, посвященные вопросам мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самоорганизации и эффективного взаимодействия.

38. Самостоятельная работа студентов как основа образовательного процесса.

39. Исследования, посвященные вопросам мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной работы.

40. Технологическая организация самостоятельной работы студентов.

41. Основные характеристики самостоятельной работы студентов.

42. Факторы, способствующие активизации самостоятельной работы

43. Основные моменты в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе. Направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов.

44. Методы увеличения роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий.

45. Методы повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время, в том числе в научно-исследовательской работе.

46. Параметры и возможные формы организованной самостоятельной работы студентов.

47. Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса как важнейшее условие эффективности самостоятельной работы студентов.

48. Социальная структура и психология рабочей группы.

49. Этапы и особенности реализации аналитических и научно-исследовательских проектов в социально-экономической и гуманитарной сфере.

50. Роль самоорганизации и эффективного взаимодействия в проектно-аналитической и исследовательской работе.

51. Научные конференции. Научный доклад: цель, подготовка и композиция.

52. Представление научного доклада.

53. Основы ведения деловой дискуссии. Оппонирование, ответы на вопросы.

54. Цель реферирования. Виды рефератов.

55. Этапы подготовки реферата. Композиция реферата в зависимости от его вида. Оформление реферата

56. Конфликтные ситуации во время обучения. Классификация конфликтов. Выход из конфликта.

57. Методы разрешения конфликтов.

58. Методы снятия психического напряжения в условиях конфликта.

59. Профилактика стрессов в деловом общении.

60. Индивидуальные стратегии стрессоустойчивого поведения.

61. Способы и приемы максимально использовать свои энергетические, физические, интеллектуальные ресурсы в учебной и профессиональной деятельности.

62. Правила эффективной организации рабочего времени.

63. Правила расстановки приоритетов.

64. Методы, позволяющие результативно действовать в изменяющихся условиях.

65. Техники, методы и приемы самоорганизации, которые позволяют сохранять активность, высокий уровень работоспособности в течение рабочего дня при интенсивных нагрузках.

66. Личностное целеполагание.

67. Проактивный и реактивный подходы к жизни.

68. Ценности как основа целеполагания в профессиональной деятельности.

69. Личная миссия.

70. Цели и ключевые области жизни.

71. Основные подходы к определению целей жизни.

72. SWOT анализ своей готовности к профессиональной деятельности и востребованности выбранной профессии на рынке труда.

73. Технологии SMART в планировании профессиональной деятельности.

74. Определение собственной миссии в профессиональной деятельности.

75. Работоспособность человека и биоритмы.

76. Влияние суточных ритмов на распределение рабочей нагрузки.

77. Правила эффективного отдыха. Эффективный сон. Методы самонастройки. Самомотивация как эффективное решение больших трудоемких задач.

78. Принципы организации оперативной деятельности: распределение задач по степени их важности и срочности; определение последовательности оперативных действий; делегирование; координация деятельности в процессе выполнения.

79. Техника формирования бюджета времени.

80. Техника стратегического планирования времени.

81. Метод «Альпы».

82. Матрица Эйзенхауэра и картезианские квадраты.

83. Методы эффективного делегирования полномочий, техника делегирования.

84. Планирование рабочего дня: правило 6П.

85. Планирование рабочего дня: метод Франклина.

86. Волонтёрство, волонтёрская деятельность, волонтёр.

87. Соотношение понятий «волонтёрство» и «добровольчество».

88. Волонтерство и милосердие. Волонтерство и общественное призрение. Волонтерство и благотворительность. Волонтерство и социальная помощь.

89. Эволюционные корни добровольчества и альтруизма. Благотворительность.

90. Социальное служение.

91. Волонтёрство как глобальный процесс, глобальная сеть, технология и образовательный процесс.

92. Компетенции, необходимые волонтеру: ответственность, лидерство, умение работать в команде, стрессоустойчивость.

93. Принципы волонтерской деятельности. Этика волонтёра. Этика и этичное поведение. Правила поведения волонтёра. Правила волонтёрской коммуникации в проекте. Правила бесконфликтного поведения.

94. Объекты и субъекты волонтерской деятельности.

95. Основные задачи, возникающие при определении характера и содержания волонтерской деятельности.

96. Основные задачи, определяющие необходимость функционирования социального института волонтерства в российском обществе.

97. Организация работы с волонтёрами (определение функционала и количества волонтеров; привлечение; приём; ориентирование и обучение; работа, оценка, рефлексия; мотивация и признание).

98. Мотивация на волонтерскую деятельность.

 

 

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Ответы обучающегося на зачёте оцениваются каждым педагогическим работником по 20-балльной шкале, а итоговая оценка по учебной дисциплине в целом по пятибалльной системе выставляется в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в Российском государственном социальном университете, утвержденном приказом РГСУ от 26.03.2015 №313.

Критерии оценки ответа на вопросы теоретического блока:

17-20 баллов – обучающийся глубоко и прочно освоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, тесно увязывает с задачами и будущей деятельностью, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок;

13-16 баллов — обучающийся твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий;

10-12 баллов — обучающийся освоил основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий;

0-9 баллов — обучающийся не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.

 

Ответы обучающегося на экзамене оцениваются каждым педагогическим работником по 20-балльной шкале, а итоговая оценка по учебной дисциплине в целом по пятибалльной системе выставляется в соответствии с Положением о балльно-ретинговой системе оценки успеваемости студентов в Российском государственном социальном университете, утвержденном приказом РГСУ от 26.03.2015 №313.

Критерии оценки ответа на вопросы теоретического блока:

17-20 баллов – обучающийся глубоко и прочно освоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, тесно увязывает с задачами и будущей деятельностью, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок;

13-16 баллов — обучающийся твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий;

10-12 баллов — обучающийся освоил основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий;

0-9 баллов — обучающийся не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.

Перечень основной и дополнительной учебной литературы для освоения учебной дисциплины.

Основная литература.

1. Кошевая, И. П., Канке, А. А., Назв.: Профессиональная этика и психология делового общения : учебное пособие, Место изд.: М., Изд.: ИНФРА-М, ФОРУМ, Год издания: 2012г.

2. Мандель Б.Р., Назв.: Современная педагогическая психология. Полный курс, Место изд.: М.|Берлин, Изд.: Директ-Медиа, Год издания: 2015г. // http://biblioclub.ru/

3. Бондалетов В.В. Эволюция идей самоорганизации. Социологические исследования. 2015. №3. С. 132-138

4. Бондалетов В.В. Некоторые проблемы управления и управляемости общественной самоорганизации. Материалы Афанасьевских чтений. 2015. Т. 1. № 13. С. 15-19.

5. Бондалетов В.В. Формы общественной самоорганизации граждан и их участия в системе муниципального управления. Материалы Ивановских чтений. 2015. № 4. С. 52-576.

Дополнительная литература

1. Кулагина И. Ю., Назв.: Педагогическая психология. Учебное пособие, Место изд.: М., Изд.: Академический Проект, Год издания: 2011г. // http://biblioclub.ru/

2. Резник, С. Д., Игошина, И. А., Назв.: Студент вуза : технологии обучения и профессиональной карьеры : учеб. пособие для студ. вузов, Место изд.: М., Изд.: ИНФРА-М, Год издания: 2013г

3. Смирнов В.Э., Назв.: Гражданственность и гражданское общество: самоорганизация и социальный порядок, Место изд.: Минск, Изд.: Белорусская наука, Год издания: 2013г. // http://biblioclub.ru/

4. Марусева И.В., Назв.: Современная педагогика (с элементами педагогической психологии), Место изд.: М.|Берлин, Изд.: Директ-Медиа, Год издания: 2015г. // http://biblioclub.ru/

5. Бондалетов В.В. Территориальное общественное самоуправление как институт непосредственной демократии: условия и проблемы становления. Социальная политика и социология. 2013. № 4-2 (97).

С. 233-241.

6. Бондалетов В.В. Общественная самоорганизация как объект технологизации. Материалы Афанасьевских чтений. 2013. Т. 1. № 11. С. 47-53.

7. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения учебной дисциплины

1. http://www.biblioclub.ru/ — Университетская библиотека-онлайн

1. www.bibliorossica.com

2. http://e.lanbook.com

3. http://lms.biblioclub.ru/