Рабочая программа дисциплины общая психология 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии, социальной работы и физической культуры

Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

_________________________________

«___»______________________2011 г.

Направление подготовки

030300 «Психология»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Сыктывкар

2011

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология» (квалификация «бакалавр»)

Автор: Жолковская Л.А., доц. каф. психологии СыктГУ

Рецензент:

Одобрена УМК

Протокол № 7 от « 17 » марта 2011 г.

Председатель УМК ___________________ /Жолковская Л.А./

  1. Цель дисциплины. Ознакомить с психологическими феноменами, категориями, методами изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиции существующих в отечественной и зарубежной науке подходов.
  2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина относится к профессиональному циклу (Б3.Б.1) базовой (общепрофессиональной) части. В первом семестре обучения данная дисциплина, по сути, является введением в общую психологию. К «входным» знаниям, умениям и готовностям вчерашнего абитуриента предъявляются следующие требования: умение выделять главное в тексте, способность длительное время удерживать внимание на научной речи и текстах, достаточно высокий уровень абстрактного мышления для усвоения большого количества отвлеченных понятий, высокая мотивация к обучению по специальности.
  3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.Все указанные ниже компетенции, учитывая место дисциплины в структуре основной образовательной программы, находятся в стадии формирования.
  • ОК-1 − способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии.

Компоненты компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.В науку она была введена в18 в. немецким ...

  • знать основные гуманистические ценности общества и принципы гуманизма;
  • уметь выделять в психологических теориях основные постулируемые ими ценности.
  • ОК-2 − способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии.

Компоненты компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • умение различать материалистический и идеалистический подходы к трактовке феномена психики;
  • умение различать биологический, физиологический и социальный аспекты психики.
  • ОК-3 − способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений.

Компоненты компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • умение читать и конспектировать оригинальные тексты по психологии.
  • ОК-4 − способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.

Компоненты компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • знать основные категории психологической науки;
  • различать объективные методы психологии, методы описательной (гуманистической) психологии и методы практической психологии.
  • ПК-9 способность и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики.

Компоненты компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • знание основных закономерностей функционирования и развития психики;
  • знание стихийных механизмов формирования личности;
  • знание сензитивных периодов в развитии способностей.
  • ПК-15 способность и готовность к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины в средних учебных заведениях.

Компоненты компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • умение излагать материал логично, последовательно, доступно;
  • умение публично выступать по заданной теме;
  • умение резюмировать по ходу и в конце публичного выступления.
  • ПК-20 способность и готовность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.

Компоненты компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • умение иллюстрировать трудные вопросы психологии примерами из обыденной жизни или из художественной литературы.

  1. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать

  • сущность таких фундаментальных понятий, как психика, сознание, поведение, деятельность, бессознательное, личность;
  • основные проблемы и подходы психологической науки;
  • историю развития взглядов на предмет психологии.

Уметь

  • читать и конспектировать оригинальные научные тексты (первоисточники);
  • научным языком освещать вопросы изучаемой дисциплины.

Владеть

  • научной терминологией в пределах данной дисциплины;
  • навыками публичного выступления.
  1. Структура и содержание дисциплины

Наименование разделов, тем

Формы текущего контроля по теме, разделу

Количество часов

по учебному плану

Максимальная нагрузка студ-тов (часов)

Аудиторная

нагрузка

Самостоятельная

работа

В том числе

лекции

семинар

  1. Общая характеристика психологии как науки.

Конспект

7

2

2

3

  1. Методы психологического познания человека.

Ответ на семинаре

5

2

3

  1. Представления древних о душе.

Конспект, словарь терминов

6

2

4

  1. Явления сознания как предмет психологии.

Конспект

9

1

2

6

  1. Поведение – предмет психологии. Бихевиоризм и категория действия.

Конспект

11

1

4

6

  1. Неосознаваемые процессы. Фрейдизм и категория мотивации.

Конспект, банк персоналий, словарь терминов

8

4

4

  1. Психологический анализ деятельности.

Конспект, диктант,

14

2

4

8

  1. Возникновение и развитие психики в процессе биологической эволюции.

Конспект

14

2

4

8

  1. Общественно-историческая природа психики человека. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

Конспект

14

2

4

8

  1. Понятия «индивид» и «личность». Личность и ее формирование. Способности.

Конспект, эссе

13

2

6

5

  1. Темперамент: поиск физиологических основ

Конспект, диктант

12

2

4

6

  1. Характер.

