2. Принципы спортивной тренировки

16

ОСНОВЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВИДАМ СПОРТА

План

1. Основные понятия и термины

2. Принципы спортивной тренировки

3. Средства спортивной тренировки

4. Методы спортивной тренировки

5. Стороны спортивной тренировки

6. Особенности спортивной тренировки

7. Воспитательная работа со спортсменами

8. Планирование тренировочного процесса

9. Контроль тренировочного процесса

10. Тренировочное занятие — основная форма ор­ганизации

тренировочного процесса

11. Организационно-правовые разновидности спорта

1.Основные понятия и термины

В сфере каждой профессии существуют специфические термины и понятия. Знание и правильное их использование является показателем уровня квалифицированности специалиста. В связи с этим необходима всеобщая унификация и однозначное толкование основных профессиональных терминов и понятий.

Спортивная трениров­ка – специализированный педагогический процесс, направленный на создание оптимальных условий, позволяющих максимально использовать заложенные природой физические, функциональные, интеллектуальные и психические возможности человека с целью достижения наивысших показателей в избранном виде спорта (Л.С.Дворкин, 1995).

Спортивная трениров­ка – та часть подготовки спортсмена, которая построена на основе метода упражнения (А.А. Гужаловский, 1986).

Спортивная трениров­ка — специализированный про­цесс всестороннего физического воспитания, обеспечивающий достижение высокого спортивного результата в избранном виде спорта (Б.А.Ашмарин, 1979).

Спортивная трениров­ка – педагогический процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей спортсменов в условиях правильного гигиенического режима, тщательного врачебного и педагогического контроля (Н.Г.Озолин, 1962).

Цель спортивной тренировки – подготовка спортсменов для выступлений в соревнованиях и достижения в них как можно более высоких (или, у других авторов, запланированных) результатов (Л.С.Дворкин, 1995).

11 стр., 5402 слов

Пути совершенствования тренировочного процесса в парусном спорте

... процессом спортивной тренировки» и соответствующее ему содержание понятия «спортивная тренировка». На современном этапе развития теория и методики спортивной тренировки вопросам управления тренировочным процессом ... процессом спортивной тренировки за основу берется характеристика структуры специальной подготовленности с учетом особенностей соревновательной деятельности в конкретном виде спорта, ...

Суммарный эффект спортивной тренировки условно выража­ется понятиями тренированность, подготовленность и спортив­ная форма.

Тренированность понимается как степень биологиче­ского приспособления организма к тренировоч­ным нагрузкам, которая появляется в результате систематиче­ских физических упражнений. Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена.

Подготовленность — это комплексный результат физи­ческой, тех­нической, тактической и психической подготовки. Термин «подготовленность» мо­жет относиться и к каждой из перечисленных сторон подготовки, отражая тем самым частный результат. В этом смысле говорят о физической, технической или другой подготовленно­сти.

Все стороны подготовленности взаимозависимы и опираются на достигнутую меру тренированности. Например, уровень технической подготовленности обусловлен мерой развития двигательных качеств, и наоборот.

Спортивная форма – такое состояние спортсмена, когда достигается оптимальный уровень взаимоотношения физических, психических и технических возможностей на том или ином этапе подготовки и реализованный в условиях соревнований (Л.С.Дворкин, 1995).

Спортивная форма отражает объективное и субъек­тивное состояние наивысшей для данного цикла готовности спортсмена к спортивным достижениям. Она ха­рактеризуется наивысшей мерой тренированности и подготов­ленности спортсмена к участию в основных соревнованиях (Б.А.Ашмарин, 1979).

Спортивная тренировка рассматривается как способ регулирова­ния или управления развитием спортивной формы.

Спортивная тренировка — это специализированный процесс физического воспитания, направленный на достижение высокого спортивного результата в избранном виде спорта. Она является специализированной составной частью физического воспитания и подчиняется всем его законам.

Достижение высоких спортивных результатов требует продолжительной многолетней тренировки, которую принято делить на три основных этапа: начальная специализация (базовая подготовка), углубленное совершенствование и спортивное долголетие. Естественно, что лишь первый из них и часть второго могут приходиться на школьный возраст.

На уроках физического воспитания в общеобразователь­ной школе должны использоваться некоторые эле­менты спортивной тренировки (методы и методиче­ские приемы, формы организации занятий и пр.).

Однако уроки в школе принципиально отличаются от уроков спортивной тре­нировки и по содержанию и по методике проведения.

Принцип сознательности формирует у спортсмена целеустремленность, когда перед ним ставится цель — достижение максимального спор­тивного результата.

