Рабочая программа «Психология»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

«Утверждаю»

Директор РИ (филиала)

АлтГУ

____________ К.Г. Анисимов

«_____» ____________ 2017г.

(для студентов отделения высшего профессионального образования по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление»)

Рубцовск 2017

Кафедра

—— менеджмента

Шифр и наименование дисциплины

—— психология

Статус дисциплины

——обязательная

Курс

—— 1

Специальности

——

Форма обучения

—— заочная, очно-заочная

Объём дисциплины

——

Зав. кафедрой менеджмента

____________ Машуков В.И.

Зам. директора по учебной работе

_____________ Жданова Е.А.

Автор: Черноусова У.Н., преподаватель кафедры психологии.

Содержание

1.1 Тематический план дисциплины «Психология» 4

1.2. Содержание учебной дисциплины (дидактические единицы) 11

1.3. Планы семинарских занятий 17

2. МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 23

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 26

4.1. Требования к аудиториям для проведения занятий 26

4.2. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся 26

4.3. Требования к специализированному оборудованию 26

4.4. Требования к программному обеспечению учебного процесса 26

1. Программа курса дисциплины

1.1 Тематический план дисциплины «Психология» Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им профессиональной деятельностью.

Дисциплина «Психология» занимает одно из главных мест в процессе подготовки студентов по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Она позволяет увидеть перспективы профессионального роста; помогает оценить собственные возможности; мотивирует на приобретение качественных знаний, умений и навыков; формирует профессионально-личностные качества студентов.

В программе дисциплины «Психология» рассмотрены вопросы, составляющие основу общетеоретических, методических и практических знаний в области психологии, приведены тематика лекционных и практических занятий по курсу, список основной и дополнительной литературы, методические рекомендации по усвоению дисциплины.

Цель курса способствовать:

— повышению общей и психолого-педагогической культуры,

— формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности,

— умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий;

— самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

Задачи курса:

— ознакомление с основными направлениями развития психологической науки;

— овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, общения и деятельности, образования и саморазвития;

— приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия;

— приобретение опыта учета индивидуально-психологических особенностей личности, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

Дисциплина «Психология» должна участвовать в формировании следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК)

— Стремление работать на благо общества (ОК-1);

— Знание законов развития природы, общества, мышления и умение применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4)

— Владением основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличие навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способность к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-8)

— Способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13)

б) профессиональных (ПК)

организационно-управленческая деятельность:

— Способность использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач (ПК-13);

коммуникативная деятельность:

— способность анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29);

— Способность выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении «обратной связи» в профессиональной деятельности (ПК-34).

Требования к уровню освоения содержания курса определяются государственным стандартом:

— знать основные категории и понятия психологической наук; — иметь представление о предмете и методе психологии, о месте психологии в системе наук и их основных отраслях; — знать основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологической науки; — иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения; — иметь представление о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности; Усвоение содержания данной Программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевой, деловой игры и др.

По окончанию курса предполагается зачетная форма контроля.

Тематический план дисциплины «Психология»(группа1214б)

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самост. работа студ.

Всего

Лекции

Лаборат. работы

Практ. работа семинары

ДЕ I (30 баллов)

Тема 1. Введение в общую психологию

16

6

4

2

10

Тема 2.

Мозг и психика

14

4

2

2

10

Тема 3.

Психология деятельности

14

4

2

2

10

Промежуточный контроль

Реферат

ДЕ II (35 баллов)

Тема 4. Психология личности и индивидуальности

20

10

6

4

10

Тема 5.

Психология самосознания

18

8

4

4

10

Промежуточный контроль

Словарный диктант

ДЕ III(35 баллов)

Тема 6. Психические процессы и состояния

26

16

8

8

10

Итоговый контроль

Экзамен

Итого (час.)

108

26

22

60

Тематический план дисциплины «Психология» (группа 1214зб)

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самост. работа студ.

Всего

Лекции

Лаборат. работы

Практ. работа семинары

ДЕ I (30 баллов)

Тема 1. Введение в общую психологию

18

2

2

16

Тема 2.

