Психологический тренинг 2

  1. Понятие

Психологический тренинг — это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника. Но прежде всего тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим.

  1. Авторы, история.

В 1970-е гг. в ГДР под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. С таким названием тренинг появился и у нас в стране. Тренинги в нашей стране начались с тренинга общения. Тренинг общения является базовой программой практически для любого другого тренинга.

Если обратиться к «Большому толковому психологическому словарю», составленному Артуром Ребером, мы увидим такое определение тренинга: «Тренинг вообще — любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности». Главная мысль этого определения заключается в том, что тренинг — это тренировка, наработка навыков и умений.

Другое определение тренинга дал Ю. Н. Емельянов: «Тренинг — это группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением».

И. В. Бачков предлагает такое рабочее определение тренинга: «Совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития».

3. Принципы

1) Выбирают людей по принципу добровольности. Это очень важно, потому что если удачно распределили роли, игра пройдет очень ярко, покажет все важные моменты, и тогда анализ игры делает сама группа, а тренер может только подвести итог.

2) Принцип наращивания давления — сначала мягко, а если не реагирует, то все более жестко ставить человека на место.

13 стр., 6499 слов

Тренинг профессиональных умений

...   29. Склонность создавать системы   30. Прыг! Прыг! Прыг!   31. Определение и выпрыгивание из систем 2. Ма, посмотри! Я терапевт   3. Ряд ...

Бывает, что трудный участник занимает совершенно неконструктивную позицию и спорит просто для того, чтобы спорить. В такой ситуации достаточно дать ему возможность высказаться по любому поводу и сразу предложить подтвердить свои слова в игре.

3) Принцип активности.

Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент. 
4) Принцип исследовательской творческой позиции.

Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.

5) Принцип объективации (осознания) поведения.

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы. 

6) Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.
Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия. 

4. Структура

1) Вступительное слово

Групповая работа предваряется организационным сообщением ведущего. Участники привыкают друг к другу, к особенностям речи ведущего, настраиваются на работу.

2) Знакомство

Этот этап присутствует в работе СПТ-группы всегда, но он имеет разные

формы и длительность.

3) Свой замысел

Тренер передает участникам тренинга некоторый близкий ему взгляд на человеческие отношения, формирует у них определенный

подход к их построению, оценке.

4) Важные шаги

Первый шаг — осознание той идеи человеческих отношений, которую тренер

желает осуществить в своей работе.

Второй шаг — выбор общей логики тренингового процесса. Предлагаемая

схема исходит из следующего представления о фазах коммуникации:

установление контакта, содержательный обмен (информацией, чувствами, смыслами), завершение контакта. В соответствии с ними и строится работа СПТ-группы.

17 стр., 8063 слов

Изучение эффективности социально-психологического тренинга на ...

... По мнению В.В. Зарецкого, В.К.Рябцева, В.В. Ряшиной, «вести» группу, работать с группой, проводить тренинг - для многих практических психологов и других специалистов, ... работающих с группами, эти выражения полны особого смысла. Высказывается даже идея, что для российского менталитета групповая форма работы ...

Третий шаг — подбор тем для отработки. Их достаточно много, но все они

хорошо знакомы психологам.

Сценарий темы

* Разминка (лучше всего — тематическая).

* Диагностика проблемы в ходе выполнения упражнения или небольшой игры.

* Теоретический «кусок»: введение понятий, правил, технологий.

* Отработка навыков в серии упражнений.

* Обобщение полученных навыков в «большой» ролевой игре.

* Рефлексия (обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы на вопросы

ведущего).

* Межличностная поддержка, обратная связь.

5. Особенности проведения, специфика метода.

К сожалению, некоторые тренеры не уделяют групповой динамике достаточного внимания, не понимая ее механизмов, поэтому часто группы достигают меньших результатов, а иногда тренинги заканчиваются общей неудовлетворенностью.

Опыт показывает, что двух одинаковых групп не бывает. У каждой группы своя скорость и свой результат. И скажем, по учебному материалу в одной группе можно продвинуться быстрее, в другой — медленнее, но по результату для группы это может быть одинаково эффективно.

Тренер должен ориентироваться на саму группу: как группа сама идет, так она и идет. Понятно, что он пытается всячески стимулировать ее и увеличивать эту скорость. В некоторых местах подсказывает, подталкивает. Но здесь самое главное — тот результат, на который выйдет сама группа.

Основное внимание уделяется сплоченности членов группы, тому, насколько комфортно и свободно они чувствуют себя в группе. За счет этого группа начинает работать эффективнее. Часто скорость работы возрастает с каждым часом работы, и группа приходит к хорошим результатам. Главное, чтобы участникам нравилось работать в группе. За счет этого эффект тренинга длится дольше, так как о нем приятно вспоминать. После окончания занятий участники таких групп хотят и дальше работать в этих группах.

Чем больше положительное впечатление от тренинга, тем длительнее эффект от него.

Занятие

Зачем мы здесь собрались?

Задачи занятия: знакомство участников друг с другом и с психологи­ческим тренингом как методом работы, формирование интереса и мо­тивации к посещению дальнейших занятий.

Структура занятия.

1. Вводная беседа.

2. Обсуждение и принятие правил работы.