Прин­цип прогрессирования — наращивание нагрузок до максимальных величин.

Принцип непрерывности тренировочного процесса – адаптация к нагрузкам протекает без перерывов, т.е. воздействие последующей нагрузки начинается на фоне следов предыдущей.

5 стр., 2298 слов

Положение о двух принципах психической деятельности

... и стремиться к их реальному изменению. Таким образом, был введен новый принцип душевной деятельности. Представлялось уже не то, что приятно, а то, что действительно, даже ... трудности отказа от последних. С введением принципа реальности откололся вид мыслительной деятельности, свободной от критерия реальности и подчиненной исключительно принципу удовольствия,1 - это фантазирование, которое начинается ...

Принцип волнообразности динамики нагрузок, при соблюдении которого обеспечивается наибольший тренировочный эффект.

Принцип доступности и индивидуализации — выбор вида спорта с учетом одаренности человека, методики тренировки, макси­мально отвечающей особенностям спортсмена, индивидуального стиля деятельности и в более широком смысле тактики выступ­ления на соревнованиях.

Принцип активности получает в спортивной тренировке свое высшее выражение. Это не просто активность, а творческая инициатива — создание новых компо­зиций, новой техники выпол­нения упражнений и т. д.

Принцип систематичности — непрерывность тренировочного процесса. Спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, при кото­ром стремятся достигнуть наибольшего кумулятивного эффекта спортивной специализации. В связи с этим интервалы отдыха между занятиями строятся по иному принципу, чем в процессе физического воспитания с общей направ­ленностью. Стремление получить в перспективе максимальный спортивный результат приводит к резкому увеличению объема и ин­тенсивности тренировочных нагрузок.

Принцип цикличности тренировочного процесса. Цикличность — это относительно за­конченный кругооборот звеньев тренировочного процесса с час­тичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов. Однако каждый очередной цикл не является копиро­ванием предыдущего, он протекает на более высоком уровне тренировочных нагрузок, сложности задач и т. п. Цикличность можно сравнить с развитием по спирали.

В зависимости от протяженности цикла во времени различа­ют малые циклы, или микроциклы (например, недельные), средние циклы, или мезоциклы (например, месячные), и большие циклы, или макроциклы (например, годовые).

Принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена. Общая подготовка обеспечивает разви­тие различных двигательных качеств, овладение богатым арсе­налом двигательных действий, которые могут быть использо­ваны не только в спортивной, но и в других видах деятельности.

Однако общая подготовка должна быть подчинена избран­ному виду спортивной деятельности, так как далеко не всякое соотношение общей и специальной подготовки способствует рос­ту спортивных результатов.

Тренировка является приспособлением человека к конкретным условиям деятельности, которые различны в разных видах спорта.

Чем более подготовлен спортсмен, тем ближе к реальным должны быть условия деятельности на тренировочных занятиях. Например, в спарринг-партнеры надо подбирать спортсменов, имеющих сходную с ожидаемыми соперниками тактику ведения спортив­ных поединков. Кроме того, применительно к соревнователь­ной деятельности адекватность тренировочного процесса состоит в адаптации спортсмена к психическому напряжению.

19 стр., 9355 слов

Анализ тренировок спортсменов-ориентировщиков

... спортсмена) определяется тем обстоятельством, что при исключении любого фактора достижение высокого спортивного результата становится невозможным. Такими факторами в структуре подготовленности являются: двигательные качества; ... Ориентирование объединяет в себе аудиторные занятия и увлекательные игры и тренировки на свежем воздухе, формирует исследовательские способности и умение самостоятельно ...

Мера соотношения общей и специальной подготовки опре­деляется задачами тренировочного периода и этапа. В целом следует придерживаться правила, согласно которому чем ближе соревнование, тем большую до­лю времени должна занимать специальная подготовка. В тре­нировке новичков объем общей подготовки должен быть сравнительно большим.

3. Средства спортивной тренировки

Спортивная тренировка располагает теми же группами средств (физические упражнения, естествен­ные силы природы и гигиенические факторы), что и физиче­ское воспитание в целом. Однако состав и объем этих средств полностью подчинены задачам спортивной тренировки. Основным специфическим средством спортивной тренировки являются тренировочные упражнения.

Используемые физические упраж­нения имеют неодинаковое значение в из­бранном виде двигательной деятельности и делятся по этому признаку на три группы: соревновательные (или основные), специально-подготовительные и общеподготови­тельные.

Соревновательные упражнения являются предметом соревнования спорт­сменов. В за­висимости от вида специализации у спортсмена может быть одно-два и более соревновательных упражнения. Они должны выполняться в строгом со­ответствии с официальными правилами соревнований.

