Сущность правосознания и его роль в жизни общества

Сущность правосознания и его роль в жизни общества

правосознание регулятивный нигилизм

Введение

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей. Это отношение может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным).

Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве. Например, люди выражают свое отношение к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права. Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания.

Правосознание — это совокупность представлений, убеждений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.

Правосознание — одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, — правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.

Поэтому правосознание — весьма независимое, целостное и как бы даже рядоположенное праву явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д.

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... и искусства; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Гражданская дееспособность Чтобы быть полноправным участником гражданско-правовых отношений, гражданин должен обладать и дееспособностью. Дееспособность — это способность ...

Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразной архетипической инварианты жизненного уклада данного народа. Замечено, что в разных типах цивилизации, различных культурно-исторических сообществах существуют весьма неоднозначные представления о нормах поведения, о должном, о способах регулирования тех или иных ситуаций и т.д.

В данной работе постараюсь раскрыть сущность понятия правосознание, охарактеризовать текущее состояние российского общества с точки зрения гражданского правового сознания, а также уровень правовой культуры в нашем обществе, выявить основные проблемы в сложившейся ситуации и наметить пути их решения.

1. Правосознание сущность явления

.1 Понятие правосознания

Такая форма общественного сознания, как правовое сознание, существует с момента возникновения человеческого общества. Правосознание является отражением в сознании людей того факта, что люди в обществе неизбежно связаны определенными правилами с другими людьми.

Правосознание (правовое сознание) представляет собой систему чувств, взглядов, идей, в которых отражается представление людей о праве и правовых явлениях действительности.

В своем развитии правовое сознание зависело от других форм общественного сознания: от религии, морали, политики. Такие формы общественного сознания, как религиозное сознание и моральное сознание, влияли на понимание права. В религиозном сознании впервые формируется понятие свободы и справедливости, а право понимается как мера свободы и справедливости в отношениях людей друг с другом (Приложение А).

В древнем мировоззрении человек понимался как часть природы, как ее раб, существо, не способное изменить природу и самого себя. Свобода понималась как осознанная необходимость. Личной, индивидуальной свободы древний мир не знал. Личность в древнем мире подчинялась обществу, коллективу.

С появлением христианства в Западной Европе изменяется взгляд на сущность человека. Природа человека понимается не только как материальная, но и как божественная, творческая; свобода — как возможность ставить себе цели и достигать их, как возможность изменить себя, достигая подобия Бога. Это предъявляет новые требования к отношениям людей друг с другом как с равными свободными партнерами.

Понятие справедливости также изменяется с появлением христианства. В древнем мире справедливость понималась как воздаяние за дела. В Средние века быть справедливым — означало быть милосердным, соблюдать заповеди Христа.

Правовое сознание носит активный характер. В настоящее время ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни:

в правотворческой деятельности при создании юридических норм;

4 стр., 1607 слов

Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека ...

... воспитания в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности   25.Личностная характеристика, ... рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, конференция, анализ ситуации. Методы формирования сознания личности Пути выделения и закрепления в опыте воспитанников положительных способов ...

в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций;

при выборе варианта поведения всеми субъектами правоотношений;

при непосредственном регулировании некоторых отношений, когда при отсутствии необходимой нормы (пробеле в праве) правоприменитель руководствуется собственным правосознанием.

1.2 Структура правосознания

В структуре правосознания выделяют обыденное и теоретическое правовое сознание.

Обыденное правосознание отражает внешние стороны правовых явлений. Оно формируется в основном стихийно под влиянием обыденной жизни и выступает в форме правовой психологии.

Правовая психология — это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении к правовой действительности.

Теоретическое правосознание отражает внутренние, сущностные стороны правовых явлений. Теоретическое правосознание проявляется в форме идей, категорий, принципов. Разновидностями теоретического правосознания выступают правовая наука и правовая идеология.

