Психологические методы поддержки детей группы-риска

СОДЕРЖАНИЕ

С.

ВВЕДЕНИЕ 3

I Теоретический анализ особенностей формирования «группы риска» 5

в образовательных учреждениях

1.1 Понятие о «группе риска» в школе 5

1.2 Факторы и причины возникновения категории детей «группы риска» 8

II Организация психолого-педагогического взаимодействия для 11

обеспечения работы с учащимися «группы риска»

2.1 Психолого-педагогическая деятельность с детьми «группы риска» 11

2.2 Технологии работы с детьми «группы риска» 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Воспитание детей — огромный труд, который, прежде всего, ложиться на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок находится в семье. Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек) тогда тоже очень не просто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо.

Среди миллионов детей и подростков — жизнедеятельных и целеустремленных — встречаются те, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Осложнение социально-экономических условий жизни населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обострили проблему «дети группы риска». Принадлежность детей к группе риска обусловлена различной неблагоприятной этиологией, т. е. имеет разные социальные корни. Это категория детей, в силу определенных причин своей жизни, более других категории подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

12 стр., 5901 слов

Профессионально-этические основы социальной работы с детьми группы риска

... с каждым годом растет число социально дезадаптированных детей, относимых нами к категории детей группы риска. Дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни ... Ш. Рассмотрим основные проблемы детей группы риска. Одной из острейших проблем детей, относимых к группе риска является неблагоприятная, асоциальная обстановка в семье. Пьющие родители, которые ...

Степень разработанности темы исследования. При анализе психолого-педагогической литературы нами было выявлено, что большое внимание изучению детей группы риска уделяли такие ученые, как Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева, Л.В. Мардахаев .

Е.И. Казакова определила основные группы факторов группы риска. Над этой же проблемой работала и В.Е. Летунова. Т.И.Шульга рассматривала смысл жизни детей группы риска. Адаптацией данной категории детей занималась И.М. Осмоловская и др.

Проблеме реабилитационно — воспитательной работы в детском интернатном учреждении уделял внимание В. Морозов, О.И. Евстешина и др.

Большой вклад в углубленную разработку теоретических положений рассматриваемой нами проблемы внесли М.А. Галагузова, Ю.В. Василькова, О.А.Селиванова, С.А.Беличева, Б.А. Куган, В.В. Фалько, Т.А. Шишковец и др.

Объектом исследования выступает дети «группы риска».

Предметом исследования является процесс социально — педагогической работы с детьми относящихся к «группе риска».

Основная цель работы заключается в исследовании психологических методов поддержки детей «группы риска».

Задачи исследования:

— изучить основные понятия о «группе риска» в школе;

— выявить факторы и причины возникновения категорий детей «группы риска»;

— описать психолого-педагогическую деятельность с детьми «группы риска»;

5 стр., 2022 слов

40. Искаженное психическое развитие: определение, этиология, структура дефекта, 4 группы детей с аутизмом

... мозга, преимущественно левого полушария, в том числе речевых зон. Четыре группы детей с аутизмом в зависимости от интенсивности поражения аффективной сферы: 1 ... сенсорно-перцептивной сфере – проблемы развития сенсорной сферы у детей с аутизмом разделяются на две группы: Гиперчувствительность – это повышенная чувствительность вплоть до непереносимости ...

— определить психологические методы поддержки детей «группы риска».

Методологической основой исследования является учение Е. В. Змановской о психологии отклоняющегося поведения, Р. В. Овчаровой о социально-педагогической запущенности детей, Л. Я. Олифиренко о социально-педагогической поддержки детей группы риска.

Область применения. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе по дисциплине «Психология социально-правовой деятельности».

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав заключения, библиографического списка.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ «ГРУППЫ РИСКА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1 Понятие о «группе риска» в школе

Понятие дети «группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Такова схема работы с ребенком или группой в упрощенном варианте. К разрешению проблем детей возможно привлечение специалистов различного уровня и соответствующих организации.