Специально-подготовительные упражнения сходны с соревновательными по некоторым структурным эле­ментам, характеру нервно-мышечных напряжений и преимуще­ственному развитию двигательных качеств, но более просты для усвоения, более направленно развивают те навыки и качества, которые необходимы спортсмену в соревновательных упражне­ниях.

Специально-подготовительные упражнения объединяет группу упраж­нений:

1) подводящие упражнения;

2) подготовительные упражнения;

3) упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения;

4) имитационные упражнения, приближенно воссоздающие соревновательное упражнение;

5) упражнения из смежных видов спортивных упражнений.

Общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двига­тельных навыков и качеств спортсмена, повысить его общую тренированность.

Кроме упражнений в спортивной тренировке используются естественно-средовые (тренировка в среднегорье), гигиенические (средства ускорения восстановительных процессов) и технические средства (обеспечение наглядности и срочной информации, тренажеры).

4. Методы спортивной тренировки

Являясь частью системы физического воспитания, спортив­ная тренировка располагает всем арсеналом ее методов и мето­дических приемов обучения. Однако специализация в спортив­ной тренировке определяет особенности их применения.

Группа методов строго регламентированного упражнения приобретает ярко выраженную направленность на совершенствование двигательных навыков и максимальное развитие двигательных качеств, характерных для избранного вида спортивной специализации.

Методы длительного стандартно-повторного и повторно-переменного упражнения отличаются стандартизацией, длительностью и непрерывностью нагрузки и чаще всего применяются в циклических видах спорта, требую­щих проявления выносливости.

10 стр., 4673 слов

На тему: «Основные стороны подготовки спортсмена»

... подготовки спортсмена Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной ... при выполнении серии скоростно-силовых упражнений. Средствами общей физической подготовки является общеподготовительные упражнения. Вспомогательная физическая подготовка строится на базе ОФП и ...

Методы переменного упражнения характеризуют­ся периодической сменой интенсивности работы и широко при­меняются в спортивных играх.

Методы повторно-интервального и прогресси­рующего упражнения предъявляют повышенные требо­вания к функциональным возможностям организма за счет со­кращения интервалов отдыха и возрастания нагрузки до макси­мума.

Метод частично регламентированного упражнения широко представлен соревновательным методом, особенно при высоком уровне спортивного мастерства.

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, характерных для данного вида спорта. Применение этого метода обеспечивает высокую эмоциональность, возможность выявить психическую готовность спортсменов.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность как способ повышения эффективности тренировочного процесса.

Специфическая группа методов: идеомоторные, аутогенные.

Спортивная тренировка требует комплексного использования различных методов, только оптимальное сочетание с учетом особенностей вида спорта, этапов тренировки может обеспечить максимальный эффект тренировочного процесса.

5. Стороны спортивной тренировки

Содержание спортивной тренировки складывается из физи­ческой, технической, тактической, психологической, теоретиче­ской и фармакологической (в тяжелой атлетике, бодибилдинге) подготовки. Эти направления взаимосвязаны, но объем той или иной стороны подготовки зависит от специфики вида спор­та. Там, где особенно высоки требования к максимальной силе и силовой выносливости, ведущее место занимает физическая подготовка, велика доля общеразвивающих упражнений по сравнению, например, с технически сложными видами спорта. И наоборот, когда формирование спортивной техники является первостепенной задачей, технической подготовке отводится большее время. В спортивных играх больше времени отводится тактической подготовке.

Физическая подготовка условно делится на об­щую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) понимается как начальная ступень подготовки спортсмена, обеспечивающая ук­репление здоровья, всестороннее физическое воспитание, созда­ющая предпосылки для специализации в том или ином виде соревновательного упражнения.

Выбор средств ОФП необходимо подчинять двум основным правилам:

1. Физические упражнения должны способствовать формированию системы жизненно важных двигательных действий в беге, плавании, прыжках и т. п., комплексно развивать основные двигательные качества и, наконец, совершенствовать функции всех органов и систем организма.

2. Средства ОФП обязаны отра­жать особенности специализации спортсмена. Для этого необхо­димы такие общеподготовительные упражнения, которые, с од­ной стороны, обеспечивают разностороннее физическое воспи­тание, а с другой — по принципу положительного переноса тре­нировочного эффекта содействуют эффективности соревнова­тельного упражнения.

28 стр., 13593 слов

Основы спортивной тренировки

... техники выполнения физ. упражнений 30 4.1. Спортивные соревнования и подготовка спортсмена 31 4.2. Особенности контроля в спортивной тренировке 32 ... двигательного аппарата спортсмена; - разработка методов контроля за уровнем технической подготовленности, а также за содержанием технической подготовки; - планирование технической подготовки. Сущность (основная задача) технической подготовки спортсмена ...

Специальная физическая подготовка (СФП) есть про­цесс развития тех двигательных качеств и формирования тех систем двигательных навыков, которые прямо отражают спе­цифику вида спорта и способствуют направленному функцио­нальному совершенствованию организма спортсмена, его техни­ческой, тактической и психологической подготовке. СФП опирается на ОФП, но направлена на развитие ведущих для спортивной специализации двигательных качеств, на создание двигательно­го опыта, без которого нельзя полноценно освоить соревнова­тельное упражнение.

Средствами СФП являются все специально-подготовительные упражнения.

Включение в СФП соревно­вательных упражнений должно отвечать задачам тренировоч­ного процесса, не противоречить смыслу учебно-воспитательной работы.

ОФП и СФП взаимообус­ловлены по объему и содержанию. Их соотношение определяет­ся задачами тренировочного процесса на каждом из этапов. Изменение объема и содержания, например, СФП неизбежно сказывается на тех же парамет­рах ОФП.

Техническая подготовка представляет собой про­цесс освоения техники соревновательных упражнений. Ее зада­чей является формирование двигательных навыков и умений высшего порядка, составляющих основу двигательных дейст­вий— предмета спортивной специализации.

Средства технической подготовки — это преимущественно со­ревновательные упражнения. Остальные (общепод­готовительные и специально-подготовительные) упражнения создают базу для ее эффективной реализации. Этим определяется и значение физической подготовки спортсмена для его технического совер­шенствования.

Объем и содержание технической подготовки изменяются в соответствии с задачами тренировки на разных ее этапах. На­пример, на этапе специальной подготовки к соревнованиям объем увеличивается, а содержание изменяется в сторону боль­шей специализации средств.

Тактическая подготовка понимается как процесс формирования системы способов ведения спортивной борьбы в соревнованиях.

В результате технической подготовки спортсмен приобретает средства для участия в соревнованиях, в результате тактиче­ской — умения искусно владеть ими в постоянно изменяющихся условиях спортивной борьбы.

В целом тактическая подготовка складывается из двух на­правлений: разработки плана поведения во время соревнования с учетом собственных возможностей, особенностей соперников и предполагаемых условий соревнований, а также из формирова­ния тактических навыков творческой реализации намеченного плана.

В соответствии с этим при тактической подготовке должны быть решены следующие задачи:

— изучение основ современ­ной тактики, являющейся типовой для данного вида спорта (освоение системы знаний о всех тактических приемах, об усло­виях их рационального применения);

— ознакомление с такти­ческим опытом сильнейших спортсменов;

— изучение особен­ностей возможных спортивных соперников, уровня их трениро­ванности и подготовленности;

13 стр., 6238 слов

Спортивная тренировка — структура построения в различных видах спорта

... в тренировку можно включать и другие виды спорта, но лишь как вспомогательные. Спортивная тренировка -- это в высокой степени индивидуализированный процесс подготовки. Спортивный результат складывается из многочисленных компонентов, которые у разных спортсменов могут ...

— ознакомление с условиями предстоящих соревнований (временем и местом их проведения, особенностями зачета и т. п.);

— разработка тактического плана предстоящего соревнования (выбор наиболее целесообразной тактической схемы, подбор способов решения отдельных задач и т. п.);

— практическое освоение тактических приемов, их ком­бинаций вплоть до приобретения тактических навыков;

— фор­мирование умений оказывать психологическое давление на соперника, навязывая ему не свойственный для него стиль дея­тельности;

— анализ проведенного соревнования, эффективно­сти применения тактики, выводы на будущее.

Тактическая подготовка осуществляется различными спосо­бами. Основной из них — повторное выполнение действий по предварительно разработанному тактическому плану в усло­виях тренировочных занятий и на соревнованиях.

Психологическая подготовка представляет со­бой педагогический процесс воспитания способ­ности преодолевать психические трудности, свойственные спортив­ной деятельности.

Весь процесс психологической подготовки делится на две части:

1. Общая психологическая подготовка, кото­рая проходит через все этапы тренировки, направлена на вос­питание спортсмена как гражданина, а также на воспитание мотивов, которые побуждали бы к систематическим занятиям, на воспитание трудолюбия, способности преодолевать трудности, наконец, на освоение норм спортивной этики.

