Пути и условия формирования эмоционально–волевой устойчивости у военнослужащих в процессе боевой подготовки

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: ПУТИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Особенности формирования эмоционально — волевой устойчивости в современном бою

1.1 Современный бой и его влияние на психику воинов

1.2 Эмоционально — волевая устойчивость военнослужащего

2. Пути и условия формирования эмоционально-волевой устойчивости у военнослужащих в процессе боевой подготовки

2.1 Особенности эмоционально — волевой устойчивости в процессе боевой подготовки

2.2 Работа ЗКРВР по формированию эмоционально — волевой устойчивости у военнослужащих в процессе боевой подготовки

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

офицерский военнослужащий бой психика

Современный этап строительства Вооруженных Сил Российской Федерации предъявляет качественно новые требования к офицерским кадрам, организации, содержанию и методике всестороннего обеспечения деятельности военнослужащих в условиях современной России.

Необходимость коренных перемен в системе воспитания военнослужащих вызвана наблюдающимся противоречием между социально-экономической и политической обстановкой в стране, возрастанием сложности решаемых войсками боевых задач и реальными экономическими возможностями Российского государства.

Несмотря на некоторые позитивные успехи в системе воспитательной работы, вместе с тем, следует отметить, что снижение престижа военного образования, трудности и риск офицерской службы в «горячих точках», совершенно недостаточный уровень материального и социального обеспечения военнослужащих приводят к увольнению в запас большого числа курсантов, слушателей и молодых офицеров.

Возникновение, развитие и смена боевых ситуаций при выполнении боевых и учебно-боевых задач представляет собой боевую деятельность командира при управлении огнем в ходе отражения ударов противника.

Вместе с тем, еще недостаточно исследованы сущность, содержание, формы и методы собственно педагогического обеспечения деятельности военнослужащих в боевой обстановке, недостаточно уделяется внимание психологической подготовки военнослужащим для ведения активных боевых действиях в различных условиях, особенно в вопросах эмоционально — волевой устойчивости , ведь от того побежит солдат или нет, будет зависеть в целом выполнение задачи подразделением. также пути и условия его совершенствования с учетом боевого опыта подразделений в Чеченской республике, в других «горячих точках».

27 стр., 13267 слов

Морально-психологическое обеспечение боевой подготовки

... волевые качества и устойчивость психики к условиям риска и опасности. Морально-психологическое обеспечение боевой подготовки предполагает построение занятий и воспитательных мероприятий таким образом, чтобы военнослужащие ... в самых сложных ситуациях, умело распоряжаться своим интеллектуальным, волевым, эмоциональным и физическим потенциалом. Культурно-досуговая работа должна больше тяготеть ...

Войсковая практика учит, что успешной деятельность может быть только в том случае, если противник воспринимается адекватно. Упрощенное восприятие вооруженного преступника, легковесное к нему отношение приводит, как правило, к таким результатам, цена которых измеряется жизнью военнослужащих, не выполнением поставленной задачи. События в Чечне убеждают: воин будет уверен и спокоен, зная, что: командир, штаб, аппарат по воспитательной работе — профессионалы, мастера организации боя и руководства войсками; связь обеспечена, товарищи-профессионалы своего дела и поддержат в бою, техника надежна, боевой ресурс в достатке, тыл все имеет и все вовремя подаст, раненому или психотравмированному помогут, убитого отправят на родину и захоронят, а страна будет гордиться своими защитниками и вечно хранить их память. Гарантией всему может быть то, что армия и народ едины: армия — это почти весь народ, как было в годы ВОВ или это — родной сколок со всего общества, а не отрезанный кусок.

1. Особенности формирования эмоционально — волевой устойчивости в современном бою

1.1 Современный бой и его влияние на психику воинов

Современный бой — это суровое испытание физических и духовных сил воина, его способности активно противостоять действию экстремальных, крайне неблагоприятных для жизни факторов, сохранять волю и решимость, до конца выполнить поставленную ему боевую задачу. Одновременно он представляет собой ожесточенную борьбу целей, мотивов, убеждений, настроений, воли, мыслей военнослужащих противоборствующих сторон.