Правовая идеология — это представления, взгляды, понятия, убеждения, теории о правовой действительности. Идеологические элементы — это систематизированное знание о конкретных правовых явлениях, их осмысление на теоретическом уровне. Правовая идеология вырабатывается специалистами и усваивается населением в процессе правового воспитания, при получении юридического образования, при знакомстве с юридической литературой, нормативными актами.

Правовая идеология и правовая психология тесно связаны и взаимодействуют между собой. Активно пропагандируемые правовые концепции (например, теория правового государства) воздействуют на правовую психологию, изменяя ее. Но и эмоциональные, чувственные элементы правосознания имеют значение для развития правовой идеологии: они могут или содействовать, или тормозить распространение тех или иных юридических идей.

Различают также индивидуальное, групповое и общественное правосознание.

Индивидуальное правосознание — это представления, взгляды, эмоции одного человека. Индивидуальное правосознание предполагает определенное знание права, законодательства, уважение к праву.

Групповое правосознание — это особенности представлений о праве определенной социальной группы. Оно формируется благодаря тому, что у определенных категорий граждан (молодежи, студентов, пенсионеров, судей, врачей, адвокатов) есть общие корпоративные интересы, которые они отстаивают с помощью забастовок, митингов и т.д.

Особым видом группового правосознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется на основе юридической практики, а также под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм.

Наконец, в силу того, что в каждой стране существуют свои государственно-правовые институты, свои юридические традиции, существуют и особенности в отражении правовых явлений в сознании того или иного общества.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых деяний.

.3 Функции правосознания

Сущность и социальное назначение правового сознания выражаются в его функциях.

В учебной литературе выделяется три основные функции:

познавательная;

оценочная;

регулятивная.

Иногда выделяют еще прогностическую и информационную функцию.

Познавательная функция правосознания связана с осмыслением правовой действительности, с накоплением определенных знаний.

Правосознание существовало в обществе до появления государства, до того, как оформилось писаное право. Оно существует в государстве, где нормы права закреплены в законодательстве.

Правосознание меняется вместе с изменением жизнедеятельности людей, их взаимодействия с природой и друг с другом. Система же законодательства государства менее подвержена изменениям, чем правосознание, поэтому правосознание отражает несоответствие каких-то устаревших норм поведения новым требованиям, появление новых отношений людей, которые необходимо урегулировать. Законотворческая деятельность государства черпает в правосознании материал для создания новых норм.

Оценочная функция правосознания выражается в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам. Оценочная функция формируется на основе повседневного и научного опыта. Правосознание изменяется с углублением познаний человека о самом себе.

Существующее в государстве законодательство получает свою оценку с точки зрения изменившегося правосознания.

Регулятивная функция правосознания определяет ориентиры поведения людей. Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения.

1.4 Взаимосвязь права и правосознания

Правосознание — неизбежный спутник права. Существование права нераздельно с реализацией воли и сознания людей. Требования и нормы общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических прав и обязанностей субъектов до тех пор, пока они не «пройдут» через сознание человека. С другой стороны, реализация права, по сути дела, есть процесс интеграции норм в правосознание народа, конкретных социальных групп.

Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е. такого соотношения, в котором между этими явлениями возникает встречная зависимость.

С одной стороны, развитие и состояние правосознания во многом обусловлено законодательством. Будучи мощным средством нравственного и интеллектуального воздействия, право «в текстах» активно способствует развитию тех или иных правовых представлений и чувств. С другой — право и законодательство как позитивные феномены государственного правопорядка находятся в не менее сильном и мощном «силовом поле» сложившегося уровня и характера правосознания общества, ограничены этим правосознанием, испытывают зависимость от него в процессе как правотворчества, так и правореали-зации.

13 стр., 6205 слов

Правосознание 5

... философских взглядов и воззрений в обществе. Правовое сознание выступает как элемент правовой надстройки наряду с правом и правовыми отношениями. Право, правосознание и правоотношения находятся в тесной связи ... групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение ...