Мозг и психика

16

2

2

14

Тема 3.

Психология деятельности

14

2

2

12

Промежуточный контроль

Реферат

ДЕ II (35 баллов)

Тема 4. Психология личности и индивидуальности

22

4

2

2

18

Тема 5.

Психология самосознания

16

2

2

14

Промежуточный контроль

Словарный диктант

ДЕ III(35 баллов)

Тема 6. Психические процессы и состояния

22

4

2

2

18

Итоговый контроль

Экзамен

Итого (час.)

108

6

10

92

1.2. Содержание учебной дисциплины (дидактические единицы) де I

Тема 1. Введение в общую психологию

Аудиторное изучение: Место психологии в системе наук о человеке и обществе.

Понятие о психике, ее изменении и специфике. Ориентирующая и регулирующая функция психики. Особенности житейской, обыденной и научной психологии, роль кросскультурных факторов в специфике их проявлений.

Объект и предмет психологии. Краткая история формирования. Донаучная (интроспективная) психология. Ассоциативная психология. Становление научной психологии.

Особенности развития психологии на современном этапе. Основные подходы в зарубежной психологии: психоаналитический, бихевиорально-когнитивный, гештальт-психология, гуманистическая психология. Особенности развития отечественной психологии и ее становления на современном этапе.

Школа Л.С. Выготского. Школа С.Л. Рубинштейна. Школа Б.Г. Ананьева.

Психические явления и психологические факты. Классификация психологических фактов: психические процессы, психические состояния, психические свойства, их определения и примеры.

Структура современной психологии, основные отрасли, их классификация. Общая психология. Научная и практическая психология.

Проблема метода в психологии и методы современной психологии. Их классификация и назначение. Интроспекция как метод исследования. Его возможности и ограничения. Наблюдение, тест, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности как психологические методы. Психологический эксперимент, его виды..

Самостоятельное изучение: Психология предпринимательской деятельности, этика и психология делового общения. Значение психологического знания для экономики, образования, культуры, охраны здоровья людей, организации социального взаимодействия и др. Психологические аспекты социальной практики. Психология и социология. Психология и социальная работа. Психология и маркетинг. Психология и имиджеология, психология и политика. Специфика психологического знания и его использования в практической деятельности специалистами различного профиля.

Общее понятие о психометрике. Сравнительно-генетический, сравнительно-патологический, клинический методы в психологии. Методы моделирования и проектирования в психологии. Основные требования к организации и применению.

Методы научного исследования, методы психодиагностики, методы психологического консультирования, методы психокоррекции и другое применение математических, статистических методов в психологии. Использование в психологии компьютерных технологий.

Тема 2.Мозг и психика

Аудиторное изучение: Краткая историческая справка об исследовании мозговой локализации психики. Теории узкого и широкого локализационизма.

Основные методы исследования мозговой организации психики: раздражения, экстирпации, разрушения.

Концептуальные основания исследования соотношений мозга и психики. Теории П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Е.Н. Соколова

Современные представления о психических функциях. Теория динамической локализации психических функций А.Р. Лурия.

Мозг. Стратегия полушарий или межполушарная асимметрия. Понятие о ведущем (доминирующем) полушарии. Асимметрия мозга и психические процессы, аcимметрия мозга и когнитивные стили. Межполушарная аcимметрия и индивидуальный подход.

Самостоятельное изучение: Сравнительный анализ психики человека и животных. Развитие психики человека. Истоки психики.

Особенности психики «левополушарных» людей.

Тема 3. Психология деятельности

Аудиторное изучение: Поведение человека и деятельность. Понятие о деятельности как совокупности внешней и внутренней активности человека, направленной на достижение сознательно поставленной цели. Активность. Жизнедеятельность. Деятельность.

Внутренние и внешние компоненты деятельности, их взаимосвязь и взаимопереходы. Предметная деятельность. Практическая деятельность как исходная и основная деятельность человека. Ориентировочная, исполнительская, индивидуальная, совместная, творческая и нетворческая деятельность человека. Субъект и объект деятельности.