В функционировании психики воина в боевой обстановке проявляется ряд закономерностей. Выявить их — значит научиться предвидеть те физические, моральные и психологические испытания, с которыми встретятся военнослужащие в бою и реально использовать «человеческий фактор» и, следовательно, найти ключ к достижению победы над врагом.

В боевой обстановке психика военнослужащего подвергается множеству разнообразных воздействий. Одни из них способствуют мобилизации и концентрации физических и духовных возможностей человека, повышению боевой активности, смелости, самоотверженности. Другие, напротив, дезорганизуют боевую деятельность воина, блокируют доступ к имеющимся резервам организма, расстраивают работу нервной системы и психики. Третьи не оказывают заметного влияния на боевое поведение.

24 стр., 11693 слов

Работа заместителя командира роты по воспитательной работе по формированию готовности подчиненных к ведению боевых действий

... сознательных и преданных своему народу защитников Отечества. Второе направление МПО подготовки к ведению боевых действий касается психики отдельного военнослужащего и психологии воинских коллективов, ... подготовка. В ходе нее, действуя в обстановке, максимально приближенной к боевой, воины на практике познают сущность современного боя, его требования к боевому ...

Для военной психологии важно знать, что определяет психологические реакции, состояния и действия военнослужащих в бою, то есть каковы факторы (причины, движущие силы, существенные обстоятельства) обуславливающие их боевую деятельность.

Внешние факторы можно разделить на социальные и боевые.

Социальные факторы оказывают решающее воздействие на воинов в боевой обстановке, так как выступают основой для формирования широких социальных мотивов их поведения и прочных боевых установок. Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих (активный пассивный, самоотверженный — самосохраняющий и др.) во многом зависят от отношения к войне народа, от степени ее популярности в сознании масс. Образ войны в сознании людей приобретает ту или иную эмоциональную окраску в зависимости и от того, насколько успешно, на чьей территории ведутся боевые действия и какая часть населения страны физически и психологически принимает в них участие.

Отношение народа к войне влияет на боевую активность воинов трояко.

Во-первых, благодаря работе механизмов психического заражения, внушения, подражания, военнослужащие усваивают господствующий в обществе настрой, формируют соответствующие установки и мотивы боевого поведения. Еще в начале века военные психологи России отмечали , что «воин, будучи сколком своего народа верно и точно отражает как доблести, так и немощь своего народа», что никакой энтузиазм в армии невозможен, когда не будет его в Отечестве». Анализ хода и исхода вооруженных конфликтов последнего времени убедительно подтверждает психологическую закономерность: победоносные войны имеют в своей основе идеи, понятные и близкие сердцу бойца и всего народа.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

Классификация по знаку: 1. Положительные (смех, улыбка, радость, любовь, восхищение) 2. Отрицательные (плачь, злость, агрессия, гнев, ярость, грусть) По критерию мобилизации ресурсов организма: 1. Стенические - вызывают прилив энергии(любовь, радость, восторг) 2. Астенические – забирают энергию (злость, печаль, гнев, тоска, разочарование и т.д.) По модальности (Плутчек): любовь, Радость, Принятие, ...

Во-вторых, боевая готовность воинов в большой степени определяется отношением народа к своей армии. Эта закономерность выявлена военными психологами еще в прошлом веке. Так, Зенченко М.В. подчеркивал, что для мощи войск необходимы симпатии всего населения, а Агапеев А. на примере отношения народов Германии и Франции к своим армиям показал, что оно является существенным фактором достижения победы в бою. Действие этой закономерности отчетливо ощущалось в ходе войны США во Вьетнаме, боевых действий наших войск в Афганистане и в более поздних вооруженных конфликтах.

В третьих, солдаты заражаются эмоциональным отношением народа к противнику, что также существенно влияет на активность их боевых действий. Опыт войны убедительно показывает, что в сражениях чаще побеждает та армия, воины которой видят в противнике лютого и ненавистного врага, посягающего на свободу и достояние их Родины. А это означает, что всякая война требует длительной работы по формированию военного сознания людей.