3. Упражнение-разминка «Карандаши».

4. Знакомство.

5. Подвижные игры «Поворот в прыжках», «Дракон».

6. Рефлексия, подведение итогов..

Вводная беседа

Обсуждение и принятие правил работы

Для продуктивной работы тренинговой группы все участники, а также и сам ведущий должны придерживаться определенных правил, которые позволяют структурировать общение в группе в соответствие с принци­пами тренинга. Правила целесообразно обсудить и принять на первой же встрече. Демократичные варианты, при которых участники сами выра­батывают свод правил путем длительного обсуждения в кругу, при проведении тренингов с подростками мало пригодны. Причина этого не в боязни того, что участники примут «неправильные» правила (опытный ведущий всегда может направить ход дискуссии в желательную для него сторону, да и сам факт наличия правил зачастую важнее их конкрет­ного содержания).

Просто обсуждение правил, скорее всего, превратится в длительный, занудный и малопродуктивный процесс, смысл которого будет к тому же не очень понятен для участников. Даже если сформули­рованные таким путем правила будут очень хороши, убедиться в этом может оказаться некому — не исключено, что группа после такого скуч­ного занятия на следующее уже не придет. Поэтому обсуждение правил направлено не столько на выяснение того, нужны они или нет (это при­нимается как факт), сколько на их разъяснение и конкретизацию.

Обычно более целесообразно предлагать готовый свод правил, и даже специально оговаривать, что за ведущим остается право отказать любому участнику в праве посещения тренинга в случае их регуляр­ного нарушения. Если это кому-нибудь не нравится, можно привести спортивный пример: «Это как в спортивных играх. Вот в футболе, ска­жем, полевым игрокам нельзя брать мяч руками, при нарушении судья их удаляет, и это не обсуждается. Психологический тренинг — это тоже игра со своими правилами!» При удачном проведении тренинга пользо­ваться таким правом практически не приходится, но в некоторых слож­ных случаях очень хорошо помогает упоминание о его наличии. Другой вопрос, что не обязательно выдавать сразу много правил в готовом виде, достаточно 4-5, а участники при желании могут пред­ложить дополнения к ним.

Не стоит использовать такие названия правил, как «Конфиденциаль­ность» и «Здесь и сейчас», в силу малопонятности этих формулировок для большинства подростков. Что касается распространенного правила

Возможный свод правил

Приходить на занятия без опоздания

Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях

Говорить только от своего лица: не «Все тут думают», а «Я думаю»

Не обсуждать то, что происходит на занятиях, за пределами группы

Слушать друг друга внимательно, не перебивая

? — заполните эту клетку сами

«Обращаться друг к другу по тренинговым (выбранным самими участ­никами) именам и на ты», мы обычно не выделяем его в качестве отдель­ного требования. Процедура выбора тренинговых имен не всегда адек­ватно воспринимается подростками, тем более уже знакомыми ранее, поэтому лучше использовать уклончивую формулировку: «Представь­тесь так, как вы хотели бы, чтобы к вам обращались в группе». Обычно в ответ на это участники произносят свое имя в какой-нибудь форме, которая им приятна (Настюха и т. п.), реже — прозвища, совсем редко — чужие имена. Ведущий представляется тоже по имени, форма обраще­ния к нему («ты» или «вы») допускается любая. По нашему мнению, нет смысла настаивать, чтобы подростки обращались к ведущему обязатель­но на «ты», так как это вызывает у многих из них дискомфорт.

Ведущему следует учитывать, что при работе с подростками пра­вило неразглашения информации нередко нарушается, особенно если тренинг проходит в школе. Школа — мир замкнутый, и весьма веро­ятно, что новости с тренинга станут общеизвестными. Именно поэтому мы не рекомендуем глубоко затрагивать на групповых занятиях лично­стную проблематику отдельных участников. При необходимости такой работы лучше провести индивидуальные консультации.

А теперь самое время разрядить обстановку и поиграть. Вот при­меры подвижных игр, уместных на начальной стадии работы тренинговой группы.

Итак, подростки собрались и расселись в традиционный круг. С чего на­чать ведущему? Один из вариантов — небольшой монолог, краткий рас­сказ ребятам о том, чем им предстоит заниматься на этих встречах и для чего это нужно. Приведем возможный план подобного вводного рассказа.

1. Чем нам здесь предстоит заниматься?

* Играми и упражнениями. Всякая психологическая игра имеет «двойное дно» — на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но ее смысл к этому не сводится, игра также дает возможность лучше узнать себя и других, чему-нибудь научиться и т. п.

* Беседами на интересные для нас темы, имеющими отношение к психологии.

* Изучением некоторых наших психологических качеств и обсуждением полученных результатов.

2. Какую пользу это нам принесет?

* Мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания, желания.

* Мы будем учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди лучше понимали нас.

* Мы сможем более успешно общаться с другими людьми: лучше понимать их, меньше конфликтовать.

* Наконец, мы просто хорошо и весело проведем время!

