Формирование комплекса аква-упражнений для спортсменов стрелков юношеского возраста

АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Курсовая работа

«Формирование комплекса аква-упражнений для спортсменов стрелков юношеского возраста»

Исполнитель:

Морозова У.В.

Москва 2012

Введение

Стрельба — один из видов спорта, который берет свое начало еще с тех времен, когда в середине XIV века появилось огнестрельное оружие. Этот вид включен в число олимпийских дисциплин.

Спортивная стрельба относится к сложно-координационным видам спорта, что требует от спортсмена высокоорганизованного управления своей нервно-мышечной системой и обладания навыками межмышечной координации. Успешная соревновательная деятельность требует от занимающихся регулярных занятий, состоящих из общей и специальной физической подготовки стрелков.

Стрельбой начинают заниматься с 11-12 лет, когда еще происходит формирование юного организма и в особенности опорно-двигательного аппарата. Занятия стрелковым спортом могут продолжаться на протяжении нескольких десятков лет. История стрелкового спорта знает примеры, когда на олимпийских играх выступали спортсмены в возрасте за более 60 и даже 70 лет. С другой стороны во всем мире происходит омоложение контингента спортсменов-стрелков, так сегодня уже не редкость, когда взрослые Чемпионаты Европы и Мира выигрывают спортсмены юниорского возраста. До недавнего времени победители и призеры юниорских первенств определялись только по итогам квалификации. Но из-за возросшей плотности результатов стали проводить финалы и среди юниоров. Это привело к повышению нагрузки на не полностью сформированный организм молодых спортсменов, что в свою очередь потребовало пересмотра не только технического оснащения стрелков, но и программы их подготовки и в особенности программы профилактики и восстановления в первую очередь опорно-двигательного аппарата подверженного значительным изменениям от воздействия больших статических нагрузок при удержании оружия весом до 5,5 кг, а также утомления от монотонной работы, оказывающего влияние на психоэмоциональное состояние юных спортсменов.

Бурное и стремительное развитие стрелкового спорта требует современного подхода. В первую очередь это относится к разработке современной методики тренировочного процесса, направленного на достижение высоких спортивных результатов и развитие гармонично развитых граждан Отечества, а также на сохранение и укрепление здоровья спортсменов для осуществления многолетней успешной соревновательной деятельности на стабильно высоком уровне.

4 стр., 1582 слов

Соотношение результативности и надежности соревновательной деятельности стрелков-пистолетчиков

Соотношение результативности и надежности соревновательной деятельности стрелков-пистолетчиков С.В. Кочеткова, Кубанская государственная академия физической культуры, Краснодар Введение . В современном стрелковом спорте высокий уровень спортивного мастерства сочетается с высокой психологической стоимостью соревновательной надежности, которая неразрывно связана с состоянием физиологических, ...

1.1 Особенности занятий спортивной стрельбой

Стрелковый спорт — один из наиболее древних прикладных видов спорта. Он включает в себя несколько разновидностей: это пулевая стрельба, стендовая стрельба и стрельба из лука и арбалета. Одним из популярных видов является пулевая стрельба.

Пулевая стрельба, как и стендовая стрельба, входят в программу Олимпийских игр и являются одними из старейших олимпийских дисциплин. Впервые медали в стрельбе были разыграны на II Олимпийских играх в Париже в 1900 году. С 1984 года соревнования мужчин и женщин проводятся раздельно.

Соревнования в стрелковом спорте проводятся под эгидой Международной федерации спортивной стрельбы.

В отличие от других видов спорта, где спортсмены борются друг с другом, в пулевой стрельбе стрелок ведет поединок сам с собой. Для спортсмена важно научиться владеть собой на тренировках и использовать этот опыт на соревнованиях.

Начиная с Игр XXIV Олимпиады (Сеул, 1988) были введены женские упражнения по пулевой стрельбе ВП-4 и МВ-5 два упражнения у винтовочниц — стрельба из пневматического и малокалиберного оружия. В пулевой стрельбе, согласно Российским и международным Правилами соревнований все положения (изготовки) строго регламентированы. Изготовка — является одним из основных факторов, предопределяющих качество меткого выстрела.

Существует 3 основных положения в стрельбе — это лежа, стоя и с колена. Освоение стрелковых упражнений начинается из положения лежа, затем стоя и последнее с колена.

Изготовка для стрельбы лежа должна обеспечивать: во-первых, хорошую устойчивость винтовки при наименьшем напряжении мышечного аппарата стрелка; во-вторых, длительное пребывание тела стрелка в одной и той же позе во время стрельбы; в-третьих, такое положение головы, при котором будут созданы наиболее благоприятные условия для работы глаза во время прицеливания. При изготовке для стрельбы лежа угол разворота туловища относительно плоскости стрельбы должен быть небольшим, в пределах 12-20°; левая нога должна быть выпрямлена, упираться носком в землю, а правая — произвольно согнута; лежать следует с небольшим заваливанием на левый бок, но так, чтобы не было излишней перегрузки левой руки; изготовка по возможности должна быть низкой, для чего кисть левой руки следует выносить подальше вперед; упирать затылок приклада нужно ближе к шее; постановка головы должна быть такой, чтобы, насколько возможно, смотреть на цель прямо перед собой.

10 стр., 4586 слов

Особенности темперамента в стрельбе из лука

Курсовая на тему: "Особенности темперамента в стрельбе из лука" Введение Каждый человек индивидуален. Люди отличаются друг от друга своим поведением, реакцией на различные внешние и внутренние раздражители и т.д. Это в первую очередь связано с таким свойством личности как темперамент. Свойства темперамента заинтересовали ученых еще в далекой древности. Позднее появилось много теорий в данном ...

Для того чтобы найти для себя рациональную изготовку для стрельбы с колена необходимо: распределить тяжесть своего тела на точки опоры так, чтобы на левую ногу, служащую опорой для левой руки с винтовкой, приходилась наименьшая весовая нагрузка. Несмотря на неестественную позу, достичь закрепления подвижных звеньев своего тела наименьшим напряжением мышечной системы, особенно следя за тем, чтобы не было перегрузки отдельных групп мышц, что неизбежно приведет к увеличению амплитуды колебаний винтовки и нарушению стабильности в характере этих колебаний; найти позу, обеспечивающую такую постановку головы, при которой будут созданы наиболее благоприятные условия для работы глаза во время прицеливания.