Другим социальным фактором в значительной мере определяющим поведение воина в бою является сплоченность воинского подразделения. Она выступает своеобразным основанием для поддержания высокой психологической устойчивости и активности отдельных военнослужащих. Анализ боевых действий показал, что отделения, экипажи, расчеты, состоящие из хорошо знавших друг друга военнослужащих (родственников, земляков и др.) проявляли большую активность, инициативу, стойкость. В последнее время в армиях ведущих государств мира большое внимание уделяется созданию в воинских подразделениях «системы товарищеской поддержки. Считается, что уверенность в сослуживцах, в том, что они придут на помощь в нужный момент, является важным условием решительных и самоотверженных боевых действий каждого солдата.

Боевые факторы — широкий спектр переменных, определяющих те или иные реакции, состояние, поведение военнослужащих в бою. Данные военно-психологических исследований позволили выявить особую действенность таких боевых факторов, как вид, условия и интенсивность боевых действий, особенности применяемого оружия, надежность средств защиты, временные, природно-географические, погодно-климатические условия, объем и соотношение потерь сторон.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности (в том числе – педагогической). В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, ...

О специфике влияния видов боевого действия и ОМП на психику и поведение воинов будет сказано в отдельной главе. В последнее время военные специалисты все более настойчиво говорят о возможности появления на полях сражений оружия несмертельного действия (ОНД) и психотронного оружия, которые по своим характеристикам приближаются к ОМП. Можно прогнозировать, что полная обездвиженность боевой техники, выход из строя систем оружия и управления одновременно и на больших площадях, ослепление военнослужащих и др. окажут на человеческую психику шокирующее воздействие. Не исключается и прямое воздействие на психику воинов посредством распыления над частями и подразделениями психотропных средств (нейродепрессантов, обездвижетелей и др.), облучения СВЧ — и психотронными генераторами. А это значит, что у противоборствующих сторон появляется реальная возможность активно влиять на психофизиологические состояния, настроения, боевую активность войск противника.

Все эти факторы будут оказывать значительное влияние на формирование эмоционально — волевой устойчивости военнослужащего в процессе боевой подготовки.

1.2 Эмоционально — волевая устойчивость военнослужащего

Основное содержание понятия эмоциональной устойчивости человека — это способность успешно осуществлять сложную и ответственную деятельность в напряженной эмоциогенной обстановке, без значительного отрицательного влияния последствий на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность.

При рассмотрении эмоционально — волевой устойчивости выделяют три основных подхода:

1. характерно сведение эмоциональной устойчивости к проявлениям воли. Известно, что разные психические процессы могут взаимодействовать и взаимовлиять друг на друга (поддерживать, усиливать, ослаблять, тормозить, подавлять и т.д.).

Так, например, человек может во- левым усилием, приемами аутогенной тренировки изменять свое эмоциональное состояние. Останавливаясь на этом моменте как основном, некоторые авторы трактуют эмоциональную устойчивость как способность управлять возникающими эмоциями при выполнении деятельности. Напри- мер, в книге «Психологический отбор летчиков» написано, что под эмоциональной устойчивостью «понимается, с одной стороны, невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние индивидуума, а с другой стороны, способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий. Но изучение эмоциональной устойчивости с точки зрения зависимости эмоционального процесса от волевых качеств ограничивает проникновение в ее суть и формы проявления.

10 стр., 4791 слов

Проблема стрессоустойчивости в профессиональной деятельности военнослужащих

... устойчивости к стрессу относят субъективное: ценности человека, личностный смысл, значимость события для личности , субъективная оценка личностью ситуации. Профессиональная деятельность военнослужащих ... степень проявления стрессоустойчивости. В результате выявляются физиологические, интеллектуальные, эмоциональные, волевые и другие характеристики человека, способствующие стрессоустойчивости. Список ...

2. основывается на том, что для психических процессов характерна интеграция, результатом которой являются сложные психические образования. В них могут войти разные психические явления. Это относится и к эмоциональной устойчивости; находится понимание эмоциональной устойчивости как свойства психики, благодаря которому человек способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных условиях. Считая эмоциональную устойчивость интегральным свойством личности или свойством психики, очень важно определить место и роль в нем соответственно эмоционального компонента. В противном случае произойдет отождествление эмоциональной устойчивости с волевой и психической устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральные свойства личности, обеспечивающие успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке.