Структура психической деятельности.

Действие как структурная единица деятельности. Навыки и умения. Привычка как один из способов реализации деятельности, ставших потребностью.

Основные виды деятельности: игра, учеба, труд. Общение. Понятие об основной деятельности.

Самостоятельное изучение Потребностно–мотивационный, ориентировочный, исполнительский компоненты деятельности. Сличение целей и результатов деятельности. Психологические механизмы возникновения новых деятельностей. Цели и мотивы деятельности. Стиль деятельности. Деятельность и психические процессы. Деятельность и личность. Виды действий. Способы выполнения действий. Операции. Психологические условия эффективного формирования навыков и умений. Двигательный состав деятельности

ДЕ II

Тема 4. Психология личности и индивидуальности.

Аудиторное изучение: Понятие личности в психологии. Проблема соотношения понятий индивид, индивидуальность, личность. Многозначность понимания личности в современной психологии. Структура личности.

Мотивация личности. Потребности личности. Виды и классификации потребностей в психологии. Понятие о мотиве. Роль и специфика мотивации в учебной и трудовой деятельности. Мотивы достижений, общения, аффиляции, власти.

Развитие личности. Жизненный путь личности. Психологическое время личности и ее жизненные стратегии.

Психология темперамента. Структура темперамента. Учение Павлова о влиянии ЦНС на динамические особенности поведения. Показатели темперамента физиологические и психологические. Тип высшей нервной деятельности и тип темперамента. Проблема типологии темперамента. Типология темперамента Юнга. Психологические характеристики типов темперамента по Я. Стреляу и Г. Айзенку. Характеристика сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического типов.

Психология характера. Понятие, сущность и структура характера. Условия формирования характера. Соотношение характера и темперамента. Общие свойства характера. Типология характера. Характерология К.Г. Юнга, Э. Кречмера. Социальные типы по Э. Фромму. Понятие акцентуации характера. Типы акцентуаций по А.Е. Личко, К. Леонгарду.

Психология способностей. Понятие способности. Структура способности. Способности и задатки. Уровни развития способности.

Методы и методики изучения и оценки способностей.

Самостоятельное изучение: Роль социализации в развитии личности. Социальные условия развития личности. Движущие силы, условия и механизмы развития личности. Основные теории личности. Психологический анализ личности в патопсихологии. Личность и агрессия. Личность и риск. Личность и образование. Личность и культура. Личность и профессия. Особенности личностных проявлений в экстремальных (кризисных) ситуациях. Типичные отклонения в развитии мотивации человека. Эмоции и мотивация. Самосознание личности и мотивация. Проявление темперамента в деятельности. Проявление характера в деятельности и общении. Проблемы и факторы формирования характера. Характер и личность. Психологические условия развития способности. Способности и деятельность. Взаимосвязь темперамента, характера, способностей.

Тема 5. Психология самосознания

Аудиторное изучение: Самосознание человека. Самосознание человека как психический процесс восприятия себя в различных ситуациях. Основные функциональные компоненты самосознания. Роль Я-концепции в структуре личности: значение Я-концепции, подход к проблеме Я-концепции в различных психологических теориях. Структура образа Я в современной психологии.

Самостоятельное изучение: Рефлексия личности. Самопознание, саморазвитие, самовоспитание. Самопознание как компонент самосознания. Самопознание и самооценка. Рефлексия как осознание субъектом средств собственной активности. Самосознание и когнитивный диссонанс. Самосознание и каузальная атрибуция. Самосознание и конгруэнтность. Саморазвитие. Самовоспитание.

ДЕ III

Тема 6. Психические процессы и состояния.

Аудиторное изучение:

Чувственные формы освоения действительности. Понятие ощущения. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация ощущений. Экстероцептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и «неспецифические» ощущения. Особенности ощущений. Основные методы количественного измерения ощущений. Понятие порогов ощущений, их виды. Компенсация ощущений, ее механизмы. Особенности ощущений при сенсорных поражениях или депривациях. Восприятие. Избирательность восприятия. Восприятия пространства и времени. Иллюзии. Наблюдательность и степень восприимчивости. Объем восприятия.