Конспект, банк персоналий, словарь терминов

8

2

2

4

Итого часов

121

18

38

65

Вид итогового

семестрового контроля

Экзамен

Семинарские занятия

  1. Общая характеристика психологии как науки (2 час.).
  • Описательная характеристика психических явлений; сферы проявления психической жизни человека (внутренний опыт; внешнее поведение неосознаваемое; психосоматика; материальная и духовная культура).
  • Житейская и научная психология. Отличия и взаимоотношения.
  • Научная психология и практика.

Литература

Основная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

  2. Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006.

Дополнительная

  1. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства?//Психология личности. Тексты. М, 1982 (с.208–215).

  2. Психология. Статья в БСЭ. Т.21.
  3. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни//Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1978 (с. 104–119).
  4. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти./Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979 (с. 195–206).
  5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. (с. 156-176, 177–187)
  1. Смена представлений о предмете психологии: представления древних о душе; психология сознания (4 час.).
  • Представления древних о душе: материалистические и идеалистические тенденции.
  • Смысл деятельности Сократа; ее значение для постановки психологических проблем.
  • Явления сознания как предмет психологии. Объективные и субъективные элементы сознания.
  • Понятие ассоциации и апперцепции. Объем сознания и объем внимания.
  • Соотношение предмета и метода в психологии сознания.

Литература

Основная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
  2. Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006.

Дополнительная

  1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976 (с. 11-22).

  2. Аристотель. Соч. в 4-х т. T.I. M., 1975 (с. 371–374, 394–396).
  3. Платон. Смерть Сократа//Психология личности. Тексты. М., 1982 (с.218–228).
  4. Платон. Соч. в 3 т. Т. 1,2. М., 1970. (Т.2 с. 64-68, 73-79, 96-114, 244-257)
  5. Вундт В. Введение в психологию//Хрестоматия по вниманию. М., 1976 (с.8–24).

  1. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Поведение как предмет психлогии (2 час.).
  • Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Дж. Локк и его понятие рефлексии. Аналитическая интроспекция: требования, понятие «ошибка стимула». Отличия: метод наблюдения – использование данных самонаблюдения.
  • Поведение – предмет психологии. Бихевиоризм. Отношение бихевиоризма к сознанию. Единицы психологического анализа. Теоретическая программа. Необихевиоризм.

Литература

Основная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

  2. Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006

Дополнительная

  1. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. М., 1960. (с.129–131, 140)

  2. Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта/Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
  3. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии. М., 1952.
  4. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека//Хрестоматия по истории психологии. М., 1980 (с.63–70).
  5. Уотсон Дж. Бихевиоризм/Хрестоматия по истории психологии. М., 1980 (с17–39, 34–45).

  1. Неосознаваемые процессы (4 час.).
  • Классификация неосознаваемых процессов.
  • Фрейд З. О природе бессознательного.
  • Методы психоанализа.

Литература

Основная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

  2. Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006

Дополнительная

  1. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций//Хрестоматия по истории психологии. М, 1980.

  2. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни//Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1978.
  1. Психологический анализ деятельности (4 час.).
  • Основные понятия и принципы. Операционально-технические аспекты деятельности.
  • Действия и цели. Операции. Психофизиологические функции.
  • Мотивационно-личностные аспекты деятельности.
  • Развитие мотивов.
  • Внутренняя деятельность. Деятельность и психические процессы. Теория деятельности и предмет психологии.

Литература.

Основная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

  2. Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006

Дополнительная

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. (с.73–114; 247–251; 265–290).
  2. Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции, личность//Психология личности. Тексты. М., 1982.
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. (с38–40; 269–275).
  4. А.Н. Леонтьев и современная психология/Под ред. А.В. Запорожца и др. М, 1983. (с.40–53, 128–139 – статьи Тихомирова O.K. и Давыдова В.В.).

  1. Возникновение и развитие психики в процессе биологической эволюции (4 час.).
  • Объективный критерий психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении чувствительности.
  • Раздражимость и чувствительность.
  • Стадии развития психики.
  • Основные особенности психики животных.

Литература.

Основная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

  2. Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006

Дополнительная

  1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. (с. 5-18; 40-52).

  2. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1980. (гл. 9-11).
  3. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976. (с.266-280).
  4. Тинберген Н. Поведение животных. Гл.6. М., 1980.
  1. Общественно-историческая природа психики человека и её развитие в онтогенезе (4 час.).
  • Проблема возникновения сознания человека. Роль труда и речи. Вопрос о природе психики человека.
  • Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
  • Строение высших психических функций.
  • Усвоение общественно-исторического опыта как генеральный путь онтогенеза человеческого индивида.

Литература.