Возможны и другие варианты вводных бесед — например, кратко рассказать о том, кто такие психологи и чем они занимаются (Цукерман, 1997), или расспросить самих участников, что они уже знают о тренинге и чего ждут от него. Если у участников возникают вопросы, нужно постараться кратко, но вразумительно ответить на них. Не стоит затягивать вводную беседу (как, впрочем, и все последующие — под­ростки предпочитают не разговоры, а действия, и игнорирование этого факта приводит к потере контакта с группой).

После вводной беседы группа приступает к игре. Иногда оправданно начать работу непосредственно с интерактивной игры разминочного плана. Это целесообразно при работе в небольших группах (в таком случае сначала проводится игра, а уже потом — вводная беседа), а также в начале работы с теми подростками, которые уже посещали психоло­гические тренинги и не нуждаются в рассказе о том, что это такое. Например, на роль первой в тренинге хорошо подходит такая игра.

Упражнение-разминка «Карандаши»



Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании каранда­шей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников (рис. 2).

Сначала участники выполняют под­готовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напро­тив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

После выполнения подготовительного задания группа встает в сво­бодный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажи­маются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.

  1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
  2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.
  3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
  4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
  5. Присесть, встать.

В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:

  • Сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед — поднять руки).
  • Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.
  • Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью.
  • Выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Если упражнение выполняется под медленную музыку, то в кругу можно устроить настоящий танец.

Психологический смысл упражнения. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участ­ников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими не­обходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» дру­гого человека?

От этого обсуждения делается переход к теме психологического тре­нинга, на который пришли участники. Тренинг направлен на то, чтобы в игровой форме развивать необходимые для этого умения — например, координировать совместные действия, устанавливать взаимопонима­ние с окружающими, «чувствовать» человека, который находится ря­дом. А такие умения необходимы для достижения успеха в очень мно­гих жизненных ситуациях (примеры ситуаций пусть приведут сами подростки).

Знакомство

Следующим шагом становится знакомство участников. Даже если уча­стники уже знакомы друг с другом, эту процедуру провести все равно целесообразно по следующим причинам.

  • Познакомиться с группой необходимо самому ведущему.
  • В ходе знакомства звучат именно те формы имени, которые участ­ники предпочитают при обращении к ним на тренинге.
  • Знакомство не сводится к представлению по именам, участники
    получают и дополнительную информацию друг о друге.

Приведем несколько вариантов процедуры знакомства. Они могут использоваться как по отдельности, так и единым блоком.

«Имя-движение». Участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь дви­жение, дающее ему возможность выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением. После того как представились все участники, возможно повторение процедуры, но имена и движения воспроизводятся в кругу уже по памяти, без повторной демонстрации.

Данная процедура не только дает возможность участникам группы представиться и лучше узнать друг друга, но и способствует самопозна­нию каждого из них, поскольку позволяет получить обратную связь от группы, взглянув на свое движение со стороны — в исполнении группы.

«Снежный ком». Участники представляются по именам, каждый следую­щий участник должен повторить имена всех (в более простом варианте — двух или трех) предшествующих и только после этого представиться сам. В одном из вариантов участник при забывании имени, сетуя на свою плохую память, говорит вместо него: «Баранья голова» (естественно, имея в виду себя, а не того, чье имя он забыл).

Последним обычно представляется веду­щий. Если ему удается безошибочно повторить все имена, это существенно повышает его престиж в глазах группы (а если в своей памяти на имена ведущий не уверен, так и не надо браться за этот вариант упражнения!).

Более простой и быстрый вариант, уместный в группах размером больше 12-15 человек, — произносить имена не всех предшественников, а только последних четырех человек.

В более сложном варианте участниками произносится и повторяется не только имя, но и какое-нибудь слово или короткая фраза (например, на тему «Мое самое большое достоинство», «Мое желание» и т. п.).

Использовать отрицательные темы (недостатки, проблемы) не рекомен­дуется, поскольку их многократное повторение может вызвать эффект внушения. В таком варианте упражнение может использоваться не только для знакомства, но и в качестве разминки перед началом каждого заня­тия (естественно, темы высказываний следует каждый раз менять).

Процедура знакомства «Снежный ком» широко используется не только в тренингах, но и везде, где необходимо познакомить членов группы (например, в летних оздоровительных лагерях).

«Представление с перекидыванием предмета». Участники встают в круг. Ведущий, держа в руках мячик, небольшую мягкую игрушку или другой подходящий предмет, представляется: говорит свое имя (возможный вари­ант: имя + сообщает какой-нибудь факт о себе), после чего перекидывает предмет любому другому участнику. Тот ловит предмет, представляется, вновь перекидывает его другому участнику и т. д., пока предмет не побывает в руках у каждого. После этого перекидывание идет в обратном порядке, однако каждый участник сам уже не представляется, а вместо этого по па­мяти говорит имя того человека, которому собирается кинуть предмет.

При отсутствии подходящего для перекидывания предмета можно соорудить для подобной игры «снежок» из смятых бумажных листов.

«Взаимное представление». Участники разбиваются на пары и поочередно рассказывают партнеру о себе. Лучше, если план рассказа предложит ве­дущий.

  1. Как бы я хотел, чтобы ко мне обращались на тренинге.
  2. Что я ожидаю от наших встреч.
  3. Мои любимые и нелюбимые качества в людях.
  4. Мои увлечения.
  5. Мои любимые способы проведения свободного времени.
  6. Моя мечта.