Изготовка для стрельбы стоя по сравнению с другими видами наименее устойчива. Меньшая устойчивость изготовки обусловлена здесь, во-первых, тем, что общий центр тяжести системы «тело стрелка — винтовка» находится значительно выше над площадью опоры, а сама площадь опоры намного меньше, так как она ограничивается только стопами обеих ног и площадью, заключенной между ними. Во-вторых, при стрельбе стоя больше напряжен мышечный аппарат, что необходимо для закрепления подвижных звеньев тела и удерживания его в вертикальном положении; при этом действие и противодействие мышц не могут создать абсолютной неподвижности тела, в связи с чем происходит большее и меньшее покачивание его. Поэтому стрельба стоя является самым сложным и трудным упражнением в стрелковом спорте. В настоящее время изготовка для стрельбы стоя должна отличаться не очень широкой постановкой ног, ориентированием опорных поверхностей вдоль плоскости стрельбы, значительным изгибом тела в спине за счет вынесения таза кпереди, большим компенсаторным перемещением туловища вправо-вбок, определенным «закручиванием» тела в пояснице, наиболее вертикальным положением предплечья левой руки, свободной постановкой головы с минимальным напряжением мышц шеи, не очень плотной прикладкой и наиболее возможным расслаблением мышц правой части плечевого пояса.

14 стр., 6976 слов

Рост – это увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их молекул, то есть кол

Растет ребенок непрерывно, но неравномерно и это приводит к изменению пропорций отдельных частей его тела. Рост всех тканей и органов протекает с неодинаковой интенсивностью и заканчивается у женщин в 20-22 года, у мужчин в 23-25 лет. Термин "развитие" связан с именем У. Гарвея (1578-1657 гг.), который провозгласил известный принцип "Все живое происходит из яйца". Но как представлял он себе яйцо? ...

Рассмотрев, все виды изготовок, перейдем к специфическим требованиям в пулевой стрельбе.

Действия стрелка характеризуются монотонностью, статистической работой мышц ног, туловища и рук в момент выполнения выстрела. Меткая стрельба зависит от степени устойчивости и неподвижности всей системы «стрелок-оружие». Процесс выполнения выстрела требует тонкой координации движений, умения управлять мышечными усилиями.

Пулевая стрельба предъявляет специфические требования к физическим способностям стрелка. Если для основных видов спорта физическая подготовка является ведущей в процессе тренировки, то пулевая стрельба развивает специальные физические качества, как координация (устойчивость), статическая выносливость. По мнению многих авторов, стрелки физически развитые имеют преимущества при одинаковой технической подготовленности. Хорошо физически подготовленные спортсмены легче переносят тренировочную нагрузку, быстрее восстанавливаются, дольше сохраняют спортивную форму.

Еще одна из важных особенностей этого вида спорта — это психологическая напряженность. Может проявляться в нарушении двигательного навыка, в увеличении частоты сердечных сокращений и тремора, в нарушении тонкой координации движений при выполнении выстрела.

Влияние стрельбы на организм спортсмена связано со специфическими нагрузками:

— статического характера на мышечный аппарат, (напряжения мышц ног и туловища, концентрация внимания на предварительном расслаблении мышц, не участвующих в выполнении выстрела, общий контроль за положением тела, не заостряя внимания на отдельных его частях, а так же внимание акцентируется на закреплении голеностопного сустава),

— большим напряжением нервной системы (необходимость длительного сохранения действий высокой точности и огромной сосредоточенности внимания),

12 стр., 5594 слов

Использование массажа в коррекционно-логопедической работе с дизартриками

5 Курсовая работа по логопедии на тему: Использование массажа в коррекционно-логопедической работе с дизартриками Рязань, 2009 год Содержание ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Понятие дизартрии и современные представления о ней. Краткие сведения о формах дизартрии 1.1 Приемы коррекции дизартрии Глава 2. Метод массажа в коррекции речевых расстройств 2.1 Актуальность использования массажа 2.2 Физиологическое ...

— задержками дыхания при выполнении выстрела,

— раздражителями встречающимися при неудовлетворительных условиях в открытых и закрытых тирах.

При продолжительной стрельбе понижается световая чувствительность глаз и в зависимости от упражнения происходит потеря в весе от 2 до 3 кг. Хорошо подготовленные в физическом отношении стрелки легче переносят эти высокие нагрузки.

Мышечный аппарат и нервная система стрелка играют большую роль в обеспечении наибольшей неподвижности тела при изготовке к стрельбе, нужно хотя бы в общих чертах познакомиться с физиологическими основами двигательного аппарата человека.

1.2 Физиологические основы изготовки у стрелков

По мнению Юрьева А.А. по физиологическим основам двигательный аппарат разделяется на пассивный и активный [59].

К пассивному относятся кости и связки, оказывающие сопротивление внешним силам, воздействующим на организм, за счет своих физических свойств. Активный аппарат — это система мышц, которые перемещают отдельные звенья тела относительно друг друга или закрепляют их в определенном положении. В осуществлении любого движения, в работе каждой мышцы обязательно участвует нервная система, управляющая всеми функциями организма.

Пассивный двигательный аппарат. Кости, их соединения составляют твердую основу человеческого тела — скелет. Он служит опорой для мягких тканей, в частности для прикрепления к нему мышц. Подвижное соединение большинства костей дает им возможность перемещаться относительно друг друга. Прикрепленные к костям мышцы, сокращаясь, закрепляют отдельные части скелета или же, наоборот, приводят их в движение. Таким образом, костно-мышечная система обеспечивает сохранение различных положений тела в пространстве, а также всевозможные движения. Насчитывается более 200 костей, соединенных различным образом между собой. Основа скелета — позвоночный столб, состоящий из отдельных позвонков. Позвоночный столб имеет шейный, грудной, поясничный и крестцовый изгибы, которые делают его упругим и гибким. В верхней части спины расположены две плоские кости — лопатки, прикрепляющиеся к позвоночнику и ребрам только с помощью мышц. Каждая лопатка соединяется с ключицей, которая другим своим концом соединяется с грудной костью. Лопатки и ключицы, опоясывая верхнюю часть туловища, образуют так называемый пояс верхних конечностей, или плечевой пояс. Поясом нижних конечностей является таз. Он состоит из крестца и неподвижно соединенных с ним двух тазовых костей. И лопатки, и тазовые кости имеют круглые впадины, куда входят соответственно головки плечевых и бедренных костей. Соединения костей бывают непрерывные, полупрерывные и прерывные, или суставы. Большинство костей соединено между собой прерывно, подвижно, в суставах. Небольшая подвижность костей достигается при помощи упругих хрящевых прокладок между ними. Такие хрящевые прокладки находятся, например, между отдельными позвонками. При сокращении мышц с той или другой стороны позвоночника хрящевые прокладки сжимаются и позвонки чуть-чуть приближаются друг к другу. Таким образом позвонки, особенно в области поясницы и шеи, могут наклоняться относительно друг друга. Весь позвоночник позволяет достигать значительного размаха в движениях и может сильно сгибаться вперед, назад, в стороны и скручиваться. Вместе с гибкостью позвоночник обладает прочностью, особенно при работе на сжатие. Учитывая это, а главное — ту особенность строения скелета, что плечевой пояс прикрепляется к грудной клетке и позвоночнику в основном с помощью мышц, приходим к следующему выводу: удерживать, например при стрельбе стоя, винтовку, имеющую значительный вес (до 8 кг), только за счет напряжения тех же мышц плечевого пояса нецелесообразно. Стрелок должен стремиться придать телу такую позу, которая позволяла бы переложить тяжесть оружия и туловища в большей степени на позвоночник, чтобы скелет «работал» на сжатие. Это позволит удерживать оружие значительно меньшим напряжением мышц [59].

