16
ОСНОВЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВИДАМ СПОРТА
План
1. Основные понятия и термины
2. Принципы спортивной тренировки
3. Средства спортивной тренировки
4. Методы спортивной тренировки
5. Стороны спортивной тренировки
6. Особенности спортивной тренировки
7. Воспитательная работа со спортсменами
8. Планирование тренировочного процесса
9. Контроль тренировочного процесса
10. Тренировочное занятие — основная форма организации
тренировочного процесса
11. Организационно-правовые разновидности спорта
1.Основные понятия и термины
В сфере каждой профессии существуют специфические термины и понятия. Знание и правильное их использование является показателем уровня квалифицированности специалиста. В связи с этим необходима всеобщая унификация и однозначное толкование основных профессиональных терминов и понятий.
Спортивная тренировка – специализированный педагогический процесс, направленный на создание оптимальных условий, позволяющих максимально использовать заложенные природой физические, функциональные, интеллектуальные и психические возможности человека с целью достижения наивысших показателей в избранном виде спорта (Л.С.Дворкин, 1995).
Спортивная тренировка – та часть подготовки спортсмена, которая построена на основе метода упражнения (А.А. Гужаловский, 1986).
Спортивная тренировка — специализированный процесс всестороннего физического воспитания, обеспечивающий достижение высокого спортивного результата в избранном виде спорта (Б.А.Ашмарин, 1979).
Спортивная тренировка – педагогический процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей спортсменов в условиях правильного гигиенического режима, тщательного врачебного и педагогического контроля (Н.Г.Озолин, 1962).
Цель спортивной тренировки – подготовка спортсменов для выступлений в соревнованиях и достижения в них как можно более высоких (или, у других авторов, запланированных) результатов (Л.С.Дворкин, 1995).
Пути совершенствования тренировочного процесса в парусном спорте
... процессом спортивной тренировки» и соответствующее ему содержание понятия «спортивная тренировка». На современном этапе развития теория и методики спортивной тренировки вопросам управления тренировочным процессом ... процессом спортивной тренировки за основу берется характеристика структуры специальной подготовленности с учетом особенностей соревновательной деятельности в конкретном виде спорта, ...
Суммарный эффект спортивной тренировки условно выражается понятиями тренированность, подготовленность и спортивная форма.
Тренированность понимается как степень биологического приспособления организма к тренировочным нагрузкам, которая появляется в результате систематических физических упражнений. Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена.
Подготовленность — это комплексный результат физической, технической, тактической и психической подготовки. Термин «подготовленность» может относиться и к каждой из перечисленных сторон подготовки, отражая тем самым частный результат. В этом смысле говорят о физической, технической или другой подготовленности.
Все стороны подготовленности взаимозависимы и опираются на достигнутую меру тренированности. Например, уровень технической подготовленности обусловлен мерой развития двигательных качеств, и наоборот.
Спортивная форма – такое состояние спортсмена, когда достигается оптимальный уровень взаимоотношения физических, психических и технических возможностей на том или ином этапе подготовки и реализованный в условиях соревнований (Л.С.Дворкин, 1995).
Спортивная форма отражает объективное и субъективное состояние наивысшей для данного цикла готовности спортсмена к спортивным достижениям. Она характеризуется наивысшей мерой тренированности и подготовленности спортсмена к участию в основных соревнованиях (Б.А.Ашмарин, 1979).
Спортивная тренировка рассматривается как способ регулирования или управления развитием спортивной формы.
Спортивная тренировка — это специализированный процесс физического воспитания, направленный на достижение высокого спортивного результата в избранном виде спорта. Она является специализированной составной частью физического воспитания и подчиняется всем его законам.
Достижение высоких спортивных результатов требует продолжительной многолетней тренировки, которую принято делить на три основных этапа: начальная специализация (базовая подготовка), углубленное совершенствование и спортивное долголетие. Естественно, что лишь первый из них и часть второго могут приходиться на школьный возраст.
На уроках физического воспитания в общеобразовательной школе должны использоваться некоторые элементы спортивной тренировки (методы и методические приемы, формы организации занятий и пр.).
Однако уроки в школе принципиально отличаются от уроков спортивной тренировки и по содержанию и по методике проведения.
Принцип сознательности формирует у спортсмена целеустремленность, когда перед ним ставится цель — достижение максимального спортивного результата.
Принцип прогрессирования — наращивание нагрузок до максимальных величин.
Принцип непрерывности тренировочного процесса – адаптация к нагрузкам протекает без перерывов, т.е. воздействие последующей нагрузки начинается на фоне следов предыдущей.
Положение о двух принципах психической деятельности
... и стремиться к их реальному изменению. Таким образом, был введен новый принцип душевной деятельности. Представлялось уже не то, что приятно, а то, что действительно, даже ... трудности отказа от последних. С введением принципа реальности откололся вид мыслительной деятельности, свободной от критерия реальности и подчиненной исключительно принципу удовольствия,1 - это фантазирование, которое начинается ...
Принцип волнообразности динамики нагрузок, при соблюдении которого обеспечивается наибольший тренировочный эффект.
Принцип доступности и индивидуализации — выбор вида спорта с учетом одаренности человека, методики тренировки, максимально отвечающей особенностям спортсмена, индивидуального стиля деятельности и в более широком смысле тактики выступления на соревнованиях.
Принцип активности получает в спортивной тренировке свое высшее выражение. Это не просто активность, а творческая инициатива — создание новых композиций, новой техники выполнения упражнений и т. д.
Принцип систематичности — непрерывность тренировочного процесса. Спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, при котором стремятся достигнуть наибольшего кумулятивного эффекта спортивной специализации. В связи с этим интервалы отдыха между занятиями строятся по иному принципу, чем в процессе физического воспитания с общей направленностью. Стремление получить в перспективе максимальный спортивный результат приводит к резкому увеличению объема и интенсивности тренировочных нагрузок.
Принцип цикличности тренировочного процесса. Цикличность — это относительно законченный кругооборот звеньев тренировочного процесса с частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов. Однако каждый очередной цикл не является копированием предыдущего, он протекает на более высоком уровне тренировочных нагрузок, сложности задач и т. п. Цикличность можно сравнить с развитием по спирали.
В зависимости от протяженности цикла во времени различают малые циклы, или микроциклы (например, недельные), средние циклы, или мезоциклы (например, месячные), и большие циклы, или макроциклы (например, годовые).
Принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена. Общая подготовка обеспечивает развитие различных двигательных качеств, овладение богатым арсеналом двигательных действий, которые могут быть использованы не только в спортивной, но и в других видах деятельности.
Однако общая подготовка должна быть подчинена избранному виду спортивной деятельности, так как далеко не всякое соотношение общей и специальной подготовки способствует росту спортивных результатов.
Тренировка является приспособлением человека к конкретным условиям деятельности, которые различны в разных видах спорта.
Чем более подготовлен спортсмен, тем ближе к реальным должны быть условия деятельности на тренировочных занятиях. Например, в спарринг-партнеры надо подбирать спортсменов, имеющих сходную с ожидаемыми соперниками тактику ведения спортивных поединков. Кроме того, применительно к соревновательной деятельности адекватность тренировочного процесса состоит в адаптации спортсмена к психическому напряжению.
Анализ тренировок спортсменов-ориентировщиков
... спортсмена) определяется тем обстоятельством, что при исключении любого фактора достижение высокого спортивного результата становится невозможным. Такими факторами в структуре подготовленности являются: двигательные качества; ... Ориентирование объединяет в себе аудиторные занятия и увлекательные игры и тренировки на свежем воздухе, формирует исследовательские способности и умение самостоятельно ...
Мера соотношения общей и специальной подготовки определяется задачами тренировочного периода и этапа. В целом следует придерживаться правила, согласно которому чем ближе соревнование, тем большую долю времени должна занимать специальная подготовка. В тренировке новичков объем общей подготовки должен быть сравнительно большим.
3. Средства спортивной тренировки
Спортивная тренировка располагает теми же группами средств (физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы), что и физическое воспитание в целом. Однако состав и объем этих средств полностью подчинены задачам спортивной тренировки. Основным специфическим средством спортивной тренировки являются тренировочные упражнения.
Используемые физические упражнения имеют неодинаковое значение в избранном виде двигательной деятельности и делятся по этому признаку на три группы: соревновательные (или основные), специально-подготовительные и общеподготовительные.
Соревновательные упражнения являются предметом соревнования спортсменов. В зависимости от вида специализации у спортсмена может быть одно-два и более соревновательных упражнения. Они должны выполняться в строгом соответствии с официальными правилами соревнований.