Роль правосознания в правотворческой деятельности заключается прежде всего в том, что сознание в форме правовой идеологии выступает ведущей детерминантой современного правообразования. Формирование права через специально разработанную правотворчес-кую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов, среди которых принципиально важное значение имеют такие, как предварительное изучение мнения граждан и пра-воприменителей о необходимости и характере регулирования данного вопроса, сферы общественных отношений; разработка концепции будущего нормативного акта, которая в систематизированном виде определяет цели, задачи, средства, способы и возможные результаты правового регулирования.

Понятно, что на этих стадиях правосознание играет ведущую роль — как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений. Таким образом, правосознание дает единственно возможный для генезиса права «строительный материал» в виде помыслов, чувств, представлений различных субъектов законотворческого процесса — физических и юридических лиц — всей духовной культуры общества.

Государство, формулируя юридические нормы, в первую очередь должно опираться на правосознание и правовую культуру народа, дифференцировать и стимулировать лучшие их образцы, стремиться не к абстрактно-оторванному от жизни и духа страны «творчеству» закона, а объективированию в действующем праве уже интегрированных в общественное сознание эталонов и регуляторов поведения.

В последние годы в связи с процессом демократизации в России, созданием представительных органов государственной власти, обладающих реальными полномочиями в сфере правотворчества, роль общественного мнения по вопросам юридической политики заметно возросла. Законодатель — депутатский корпус, избираемый свободными демократическими выборами на альтернативной основе, в своей деятельности стремится опереться на действительные интересы и потребности различных социальных групп, мнение которых выступает побудительными мотивами при подготовке тех или иных законопроектов-. Существенно возросло значение юридической науки в работе правообразовательного механизма, что накладывает на отечественную правовую теорию, научное правосознание большую ответственность за обоснованность и качество своих рекомендаций.

Не менее значима роль правосознания в нормальном функционировании правореализационной деятельности. Статус правосознания в этой сфере определяется двумя направлениями.

. Правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Развитое чувство права и законности, интегрированности в действующий правопорядок и правовую культуру является ведущей гарантией массового соблюдения требований правовых предписаний.

. Правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами. Трудно представить случай применения юридической нормы вне контекста правосознания судьи, прокурора, следователя и др. Должностные лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требований и дозволений. Без развитого правосознания сделать это невозможно. На основе правосознания делается оценка доказательств по делу.

10 стр., 4841 слов

Правовая психология и правовое сознание как структурные элементы ...

... являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все ... уровне, в котором принимают участие профессионалы. В разработке правовых идей, теоретических проблем права, правового регулирования специалисты опираются на накопленные знания, обобщают наличный ...

Роль правосознания возрастает при вынесении решения по делу. Так, при назначении наказания, в целом определении меры уголовной ответственности суд, руководствуясь законом и своим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности деяния и деятеля, особенности личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие его вину.

При восполнении «пробелов в праве», когда возникает необходимость применения аналогии права, правосознание судьи служит ориентиром для отыскания нужного закона, сходного по смыслу и предмету регулирования, или помогает в оценке общих начал и принципов законодательства.

Таким образом, правосознание как бы пронизывает весь механизм правового регулирования и правового воздействия на общественные отношения: оно не только предшествует созданию юридических норм, но и «сопровождает» их на всем протяжении действия норм и даже после отмены. От специфики правосознания общества, уровня его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего правового регулирования.

2. Правовая культура в обществе

.1 Понятие правовой культуры

Правовое сознание дает представление о духовных ценностях индивида и общества. Оно выражается в чувствах, представлениях, идеях, а не в материальном виде. Поэтому для более полного уяснения, как право воздействует на общественные отношения, применяется понятие «правовая культура». Понятие «правовая культура» шире понятия «правосознание».

Правовая культура проявляется в правовых идеях, правовых нормах и институтах, правовых поступках и правовых учреждениях.

Понятие «правовая культура» многопланово. В учебной литературе имеется множество его определений. В учебнике «Общая теория права» под редакцией А. С. Пиголкина отмечается, что правовая культура предполагает:

определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;

надлежащую степень знания населением законов;

качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;

специфические способы правовой деятельности;

результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.).

Понятие культурыкак таковой — понятие многоаспектное: это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной, духовной жизни, а также уровень таких достижений в определенную эпоху; уровень и степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности; уровень просвещенности, образованности; совокупность условий жизни, соответствующих потребностей образованного, воспитанного человека.

15 стр., 7419 слов

Психологические особенности правовой социализации молодежи

... индивидуальном уровне, делающему возможным развитие общества и передачу его культуры, в том числе и правовой, от поколения к поколению[6,C. 6]. Социологические аспекты ... современном российском обществе, провозгласившем своей целью формирование гражданского общества и правового государства, правовая социализация должна играть определяющую роль. Процессы демократизации могут развиваться только ...

Право развивается вместе с развитием общей человеческой культуры, которая пронизывает все сферы социального бытия. Каждая эпоха имеет «свое особое право и каждое право соответствует особому культурному строю», вырастает «на почве культуры».

Правовая культура— это система правовых знаний, навыков, действий, проявляемых в сфере тех или иных правоотношений, уважение к действующему законодательству, его неукоснительное соблюдение. Правовая культура выступает в качестве важного критерия правового бытия человеческого общества, зрелости и ценностной значимости его государственных институтов, правовых нормативов.

Различают три уровня правовой культуры: правовая культура личности, правовая культура отдельных социальных общностей и правовая культура общества в целом. Правовая культура личности— это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания отдельного человека, его умение пользоваться нормативно-правовым материалом, личное поведение его в соответствии с требованиями норм права (правомерное поведение).

Правовая культура отдельных социальных общностей — это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания того или иного класса, общественного слоя, особых социальных групп. Правовые параметры их общественной деятельности в соответствии с действующим законодательством. В частности, высокого уровня правовой культуры требует юридическая профессия, связанная с нормативно-правовым регулированием общественных отношений, обеспечением правопорядка, правовой оценкой поведения членов общества.

Правовая культура общества— это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания общества в целом, компетентно-профессиональное творение норм права, их благодатная социальная эффективность. Становление и развитие правового государства самым тесным образом связано с правовой культурой, которая способствует утверждению основополагающих правовых принципов общественного бытия, необходимого правопорядка, правомерного поведения граждан, чувства правовой ответственности членов общества, повышению их нравственного потенциала.

Высокий уровень правовой культуры — важнейший признак правового государства. Правовая культура многоаспектно опосредует, определяет все сферы правового бытия, его качественные параметры. От уровня правовой культуры зависит степень общественной активности граждан, их непосредственного участия в управлении государственными, общественными делами. Правовая культура гуманизирует личность, ее поведение, оптимизирует систему правовой охраны и защиты ее прав, упреждает недоверие или озлобленность между различными слоями населения, нациями и народами. Чем выше уровень правовой культуры, тем качественнее и эффективнее правотворческая и правоприменительная деятельность, тем совершеннее институциональное обустройство государства, деятельность его органов.

11 стр., 5287 слов

Личность и общество 2

... склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. ... жены). Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их) Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается ...

Формирование правовой культуры, ее содержательная определенность достигаются посредством правового воспитания,включающего привитие специальных правовых знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых действий, поступков.

Главным фактором в правовом воспитании выступает существующая в государстве система юридического образования(начального, среднего, высшего), обеспечивающая приобретение необходимых знаний о феномене права как социальном явлении, принципах и приемах правотворческой и правоприменительной деятельности, способствующая развитию чувства уважения к праву, активной и справедливой правовой позиции в сфере общественных отношений.

Ни в правотворческой, ни в правоприменительной деятельности правовая безграмотность, какие-либо ошибки, негативно сказывающиеся на человеческой судьбе, недопустимы. Неквалифицированное, неправильное толкование правоприменителем тех или иных правовых нормативов порождает неверные, несправедливые правовые решения, которые дискредитируют деятельность правоприменительных органов, способствуют распространению правового нигилизма, выражающегося в скептическом отношении к указанным органам, неверии в реальную эффективность и ответственность их деятельности, отчужденности от органов государственной власти.