Понятие внимания как психического процесса. Интенсивность, устойчивость, объем, переключение внимания. Представление. Виды внимания. Функции внимания. Патология внимания.

Память как особая составляющая познавательного процесса, ее функции. Запоминание, хранение информации, узнавание, воспоминание, забывание. Виды памяти. Классификация видов памяти по различным критериям: длительности хранения информации, объему, способам переработки, значимости и др. Кратковременная память. Объем КВП, ДВП и единицы информации. Кодирование информации КВП. Долговременная память: структура и хранение. Сверхдолговременная память. Оперативная память.

Общая характеристика воображения. Виды воображения. Непосредственное и произвольное воображение. Репродуктивное (воссоздающее) и творческое воображение. Основные формы воображения. Фантазия, мечта. Галлюцинации. Характеристика приемов воображения: агглютинации, схематизации, акцентирования и др.

Мышление как высшая форма познания. Особенности мыслительной деятельности. Мышление как аналитико-синтетическая деятельность. Мышление как процесс решения задач. Эвристический подход к мышлению. Характеристика основных мыслительных операций. Формирование понятий.

Виды мышления. Конкретно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактное (логическое) мышление. Индивидуальные особенности мышления. Обучаемость и ее психологическая характеристика. Основные качества ума и особенности их проявления в познавательной деятельности. Человеческий интеллект. Проблема определения.

Состояние как психическое явление. Определение, структура и функции психического состояния. Классификация психических состояний. Состояния сознания: бодрствование, сон, кома Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. Психические состояния с преобладанием компонента психики человека. Психология эмоциональных явлений. Особенности эмоциональных явлений в структуре психики. Эмоциональные реакции (радость, страх, удивление и др.).

Определение эмоций, психологические функции, психофизиологические механизмы. Теории эмоций. Эмоциональные состояния Общая характеристика. Частные формы эмоциональных состояний: настроение, аффективные состояния, стресс, экстресс, дистресс, фрустрация, депривация, тревожность, страсть и другие.

Психология стресса.

Самостоятельное изучение: Социальный интеллект: социальное сознание и социальное познание. Взаимодействие ощущений. Формирование внимания. Формы, методы, приемы и способы эффективной организации работы памяти. Условия рационального запоминания. Повторение и его обеспечение. Мнемотехнические приемы запоминания. Тренировка памяти, ее способы и организация. Роль воображения в развитии мышления. Воображение и личность. Нарушения речи и их психологические последствия Речь. Язык и речь. Речь и мышление. Функции речи. Виды речи. Экспрессивная и импрессивная речь. Внутренняя речь.

Роль сновидений в жизни человека (А.А. Борбели, В.С. Ротенберг, В.Н. Касаткин).

Понятие экстравертированного и интровертированного сознания Континуум сознания. (Ж. Годфруа).

Изменённые состояния сознания: гипноз, медитация, ребефинг, транс. Состояния сознания при психических нарушениях. Состояния сознания, вызванные принятием химических веществ. Установки сознания. Трансперсональная психология (С. Гроф).

Физиология и психология состояний.

Психофизиологические механизмы внимания. Психические состояния внешней и внутренней сосредоточенности внимания. Связь внимания с эмоциями, волей, мотивацией. Развитие, управление и тренировка внимания (П.Я. Гоноболин, Н.Ф. Добрынин).

Эмоциональные отношения как высшие эмоциональные проявления личности. Эмоционально окрашенные потребности и высшие чувства человека. Психологическая проблема их классификации. Психологические условия развития и проявление высших чувств личности в реальной жизнедеятельности.

Структура и уровни регуляции человеком психических состояний. Саморегуляция (Х. Линдеман, В.Л. Марищук, Г.С. Никифоров, В.Н. Панкратов, Г. Селье, С. Смайлс).

1.3. Планы семинарских занятий

Тема 1. Введение в общую психологию

  1. Донаучная (интроспективная) психология.
  2. Ассоциативная психология.
  3. Становление научной психологии
  4. Представления о предмете психологии в основных ее направлениях: психоаналитическом, бихевиоральном, когнитивном, гештальтпсихологическом, гуманистическом
  5. Основные научные школы отечественной психологии:

— школа Л.С. Выготского,

— школа С.Л. Рубинштейна,

— школа Б.Г. Ананьева,

— школа А.Н. Леонтьева

  1. Психология и ее связь с другими науками
  2. Классификации методов психологии

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. Лекция 1
  2. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1996. Ч. 1. Гл. 1, 2, 3
  3. Немов Р.С. Психология. М., 1997. Ч.1. с. 6-16, 91-144.
  4. Психология / ред. А.А. Крылов. М., 2001. (Введение).
  5. Рубинштейн С.Л. Общая психология. М., 1999. Гл. 1, 3.
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1996. Гл. 1.

Тема 2. Мозг и психика

  1. Краткая историческая справка об исследовании мозговой локализации психики. Теории узкого и широкого локализационизма
  2. Современные представления о психических функциях. Теория динамической локализации психических функций А.Р. Лурия.
  3. Особенности психики при локальных поражениях головного мозга
  4. Стратегия полушарий или межполушарная асимметрия.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. Лекции 9, 10.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Ч. 2. Гл. 10. Приложения 1, 2.
  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  4. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М. 1994. Диалоги 6, 8, 12.
  5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1997. С. 38–55, 55–68.

Хрестоматия по нейропсихологии. М., 1990.

Тема 3 Психология деятельности

  1. Понятие о деятельности как совокупности внешней и внутренней активности человека.
  2. Активность. Жизнедеятельность. Деятельность.
  3. Структура психической деятельности.
  4. Привычка как один из способов реализации деятельности, ставших потребностью.
  5. Основные виды деятельности: игра, учеба, труд. Общение. Понятие об основной деятельности.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию М.,1996. Лекции 7, 8.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1976. С. 73–89, 94–123.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.
  4. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1994. Гл. 11.

Тема 4. Психология личности и индивидуальности

Занятие №1

  1. Проблема соотношения понятий индивид, индивидуальность, личность.
  2. Мотив и мотивация личности. Мотивы достижений, общения, аффиляции, власти.
  3. Жизненный путь личности. Психологическое время личности и ее жизненные стратегии.

Литература:

  1. Бондарчук Е.И. Основы психологии и педагогики, 2002.
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2002.
  4. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М., 1997. – Кн. 1. С. 394-424.
  5. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост.и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – 480с.

Занятие №2

  1. Структура темперамента. Типология темперамента
  2. Понятие, сущность и структура характера. Типология характера.
  3. Понятие акцентуации характера. Типы акцентуаций.
  4. Диагностика мотивации, темперамента, характера, способностей личности.

Литература:

  1. Бондарчук Е.И. Основы психологии и педагогики, 2002.
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2002.
  4. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М., 1997. – Кн. 1. С. 394-424.
  5. Русалов В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №6.
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – С. 287-384.
  7. Тертель А. Л. Т35 Психология. Курс лекций : учеб. пособие. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006
  8. Цылев В. Об условиях, влияющих на становление характера. \\ Вопросы психологии. – 2001, №5. — С. 128-135.
  9. Юнг К. Психологические типы. \ Пер. с нем. – М., 1998.

Тема 5. Психология самосознания

Занятие №1

  1. Структура самосознания в психологии
  2. Основные функциональные компоненты самосознания
  3. Понятие Я-концепции и её значение
  4. Понятие Образ Я

Занятие №2

Методы исследования локус –контроля

Упражнение «Путешествие во времени»

Литература:

  1. Андрева Г.М. Психология социального познания. – М., 1997. – 239с.
  2. Психология самосознания : Хрестоматия/ Ред. –сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Барах-М.2003- 672с.
  3. Психология самосознания: учебное пособие для вузов / Авт.сост. Т.Г. Вокова. – Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2008. – 296с.