Основная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

  2. Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006

Дополнительная

  1. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 т. М., 1982–1984 (Т.1, с.103–108); (Т.З, с.24–161).

  2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972 (с. 357–374, 375–379, 439–466).

  1. Понятия «индивид» и «личность». Личность и ее формирование. Способности (6 час.).
  • Понятия «индивид» и «личность», критерии сформировавшейся личности.
  • Формирование личности: генеральный путь; «первое» и «второе» рождение личности (по А.Н. Леонтьеву).
  • Стихийные механизмы формирования личности.
  • Самосознание и его функции.
  • Способности: определение, проблемы происхождения.
  • Механизмы формирования и развития способностей.

Литература.

Основная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

  2. Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006

Дополнительная

  1. Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности//Психология личности. Тексты. М, 1982.

  2. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка//Психология личности. Тексты. М., 1982.
  3. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка//Психология личности. Тексты. М., 1982.
  4. Лейтес Н.С. Одаренные дети//Психология проблемы индивидуальных различий в психологической концепции Хуана Уарте">индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. (с. 159–231).
  6. Леонтьев А.Н. Формирование личности//Психология личности. Тексты. М., 1982
  7. Маслоу А. Самоактуализация/Психология личности. Тексты. М., 1982.
  8. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности//Психология личности. Тексты. М, 1982.
  9. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и её жизненный путь//Психология личности. Тексты. М., 1982.
  10. Теплов Б.М. Способности и одаренность/Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  11. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия//Психология личности. Тексты. М, 1982.

  1. Темперамент (4 час.).
  • Определение и сферы применения.
  • Физиологическая ветвь учения о темпераменте.
  • Психологические описания – «портреты» темпераментов.
  • Учение о типах нервной системы. Эволюция взглядов на темперамент в школе И.П. Павлова.
  • Современное состояние проблемы темперамента.

Литература.

Основная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

  2. Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006

Дополнительная

  1. Кант И. О темпераменте//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

  2. Небылицин В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  3. Небылицин В.Д. Темперамент//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  4. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  5. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

  1. Характер (2 час.).
  • Общее представление и определение характера «в узком смысле».
  • Различные степени выраженности характера: психопатии и акцентуации.
  • Биологические предпосылки, прижизненное формирование характера.
  • Характер и личность.

Литература.

Основная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

  2. Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006

Дополнительная

  1. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

  2. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  3. Кречмер Э. Строение тела и характера//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  4. Лазурский А.Ф. Классификация личностей//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  5. Шелдон У. Анализ конституционных различий по биографическим данным //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  6. Юнг К. Психологические типы//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  1. Образовательные технологии:лекция, семинар, самостоятельная работа.
  2. Самостоятельная работа студентов.
  • Создание и ведение в течение семестра словаря научных терминов.

Контроль работы – проверка словаря перед первой и второй аттестациями семестра; проверка диктанта «Определение понятий».

  • Эссе «История поиска предмета психологии».

Контроль работы – проверка эссе.

Методические указания. Эссе − это литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции, выражающий индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендующий на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.

  • Подготовка кратких сообщений о личности и научной биографии выдающихся психологов.

Контроль работы – выступления на семинаре.

Методические указания − Степанов, С.С. Психология в лицах. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 384 с.

В. Вундт

с. 20 − 26

У. Джемс

с 32 − 38

Э. Торндайк

с. 38 − 44

Дж. Уотсон

с. 166 − 174

З. Фрейд

с. 74 − 89

Л.С. Выготский

с. 185 − 197

Л.И. Божович

с. 331 − 337

  • «Банк» персоналий на линии истории психологии.

Контроль работы – периодическая проверка накоплений в «банке».

  • Конспектирование литературы при подготовке к семинару (см. план семинаров).

Контроль работы – периодическое просматривание конспектов.

  • Подготовка к публичному выступлению на семинаре.

Контроль работы – оценивание выступлений на семинаре.

  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
  • Диктант «Определение понятий».

Методические указания − задание выполняется письменно. Преподаватель диктует понятия, студент пишет определения. Диктант проводится дважды в семестр.

Список понятий для диктанта №1

  • психические явления;
  • психологические факты;
  • сознание;
  • апперцепция;
  • рефлексия;
  • интроспекция;
  • поведение;
  • бихевиоризм;
  • необихевиоризм;
  • установка.

Список понятий для диктанта №2

  • деятельность;
  • цель;
  • операция;
  • задача;
  • мотив;
  • интериоризация;
  • раздражимость;
  • чувствительность;
  • потребность;
  • инстинкт;
  • облигатное научение;
  • факультативное научение.