Правильно поставленное юридическое образование, базирующееся на достижениях юридической науки, лишенной правовой демагогии, стимулирует правомерное поведение граждан, культивирует общественное мнение (Ж.-Ж. Руссо: «Общественное мнение есть своего рода закон…») по вопросам правового бытия, сводит до минимума различные виды отклоняющегося, неправомерного поведения, совершенствования правовых нормативов, их правильное применение в конкретных правовых отношениях.

В юридической литературе под правовой демагогией понимают «особый вид социальной демагогии, состоящей в общественно опасном, намеренном, обманном, конфликтном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан (иностранцев) на чувства, знания, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности для достижения собственных порочных корыстных целей обычно скрываемых под видом пользы народу и благосостояния государству». Поскольку не все члены общества приобретают специальное юридическое образование, важное значение для формирования правовой культуры имеет пропаганда правовых знаний, навыков, правовой идеологии, т.е. их распространение и компетентное разъяснение, среди различных слоев населения по месту их жительства, учебы, работы с учетом национального фактора, что особенно актуально в многонациональных государственных образованиях. Осуществляется это работниками юстиции, юристами (учеными и практиками) как в прямой устной форме (например, в форме бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов и т.п.), так и посредством использования широкой сети средств массовой информации — радио, телевидения, печати, Интернета.

9 стр., 4071 слов

Ценностные ориентации личности

... -ориентирующую, функции интеграции духовного мира личности, целеполагания, детерминации психических процессов. Основы ... различных видов социальной регуляции: моральной, правовой, религиозной, приказной и т.д. Мораль ... и действиям людей. Вся духовная культура общества пронизана нравственными ценностями, включая ... языка; ценность человеческой жизни, уважение прав и свобод людей; ценности семьи, ...

Существенный вклад в деятельность по пропаганде правовых знаний вносят уполномоченные по правам человека (омбудсмены), занимающиеся, кроме своих обязанностей по внесудебной защите прав человека, правовым просвещением по вопросам прав человека, форм и методов их защиты. Уполномоченные, в частности, в школах и вузах выступают с лекциями, проводят семинары на темы об основных направлениях деятельности государственных правозащитных органов, о международных стандартах в области прав человека, осуществляют подготовку, издание и распространение периодических и информационных материалов, просветительской литературы, связанной с охраной и защитой прав человека.

Ценностную значимость имеет взаимосвязь правовой культуры с нравственной культурой, генетическая и функциональная специфика которой обусловлена закономерностями общественного бытия и имеет диалектический характер. И та и другая содержат определенный регулятивный потенциал, отражающий человеческие потребности, интересы, но сферы непосредственного действия этих культур не идентичны. Они не имитируют друг друга, ни одна из них не подчинена другой, и вместе с тем они не противостоят друг другу, имманентно взаимосвязаны. Повышение правовой культуры невозможно без повышения нравственной культуры и наоборот.

Правовые идеалы выработаны нравственными идеалами человека, поэтому всякий правовой идеал имеет определенное нравственное значение. Чувство справедливости — главное соединительное звено нравственности и права. Справедливость— руководящее начало правового бытия правовой жизни. Феномен нравственности породил феномен права. Однако реальное осуществление нравственных идеалов, их претворение в жизнь невозможно (во всяком случае не всегда) без права, которое создает для этого соответствующие нормативные условия правовой значимости. Нравственность формулирует, нормативно цементирует жизненные цели, право своими средствами, включая при необходимости принудительные (порой весьма жесткие) средства (против антинравствевнного), актуализирует, реализует эти цели. Таким образом, не только нравственность как таковая способствует развитию и совершенствованию права, но и само право, его нормы имеют непреходящее значение для развития и совершенствования человеческой нравственности.

Правовая культура включает в себя правовую культуру юристов и правовую культуру населения.

Правовая культура общества является частью его общей культуры. Она связана с политической, нравственной, религиозной и другими сферами культуры данного общества.

Итак, правовая культура характеризуется следующими чертами:

состоянием правосознания;

уровнем совершенствования законодательства и состоянием законности в стране;

соотношением общечеловеческого и национального в праве;

степенью развитости в стране юридической науки и юридического образования;

эффективностью деятельности правоприменительных органов.