Время выполнения задания — 6-10 минут. После этого все возвращаются в круг, где каждый кратко (0,5-1 минута) представляет своего партнера на основании прослушанного рассказа.

«Взаимное представление» целесообразно проводить со старшими подростками, обладающими довольно высоким уровнем развития со­циальных навыков.

Игра «Дракон ловит свой хвост»

Описание игры. Группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны — это «голова», а конец — «хвост» дракона. «Голова» пытается ухватить «хвост», а тот, естест­венно, пытается увернуться. При выполнении этого упражнения двигается вся колонна, но руки участники не размыкают. Можно повторить игру несколько раз, при этом желательно менять поря­док построения участников в колонне.

Психологический смысл игры. Активизация участников, развитие умения координировать совместные действия.

Обсуждение. Длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена чувствами.

Рефлексия. Подведение итогов.

Всем детям предложено на доску приклеить кружки. Кому понравилось занятие – белый кружок, не понравилось – черный.

Что нового узнали?

Анализ проведённого тренинга.

Мной был проведён тренинг на тему: Зачем мы здесь собрались? С целью знакомства участников друг с другом, формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.

Я работаю в «Нолинском центре социальной помощи семье и детям». На базе нашего Центра ежегодно проводятся оздоровительные лагеря летнего отдыха для детей из малообеспеченных семей.

В первые дни работы лагеря приходят дети, которые совсем незнакомы друг с другом. Поэтому было решено провести тренинг, который поможет детям познакомится, сдружится, узнать друг о друге информацию, которая может пригодиться при дальнейшем общении.

В начале проведения тренинга были оговорены правила группы. Дети внимательно выслушали все правила, обещали их выполнять.

Затем я кратко рассказала, чем мы будем заниматься на сегодняшнем тренинге и какую пользу нам это принесёт.

Проведено упражнение-разминка «Карандаши». В начале проведения упражнения возникли трудности – некоторые дети не хотели стоять рядом друг с другом (мальчик хотел стоять между 2 мальчиками, а не рядом с девочкой), некоторые боялись, что не справятся с выполнением упражнения. Все трудности были решены (дети встали так, как им было удобнее), дети старались выполнять упражнения без ошибок, хотя карандаши несколько раз падали. В этом упражнении я увидела неуверенных в себе детей, детей конфликтующих друг с другом.

«Имя-движение». В начале игра проходила успешно, дети с увлечением называли свое имя и показывали движение. Последние участники тренинга назвав своё имя и показали некорректное движение (неблагополучная семья).

Игра была прервана.

Упражнение «Снежный ком» и «Взаимное представление» прошли удачно. Дети с удовольствием общались в парах, рассказали о своих увлечениях.

Упражнение «Драконий хвост». Дети уже познакомились друг с другом и в этом упражнении им нужно научится действовать в команде. В целом упражнение прошло удачно. Дети не были скованы, по сравнению с началом тренинга, чувствовали себя комфортно и непринуждённо. В упражнении не участвовал один мальчик (отказался участвовать, так как у стоявшего с ним рядом ребёнка «грязные руки»).

По результатам рефлексии можно сделать вывод: тренинг прошёл удачно, большинству детей (12 из 15) он понравился и они хотели бы чаще участвовать в подобных занятиях.

Я применила свои знания и умения на практике. хотя и были затруднения в начале.

1. Понятие

Дискуссия — это форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему. В любом случае, в дискуссионном уроке должен присутствовать характерный признак — конфликт, при котором каждый участник защищает свою позицию

2. Авторы, история.

Древнегреческому философу, главе античных софистов Протагору из Абдер приписывают сочинение «Искусство спора». Античные философы-софисты выдвинули учение о всеобщей относительности, о том, что о каждом явлении можно высказать два противоположных мнения, что человек есть мера всех вещей.

Аристотель рассматривал вопросы полемики в связи с риторикой, логикой, эстетикой и диалектикой.

Причиной многих споров, как показывает опыт, является употребление слов в разных смыслах. Поэтому прежде чем начать спор, необходимо уточнить понятия.

Широкое внедрение в учебную практику дискуссионных занятий началось достаточно недавно — в начале 90-х годов XX века. Это было обусловлено, прежде всего, изменениями, произошедшими в государстве, а именно отказом от монополии государственно-партийной идеологии и переходом к плюрализму идеологий. В связи с этим перед историческим образованием были поставлены новые цели, основными из которых являются: овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней, развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, отстаивать право учащихся на свободный выбор мнений и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов, ориентировать их на гуманистические и демократические ценности.

3. Принципы

Для того чтобы подход к спору носил конструктивный характер (т.е. выражался в стремлении спорящих к обмену мнениями, к беседе, к нахождению приемлемого решения), все участники должны руководствоваться следующими психологическими принципами: а) равной безопасности, б) децентрической направленности и в) адекватности (соответствия) того, что воспринято, тому, что сказано.

Принцип равной безопасности гласит: не причиняйте психологического или иного ущерба ни одному из участников спора; не де лайте того, что самим не понравилось бы.

Другой принцип – принцип децентрической направленности – предписывает: умейте анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека, смотрите на себя и других исходя из интересов дела, а не из личных целей.