4 стр., 1654 слов

ОСОБЕННОСТИ ЭНЕРГООБМЕНА МЫШЦ У МЫШЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ АНТИОРТОСТАТИЧЕСКОГО СТРЕССА

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………………...4 Глава 1. Обзор литературы……………………………………………………..5 1. Типологические особенности………………………………………………5 1.1. Инстинктивное поведение……………………………………………5 1.1.1. Инстинктивное поведение и общение……………………………5 1.1.2. Роль биологических мотиваций в поведении………………..9 1.1.3. Роль эмоций в поведении……………………………………… 12 1.2 Феромональный стресс у мышей ...

Наиболее подвижными соединениями костей являются суставы . Кости в суставе заключены в сумку, состоящую из очень плотной соединительной ткани. В толще сумки и вокруг нее находятся прочные и упругие связки. Края сумки вместе со связками прикрепляются к костям на некотором расстоянии от их соприкасающихся поверхностей и герметически закрывают полости сустава. Характер движений в различных суставах неодинаков. Одни суставы допускают движения только в одной плоскости (например, сгибание и разгибание), другие — в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (сгибание, разгибание и отведение в сторону); третьи обеспечивают движение в любом направлении, например плечевой и тазобедренный суставы (сгибание, разгибание, отведение в сторону и вращение).

Размах и направление движений зависят от формы суставных поверхностей, а также от расположения связок, ограничивающих движения. Обычно, сравнивая суставные поверхности с поверхностями геометрических тел вращения (шар, цилиндр и др.), суставы классифицируют по их форме.

Поскольку каждый сустав имеет большее или меньшее количество связок, следует стремиться к тому, чтобы при изготовке к стрельбе спортсмен принимал такую позу, при которой закрепление подвижных звеньев тела в суставах достигалось не столько мышечным аппаратом, сколько с помощью включения в работу прочных и упругих связок: в силу своих физических свойств они практически неутомимы. Наиболее эффективное включение в пассивную работу связочного аппарата и обеспечивает достаточно жесткое закрепление суставов при минимальных мышечных усилиях — это одно из условий достижения наибольшей неподвижности системы «тело стрелка — оружие» во время стрельбы.

Активный двигательный аппарат. Мышцы, концами своими прикрепляющиеся к костям скелета, носят название скелетных. Вся скелетная мускулатура человека, удерживающая в различных положениях тело или приводящая его в движение, насчитывает более 600 мышц.

Рис. 1. Общий вид мышц человека сзади [59]

Рис. 2. Общий вид мышц человека спереди [59]

В результате сокращения мышц и развиваемого при этом напряжения происходит сближение мест их начала и прикрепления, что влечет за собой либо движение тела и конечностей, либо поддерживание их в определенной позе.

Мышцы классифицируют по ряду признаков: внешней форме, выполняемой работе, расположению в теле человека и т.д. Один из крупнейших физиологов — П. Ф. Лесгафт предложил подразделять мышцы на два основных типа — сильные и ловкие. Мышцы сильные обычно имеют обширную площадь прикрепления к костям. Они могут проявлять большую силу при сравнительно малом размахе движения и небольшом напряжении, отчего и не так быстро утомляются. Мышцы ловкие, наоборот, имеют малую площадь прикрепления и большую длину. Они отличаются сравнительно малой силой, действуют с большим напряжением, отчего легко утомляются. Вместе с тем они осуществляют более тонкую работу. Вполне очевидно, что поза стрелка при изготовке должна быть такой, при которой закрепление подвижных звеньев тела достигается включением в работу наиболее сильных групп мышц; ловкие же мышцы, наоборот, должны быть загружены в наименьшей степени и поставлены благодаря этому в наиболее выгодные условия для своей работы. Сокращаясь, мышцы принимают участие в различных движениях тела, прямо противоположных одно другому. Мышцы, принимающие участие в одном и том же движении и выполняющие в данном случае общую работу, называются синергистами. Мышцы противоположного действия называются антагонистами. Например, мышцы, участвующие в сгибании кисти, являются антагонистами по отношению к мышцам, осуществляющим разгибание кисти. Умение изолированно управлять какой-либо мышцей или даже отдельной ее частью приходит в процессе тренировок. Стрелку это особенно важно. Тренировкой можно выработать способность производить сокращение только мышц, которые необходимы для выполнения данного движения, и сохранять в расслабленном состоянии другие мышцы, не имеющие прямого отношения к выполнению этого движения

Работа, осуществляемая мышцами при сокращении, подразделяется на два вида — статическую и динамическую. Статическая работа мышц осуществляется при фиксации (закреплении) подвижных звеньев тела в суставах в том или ином положении. При статической работе мышцы длительное время напряжены.

Динамическая работа мышц производится при выполнении движений отдельными звеньями тела. Напряжение мышц при такой работе чередуется с расслаблением, сокращение — с растягиванием.

По мнению ведущих физиологов в области физической культуры и спорта при изготовке к стрельбе, когда стрелку необходима наибольшая неподвижность тела, мышцы выполняют статическую работу, то есть наименее выгодную в отношении их утомляемости [6, 20, 27, 35, 55, 56]. Поэтому необходимо уделять большое внимание выбору темпа стрельбы, особенно длительной, чтобы перерывы между очередным прицеливанием и прикладкой давали бы возможность мышцам в наибольшей мере восстанавливать свою работоспособность.

1.3 Профилактика нарушений осанки у высококвалифицированных спортсменов, занимающихся стрелковым спортом

В настоящее время в спорте высших достижений идет сильнейшая борьба за первые места в мире. Поэтому для подготовки спортсменов важны современные методики не только подготовки профессиональной деятельности, но и всесторонний подход к восстановлению и адаптации физических функций спортсмена.

Особенностью занятий пулевой стрельбой является наличие больших статистических нагрузок. Оружие, которое может весить от 5 до 8 кг, при долгом удержании и каждодневном применении, вносит значительные изменения в построение позвоночного столба и мышц к нему прилегающих.

Стрелок должен обладать не только выносливостью и необходимой гибкостью, ведь ему приходится принимать довольно неудобные положения при изготовке. Во время производства выстрела спортсмену необходимы хорошая координация, быстрота реакции и автоматизм движений.