2.2 Структура правовой культуры и ее функции

Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, эти элементы выступают составными компонентами нескольких различных систем.

Особого внимания заслуживает деятельная сторона правовой культуры. При этом необходимо прежде всего иметь в виду две области деятельности: 1) непосредственно в правовой сфере; 2) неправового характера, но связанная со сферой действия права.

Понимание первой не представляет особой сложности, хотя и здесь проявляются весьма нетрадиционные взгляды. О второй может идти речь тогда, когда содержанием ее оказывается разработка, предположим, в художественной форме каких-либо произведений, отражающих правовые идеи, теории, оценки, чувства. Эта деятельность непосредственно не входит в предмет правовой культуры, но своим идейным содержанием наполняет ее. Так, радио, телевидение, литература, живопись, кино, журналистика, будучи самостоятельными средствами информации, тем не менее пополняют ее правовые «фонды».

К деятельности, связанной с правовой сферой, близко примыкает применение различных кибернетических приемов и методов в правоведении и юридической практике.

Названные элементы не полностью совпадают с содержанием правовой культуры они характеризуют лишь уровень правового развития общества. Содержанием же охватываются не просто правосознание, право, законность и т.п., но и характер, эффективность, степень их развития, т.е. то, что дает им данный этап общественного процесса.

Структура правовой культуры личности весьма многогранна. Здесь можно вести речь о нескольких плоскостях структуры: формах выражения, социальном уровне, содержании и т.д. Юридическая образованность личности выражается в трех состояниях — правовых культурных ориентациях, творческой деятельности по их реализации и в полученных результатах реализации.

Как определенная степень развития индивида, правовая культура человека проявляется прежде всего в подготовленности его к восприятию прогрессивных правовых идей и законов, в умении и навыках пользоваться правом, а также в оценке собственных знаний права. С этих позиций культура личности характеризуется наличием правовых культурных ориентации.

Далее, правовая культура — это определенный характер и уровень творческой деятельности личности, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки. Наконец, правовая культура выступает как результат творческой деятельности в сфере права. Последний способ существования данного явления выражается как его внутренний потенциал.

Предлагаемый подход имеет не только теоретическое, но и практическое значение. При анализе реального состояния юридической культуры личности необходимо учитывать уровень ее развития у населения. Так, если правовую культуру рассматривать лишь как юридический потенциал, то вольно или невольно остаются в стороне не только перспективы ее дальнейшего развития, но и устойчивость уже приобретенной. Первое обеспечивается правокультурной творческой деятельностью, второе — выработкой правовых ориентации.

В определении правовой культуры как степени и характера правового развития личности, обеспечивающих какие-то стороны индивидуальной активности, содержатся две несводимые характеристики. Первая — это показатель социальной развитости человека со стороны ее уровня и со стороны направленности (типа).

С этих позиций структура правовой культуры личности выступает в двуедином качестве — типа человеческой деятельности и ее ориентации на право, отрасль, отдельный закон. Здесь можно говорить о цивилистической, криминалистической, административной и судебно-процессуальной правовой культуре.

Нет необходимости вести речь о самостоятельной структуре правовой культуры личности, исходя из всех отраслей права, однако имеют место в реальной жизни различные ее направления с учетом существенных особенностей деятельности суда, органов внутренних дел (в целом административных органов), следствия или цивилистики.

При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический уровни правовой культуры.

Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Данный вид культуры как бы «останавливается» на поверхности правовых явлений, ее обобщения неглубоки. С помощью такой культуры нельзя объективно осмыслить и оценить все стороны правовой практики. Однако будет ошибкой рассматривать ее как потенциально дефектную, второразрядную.

Специфика обыденной правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения.

Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у юристов вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Поиски сущности и содержания правовых категорий под силу личности, обладающей такой правовой культурой, которая соответствует ее научно-теоретической деятельности. Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников.

Теория правовой культуры как форма концептуального осознания потребностей общества в правовом регулировании тех или иных сфер жизни может и должна являться идейно-теоретическим источником права. Законотворчество и законоприменение компетентными органами предполагают достаточно высокий теоретический уровень правовой культуры.

Обыденный, профессиональный и научно-теоретический уровни правовой культуры тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Представить в полной мере сущность культуры нельзя, не раскрывая ее логическую структуру, юридические понятия и категории, оценки (оценочные суждения) и деонтические правовые модальности. Юридические понятия и категории составляют рациональную сторону правовой культуры личности, выражая достигнутую ею степень знаний и понимания правовых явлений. С этих позиций правовая культура представляет собой определенную сумму объективных по своему содержанию знаний.

Правовые понятия служат (хотя далеко не всегда) основой формирования оценочной стороны культуры личности Оценочный момент, органически присущий правовой культуре, не только позволяет понять ее роль в правовом регулировании как фактора, обеспечивающего поддержание прогрессивных правовых норм, но и способствует отмене устаревших регуляторов, формированию новых, соответствующих высокому технико-юридическому и идейно-теоретическому уровню.

В правовой культуре индивида также присутствуют специальные элементы ее логической структуры — нормативные суждения или деонтические модальности, включающие такие модальные операторы, как «обязательства», «разрешено», «запрещено». Нормативные суждения складываются на фундаменте правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию правового поведения личности.

В правовой культуре личности можно выделить три категории, которые находятся в неразрывном единстве: идейно-теоретические правовые представления, позитивные правовые чувства и творческую деятельность индивида в правовой сфере. Первая — это система взглядов на действующее или желаемое право, явления, на правовую жизнь в целом.

В теоретическом, системном выражении правовые представления составляют правовую теорию, которая выступает ведущей стороной правовой культуры. Позитивные эмоциональные отношения личности к праву и правовым понятиям представляют собой правовое чувство, которое вместе с настроением, психологическим складом, привычками и традициями в сфере действия права составляют социально-правовую психологию. Позитивное ее проявление и выступает элементом правовой культуры.

Содержание юридической культуры определяет модель правокультурной личности. Такая модель предполагает характеристику: а) фактического правового и правозначимого поведения личности; б) ее отношения к праву и правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, признания уважительного отношения к правам другого человека; в) привычки к правомерному поведению;

г) гражданско-правовой активности.

Обладая высокой правовой культурой, гражданин в состоянии свободно себя ориентировать, исходя из признания социальной ценности права и собственного избранного поведения. В наше время это особенно важно, поскольку, с одной стороны, еще существуют многие морально устаревшие, не отвечающие интересам правового государства и гражданского общества юридические правила, а с другой — появилась угроза нарушения закона под прикрытием демагогических рассуждений о демократии.

Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций — познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формирование правового государства.

Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в юридической сфере.

Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Указанная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в «измерении» индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценке подвергается правовая реальность в самом широком диапазоне — от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча на селения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем.

Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права.

2.3 Формы деформации правосознания. Правовой нигилизм: пути преодоления

В некоторых исторических условиях может формироваться дефектное правосознание, выражающееся в различных формах.

. Правовой инфантилизм, при котором человек не может ориентироваться в правовой действительности. Он возникает из-за недостатка жизненного опыта и знания основ действующего законодательства.

. Правовой идеализм, при котором происходит преувеличение возможностей права. Происходит он из-за того, что некоторые политики принимают нереальные, невыполнимые законы, желая добиться популярности.

. Правовой нигилизм, который противостоит в правосознании требованиям законности. Сущность правового нигилизма заключается в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку.

Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизмхарактеризуется:

б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

в) не сопряжен с позитивной программой;

г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственными т.п.

Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность.

Проф. Н.И. Матузов выделяет следующиеформы правового нигилизма:

а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;

б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

в) издание противоречивых правовых актов;

г) подмена законности целесообразностью;

д) конфронтация представительных и исполнительных структур;

е) нарушение прав человека;

ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).

Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, опассивной и активной формах правового нигилизма. Дляпассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.

Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм:

а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин);

б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов);

в) ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.

Правовой нигилизм — это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны. Это:

а) реформы социально-экономического характера;

б) изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения;

в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;

г) улучшение правоприменительной практики;

д) теоретическая работа в этом направлении, и др.

Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улучшения состояния правовой культуры общества, ее обогащения.

В литературе справедливо отмечается, что «от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой — стремиться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в абсолют роли права и других правовых средств» (Н.Л. Гранат).

2.4 Правовое воспитание

Государство и общество заинтересованы в повышении уровня правовой культуры населения, в распространении юридических знаний, в формировании у граждан убеждения в необходимости исполнения требований права.

Важную роль в формировании правосознания и правовой культуры граждан играет правовое воспитание.

Правовое воспитаниепредставляет собой систему, состоящую из следующих элементов:

субъекты воспитания: государство и его органы, должностные лица, общественные организации;

объекты воспитания: отдельные индивиды, группы населения;

содержание воспитания: передача воспитуемым юридического

опыта общества;

формы и методы правового воспитания.

К основным организационным формам правового воспитания относят правовое обучение, правовое просвещение и правовую пропаганду.

Правовое обучение — это передача прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности.

Правовое просвещение и правовая пропаганда могут быть устными (лекции, беседы, встречи с юристами) и печатными (газеты, книги, плакаты и т.п.).

Методы правового воспитания — это приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относятся убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и другие методы.

Цель правового воспитания — сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности, осознанное, ответственное поведение.

Заключение

Поскольку право представляет собой социальное явление, то у людей, живущих в одном обществе, формируются определенные представления, чувства, взгляды на право. Их совокупность и образует отношение людей к этому важному институту. В одних случаях люди боготворят право, возлагая именно на него свои надежды, в других, напротив, право ненавидят, доказывая его ненужность, неэффективность в решении конкретных проблем.

Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.

Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.

Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Таким образом, правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.

Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как причудливое переплетение, с одной стороны, тотального правового нигилизма, а с другой, — наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, казалось бы несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину юридического бескультурья.

В первом случае законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают; во втором, напротив, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов по каждому вопросу. Указанные крайности — следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.

Нам необходимо продолжать совершенствовать правовое воспитание личности целью которого является выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных обязанностей, которые можно в целом охарактеризовать как высокую правовую культуру, включающую в себя все элементы правосознания и правового поведения; обладание необходимыми правовыми знаниями, выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности; утверждение в сознании гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства; нетерпимость к правонарушителям, а также высокую правовую активность, творческое участие в применении норм права и их совершенствовании, охране правопорядка.

Список использованных источников

.Алексеев, С. С. Государство и право : учеб. пособие / С. С. Алексеев. — М. : ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.-452 с.

.Деев Н.Н. Современное гражданское общество в Западной Европе. / Государство и право. 2001.-258 с.

.Затонский, В. А. Эффективная государственность / В. А. Затонский ; под ред. А. В. Малько. — М. : Юристъ, 2006.-180 с.

.Лазарев В.В. «Общая теория права и государства». Москва, «Юрист», 2007 г.-426 с.

.Макогон, Б. В. Процессы глобализации в современном праве и их проявление в российском законодательстве : монография / Б. В. Макогон. — Белгород : Ин-т социологии и права, 2008.-46 с.

.Новгородцев П.И. Становление и развитие гражданского общества. М., 2005.-96 с.

.Перевалов В. Д Теория государства и права: Учебник для вузов / — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. — 496 с.

.Саидов, А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) : учебник / А. Х. Саидов ; под ред. В. А. Туманова. — М. : Юристъ, 2005.-310 с.

.Симонишвили, Л. Р. Формы правления: история и современность : учеб. пособие / Л. Р. Симонишвили. — М. : Флинта; МПСИ, 2007.-358 с.

Субочев, В. В. Законные интересы / В. В. Субочев ; под ред. А. В. Малько. — М. : Норма, 2008.-192 с.

.Шилов С. Гражданское общество. // www.kreml.org.