Немаловажен и третий принцип — принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано. Он гласит: не причиняйте ущерба мысли намеренным или ненамеренным искажением сказанного (услышанного).

4. Структура

Процесс проведения дискуссионного занятия включает в себя несколько этапов.

Прежде всего, это подготовительный этап, на котором определяется тема дискуссии. Она должна быть актуальной и солидной. Актуальность темы для учащихся определяется той пользой, которую принесут им полученные в ходе дискуссии знания и умения. Солидность темы предполагает ее высокую значимость в изучении истории. Мелкие вопросы на дискуссию не выносятся. Также непременным условием выбора темы для занятия такого рода является то, что она должна быть неоднозначной, то есть в литературе должны быть представлены различные позиции по ней, что создаст возможность для обмена мнениями

Роль учителя — руководство ходом дискуссии, то есть он ставит в случае необходимости дополнительные вопросы, помогает учащимся найти правильное решение поставленной проблемы, делает обоснованные выводы.

Преподаватель должен следить за тем, чтобы обсуждение не зашло в тупик и не переросло в межличностный конфликт между учащимися, а также за соблюдением основных принципов дискуссии.

Особо следует остановиться на вопросе выставления оценок за дискуссионный урок.

Учителю нужно помнить, что отмечены должны быть не только основные выступающие и оппоненты, но и наиболее активные участники обсуждения. Необходимо оценивать и содержание ответов, и высказанные учащимися мысли, их умения спорить, аргументировать свое мнение. Нельзя ставить оценки за добровольные, но неудачные ответы, а также оценивать низким баллом неверную точку зрения. Это может привести к тому, что школьники потеряют интерес к обсуждению и стремление высказывать собственное мнение.

Следует отметить то влияние, которое оказывают дискуссионные занятия на развитие личности учащихся.

5. Особенности дискуссии

Не только активизирует мыслительную деятельность школьников и увеличивает их интерес к истории, но и способствует развитию устной речи, а также следующих умений: выслушивать оппонента, проявлять терпимость к иной точке зрения, аргументированно отстаивать собственную позицию.

Таким образом, дискуссии способствуют развитию у учащихся основных коммуникативных умений.

В целом, дискуссия является такой формой занятия, на которой развивается мышление и устная речь учащихся, при этом они овладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора, увеличивается их интерес к истории. В старшем звене школы наиболее эффективными будут групповые дискуссии, в результате которых будет сформулирована общая позиция по рассматриваемой проблеме. Именно такая форма урока позволяет школьникам не только развить определенные коммуникативные умения, но и способствует более глубокому усвоению учебного материала.

Дискуссия

«Настоящая дружба. Как ты ее понимаешь?»

Цели:

1. Расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе,

2. Обсудить, чем дружба отличается от товарищества.

3. Обсудить заданные ситуации и сделать выводы.

4. Научить различать привязанность и настоящую дружбу.

Ход классного часа.

Психолог:

— Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. Мы будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд:

1. Хозяин лесной просыпается весной. А зимой под вьюжный вой спит в избушке ледяной. (Медведь)

2. Одной ручкой всех встречает, а другой провожает. (Дверь)

3. В лесу у пня беготня, народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)

4. С неба — звездой, а в ладошку — водой. (Снежинка)

5. Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

6. Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)

— Какое слово получилось из выделенных букв? (дружба)

Итак, тема нашего классного часа «Настоящая дружба. Как ты её понимаешь?» Давайте объясним пословицы, которые записаны на доске;

* Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

* Сам погибай, а товарища выручай,

* Кто старых друзей забывает, тот новых не наживает.

* Старый друг лучше новых двух.

* Не имей сто рублей, а иней сто друзей.

* Дерево сильно корнями, а человек друзьями.

Обсуждение маленьких рассказов.

Трое.

Неуютный дождливый вечер. По пустынной дороге идут трое ребят. Идти им ещё далеко, а попутных машин нет. Все устали и задумались. Но вот показалась машина. Ребята обрадовались, бросились к ней, но … там оказалось только одно свободное место. Как же быть? Это должна была подсказать ребятам дружба… На лице высокого, сильного парня спортивного вида явно читалось: «Меня, меня возьмите!» О других он не думая. Среди них был невысокий, худенький, какой-то болезненный мальчик, но он просил шофёра: «Возьмите Сашу, он натёр ногу».

Сашей звали третьего мальчика — самого, казалось, безучастного к тому, что происходило, а он думая в это время: «Раз место одно — оно нам не нужно» И Саша решительно сказал; «Или всем ехать, или всем идти!» Машина уехала, (Т. М. Куриленко)

Вопросы: Какие взгляды на дружбу у каждого из них? Согласны ли вы с этими взглядами?

Как бы вы поступили в этой ситуации?

Дмитро и Сашко.

Сегодня в классе ответственная контрольная работа. Дмитро и Сашко склонились над листком бумаги. Учитель сказал, что эти письменные работы будут посылать в район. Дима — сильнейший математик в классе, он уже переписал задачу с черновика на чистовик. Сашу посадили рядом с Димой, чтобы он подтягивался. Потому что Саша неуспевающий, несообразительный. Но он и очень самолюбивый мальчик. Дима открыл перед ним черновик. Смотри, вот уже решена. Достаточно одним взглядом посмотреть, если хочешь, все станет понятно. Но Саша нахмурился и смотрел только на свой черновик. Диме жалко Сашу, недоброе предчувствие сжало его сердце. Опять двойка, а у меня — пятёрка.

