Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки

 

Квашук Павел Валентинович

Многолетние исследования проблемы индивидуализации подготовки спортивного резерва (3, 4, 9) позволили установить, что понятие «индивидуализация подготовки» в юношеском спорте носит условный характер и не может в полной мере быть реализовано в практике.

В настоящее время исследователями выделено значительное количество индивидуальных признаков, учет которых может быть использован тренером в работе. К ним относят морфофункциональные показатели, уровень биологической зрелости и развития двигательных качеств, психические и личностные особенности юного спортсмена, технические и тактические элементы соревновательной и тренировочной деятельности, выбор стратегии построения тренировочных нагрузок с учетом особенностей адаптации к ним и многие другие (2, 4, 5, 6, 7, 10, 11).

Индивидуальный подход предполагает знание индивидуальности, то есть того особенного, неповторимого, что отличает одного человека от всех других и включает природные и социальные, физические и психические, врожденные и приобретенные свойства. Учитывая это, даже в спорте высших достижений реальная индивидуализация подготовки спортсмена представляется исключительно сложной задачей, которая к тому же еще более затрудняется по причине использования тренером накопленного в прошлом опыта.

В юношеском спорте реализация полноценного индивидуального подхода к тренировочном процессу, по-видимому, нецелесообразна: во-первых, в настоящее время точно выявить адаптационный резерв организма невозможно, во-вторых, невозможно полностью оградить талантливого юного спортсмена от воздействия социальных факторов, в период роста и развития во многом формирующих его психический статус и поведенческие реакции.

Реальные возможности управления подготовкой юных спортсменов предполагают учет не всех, а лишь некоторых типичных признаков, наиболее значимых для конкретного этапа многолетней тренировки и спортивной специализации.

Из вышеизложенного следует, что в юношеском спорте более корректно говорить не об индивидуальном, а о дифференцированном подходе к построению тренировочного процесса, предполагающем учет характерных групповых особенностей юных спортсменов, важных для построения тренировочных нагрузок, обучения технико-тактическим действиям, участия в соревнованиях.

4 стр., 1638 слов

ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ

... , уверенность, принятие решений, развитие психических качеств) и др.   Работа по программе строится с учетом вида спорта, возраста спортсмена, целей подготовки на определенном этапе.   ... поддержке и помощи. В детско-юношеском спорте большое внимание уделяется родителям спортсмена. Наиболее актуальными задачами для детско-юношеского спорта с психологической точки зрения являются, прежде ...

Дифференцированный подход представляется гораздо более узким, однако позволяет учитывать изменчивость типологических особенностей юных спортсменов и существенно оптимизировать тренировочный процесс на этапах многолетней подготовки.

По-видимому, дифференцированный подход является наиболее рациональным методом реализации принципов детерминации, адекватности и фазового акцента (1) в детском и юношеском спорте.

Изучение особенностей дифференцированного подхода к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней тренировки свидетельствует о постепенном изменении значимости учета различных типических признаков в процессе становления спортивного мастерства.

На этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации наиболее важными характеристиками, реализуемыми при выборе стратегии подготовки, величины и направленности тренировочных нагрузок, являются консервативные, генетически обусловленные типические (конституциональные) признаки юных спортсменов, к которым относятся: соматотип, уровень биологического созревания, динамика развития основных физических качеств и функций организма юного спортсмена в сенситивные периоды и др.

В исследованиях сотрудников и аспирантов Отдела теории и методики детско-юношеского спорта ВНИИФК были изучены возможности применения дифференцированного подхода для оптимизации тренировочного процесса юных спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта на этапах многолетней тренировки. В качестве примера приведем некоторые результаты.

Показано, что определить соматотип и произвести конституциональную оценку девочек с высокой надежностью возможно уже в период первого детства. При формировании групп гимнасток-«художниц» необходимо учитывать различия по соматическим признакам и уровню развития двигательных качеств уже в 4-5-летнем возрасте. В связи с высокой изменчивостью соматических показателей в этом возрасте оценка вариантов развития и коррекция направленности применяемых тренировочных нагрузок должна производится не реже трех-четырех раз в год.

Установлено, что на этапе начальной спортивной специализации около 30% юных гребцов на байдарках отличаются замедленным биологическим созреванием. При одинаковой тренировочной программе эти спортсмены имели более низкие темпы развития силовых качеств и выносливости по сравнению со сверстниками, биологический возраст которых соответствовал паспортному. Распределение юных гребцов по группам в соответствии с биологическим возрастом и коррекция тренировочных нагрузок позволили более успешно осуществлять тренировочный процесс.

15 стр., 7295 слов

Развитие уровней личностной зрелости

Введение Учебно-методические рекомендации по теме «Психология личности» предназначено для самостоятельной работы студентов при изучении данной темы дисциплины «Психология» (раздел "Общая психология"). Тема "Психология личности" изучается на лекции (2 часа) и практическом занятии (2 часа). Тема "Психология ЛИЧНОСТИ" является важной и актуальной для подготовки профессионально компетентного ...

В результате выполненных исследований установлено, что уровень физических качеств начинающих метателей в большой степени связан с морфологическими особенностями телосложения.

