НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет психологии
ЭССЕ
на тему: «Психология — наука XXI века»
Выполнил студент:
Клименко О.В.
Москва, 2015
«Как подойти к прогнозированию будущего психологии? Думаю, от будущего человека, от общества… И еще, не по отдельным отраслям, а по некоторым проблемам. А почему так? Потому, что они иначе переплетутся в новой системе психологического знания», — А.Н. Леонтьев.
Настоящая работа посвящена вопросу, имеющему на сегодняшний день высокую актуальность. Речь пойдет о суждении, высказанном в первой половине XX века великим русским ученым — естествоиспытателем Владимиром Ивановичем Вернадским, о том, что психология станет наукой XXI века. Основной целью эссе является изложить свой взгляд на ряд вопросов по данной тематике, а именно:
Ч сбылось ли «пророчество» В.И. Вернадского?
Ч что способствовало этому, или наоборот, что препятствовало этому?
Ч какое место занимает современная психологическая наука и практика в жизнедеятельности каждого человека и общества в целом?
Ч какую роль психология может сыграть в современной цивилизации?
Трудно представить себе современную жизнь без такого популярного слова как психология. В каких только смыслах и контекстах она не употребляется сегодня. Мы настолько популяризировали этот термин, что готовы под психологию подвести почти что угодно. В праздных разговорах за обедом, в общественном транспорте, на практических встречах специалистов любой тематики не обходится без употребления этого термина. Спроси сегодня у любого человека, что он знает о психологии, и в половине случаев минимум мы получим ответ: «Всё».
С одной стороны изобилие современной популярной литературы о психологии дает возможность простому обывателю если уж не познать себя и других, то, по меньшей мере, получить представление о том, что душа (psycho) — это не исключительно эзотерическое понятие, а вполне конкретный объект изучения, и что необъяснимые медициной процессы, происходящие в организме каждого человека, имеют право на существование ибо являются его неотъемлемой частью, такой же, как сердце, печень почки и т.д.
Современная психологическая наука и практика (а я считаю, что нельзя отделять эти понятия) прочно вошли и заняли важное место в жизни современного общества в целом и каждого индивида в отдельности. Сегодня трудно найти городского жителя (а все чаще и не только городского) который хотя бы раз не сталкивался с одной из отраслей психологических знаний: всевозможные тренинги, тестирования, исследования и, наконец, просто бесконечные рекламные кампании, которые как из рога изобилия сыпятся ежедневно на нашу голову из радиоприемников, телевизоров, с баннеров и прочих носителей.
1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...
... людей, занятых определенным родом деятельности. Быть может, понятие "профессия" является в нашей науке чисто отраслевым, т. е. относящимся исключительно к психологии ... в условиях быстро обновляющейся жизни современного общества совершенствование профессионального образования любого типа и ... др. Ученые прогнозируют, что XXI век будет веком психологии, и явные тенденции, подтверждающие эти ...
Бытует мнение, что традиционный подход к основным психическим процессам (мышлению, памяти, воображению и т.д.) исчерпывает себя все больше именно потому, что многие психологи, обращаясь к решению практических задач, связанных с познавательной деятельностью, чувствуют, что «чисто психологического» знания об этих процессах им явно недостаточно. В дополнительном и профессиональном образовании все активнее используется практико-ориентированное (экспериментальное) обучение. Оно имеет своей целью развитие способностей учащихся получать знания на основании и из своего опыта практического действия в различных, часто экстремальных, ситуациях посредством преодоления паттернов сознания (активные методы обучения, имитационные игры, тренинги и т.п.).
Но нельзя недооценивать важность продвижения психологии как науки. Изменив приоритеты и снизив интерес к академическим, фундаментальным проблемам психологии можно оказаться в ситуации профессионального выгорания. Без постоянного взаимодействия и взаимовлияния фундаментальная и прикладная психология могут быстро выродиться, так как они друг для друга есть не что иное, как питательная среда для развития обеих.
Ведь психология в том виде, в котором она сложилась на рубеже XIX и XX вв. и существует до настоящего времени, — это классическая наука, в которой главенствующую роль играет научное знание. Практическая психология, получившая своё активное развитие благодаря работам В. Вундта, Г. Гельмгольца, Г. Эббингауза, и З. Фрейда обрела лишь частичную свободу от логоса. «Во-первых, и экспериментальная психология, и психодиагностика, и психоанализ очень быстро создали собственные теоретико-мифологические рефлексивные планы. Во-вторых, они построили себя в соответствии с позитивистской парадигмой, согласно которой теория доминирует, тогда, как эмпирия лишь обслуживает, питает логос. Именно поэтому древнее имя «психология» осталось титульным именем «новой» науки», говорит доктор психологических наук, заместитель директора Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО А.Б. Орлов.