(В. А. Сухоняинский).

Вопросы: Хороший ли товарищ Дима?

Как он мог помочь Саше?

Ответы учащихся на вопросы о себе и о друге.

1) Что такое дружба и чем она отличается от товарищества?

2) Хороший друг и хороший товарищ… одно и то же?

3) Как рождается настоящая дружба?

4) Какими качествами должен обладать настоящий друг?

5) Есть ли у вас друг? На чём основана дружба? (Общие интересы; восхищение качествами друга; желание быть похожими на него; взаимопомощь, поддержка в трудных ситуациях; равноправие в отношениях, учитывание интересов другого человека; критичность.)

6) Можно ли обижаться на друзей?

7) к каким недостаткам друга ву относитесь отрицательно, как помогаете ему справиться с ним?

8) Как должен вести себя настоящий друг, если о вас плохо говорят другие?

9) Может ли быть дружба между мальчиками и девочками? На чём она основана?

10) Как вы понимаете; «Дерево сильно корнями, а человек — друзьями»?

Выводы:

Мы называем своими товарищами тех, с кем работаем, учимся, отдыхаем. Быть товарищем — значит, помогать друг другу в беде, в трудные минуты испытаний.

Дружба — высшая форма товарищества. Быть другом — значит, быть требовательным к себе, уметь признавать свои ошибки, не обижаться на справедливую критику, не стоит утаивать недостатки друга — это и твои недостатки.

Друзья всегда хотят быть вместе, они интересуют друг друга. У друзей есть общие интересы, наблюдается определённое сходство в поведении. Друзья доверяют друг другу свои секреты, а в трудную минуту всегда могут рассчитывать на помощь друга.

Между девочками и мальчиками дружба, безусловно, может быть. Она основана на тех же принципах, что дружба между однополыми детьми, за исключением того, что однополые дети легче доверяют друг другу свои секреты, а также существуют сугубо мальчишеские и девчоночьи интересы, а вследствие этого мальчишеские и девчоночьи ролевые игры, например, «Дочки — матери», «В войну»

Законы дружбы (выводятся вместе с детьми)

1. Один за всех и все за одного.

2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.

3. Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.

4. Не ябедничая, лучше сам исправь.

5. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получилось. Не сердись и не падай духом, если что-то не получилось.

6. Помоги друзьям в беде.

7. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.

Анализ проведения дискуссии.

Мной была проведена дискуссия на тему «Настоящая дружба». По рекомендации психолога дискуссия проводилась в 3 классе (дети активные, любознательные, легко вступают в контакт со взрослыми, даже незнакомыми) во время классного часа.

В начале занятия представилась детям. Перед объявлением темы детям было предложено разгадать кроссворд. Дети поднимали руки, пытались отгадать загадки. Некоторые, узнав, что ответ неверный, обижались, не участвовали в занятии, но быстро отходили и снова включались в дискуссию.

Объяснение смысла пословиц. Дети с желанием обсуждали каждую пословицу, хотели высказать своё мнение. Все правильно понимают их смысл, но по-разному выражают свои мысли.

Обсуждение рассказов. При обсуждении рассказа «Трое» мнения детей расходились. Большая часть детей согласилась с мнением Саши («я бы сделал как Саша и отказался ехать»).

Часть детей согласилась с мнением невысокого, худенького мальчика («я бы пожалел мальчика, у которого болит нога и разрешил ему ехать, а сам бы шёл»).

Меньшая часть класса согласилась с высоким мальчиком спортивного вида («я бы сам поехал, раз место одно»).

При обсуждении рассказа «Дмитро и Сашко» все дети пришли к общему мнению, что Дима настоящий друг, он хотел искренне помочь Саше, что никогда не нужно отказываться от помощи, которую тебе предлагают («когда она тебе будет снова нужна – никто не поможет»).

Детям предложено ответить на ряд вопросов. В процессе ответов на вопросы дети узнали более близко друг друга, мнение и отношение одноклассников по некоторым вопросам.

В заключение дискуссии совместно с детьми были выведены законы дружбы, которые фиксировались на доске.

Занятие прошло успешно, дети остались довольны. После завершения занятия в парах обсуждали поступки детей из прочитанных рассказов, находили одноклассников, поведение которых похоже на поведение ребят из рассказов. Работа детей на протяжении всего занятия была активна, ощущался интерес, желание участвовать.

1.Понятия

Деловая игра — форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков.

Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989).

2.История, авторы.

Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие).

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе школ, вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

Первоначально деловые игры создавались с целью помочь руководителям принимать наиболее рациональные решения на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, которая имеет место в действительности. Ставится актуальная проблемная ситуация. Среди участников распределяются роли должностных лиц, имеющих отношение к разбираемой проблеме. Различие ролевых целей и наличие общей цели игрового коллектива способствует созданию атмосферы реальных отношений между коллегами и той обстановке, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам.