При исследовании физического развития и физической подготовленности метателей 12-14 лет выделены две основные группы спортсменов с типичными признаками. Первую группу составили юные спортсмены с большой массой тела, выраженным жировым компонентом, высоким и средним ростом, преимуществом в поперечных размерах звеньев тела. Спортсменов этой группы отличал повышенный исходный уровень силовых качеств, они были более восприимчивы к силовым нагрузкам, и даже при средних и малых объемах силовой работы прирост силы происходил у них достаточно быстро. Однако для них были характерны низкий или средний уровень быстроты и скоростно-силовых качеств и невысокие темпы прироста этих качества. Во вторую группу вошли юные метатели, отличающиеся высокими значениями продольных размеров звеньев тела, развитым костным и мышечным компонентом массы тела. Они более быстрые, координированные, однако по уровню силы уступают метателям первой группы, труднее приспосабливаются к режимам силовой работы и труднее сохраняют достаточный уровень силы, часто только при поддерживающих силовых нагрузках определенного объема и интенсивности.

На этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования высокую значимость приобретают более лабильные типические особенности юных спортсменов, изменяющиеся в зависимости от текущего функционального состояния организма, структуры общей и специальной подготовленности, воздействия тренировочных нагрузок и других факторов окружающей среды. К ним относятся: функциональные возможности физиологических систем организма, характер энергообеспечения специфической двигательной деятельности, степень развития двигательных качеств и других компонентов тренированности, стиль соревновательной деятельности и т.д.

Так, у юных спринтеров на этапе углубленной тренировки выделены группы спортсменов с наиболее ярко выраженным преобладанием различных двигательных качеств, в частности быстроты, силы. Бегуны с выраженным развитием скоростных способностей отличаются высокой стартовой скоростью, частотой движений и относительно низким уровнем развития специальной выносливости. Для спортсменов с преобладанием силовых способностей характерны более мощное отталкивание, большая длина шага при несколько замедленном стартовом разгоне.

12 стр., 5748 слов

Влияние специальной физической подготовки в занятиях спортивным ориентированием на совершенствование выносливости

... требования к физической подготовке спортсменов. Это объясняется следующими факторами: 1. Рост спортивных достижений всегда требуют нового уровня развития физических способностей спортсмена. 2. Высокий уровень физической подготовленности - одно ...

Исследование функционального состояния мышц после стандартных нагрузок различной направленности позволило установить, что различные двигательные возможности спринтеров зависят от особенностей адаптации нервно-мышечного аппарата к нагрузкам различной направленности.

Изучение соревновательной деятельности бегуний на 400 м (этап спортивного совершенствования) позволило выявить бегуний с различной тактикой прохождения дистанции. Показано, что различия в структуре соревновательной деятельности обусловлены особенностями энергетического метаболизма, мощностью и емкостью фосфогенного и лактацидного механизмов энергообеспечения. Различная стратегия подготовки в выделенных группах бегуний позволяла им показывать высокие результаты.

На этапе углубленной тренировки юных лыжников-гонщиков наиболее значимыми факторами физической подготовленности являются: общая физическая работоспособность, аэробная производительность организма, скоростно-силовой потенциал мышц и скоростная выносливость. Объединение спортсменов в группы на основании выявления фактора, лимитирующего уровень подготовленности, и направленная коррекция тренировочного процесса позволили лыжникам с различной структурой подготовленности в соревновательном периоде добиться равноценно высоких спортивных результатов.

Приведенные примеры убедительно доказывают эффективность дифференцированного подхода к построению тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки юных спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта.

Реализация дифференцированного подхода позволяет рационализировать построение многолетней тренировки юных спортсменов, существенно расширить рамки поиска рациональных критериев управления тренировочным процессом, более полно учитывать факторы, ограничивающие проявление двигательных способностей и реализацию резервных возможностей функциональных систем организма юных спортсменов.

6 стр., 2560 слов

Общая и специальная физическая подготовка

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменский нефтегазовый государственный университет Институт транспорта. Кафедра «Транспорт углеводородных ресурсов». Реферат по физической культуре на тему: «Общая и специальная физическая подготовка» Тюмень, 2011 Содержание 1. Общие сведения . Цели и задачи ОФП . Функции ...

Список литературы

Бальсевич В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 4. — С. 9 — 10.

Воробьев А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация — М.: ФиС, 1989. — 271 с.

Корженевский А.Н., Квашук П.В., Птушкин Г.М. Новые аспекты комплексного контроля и тренировки юных спортсменов в циклических видах спорта // Теория и практика физической культуры. — 1993. — № 10. — С. 28-33.

Губа В.П., Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Индивидуальные особенности юных спортсменов. — Смоленск: Изд-во «ТО-информ коммерческого агентства», 1997. — 219 с.

Мартиросов Э.Г. Морфофункциональная организация и спортивные достижения борцов высокой квалификации: Автореф. дис. … канд. биол. наук. — М., 1968. — 27 с.

Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986. — 256 с.

Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. — Киев: Здоров’я, 1990. — С. 200.

Никитюк Б.А. Адаптация, конституция и моторика // Теория и практика физической культуры. — 1989. — № 1. — С. 40-42.

Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. -1998. — № 10. — С. 19-22.

Теплов В.М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: АПН РСФСР, 1961. — 563 с.

Харитонова Л.Г., Михалев В.И., Шкляев Ю.В. Теоретическое и экспериментальное обоснование типов адаптации в спортивном онтогенезе лыжников-гонщиков // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 10. — С. 24-28.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

15 стр., 7136 слов

Психология физической культуры и спорта 3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет» Кафедра психологии Учебно-методический комплекс курса для специальности 050720 – «Физическая культура» Пермь ПГПУ 2008 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального ...