Психология как наука 4

20

Психология как наука.

Значение слова «психология».

Слово «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в 18 веке немецким ученым Христианом Вольфом.

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была не довольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту, в свою очередь, удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Психея, смертная, обретшая бессмертие, стала символом души, ищущей свой идеал.

В собственном смысле слова означает «учение о душе» или «наука о душе» — соответствующие греческие корни – психе – душа и логос – наука. Понятие «душа» в науке теперь используется довольно редко, более научным считается понятие «психика». Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как наука о психике. Следовательно, нам надо остановится на том, что такое наука (и тем самым определить специфику подхода и способа анализа интересующих нас явлений).

Общее представление о науке.

В целом под наукой понимают сферу человеческой деятельности, основная функция которой – выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира (так называемая картина научная мира) и построение способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика).

«Тело» науки составляют законы – открытые устойчивые связи между явлениями, — формулировка которых позволяет описать, объяснить и предсказать явления объективной действительности.

Знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать абсолютными. Законы формулируют в рамках определенных теорий, теории представляют собой попытки целостного представления относительно закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности и возникают на базегипотез, т.е. предположений относительно этих связей и свойств.

7 стр., 3360 слов

II. Психология наука о сознании

... эмоционального выгорания или профессиональных деформаций. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Этапы развития психологии как науки I. Психология- наука о душе Психология зародилась в недрах философии, и первые представ­ ... истинной любви, высшей реали­зации человеческой души. Психея, смертная, обретшая бессмертие, пре­вратившись в богиню, стала символом души, ищущей свой идеал. Часто эту ...

Собственно развитие науки представляет собой развитие смену теорий, ученый, создающий новую теорию, всегда осознает ее вероятностный характер. Вместе с тем, новые теории охватывают все большее количество явлений и все более надежно служат практике; это позволяет говорить о возрастающей достоверности знания, чем и определяется прогресс в науке. При этом часты ситуации «возвращения» старых теорий, они переосмысливаются на новом уровне и открываются новыми сторонами и возможностями.

Невозможность объяснить данные в рамках имеющихся представлений порождает познавательное противоречие, составляющее проблему(обычно она формулируется в виде вопроса), далее формулируетсягипотеза, т.е. предположительный ответ на этот вопрос, обоснованный в рамках исходной теории; для проверки гипотезы организуется получениеэмпирических данных(опытных), в дальнейшем обрабатываемых и интерпретируемых. Таким образом, постановка проблемы, формулировка гипотезы, получение эмпирических данных, обработка, интерпретация – представляют собой основныеэтапы научного исследования, в рамках которого реализуютсяметодыисследования, т.е.обоснованные нормированные способы его осуществления. Совершенствованию методов исследования в науке уделяется специальное внимание, т.к. для продвижения в познании необходима уверенность в достоверности полученных данных.

Итак, наука – это область человеческой деятельности, направленная на получение знания, наиболее развитой формой знания является теория, в рамках которой формулируются открываемые законы; теории формулируются на базе широко подтверждаемых гипотез и существуют соответственно возможности описывать, объяснять и предсказывать явления; основным механизмом развития научного знания является научное исследование, осуществляющееся на основе применения специально разрабатываемых методов.

Методы мышления, свойственные той или иной науке, кристаллизируются в понятии «парадигмы» (от греч. Пример, образец) – система основных научных достижений, по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний.

В большинстве фундаментальных дисциплин можно наблюдать последовательную смену парадигм под давлением новых теоретических моделей, обладающих все большей эвристической силой.

Специфика психологии заключается в том, что внутри нее до сих пор не было периодов «нормальной науки» (когда находящийся в распоряжении исследовательского сообщества фонд теоретических построений и результатов не встречает серьезных возражений), т.е. достаточно полного и универсального согласия между представителями различных подходов. В психологии одновременно сосуществует множество подходов, каждый из которых диктует свою логику постановки проблем, создания исследовательских программ и формулировки выводов.

Наука и другие способы познания.

Помимо научного способа освоения действительности, принято выделять обыденное познание, художественное познание, религиозное познание.

Обыденное (житейское) познание– это познание, осуществляемое нами в повседневной жизненной практике. Оно материализуется в форме пословиц, поговорок, сказок и расхожих представлений «народной мудрости». Житейское знание носит фрагментарный характер и внутренне противоречиво. Причина данного явления лежит в том, что житейское знание возникает в конкретной ситуации решения задач, так что человек выступает в качестве «наивного исследователя» мира. Содержанием житейского знания обычно становятся простые причинно- следственные связи и обобщения очевидных фактов, которые не могут отражать все многообразие закономерностей. Житейские знания передают «из уст в уста», они не систематизированы, и, как правило, не имеют вербализованной логической аргументации.

8 стр., 3743 слов

Знание, познание и интуиция

... развитие знаний о интуиции. Чтобы лучше понять, что же такое интуиция и ее место в научном познании, необходимо ... проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения. Второй этап (период инкубации) — подсознательный ... по природе своей уникален. Этот вопрос рассматривали многие науки, каждая соответственно со своей позиции, еще издревле. Физиология ...

Житейские психологические сведения, подчерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Они могут быть довольно обширными, могут до известной степени способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, могут быть в определенных пределах правильными и соответствующими действительности. Однако в целом такие знания лишены систематичности, глубины, доказательности, и по этой причине не могут стать прочной основой для серьезной работы с людьми, требующей научных, т.е. объективных и достоверных знаний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных ожидаемых обстоятельствах.

От искусства (житейского познания) науку отличает то, что она, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя не всегда), тогда как для искусства основным является ориентация на уникальную личность творца, его субъективное видении е мира.

Также принято подчеркивать рационализм науки в противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества.

Вместе с тем, и эти различия во многих случаях условны. Многие ученые (Эйнштейн А.) подчеркивали роль образно-эстетичеких переживаний в процессе совершения научных открытий и построения теорий. В том же, что касается наук о человеке, искусство часто давало непосредственный импульс научным размышлениям, также как и наука открывала новые грани для возможностей художественного освоения мира (психоанализ-Дали, Феллини).

От религиинауку отличает, прежде всего готовность (не всегда реализуемая) к самопожертвованию – вплоть до базовых принципов, в то время как религиозное знание – в рамках той или иной конфессии – обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символов веры. Вместе с тем на практике это противопоставление не всегда очевидно: в основе научных представлений всегда лежат некоторые постулаты – положения, принимаемые без доказательств и чаще всего недоказуемые, и часто ученые явно или неявно отстаивают их, защищая свои теории , от критики так, как если бы истинность этих положений была бы бесспорна.

Важно и другое противопоставление: в религиозном знании мир рассматривается как проявление божественных замыслов и сил, в то время как в науке он рассматривается – даже при условии религиозности ученого – как относительно самостоятельная реальность, которую возможно обсуждать как таковую.

Таким образом, наука выступает как один из видов познания, обладающий своей спецификой.

Принципы научного познания.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... представлениях ее предметом считалась душа человека. В английской эмпирической ассоцианистской психологии (Дж.Ст.Милль, Д.Гартли, Г. Спенсер,  А. Бэн)  речь шла о явлениях сознания. В структурализме ( ... разработали чрезвычайно важную концепцию о социаль­ном опосредовании психики человека. На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. боль­шую роль в превращении ее ...

В настоящее время принято выделять три основных объяснительных принципа научного познания, опираясь на которые наука способна адекватно теоретически отражать свой предмет.

Принцип детерминизма(в пер. с лат. — определять)

Согласно принципу детерминизма все явления взаимосвязаны и взаимообусловлены закономерным образом. В приложении к психике можно сказать, что существуют факторы, определяющие происхождение и функционирование, содержание и выражение психического. Принцип детерминизма в психологии не может быть сведен к механистической причинности. Нельзя утверждать, что человек поступает тем или иным образом только под воздействием внешней причины, т.к. свобода воли является одним из важнейших атрибутов человеческого существа. При этом не следует отождествлять свободу и произвол. Свобода предполагает неоднозначное соответствие между воздействием и поступком и ли переживанием человека, допускает возможность выбора.

С.Л.Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма следующим образом: «Эффект воздействия одного явления на другое зависит не только от характера самого воздействия, но и от природы того явления, на которое это воздействие оказано». Другими словами, внешние причины действуют через систему внутренних условий, т.е. действительность обусловливает психическую жизнь опосредованно, преломляясь через личностные и познавательные свойства субъекта.

Большинство психологов принимают гипотезу о существовании не только причинного детерминизма, но и целевого детерминизма. В таком случае еще отсутствующая в реальности цель способна определять психическую жизнь человека. Конечно, под словом «цель» представители разных парадигм подразумевают совершенно разное. Так, например, гуманистические психологи говорят о «самоактуализации», к которой стремится человек, в то время как последователи деятельностного подхода имеют в виду предвосхищение результата конкретной предметной деятельности.

Принцип развития.

Согласно принципу развития, в связи с тем, что имеет место необратимое, направленное, разворачивающееся не только в пространстве, но и во времени закономерности изменения материальных и идеальных объектов, то и познание сущности психического явления требует раскрытия его истории, т.е. условий и причин возникновения, а также факторов и форм его преобразования. Развитие может быть прогрессивным (улучшение, усложнение, совершенствование) или регрессивным (ухудшение, упрощение, деградация) и носить как эволюционный, так и революционный характер. Результатом развития психики является возникновение ее качественно новых состояний, что фиксируется в структурных изменениях. Так, например, теория происхождения и развития психики в филогенезе А.Н.Леонтьева прослеживает становление психики от чувствительности примитивных живых существ к сознанию и самосознанию человека.

Принцип системности.

Согласно принципу системности сложные объекты (в т.ч. психика) должны анализироваться как системы. Система – это совокупность компонентов, обладающих генетической общностью, отношения между которыми носят характер взаимодействия для обеспечения определенного взаимоотношения с миром. В психологии можно говорить о системах разного уровня: психика как целостная система, мотивационная система личности, система памяти и т.д., — каждая из которых является подсистемой в рамках более сложной системы, и в свою очередь, представляет собой вышележащий уровень для более простых систем. Вышележащие уровни системы определяют функционирование нижележащих. Таким образом, хотя в некоторых случаях бывает удобно говорить об изолированном психическом процессе или функции (например, памяти), всегда следует учитывать системный, целостный характер психики.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... (творческое воображение, например, можно зафиксировать в рисовании или при составлении сказок); 6) историзма (генетический подход к изучению психики ребенка). При изучении явлений детской психологии необходимо с ... изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей взрослого. При этом ...

Предмет и объект психологии

Что же является объектом и предметом психологии?

Под объектом той или иной науки понимается та сторона реальности, на изучение которой данная наука направлена.

Казалось бы, с ответом на этот вопрос сложностей возникнуть не должно, однако это не так.

Вспомним, в дословном переводе психология – наука о душе. Если душа – объект психологии, то мы сталкиваемся с рядом трудноразрешимых проблем.

Во-первых, что такое душа? Если это — некоторая метафора, позволяющая нам объяснить, скажем, человеческую активность, особенности переживаний, мышления и т.д., то она не может быть объектом психологии, оказываясь лишь понятием, облегчающим наши рассуждения через апелляцию не вполне понятно к чему. «Почему человек мыслит?» — задаемся мы вопросом и отвечаем: «Потому, что у него есть душа». Т.е. в этом случае «душа» выступила бы как объяснительный принцип, все равно нуждающийся в дополнительном обсуждении, но не как объект науки.

Подойдем к этому с другой стороны и зададимся вопросом: а существует ли душа как реальность? Ведь лишь признание ее объективности может сделать ее объектом науки.

Ответа на этот вопрос нет. Существование души несомненно для одних и условно для других. Скажем так, если душа существует, то непосредственно увидеть, измерить ее невозможно, как невозможно и экспериментировать с ней.

В этом – одна из специфических особенностей психологии как науки: если в религии и в искусстве можно рассуждать о душе без всяких оговорок, то наука, указывая на ее существование как самостоятельной реальности, должна это существование доказать или обосновать. А душа, как мы уже отметили, эмпирически неуловима: мы можем наблюдать поведение, слушать и фиксировать речь, анализировать продукты творчества, оценивать успешность деятельности и т.д. – но все это не душа, а в лучшем случае ее проявления.

Если вместо «душа» мы будем говорить «психика» (имея в виду особую форму отражения мира, присущую высокоорганизованным существам), то положение в этом отношении существенно не изменится: психика также недоступна непосредственному исследованию как и душа, и доказать ее существование как самостоятельной реальности также сложно.

Чтобы составить предварительное представление о том, что такое психика, рассмотримпсихические явления. Трудность состоит в том, что явления, изучаемые психологией, издавна выделялись и ограничивались от других проявлений жизни как особые. На самом деле, мое восприятие чего-либо отличается от реального предмета или действия, которое я воспринимаю. В связи с этим постепенно сложились представления о различных разрядах явлений, которые стали именовать психическими (психическими функциями, свойствами, процессами, состояниями и т.д.).

5 стр., 2439 слов

Психология диалога и мир человека

... редакторы: Л.Г. Дмитриева, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии образования и развития БГПУ им. М. Акмуллы Г.В. Дьяконов, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и развития ... 3 Предисловие 6 Раздел 1 Теоретико-методологические исследования психологии диалога в современной науке Акопов Г.В. Семенова Т.В. Диалогичность в системе ...

Их особый характер видели в принадлежности к внутреннему миру человека, отличающемуся от того, что человека окружает, и относили к области душевной жизни, противопоставляемой реальным событиям и фактам. Эти явления группировались под названиями восприятие, мышление, память, воля, чувства и др., в совокупности образуя то, что именуется психикой, психическим, внутренним миром человека, его душевной жизнью и т.д. Психика заключает в себе внутреннюю картину мира, неотторжима от тела человека и представляет собой совокупный результат функционирования его организма, прежде всего ЦНС, она обеспечивает возможность существования и развития человека в мире.

А какие явления можно отнести к области психических? Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего субъективного опыта.

Что такое внутренний или субъективный опыт? Во мне живут желания, чувства, эмоции, побуждающие меня к деятельности; я могу представить себе то, что никогда не видел; я могу вспомнить то, что давно уже исчезло из моей жизни. Иными словами, есть мир (в том числе и другие люди, и я сам), и есть то, как этот мир живет во мне и в других людях – в образах, мыслях, отношениях, т.е. мир психических явлений, субъективная реальность. Все это для нас достаточно очевидно; а если эта субъективная реальность существует, то можно попытаться понять, что она собой представляет, как возникает, развивается умирает, в чем проявляется, что определяет ее существование и как это происходит. Субъективная реальность у каждого своя, но если предположить, что она формируется по единым основным принципам, то можно постараться их обнаружить, т.е. открыть закономерности, которым следует ее развитие и существование.

Фундаментальное свойство психических явлений – их непосредственная представленность субъекту. Что это значит? Психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются, т.е. мы знаем о них. Наш внутренний мир – это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями.

Быть может, для анализа этой реальности достаточно взгляда «внутрь себя»? Одно время психологи примерно так и предполагали, пытаясь понять психические явления через самонаблюдение (интраспекцию) и отчеты о его результатах, — т.е. психологи пытались наблюдать за собственными переживаниями, образами, мыслями, их взаимосвязью, соединением, появлением, исчезновением. На этом пути, как вы увидите далее, были получены важные данные, но оказалось, что этого недостаточно – ведь в самом себе наблюдать и оценить можно лишь то, что осознается (да и это нелегко: нельзя одновременно думать и думать о том, как ты думаешь); между тем, было показано, что в нас живет инеосознаваемое – установки, скрытые желания, привычки, стереотипы, которые, могут прятаться за тем, что мы воспринимаем в себе как очевидное, искажать нашу оценку, заставлять нас бессознательно избегать осознания определенных переживаний, забывать события и т.д. Кроме того, при таком подходе жестко противопоставляются внутренний и внешний миры, что также критикуемо. Из сказанного следует, что в самонаблюдении психика проявляется лишь определенной стороной, искаженно и фрагментарно.

2 стр., 951 слов

Презентация на тему: Психология как наука

... в.; •личный опыт человека с 50-хгодов XX в. Объект психологии как науки - психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и отношения. Задачи психологии •Разработка проблем ... методологии и истории психологии. •Изучение особенностей познавательной ...

Психика может отражать 4 своеобразных мира: физический мир, социальный мир, мир культуры и психологический мир самого субъекта. Эти миры могут быть отражены психикой в различных формах: в формах процесса ощущения, восприятия, памяти, переживания, мышления, воображения. Причем один и тот же объект может выступать для носителя психики как референт разных миров. Например, живописное полотно абстракциониста предстанет неподготовленному зрителю конфигурацией цветовых пятен (физический мир), торговцу – товаром, обладающим определенной ценой (социальный мир), а ценителю искусства – источником эстетического наслаждения (мир культуры).

Особенностью психологии является то, что, оставляя психику как объект размышлений, она не может сделать ее объектом непосредственного исследования; ей приходится искать для этого другие объекты, чтобы через их анализ делать выводы о психике как таковой. Выбор такого «вторичного объекта» (например, поведения, деятельности) зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, т.е. от того объяснительного принципа, который предлагается той или иной научной школой.

Существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Психологические феноменысуществуют как в субъективных формах (т.е. осознаются или переживаются субъектом психической жизни), так и проявляются объективно во внешне регистрируемых изменениях рядя показателей (т.е. косвенно открываются наблюдателю).

Предметом изучения может быть процессуальная и результативная стороны психологических явлений. Например, при процессуальном анализе мышления предметом изучения становится объективная и субъективная составляющая самой динамики решения задачи, а при анализе результатов – содержательные психологические характеристики гипотез, идей, концепций, понятий, возникающих в ходе решения. Эмоциональный процесс может быть рассмотрен как динамическая смена внутренних душевных (субъективных) переживаний, сопровождающимися объективными показателями (дрожание рук, учащение дыхания, изменение мимики и т.д.) или же в центр исследования помещается его продукт – аффект, эмоция, чувство.

Что же составляет предмет научного изучения в психологии? Это, прежде всего конкретные факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно.

Однако, научное познание требует перехода от описания явлений к их объяснению. Последнее предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы. Так, возникновение некоторых психологических фактов наблюдается всякий раз при соответствующих условиях, т.е. закономерно. (восприятие величины и формы предметов)

4 стр., 1773 слов

Психология — наука XXI века

... воспитания РАО А.Б. Орлов. Есть еще одна особенность развития психологии как науки - с одной стороны ее дробление, а с другой ... проблемам и усложнением методов их анализа, когда невозможно обойтись, например, без компьютерных вариантов математической обработки данных. Так сегодня ... отрасли возникают в связи с выдвижением новых определенных теорий или проблем. Как писал Поппер, наука начинается не с ...

Объектом психологии как науки выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и к самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Исторический опыт говорит, что знание о предметной области психологии складывалось и расширялось благодаря связи с другими науками.

Классификация наук.

До сих пор мы говорили о науке вообще, это нам понадобилось, чтобы определить особенности научного метода познания в его отличии и сходстве с другими и тем самым определить подход к психологии как науке.

Термином «наука» обозначаются также отдельные отрасли научного знания (одной из них выступает психология), отличающиеся друг от друга по ряду существенных характеристик. Для того, чтобы определить место психологии в системе наук, рассмотрим это поподробнее.

Прежде всего, науки различаются по своему объекту. Часто объект фиксируется в самом названии науки. Например, геология – наука о Земле, биология – наука о живой природе и др. Вместе с тем ни одна наука не в состоянии описать свой объект во всей полноте в силу различных причин: познание бесконечно, как бесконечен мир, и ни один объект не может быть описан во всех отношениях; в связи с этим конкретная наука вынужденно ограничивает сферу своих интересов, в противном случае она оказывается в опасности «растечься» на области, которые не в состоянии охватить (так, например, биология не занимается рассмотрением строения атомов молекул живых организмов или законов правильного мышления человека – живого существа, оставляя это соответственно физике или логике или выходя для их обсуждения в пограничные науки типа биофизики).

Кроме того, любая наука ограничена в своем подходе к объекту той традицией, в которой она формировалась, тем понятийным аппаратом, тем языком, который в ней сложился, теми средствами анализа и эмпирического исследования, которые в ней доминируют и т.д.

В связи с этим, от объекта науки отличают ее предмет, т.е. то, какими сторонами представлен в науке изучаемый объект. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с наукой и фиксируется в ее системе категорий. Разберем это на примере. Биология – наука о живой природе. Природа существует независимо от того, существует ли биология и вообще от того, старается ли кто-то ее изучить, т.е. объективно. Однако, биология изучает лишь то, чтосчитает относящимсяк живой природе и ее проявлениям, а это зависит от главенствующих теорий.

Таким образом, объект и предмет науки не совпадают: предмет не фиксирует всех сторон объекта, но может парадоксальным образом включать то, что в объекте отсутствует (например, алхимия изучала закономерности трансмутации металлов, ныне в большинстве случаев считающейся нереальной).

Проблема соотношения предмета и объекта науки – одна из спорных. В литературе можно встретить мнение, что предмет – это та часть объекта, которая выделяется наукой как специфическая для себя. Например, человек выступает как объект антропологии, биологии, этнографии, физиологии, логики, психологии и т.д., отражающих в нем свое (предмет).

25 стр., 12454 слов

Психология в системе наук. Отрасли психологической науки и практики.

... психология, клиническая психология,педагогическая психология, психодиагностика, полит. Психология, психология рекламы. 7. Подходы к пониманию и определению предмета психологии в исторической перспективе. Современные представления о предмете психологии. 2.Психология на современном этапе -наука изучающая механизмы ...

Нам представляется, что здесь речь идет не об объекте науки, а о возможном объекте изучения (так, психология изучает не только человека).

В определенном отношении можно сказать, что развитие науки есть развитие ее предмета.

Вернемся к различению науки по принципу объекта. Мы воспользуемся классификацией, предложенной Б.М.Кедровым, который выделяет два основных научных объекта: ими выступает природа (органическая и неорганическая) и человек (т.е. человеческое общество и мышление).

Грань между ними, естественно, условна.

Соответственно особенностям этих объектов выделяются естественные науки и гуманитарные; последние подразделяются на социальные и философские. Таким образом выделено три главных раздела научного знания, каждый из которых представляет комплекс наук. Кроме трех главных разделов выделяются крупные разделы, находящиеся на стыке главных. Эта классификация представлена в виде так называемого «треугольника наук». Психологии Б.М.Кедров отводит особое место. Психология представляет собой связующее звено между вершинами так называемого треугольника наук. Психология находится в тесном родстве с естественными науками преимущественно в отношении метода построения исследования (например, прообразом психологического эксперимента в психологии сознания В.Вундта был физиологический эксперимент), во взаимодействии с социальными науками по материалу исследований (психологи используют например, данные этнографии, лингвистики для построения оригинальных концепций) и по предмету – философскими науками, т.к. область мышления сама по себе является предметом диалектик и логики.

Наряду с классификацией наук по объекту, возможны другие способы их различения. Например, принято подразделение наук на фундаментальные и прикладные. Фундаментальными (иногда их называют «чистыми») называют науки, познающие мир безотносительно к тому, насколько возможно практическое использование получаемых знаний. Прикладные науки, напротив, ориентированы на практику, применяя к ней знания, полученные в фундаментальных науках, и служит непосредственным нуждам общества.

Психология как наука — Стр 2

В практическом плане наиболее очевидна взаимосвязь психологии со смежными дисциплинами, с которыми она во многом пересекается. Такое взаимопроникновение можно проследить на примере пограничных отраслей психологии или междисциплинарных специальных отраслей психологии. Активный взаимный обмен данными исследований и объяснительными схемами происходит у психологии с социологией, историей, культурологией, лингвистикой, компьютерными науками, нейрофизиологией, этологией и генетикой.

Связь психологии с естественными науками вполне очевидна. Наиболее явная связь — с биологическими науками. необходимо отметить несколько аспектов в отношениях психологии с биологическими дисциплинами.

1.Заимствование некоторых общебиологических теоретических положений для обоснования закономерностей развития психики – ряд психологических теорий апеллировал к ним непосредственно.

Значительную роль в этом сыграла эволюционная теория Ч.Дарвина. Идеи Дарвина оказали влияние на многих психологов – специалистов как в области психологии животных, так и психологии человека. Одна из принципиальных проблем психологии – проблема развития психики в филогенезе – обсуждается, как правило, с апелляцией к Дарвину. Эта проблема разрабатывается одной их психологических дисциплин – эволюционной биопсихологией.

Многие авторы основывали рассуждения онтогенетическом развитии в так называемом биогенетическом законе, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) есть сокращенное повторение филогенеза. Так, на этом принципе З.Фрейд основывал обозначение этапов индивидуального развития, находя их аналоги на различном уровнях животного мира. Основатель детской психологии Стенли Холл, по- своему трактуя биогенетический закон, выдвинул принцип рекапитуляции (в психическом развитии ребенок повторяет этапы развития общества).

Ряд психологов строит свои концепции на основе принципов эмбриологии. Так, американский психолог Анри Гезелл распространял принципы эмбрионального развития на развитие ребенка после рождения, находя сходство определенных выделенных им циклов и этапов нейромоторных и психических изменений.

Известный в эмбриологии принцип эпигенетизма (согласно которому в развитии эмбриона есть этапы появления качественных новообразований – в противовес принципу преформизма, который утверждает, что организм первоначально дан как таковой и изменяется лишь количественно) был использован Э Эриксоном в анализе психического развития человека.

Одним из популярных направлений современной биологии является этология – наука о поведении животных, рассматривающая соотношение врожденного инстинктивного поведения и влияния среды; эта наука распространяет свои принципы и на человека в поисках биологических истоков его поведения, в частности его агрессивности. Основатель этологии – К.Лоренц. Исследования этологов представляют непосредственный интерес для зоопсихологии (иногда этологию рассматривают как вариант зоопсихологии).

Проблема соотношения врожденного и приобретенного – одна из центральных в психологии, в связи с чем для нее важны и данные генетики, представляющие материал относительно механизмов наследования определенных задатков, предрасположенности к психическим заболеваниям и др. Пограничная с генетикой область психологии – психогенетика, выявляющая роль генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей человека.

Особенно выделим связь психологии с физиологией, в частности с физиологией ВНД. Непосредсвенно с физиологией ВНД соотносится и такая отрасль психологии как психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом – мозгом.

Среди биологических наук прикладного плана выделим медицину, прежде всего невропатологию и психиатрию. Характерно, что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (Бехтерев, Мясищев, Лурия).

На стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных.

Особо выделим основанную А.Р.Лурией нейропсихологию, существующую на стыке психологии, физиологии, медицины – науку, изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга.

Тесно связана с медициной специальная психология, изучающая различные варранты патологии психического развития.

Таким образом, связь психологии с биологическими науками несомненна.

Казалось бы труднее установить связь психологии с физикой, тем не менее она существует, хоть и непосредственная. Психология, развиваясь вместе с естествознанием, отражала то мировоззрение, которое определялось основными открытиями или господствующими принципами – в области физической картины мира. Так, представления об атомарном строении мира привели к переносу принципа — представлению об атомарном строению души; физические принципы экспериментирования во многом определили требования объективного подхода к психике; в ряд психологических теорий на правах основных вошли такие понятия как поле, энергия. Это связи вполне явные, есть и более опосредованные, через физические принципы физиологических явлений.

Связь психологии и химии во многом аналогична, однако в ряде случаев более определенна. Так, существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти); химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений. Существует психофармакология – научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов.

Мы очень кратко очертили связь психологии с естественными науками. Означает ли это, что психология – естественная наука?

Во многих отношениях такое представление обосновано, и ряд психологических направлений ориентирован именно на такое понимание (бихевиоризм).

Однако не менее сильна связь психологии с гуманитарными науками. Преимущественно это соотносится с теми отраслями психологического знания, которые связаны с человеческой личностью.

С историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различных культурах (особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений и т.д.) – они выступают предметом исторической психологии.

С социологией – наукой о социальных системах и процессах — психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Одна их ведущих отраслей психологии – социальная психология, изучающая психологические особенности человека, обусловленные его существованием в группе и характеристики самих групп.

Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, формирования сообществ и др.

Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленную их включенностью в политическую жизнь (политическое самосознание, ценности, особенности поведения и деятельности и др.) – как на уровне индивида, так и на уровне малых и больших групп различного плана.

Названные междисциплинарные области психологии тесно связаны между собой, и многие проблемы являются для них общими (например, особенности взаимоотношений внутри политических групп, образованных на национальной основе).

Проблемами связи личности и социума, культурных, национальных психологических особенностей человека, его взаимодействий с ближайшим окружением и с более широкими социальными структурами, отношений между группами занимались многие выдающиеся психологи – либо непосредственно, либо включая их в иную проблематику.

Такие традиционно выделяемые гуманитарные дисциплины, как языкознание и искусствоведение, также связаны с психологией самым непосредственным образом. С первым психологию сближает проблема формирования речи на основе усвоения языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, интерес к содержательны м и экспрессивным сторонам языкового общения, особенности порождения высказывания, восприятия речи в зависимости от языковых структур, наконец роль языка в контексте анализа культуры – и многое другое. На стыке психологии и языкознания возникла психолингвистика.

Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры самих произведений (психология искусства).

Кроме названных на стыке психологии и других гуманитарных дисциплин существует психология религии, юридическая психология и др.

Обратите внимание: если в отношении фундаментальных естественных наук психология в основном заимствует у них некоторые объяснительные принципы, то в отношении гуманитарных дело обстоит иначе: психология не только берет, но и предлагает этим наукам свои способы понимания явлений; более того существуют психологические школы в рамках истории, психологии, языковедения.

До сих пор мы не коснулись связи психологии и философии, хотя эта связь чрезвычайно важна. Философия обычно определяется как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, но за этим часто следуют оговорки в том смысле, что философия – некая «метанаука», сверхнаука.

Психология долгое время развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана. Правда психологи не всегда формулируют свои позиции по этим проблемам, однако, независимо от желания того или иного исследователя, их взгляды несут более общие, чем это изложено в работах, представления о мире и человеке. Во многих случаях психологи непосредственно основываются на тех или иных философских системах, а иногда предлагают собственные. Так, советские психологи основывались на философии марксизма, гуманистическая психология основывается на принципах экзистенциализма и т.д. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа, т.е. система принципиальных общих теоретических положений, определяющих подход к проблемам и способ их анализа. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (или претендовали на это), либо оказывали влияние на возникновение и развитие философских теорий. Так, философы часто рассматриваю психоанализ как философское течение.

В ряде случаев психологической и философской знание сближаются непосредственно через конкретный объект анализа: гносеология (теория познания) и психология познавательной деятельности; логика и психология мышления; эстетика и психология искусства и т.д.

Итак, мы обсудили связь психологии с рядом фундаментальных наук, задавшись вопросом о ее месте в системе наук и принадлежности к естественнонаучному либо гуманитарному знанию.

На первый вопрос ответ очевиден: ее место в центре «треугольника наук», она связана и исторически, и актуально со всеми основными отраслями знания.

По мнению Ж.Пиаже совокупность наук может быть рассмотрена как некий континуум, в котором к одному полюсу будут тяготеть науки, которые призваны координировать общую структуру познавательной деятельности человека (философия, математика, логика), а к другому – те, что определяются специфическими особенностями познавательных объектов (физика, химия, биология).

Психология, по словам Ж.Пиаже, занимает ключевую позицию в системе наук, т.к. именно через нее вся система наук приобретает свою целостность и замкнутость. Психология отвечает на вопрос как человек познает мир, а все остальные науки – как описывающие абстрактные правила познания, так и распространяющие эти правила на предметный мир, — являются конкретным воплощением познания. Другими словами, психология опосредствует понимание деятельности по реализации принципов абстрактных наук на материале наук специальных и процесс ассимиляции данных, полученных в рамках специальных наук, — науками абстрактными. Т.е., по мнению Пиаже, психология изучает человеческое мышление, а все науки выступают как воплощенное мышление.

Ответ на второй вопрос не может быть столь же однозначен. В психологии – не являющейся единым знанием, подчиненным одной теоретической схеме – представлены направления как естественнонаучной, так и гуманитарной ориентации. Можно, однако, говорить о возрастающем удельном весе гуманитарного подхода – в связи с тем, что в центр психологии помещается человеческая личность, а это означает невозможность строго объективного подхода к человеку без обсуждения проблем человеческих ценностей, смыслов, переживаний и т.д., т.е. подход к человеку просто как к «явлению природы» недостаточен; в то же время обсуждение природы человеческих ценностей неизбежно предполагает некую точку отсчета, каковой часто оказывается система ценностей самого психолога (что также характерно для гуманитарного знания: личность исследователя здесь часто оказывается тем, от чего невозможно, а часто и ненужно, абстрагироваться).

В отношении тех же научных областей, которые ориентированы, прежде всего, на практику, отметим в первую очередь связь психологии с педагогикой и медициной, дисциплинами, для которых основной является проблема взаимодействия людей.

Связь психологии с педагогикой непосредственна. Нельзя эффективно работать с ребенком или взрослым, не представляя тех закономерностей, по которым развивается его психика, тех принципов, по которым должно строиться общение, и, не владея методами его организации, не умея усмотреть индивидуальные особенности личности и т.д. Психология старается выявить психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий, изучить закономерности педагогического процесса, определить условия оптимальной организации (педагогическая психология).

Педагогика, в соответствии с основными принципами, ориентирована на то же, поэтому взаимодействие наук вполне закономерно. Не случайно имена выдающихся теоретиков и практиков педагогики вошли и в историю психологии (Ж.-Ж.Руссо, И.-Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Я.Корчак, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.), а многие выдающиеся ученые были деятелями как психологии, так и педагогики (Л.С.Выготский, П.П.Блонский, Л.В.Занков и.др.).

Не случайно было появление на рубеже 19-20 вв. комплексного направления, пытавшегося охватить и педагогические, и психологические аспекты отношения к ребенку – педологии, т.е. науки о ребенке (судьба этого направления в нашей стране была печальна, что резко ослабило отечественную психологию и привело к исключению тестирования, одного из основных методов педологического исследования, из практики психологов).

Связь психологии и медицины достаточно многообразна. Она обусловлена необходимостью определить специфику отношений между врачом и больным (принцип «лечить не болезнь, а больного»), психологически обосновать процедуры диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных. Это входит в компетенцию медицинской психологии. Ряд отраслей медицины непосредственно соотносятся с психологией через общие проблемы, в частности, проблемы нарушений психической деятельности: прежде всего это касается невропатологии и психиатрии. Характерно, что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (многие психоаналитики, В.М.Бехтерев, В.Н.Мясищев и др.).

Данные о нарушениях психических функций при различных заболеваниях дают неоценимый материал для психологии, в т.ч. для общей психологии, для выработки представлений об общих закономерностях психической деятельности (так, материалы относительно различного рода амнезий, т.е. нарушений памяти, проявляющихся в забывании, составляют важный источник построения общей теорией памяти).

Русский психиатр С.С.Корсаков был одним из организаторов первой в Москве экспериментально-психологической лаборатории (1886 г.).

В исследованиях его ученика П.Б.Ганнушкина была разработана типология характеров, значение которой выходит за пределы патологии. Примеры такого типа многочисленны. Многие методики психологического обследования также пришли из клиники.

Вспомним основанную А.Р.Лурией нейропсихологию, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины науку, изучающую мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений мозга.

Тесно связана с медициной упоминавшаяся специальная психология, изучающая различные варианты патологии психического развития.

Выраженная ориентация психологии не только на познание, но и на практику, позволяет ответить и еще на один вопрос – относительно того, является ли она фундаментальной наукой или прикладной.

Основные задачи психологии – это, с одной стороны, познание психической реальности как таковой и, с другой стороны, на основании этого знания выработка средств практической помощи людям в самых разнообразных областях – в организации оптимальных условий труда, воспитании, облегчении тягостных личных переживаний, личных неврозов и т.п. Иными словами, в психологии существуют свои фундаментальные и прикладные разделы. Мы рассмотрим их при анализе структуры психологии.

Характеристика основных разделов и отраслей психологии

Современная психология носит многоотраслевой характер. Комплекс рауниверсальные закономерности функционирования психики, и специальные отрасли психологии. При этом фундаментальные специальные отрасли психологии концентрируются на том или ином аспекте психики: нейропсихология, дифференциальная психология, социальная психология и т.д. А междисциплинарные специальные отрасли разворачиваются на границах психологического знания и областей других наук, например, психофизиология, психолингвистика, психогенетика.

Общая психологиявключает в себя четыре основных раздела:

  • общетеоретический (вопросы возникновения и функций психического),
  • психологию познавательных процессов (психология восприятия и ощущения, психология памяти, психология мышления и речи, психология воображения),
  • психологию регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология воли)
  • психологию личности.

Фундаментальные специальные отрасли психологии и междисциплинарные специальные отрасли психологии используют в своих построениях теоретический аппарат общей психологии и основываются на основных допущениях и законах функционирования психики, сформулированных в ее рамках. Знания, накопленные общей психологией, и преломленные через конкретную проблематику фундаментальных специальных и междисциплинарных специальных отраслей, находят практическое отражение в прикладных отраслях психологии, которые обогащают общую психологию новыми проблемами и результатами, стимулирующими приращение фундаментального знания.

Прикладные отрасли психологии отражены в конкретных сферах деятельности психологов – практиков (подбор персонала, консультирование, имиджмейкерство, реклама, создание комфортных условий на производстве, психологическая коррекция семейных отношений, психологическая реабилитация жертв стихийных бедствий и т.д.).

Так, например, психотерапия использует в своей практике общие знания о познавательных процессах (уровень общей психологии), сведения из патопсихологии аномального поведения (уровень фундаментальной специальной отрасли психологии).

Совокупность прикладных отраслей психологии отражает области предметной деятельности людей, в которых признано значение психологического фактора. С каждым годом потребность общества в квалифицированных прикладных психологах растет, и конкретные сферы приложения теоретических знаний становятся все более разнообразными. Отдельной областью профессиональной деятельности психологов является популяризация психологических знаний, повышение психологической культуры населения.

Выше мы указали основные темы, рассматриваемые в рамках общей психологии. Теперь очертим круг проблем, которыми занимаются фундаментальные отрасли психологии. Критерием их выделения является акцент на одном из аспектов целостного функционирования и развития психики.

Нейропсихология– отрасль психологии, направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Патопсихологияотрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях, связанных с психическими или соматическими заболеваниями.

Возрастная психология— отрасль психологии, изучающая особенности функционирования психики у представителей различных возрастных групп.

Дифференциальная психология— отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия в психической деятельности.

Социальная психология— отрасль психологии, изучающая закономерности социально обусловленного поведения и деятельности людей.

Психосемантика —отрасль психологии, изучающая генезис, функционирование и строение индивидуальной системы значений.

Генетическая психология— отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики в отногенезе.

Зоопсихология— отрасль психологии, изучающая эволюцию и закономерности функционирования психики животных.

Этнопсихология — отрасль психологии, изучающая особенности функционирования психики у представителей различных этнических групп.

Далее обратимся к области интересов междисциплинарных специальных отраслей психологии.

Психофармакология— отрасль психологии, возникшая на стыке фармакологии и психологии, изучающая воздействие на психику фармакологических средств, среди которых особое место занимают психотропные средства.

Психолингвистика – дисциплина, изучающая обусловленность процесса речи структурой языка, которая формируется на стыке психологии и лингвистики.

Психофизиология– область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом.

Психогенетика– пограничная с генетикой область психологии, задачей которой является выяснение роли наследственности (генотипа) в формировании индивидуальных психологических особенностей.

Психосоматика– отрасль психологии на стыке с медициной, занимающаяся изучением влияния психологических факторов на возникновение и течение ряда заболеваний.

Историческая психология– отрасль психологии, ставящая перед собой задачу реконструкции психики людей, живших в предшествующие эпохи, строится на стыке психологии, истории, культурологии.

Перечислим несколько прикладных отраслей психологии.

Психология спорта – отрасль психологии, изучающая закономерности функционирования психики человека в условиях спортивной деятельности.

Психология рекламы – отрасль психологии, изучающая явления и закономерности воздействия рекламных сообщений на психику и поведение потребителей.

Космическая психология –отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей в условиях подготовки и осуществления космических полетов.

Юридическая психология – отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности.

Медицинская психология – отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением медицинских манипуляций и пребыванием в медицинских учреждениях.

Авиационная психология – отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с профессиональной деятельностью в сфере авиации.

Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая закономерности усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности.

Экологическая психология— отрасль психологии, которая занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения психологических условий в жизни человека в населенных пунктах.

Методы психологии.

Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых явлений.

Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки, — писал С.Л.Рубинштейн.

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям: научный метод должен быть объективным. Его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического. Методы должны отличатьсявалидностью и надежностью.Под валидностью понимается такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен.

Под надежностью имеются в виду качества метода, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.

Каждый этап становления психологии как науки имел свое понимание методов исследования. Исходя из основных методов, часто определяется и предмет психологии.

Способом получения объективных знаний об окружающей действительности выступает научное исследование.

Психологическое исследование – это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду требований:

  1. Планирование исследованияподразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.
  2. Место проведенияисследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигеническим и инженерно-психологическим требованиям, т.е. обеспечивать определенный комфорт и нормальную рабочую обстановку.
  3. Техническое оснащениеисследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
  4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность.
  5. Инструкциядля испытуемых составляется на стадии планирования работы и должна быть четкой, краткой и однозначной.
  6. Протоколисследования должен быть одновременно полным и целенапрвленным (избирательным).
  7. Обработка результатовисследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Психология как наука — Стр 3

Этапы психологического исследования

1. Подготовительный этап состоит из изучения научных данных по исследуемой проблеме и включает в себя:

  • определение темы исследования (представляет собой определение тех конкретных вопросов, на которые данное исследование должно ответить)
  • предварительную постановку проблемы (обычно шире темы, включает в себя список логически связанных вопросов)
  • изучение необходимой научной литературы
  • уточнение проблемы
  • выбор объекта и предмета исследований (Объект – тот материальный или идеальный объект, который изучается; обладает множеством разнообразных свойств, из которых для исследования выбирается несколько (не более 3), они и составляют предмет исследования
  • формулирование гипотезы

2. Этап сбора фактических данныхреализует конкретную стратегию исследования и представляет собой ряд последовательно включаемых звеньев экспериментальных заданий.

3. Этап количественной и качественной обработки данных исследованиявключает применение методов математической статистики для обработки эмпирических данных и их качественный анализ.

4. Интерпретация результатовисследования и формулирования выводов.