3. Принципы

Существует несколько принципов организации деловой игры:

-принцип имитационного моделирования конкретных условий. Моделирование реальных условий деятельности человека во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов активного обучения;

-принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;

-принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия лиц;

-принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности;

-принцип двуплановости. Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.

-принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса её развертывания в игровой деятельности.

4. Структура деловой игры

Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:

1) Составление плана игры.

2) Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.

3) Подбор информации; средств обучения.

4) Разработка способов оценки результатов игры

В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и т. п. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.

Действующими лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.

Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры.

Таким образом, деловые игры, несмотря на практическую значимость, приемлемы лишь в качестве дополнительного метода обучения в органической связи с теоретическими занятиями. Они, в основном, не предполагают выработку единственного верного решения. Их ценность состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией.

5. Особенности проведения, специфика метода.

При проведении, например, деловых игр учащиеся входят в роль менеджера, банкира, бухгалтера и т.д., что приближает обучение к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.

Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации.

Свой бизнес?

Да, это возможно!

Как показывает практика, подростки в возрасте 13-15 лет очень хорошо воспринимают активные формы обучения, такие, как деловая игра, дискуссия, тренинг.

Цели занятия:

— знакомство с новыми профессиями на рынке труда;

— развитие навыков целеполагания и планирования;

— формирование информационного пространства;

— формирование умения работать в команде.

Ход занятия

  1. Организационный момент (1 минут)

Дети заходят в оборудованный класс в назначенное время. Садятся на стулья, заранее поставленные в круг (элемент тренинга).

Ведущий. Здравствуйте ребята, я рада видеть вас, у нас сегодня много интересной и творческой работы.

  1. Мотивация (2 минуты)

Ведущий. Ни для кого не секрет, что в жизни очень важно, чтобы рядом были люди, которым можно доверять, которые помогут в трудную минуту, не бросят, не предадут. Один человек – это она умная голова, а если несколько людей, то?

Ответ детей. Поэтому очень важно работать именно в команде, где каждый знает свою задачу. Но не менее важно, когда эта команде умеет четко организовать свою работу, когда она конкретно знает свою цель, знает, ради чего и как достичь этой цели. Как показывает практика, многие люди не добиваются в жизни того, чего хотят, не потому, что у них нет ума или способностей, а потому, что они не смогли правильно поставить цель и четко спланировать траекторию ее достижения. Поэтому очень важно уметь правильно ставить цель, задачи по ее достижению и распределять свои возможности .

  1. Аналитическая беседа (7 минут)

Ведущий. Сегодня вашему вниманию предлагается деловая игра «Кадровый вопрос». Речь пойдет о создании своего бизнеса. Чтобы создавать свой бизнес, нужно не только учитывать все, о чем мы говорили ранее, но и подумать о том, что создается именно сейчас и имеет большую ценность. Естественно предположить, что если создаются новые способы действий, то нужны и люди, которые смогли бы осваивать эти способы. Таким образом, появляются новые профессии.

Например, что вы знаете о профессии брокер?

Ответ детей.

Ведущий. А кто такой витражист?

Ответ детей.

Скорей всего, ребята затруднятся правильно ответить на вопросы. Им раздается список профессий.

Список профессий

Брокер – оказывает услуги при заключении коммерческих, валютных, кредитных сделок, совершаемых на бирже между продавцом и покупателями; консультирует клиентов, осуществляет расчетно-аналитическую деятельность, покупает мест на бирже; вознаграждение формирует за счет комиссионных в процентах от суммы сделок.

Витражист – занимается оформлением витрин и выставок; разрабатывает дизайн, оборудует витрины и другие элементы выставочных комплексов.

Копирайтер – занимается трансформацией рекламных идей, разработкой концепции рекламной компании, созданием эффективных рекламных текстов, слоганов.

Логистик – руководит отделом закупок, в его ведении склады, транспорт, таможенные проблемы. Формирует общую стратегию поставок товара, обеспечивает наиболее выгодную доставку его до склада, удачно выбирает транспорт, быстро систематизирует и размещает товар.

Менеджер по работе с клиентами – создает наиболее благоприятные условия для клиентов, побуждает его сделать покупку именно в том магазине, помогает при необходимости поменять ранее купленный товар. Убеждает клиента в выгоде приобретения именно этого товара.

Секретарь-референт – должен уметь быстро и грамотно печатать, правильно оформлять документы, фиксировать, систематизировать почту, информацию; должен владеть компьютером и другой оргтехникой, уметь организовать деловую встречу, изучать и анализировать состояние рынка. Важную роль при этом играют знание этикета и имидж секретаря.

Бренд-менеджер – работник, цель деятельности которого «раскрутка» торговых марок, их продвижение на рынок, управление формированием представления о них в сознании потребителей.

Маркетолог – основная задача этих специалистов – исследование спроса на производимую продукцию и организация ее сбыта, то есть поиск потенциальных клиентов, поредение тех сегментов рынка, куда эту продукцию целесообразно «продвинуть».

Программист – создает компьютерные программы, устраняет неполадки в той или иной программе, устанавливает программное обеспечение на различных предприятиях и индивидуально.