10 стр., 4571 слов

НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ЖИЗНЕННОГО РИСКА ДЕТЕЙ

Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ ... рассматривает семью в процессе материального накопления и потребления; психология видит свой предмет в анализе внутрисемейных отношений; демография ... и нравственных ценностей. Создание учебных телевизионных программ для детей и подростков по предметам учебного плана. 9. Недостаточное развитие ...

На основе анализа научной литературы мы выделяем следующие психологические методы поддержки детей «группы риска».

Во-первых, дети «группы риска» это дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к разного рода негативным последствиям психологического и социального характера.

Во-вторых, проживание в асоциальных семьях приводит к снижению у детей эмпатии — способности понимать других и сочувствовать им, а некоторых случаях к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.

В-третьих, психологическое консультирование направлено на решение различных личностных проблем детей «группы риска», организация консультирования предполагает изменение личностного смысла различных проблемных ситуаций в сознании ребенка и изменение жизненной стратегии в контексте их решения.

В-четвертых, можно сделать вывод что, регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I Нормативные правовые акты

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 1. — Ст. 16.

II Книги

2. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска»: учебное пособие / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. — М.: Академия, 2013. — 256 с.

22 стр., 10893 слов

Психологический практикум учебное пособие для студентов всех форм обучения

... . Порхачева. – Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2009. – 108с. В учебном пособии содержится комплекс психодиагностических методик, обеспечивающих возможность самостоятельного изучения особенностей когнитивных ... . Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: ПИТЕР, 2005. 10. Практикум по психологии [Текст] /Под ред. А.Н Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2003. 11 ...

3. Смирнов, С. А. Педагогика: учебник / С. А. Смирнов. — М.: Проспект, 2012. — 279 с.

4. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие / Шакурова, М. В. М.: Академия, 2014. — 272 с.

5. Панфилова, А. П. Теория и практика общения: учебное пособие / А. П. Панфилова. М.: Академия, 2013. — 288 с.

6. Мухина, В. С. Возрастная психология: учебное пособие / В. С. Мухина. М.: Проспект, 2012. — 422 с.

7. Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога: учебное пособие / Т. А. Шишковец. М.: ВАКО, 2014. — 209 с.

8. Авдеева, Н. Н. Психология: учебник / Н. Н. Авдеева. — М.: Проспект, 2013. — 300 с.

9. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска»: учебное пособие / С. А. Беличева. — М.: Академия, 2014 — 282 с.

10. Алмазов, Б. Н. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н.Н. Бессонова.- М.: Академия, 2015. — 300 с.

11. Крылов, А.А. Психология: учебник / А.А. Крылов. — М.: Проспект, 2014. — 196 с.

12. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. — М.: МГУ, 2013. — 200 с.

13. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2001. — 56 с.

14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2000. — 201 с.

15. Аверин, В.А. Психология личности: учебное пособие / В.А. Аверин. — СПб.: Питер, 2001. — 47 с.

16. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография / Л.И. Божович. — СПб.: Питер, 1968. — 141 с.

17. Джемс, У. Психология.: учебник / У. Джемс. — М.: Педагогика, 1991. — 369 с.

18. Капрара, Дж. Психология личности / Дж. Капрара. — Спб.: Питер, 2000. — 640 с.

18 стр., 8790 слов

Учебно-методическое пособие 8

... - СПб.: Спикс, 1994. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001. Сапогова Е. Е ... Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 1999. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - ... основы дошкольной игры//Проблемы развития психики. - М., 1981. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. ...

19. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2001. — 56 с.

20. Магомед-Эминов, М.Ш. Трансформация личности / М.Ш. Магомед-Эминов. — М.: Психоаналетическая ассоциация, 1998. — 218 с.

21. Павлов, И.П. Рефлекс свободы / И.П. Павлов. — СПб.: Издательский дом, 2001. — 65 с.

22. Узнадзе, Д.Н. Общая психология: монография / Д.Н. Узнадзе. — СПб.: Питер, 2004. — 73 с.

23. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 1954. — 86 с.

24. Ньюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Ньюттен. — М.: Смысл, 2004. — 608 с.

25. Головаха, Е.И. Психологическое время личности: монография / Е.И. Головаха. — М.: Наукова думка, 1984. — 67. с

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector