Спортивная тренировка — структура построения в различных видах спорта

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Педагогический институт физической культуры

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА — СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СПОРТА»

Работу выполнил:

Алдохин Н.Н.

МОСКВА, 2013

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Особенности спортивной тренировки
    • 1.1 Цель, задачи и характерные черты спортивной тренировки
    • 1.2 Средства и методы спортивной тренировки
    • 1.3 Принципы построения тренировочного процесса
  • Глава 2. Структура построения спортивной тренировки в различных видах спорта
    • 2.1 Структура построения спортивной тренировки спортсменов в различных видах спорта
    • 2.2 Построение тренировки в малых, средних и больших циклах
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Актуальность темы. Спортивная тренировка сложный процесс, целью которого является достижение максимально возможного результата для каждого конкретного спортсмена.

За последнее время возросли спортивные достижения, возросла конкуренция и плотность спортивных результатов на различных соревнованиях, а так же объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигли своего предела. Одним из направлений достижения максимально спортивного результата является оптимизация структуры спортивной тренировки.

Структура спортивной тренировки состоит из различных видов подготовки: общей физической, специальной физической, технической, психической, тактической, теоретической, а также из внетренировочных и внесоревновательных факторов, одним из которых является спортивный инвентарь. В зависимости от специфики вида спорта соотношение выше перечисленных видов подготовки может значительно изменяться. И для повышения эффективности тренировочного процесса необходимо четко определить наиболее важные виды подготовки.

10 стр., 4584 слов

Классификация видов спорта. Требования, предъявляемые различными ...

... правилам. Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки. Вид спорта -- совокупность видов спортивных соревнований, объединённых по признакам схожести правил, ... этим лицам, их подготовленность, питание и фармакологическое обеспечение будут совершенно различными. Однако, все они имеют пределы своих возможностей, которые ограничивают ...

Цель работы — рассмотреть особенности построения спортивной тренировки в различных видах спорта.

Задачи работы:

1. Рассмотреть цель, задачи и характерные черты спортивной тренировки;

2. Изучить принципы, средства и методы спортивной тренировки;

3. Дать оценку структуре построения спортивной тренировки в различных видах спорта.

Глава 1. Особенности спортивной тренировки

1.1 Цель, задачи и характерные черты спортивной тренировки

Слово «тренировка» в общем словоупотреблении применяется в различных значениях. Физиологи труда под тренировкой понимают все физические нагрузки, которые вызывают функциональное или морфологическое приспособление и изменение организма и тем самым повышение его работоспособности. В этом смысле может и физический труд, например, приобрести характер тренировки и вызывать тренировочные адаптации.

В области спорта речь идет о спортивной тренировке, под которой, как правило, подразумевают подготовку спортсменов к достижению высоких и наивысших (рекордных) спортивных результатов. В настоящее время это понятие применяется как в узком, так и в широком смысле. Так, Матвеев [11] под спортивной тренировкой в узком смысле понимает физическую, технико-тактическую и морально-волевую подготовку спортсмена, осуществляемую посредством физических упражнений. В этом же смысле понимает спортивную тренировку и Рёдер — как «специализированный процесс физического совершенствования человека; процесс этот осуществляется на основе воспитания и образования в полном соответствии с общей целью воспитания в Германской Демократической Республике, а его содержание заключается в планомерной подготовке к высоким спортивным результатам в избранном виде спорта» [16].

Это толкование понятия находит свое выражение в терминах «тренировка выносливости», «силовая тренировка», «метод тренировки», «интервальная тренировка», «состояние тренированности» и т. д.

Спортивная тренировка в широком смысле характеризуется как весь планомерный процесс подготовки спортсменов к высоким и рекордным спортивным достижениям.

Спортивная тренировка — это управляемый по научным, в особенности педагогическим, принципам процесс спортивного совершенствования, цель которого (процесса) — через планомерное и систематическое воздействие на возможности и подготовленность спортсмена привести его к высоким и рекордным результатам в каком-либо виде спорта или его разновидности.

Совершенствование спортсмена в процессе тренировки, которое постоянно должно рассматриваться и организовываться в аспекте единства образования и воспитания, осуществляется в различных формах и различными средствами. Главная форма — это физическая нагрузка посредством физических упражнений (тренировка в узком смысле и соревнования).

Кроме того, необходимые для полноценной спортивной подготовки формы и средства — это в первую очередь: теоретическое обучение с целью сообщения спортивно-технических, тактических, тренировочно-методических знаний и развития умственных способностей; целенаправленные наблюдения на соревнованиях, а также разнообразные обсуждения и совещания в тренировочной группе, которые служат по преимуществу для анализа и оценки тренировки и соревнований [20].

8 стр., 3757 слов

Общее представление о взаимосвязи спортивного отбора с этапами ...

... спортивного отбора с этапами многолетней подготовки Спортивный отбор Этап многолетней подготовки Этап отбора Задача Первичный Установление целесообразности спортивного совершенствования в данном виде спорта ... приспособительных перестроек под влиянием целенаправленной тренировки. Таким образом, этапы спортивного отбора органически увязываются со спортивной ориентацией. Задачи конкретного этапа отбора ...

Сверх того, разнообразные внетренировочные формы и средства своим образовательным и воспитательным содержанием содействуют формированию социалистической личности и тем самым опосредованно повышению спортивных достижений. Это относится, прежде всего, к самостоятельной работе со спортивной книгой, лекциям и дискуссиям на политические и этические темы, спортивным публичным дискуссиям, образованию и воспитанию в семье, в школе и в других учебно-воспитательных учреждениях, посещению театра и концертов, демонстрации кинофильмов и т. д.

В процессе тренировки возникают следующие основные задачи, которые нужно рассматривать и решать комплексно:

1. Физическая подготовка. Главное содержание физической подготовки заключается в развитии физических способностей, особенно выносливости, силы, быстроты и гибкости. Данные способности, в совокупности, обозначаемые также термином «кондиция», и составляют решающую предпосылку спортивной работоспособности. Это справедливо и для таких видов спорта, в которых спортивная техника составляет предмет оценки в соревновании и для таких, где успех в соревновании в большой мере зависит от владения разнообразными и сложными технико-тактическими навыками (например, в спортивных играх и в спортивных единоборствах) [14].

Физическая подготовка должна быть направлена преимущественно на развитие физических способностей, характерных для избранной специализации. Основой при этом служит общая физическая работоспособность и стабильное здоровье.

Для достижения необходимого эффекта требуется включать в тренировку наряду с упражнениями, составляющими программу соревнований, разнообразные общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения.

2. Спортивно-техническая и тактическая подготовка. Рациональная техника обеспечивает экономное и оптимальное использование физических способностей. В процессе спортивно-технической подготовки спортсмен изучает технику и закрепляет ее в специфических условиях соревнования. По мере повышения уровня развития силы, выносливости и быстроты, спортсмен должен повышать и уровень технической подготовленности.

Поэтому физическая и спортивно-техническая подготовка постоянно и тесно связаны между собой. В связи с этим необходимо также развивать ловкость, нужную для оптимального применения техники.

Техническая и тактическая подготовка составляют неделимое единство. Технические навыки служат основой для тактических действий. Технические навыки нужно развивать в аспекте их применимости в определенных тактических ситуациях. Эту взаимосвязь спортсмен должен осознать уже при изучении техники.

3. Интеллектуальная подготовка. Требования к интеллекту в большом спорте непрестанно возрастают. Спортсмен должен быть в высокой степени самостоятельным в тренировке, уметь в состязаниях при постоянно повышающихся уровне и плотности результатов, творчески реализовать тактические концепции. Он должен также активно развивать спортивную технику и уметь использовать ее в тренировке и т. д. Все это требует, чтобы спортсмен постоянно совершенствовал знания во всех областях теории спорта и учился творчески применять их в тренировке и соревнованиях. Интеллектуальное образование и воспитание должны быть, поэтому составной частью тренировки [10].

6 стр., 2620 слов

«Средства и методы мышечной релаксации в спорте»

... разрядка, а разрядка в концентрированной форме. В основе метода прогрессивной мышечной релаксации лежит использование системы упражнений, состоящих из чередования напряжения и расслабления различных мышц ... проверенные способы снятия перенапряжения. Это — прогулки и походы, танцы и гимнастические упражнения, смена видов деятельности, увлечения. Таковы естественные пути нервной разгрузки. Но на них ...

4. Воспитание. В процессе воспитания необходимо учитывать несколько аспектов, которые неотделимы друг от друга. Главная задача воспитания заключается в развитии социалистического сознания у спортсмена. В связи с этим политико-идеологическое и нравственное воспитание составляют суть воспитательной работы тренера и всех действующих в большом спорте кадров. Руководством для воспитательного образа действий являются десять заповедей социалистической морали, которые определяют принципы и нормы поведения социалистической личности. Они также составляют основу для выработки общественно полезных мотивов деятельности в большом спорте и развития готовности к достижениям. Кроме того, необходимо воспитывать типичные для данного вида спорта волевые качества и другие ценные черты характера. Наконец, тренер должен вносить свою лепту — в тесном взаимодействии с другими воспитателями — в дело умственного, эстетического и политехнического образования и воспитания спортсменов, как в процессе тренировки, так и вне него.

Таким образом, воспитание в процессе спортивной деятельности должно вносить в целом существенный вклад в формирование граждан социалистического государства, которые сознательно повышали бы престиж своей страны, отличались дисциплинированностью, готовностью к борьбе и всем своим поведением являли бы образец не только для занимающейся спортом молодежи, но и для всех граждан [3].

Спортивную тренировку характеризуют некоторые отличительные черты, которые можно определить следующим образом:

· Тренировка всегда направлена на достижение индивидуально возможного высшего результата в одном виде спорта или спортивной дисциплине. Постоянно повышающийся международный уровень спортивных результатов не дает уже теперь возможности даже крупному таланту готовиться к высшим достижениям одновременно по нескольким видам спорта. Это не исключает того, что в тренировку можно включать и другие виды спорта, но лишь как вспомогательные.

Спортивная тренировка — это в высокой степени индивидуализированный процесс подготовки. Спортивный результат складывается из многочисленных компонентов, которые у разных спортсменов могут весьма различно проявляться, даже если их результаты на соревнованиях приблизительно совпадают.

· Спортивная тренировка характеризуется планомерностью и систематичностью. Этим она существенно отличается от других факторов, которые также оказывают воздействие на физическую и спортивную работоспособность человека. Здесь следовало бы в первую очередь назвать игру, которая под влиянием современных средств связи принимает у детей и молодежи все более «спортивный характер». В отличие от спортивной тренировки в ней нет, однако, сознательного стремления к повышению результатов.

· Следующая, все более ярко выступающая отличительная черта спортивной тренировки — это ее научность. Если сравнительно недавно особенно талантливым спортсменам удавалось на основе опыта отдельных тренеров добиваться высоких в международном масштабе спортивных результатов, то в наше время такой путь бесперспективен. Современная тренировка в большом спорте строится на общественных и естественнонаучных знаниях.

· Как и для всякого другого педагогического процесса, для спортивной тренировки характерно единство образования и воспитания. Тренеру особенно важно хорошо разобраться в существующей взаимосвязи между способностью к достижениям и готовностью к ним, сознательно и последовательно этой взаимосвязью пользоваться [4].

11 стр., 5430 слов

Спортивная тренировка – педагогический процесс. Цель спортивной тренировки

... спорта. Выбор целенаправленных способов формирования и развития спортивных интересов — важная задача тренера. Решение ее облегчается, если тренер насыщает тренировку положительными эмоциями, показывает спортсмену ... в котором находится спортсмен. Оцениваются и контролируются три типа состояния: · Оперативное - изменяющееся в процессе занятия, под влиянием выполнения упражнения. Оперативный контроль ...

· Наконец, важная характерная черта спортивной тренировки состоит в руководящей роли тренера при достаточно высокой степени самостоятельности спортсменов. Руководство тренера распространяется на все стороны и формы тренировки. В области воспитания ведущая роль тренера в широком смысле заключается в том, что он кроме своего непосредственного влияния на спортсмена должен осуществлять тесное сотрудничество со всеми остальными лицами, оказывающими на него воспитательное воздействие, и координировать их деятельность.

Работа тренера должна быть направлена на то, чтобы взаимоотношения учитель — ученик в тренировке юного спортсмена перешли в подлинное сотрудничество: тренер — спортсмен в тренировке к рекордным результатам. И наконец, тренер должен заботиться о том, чтобы воспитать в спортсменах способность тренироваться самостоятельно, что особенно важно в индивидуальных видах спорта. При этом, однако, ведущая роль тренера не должна утрачиваться, она должна лишь приобретать соответствующие формы.

1.2 Средства и методы спортивной тренировки

К основным средствам относятся упражнения: обще-подготовительные, специально-подготовительные и соревновательные. Наиболее разнообразна группа общеподготовительных упражнений. В нее входят упражнения как совпадающие с избранным видом спорта, так и не совпадающие. Общеподготовительные упражнения способствуют всестороннему развитию спортсмена. Специально-подготовительные упражнения, в основном, совпадают по направленности с избранным видом спорта. Соревновательные упражнения являются основой для создания специфических условий избранного вида спорта [1].

Методы спортивной тренировки — это специальные способы организации тренировочных занятий, позволяющие развивать у спортсмена требуемые качества. К методам спортивной тренировки относятся: методы строго регламентированного упражнения, методы круговой тренировки, методы интервальной тренировки, игровой метод, общепедагогические методы.

1. Методы строго регламентированного упражнения. Эта группа методов отличается тем, что позволяет точно нормировать и регулировать нагрузки. Она очень разнообразна, в нее входят:

а. Методы расчленено-конструктивного упражнения (когда действие разучивают первоначально в расчлененном виде, а затем сводят части в целое) и методы целостного упражнения (когда действие разучивают сразу в целом, с незначительными упрощениями и детали совершенствуют на фоне целого).

б. Методы избирательно-направленного упражнения (воздействие которых может быть сосредоточено на отдельных функциях, например; функциях аэробного и анаэробного обмена) и методы генерализованного упражнения (с общим воздействием на комплекс тех или иных способностей, например, на выносливость или силу).

в. Методы частичного моделирования и методы целостно-приближенного моделирования соревновательного упражнения.

г. По признакам стандартизации, либо варьирования тренировочных воздействий, различают методы стандартно-повторного и методы вариативного (переменного) упражнения.

д. Методы интервального упражнения (нагрузка прерывиста, чередуется с нормированными интервалами отдыха) и методы непрерывного упражнения (нагрузка не прерывается интервалами отдыха) [10].

2. Методы круговой тренировки. Для проведения тренировки с использованием этого метода необходимо подготовить «станции» (места для выполнения упражнений) с необходимым оборудованием, которые желательно расположить «по кругу». Спортсмены распределяются по «станциям» и выполняют нагрузку. Смена «станций» происходит по команде тренера. Возможны три варианта круговой тренировки:

а. На каждой «станции» упражнения выполняются дозировано (например, 1/2 от индивидуального максимума).

б. На каждой «станции» лимитируется время работы, за которое спортсмен должен выполнить максимальное число повторений упражнения. Например, в течении 1 минуты. Отдых происходит во время смены «станций» [7].

в. Как и в первом варианте ограничивается число повторений упражнения, но спортсмены должны пройти весь круг с максимальной скоростью.

Круговая тренировка успешно используется в альпинизме и скалолазании. В качестве «станций» в спортивном зале могут использоваться не гимнастические снаряды, а скальные стенды. Спортсмену дается задание, в котором оговаривается скорость прохождения каждого стенда, время отдыха между стендами и последовательность прохождения маршрутов. Может также ограничиваться время, за которое спортсмен должен пройти максимальное количество маршрутов в определенной последовательности. И другие варианты организации круговой тренировки в зале.

В альпинизме принцип круговой тренировки используется во время проведения занятий на различных видах рельефа. Так, например, старший тренер во время практических занятий оговаривает место занятий каждого отделения, время работы на этом месте и примерный объем нагрузки. По команде происходит смена мест занятий («станций»).

3. Методы моделирования соревновательной нагрузки. Спортсмен может соревноваться не только с соперником, но и с самим собой, выполняя соревновательные нагрузки при меньшей степени риска, чем во время соревнований.

4. Соревновательный метод. Календарь соревнований, а в альпинизме календарь восхождений, выполняет важнейшую роль в подготовке спортсмена. Одни соревнования (восхождения), являются подводящими, другие — основными. Во время восходительского сезона в альпинизме этот метод тренировки является ведущим.

5. Игровой метод. Тренировки, организованные с использованием этого метода, отличаются высокой эмоциональностью, требуют от спортсмена умения управлять своими эмоциями, самообладания, гибкости мышления и других качеств, представляя тем самым большие возможности для их развития.

6. Использование общепедагогических средств и методов в спортивной тренировке. К ним относятся;

а. Средства и методы словесного, наглядного и сенсокоррекционного воздействия. Тренер использует в своей работе методы: просьбы, убеждения, внушения, требования, приказа, поощрения, наказания, наглядной демонстрации, личного примера и др.

б. Идеомоторные и аутогенные методы. К ним относятся: аутогенная тренировка (эмоциональная самонастройка спортсмена, самоприказы) и идеомоторная тренировка (мысленное выполнение упражнения, мысленное прохождение маршрута) [17].

1.3 Принципы построения тренировочного процесса

Тренировочный процесс имеет вполне определенные закономерности. Прежде всего, этот процесс должен придерживаться ряда принципов. Хотя спортивное совершенствование спортсмена представляет собой непрерывный процесс, в нем, на самом деле, имеется целый ряд циклов, каждый из которых подчинен своей внутренней логике. Так как жизнь человека протекает в рамках трудовой недели и все физиологические процессы четко подчинены недельному циклу, то и в тренировочном процессе выделяют микроциклы. Из микроциклов складываются мезоциклы, то есть средние циклы продолжительностью 3-6 недель. Круглогодичная тренировка спортсмена представляет собой годичный макроцикл. А весь процесс совершенствования спортсмена от начала занятий избранным видом спорта и до его завершения, представляет собой многолетний цикл тренировки. В основе планирования всех перечисленных циклов тренировки (микро-, мезо- и макроциклов) лежат закономерности развития спортивной формы.

Принципы построения тренировочного процесса

а. Тренировка должна быть направлена к максимуму достижений и разрабатываться индивидуально для каждого спортсмена. В этом принципе заложено основное отличие спорта от занятий физической культурой. Спорт всегда нацелен на достижение предельных для каждого спортсмена результатов. А это в свою очередь невозможно достигнуть без глубокой специализации спортсмена. Работа же на пределе физических возможностей требует индивидуального подхода к каждому спортсмену.

б. Общая и специальная подготовка должна строиться как единое целое. На одних этапах совершенствования спортсмена преобладает общая подготовка, на других — специальная. Но оба эти вида подготовки должны быть взаимосвязаны дополняя друг друга [12].

в. Тренировочный процесс должен быть непрерывным. Непрерывность обеспечивается взаимосвязанностью всех циклов тренировки (микро-, мезо- и макроциклов) в многолетнем тренировочном процессе. Для достижения высоких результатов в спорте, в настоящее время, необходимо соблюдать уплотненный режим тренировок: пяти — двенадцатиразовые тренировки в неделю.

г. Принцип постепенности и тенденция к максимальным нагрузкам. Нагрузки в спортивной тренировке должны нарастать постепенно. Это связано с физиологией человеческого организма. Резкое увеличение нагрузок при недостаточных функциональных возможностях спортсмена, могут привести к перетренированности. В то же время весь тренировочный процесс должен быть направлен к выполнению максимальных тренировочных нагрузок, так как именно нагрузки близкие к предельным и приводят к увеличению функциональных возможностей спортсмена. Максимальные нагрузки позволяют достигать эффекта перехода количества в качество, или «скачков» в функциональных возможностях спортсмена. Таким образом, в динамике тренировочных нагрузок сочетаются две, на первый взгляд несовместимые тенденции — постепенность и скачкообразность. После каждого скачка необходима фаза стабилизации.

д. Волнообразность динамики нагрузки. Принцип волнообразности заложен изначально в живой природе. На организм человека действуют десятки биологических ритмов и волн: суточные, недельные, месячные, годичные, смена фаз луны и солнечные вспышки, погодные циклоны и антициклоны, и др. Волнообразность динамики нагрузки является одним из основополагающих принципов в построении тренировочного процесса [9].

Глава 2. Структура построения спортивной тренировки в различных видах спорта

2.1 Структура построения спортивной тренировки спортсменов в различных видах спорта

В системе подготовки спортсмена следует выделять следующие структурные элементы:

— многолетнюю подготовку;

— годичную подготовку;

— средние циклы (мезоциклы);

— малые циклы (микроциклы);

— тренировочные занятия.

Увеличение спортивного долголетия повлекло за собой выделение в структуре подготовки спортсменов олимпийских (четырехлетних) циклов. Этому же способствует и политика развития спорта высших достижений в различных странах, согласно которой Олимпийские игры считаются важнейшими соревнованиями, во многом определяющими международный престиж стран. Поэтому вся система организации и управления спортом высших достижений в странах с высоким уровнем развития спорта часто осуществляется на основе четырехлетних олимпийских циклов [8].

Спортивная тренировка характеризуется следующими тенденциями:

1. В последние десятилетия все более пристальное внимание уделяется общему порядку развертывания тренировочного процесса в рамках целых этапов, периодов, циклов. То есть наблюдается переход от преимущественно фрагментарных представлений об отдельных компонентах спортивной тренировки к интегральному рассмотрению ее как целостного процесса, компоненты которого взаимосвязаны.

2. Углубляется рассмотрение связей круглогодичной и многолетней спортивной тренировки с другими сферами жизнедеятельности спортсмена, то есть с экзофакторами подготовки спортсмена (систему соревнований, внетренировочные факторы, режим жизни, питание и т.д.).

Тренировочный процесс как целое строится на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов данного процесса, их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность.

Структура тренировки характеризуется:

— порядком взаимосвязи различных сторон содержания подготовки спортсменов;

— необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки, а так же тренировочных и соревновательных нагрузок;

— определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса, выражающими его закономерные изменения по времени [5].

Общие закономерности периодизации спортивной тренировки проявляются по-разному, в зависимости от специфики видов спорта, что видно уже отчасти из содержания предыдущих разделов. В целом наиболее значимые особенности можно охарактеризовать следующим.

8 стр., 3925 слов

Принципы спортивной подготовки

... деятельности. Специальная направленность физической подготовки обеспечивается также использованием прикладных упражнений и видов спорта, посредством которых развиваются ... нных задач, может образовывать этап или даже период тренировки. Правила организации и построения мезоциклов и ... при котором этапы определяются с учетом возраста спортсмена и особенностей биологических процессов, с обоснованием ...

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... создаются условия для компетентного принятия решений за счет специализации и проф. подготовки работников. Недостатки: нарушение принципа единоначалия, подчиненные получают задания от разных руководителей. ... собственных возможностей. Школа науки управления (количественная). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически, ...

10 стр., 4648 слов

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

... разных видах физических упражнений становятся нормой. В основе достижения профессиональными спортсменами спортивного результата и его ... основных задач: 1. выявление противопоказаний к физической тренировке; 2. определение уровня физического состояния (УФС) ... физической культурой и спортом осуществляется на основании медицинского освидетельствования с применением методов врачебного контроля. Разрешение ...

Первое. В зависимости от спортивной специализации могут быть существенные различия как в общей продолжительности макроцикла тренировки, так и, следовательно, в длительности его периодов. Так, в видах спорта, предъявляющих особенно высокие требования к выносливости (марафонский бег, лыжные гонки и т. п.), в большинстве случаев используются годичные циклы тренировки.

Скоростно-силовые же и близкие к ним по характеру виды спорта (толкание ядра, прыжки в высоту и т. д.) дают возможность широко использовать полугодичные и подобные им циклы и чередовать их с годичными.

28 стр., 13593 слов

Основы спортивной тренировки

... подготовки являются соревновательные упражнения в "своем" виде спорта. Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировок ... совершенствования техники выполнения физ. упражнений 30 4.1. Спортивные соревнования и подготовка спортсмена 31 4.2. Особенности контроля в спортивной тренировке 32 4.3. Основные формы ...

Годичные циклы позволяют наращивать общий объем нагрузки в более значительных пределах, чем полугодичные, обеспечивать тем самым более фундаментальные адаптационные перестройки в организме спортсмена, а также более широко обновлять запас двигательных навыков. Полугодичные циклы, отличающиеся повышенной интенсивностью, создают условия для форсированного подъема уровня специальной тренированности и ускоренной реализации ее в спортивных результатах [6].

Чередование макроциклов различной продолжительности практикуется в тренировке гимнастов и представителей аналогичных видов спорта, где программа состязаний периодически меняется. Длительные циклы создают благоприятные условия для освоения новой программы, а более короткие — для совершенствования освоенной программы ускоренными темпами.

При одинаковой общей продолжительности тренировочного макроцикла в различных видах спорта сроки отдельных периодов могут значительно различаться. Наиболее продолжительный подготовительный период бывает, как правило, в видах спорта стайерского характера и в многоборьях. Протяженный соревновательный период характерен для таких видов спорта, как командные спортивные игры (особенно футбол и хоккей).

Это объясняется, в частности, тем, что спортивная форма команды в целом (командная спортивная форма) может поддерживаться дольше, чем индивидуальная, благодаря систематической взаимозамене игроков.

Второе. Специфика видов спорта проявляется в особенностях и соотношении различных этапов, выделяемых внутри периодов тренировки. Так, подготовительный период в тренировке по какому-либо сезонному виду спорта может иметь кроме двух основных этапов (общеподготовительного и специально-подготовительного) промежуточный этап, или подэтап. Отсутствие необходимых сезонных условий (снега, льда и т. д.) вынуждает подчас как бы отодвигать специально-подготовительный этап и замещать специфичные для него средства тренировки подобными им, но не вполне адекватными упражнениями (имитационными и т. п.).

Еще большее своеобразие, вытекающее из специфики видов спорта, имеет структура соревновательного периода. Особенно резко в этом отношении отличается соревновательный период в спортивных единоборствах и играх. Например, в боксе он включает относительно небольшое число состязаний турнирного характера, отделенных друг от друга значительными интервалами времени, тогда как, скажем, в хоккее официальные игры идут еженедельно (и чаще) почти без перерыва на протяжении 5—8 и более месяцев.

Третье. Довольно значительные особенности, обусловленные спецификой видов спорта, имеются и в соотношении различных сторон подготовки. Соотношение общей и специальной физической подготовки, например, в тренировке многоборцев изменяется по периодам и этапам макроцикла в значительно меньшей мере, чем при более узкой спортивной специализации. Удельный вес тактической подготовки в видах спорта, отличающихся многообразной и сложной тактикой (спортивные игры, спортивные единоборства), возрастает на втором этапе подготовительного периода в значительно большей мере, чем в каком-либо из видов спорта, характеризующихся относительно стандартными формами соревновательных действий.

Четвертое. В зависимости от специфики видов спорта различаются также частные тенденции динамики нагрузок по периодам и этапам тренировки. Так, объем нагрузок, связанных с участием в соревнованиях, в спортивных играх колеблется по периодам макроцикла в значительно меньшей мере, чем в ряде других видов спорта. Интенсивность специфических нагрузок в видах спорта скоростно-силового характера стремится в подготовительном периоде к максимуму быстрее, чем в видах спорта на выносливость. Динамика нагрузок силового характера в тренировке спринтеров выглядит по-иному, чем в тренировке стайеров, и т. д.

Из всего этого следует, что общие положения периодизации спортивной тренировки должны преломляться в каждом виде спорта в строгом соответствии с его спецификой. Однако было бы ошибочным противопоставлять общее и специфическое и отступать от общих закономерностей под предлогом своеобразия видов спорта. Строя тренировку, важно в любом случае опираться на общие основы ее периодизации и в то же время учитывать ее особенности, вытекающие из специфики вида спорта и других конкретных условий [20].

В содержание тренировочного занятия входит не только выполнение физических упражнений. Это сложная и многообразная деятельность спортсмена и тренера, которая проявляется в овладении новыми навыками и умениями, непосредственном выполнении упражнения, обсуждении, анализе и осмысливании выполняемых действий, контроле над состоянием своего здоровья, приобретении теоретических знаний и практического опыта.

Все перечисленные стороны содержания тренировочного занятия тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

От правильности подбора средств и методов (содержания) в большей степени зависят воспитательно-образовательные результаты занятия.

Тренировочное занятие принято подразделять на три взаимосвязанные части: вводную (подготовительную), основную и заключительную. Такое подразделение определяет логическую последовательность выполнения физических и других действий спортсмена. Каждая часть тренировочного занятия решает свои определённые задачи.

Вводная часть служит для создания необходимых условий (предпосылок) для проведения основной тренировочной работы в каждом отдельном занятии. В этой части происходит начальная организация занятия: тренер знакомит занимающихся с предстоящей работой, создает условия для её выполнения, проводит подготовку организма занимающихся (разминку, разогревание) к выполнению предстоящей повышенной нагрузки, создает благоприятный эмоциональный фон. На вводную часть в занятии отводится 15-20 мин.

Средства вводной части — объяснение целей, задач и содержания занятия, различные строевые упражнения, ходьба, замедленный бег, гимнастические упражнения, упражнения на растяжение мышц и подвижность в суставах, общеразвивающие упражнения с лёгкими отягощениями (гантелями, дисками от штанг, металлическими палками, набивными мячами).

Используются также различные гимнастические снаряды (стенка, брусья).

В основной части решаются наиболее важные задачи занятия: овладение различными двигательными навыками и умениями, совершенствование в технике выполнения соревновательных упражнений, воспитание физических, морально-волевых и других качеств.

В тесной связи с решением специфических задач физического воспитания в основной части занятия, как и в других его частях, решаются и задачи нравственного и эстетического воспитания.

Для эффективного решения всех перечисленных задач в основной части могут применяться самые разнообразные физические упражнения, а также средства и методы воспитания тех или других качеств спортсмена.

По времени основная часть может длиться от 20 мин до 3 час и более. Это зависит от квалификации спортсмена, целей и задач занятия.

Средства основной части — классические (соревновательные) и специально-вспомогательные упражнения с гирями, упражнения со штангой и другими отягощениями, упражнения на гимнастических снарядах, легкоатлетические упражнения (в основном, бег), ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры и другие вспомогательные упражнения из различных видов спорта.

Задачами заключительной части является снижение общего возбуждения нервной системы, снятие мышечного напряжения отдельных групп мышц, а также краткий обзор и подведение итогов занятия, задание на дом.

Наиболее характерные упражнения заключительной части — бег в умеренном темпе, ходьба, несложные гимнастические упражнения на расслабление мышц и осанку, висы на перекладине или шведской стенке, разгружающие позвоночник после занятий с отягощениями.

К заключительной части можно отнести и некоторые гигиенические процедуры: умывание, душ, массаж [16].

Очень важно при построении тренировочного занятия не только правильно подобрать упражнения, но и определить последовательность их выполнения в каждой его части и обеспечить оптимальные связи между ними. Например, упражнения, выполняемые в конце вводной (подготовительной) части, должны быть близкими, по структуре движений к выполняемым в начале основной части, т. е. если предстоит выполнять рывок, то в конце разминки выполняются сначала специально-вспомогательные упражнения рывка, затем рывок облегченный и затем с соревновательной гирей. Если примерно в середине основной части нужно выполнять совершенно другое по структуре движений упражнение — толчок, то необходимо также вначале сделать несколько «настроечных» подходов и только потом приступить к выполнению этого упражнения с запланированной нагрузкой.

Существуют определённые требования к выполнению тренировочного занятия, которых должен придерживаться каждый занимающийся спортом.

1. Делать общую и специальную разминку в течение 15-20 мин.

2. Начинать занятия не ранее чем за 2 ч. после приёма пищи.

3. Заниматься в удобной спортивной одежде и обуви.

4. Не выполнять без разрешения тренера контрольные прикидки или сложные, ещё не освоенные упражнения с отягощениями.

5. Не отвлекаться и не отвлекать других во время занятий.

6. Строго выполнять план тренировочных нагрузок, указанных тренером.

7. Не допускать перерывов в тренировочных занятиях без уважительной причины.

8. Стремиться к приобретению теоретических знаний по методике тренировки, физиологии, гигиене, самоконтроле, правилам соревнований.

9. Регулярно проходить медицинское обследование.

10. Вести дневник тренировочных занятий.

2.2 Построение тренировки в малых, средних и больших циклах

Построение тренировки в малых циклах (микроциклах)

Микроцикл — это малый цикл тренировки, с недельной или околонедельной продолжительностью, включающий от двух до нескольких занятий. Внешними признаками микроцикла является:- наличие двух фаз в его структуре — стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых) — часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его; — регулярная повторяемость виды микроциклов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, подводящий, а также соревновательный и восстановительный.

Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренер работе. Базовые микроциклы обще подготовительные характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физический, волевой, специальной, псих подготовки. Базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода[17].

Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовит и модельные. Специально подготовит микроциклы, характеризуются средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, спец псих подготовленность.

Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательногo регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании. Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода.

Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В целом они характеризуется невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок. Восстановительные микроциклы завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов.

Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.

Построение тренировки в средних циклах (мезоциклы).

Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах) Мезоцикл — это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов. Внешними признаками мезоцикла является: 1) повторное воспроизведение ряда микроциклов (обычно однородных) в единой последовательности либо чередование различных микроциклов в определенной последовательности. При этом в подготовит периоде они чаще повторяются, а в соревновательном чаще чередуются; 2) смена одной направленности микроциклов другими характеризует и смену мезоцикла; 3) заканчивается мезоцикл восстановительным (разгрузочным) микроциклом, сор-ми или контрольными испытаниями. Виды мезоциклов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, предсоревновательный, соревновательных, восстановит. Втягивающие мезоциклы. Их основная задача — постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Эти мезоциклы применяются в начале сезона, после болезни или травм, а также после других вынужденных или запланированных перерывов в тренировочном процессе. Базовые мезоциклы.

Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по объему и интенсивности тренировочной работой, широким использованием занятий с большими нагрузками. Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного периода, а в соревновательный включаются с целью восстановления физических качеств и навыков, утраченных в ходе стартов.

Контрольно-подготовительные мезоциклы.

Характерной особенностью тренировочного процесса в этих мезоциклах является широкое применение соревновательных и специально подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Эти мезоциклы характеризуется, высокой интенсивностью тренировочной нагрузки, или приближенной к ней.

Они используются во второй половине подготовительного периода и в соревновательном периоде как промежуточные мезоциклы между напряженными стартами, если для этого имеется соответствующее время.

Предсоревновательные (подводящие) мезоциклы предназначены для окончательного становления спорт формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей. Особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная психическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моделированию режима предстоящего соревнования. Эти мезоциклы характерны для этапа непосредственной подготовки к главному старту [12].

Соревновательные мезоциклы. Их структура определяется спецификой вида спорта, особенностями спорт календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. В большинстве видов спорта соревнования проводятся в течение всего года на протяжении 5 — 10 месяцев. В течение этого времени может проходиться несколько соревновательных мезоциклов. В простейших случаях мезоциклы данного типа состоят из одного подводящего и одного соревновательного микроциклов. В этих мезоциклах увеличен объем соревновательных упражнений. Восстановительный мезоцикл составляет основу переходного периода и организуется специально после напряженной серии соревнований. В отдельных случаях в процессе этого мезоцикла возможно использование упражнений, направленных на устранение проявившихся недостатков или подтягивание физических способностей, не являющихся главными для данного вида спорта. Объем соревновательных и специальных подготовительных упражнений значительно снижается.

Построение тренировки в больших циклах макроциклы.

Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полугодичного, годичного, многолетнего. Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе высших достижений).

В практике спорта принято выделять 4 летних цикла, связанные с подготовкой к главным соревнованиям — Олимпийским играм, а для молодежи — к спартакиадам народе! России, проводящимся один раз в 4 года. Построение тренировки в годичных циклах.

В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое) В каждом макроцикле выделяются 3 периода — подготовит, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенного» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не планируются, а соревновательный период предыдущего макро цикла плавно переходит в подготовительный период последующего. Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на 2 крупных этапа: 1) общеподготовительный (или базовый) этап; 2) специальный подготовительный этап.

Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа — повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спорт достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ.

Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6 — 9 недель. Специально подготовит этап. На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико- тактических средств тренировки. Длительность этапа 2 — 3 мезоцикла.

Соревновательный период (период основных соревнований).

Основными задачами этого периода является повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спор результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовит упр. Организацию процесса спец подготовки. В соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем главных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более 2 — 3.

Все остальные соревнования носят как тренировочный, так и коммерческий характер; Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям. Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних стартов, или развития собственно спорт формы; 2) этап непосредственной подготовки к главному старту. Этап ранних стартов, или развития собственно спорт формы. На этом этапе длительностью в 4 — 6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, вы хода в состояние спорт формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование.

Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе решаются следующие задачи: — восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований и чемпионатов страны; дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технико-тактических навыков; — моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровнем подготовленности; Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6 — 8 недель. Он обычно состоит из 2 мезоциклов. Один из них направлен на развитие качеств и способностей, обусловливающих высокий уровень спорт достижений, другой — на подведение спортсмена к участию в конкретных соревнованиях.

Переходный период. Основными задачами этого периода является обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п. Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревновательный, индивидуальных способностей спортсмена [7].

Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. Число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 3 — 5; занятия с большими нагрузками не планируются и т.д. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения. В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла.

спорт тренировка физический

Заключение

В формировании современных научно-прикладных представлений о спортивной тренировке прогрессивное значение имели и продолжают сохранять следующие тенденции.

Во-первых, переход от преимущественно фрагментарных представлений об отдельных компонентах спортивной тренировки к интегративному рассмотрению ее как целостного процесса, определенные слагаемые которого взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если прежде в различного рода пособиях и исследовательских публикациях по спортивной тренировке явно доминировало как бы расчлененное описание ее элементов (отдельных тренировочных упражнений и методов их выполнения, частных параметров нормирования нагрузок и т.д.), — в последние десятилетия все более пристальное внимание уделяется общему порядку развертывания тренировочного процесса в рамках целых его этапов, периодов, циклов.

Во-вторых, углубляется рассмотрение связей круглогодичной и многолетней спортивной тренировки с другими сферами жизнедеятельности спортсмена. В этом аспекте спортивная тренировка предстает как одна из составных частей, или, точнее, подсистема более широкой системы, в которую, кроме тренировки, органично входят система спортивных состязаний, а также совокупность внетренировочных и внесоревновательных факторов подготовки спортсмена (специализированный общий режим жизни, дополнительные факторы оптимизации спортивной работоспособности и т.д. — все то, что кратко можно назвать экзофакторами подготовки спортсмена).

Обе эти тенденции хорошо вписываются в русло системного подхода, получившего, как известно, всеобщее признание в качестве интегративного способа современного научного познания. Он, разумеется, не исключает аналитико-избирательных подходов, но на первый план выдвигает установку не на поэлементное («элементаристское»), а на целостное восприятие рассматриваемых объектов в их реальной нерасчлененности с особым вниманием к упорядочивающим их, систематизирующим началам. Естественно, что именно такой подход должен быть ведущим и в обобщающей теории спорта. В ряду ее проблем одно из центральных мест и занимают проблемы системного построения спортивной тренировки. В форме циклов различной продолжительности процесс спортивной подготовки развертывается как в пределах больших, так и в пределах относительно небольших масштабов времени. Соответственно, кроме макроциклов в нем различают средние циклы (мезоциклы, которые часто бывают месячными или околомесячными) и малые циклы (микроциклы недельной или несколько иной продолжительности).

Не вдаваясь пока в детальное рассмотрение факторов, зависимостей и обстоятельств, обусловливающих эти циклы (речь об этом еще впереди), в принципиальном аспекте важно отметить закономерный характер цикличности процесса спортивной подготовки и необходимость направленно упорядочить его по мере развертывания свойственных ему микро-, мезо- и макроциклов в единстве с системой спортивных соревнований. Именно на это ориентирует принцип циклического построения спортивной подготовки. В сжатом виде его основные положения обязывают к тому, чтобы: при построении спортивной подготовки исходить из необходимости систематического повторного воспроизведения основных элементов ее содержания и вместе с тем последовательно изменять их, как того требуют закономерности циклического преобразования процесса подготовки; принимая решения о целесообразности использования в ней тех или иных средств и методов, учитывать, кроме прочего, насколько они соответствуют особенностям фаз, этапов и периодов тренировочных циклов, ибо любые средства и методы подготовки, как бы они ни были хороши сами по себе, теряют эффективность, если применены не вовремя и не к месту: то же относится к нормированию тренировочных и соревновательных нагрузок и к регулированию их динамики.

Список литературы

1. Аркаев Л.Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны).

— С.Пб.: Нева, 2011. — 285с.

2. Гавердовский Ю.К. Гимнастическое многоборье: мужские виды. — М.: Физкультура и спорт, 2011. — 480 с.

3. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 2011. — 274с.

4. Загорский Б.И., Залетаев И.П., Пузырь Ю.П. Физическая культура. — М.: Феникс, 2011. — 383 с.

5. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. — М.: Лепсос, 2011. — 368 с.

6. Иващенко Д.И. Формирование двигательных навыков юного спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 2011. — 212с.

7. Кароблис П.Б. Основы системы управления тренировочным процессом бегунов высокой квалификации на средние, длинные дистанции и 3000 м с препятствиями. М.: ГЦОЛИФК, 2008.

8. Мазниченко В.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л. Матвеева и А. Новикова. — 2-е испр. и допол. изд. в 2 томах. — М.: Физкультура и спорт, 2006.

9. Максимальные параметры тренировочных и соревновательных нагрузок: Информационно-учетные материалы. М., 2010.

10. Матвеев Л.П. Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию. М., 2009.

11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник/Л.П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, СпортАкадем-Пресс, 2008. — 544 с.

12. Матвеев Л., Меерсон Ф. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам // Очерки по теории физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2010.

13. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 2008.

14. Михайлов В.В., Минченко В.Г. Распределение тренировочной нагрузки в годичных циклах подготовки спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 2008. № 3. С. 23-26.

15. Научно-спортивный вестник. 2007. № 1, 3, 5 (раздел дискуссий).

16. Построение и содержание тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов на различных этапах годичной подготовки / Под ред. Б.Н. Шустина. М., 2008.

17. Теория физического воспитания: Учебник для институтов физ. культ. / Под ред. Г.Д. Харабуги. — М.: Физкультура и спорт, 2010.

18. Теория и методика физической культуры / Под ред. В.М. Шияна. — М.: Просвещение, 2008.

19. Теория спорта: Учебник для институтов физ. культ. / Под ред. В.Н. Платонова. — Киев: Вища школа, 2007.

20. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Размещено на