Тема 6. Психические процессы и состояния

Семинарское занятие –1 ч

Занятие №1

  1. Сенсорно-перцептивные психические процессы – ощущение (Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация анализаторов и ощущений)
  2. Сенсорно-перцептивные психические процессы – ощущение (Явление адаптации в различных модальностях. Понятие о сенсибилизации и синестезиях ощущений)
  3. Сенсорно-перцептивные психические процессы – восприятие (Основные свойства восприятия, классификация. Иллюзии восприятия.)
  4. Воображение как преобразовательный процесс. Виды воображения
  5. Мышление: виды, формы, мыслительные операции

Занятие №2

  1. Виды памяти. Классификация видов памяти по различным критериям
  2. Основные процессы памяти.
  3. Понятие интеллекта. Модели интеллекта. Структура интеллекта.
  4. Оценка интеллекта. «Коэффициент интеллектуальности» (IQ) как показатель умственного развития.

Занятие №3

  1. Внимание: функции внимания, основные свойства внимания, виды внимания
  2. Воля как психический процесс, волевая регуляция как произвольное изменение побуждения к деятельности.
  3. Диагностика уровня развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.

Занятие №4

  1. Частные формы эмоциональных состояний: настроение, аффективные состояния, , фрустрация, депривация, тревожность, страсть и другие.
  2. Понятие о стрессе; эвстресс, дистресс.
  3. Состояния сознания: бодрствование, сон, кома.

Литература:

  1. Аткинсон А. Введение в психологию, 2000
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
  3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии М., 2000
  4. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.
  5. Нейфак А. Интеллект: проблемы, проблемы…\\ Знание-сила. – 1996, №9. – С. 38-47.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2002.
  7. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.,1997 г. — Книга 1. С. 145-335.
  8. Основы психологии: Практикум. / Ред.- сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону, 2001 г. – С. 85-90, 153-158.
  9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997.
  10. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
  11. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.
  12. Фримен Д. Как насчет IQ? : о коэффициенте интеллекта. \\ Семья и школа. – 1996, №7. – С. 4-7.

.

2. Материалы к промежуточному и итоговому контролю Вопросы зачету/ экзамену. (Психология)

  1. Психология как наука. Объект и предмет психологии.
  2. Предмет и объект психологии с позиций различных психологических направлений: бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая психология, гештальтпсихология
  3. Психика человека, ее функции. Сознательное, неосознаваемое, бессознательное в психике человека.
  4. Сравнительный анализ психики человека и животных.
  5. Психические явления и психологические факты. Классификация психологических фактов.
  6. Общие и специальные методы исследований в психологии.
  7. Структура современной психологии, основные отрасли, их классификация.
  8. Характеристика основных этапов становления психологического знания.
  9. Особенности развития отечественной психологии и ее становления на современном этапе.
  10. Психика и особенности строения мозга.
  11. Основные методы исследования мозговой организации психики.
  12. Теория динамической локализации психических функций А.Р. Лурия.
  13. Стратегия полушарий или межполушарная асимметрия.
  14. Понятие ощущения. Классификация ощущений: экстероцептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и «неспецифические» ощущения.
  15. Понятие порогов ощущений, их виды.
  16. Сущность и основные качества восприятия.
  17. Понятие внимания как психического процесса. Свойства и виды внимания.
  18. Память, ее свойства и функции.
  19. Классификация видов памяти по различным критериям: длительности хранения информации, объему, способам переработки, значимости и др.
  20. Формы, методы, приемы и способы эффективной организации работы памяти.
  21. Общая характеристика воображения. Виды и формы воображения.
  22. Роль воображения в развитии мышления.
  23. Мышление и его формы. Характеристика основных мыслительных операций.
  24. Виды мышления.
  25. Интеллект и интеллектуальные способности. Оценка интеллекта.
  26. Речь и мышление. Функции и виды речи.
  27. Понятие личности в психологии. Проблема соотношения понятий индивид, индивидуальность, личность.
  28. Потребности и мотивы.
  29. Темперамент и его структура.
  30. Проблема типологии темперамента. Характеристика сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического типов.
  31. Понятие, сущность и структура характера.
  32. Типология характера: характерология К.Г. Юнга, Э. Кречмера, социальные типы по Э. Фромму.
  33. Акцентуация характера. Типы акцентуаций по А.Е. Личко, К. Леонгарду.
  34. Понятие способности. Структура способности. Уровни развития способности.
  35. Жизненный путь личности.
  36. Психологическое время личности и ее жизненные стратегии
  37. Понятие о деятельности как совокупности внешней и внутренней активности человека.
  38. Основные виды деятельности: игра, учеба, труд. Общение. Понятие об основной деятельности.
  39. Структура самосознания в психологии
  40. Основные функциональные компоненты самосознания
  41. Понятие Я-концепции и её значение
  42. Понятие Образ Я