Есть еще одна особенность развития психологии как науки — с одной стороны ее дробление, а с другой — интеграция знаний о человеке с привлечением многих наук (медицины, педагогики, инженерии и т.п.).
Презентация на тему: Психология как наука
... психологическая консультация; психологическая коррекция; психотерапия; психотренинг. Психотехники: гипноз; психоаналитическая психотерапия; гештальттерапия; бихевиоральная терапия; клиентцентрированная; логотерапия; психодрама; арт-терапия;танцевальная; группы встреч и др. Отрасли психологии Место психологии в системе наук ...
Влияние психологии проявляется как в традиционной форме, так и за счет интегрирования психологических знаний представителями других наук. Культурная и социальная антропология, этнология, социология (особенно такие ее направления, как социология знания, этнометодология), психосоматическая медицина уже сейчас очень психологизированы.
Психологизация общества привела к разработке теории психологии на разнородной научной основе, с привлечением большого числа специалистов. Развитие психологии ознаменовалось появлением многих смежных отраслей научного знания: психолингвистика, нейропсихология, психобиоэнергетика, нейролингвистическое программирование и многое другое. В силу этого предмет психологии как особой научной дисциплины стал еще более неопределенным; оказался перегруженным и «размытым» ее понятийный аппарат.
«У меня глубокое внутреннее убеждение, что все области научного знания являются по сути дела своеобразными подотраслями психологии, так как данные любой науки — суть результат, средство и условия для осмысления Мира», говорит доктор психологических наук, академик РАО, профессор Московского государственного лингвистического университета Н.Н. Нечаев, как бы в оправдание происходящим процессам. Ведь сегодня с подобными вопросами сталкивается не только психология: биофизика, квантовая химия, биоинжинерия, геногеография — все это синтез научных знаний разных областей. Для современной науки характерно формирование новых научных дисциплин по проблемному признаку. В этом случае новые отрасли возникают в связи с выдвижением новых определенных теорий или проблем. Как писал Поппер, наука начинается не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим — от менее глубоких к более глубоким.
Именно поиск оптимальных путей решения комплексных проблем вызвал смещение к концу прошлого столетия акцента с познавательной парадигмы исследования на экзистенциальную.
Сегодня все больше возрастает интерес психологов к комплексным проблемам и усложнением методов их анализа, когда невозможно обойтись, например, без компьютерных вариантов математической обработки данных. Так сегодня одной из таких проблем является проблема здоровья общества — это комплекс четырех факторов (социального, психического, генетического и соматического благополучия человека в частности и общества в целом), которые приблизительно в равной мере влияют на достижение надлежащего уровня жизни. Сбор колоссального количества данных, их обработка и интерпретация — задачи сегодняшних психологов по-прежнему нелегки и актуальны. Так, В.В. Знаков доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института психологии РАН говорил, что типичной психологической комплексной проблемой является феномен понимания. Комплексные проблемы побуждают ученых не столько исследовать отдельные стороны, психических феноменов, сколько описывать их как нечто единое, феноменологически целое.
Сегодня в нашей науке ощущается большая потребность в добротных предметных, а не отвлеченных, теориях, в хороших конкретных, в том числе экспериментальных, исследованиях, которые смогут стать на службу, как индивида, так и общества в целом.
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...
... человека. Лейбниц- ввел понятие о бессознательной психологии. 3 этап- выделение пс. В самостоятельную науку 2 половине 19 века. Вунд в своей лаборотории изучает сознание( ... устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики. 5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. Деятельность- ...
В психологических кругах в дискуссиях о пророчестве В.И. Вернадского можно услышать и такие негативные суждения о сегодняшнем состоянии психологии, что его «пророчество» сбывается в своей самой неприглядной форме: как психопрограммирование и духовное кодирование личности. Прагматическое психологическое знание, изначально полученное в недрах собственно научной психологии как строгое знание о психических явлениях, оказалось замечательным средством программирования кем-либо чужой жизни в собственных целях (реклама, пиаровские технологии, выборные рейтинги и т.п.).