2. Психологическая подготовка к соревнова­нию осуществляется в период, предшествующий ближайшему соревнованию, и предусматривает создание наивысшей психиче­ской готовности к спортивной борьбе в условиях данного со­ревнования.

Обе части психологической подготовки должны присутство­вать в подготовке спортсмена любой специализации. Некоторы­ми психическими качествами и процессами (например, трудолюбием) должен обладать каждый спортсмен. Однако свой­ственные каждому соревновательному упражнению специфиче­ские трудности, особенности содержания и средовых ус­ловий каждого вида спорта требуют проявления только им свойственных психических качеств.

Критериями уровня специальной психической подготовлен­ности спортсмена являются:

во-первых, стабильность выступле­ний в соревнованиях, зависящая часто от соответствия свойств нервной системы особенностям спортивной специализации;

во-вторых, работоспособность (включая ее психический ком­понент) в условиях специфических трудностей соревновательно­го упражнения;

в-третьих, соответствие психических качеств спортсмена требованиям технической и тактической подготов­ки, так как особенности техники и тактики физических упраж­нений предъявляют разные требования к проявлению качеств внимания (его концентрации, переключения и распределения), оперативной памяти, быстроты и точности двигательных реак­ций, гибкости мышления и пр.

Психическая подготовка включает и морально-воле­вую подготовку спортсмена, то есть воспитание целеустремленности, настойчивости, инициативности, самооблада­ния, решительности и смелости.

Воспитание всех психических качеств происходит наиболее успешно в процессе практической деятельности, когда на трени­ровках и соревнованиях приходится преодолевать постоянно возрастающие трудности. Воспитание необходимых ка­честв должно осуществляться не только в процессе тренировок, но и в любых сферах общественной жизни — труде, учебе, в быту.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ ...

Психологическая подготовка осуществляется различными методами. Помимо общепедагогических, таких, как упражне­ния в преодолении трудностей, разъяснения, побуждения, одобрения и др., существуют и специальные:

— метод настраи­вающих упражнений, позволяющий с помощью двигательных действий привести спортсмена в нужное психическое состояние;

— метод идеомоторных упражнений, позволяющий путем мыс­ленного воспроизведения двигательных действий добиться кон­центрации внимания на ведущих движениях;

— метод психорегулирующей тренировки, позволяющий с помощью специальных форм воздействия, с одной стороны, снять напряжение, успоко­ить спортсмена, а с другой — мобилизовать его на преодоление предстоящих трудностей.

Теоретическая подготовка предусматривает усвое­ние системы знаний о закономерностях физического воспитания, методике подготовки спортсменов, истории и правилах избранного вида спорта.

Теоретическая подготовка является органической частью каждого тренировочного занятия, но, кроме этого, необходимо самообразование в виде посещения лекций, чтения специальной литературы и т. п.

6. Особенности спортивной тренировки

В настоящее время заниматься спортом начинают в детском и подростковом возрасте. Естественно, это требует особого построения тренировочного процесса, а также проведения соревнований.

Спорт используется как средство формирования лич­ности и разносторонней подготовки подрастающего поколения, но вместе с тем он может явиться непосильной физической и психической нагрузкой, если не учесть анатомо-физиологические и психологические особенности растущего организма.

Требования к тренировке начинающих спортсменов:

1. Обязатель­ным условием является разносторонняя физическая подготовка. Она создает фундамент будущих спортивных достижений за счет повышения функциональных возможностей организма, развития различных двигательных качеств и приоб­ретения богатого фонда двигательных умений и навыков.

2. Дидактическая направленность тренировки выражается в том, что удельный вес обучения должен быть большим, чем в тренировке взрослых.

3. Дозировка физических и психических на­грузок должна соответствовать возможностям растущего ор­ганизма. Необходимо придерживаться строгой последовательно­сти в увеличении нагрузок, в выборе оптимальной нагрузки с учетом возраста, пола и степени подготовленности школьни­ков. Число занятий в неделю может быть таким же, как и у взрослых, но с меньшей напряженностью и длительностью. Упражнения должны быть более разнообразными, эмоциональ­ными, часто включаться в игру.

4. Недопустима установка на достижение максимальных спортивных результатов в крат­чайшие сроки. Форсированная подготовка не только ме­шает в полной мере проявиться таланту юного спортсмена, но вследствие перегрузки организма становится опасной для его здоровья.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... РАБОТЫ: «Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению». Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания в дошкольных ... музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ...

5. При планировании спортивной тренировки необходимо учитывать особенности школьного учебного процесса. Периодизация спортивной тренировки у школьни­ков-спортсменов должна быть иной, чем у взрослых: повышен­ные спортивные нагрузки целесообразно совмещать с каникулами.