Кроме того, стрельба связана с задержкой дыхания. Так, суммарная задержка дыхания, достигающая при четырехчасовой стрельбе 40-50 мин, неизбежно вызывает кислородное голодание организма, влекущее за собой преждевременное утомление, что еще раз подтверждает большое значение для стрелка физической подготовленности, и в частности развитие силы и выносливости.

Обобщая накопившийся в настоящее время материал, основанный на опыте ведущих отечественных и зарубежных стрелков и тренеров, можно сделать выводы, что перечисленные выше факторы способствуют возникновению деформаций в позвоночном столбе стрелков, т. е. дефектов осанки и стоп, вызывает в органах и тканях нарушения анатомической целостности и физиологических функций.

В результате анализа литературы по стрелковому спорту, многие авторы ссылаются на обязательное применение физических нагрузок для стрелков[15, 38, 51, 59]. В основном — это комплексы упражнений, выполняющиеся на суше до и после тренировки. В наше рыночное время, аренда бассейна или дорожек на велотреке для компенсации нагрузок после занятий стрельбой слишком дорого, да и нет методик специально для этого разработанных. Ведущими специалистами было зафиксировано, что изготовка принимаемая стрелком способствует ухудшению осанки, развитию сутулости и правостороннему искривлению позвоночника у винтовочников [5, 15, 29, 39, 51, 59]. Как показал анализ медицинских карт ведущих спортсменов страны, у всех стрелков в большей или меньшей степени выражено нарушение осанки: искривления позвоночника во фронтальной плоскости, асимметрия плеч, лопаток, костей таза и т.п.

Многочисленные наблюдения и исследования тренеров выявили отклонения позвоночного столба у спортсменов на 1-4 градуса, прекращение притока крови к мышцам, к скованности грудной клетки из-за задержек дыхания, встречается плоскостопие, что приводит к тому, что без профилактических комплексов упражнений для восстановления, не должна обходиться ни одна тренировка.

Все эти заболевания нужно и можно предотвращать. Очень важно не запустить процесс и начать выполнение профилактических упражнений одновременно с началом занятий стрелковым спортом. И это главная обязанность тренера, уделять физической подготовке особое внимание.

По данным ряда авторов для предотвращения отрицательных воздействий тренировочных нагрузок необходимо использовать совокупность профилактических мероприятий, которые можно разделить на четыре группы[10, 17, 38, 43, 52]:

I — комплексы общеразвивающих упражнений и специальных упражнений с использованием оружия, включаемых в учебно-тренировочный процесс;

II — комплекс упражнений корригирующих, выполняемых после тренировки;

III — занятия видами спорта, способствующими повышению уровня подготовленности спортсменов-стрелков к успешной соревновательной деятельности.

Физическая подготовка стрелка должна проводиться регулярно в течение всего тренировочного года. В этом отношении очень важны утренняя гигиеническая гимнастика и водные процедуры, которые должны быть обязательной частью спортивного режима.

К подбору других видов спорта следует подходить очень осторожно, так как не исключается возможность отрицательного переноса навыка. Другие виды спорта используются в основном с целью профилактики различных заболеваний в первую очередь опорнодвигательного аппарата и для развития физических качеств необходимых стрелку-спортсмену. Кроме того, они способствуют ликвидации отрицательного влияния статических нагрузок, повышают обменные процессы в организме и вентиляцию легких.

Весьма полезно использовать циклические виды спорта (плавание, бег, лыжи и др.) [14].

По мнению большинства авторов стрелку для профилактики выше перечисленных заболеваний и для снятия эмоционального напряжения полезно плавание [9, 15, 33, 51, 53, 54, 57, 59].

А.Я. Корх в учебнике для институтов по физической культуре, пишет, что занятия по ОФП должны проводиться для оздоровления, закаливания, повышения уровня общей работоспособности, снятия излишней мышечной скованности после значительной статической нагрузки при стрельбе и одним из действенных средств является занятия в бассейне.

Известный американский специалист, тренер национальной команды США Билл Пуллем, подготовивший целую группу чемпионов мира и победителей олимпийских игр в своей книге приводит к тому, что физическая подготовка не только компенсирует отрицательное влияние длительных тренировок стрелка, но и должно повышать выносливость, психологическую устойчивость. Самым лучшим спортом, по его мнению, является плавание или бег трусцой. Но описывая упражнения для ОФП, нет упражнений, касающихся плавательной подготовки.

По материалам, собранным у Юрьева А.А. «Пулевая спортивная стрельба» стрелок должен обладать в основном следующими общефизическими данными:

— достаточно развитой мышечной системой (особенно мышц брюшного пресса, плечевого пояса, рук и ног) и выносливостью, чтобы производить большое количество выстрелов, заметно не снижая их качества;

— умением максимально расслаблять и в наибольшей мере выключать из работы те группы мышц, которые не принимают непосредственного участия в удерживании тела при изготовке, а также при нажатии на спусковой крючок;

— сильными мышцами, участвующими в процессе дыхания, чтобы при стрельбе лежа и с колена, когда грудная клетка несколько сдавлена, не ощущать затруднения в дыхании;

— точностью и согласованностью движений, быстротой реакции, хорошо развитым чувством равновесия и т.п.

Общая физическая подготовка спортсмена-стрелка независимо от специфики стрелкового спорта должна быть направлена на развитие физических качеств: силы, силовой и общей выносливости, быстроты, ловкости и гибкости.

Средствами воспитания силы являются упражнения: с отягощениями (гантели, набивные мячи, грузы на блоках и др.); с сопротивлением упругих предметов (резиновые бинты, эспандер); с преодолением собственного веса (подтягивания, приседания, сгибание и разгибание рук в упоре лежа и др.); статические (напряжение мышц, развиваемое без движения, где усилия мышц направлены на неподвижный объект — нажим на стену, столб и т.п.).

Выносливость — способность организма противостоять утомлению — обуславливается высоким уровнем физической и технической подготовленности спортсмена, способностью нервных клеток длительное время поддерживать определенную степень возбуждения, высокой слаженностью в функционировании центральной нервной системы, экономичностью обменных процессов, способностью противостоять с помощью волевых усилий ощущениям наступающего утомления.

Методом развития общей выносливости является длительное выполнение физических упражнений умеренной интенсивности с вовлечением в работу возможно большего количества мышечной массы. Общая выносливость вырабатывается преимущественно упражнениями с длительным повторением циклических движений. Поэтому основными средствами развития общей выносливости у спортсмена-стрелка должны быть: ходьба на лыжах, плавание.

Ловкость и быстрота — это физические качества также крайне необходимы для спортсмена-стрелка. При их развитии повышается способность быстро осваивать новые движения, успешно действовать в изменяющихся условиях ведения стрельбы, совершенствуется умение распределять и концентрировать внимание, обогащается запас условно рефлекторных связей, ускоряется протекание реакций, приобретается ряд других, важных для стрелка качеств. Ценным средством воспитания ловкости и быстроты, а также точности реакции, являются, например, спортивные и подвижные игры с мячом, гимнастические упражнения.