Специально-подготовительные упражнения сходны с соревновательными по некоторым структурным элементам, характеру нервно-мышечных напряжений и преимущественному развитию двигательных качеств, но более просты для усвоения, более направленно развивают те навыки и качества, которые необходимы спортсмену в соревновательных упражнениях.
Специально-подготовительные упражнения объединяет группу упражнений:
1) подводящие упражнения;
2) подготовительные упражнения;
3) упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения;
4) имитационные упражнения, приближенно воссоздающие соревновательное упражнение;
5) упражнения из смежных видов спортивных упражнений.
Общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств спортсмена, повысить его общую тренированность.
Кроме упражнений в спортивной тренировке используются естественно-средовые (тренировка в среднегорье), гигиенические (средства ускорения восстановительных процессов) и технические средства (обеспечение наглядности и срочной информации, тренажеры).
4. Методы спортивной тренировки
Являясь частью системы физического воспитания, спортивная тренировка располагает всем арсеналом ее методов и методических приемов обучения. Однако специализация в спортивной тренировке определяет особенности их применения.
Группа методов строго регламентированного упражнения приобретает ярко выраженную направленность на совершенствование двигательных навыков и максимальное развитие двигательных качеств, характерных для избранного вида спортивной специализации.
Методы длительного стандартно-повторного и повторно-переменного упражнения отличаются стандартизацией, длительностью и непрерывностью нагрузки и чаще всего применяются в циклических видах спорта, требующих проявления выносливости.
На тему: «Основные стороны подготовки спортсмена»
... подготовки спортсмена Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной ... при выполнении серии скоростно-силовых упражнений. Средствами общей физической подготовки является общеподготовительные упражнения. Вспомогательная физическая подготовка строится на базе ОФП и ...
Методы переменного упражнения характеризуются периодической сменой интенсивности работы и широко применяются в спортивных играх.
Методы повторно-интервального и прогрессирующего упражнения предъявляют повышенные требования к функциональным возможностям организма за счет сокращения интервалов отдыха и возрастания нагрузки до максимума.
Метод частично регламентированного упражнения широко представлен соревновательным методом, особенно при высоком уровне спортивного мастерства.
Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, характерных для данного вида спорта. Применение этого метода обеспечивает высокую эмоциональность, возможность выявить психическую готовность спортсменов.
Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность как способ повышения эффективности тренировочного процесса.
Специфическая группа методов: идеомоторные, аутогенные.
Спортивная тренировка требует комплексного использования различных методов, только оптимальное сочетание с учетом особенностей вида спорта, этапов тренировки может обеспечить максимальный эффект тренировочного процесса.
5. Стороны спортивной тренировки
Содержание спортивной тренировки складывается из физической, технической, тактической, психологической, теоретической и фармакологической (в тяжелой атлетике, бодибилдинге) подготовки. Эти направления взаимосвязаны, но объем той или иной стороны подготовки зависит от специфики вида спорта. Там, где особенно высоки требования к максимальной силе и силовой выносливости, ведущее место занимает физическая подготовка, велика доля общеразвивающих упражнений по сравнению, например, с технически сложными видами спорта. И наоборот, когда формирование спортивной техники является первостепенной задачей, технической подготовке отводится большее время. В спортивных играх больше времени отводится тактической подготовке.
Физическая подготовка условно делится на общую и специальную.
Общая физическая подготовка (ОФП) понимается как начальная ступень подготовки спортсмена, обеспечивающая укрепление здоровья, всестороннее физическое воспитание, создающая предпосылки для специализации в том или ином виде соревновательного упражнения.
Выбор средств ОФП необходимо подчинять двум основным правилам:
1. Физические упражнения должны способствовать формированию системы жизненно важных двигательных действий в беге, плавании, прыжках и т. п., комплексно развивать основные двигательные качества и, наконец, совершенствовать функции всех органов и систем организма.
2. Средства ОФП обязаны отражать особенности специализации спортсмена. Для этого необходимы такие общеподготовительные упражнения, которые, с одной стороны, обеспечивают разностороннее физическое воспитание, а с другой — по принципу положительного переноса тренировочного эффекта содействуют эффективности соревновательного упражнения.
Основы спортивной тренировки
... техники выполнения физ. упражнений 30 4.1. Спортивные соревнования и подготовка спортсмена 31 4.2. Особенности контроля в спортивной тренировке 32 ... двигательного аппарата спортсмена; - разработка методов контроля за уровнем технической подготовленности, а также за содержанием технической подготовки; - планирование технической подготовки. Сущность (основная задача) технической подготовки спортсмена ...
Специальная физическая подготовка (СФП) есть процесс развития тех двигательных качеств и формирования тех систем двигательных навыков, которые прямо отражают специфику вида спорта и способствуют направленному функциональному совершенствованию организма спортсмена, его технической, тактической и психологической подготовке. СФП опирается на ОФП, но направлена на развитие ведущих для спортивной специализации двигательных качеств, на создание двигательного опыта, без которого нельзя полноценно освоить соревновательное упражнение.
Средствами СФП являются все специально-подготовительные упражнения.
Включение в СФП соревновательных упражнений должно отвечать задачам тренировочного процесса, не противоречить смыслу учебно-воспитательной работы.
ОФП и СФП взаимообусловлены по объему и содержанию. Их соотношение определяется задачами тренировочного процесса на каждом из этапов. Изменение объема и содержания, например, СФП неизбежно сказывается на тех же параметрах ОФП.
Техническая подготовка представляет собой процесс освоения техники соревновательных упражнений. Ее задачей является формирование двигательных навыков и умений высшего порядка, составляющих основу двигательных действий— предмета спортивной специализации.
Средства технической подготовки — это преимущественно соревновательные упражнения. Остальные (общеподготовительные и специально-подготовительные) упражнения создают базу для ее эффективной реализации. Этим определяется и значение физической подготовки спортсмена для его технического совершенствования.
Объем и содержание технической подготовки изменяются в соответствии с задачами тренировки на разных ее этапах. Например, на этапе специальной подготовки к соревнованиям объем увеличивается, а содержание изменяется в сторону большей специализации средств.
Тактическая подготовка понимается как процесс формирования системы способов ведения спортивной борьбы в соревнованиях.
В результате технической подготовки спортсмен приобретает средства для участия в соревнованиях, в результате тактической — умения искусно владеть ими в постоянно изменяющихся условиях спортивной борьбы.
В целом тактическая подготовка складывается из двух направлений: разработки плана поведения во время соревнования с учетом собственных возможностей, особенностей соперников и предполагаемых условий соревнований, а также из формирования тактических навыков творческой реализации намеченного плана.
В соответствии с этим при тактической подготовке должны быть решены следующие задачи:
— изучение основ современной тактики, являющейся типовой для данного вида спорта (освоение системы знаний о всех тактических приемах, об условиях их рационального применения);
— ознакомление с тактическим опытом сильнейших спортсменов;
— изучение особенностей возможных спортивных соперников, уровня их тренированности и подготовленности;
Спортивная тренировка — структура построения в различных видах спорта
... в тренировку можно включать и другие виды спорта, но лишь как вспомогательные. Спортивная тренировка -- это в высокой степени индивидуализированный процесс подготовки. Спортивный результат складывается из многочисленных компонентов, которые у разных спортсменов могут ...
— ознакомление с условиями предстоящих соревнований (временем и местом их проведения, особенностями зачета и т. п.);
— разработка тактического плана предстоящего соревнования (выбор наиболее целесообразной тактической схемы, подбор способов решения отдельных задач и т. п.);
— практическое освоение тактических приемов, их комбинаций вплоть до приобретения тактических навыков;
— формирование умений оказывать психологическое давление на соперника, навязывая ему не свойственный для него стиль деятельности;
— анализ проведенного соревнования, эффективности применения тактики, выводы на будущее.
Тактическая подготовка осуществляется различными способами. Основной из них — повторное выполнение действий по предварительно разработанному тактическому плану в условиях тренировочных занятий и на соревнованиях.
Психологическая подготовка представляет собой педагогический процесс воспитания способности преодолевать психические трудности, свойственные спортивной деятельности.
Весь процесс психологической подготовки делится на две части:
1. Общая психологическая подготовка, которая проходит через все этапы тренировки, направлена на воспитание спортсмена как гражданина, а также на воспитание мотивов, которые побуждали бы к систематическим занятиям, на воспитание трудолюбия, способности преодолевать трудности, наконец, на освоение норм спортивной этики.
2. Психологическая подготовка к соревнованию осуществляется в период, предшествующий ближайшему соревнованию, и предусматривает создание наивысшей психической готовности к спортивной борьбе в условиях данного соревнования.