3. Методические рекомендации к курсу

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

  1. Обязательное посещение лекционных занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
  2. При подготовке к семинарским занятиям следует особый акцент делать на самостоятельное изучение основной литературы, однако это не означает, что студентом может быть полностью проигнорирована дополнительная литература.

При работе со списком основной литературы и подготовкой доклада студенту рекомендуется:

  • составить план материала,
  • при изложении материала стремиться воспроизвести содержание простым и понятным языком, чтобы коллеги могли также «ощутить компетентность» по данному вопросу
  • подготовить примеры «из жизни» для иллюстрации ключевых положений доклада
  • время доклада или выступления – 5-6 минут
  • после доклада предполагается время для уточнения возможных неточностей в изложении (вопросы задаются и студентами и преподавателем)
  • Рекомендуется использование наглядности при изложении (таблицы, графики)
  • Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.

3. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение семинарских и практических занятий.

Список основной и дополнительной литературы составлен на основе фондов центральной городской библиотеки, библиотеки Рубцовского института (филиала) АлтГУ, интернет-ресурсов.

4. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

4.1. Требования к аудиториям для проведения занятий

Стандартно оборудованные лекционные аудитории

4.2. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся

Видеопроектор, переносной экран.

4.3. Требования к специализированному оборудованию

4.4. Требования к программному обеспечению учебного процесса

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Список основной рекомендуемой литературы:

  1. Андреева Г.М.. Социальная психология. — М., 1994. – С. 69-137.ъ
  2. Аткинсон А. Введение в психологию, 2000
  3. Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие. – СПб, 1999.
  4. Андерсон Дж. Когнитивная психология. – СПб, Питер, 2002.
  5. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности. – М., 2001.
  6. Бондарчук Е.И. Основы психологии и педагогики, 2002.
  7. Большой психологический словарь\Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М., 2005.
  8. Гальперин П.Я., А.Н. Ждан А.Н. История психологии: XX в. — М., Екатеринбург, 2003.
  9. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 тт. – М., 1999 г.
  10. Гудвин Дж. Исследования в психологии: методы и планирование. -СПб: Питер, 2004.
  11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
  12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.
  13. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-ва Ж42 МГУ, 1990
  14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб: Питер, 2004.
  15. Квасков В.Д. Роль общения в деятельности человека. \\ Социально-политический журнал. – 1996, №3. – С. 224-234.
  16. Клеберг Ю.А. Психология девиантного поведения: уч. пособие. – М., 2001.
  17. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб: Питер, 2005.
  18. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: учебное пособие. – М: Аспект Пресс, 2001.
  19. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избранные психологические труды. – М., Воронеж, 2001.
  20. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2001.
  21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1987 г.
  22. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1999. – С. 108-234.6
  23. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие. – М., 1998.
  24. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.
  25. Мокшануев Р.И. Психология переговоров. Учебное пособие. – М., Новосибирск. – 2002.
  26. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2002.
  27. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М., 1997 г.
  28. Нейфак А. Интеллект: проблемы, проблемы…\\ Знание-сила. – 1996, №9. – С. 38-47.
  29. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М., 2003.
  30. Первин Л, Джон О. Психология личности: теория и исследования. \ Пер. с англ. – СПб: Лениздат, 1992.
  31. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2 тт. – Ростов-на-Дону, 1996.
  32. Психология и педагогика. \ Под редакцией А.А. Радугина. – М, 2000
  33. Психология личности. Т.1 – Самара, 2004.
  34. Психология личности. Т.2 – Самара, 2004.
  35. Психология личности в трудах зарубежных психологов \ Состав. Реана А.А. – СПб, Питер, 2000.
  36. Психология мотивации и эмоций. \ Под ред. Ю.Б. Гинненреттера, М.В. Фаликман. Хрестоматия. — М., 2002.
  37. Психология развития: уч. для вузов. \ Под ред. Т.Д. Марцинковской – М., 2005.
  38. Психология самосознания: учебное пособие для вузов / Авт. – сост. Т.Г. Волкова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008 – 296с.
  39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Изд-во «Питер», 1999 г.
  40. Русалов В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №6.
  41. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002.
  42. 4Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2000.
  43. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001
  44. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология: онтогенез и дезонтогенез. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
  45. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
  46. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  47. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М., 1999.
  48. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.
  49. Тертель А. Л. Т35 Психология. Курс лекций : учеб. пособие. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006
  50. Цылев В. Об условиях, влияющих на становление характера. \\ Вопросы психологии. – 2001, №5. — С. 128-135.
  51. Юнг К. Психологические типы. \ Пер. с нем. – М., 1998.