3. подчеркивание роли эмоционального возбуждения в экстремальных условиях деятельности; поскольку эмоциональное возбуждение характеризуется состоянием активации различных функций организма, повышением психической готовности к различным неожиданным действиям, постольку оно является необходимым условием использования ресурсов личности для успешного выполнения деятельности, останавливаясь на эмоциональной устойчивости как гипотетической особенности человека, говорит о двух ее значениях: 1).

человек эмоционально устойчив, если его эмоциональное возбуждение, несмотря на сильные раздражители, не превышает пороговой величины; 2).

человек эмоционально устойчив, так как, несмотря на сильное эмоциональное возбуждение, в его поведении не наблюдается нарушений.

Эти подходы не являются основными для планирования работ по формированию эмоционально — волевой устойчивости у военнослужащих, но их положения можно использовать при планировании деятельности ЗКРВР

5 стр., 2163 слов

Исследование эмоциональной и волевой сферы

Оглавление 1. Исследование эмоциональной сферы 1.1 Методика САН 1.2 Тест личностной тревожности Спилберга 1.3 Тест агрессивности Баса-Дарки 1.4 Тест нервно-психического напряжения Немчина 2. Исследование волевой сферы 2.1 Тест ВСК 2.2 Исследование субъективного контроля 2.3 Исследование настойчивости 2.4 Исследование импульсивности 1. Исследование эмоциональной сферы Диагностическое обследование, ...

2. Пути и условия формирования эмоционально-волевой устойчивости у военнослужащих в процессе боевой подготовки

2.1 Особенности эмоционально — волевой устойчивости в процессе боевой подготовки

Условия формирования эмоционально — волевой устойчивости имеет ряд особенностей. В частности, в ходе к выполнения боевых задач военнослужащие подвержены влиянию многих негативных факторов обстановки, вследствие чего происходит резкое снижение уровня их морально-психологической готовности и способности к выполнению боевых, но оказывают существенное влияние прежде всего на эмоционально — волевую устойчивость военнослужащих.

1. Физические факторы:

а) микроклиматические (температура и влажность воздуха);

б) радиационные (наличие радиационного заражения);

в) барические (давление);

г) механические (шум, вибрация и т.д. )

2. Химические факторы:

а) изменение компонентов воздуха (кислородное голодание или наоборот перенасыщение кислородом);

б) изменение газового состава воздуха (задымленность, наличие ОВ и т.д. );

в) механические примеси (наличие в воздухе высокой концентрации пыли и т.п. ).

Не следует преуменьшить значение воздействия данных факторов на эмоционально — волевую устойчивость военнослужащих в процессе выполнения боевых задач. Так, например химические факторы непосредственно влияют на нервную систему человека вызывая резкие эмоциональные сдвиги. Избыток кислорода вызывает эмоциональное возбуждение, а при отравлении угарным газом, напротив наступает угнетение. Кроме этого необходимо подчеркнуть, что особенности эмоциональных сдвигов и их характер зависят прежде всего от интенсивности указанных физико-химических факторов.

В связи с этим возрастают требования к активизации деятельности военнослужащих всех командиров (начальников) и органов по работе с личным составом, а реальная их готовность по организации, содержанию и методике педагогического обеспечения остается недопустимо низкой и неэффективной.

При недостаточной подготовке могут порождаться сомнения, неуверенность, которые, в свою очередь, приводят к психологическим трудностям в использовании имеющихся средств. Кроме того, успешность выполнения боевой задачи в прямой степени зависит от сплоченности коллектива подразделения, характера взаимоотношений между военнослужащими, общей направленности, нацеленности на выполнение поставленной задачи, устойчивого и грамотного руководства подразделением, от эмоционально — волевой устойчивости каждого военнослужащего подразделения.

Деятельность военнослужащих является ведущим видом их деятельности. Ее основным отличительным признаком является направленность на соблюдение прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств посредством активного педагогического использования своих духовных и физических сил, боевых свойств оружия, военной техники и специальных средств. В ней находят свое проявление знания, взгляды, убеждения, установки, идеалы, ум, воля, чувства, навыки и умения военнослужащего. Кроме того, на успех решения боевых задач оказывают непосредственное влияние особенности протекания процессов ощущений и восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоциональные состояния, и их учет в деятельности солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров.

Объектом деятельности являются люди (человек, группа, незаконное вооруженное формирование, террористы), вставшие на путь нарушения общественного порядка, закона, и воспринимающиеся военнослужащим как противник (враг), который должен быть остановлен, обезврежен, пленен или уничтожен. Успешное решение поставленной задачи (победа) выступает целью и смыслом проявления боевой активности военнослужащего. Однако успешной деятельность может быть только в том случае, если противник воспринимается адекватно. Упрощенное восприятие противника, легковесное к нему отношение приводят, как правило, к таким результатам, цена которых измеряется жизнями военнослужащих, не выполнением поставленной задачи, получением психических травм.

«Орудиями труда» деятельности выступают духовные и физические силы военнослужащих, специальные средства, а также оружие и боевая техника, которые отличаются высокой точностью, надежностью, быстродействием и поражающей мощью. В то же время успешно реализовать эти свойства можно лишь в том случае, если личный состав обучен их грамотной эксплуатации, поддерживает технику и оружие в боеготовом состоянии, характеризуется высокой морально-психологической готовностью к эффективному осуществлению деятельности и постоянном ее педагогическим сопровождением

Случаи проявления эмоциональной неустойчивости объясняются недостаточной информированностью, понижением уровня мотивации поведения. Управление эмоциональной устойчивостью, как показал опыт Чечни, предполагает воспитание и стимулирование положительных мотивов поведения и других ее слагаемых, четкую постановку и разъяснение задач, проведение упражнений и тренировок в совершенствовании необходимых действий, личный пример руководителей, поддержание дисциплины и организованности коллектива

Угроза жизни, невозможность удовлетворить минимально необходимые для нормальной жизнедеятельности потребности (в еде, воде, сне, соблюдении правил личной гигиены и др.), огромные физические и психические нагрузки, отсутствие связи с родными и близкими, потеря в бою товарищей и ряд других причин способствуют резкому возрастанию психологической напряженности. В то же время практика показывает, что напряжение изматывает воинов, ведет к потере чувствительности, способности адекватно воспринимать окружающую действительность и рационально мыслить. Она угнетает, снижает координацию движений, степень самоконтроля, изменяет мотивацию и нередко приводит только к одному желанию — любыми способами покончить с этими неблагоприятными обстоятельствами. Поэтому низкий уровень эмоционально-волевой устойчивости, неумение саморегулировать свое состояние, быстро восстанавливать силы, выбирать наиболее целесообразные формы поведения ведут к снижению эффективности выполнения поставленной задачи, а иногда и к ее не выполнению, поражению и гибели людей.

Наиболее сильное угнетающее воздействие в бою оказывающее влияние на формирование эмоционально — волевой устойчивости являются людские потери — ранение и гибель товарищей данного ротного подразделения, — а также одиночество. В ходе проведенных исследований было установлено, что, как правило, части и подразделения теряют способность к ведению боевых действий, дезорганизуются, когда их потери составляют более 50% первоначальной численности. В то же время опыт войны в Афганистане, Чечне показал, что высоко организованные, обученные и сплоченные подразделения при непрерывным педагогическим сопровождении не теряли боеспособности и добивались решения поставленных задач и при более значительных потерях. анализируется роль внезапности в деятельности, которая выступает для военнослужащего как восприятие и переживание неожиданно возникших обстоятельств, к которым он не готов. Психологическое воздействие внезапности может носить характер кратковременного шока, длительной дезорганизации психики или необратимых психических изменений. При этом отрицательный эффект воздействия внезапности зависит от степени развития саморегуляции психики; от уровня подготовленности к действиям в различных ситуациях; от величины ранее нанесенных психических травм и других факторов. Для подвергшихся внезапному нападению ситуация может оцениваться как полностью внезапная, частично внезапная или ожидаемая.

Анализ показывает, что если командиру удается создать воинский коллектив в подлинном значении этого слова, выполнить все необходимые мероприятия по сплочению, по формированию эмоционально — волевой устойчивости, то вероятность успешного решения боевых задач значительно увеличивается.

2.2 Работа ЗКРВР по формированию эмоционально — волевой устойчивости у военнослужащих в процессе боевой подготовки

В своей деятельности ЗКРВР по формированию эмоционально — волевой устойчивости должен уделить особое внимание на факторы боя в ходе , которых военнослужащим придется выполнять боевые задачи:

I. Фактор опасности — осознанная угроза жизни, здоровью или благополучию. Фактор опасности является основным (или первичным), определяющим психологическую специфику боевых ситуаций, но он не всегда предопределяет поведение и психическое состояние воинов. Иногда объективно она существует, но субъективно может не восприниматься, или наоборот.

Так, известен случай, происшедший в ходе учений «Запад-83», когда в результате неправильных расчетов артиллеристов несколько боевых разорвалось в непосредственной близости от расположения танковой роты и только по счастливой случайности там никто не пострадал. Этот случай интересен тем, как военнослужащие прореагировали на происшедшее событие, которое объективно было опасно для их здоровья и жизни. Большинство из них, по свидетельству очевидцев, восприняли ситуацию как смешную, интересную, как представление в театре. Они исключили себя из участников данного события и выступали в качестве зрителей.

Только офицеры, сознавая реальную угрозу, приняли меры к занятию личным составом укрытий, что последние с явной неохотой вы полнили. Такое поведение солдат вряд ли можно объяснить их высокой психологической устойчивостью. Страха не было из-за отсутствия личного опыта пребывания в подобных опасных ситуациях и неспособности, на тот период, оценить ее возможные последствия лично для каждого.

Научив подчиненных различать опасность, прогнозировать ее результаты соответствии с этим осуществлять свою деятельность в интересах выполнения поставленных задач, мы значительно повысим боеспособность и боеготовность вверенных нам подразделений и частей. Для этого фактор опасности необходимо моделировать на занятиях в процессе боевой подготовки в мирное время, тем самым военнослужащий будет адекватно реагировать на изменяющуюся обстановку боя.

2. Фактор внезапности — непрогнозируемое изменение обстановки в ходе выполнения задачи, требующее корректировки плана действий.

Готовясь что-либо предпринять человек планирует свою деятельность, пытаясь учесть возможные варианты развития событий. Реализуя эту программу человек стремится достичь поставлен ной цели. Если при этом возникают какие-то ранее спрогнозированные изменения условий деятельности происходит корректировка программы, цель же деятельности остается прежней. Но могут про изойти изменения, которых человек не предвидел. В таком случае говорят о факторе внезапности, и чем выше величина отличия реального от ожидаемого изменения обстановки, тем выше степень внезапности. При этом человек вынужден отказываться от старой, продуманной программы деятельности, и составлять новую, а иногда вынужден изменять не только программу, но и цель деятельности.

Но не все одинаково реагируют на внезапность. Очень условно можно выделить три типа поведения в условиях воздействия фактора внезапности:

а) военнослужащий быстро переключается, определяет новые цели и программу, прилагает усилия к их реализации. Такая реакция наиболее желательна;

б) военнослужащий, осознавая внезапное изменение обстановки, продолжает действовать по старой программе;

в) военнослужащий прекращает осуществлять сознательную деятельность какой-то промежуток времени.

Два последних типа реакции приводят, как правило, к поражению в бою.

3. Фактор неопределенности — отсутствие, недостаток или противоречивость информации о содержании или условиях выполнения боевой задачи, о противнике и характере его действий.

Неопределенность, как и другие рассматриваемые факторы, прямо пропорционально влияет на состояние психической напряженности личного состава. Это состояние неоднозначно сказывается на устойчивости и надежности деятельности. Если психическая напряженность чрезмерная, то ее отрицательное влияние проявляется в двух формах: первая стопарная, при которой снижается или полностью прекращается деятельность человека, нарушается координация движений, ухудшается или полностью отключается па мять; вторая — неупорядоченная активность, которая характеризуется появлением неуправляемой, неосмысленной активности, хаотичностью движений и поведения. В то же время умеренное состояние напряженности оказывает благотворное влияние на поведение воина. Оно активизирует все его психические функции, способствует сокращению времени адаптации.

В таких случаях задача ЗКРВР состоит в том, чтобы помочь подчиненным понять ситуации, устранить неопределенность, или, по крайней мере, переключить их сознание на другую деятельность для снижения отрицательного влияния этого фактора. Разные люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию. Одни в ней выделяют угрожающие факторы, сфокусировать внимание, прежде всего, на сигналах об опасности, другой — выделяет информацию, которая поможет составить программу борьбы с противником, т. е. увидеть его слабые места, принять решение на наиболее эффективное применение оружия.

4. Фактор новизны — неизвестные ранее, новые условия, средства и способы борьбы, оказывающие негативное влияние на тех, против кого они направлены. Новое, в таком случае, всегда кажется более страшным, или, по крайней мере, вызывает опасение. Оно больше бросается в глаза, завладевает нашим вниманием. И если это новое несет в себе опасность, то возможны самые непредсказуемые реакции. Новизна снижает уверенность в действиях, надежность выполнения боевой задачи в целом. Значит,ЗКРВР, отвечающиЙ за подготовку личного состава к бою, должен заботиться о расширении представлений воинов о возможных ситуациях предстоящего боя, о накоплении ими опыта поведения и деятельности в сложных ситуациях для формирования адекватной реакции

5. Фактор увеличения темпа действий — способность воина выполнить поставленную (или возникшую) задачу за счет сформированных ранее навыков и умений.

Данный фактор имеет место в том случае, если резко сокращается время на выполнение необходимых для достижения цели действий. Такие ситуации в бою возникают очень часто. Например, при внезапном обнаружении действующей огневой точки противника, танка, орудия и т.п. Зачастую успешный выход из такой ситуации будет определяться сноровкой, быстротой и слаженность действий военнослужащих. Кратко выразить определение данного фактора можно словами: кто вперед. При этом необходимо уделить особое внимание на действие подразделений в отрыве от основных сил, чтобы устойчивость поведения военнослужащего в нестандартной ситуации не оказало влияние на выполнение боевой задачи.

Основной метод — тренировать подчиненных в условиях сокращения времени на выполнение нормативов боевой подготовки, добиваться автоматизации их действий — важная задача каждого командира.

6. Фактор дефицита времени.

Возникает в условиях, когда успешное выполнение задачи, невозможно простым увеличением тем па действий. Необходимо изменение структуры деятельности. Уметь действовать нестандартно, творчески — важная предпосылка достижения успеха в бою. Поэтому при формировании эмоционально — волевой устойчивости необходимо сделать акцент на действия подразделений в нестандартных ситуациях.

Кроме рассмотренных факторов можно выделить еще несколько, которые по своему характеру больше относятся к социально-психологическим, групповой деятельности и выражает в процессе взаимодействия между военнослужащими составляющими один экипаж (расчет).

К ним относится так называемый эмоциональный эффект группы. Замечено, что иногда в условиях крайней опасности всеми членами экипажа возникает излишняя нервозность, конфликты т.е. нарушается для данной ситуации порядок взаимодействия между военнослужащими составляющими один экипаж (расчет).

Это может выражаться в криках, в навязчивых советах командиру (или другому члену экипажа) со стороны других военнослужащих. При этом советы даются отнюдь не в сложной форме. Как правило такой эффект не улучшает результативности боевой деятельности. Это оказывает благотворный эффект на формирование эмоционально — волевой устойчивости военнослужащих при действии в составе подразделения.

Кроме него может возникнуть так называемый профессиональный эффект группы. Он выражается в том, что кто-либо из членов экипажа (расчеты) полностью или частично исключается из взаимодействия при решении боевой задачи в следствии чрезмерных психологических нагрузок, сильного страха, получение психологической травмы. В этом случае человек может впадать в стопорное состояние, либо выполнять совсем не те действия, которые требуются в данной ситуации и тем самым нарушить согласованность деятельности всего экипажа (расчета).