Обе части психологической подготовки должны присутствовать в подготовке спортсмена любой специализации. Некоторыми психическими качествами и процессами (например, трудолюбием) должен обладать каждый спортсмен. Однако свойственные каждому соревновательному упражнению специфические трудности, особенности содержания и средовых условий каждого вида спорта требуют проявления только им свойственных психических качеств.
Критериями уровня специальной психической подготовленности спортсмена являются:
во-первых, стабильность выступлений в соревнованиях, зависящая часто от соответствия свойств нервной системы особенностям спортивной специализации;
во-вторых, работоспособность (включая ее психический компонент) в условиях специфических трудностей соревновательного упражнения;
в-третьих, соответствие психических качеств спортсмена требованиям технической и тактической подготовки, так как особенности техники и тактики физических упражнений предъявляют разные требования к проявлению качеств внимания (его концентрации, переключения и распределения), оперативной памяти, быстроты и точности двигательных реакций, гибкости мышления и пр.
Психическая подготовка включает и морально-волевую подготовку спортсмена, то есть воспитание целеустремленности, настойчивости, инициативности, самообладания, решительности и смелости.
Воспитание всех психических качеств происходит наиболее успешно в процессе практической деятельности, когда на тренировках и соревнованиях приходится преодолевать постоянно возрастающие трудности. Воспитание необходимых качеств должно осуществляться не только в процессе тренировок, но и в любых сферах общественной жизни — труде, учебе, в быту.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организованность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жизни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы ...
Психологическая подготовка осуществляется различными методами. Помимо общепедагогических, таких, как упражнения в преодолении трудностей, разъяснения, побуждения, одобрения и др., существуют и специальные:
— метод настраивающих упражнений, позволяющий с помощью двигательных действий привести спортсмена в нужное психическое состояние;
— метод идеомоторных упражнений, позволяющий путем мысленного воспроизведения двигательных действий добиться концентрации внимания на ведущих движениях;
— метод психорегулирующей тренировки, позволяющий с помощью специальных форм воздействия, с одной стороны, снять напряжение, успокоить спортсмена, а с другой — мобилизовать его на преодоление предстоящих трудностей.
Теоретическая подготовка предусматривает усвоение системы знаний о закономерностях физического воспитания, методике подготовки спортсменов, истории и правилах избранного вида спорта.
Теоретическая подготовка является органической частью каждого тренировочного занятия, но, кроме этого, необходимо самообразование в виде посещения лекций, чтения специальной литературы и т. п.
6. Особенности спортивной тренировки
В настоящее время заниматься спортом начинают в детском и подростковом возрасте. Естественно, это требует особого построения тренировочного процесса, а также проведения соревнований.
Спорт используется как средство формирования личности и разносторонней подготовки подрастающего поколения, но вместе с тем он может явиться непосильной физической и психической нагрузкой, если не учесть анатомо-физиологические и психологические особенности растущего организма.
Требования к тренировке начинающих спортсменов:
1. Обязательным условием является разносторонняя физическая подготовка. Она создает фундамент будущих спортивных достижений за счет повышения функциональных возможностей организма, развития различных двигательных качеств и приобретения богатого фонда двигательных умений и навыков.
2. Дидактическая направленность тренировки выражается в том, что удельный вес обучения должен быть большим, чем в тренировке взрослых.
3. Дозировка физических и психических нагрузок должна соответствовать возможностям растущего организма. Необходимо придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок, в выборе оптимальной нагрузки с учетом возраста, пола и степени подготовленности школьников. Число занятий в неделю может быть таким же, как и у взрослых, но с меньшей напряженностью и длительностью. Упражнения должны быть более разнообразными, эмоциональными, часто включаться в игру.
4. Недопустима установка на достижение максимальных спортивных результатов в кратчайшие сроки. Форсированная подготовка не только мешает в полной мере проявиться таланту юного спортсмена, но вследствие перегрузки организма становится опасной для его здоровья.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... РАБОТЫ: «Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению». Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания в дошкольных ... музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ...
5. При планировании спортивной тренировки необходимо учитывать особенности школьного учебного процесса. Периодизация спортивной тренировки у школьников-спортсменов должна быть иной, чем у взрослых: повышенные спортивные нагрузки целесообразно совмещать с каникулами.
6. Создавать облегченные условия проведения соревнований для уменьшения физического и психического напряжения детей. Большая часть соревновательных упражнений должна выполняться со значительными облегчениями: в циклических видах спорта — на укороченных дистанциях, в спортивных играх — при меньшей длительности состязаний и т. д.