Общая физическая подготовка спортсмена-стрелка помимо развития основных физических качеств — силы, выносливости, ловкости и быстроты — призвана решать и частные, более узкие специальные задачи — развитие дыхания и чувства равновесия.

Развитие чувства равновесия необходимо для стрелка, для придания наибольшей степени устойчивости системе «тело стрелка — оружие» во время производства выстрела.

Резюме

Рассматривая специализированную литературу по стрельбе, мы пришли к выводу, что упражнений из водных видов спорта, адаптированных для стрелков — нет. В основном упражнения для суши — это висы на растяжение, различные вытягивания, раскачивания, повороты туловища[9, 15, 33, 51, 53, 54, 57, 59 ].

Изучая литературу по водным видам, есть только незначительные упоминания на упражнения, которые можно использовать в других видах спорта для компенсации нагрузок[1, 3, 11, 12, 61].

В последние несколько лет плавание и прикладные виды, такие как синхронное плавание и аквааэробика приобрели в России большую популярность. Эти виды разработали огромное количество упражнений и приспособлений для исправления и профилактики основных заболеваний выявленных у стрелков.

В связи с этим, мы считаем, актуальным целенаправленно разработать методику с несколькими комплексами упражнений для снижения эмоционально-психологической нагрузки, повышения выносливости, развития координации и устойчивости, улучшению задержки дыхания у стрелков-винтовочников.

Требования к специфике физических упражнений профилактической направленности для спортсменов-стрелков

1. Укрепление мышц туловища и конечностей, создание естественного «мышечного корсета».

2. Повышение общей силовой выносливости.

3. Повышение подвижности суставов, укрепление связочного аппарата и воспитание гибкости.

4. Улучшение крово- и лимфообращения, обмена веществ в тканях кожного покрова.

5. Предупреждение или уменьшение болевых ощущений.

7. Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

9. Профилактика и улучшение психоэмоционального состояния спорстмена после монотонной, продолжительной статической тренировочной работы на линии стрельбы с оружием.

Формирование комплексов аква-упражнений

С учетом проведенных предварительных исследований были сформированы 2 комплекса упражнений, направленных на предупреждение болей в позвоночном отделе, укрепление мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Комплексы представлены в таблицах №1 (комплекс упражнений для умеющих плавать стрелков) и №2 (комплекс упражнений для не умеющих плавать).

Таблица № 1. Комплекс упражнений для умеющих плавать стрелков

№ п/п

Исходное положение

Содержание упражнения

Целевая установка

Темп интенсивность

Вовлечение мышечных групп

Количество повторений

Использование предметов и снаряжений

Методические указания

Разминка

1

Лежа на груди с продвижением

Ноги кроль, руки брасс

Развитие координационных способностей, дыхательной системы, равномерное распределение нагрузки на мышечный корсет

Средний темп

Крупные мышцы

8 бассейнов по 25 метров

Очки, шапочка

Между бассейнами 3 выдоха в воду через нос.

Основная часть

2

«Волна»

Лежа на груди с продвижением.

Ноги дельфин, руки брасс

Создание мышечного корсета, профилактика и коррекция дефектов осанки, активизация работы мышц поясничного отдела позвоночника

Средний темп, малая амплитуда

Мелкие, средние, крупные мышцы

2 бассейна по 25 метров

Очки, шапочка

3 удара ногами,1 гребок руками, участвует весь корпус, имитируя волну

3

Лежа на спине, на правом и левом боку с продвижением

Ноги дельфин, руки внизу или одна наверху одна внизу вдоль корпуса (на боку)

активизация работы мышц поясничного отдела позвоночника и мышц живота

Средний темп, малая амплитуда

Мелкие, средние, крупные мышцы

По 2 бассейна по 25 метров на спине, на каждом боку

Очки, шапочка

участвует весь корпус, имитируя волну

4

«Согнувшись», лежа на спине на месте

Лежа на спине, руки под тазом, резким движением, сгибаясь в тазобедренных суставах, сделать складку, одновременно погружаясь в воду

Укрепление мышц спины и живота

Средний темп,

средние, крупные мышцы

10 раз

Очки, шапочка, зажим

Натянуть мышцы ног, спины и живота

5

«Оборот вперед в группировке» Лежа на груди на месте

Опускает лицо в воду и сгибается в тазобедренных суставах, подтягивая колени к груди, затем выполняется оборот вперед на 360 градусов вокруг поперечной оси

Укрепление мышц спины и живота, развитие вестибулярного аппарата

Средний темп,

средние, крупные мышцы

10 раз

Очки, шапочка, зажим

Голову и стопы держать на поверхности воды, следить за плотностью группировки

6

«Горка»

Лежа на груди с продвижением

Кроль на груди в полной координации, дыхание (вдох) через 3,5,7,9,11,9,7,5,3 гребков по 50 метров

Развитие выносливости, дыхательной системы, равномерное распределение нагрузки на грудной и поясничный отдел позвоночника

Средняя интенсивность

Все группы мышц

18 бассейнов по 25 метров

Очки, шапочка

Упражнение желательно делать без остановок у бортиков бассейна

7

«Оборот назад в группировке» позициялежа на спине на месте

Принимается позиция группировки на спине и сохраняя ее совершается оборот назад на 360 градусов

Укрепление мышц спины и живота, развитие вестибулярного аппарата

Средний темп,

средние, крупные мышцы

10 раз

Очки, шапочка, зажим

Следить за плотностью группировки

Заключительная часть

8

Лежа на груди с продвижением

Брасс в полной координации

Вытягивание позвоночного столба, профилактика болевого синдрома, расслабление всех мышц организма

Медленный темп

Все группы мышц

4 бассейна по 25 метров

Очки, шапочка

После толчка ногами, скольжение(потянуться в разные стороны), повиснуть в воде., на бассейн 6-7 вдохов

9

«Поплавок»

Лежа на груди

Сделать полный вдох, задержать дыхание и медленно погрузившись в воду, принять положение плотной группировки, висеть максимальное количество времени

Растягивание позвоночного столба, упражнение на задержку дыхания

Медленный темп

Мышцы спины

5 раз

Очки, шапочка

Следить за плотностью группировки, коленями соприкоснуться со лбом, мышцы шеи растянуты

10

«Звездочка» Лежа на груди и на спине

Ноги в сторону, руки в стороны, чтобы получилась фигура звезда

Максимальное расслабление, релаксация

Медленный темп

Все группы мышц

1-2 минуты

Следить за расслаблением головы ,рук и ног.

Таблица 2 Комплекс упражнений для не умеющих плавать стрелков

№ п/п

Исходное положение

Содержание упражнения

Целевая установка

Темп интенсивность

Вовлечение мышечных групп

Количество повторений

Использование предметов и снаряжений

Методические указания

Разминка

1

Упор стоя

Ноги на ширине плеч, ходьба на месте, руки согнуты в локтях, работают поочередно

Разогрев всех основных мышц, поддержание равновесия в воде.