Поэтому в процессе психологической подготовки военнослужащие, особенно ЗКРВР должен обучаться способами выведения из таких состояний, случае невозможности сделать это, способам оперативного построения новой системы взаимодействия в экипаже с учетом возникших условий.

Учебно-боевая деятельность, осваиваемая военнослужащими в обычных условиях, без моделирования фактора опасности, отличается от деятельности боевой, к которой осуществляется подготовка прежде всего на мотивационном уровне.

Таким образом были рассмотрены основные психологические и физико-химические факторы имеющие место в процессе боевой подготовки.. Для того, чтобы психологически подготовить военнослужащего к бою необходимо, прежде всего, подготовить его психику к воздействию указанных факторов. При этом, военнослужащий должен не просто ставиться в условия воздействия данных факторов привыкая к ним, а сознательно учиться выполнять боевые задачи в условиях воздействия данных факторов для формирования эмоционально-волевой устойчивости. Успешность решения данного вопроса во многом зависит от правильной организации психологической подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осуществление преобразований в различных областях государства, переход от практики авторитаризма к формированию демократического общества происходит на фоне возникновения значительного количества общественных конфликтов, характеризующихся отсутствием практики их разрешения, непредсказуемостью развития ситуации, противоречиями между необходимостью применения военнослужащими соответствующих сил и средств и нормативной базой их применения. Выполняя боевые задачи, они вынуждены действовать в сложной оперативной обстановке с применением оружия и боевой техники. Поэтому в современных условиях роль эмоционально — волевой устойчивости приобретает важное значение в процессе боевой подготовке. Эти условия отличаются от вошедшей в практику морально-психологической подготовки военнослужащих в структуре профессиональной подготовки целым рядом особенностей. Эти особенности связаны, прежде всего, со спецификой социальных явлений в обществе и способами подготовки личного состава.

Поэтому социально — волевая устойчивость будет представлять собой систему специально организованных и согласованных по задачам, месту, времени, последовательности, привлекаемым силам и средствам действий, осуществляемых в целях формирования, поддержания и восстановления у них высокой профессионально-психологической подготовленности к выполнению поставленных задач; развития направленности на поддержание высокой боевой готовности частей и подразделений; укрепления дисциплины, организованности и порядка; сплочения воинских коллективов, а также уменьшения психологических травм.

Поэтому рассматриваемая проблема является во многом еще не разработанной в науке, и отсутствие практических рекомендаций по ее осуществлению в процессе профессиональной деятельности военнослужащих вызывает определенные затруднения.

Делая вывод, можно сказать, что продуманное и хорошо организованная работа по формированию эмоционально-волевой устойчивости в ходе выполнения задач боевой службы является одним из решающих условий успешного выполнения поставленных задач по охране общественного порядка и борьбы с международным терроризмом (экстремизмом) и требует от командиров, их заместителей по работе с личным составом высокого профессионализма, творческого подхода, стремления к постоянному совершенствованию данного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы воинского воспитания личного состава. / В. Ф. Фомичев. Воениздат

2. Баева И.А. Социально-психологическая адаптация молодых рабочих в производственном коллективе: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Л: ЛГУ, 1985, 21 с.

3. Бойко В. В. Социально — психологический климат и личность»

4. Бурлачук «Психодиагностика»

5. Введение в профессию (Уч.-методическое пособие для войсковых психологов и социологов).-М.: Центр военно-психологических, социологических и правовых исследований Вооруженных Сил. 1992-128 с.

6. Взаимоотношения военнослужащих и пути их формирования. — М. : ГУВР,1993

7. Возрастная психология. Г. С. Абрамова. М, 2005

8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.: МГУ. 1976. -148 с.

9. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. «Военная психология и педагогика» — Минск, 1999

10. Л. Д. Столяренко «Основы психологии» практикум

11. Китаев — Смык Л. А. » Психология стресса» М., 1983

12. Короленко Ц. П. «Психофизиология человека в экстремальных условиях» — Л., 1978

13. Маклаков А.Г. «Военная психология»

Размещено на