Юрист – специалист в области прав человека, консультирует по различным правовым вопросам как индивидуально, так и целое предприятие; помогает совершать сделки, помогает правильно составлять договоры.

Экономист – составляет бюджет предприятия наиболее рационально, планирует расходы и доходы предприятия.

Продавец-консультант – его задача простая и сложная – продать, для этого он должен правильно представить вещь покупателю: рассказать о фирме-производителе, отметить конструктивные особенности данной модели, акцентировать внимание на ее практичности и так далее.

Ведущий. Мы сейчас немного расширили свой кругозор в области новых профессий. А теперь поделимся на две команды, которые будут создавать свой бизнес по продаже компьютеров.

Разделить детей на две группы. Они садятся за заранее поставленные столы, и только после этого можно продолжать разговор о задании).

Каждый из вас сейчас представит, сообразуясь со списком профессий, какая ему ближе. Каждой команде дана инструкция, в которой прописаны все этапы становления вашей фирмы.

Инструкция

  1. Из списка предложенных профессий нужно выбрать те, которые относятся к компьютерному бизнесу и необходимы для решения задач бизнеса. Ваш бизнес: компьютерное производство и продажа компьютеров.

Подсказка: задача выбора упрощается, если вы для начала ознакомитесь с информацией о профессиях, а затем выстроите «движение товара» («Движение товара» идет от производителя к потребителю. Помните, вы реализуете товар!

  1. Придумайте «бренд» (торговую марку и кредо) своей компании.
  2. Вакансии выбранных вами профессий должны быть заполнены конкретными людьми. Это ваши одноклассники. Профессий должно быть столько, сколько человек в вашей команде.
  3. Помните об «информационном поле» — вашему делу нужна раскрутка! Разработайте программу рекламной акции.
  4. Защита проектом (реклама и представление выбранных профессий).

Ведущий. Я прошу вас обратить особое внимание на пункт №3 в ваших инструкциях. Постарайтесь быть внимательными: выбранных вами профессий должно быть столько, сколько человек в вашей команде. Время создания проекта – 20 минут. После окончания работы вам нужно будет защитить прокт, а наше компетентное жюри оценит, у какой фирмы они бы купили товар. Время пошло.

В жюри обязательно следует пригласить несколько педагогов, которые будут выбирать наиболее приемлемый бренд. Такая ситуация стимулирует ребят и приближает их работу к реальной жизни.

  1. Самостоятельная работа в группах (20 минут)

Ребята разрабатывают бренды для своих компаний, рекламу, кадровую политику.

Робота идет в двух группах, в каждой группе четное число участников.

  1. Защита проектов (10 минут)

Ребята представляют свои проекты на суд компетентного жюри. В защиту входит рекламная акция с представлением своих работников.

  1. Итог занятия (4, 5 минуты)

Выбирается та команда, проект которой окажется наиболее продуманным и логичным. Жюри комментирует свои оценки. Возможно ситуация, когда победителя не будет и обе команды будут признаны успешными. Ребята высказывают свое мнение: в какой момент им было легче всего, а в какой момент сложнее, какой опыт они получили на занятии.

  1. Ритуал прощания (30секунд)

Ведущий. Ребята, спасибо вам за занятие. В вас теперь появился опыт создания собственного бизнеса, я надеюсь, этот опыт вам пригодится в будущем. Удачи!

Примечание

Роль ведущего в этом занятия сводится к роли помощника, человека, который только направляет деятельность детей.

Обязательно присутствие педагогов, которые выступают в роли жюри, оценивающего качество групповой работы. Это является дополнительным стимулом для ребят, как показало занятие, которое было проведено в девятых классах. Ребятам очень понравился именно такой вид деятельности – «деловая игра». Для них ценно было как раз то, что они самостоятельно создавали свой собственный проект.

Анализ проведения деловой игры.

Деловая игра была проведена с учащимися 8 класса.

Можно вспомнить одно очень хорошее психологическое правило, которое гласит, что 90% информации человек усваивает тогда, когда сам попробует что-то сделать. Вот мы и попробовали.

Дети быстро включились в игру, грамотно и логично отвечали на вопросы. Проявили интерес к названной теме и начали делиться на группы.

Скудные знания о профессиях, которые предложены. Совместно разобрали все предложенные профессии. После чего дополнительно был разобран смысл некоторых профессий (по просьбе детей).

Весь класс разделился на 2 подгруппы. Детям было предложено выбрать профессии, с помощью которых они смогу произвести и реализовать товар. Также профессии были распределены в каждой подгруппе. Придумывали торговую марку своей компании, рекламную акцию. Дети помогали друг другу, рисовали друг за друга, сочиняли стихи, забывая о своей профессии. Деловая игра в основном, не предполагает выработку единственного верного решения. Её ценность состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией.

Затем каждая подгруппа защищала свой проект. Работу оценивало жюри, состоящее из учителей школы (оценку со стороны сверстников дети не воспринимают).

В результате участники игры в ходе продуктивного взаимодействия со сверстниками получают опыт работы «плечом к плечу». Ребята с интересом проникают в проблемы и достижения родного города; пробуют себя в различных ролях.

Таким образом для ребенка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденное когда либо действия и тем самым приобретая определенные навыки которые могут пригодится ему в будущем.