Средний темп

Все группы мышц

2 минуты

Следить за осанкой, колени поднимайте, как можно выше

2

Ходьба на месте

Руки прямые перед собой, опустить вниз, обратно вперед, в стороны и соединить перед собой

Разогрев всех основных мышц, Укрепление мышц спины и живота, активизация работы мышц поясничного отдела

Средний темп

Все группы мышц

16 повторов

3

Упор стоя

Прыжок вокруг своей оси на 360 градусов

Укрепление мышц спины, косых мышц живота, бедра, руки

Средний темп

Все группы мышц

4 поворота в одну сторону, 4 в другую, 2 подхода

Следить за позвоночным столбом

4

«волна»

Упор стоя

Упор стоя на дне, присед, вставая прогнуться

Разогрев мышц грудного и поясничного отделов

Средний темп

Крупные, средние и мелкие мышцы

16 повторов

5

«кузнечик» упор присев

Упор присев, прыжком скольжение, рывком упор присев

Вытягивание позвоночного столба, профилактика болевого синдрома

Средний темп

Крупные, средние и мелкие мышцы

16 повторов

Основная часть

6

Упор стоя

Ноги на ширине плеч, корпус вертикально, нудл в руках, прямыми руками утопить нудл как можно ниже перед собой, одной рукой с боку и двумя за спиной

Укрепление мышц спины, задней поверхности рук

Высокий темп

Крупные, средние и мелкие мышцы

16 повторов впереди, с боку, за спиной

Нудл (гибкая палка)

7

Упор стоя

Утопить нудл руками и перепрыгнуть через него вперед и назад двумя ногами

Развитие выносливости, дыхательной системы, укрепление мышц спины и живота

Высокий темп

То же

16 повторов

Нудл (гибкая палка)

8

Упор сидя

Упор на нудл за спиной под мышками, прямые ноги разведите на 90 градусов изобразив букву «V»,сведите обратно

Развитие выносливости, дыхательной системы, укрепление мышц спины и живота, внутренние мышцы бедер

Высокий темп

То же

16 повторов

Нудл (гибкая палка)

9

Упор сидя

Упор на нудл за спиной под мышками,ноги в группировке, поворот колений в сороны

укрепление мышц спины и живота,

Высокий темп

То же

16 повторов

Нудл (гибкая палка)

10

Упор сидя

Упор на нудл за спиной под мышками, сидя ноги перед собой работают как при езде на велосипеде

укрепление мышц спины и живота, внутренние мышцы бедер, развитие выносливости

Высокий темп

То же

16 повторов

Нудл (гибкая палка)

11

Упор сидя

Упор на нудл за спиной под мышками, сидя ноги перед собой работают как ножницы

укрепление мышц спины и живота, внутренние мышцы бедер

Высокий темп

То же

16 повторов

Нудл (гибкая палка)

12

«Перекаты» Упор сидя

Упор на нудл за спиной под мышками, из группировки вытянуть ноги вперед, вернуться в группировку, вытянуть ноги назад и опять в группировку

укрепление мышц спины и живота, развитие выносливости

Темп высокий

То же

16 повторов

Нудл (гибкая палка)

13

«Перекаты» Упор сидя

Упор на нудл за спиной под мышками, из группировки вытянуть ноги в сторону, вернуться в группировку, вытянуть ноги в другую сторону и опять в группировку

укрепление мышц спины и живота, развитие выносливости

Темп высокий

То же

16 повторов

Нудл (гибкая палка)

14

Упор стоя с продвижением вперед

Нудл за спиной, соединен концами, ноги идут вперед, корпус под наклоном

укрепление мышц спины и живота, ног

Темп средний

То же

16 повторов

Нудл (гибкая палка)

15

Упор сидя с продвижением назад

нудл за спиной под мышками, ноги вместе согнуть в коленях, через стороны соединить толчком перед собой

укрепление мышц спины и живота, ног

Темп средний

То же

16 повторов

Нудл (гибкая палка)

16

Упор стоя, «лыжный шаг»

Ноги прямые в коленях не сгибать ,корпус вертикально, руки не работают

укрепление мышц спины и живота, ног

Темп средний

То же

16 повторов

Нудл (гибкая палка)

Стопы на себя

17

Упор стоя, «скольжение»

Ноги прямые вместе, скольжение в стороны и обратно

укрепление мышц спины и живота, ног

Темп средний

То же

16 повторов

Нудл (гибкая палка)

Стопы на себя

18

Упор стоя

Легкие прыжки, ноги широко, ноги вместе

укрепление мышц спины и живота, ног

Темп средний

То же

16 повторов

Нудл (гибкая палка)

Заключительная часть

19

Упор сидя

У бортика бассейна, руками взяться за бортик, ногами упереться в стенку бассейна, медленно выпрямлять колени до положения прямых ног и круглой спины, складка и обратно

Растягивание позвоночного столба, расслабление

Темп медленный

То же

8 повторов

бортик

Лицом к бортику

20

Упор стоя

У бортика бассейна спиной, руками взяться за бортик широко, ногами упереться в стенку бассейна на ширине плеч, медленно выгнуться в положение мостика, голова смотрит в потолок

Растягивание позвоночного столба, расслабление

Темп медленный

То же

4 повтора

бортик

Спиной к бортику

21

Упор стоя

У бортика бассейна спиной, руками взяться за бортик широко, ногами потянуться вперед, горизонтально дне и сделать движение «велосипед»

Растягивание позвоночного столба, расслабление

Темп медленный

То же

4 повтора

бортик

Спиной к бортику

22

Упор стоя

Ноги вместе, руки в сторону — глубокий вдох, руки соединить- выдох

Восстановление дыхания

Темп медленный

То же

2 повтора

Методические рекомендации по применению специальных физических упражнений в водной среде для стрелков

Аква-комплексы рекомендуется проводить после основной тренировки на стрельбище во второй половине дня. Целесообразно проводить тренировки 2 раза в неделю с промежутком в 3-4 дня. Занятие длиться 45 минут. Комплексы рекомендуется проводить в те дни, когда нагрузка при стрельбе «стоя» на тренировке максимальная. Основные занятия проводятся в предсоревновательный период на постоянной основе.

спортсмен стрельба водный

Библиография

1. Адамова И.В. Особенности влияния комплексных занятий гимнастикой и плаванием с оздоровительной направленностью на основные компоненты физической подготовленности женщин 21-35 лет / И.В. Адамова, Е.А. Земсков // Теория и практика физической культуры. — 2000, — № 6. — С. 23-26.

2. Адаптационные изменения организма и возможности применения их признаков для текущей коррекции физических нагрузок: Материалы конф., Каунас, 23 февр. — 1 марта 1990 г. / Респ. центр спорт. информатики; Лит. ин-т физ. культуры. ч. 4. — Вильнюс, 1991. — 77 с.

3. Аикин В.А. Плавание как оздоровительное средство для больных варикозным расширением вен в начальной стадии / В.А. Аикин // Физкультурное образование Сибири. — 2005. — № 1. — С. 60-61.

4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. \ Б.А. Ашмарин — М.:Физкультура и спорт, 1978.-224с.

5. Байдыченко Т.В. Изучение факторов, влияющих на устойчивость системы «стрелок-оружие» в стрельбе из лука / Т.В. Байдыченко, В.В. Лысенко // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. — 2010, — № 3 (18).

— С. 14-17.

6. Бердичевская Е.М. Физиологические механизмы вертикальной устойчивости в спорте с позиций функциональной асимметрии / Е.М. Бердичевская // Теория и практика физ. культуры. — 2009, — № 7. — С. 20-23.

7. Бобылев В.М. Взаимосвязь физического развития и плавательной подготовленности высококвалифицированных спортсменок-марафонок / В.М. Бобылев, А.Ю. Александров // Теория и практика физ. культуры. — 2010, — № 3. — С. 71-73.

8. Бозержан, Ж. Энциклопедия стрелкового спорта: пер. с фр. / Ж. Бозержан. — М., Астерль, 2006. — 249 с.

9. Бордунова М.В. Спортивная стрельба: Стрельба из винтовки. Стрельба из пистолета. Стендовая стрельба. / М.В. Бордунова. — М., Вече, 2002. — 383 с.

10. Брегман, М.А. Устойчивость оружия и результаты стрельбы в биатлоне в зависимости от нагрузки различной интенсивности / М.А. Брегман, Я.И. Савицеий // Теория и практика физ. культуры. — 1967. — № 4. — С. 36-39.

11. Булгакова Н.Ж, Максимова М.Н. Водные виды спорта: Учебник для студентов высших учебных заведений. — М., «Академия», 2003. — 320 с.

12. Булгакова Н.Ж. Особенности подготовки девочек в спортивном плавании / Н.Ж. Булгакова, И.В. Чеботарева, О.И. Попов // Олимпийский бюллетень / Центр. олимп. акад. — М., 2008. — № 9. — С. 103-109.

13. Булгакова Н.Ж. Плавание / Булгакова Нина Жановна. — М., Астрель: АСТ, 2005. — 159 с.

14. Вагнер П.П. Методические рекомендации по общей и специальной физической подготовке для спортсменов-стрелков юниорского возраста, обучающихся в вузах / П.П. Вагнер, А.И. Малухина, Е.С. Палехова, А.С. Кривцов // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях VII международная научная конференция (19-20 апреля 2011г.) Белгород-Красноярск-Харьков, — С. 225-231.

15. Вайнштейн Л.М. Взаимосвязь общей и специальной физической подготовки в начальном периоде обучения / Л.М. Вайнштейн, В.П.Жур // Теория и практика физ. культуры. — 1974. — № 6. — С. 43-44.

16. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: ФиС, 1988.

17. Володина, И.С. Физическая подготовка стрелка-спортсмена: лекции для студентов и слушателей РГАФК / И.С. Володина. — М., 1997. — 30 с.

18. Гачечиладзе Я.В. Выносливость стрелка / Я.В. Гачечиладзе // Разноцветные мишени: сборник статей и очерков по стрелковому спорту, стендовой стрельбе и стрельбе из лука. — М., Физкультура и спорт, 1986. — С. 71-74.

19. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок / А.Д. Дворкин. — М., 1986. — С. 55-63.

20. Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: [Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич]. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 384с.

21. Жуковский В. Анатомия стрельбы / В. Жуковский, С. Ковалев, И. Петров. — М.: АСТ, 2000. — 160 с.

22. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике / В.П. Губа [и др.]. — М.: Физкультура и спорт, 2006. — 220 с.

23. Иткис М.А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена / М.А. Иткис. — М., ДОСААФ. 1982. — 128 с.

24. Кашкин А.А. Физиологическая характеристика однократных и повторных упражнений в плавании : метод. разраб. для студентов специализации плавание, слушателей ФПК и ВШТ ГЦОЛИФКа / Кашкин А.А.; ГЦОЛИФК. — М., 1992. — 64 с.: табл

25. Контроль и управление тренировочными нагрузками в пулевой стрельбе / А.В. Мамедов [и др.] // Педагогические аспекты спортивной тренировки: тематический сборник научных трудов. — Баку, 1987. — С. 145-150.

26. Коренберг В.Б. Спортивная метрология: Словарь-справочник: Учебное пособие/В.Б.Коренберг — М.: Советский спорт, 2004. — 340с.

27. Коренберг В.Б. Спортивная метрология: словарь-справочник / В.Б. Коренберг. — М.: Советский спорт, 2004. — 339 с.

28. Коренберг В.Б. Спортивная метрология: учебник / В.Б. Коренберг. — М.: Физкультура и спорт, 2008. — 358 с.

29. Коц Я.М. Физиология плавания: метод. Разработки для студентов, аспирантов и преподавателей ГЦОЛИФКа/Я.М.Коц; Гос.центр.ордена Ленина ин-т физ.культуры. — М., 1983. — 42с.

30. Кривцов А.С. Комплексная форма отбора в пулевой стрельбе / А.С. Кривцов, Е.С. Палехова // Физическая культура. — 2008. — № 4. — С. 64-67.

31. Кубланов М.М. Силовая подготовка стрелков-винтовочников / М.М. Кубланов. — Воронеж, 2003. — 163 с.

32. Кубланов М.М. Тренировка вестибулярного аппарата как фактор повышения результативности и надежности соревновательной деятельности стрелков-пулевиков / М.М. Кубланов, И.А. Зазулина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2005. — № 1. — С. 33-34.

33. Куделин А.И. Мышечная модель выстрела / А.И. Куделин // Спортивное оружие. — 2004. — № 12. — С. 66-69.

34. Лукунина Е.А. Управление мышечной активностью в стрельбе из пневматического пистолета / Лукунина Е.А. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. — М.: 1998. — Т. 3. — С. 152-157.

35. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. [В.И. Лях, А.А. Зданевич]. — М.: Просвещение, 2008. — 127с

36. Марков Г.В. Особенности повреждений и заболеваний плечевого пояса и верхних конечностей и их лечение у стрелков из лука / Марков Г.В. // Теория и практика физ. культуры. — 1981. — N 8. — С. 49-51.

37. Маркосян А.А. Возрастная физиология и вопросы педагогики/А.А.Маркосян//Советская педагогика. — 1965. — №5. — с.48-58.

38. Мейтин А.Е. Особенности функциональной подготовленности юношей, специализирующихся в пулевой стрельбе // Детский тренер. — 2007. — N 4. — С. 38-51.

39. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика/Ю.В. Менхин — М.: Физкультура и спорт, 2006. — 310с.

40. Насонова А.А. Пулевая стрельба.. — М.: Советский спорт, 2005. — 248 с.

41. Палехова Е.С. Прогрессивная модель выстрела из пневматической винтовки для спортсменов-стрелков высокой квалификации / Е.С. Палехова, Я.А. Лукяненко // XXVIII научно-методической конференции профессорско-преподавательского и научного состава МГАФК. — Малаховка. 2007. — Вып. 5. — С. 87-92.

42. Палехова Е.С. Применение стрелкового тренажера «СКАТТ» в научно- исследовательской работе и учебном процессе студентов специализации стрельба вузов физической культуры / Е.С. Палехова // Вестник учебных заведений физической культуры. — 2006. — № 2. — С. 35-42.

43. Палехова Е.С. Применение современных средств срочной информации при организации отбора и обучения в стрелковых секциях студентов технических вузов. Учебное пособие / Е.С. Палехова, А.И. Рахматов, М., 2011. — 36 с.

44. Палехова Е.С. Причины образования дефектов осанки и стопы, роль корригирующих упражнений для исправления этих дефектов у стрелков из винтовки и полевого арбалета. Методическое указание. М., 2010. — 34 с.

45. Петров П.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре / П.К. Петров. — М.: Владос, 2002. — 111 с.

46. Плавание: учебник для студентов вузов / под ред. Н.Ж. Булгаковой. — М., ФиС, 2001. — 398 с.

47. Полянский В.П., Флусов Е.В. Отбор и обоснование компонентов физической нагрузки для комплексирования со стрелковыми упражнениями // Проблемы совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников ОВД: Матер. межвуз. науч-практ. конф. — М., МосУ МВД России, Изд. «Мир атлетов», 2005. С. 80-87.

48. Полянский В.П. Стрельба после физической нагрузки: разработка и научное обоснование упражнений для сотрудников ОВД / В.П. Полянский, Е.В. Флусов // Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств: Матер. Междунар. науч. конгр. /Москва 2 — 4 февраля 2006 г. /. М.: ООО «Анита Пресс», 2006, с. 250 — 263.

49. Правила соревнований по пулевой стрельбе. Под общ. Ред. Ромакова Е.А. — М., Советский спорт, 2006. — С. 240

50. Пулевая стрельба : примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и училищ олимп. резерва, школ высшего спортивного мастерства : доп. Федер. агенством по физ. культуре и спорту / под общ. ред. А.А. Насоновой, спецред. прогр. Д.А. Тышлером; Федер. агентство по физ. культуре и спорту. — М., Советский спорт, 2005. — 246 с.

51. Проппер В.А. Ежедневные школьные корригирующие упражнения / В.А. Проппер // Теория и практика физ. культуры. — 1927. — N 4. — С. 58-65.

52. Пугачев А.В. Совершенствование техники стрельбы из пневматической винтовки на основе средств срочной информации: дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Пугачев Алексей Валериевич; РГАФК. — М., 2002. — 162 с.

53. Пугачев А.В. Особенности утомления в стрелковом спорте / А.В. Пугачев // Спортивный психолог. — М., — 2005. — № 1. С. 47-51.

54. Пугачев А.В. Фазы выстрела в стрельбе из пневматической винтовки /А.В. Пугачев, М.М. Кубланов // Теория и практика физ. культуры. — 2005. — № 2. — С. 18-20.

55. Пуллэм Б. Спортивная стрельба из винтовки / Б. Пуллэм. — М., Физкультура и спорт, 1991. — 271 с.

56. Рейнгертер Л. Корригирующие упражнения для туловища / Л. Рейнгертер // Теория и практика физ. культуры. — 1930. — № 7-8. — С. 38-42.

57. Селуянов В.Н. Основы научно-методической деятельности в физической культуре. Учебное пособие / В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков, И.П. Космина. — М., СпортАкадемПресс, 2001. — С. 45-88.

58. Спортивная стрельба : учеб. для ин-тов физ. культуры / под общ. ред. А.Я. Корх — М., ФиС, 1987. — 255 с.

59. Стрелковый спорт и методика преподавания : учеб. для студентов пед. фак. ин-тов физ. Культуры / А.Я. Корх. — М., ФиС, 1986. — 144 с.

60. Тхоревский В.И. Физиология человека: учебник для вузов физ.культуры и факультетов физ. Воспитания педагогических вузов / В.И. Тхоревский — М., Физкультура, образование и наука, 2001. — 492 с.

61. Уилмор Дж. Х., Костилл Д. Л. Физиология спорта / Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл Пер. с англ. — Киев, Олимпийская литература, 2001. — 504 с.

62. Цицишвили, И.З. Специальная физическая подготовка высококвалифицированных стрелков-пулевиков: автореф. дис. … канд. пед. наук / И.З. Цицишвили; Грузинский гос. ин-т физ. культуры. — Тбилиси, 1990. — 28 с.

63. Шилин Ю.Н. Профилактика травм и профессиональных заболеваний у стрелков из лука.: Лекция для студентов специализации РГАФК / Ю.Н. Шилин, А.П. Лаптев. РГАФК. — М., 1997. — 62 с.

64. Юрьев А.А. Спортивная стрельба / А.А. Юрьев. — М., Физкультура и спорт, 1962. — С. 544.

65. Arellano R. An evaluation of the changes in the crawl-stroke technique seen in training during the swimming season / R.Arellano, S.Pardillo // Journal of Sports Sciences, 1991. — № 1 — Р. 75-77

66. Lavoie J. Physiological effects of training in elite swimmers as measured by a free swimming test / J. Lavoie // J. Sports Medicine. — 1981, — Vol.21, — №1. — Р. 38-42.

67. Reinkemeier, H. External shooting position: upper part of the body II / H. Reinkemeier // ISSF NEWS. — 2001. — № 4. — P.10-12.

68. Reinkemeier, H. Ways of the Rifle / H. Reinkemeier, G. Buhlmann, M. Eckherdt. — Dortmund, 2005. — 208 p.

69. Tanaka H. Dryland resistance training for competitive swimming // H. Tanaka, D. Costill, R. Thomas, W. Fink, J. Widrick//Medicine and science in sports and exersice (Indianapolis, Ind); 25(8), Aug. 1993. — p. 925-959.

70. Wabnitz W. Ruckschlase / W. Wabnitz // Deutsche Schutzen Zeitung. — 2001. — № 8. — P. 55.

71. Weinberg R. Strategies for building self- efficacy in sport: a comparative analysis of Australian and American coaches / R. Weinberg, R. Grov, A. Jackson // The sport psychologist. — 1992. — V.6. — P. 3-13.

Размещено на