7. Соблюдать возрастные ограничения при допуске детей к спортивным соревнованиям.
8. Число соревнований в течение года должно быть ограничено. Следует избегать внеплановых соревнований, а также в периоды напряженных учебных занятий в школе.
9. Использовать облегченный спортивный инвентарь и специальное оборудование, соответствующие анатомо-физиологическим особенностям и возможностям детей.
7. Воспитательная работа со спортсменами
Ребенок, увлеченно занимающийся спортом, представляет собой особенно благоприятный объект для воспитания. Спортивная деятельность дает большие возможности для формирования характера, коллективизма, патриотизма и т. п. Одновременно спорт с его ярко выраженным соперничеством, переживаниями успеха и неудач может привести к развитию отрицательных черт личности (тщеславия, эгоизма и т.п.).
У юного спортсмена огромным авторитетом, как правило, пользуется тренер.
Спортсмен воспитывается в коллективе, где он тренируется и в составе которого выступает на соревнованиях. Коллективное воспитание не исключает и индивидуальной воспитательной работы. Особенно необходимым становится такое воспитание при достижении спортсменом высокого мастерства и переходе на индивидуальные тренировки.
При воспитании юных спортсменов тренеру необходима связь с родителями, со школьным коллективом. Только при единстве взглядов и усилий процесс воспитания спортсменов будет эффективным.
8. Планирование тренировочного процесса
В зависимости от длительности планируемого периода различают несколько видов планов: одно- или двухгодичные, оперативные (на недели, циклы) и на отдельные тренировочные занятия (конспекты).
Годичные и оперативные планы включают данные, характеризующие спортсмена (или команду), промежуточные и конечные задачи в его подготовке, задачи планируемых соревнований, их даты и сроки, величины нагрузок, учебно-воспитательные указания, сроки контрольного тестирования и медицинских обследований.
Разработке годичного плана предшествует тщательный анализ уровня исходных данных, возможностей спортсмена, темпов его роста и условий для тренировочных занятий.
Конкретное раскрытие годовой план получает в оперативных планах. Они составляются на одну-три недели, так как планирование на более продолжительный период себя не оправдывает. Степень конкретизации оперативных планов должна быть такой, чтобы из них было ясно основное содержание отдельных тренировочных занятий.
Конспект к отдельному тренировочному занятию должен включать: дату и продолжительность занятия, задачи, спортивное снаряжение, необходимое для тренировочного процесса, содержание занятия, дозировку, организационно-методические указания.
9.Контроль тренировочного процесса
Контроль и оценка тренировочного процесса дают возможность определить степень эффективности использованных средств и методов. Для этого требуется систематически фиксировать проведенные тренировочные занятия и результаты, достигнутые спортсменом на тренировках, в контрольных испытаниях и на соревнованиях. Проверку следует проводить не реже чем раз в месяц по показателям, отражающим разные стороны подготовки.
Контроль за тренировкой спортсмена важен не только для установления факта его прогрессирования, но и для того чтобы не допустить перетренированности. Перетренированность возникает вследствие перегрузок, вызванных не только физическими нагрузками, но и психическими. Наиболее часто встречающиеся ошибки, приводящие к перегрузкам:
1. В методике тренировки: нарушение постепенности, чрезмерные нагрузки на тренировочных занятиях и недостаточный отдых между ними, чрезмерная специализация и ограничение тренировочных средств, слишком большое число соревнований и т. д.
2. Неупорядоченность образа жизни, нарушение спортивного режима: недостаточный ночной отдых, плохие условия для отдыха (слишком большое число раздражителей — телевидение, компьютерные игры, кино, раздражающее соседство).
3. Неблагоприятные воздействия социальной среды: перегрузка в учебе, плохая успеваемость, ссоры в семье и в школе, недоброжелательное отношение окружающих к занятиям спортом и т. д.
Перетренированность может выражаться в двух формах. Это либо преобладание процесса возбуждения (психическое возбуждение), либо торможения (утомление и монотония).
Форма перетренированности зависит от вида нагрузок. При максимальной и субмаксимальной интенсивности, при резком повышении требований развивается первый вид перетренированности, при объемных длительных нагрузках — второй вид.