В психологии выделяется 4 группы методов (Б.Г.Ананньев):

1. Организационные методы

  • Сравнительный метод (предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам показателям. Например, выявляются различия в уровне развития учащихся, степень сформированности ученических групп, особенности поведения учащихся до и после воспитательного воздействия)
  • Лонгитюдный метод (предусматривает многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности)
  • Комплексный метод (рассмотрение объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследование такого рода позволяет установить связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическими, психологическими, социальными паратрами развития личности )

2. Эмпирические методы

  • Наблюдение и самонаблюдение

Под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения. Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде. Именно они, выделенные и зарегистрированные должным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, и др.

Многое зависит от наблюдательности – способности подмечать существенные, характерные, а также малозаметные свойства предметов и явлений

Свойства научного наблюдения: целенаправленность, систематичность, планомерность, аналитичность, регистрация результатов, оперирование системой однозначных понятий.

Как метод психологического исследования наблюдение имеет свои сильные и слабые стороны.

+

1. богатство собираемых сведений (обеспечивает анализ как вербальной, так и невербальной информации)

2. Сохранена естественность условий деятельности

3. допустимо использование различных технических средств

4. необязательно получение предварительного согласия испытуемого

1. Субъективно (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя)

2. Невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений

3. вследствие пассивности наблюдателя требует значительных затрат времени

Классификация наблюдений

— в зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду

включенное (имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди считают его участником события, а не наблюдателем)

стороннее (событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы «со стороны»)

— по характеру взаимодействий с объектом

скрытое (люди не знают, что их наблюдают. Психолог при этом замаскирован под обычного участника или наблюдает опосредованно, через зеркало Гезелла или скрытую видеокамеру.)

открытое (люди осведомлены о производимом наблюдении)

— в зависимости от объекта наблюдений

внешнее (за поведением других людей)

интроспекция (от лат. Гляжу внутрь, всматриваюсь), т.е. самонаблюдение. Результаты самонаблюдения в современной психологии не принимаются на веру, но учитываются в качестве фактов, требующих объективного научного истолкования.

— относительно времени исследования

однократное (производимое только один раз)

периодическое (осуществляемое в течение определенных промежутков времени)

лонгитюдное (от англ. Долгота, характеризующееся особой протяженностью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени)

— по характеру восприятия

сплошное (исследователь обращает свое внимание на все доступные ему объекты в равной степени)

выборочное (интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций, например: время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, частота проявлений агрессии)

— по характеру регистрации данных

констатирующее (задача исследователя – четко зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения, собрать факты)

оценивающее (исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга (при таком способе регистрации результатов внимание исследователя обращено не на наличие того или иного признака, а на количественную или качественную степень его присутствия, представленности. При этом работа осуществляется по заранее подготовленной порядковой шкале. Например: какой интерес проявляет школьник во время занятия? Совсем не проявляет интереса, едва проявляет интерес, проявляет средний интерес, проявляет большой интерес, проявляет жгучий интерес.

Готовность ребенка к сотрудничеству со сверстниками

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10)

слабая средняя сильная)

— по степени стандартизированности процедур

свободное или поисковое (хотя и связано с определенной целью, но лишено четких ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т.п. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы)

структурированное или стандартизированное (происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обычно применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые. Тем самым, разумеется, в некоторой степени сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость полученных результатов).

  • Экспериментальные методы

Эксперимент – от лат. Проба, опыт, — ведущий метод, направлен на выявление причинно-следственных зависимостей, характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенапрвленным и контролируемым изменением этих условий.

В отличие от наблюдения, эксперимент – активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение дает ответ на вопрос Как?, то эксперимент дает возможность найти ответ на вопрос Почему?

Одно из основных понятий при описании эксперимента – переменная. Так называют любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено.

Виды переменных:

— независимая – та, которую изменяет экспериментатор

— зависимая – та, которая изменяется в ответ на ввод независимой переменной

— промежуточные – неподдающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными, опосредующие их влияние друг на друга. Например, физиологическое или психологическое состояние испытуемых (стресс, усталость, интерес к работе, безразличие и т.д.) Логика эксперимента требует, чтобы такого рода характеристики не были упущены из вида, т.к. они способны существенно изменить поведение испытуемых, повлиять тем самым на качество полученных результатов.

— контролируемые – те условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться. Иначе нарушится правомерность эмпирического доказательства: динамику зависимой переменной можно будет объяснять не влиянием переменной независимой, а иными, незапланированными и незамеченными самим экспериментатором воздействиями.

В науке различают два плана проведения экспериментов:

— традиционный, где меняется только одна независимая переменная

— факторный, где меняется одновременно несколько независимых переменных.

В зависимости от условий деятельности эксперимент подразделяют на:

— лабораторный – проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных. При этом применяются технические средства и специальная аппаратура. Действия испытуемых полностью определяются инструкциями.

Эксперименту такого рода присущи свои достоинства и недостатки.

+

1. обеспечивается высокая точность результатов

2. создаются оптимальные условия для исследований психологических явлений

3. осуществляется почти полный контроль за всеми переменными

4. возможны повторные исследования в аналогичных условиях

1. условия деятельности испытуемых не соответствуют реальным

2. испытуемые знают о том, что они являются объектами исследований

— естественный – проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании некоторых из них исследователем. В психологии, как правило, применяется для изучения особенностей поведения.

По характеру действий исследователя различают

— констатирующий – предусматривает выявление существенных особенностей или уровней развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений, причин и последствий.

— формирующий – предполагает активное целенаправленное воздействие исследователя на испытуемого для того, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности и образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития.

  • Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа)
  • Анализ продуктов деятельности
  • Моделирование (воспроизведение определенной психической деятельности с целью ее исследования путем имитации жизненных ситуаций в лабораторной обстановке. Модели ситуаций строятся при помощи специальных моделирующих устройств, которые могут применяться в дидактических и исследовательских целях. Модель представляет собой овеществленное психологическое понятие (например, модели внимания в когнитивной психологии. При этом в модели абстрагируются теоретически значимые параметры реальности и игнорируются другие. Компонент моделирования является необходимой частью любого современного исследования.)
  • Биографические методы (Это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении докумен тов его биографии (личные дневники, переписка и т.д.).

    предусматривает использование метода контент-анализа.)

3. Методы обработки данных

  • Количественный (статистический)
  • Качественный (дифференциация материала по группам, анализ)

4. Интерпретационные методы

  • Генетический метод

— онтогенетический

— филогенетический

  • Структурный метод

— классификация

— типология