6. Создавать облегченные условия проведения соревнований для уменьшения физического и психического напряжения детей. Большая часть соревновательных упражне­ний должна выполняться со значи­тельными облегчениями: в циклических видах спорта — на уко­роченных дистанциях, в спортивных играх — при меньшей дли­тельности состязаний и т. д.

7. Соблюдать возрастные ограничения при допуске детей к спортивным соревнованиям.

8. Число соревнований в течение года должно быть ограничено. Сле­дует избегать внеплановых соревнований, а также в периоды напряженных учебных занятий в школе.

9. Использовать облегченный спортивный инвен­тарь и специальное оборудование, соответствую­щие анатомо-физиологическим особенностям и возможностям детей.

7. Воспитательная работа со спортсменами

Ребенок, увлеченно занимающийся спортом, представляет собой особен­но благоприятный объект для воспитания. Спортивная деятель­ность дает большие возможности для формирования характера, коллективизма, патриотизма и т. п. Одновременно спорт с его ярко выраженным соперничеством, переживаниями успеха и неудач может привести к развитию отрицатель­ных черт личности (тщеславия, эгоизма и т.п.).

У юного спортсмена огромным авторитетом, как правило, пользуется тренер.

Спортсмен воспитывается в коллективе, где он тренируется и в составе которого выступает на соревнованиях. Коллективное воспитание не исключает и индивидуаль­ной воспитательной работы. Особенно необходимым становится такое воспитание при достижении спортсменом высокого мас­терства и переходе на индивидуальные тренировки.

При воспитании юных спортсменов тренеру необходима связь с родителями, со школьным коллективом. Только при единстве взглядов и усилий процесс воспитания спортсменов будет эф­фективным.

8. Планирование тренировочного процесса

В зависимости от длительности планируемого периода раз­личают несколько видов планов: одно- или двухгодичные, оперативные (на недели, циклы) и на отдельные тренировочные занятия (конспекты).

Годичные и оперативные планы включают дан­ные, характеризующие спортсмена (или команду), промежуточ­ные и конечные задачи в его подготовке, задачи планируемых соревнований, их даты и сроки, величины нагрузок, учебно-воспитательные указания, сроки контрольного тестирования и ме­дицинских обследований.

Разработке годичного плана предшествует тщательный ана­лиз уровня исходных данных, возможностей спортсмена, темпов его роста и условий для тренировочных занятий.

Конкретное раскрытие годовой план получает в оператив­ных планах. Они составляются на одну-три недели, так как планирование на более продолжительный пе­риод себя не оправдывает. Степень конкретизации оперативных планов должна быть такой, чтобы из них было ясно основное содержание отдельных тренировочных занятий.

Конспект к отдельному тренировочному занятию должен включать: дату и продолжительность занятия, задачи, спортив­ное снаряжение, необходимое для тренировочного процесса, со­держание занятия, дозировку, организационно-методические указания.

9.Контроль тренировочного процесса

Контроль и оценка тренировочного процесса дают возможность определить степень эффективности использованных средств и методов. Для этого требуется систематически фиксировать проведенные тренировочные занятия и результаты, достигнутые спортсменом на тренировках, в контрольных испытаниях и на соревнованиях. Проверку следует проводить не реже чем раз в месяц по показателям, отражающим разные сторо­ны подготовки.

Контроль за тренировкой спортсмена важен не только для установления факта его прогрессирования, но и для того чтобы не допустить перетренированности. Перетренированность возникает вследствие перегрузок, вызванных не только физиче­скими нагрузками, но и психическими. Наиболее часто встречающиеся ошибки, приводящие к перегрузкам:

1. В методике тренировки: нарушение постепенности, чрез­мерные нагрузки на тренировочных занятиях и недостаточный отдых между ними, чрезмерная специализация и ограничение тренировочных средств, слишком большое число соревнований и т. д.

2. Неупорядоченность образа жизни, нарушение спортивного режима: недостаточный ночной отдых, плохие условия для от­дыха (слишком большое число раздражителей — телевидение, компьютерные игры, кино, раздражающее соседство).

3. Неблагоприятные воздействия социальной среды: пере­грузка в учебе, плохая успеваемость, ссоры в семье и в школе, недоброжелательное отношение окружающих к занятиям спор­том и т. д.

Перетренированность может выражаться в двух формах. Это либо преобладание процесса возбуждения (психи­ческое возбуждение), либо торможения (утомление и монотония).

Форма перетренированности зависит от вида нагрузок. При максимальной и субмаксимальной интенсивности, при рез­ком повышении требований развивается первый вид перетренированности, при объемных длительных нагрузках — вто­рой вид.

При наблюдении можно заметить ряд симп­томов, свидетельствующих о перегрузке еще до падения работоспособности. На первой стадии это могут быть изменения в психической сфере: у одних — повышенная возбудимость, чрез­мерная чувствительность к критике; у других — депрессия, неуверенность. На второй стадии появляются соматофункциональные симптомы: бессонница, потеря аппети­та, снижение веса, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, потливость, замедление вос­становления. На третьей стадии нарушаются работоспособ­ность, координация движений, снижается проявление двигательных качеств.

При обнаружении первых симптомов необходимо сократить нагрузку, отменить прикидки к соревнованиям, обратить внимание на процессы восстановления (активный отдых, мас­саж, богатая витаминами пища и т. п.).

При исчезновении отрицательных симптомов сначала постепенно повышают объем, затем — интен­сивность нагрузки.

10. Урок спортивной тренировки — основная форма ор­ганизации

тренировочного процесса

В его структуре предусмот­рены физиологи­ческие фазы работоспособности ребенка. Части урока спортив­ной тренировки совпадают с аналогичными частями урока физи­ческого воспитания в школе, но имеют свои особенности.

Задачей подготовительной части является подведе­ние ребенка к интенсивной и объемной работе. Осуществляется настройка на решение образовательно-воспитательных задач, а организм постепенно подводится к необходимому уровню функционирова­ния. Разминка делится на две части — общую и специальную. В общей части используются разнообразные упражнения общеразвивающего типа: легкие беговые упражнения, упражнения на основные мышечные группы. Подбираются в основном простые и знакомые упраж­нения, не требующие затраты времени на их разучивание. Одна­ко надо заботиться о том, чтобы выполнение этих упражнений не было скучным и однообразным. В специальной разминке ис­пользуются соревновательные и специально-подготовительные упражнения, отвечающие специфике вида спорта и задачам тре­нировки.

Общая длительность подготовительной части от 15 до 30 мин и зависит от температуры внешней среды, этапа трени­ровочного процесса, самочувствия спортсмена (особенно при индивидуальной тренировке) и других причин.

Задачи основной части — спортивно-техническое и тактическое обучение, развитие двигательных качеств или проверка уровня подготовленности. Чаще всего на од­ном уроке решается несколько задач. В связи с этим рекомен­дуется соблюдать такую последовательность: после подго­товительной части целесообразно разучивать технику упражне­ний, затем развивать быстроту и скоростную силу и в послед­нюю очередь силу и выносливость.

Заключительная часть тренировочного урока прово­дится для ускорения восстановления спортсмена после нагруз­ки. Для этого дают упражнения, играющие роль активного от­дыха: упражнения на расслабление, легкий бег. В тех случаях, когда занятие требовало большой концентрации внимания, целесообразно для разрядки провести спортивную или подвижную игру.

11. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ СПОРТА

В настоящее время спорт подразделяется на:

  • массовый спорт (спорт для всех);
  • спорт высших достижений (олимпийский спорт);
  • профессиональный спорт (зрелищно-коммерческий спорт).

(Концепция развития физкультуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года //Спорт для всех .№1, 2001, с.4-10).

11.1. Массовый спорт

Массовый спорт — представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм производства и условий повседневной жизни.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи ФК, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент.

11.2. Спорт высших достижений

Спорт высших достижений (олимпийский) — предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

Сегодня спорт высших достижений — пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

11.3. Профессиональный спорт

Профессиональный спорт (зрелищно-коммерческий спорт) — коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.

Добиться высокого спортивного мастерства невозможно без профессионального отношения к делу. Сегодня требования к организации учебно-тренировочного процесса сильнейших спортсменов настолько высокие, что заниматься еще какой либо деятельностью нет ни сил, ни времени. Можно в качестве примера привести тренировочные нагрузки членов сборной команды России по спортивной гимнастике.

Тренировки проводятся практически круглогодично на тренировочной базе «Круглое озеро» в Подмосковье. Режим тренировок — три тренировки в день с общим объемом времени примерно 8 часов. В неделю 1-2 дня отдыха. К этому следует добавить ответственные выступления на соревнованиях. Такие нагрузки примерно у всех членов сборных команд по другим видам спорта. Конечно, это профессиональное отношение к делу. Конечно, эти спортсмены — профессионалы.

Поэтому, необходимо отметить, что приведенное выше разделение на спорт высших достижений (олимпийский) и профессиональный спорт (зрелищно-коммерческий) в настоящее время очень условно. Происходит сближение олимпийского и профессионального спорта.