При наблюдении можно заметить ряд симптомов, свидетельствующих о перегрузке еще до падения работоспособности. На первой стадии это могут быть изменения в психической сфере: у одних — повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к критике; у других — депрессия, неуверенность. На второй стадии появляются соматофункциональные симптомы: бессонница, потеря аппетита, снижение веса, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, потливость, замедление восстановления. На третьей стадии нарушаются работоспособность, координация движений, снижается проявление двигательных качеств.
При обнаружении первых симптомов необходимо сократить нагрузку, отменить прикидки к соревнованиям, обратить внимание на процессы восстановления (активный отдых, массаж, богатая витаминами пища и т. п.).
При исчезновении отрицательных симптомов сначала постепенно повышают объем, затем — интенсивность нагрузки.
10. Урок спортивной тренировки — основная форма организации
тренировочного процесса
В его структуре предусмотрены физиологические фазы работоспособности ребенка. Части урока спортивной тренировки совпадают с аналогичными частями урока физического воспитания в школе, но имеют свои особенности.
Задачей подготовительной части является подведение ребенка к интенсивной и объемной работе. Осуществляется настройка на решение образовательно-воспитательных задач, а организм постепенно подводится к необходимому уровню функционирования. Разминка делится на две части — общую и специальную. В общей части используются разнообразные упражнения общеразвивающего типа: легкие беговые упражнения, упражнения на основные мышечные группы. Подбираются в основном простые и знакомые упражнения, не требующие затраты времени на их разучивание. Однако надо заботиться о том, чтобы выполнение этих упражнений не было скучным и однообразным. В специальной разминке используются соревновательные и специально-подготовительные упражнения, отвечающие специфике вида спорта и задачам тренировки.
Общая длительность подготовительной части от 15 до 30 мин и зависит от температуры внешней среды, этапа тренировочного процесса, самочувствия спортсмена (особенно при индивидуальной тренировке) и других причин.
Задачи основной части — спортивно-техническое и тактическое обучение, развитие двигательных качеств или проверка уровня подготовленности. Чаще всего на одном уроке решается несколько задач. В связи с этим рекомендуется соблюдать такую последовательность: после подготовительной части целесообразно разучивать технику упражнений, затем развивать быстроту и скоростную силу и в последнюю очередь силу и выносливость.
Заключительная часть тренировочного урока проводится для ускорения восстановления спортсмена после нагрузки. Для этого дают упражнения, играющие роль активного отдыха: упражнения на расслабление, легкий бег. В тех случаях, когда занятие требовало большой концентрации внимания, целесообразно для разрядки провести спортивную или подвижную игру.
11. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ СПОРТА
В настоящее время спорт подразделяется на:
- массовый спорт (спорт для всех);
- спорт высших достижений (олимпийский спорт);
- профессиональный спорт (зрелищно-коммерческий спорт).
(Концепция развития физкультуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года //Спорт для всех .№1, 2001, с.4-10).
11.1. Массовый спорт
Массовый спорт — представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства.
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм производства и условий повседневной жизни.
Задачи массового спорта во многом повторяют задачи ФК, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.
Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент.
11.2. Спорт высших достижений
Спорт высших достижений (олимпийский) — предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.
Сегодня спорт высших достижений — пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.
11.3. Профессиональный спорт
Профессиональный спорт (зрелищно-коммерческий спорт) — коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.
Добиться высокого спортивного мастерства невозможно без профессионального отношения к делу. Сегодня требования к организации учебно-тренировочного процесса сильнейших спортсменов настолько высокие, что заниматься еще какой либо деятельностью нет ни сил, ни времени. Можно в качестве примера привести тренировочные нагрузки членов сборной команды России по спортивной гимнастике.
Тренировки проводятся практически круглогодично на тренировочной базе «Круглое озеро» в Подмосковье. Режим тренировок — три тренировки в день с общим объемом времени примерно 8 часов. В неделю 1-2 дня отдыха. К этому следует добавить ответственные выступления на соревнованиях. Такие нагрузки примерно у всех членов сборных команд по другим видам спорта. Конечно, это профессиональное отношение к делу. Конечно, эти спортсмены — профессионалы.
Поэтому, необходимо отметить, что приведенное выше разделение на спорт высших достижений (олимпийский) и профессиональный спорт (зрелищно-коммерческий) в настоящее время очень условно. Происходит сближение олимпийского и профессионального спорта.
Сессия МОК в 1974 году в Вене приняла новую концепцию любительства, разрешив спортсменам получать зарплату за период занятий спортом, а также спортивные стипендии за время учебы.
Накануне Олимпийских Игр 1980 (г.Москва) тогдашний президент МОК М.Килланин писал: «Опасность профессионализма спорта состоит в том, что он превращает спорт в «шоу-бизнес». Спортсмен теряет свою свободу и становится инструментом в руках коммерческого агента, который определяет, где он или она должны выступать и против кого, обращая особое внимание на доходы от продажи билетов и телеправ. Я лично ничего не имею против профессионального спорта. Но если на Олимпийские Игры будут допущены профессионалы, то олимпийское движение попадет в руки менеджеров и импрессарио».
В 1981 году по предложению бывшего Президента Международного Олимпийского Комитета (МОК) понятие «любительство» было исключено из Олимпийской хартии. И, начиная с XXIV Олимпийских Игр и в последующих Олимпиадах, стали участвовать сильнейшие профессиональные спортсмены мира. В дальнейшем Олимпийский конгресс 1994 года в Париже поддержал концепцию Х.А. Самаранча о профессионализации и коммерциализации спорта, но одновременно призвал не допустить того, чтобы дух коммерции пришел на смену Олимпийским идеалам.
Однако анализ развития отдельных видов профессионального спорта в США, Италии, Франции и ряде других стран показывает, что они успешно развиваются там, где имеется прочная основа любительского спорта. И если раньше отношения между любительским и профессиональным спортом зачастую носили антагонистический характер, то теперь многие противоречия сглаживаются.
11.4. Студенческий спорт
Первый студенческий спортивный клуб был основан в университете г.Берна в 1816 году, а первой страной , организовавшей ассоциацию студенческого спорта в 1905 году, стали США. Подобные ассоциации стали появляться в Австралии (1906), Польше (1908), Чехословакии (1910), Швеции и Норвегии (1913), на Мальте (1925), в Люксембурге (1938), Италии (1946) и т.д. Основной задачей этих организаций являлось развитие спорта среди студентов, обучающихся в университетах.
Логичным продолжением формирования студенческих спортивных структур внутри отдельных стран стало создание в 1919 году Международной Конфедерации студентов (C.I.E.). Провозглашение создания первой международной организации университетского спорта произошло в г.Страсбурге (Франция), а француз Жак Птиаж стал ее президентом. Этого человека считают основателем международного студенческого спортивного движения.
В настоящее время управлением и развитием международного студенческого спорта занимается Международная федерация университетского спорта (FISU), которая была создана 1 мая 1949 года. Первым президентом FISU был Пауль Шлеймер. Он занимал этот пост до 1961 года.
В настоящее время FISU объединяет около 160 национальных студенческих спортивных федераций , ассоциаций, союзов и т.п., представители которых регулярно (1 раз в 2 года) встречаются на заседаниях Генеральной Ассамблеи. Исполком FISU состоит из 23 постоянных членов и избирается на 4 года.
FISU один раз в два года (нечетный год) проводит Всемирные Универсиады, а чемпионаты мира среди студентов проводятся по четным годам.
В программе летних Универсиад 9 постоянных видов спорта — легкая атлетика, спортивная гимнастика, плавание, фехтование, водное поло, прыжки в воду, теннис, волейбол, баскетбол. Однако стране-организатору Универсиады предоставляется право выбора десятого вида спорта.
В зимних Универсиадах представлены шесть обязательных видов спорта — лыжи, горные лыжи, хоккей, фигурное катание, шорт-трек, биатлон. Седьмой вид спорта также выбирает страна-организатор.
Право участвовать в Универсиадах имеют студенты, а также выпускники, которые окончили учебные заведения в предшествующем спортивным соревнованиям году, в возрасте от 17 до 28 лет.
Первая Всемирная летняя Универсиада была организована Итальянской ассоциацией университетского спорта и проведена в 1959 году в Турине. Гимном FISU стала музыка «Gaudeamus Igitur». В Турине президент исполнительного комитета Универсиады 1959 года 36-летний Примо Небиоло возглавил FISU и руководил им бессменно до 2000 года. В 1960 году в Шамони (Франция) была организована первая зимняя Универсиада. В нашей стране в 1973 году в Москве состоялись ХII Всемирная летняя Универсиада.
В нашей стране управлением и развитием студенческого спорта занимается Российский студенческий спортивный союз (РССС),образованный в 1993 году и возглавляемыйЗаслуженным мастером спорта СССР, Заслуженным тренером СССР, профессором Киселевым Алексеем Ивановичем.