Список дополнительной литературы:

  1. Айзенк Г. Универсальные тесты профессора Айзенка. – СПб, 1996.
  2. Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. — М., 1991.
  3. Алякринский Б.С. Беседы о самовоспитании. – М., 1977.
  4. Аминов И.И. Психология делового общения. – М.,- Л., 2005.
  5. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности. — М., 1988.
  6. Бардин С.М. Учитесь властвовать собой. – М., 1976.
  7. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология. -Ростов-на-Дону, 2003. — С.11-52.
  8. Волков Б.С. Методология и методы психологических исследований. – М., 2005.
  9. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М., 1983.
  10. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное. Собр. трудов. – М., 2002.
  11. Выготский Л.С. Психология. — М., 2000.
  12. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976.
  13. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. — М.: Медицина, 1980.
  14. Дерябо С. Феномен субьективного восприятия природных объектов. \\ Вопросы психологии. – 2002, №1. – С. 45-59.
  15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб, Питер, 2000
  16. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. \ Под ред. З.И. Васильевой. — М., 2001.
  17. Карпов А.В. Психология менеджмента. Уч. пос. – М., 2005.
  18. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. — Изд-во «Питер», 2004.
  19. Коломинский Я.Л. Воспитай себя. – М., 1981.
  20. Конфисахор А.Г. Психология власти. – СПб, Питер, 2004.
  21. Кроль В.М. Психология и педагогика: Уч. пос. – М., 2004.
  22. Кречмер Э. Строение тела и характер. \ Пер. с нем. – М., Политиздат, 1968.
  23. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1965.
  24. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подросткав. — Л.: Медицина, 1983.
  25. Львов М.Р. Речевое развитие человека. \\ Начальная школа. – 2000, № 1, 5, 6.
  26. Масляев О.И. Психология личности. – Д: Сталкер, 1997.
  27. Менегетти А. Психология лидера. \ Онтопсихология. – М., 2002.
  28. Мокшануев Р.И. Психология переговоров: Уч. пособие. – М., — Н., 2002.
  29. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб, Питер, 2002.
  30. Память: проблемы памяти и забывчивости: эффект ложной памяти (дежа вю) \\ Здоровье. – 2002, №3 – С. 14-27.
  31. Пейо Ж. Самовоспитание воли (человек и его возможности).

    \\ Студенческий меридиан. – 1996, №10. – С. 13-19.

  32. Практическая психология для менеджера. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
  33. Практический интеллект. \ Р.Дж. Стернберг и др. – СПб: Питер, 2002.
  34. Практическая психология для менеджера. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
  35. Психология влияния \ Морозова А.В. – СПб, Питер, 2001. Хрестоматия.
  36. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.
  37. Современная зарубежная психология. – М.: МГУ, 1984.
  38. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1995.
  39. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб, Питер, 2002.

30