  • Контрольные вопросы к дисциплине

ОК-1

способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии.

  1. Особенности психологии как науки. Место психологии в системе других наук.
  2. Представление Платона о взаимоотношениях души и тела.
  3. Этические следствия учения Сократа о душе.
  4. Психологическая теория деятельности: связь мотивов и личности.

ОК-2

способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии.

  1. Психология сознания как этап развития представлений о предмете психологии.
  2. Психология поведения как этап развития представлений о предмете психологии.
  3. Природа души: материалистические и идеалистические философские воззрения.
  4. Адаптивное значение психики (по А.Н. Северцову).
  5. Гипотеза о происхождении сознания: роль труда и речи.
  6. Культурно-историческая теория Л.C. Выготского.
  7. Психофизическая проблема: варианты ее решения.

ОК-3

способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений.

  1. Соотношение научной и житейской психологии.
  2. Метод интроспекции − главный метод психологии сознания.
  3. Метод интроспекции и использование данных самонаблюдения в современной психологии.

ОК-4

способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.

  1. Понятие о методе науки. Объективные методы в психологии.
  2. Методы практической и описательной (гуманитарной) психологии.

ПК-9

способность и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;

ПК-15

способность и готовность к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины в средних учебных заведениях;

ПК-20

способность и готовность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.

  1. Формы проявления психики: психические явления фундаментальное свойство; психологические факты.
  2. Классификация неосознаваемых процессов: неосознаваемые механизмы сознательных действий.
  3. Классификация неосознаваемых процессов: неосознаваемые побудители сознательных действий.
  4. Классификация неосознаваемых процессов: «надсознательные» процессы.
  5. Смена представлений о предмете психологии.
  6. Формы развития психологического познания: категории, принципы, проблемы. Понятие предмета и объекта науки.
  7. Свойства и феномены сознания (исследования В. Джемса и В. Вундта).
  8. Факты поведения − предмет бихевиоризма.
  9. Теоретическая и экспериментальная программа бихевиористов. Основная единица поведения.
  10. Необихевиоризм: понятие «промежуточной переменной».
  11. Бихевиоризм: критика «психологии сознания», требования объективного метода.
  12. Психологическая теория деятельности как материалистическое представление о психике.
  13. Психологическая теория деятельности: потребности, мотивы и цели деятельности.
  14. Психологическая теория деятельности: соотношение внешней и внутренней деятельности.
  15. Психологическая теория деятельности: развитие мотивов личности.
  16. Понятия «индивид» и «личность».
  17. Способности: определение, проблемы происхождения, механизмы развития.
  18. Определение понятия личность (в узком смысле).

    Критерии сформированной личности.

  19. Процесс формирования личности. Этапы формирования личности.
  20. Стихийные механизмы формирований личности: сдвиг мотива на цель.
  21. Стихийные механизмы формирования личности: идентификация.
  22. Стихийные механизмы формирования личности: принятие и освоение социальных ролей.
  23. Самосознание и его функции.
  24. Макроструктура деятельности. Принципы теории деятельности.
  25. Психологическая теория деятельности: действия и цели.
  26. Психологическая теория деятельности: уровень операций.
  27. Психологическая теория деятельности: уровень психологических функций.
  28. Психологическая теория деятельности: уровень особенных видов деятельности.
  29. Вопрос об объективном критерии психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении чувствительности.
  30. Процесс развития психики в филогенезе: стадии и уровни.
  31. Основные особенности психики животных: инстинкты, их механизмы; соотношение инстинкта и научения.
  32. Основные особенности психики животных: язык животных и общение; орудийная деятельность животных.
  33. Высшие психические функции человека: их строение, свойства, генезис.
  34. Понятие интериоризации.
  35. Темперамент: поиск физиологических основ темперамента, психологические описания.
  36. Эволюция учения о типах нервной системы. Современное состояние проблемы темперамента.
  37. Характер: определение; характер и личность; понятие места наименьшего сопротивления.
  38. Характер: психопатии и акцентуации; проблема «нормального» характера.

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Черо. 1996.
  2. Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006.

Дополнительная литература

  1. Общая психология: Учебник для вузов. Рек. УМО / Под ред. А. В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005.
  2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1995.
  3. Абрамова, Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов / Г.С.Абрамова. – М.: Академический Проект, 2002.
  4. Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности//Психология личности. Тексты. М, 1982.
  5. А.Н. Леонтьев и современная психология/Под ред. А.В. Запорожца и др. М, 1983. (с.40–53, 128–139 – статьи Тихомирова O.K. и Давыдова В.В.).
  6. Аристотель. Соч. в 4-х т. T.I. M., 1975 (с. 371–374, 394–396).
  7. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка//Психология личности. Тексты. М., 1982.
  8. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка//Психология личности. Тексты. М., 1982.
  9. Вундт В. Введение в психологию//Хрестоматия по вниманию. М., 1976 (с.8–24).
  10. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976 (с. 11-22).
  11. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  12. Зинченко В.П. Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности: живые противоречия и точки роста // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14 Психология. 1993. № 2. С. 41 – 51.
  13. Зинченко В.П. Последнее интервью // К.Е. Левитин. Личностью не рождаются. М., 1990. С. 80 – 90.
  14. Кант И. О темпераменте//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  15. Кречмер Э. Строение тела и характера//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  16. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  17. Лазурский А.Ф. Классификация личностей//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  18. Лейтес Н.С. Одаренные дети//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  19. Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. М., 1990.
  20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
  21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. (с38–40; 269–275).
  22. Леонтьев А.А.. Творческий путь Алексея Николаевича Леонтьева // А.Н.Леонтьев и современная психология. М., 1983. С. 6 – 39.
  23. Леонтьев А.Н. Формирование личности//Психология личности. Тексты. М., 1982
  24. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1980. (гл. 9-11).
  25. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти./Хрестоматия по общей пси-хологии. Психология памяти. М., 1979 (с. 195–206).

    Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. М., 1960. (с.129–131, 140)

  26. Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта/Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
  27. Маслоу А. Самоактуализация/ЛТсихология личности. Тексты. М., 1982.
  28. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности//Психология личности. Тексты. М, 1982.
  29. Небылицин В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии// Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  30. Небылицин В.Д. Темперамент//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  31. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства?//Психология личности. Тексты. М, 1982 (с.208–215).
  32. Петровский А.В. Психология о каждом из нас и каждый из нас психологии. М., 1996.
  33. Платон. Смерть Сократа//Психология личности. Тексты. М., 1982 (с.218–228).
  34. Платон. Соч. в 3 т. Т. 1,2. М., 1970. (Т.2 с. 64-68, 73-79, 96-114, 244-257)
  35. Психология. Статья в БСЭ. Т.21.
  36. Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,1982.
  37. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и её жизненный путь//Психология личности. Тексты. М., 1982.
  38. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.
  39. Степанов С.С. Психология в лицах. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  40. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии. М., 1952.
  41. Теплов Б.М. Способности и одаренность/ЛТсихология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  42. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  43. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  44. Тинберген Н. Поведение животных. Гл.6. М., 1980.
  45. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека//Хрестоматия по истории психологии. М., 1980 (с.63–70).
  46. Уотсон Дж. Бихевиоризм/УХрестоматия по истории психологии. М., 1980 (с17–39, 34–45).
  47. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976. (с.266-280).
  48. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия//Психология личности. Тексты. М, 1982.
  49. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций//Хрестоматия по истории психологии. М, 1980.
  50. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни//Хрестоматия по общей сихологии. Психология памяти. М., 1978 (с. 104–119).
  51. Цвейг С. Зигмунд Фрейд: Из биографической трилогии «Врачевание и психика». М., 1991.
  52. Шелдон У. Анализ конституционных различий по биографическим данным //Пси-хология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  53. Юнг К. Психологические типы//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
  • ноутбук;
  • видеопроектор.

Карта обеспеченности образовательными ресурсами

Дисциплины «Общая психология»

По направлению (специальности) 030300 «Психология»

Факультет психологии, социальной работы и физической культуры

Форма обучения очная

Блок дисциплин Б.3 профессиональный цикл, базовая часть.

Число студентов

Список литературы

Кол-во экземп.

Кол-во экземп. на 1 студента

40

Основная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: учеб. пособие для вузов. Доп. ГК СССР / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: ЧеРо, 1998. 336 с.
  2. Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006.

Дополнительная литература

  1. Общая психология: Учебник для вузов. Рек. УМО / Под ред. А. В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005.
  2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1995. 650 с.
  3. Абрамова, Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов / Г.С.Абрамова. – М.: Академический Проект, 2002. 496 с.

и др.

36

7

3

4

10

0,9

0,2

Составитель, доц. Жолковская Л.А.

Зав. кафедрой канд. психол. наук, доц. Разина Т.В.

Дата составления карты 11 марта 2011 г.

СОГЛАСОВАНО:

Представитель библиотеки СыктГУ__________________________________________(Ф.И.О)

«_______»______________________2011 г.

16