«На этом поприще у психологии головокружительные перспективы, и вполне возможно, что XXI век поименует сам себя психологическим веком», с сарказмом подмечает В.И. Слободчиков, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, директор Института педагогических инноваций РАО.
Конечно, большинство понимает, что дифференциация профессиональной психологической деятельности неизбежна, что будет существовать множество психологических направлений, подчас не взаимодействующих друг с другом, со своими лидерами и авторитетами. Однако это развитие может носить как прогрессивный, так и уничтожительный характер. Часто, описывая разветвленность психологической науки, приводят слова А.Н. Леонтьева о том, что современная психология развивается не в ствол, а в куст. Но это не значит плохо, ведь и прочные вековые деревья бывают с обильной кроной и обладают при этом устойчивой корневой системой. Задача психологии XXI века обрести связующее единоначалие и обеспечить питание всех востребованных практико-ориентированных направлений.
Да, к сожалению, экстенсивное развитие психологии (создание новых психологических кафедр, факультетов, курсов ускоренной подготовки) привело к тому, что в среднем уровень дипломированных специалистов психологов заметно снизился. «Демократичность» профессии, обеспечившая приток в нее специалистов из других областей, имеет как позитивные, так и негативные стороны. Дело в том, что с психологическим знанием сейчас работают многие специалисты, которые не имеют для этого достаточной профессиональной базы. Добавим к этому средства массовой информации с их чудовищным потенциалом воздействия и манипуляции массовой психикой. Они фактически используют определенные психотехнологии, нарушая подчас этические нормы психологии, призванной возвышать личность, а не низводить человека до уровня рефлекторно-инстинктивного реагирования на провокационную информацию.
Психология как культурная составляющая общественного развития XXI в. — это, прежде всего, психология, отстаивающая ценности и приоритеты личности как индивидуальности. Становление индивидуальности в нашем обществе связано с признанием самобытности и самоценности каждого человека, уважением личности, соблюдением ее прав и обязанностей, предоставлением выбора в принятии решений, ответственности за их последствия. В.П. Зинченко, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, главный научный сотрудник Института общего среднего образования РАО так говорит о будущем психологии как науки: «если психология вернется к своему предназначению быть наукой о присутствии души и духа, а не об их отсутствии, то будущее за психологической физиологией А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, которая приблизит нас к пониманию анатомии и физиологии человеческого духа».
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
... психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение. Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических ... состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. ... закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с ...
Ещё только начав погружаться в такую сложную область научных знаний как психология, трудно сформулировать однозначный ответ на вопрос, поставленный в данном эссе.
психология профессиональный человеческий физиология
«И думал я: витийствовать не надо.
Мы не пророки, даже не предтечи,
Не любим рая, не боимся ада,
И в полдень матовый горим, как свечи» (О. Мандельштам)
Многие знаменитые люди прошлого века, да и не только прошлого часто в своих описаниях вымышленных событий оказывались так называемыми «пророками» событий будущего. Мне кажется, что Владимир Иванович Вернадский в своей работе о ноосфере, высказал скорее не пророчество, а свое предчувствие о том, что в XXI веке вся жизнь человека от быта до науки будет пронизана «психологией».
Ни с одной другой наукой сегодня мы не сталкиваемся так часто, как с психологией и в этом смысле её можно считать наукой века. Психология «везде» и «нигде», она растворилась в обществе, других фундаментальных науках, в жизни каждого человека. Но понимая, что такое научное знание, стоит всё же отметить, что практическая психология, возможно, несколько тормозит развитие психологии как науки в целом. Я наблюдаю попытку «объять необъятное», проникнуть, собрать материал, внести свой вклад в такое количество областей и отраслей, что подвести какие-то общие итоги и выводы по полученному материалу не представляется возможным. Не получается прийти к единообразию в принципах и подходах слишком уж велика начальная экстраполяция.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. «Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России»
2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук / под ред. А.Д. Наследова. — СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. — 532 с.
3. HR-Portal «Психология XXI века: пророчества и прогнозы», серия публикаций участников круглого стола
4. И. Козиков «В.И. Вернадский — создатель учения о ноосфере» Издательство: Издательство МГУ, 2014г.
5. «Психология XXI века: академическое прошлое и будущее». Материалы международной научной конференции молодых ученых. Под научной редакцией О.В. Щербаковой правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Факультет психологию
Размещено на