Сессия МОК в 1974 году в Вене приняла новую концепцию любительства, разрешив спортсменам получать зарплату за период занятий спортом, а также спортивные стипендии за время учебы.

Накануне Олимпийских Игр 1980 (г.Москва) тогдашний президент МОК М.Килланин писал: «Опасность профессионализма спорта состоит в том, что он превращает спорт в «шоу-бизнес». Спортсмен теряет свою свободу и становится инструментом в руках коммерческого агента, который определяет, где он или она должны выступать и против кого, обращая особое внимание на доходы от продажи билетов и телеправ. Я лично ничего не имею против профессионального спорта. Но если на Олимпийские Игры будут допущены профессионалы, то олимпийское движение попадет в руки менеджеров и импрессарио».

В 1981 году по предложению бывшего Президента Международного Олимпийского Комитета (МОК) понятие «любительство» было исключено из Олимпийской хартии. И, начиная с XXIV Олимпийских Игр и в последующих Олимпиадах, стали участвовать сильнейшие профессиональные спортсмены мира. В дальнейшем Олимпийский конгресс 1994 года в Париже поддержал концепцию Х.А. Самаранча о профессионализации и коммерциализации спорта, но одновременно призвал не допустить того, чтобы дух коммерции пришел на смену Олимпийским идеалам.

Однако анализ развития отдельных видов профессионального спорта в США, Италии, Франции и ряде других стран показывает, что они успешно развиваются там, где имеется прочная основа любительского спорта. И если раньше отношения между любительским и профессиональным спортом зачастую носили антагонистический характер, то теперь многие противоречия сглаживаются.

11.4. Студенческий спорт

Первый студенческий спортивный клуб был основан в университете г.Берна в 1816 году, а первой страной , организовавшей ассоциацию студенческого спорта в 1905 году, стали США. Подобные ассоциации стали появляться в Австралии (1906), Польше (1908), Чехословакии (1910), Швеции и Норвегии (1913), на Мальте (1925), в Люксембурге (1938), Италии (1946) и т.д. Основной задачей этих организаций являлось развитие спорта среди студентов, обучающихся в университетах.

Логичным продолжением формирования студенческих спортивных структур внутри отдельных стран стало создание в 1919 году Международной Конфедерации студентов (C.I.E.). Провозглашение создания первой международной организации университетского спорта произошло в г.Страсбурге (Франция), а француз Жак Птиаж стал ее президентом. Этого человека считают основателем международного студенческого спортивного движения.

В настоящее время управлением и развитием международного студенческого спорта занимается Международная федерация университетского спорта (FISU), которая была создана 1 мая 1949 года. Первым президентом FISU был Пауль Шлеймер. Он занимал этот пост до 1961 года.

В настоящее время FISU объединяет около 160 национальных студенческих спортивных федераций , ассоциаций, союзов и т.п., представители которых регулярно (1 раз в 2 года) встречаются на заседаниях Генеральной Ассамблеи. Исполком FISU состоит из 23 постоянных членов и избирается на 4 года.

FISU один раз в два года (нечетный год) проводит Всемирные Универсиады, а чемпионаты мира среди студентов проводятся по четным годам.

В программе летних Универсиад 9 постоянных видов спорта — легкая атлетика, спортивная гимнастика, плавание, фехтование, водное поло, прыжки в воду, теннис, волейбол, баскетбол. Однако стране-организатору Универсиады предоставляется право выбора десятого вида спорта.

В зимних Универсиадах представлены шесть обязательных видов спорта — лыжи, горные лыжи, хоккей, фигурное катание, шорт-трек, биатлон. Седьмой вид спорта также выбирает страна-организатор.

Право участвовать в Универсиадах имеют студенты, а также выпускники, которые окончили учебные заведения в предшествующем спортивным соревнованиям году, в возрасте от 17 до 28 лет.

Первая Всемирная летняя Универсиада была организована Итальянской ассоциацией университетского спорта и проведена в 1959 году в Турине. Гимном FISU стала музыка «Gaudeamus Igitur». В Турине президент исполнительного комитета Универсиады 1959 года 36-летний Примо Небиоло возглавил FISU и руководил им бессменно до 2000 года. В 1960 году в Шамони (Франция) была организована первая зимняя Универсиада. В нашей стране в 1973 году в Москве состоялись ХII Всемирная летняя Универсиада.

В нашей стране управлением и развитием студенческого спорта занимается Российский студенческий спортивный союз (РССС),образованный в 1993 году и возглавляемыйЗаслуженным мастером спорта СССР, Заслуженным тренером СССР, профессором Киселевым Алексеем Ивановичем.