Закономерности развития спортивной формы как естественное начало периодизации тренировки

ПЕРИОДИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

В большом цикле тренировки (типа годичного и полугодичного) есть, как правило, три периода: подготовительный (или, точнее, период фундаментальной подготовки), соревновательный (период основных соревнований) и переходный. Причины, вызывающие периодические изменения тренировочного процесса, первоначально усматривали главным образом в календаре спортивных соревнований и сезонно-климатических условиях (в смене внешних условий занятий, в природном цикле времен года).

Последующий углубленный анализ показал, однако, что ни эти, ни подобные им внешние факторы при всем их значении не определяют существа спортивной тренировки и одних их совершенно недостаточно для объяснения основ ее периодизации. Согласно концепции, разработанной ещё советскими специалистами, причины циклического чередования периодов тренировки нужно усматривать, прежде всего, в закономерностях развития спортивной формы.

Закономерности развития спортивной формы как естественное начало периодизации тренировки

Основной фактор, определяющий структуру годичного цикла тренировки, — это объективная закономерность развития спортивной формы. Под спортивной формойподразумевают состояние оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к достижению спортивного результата, которое приобретается в процессе соответствующей подготовки в каждом большом цикле тренировки — типа годичного или полугодичного.

Спортивная форма характеризуется комплексом физиологических, врачебно-контрольных, психологических и интегральных признаков. В целом спортивная форма представляет собой гармоническое единство всех сторон (компонентов) оптимальной готовности спортсмена: физической, психической, спортивно-технической и тактической. Только наличие всех этих компонентов дает основание говорить о том, что спортсмен находится в спортивной форме. Каким бы высоким ни был, например, уровень физической подготовленности спортсмена и каким бы совершенством ни отличались его технические и тактические навыки, он не сможет продемонстрировать высшее достижение в ответственных состязаниях, если у него нет адекватной психической установки, волевой готовности и эмоциональной устойчивости. Причем спортивную форму характеризует не просто наличие тех или иных компонентов, но и гармоническое соотношение их, соответствующее определенному уровню спортивных достижений.

6 стр., 2708 слов

Виды спортивной тренировки

... развития спорта предъявляет очень высокие требования, которые для многих даже талантливых спортсменов оказываются непосильными. Мотивация к напряженной спортивной тренировке ... одни качества (или их компоненты), а у других иные. Выигрывая в развитии определенных двигательных качеств, человек ... говорит о том, что спортсмены и тренеры постоянно находятся в поиске новых форм и вариантов техники и тактики ...

Понятие оптимальной готовности в приложении ко всему процессу спортивного совершенствования относительно: оно справедливо лишь для каждого данного цикла развития спортивной формы. По мере продвижения спортсмена па ступеням спортивных достижений этот оптимум меняется — спортивная форма становится иной как по количественным показателям, так и в качественном отношении.

Основными целостными показателями спортивной формы являются результаты, демонстрируемые в реальных условиях спортивных состязаний. Только в спортивных результатах находят свое отражение все стороны готовности спортсмена к достижению.

Процесс развития спортивной формы имеет фазовый характер — протекает в порядке последовательной смены трех фаз: приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и временной утраты спортивной формы.

Первая фаза — это фаза формирования и улучшения предпосылок, на базе которых возникает спортивная форма, завершаемая начальным оформлением ее как целостной системы компонентов. Здесь обеспечивается повышение общего уровня функциональных возможностей организма, всестороннее развитие физических и волевых качеств, формирование и перестройка необходимых двигательных навыков и умений. Естественно, что уровень достижений, допускаемых спортивной формой, зависит в первую очередь от качества заложенной основы.

Вторая фаза характеризуется относительной стабилизацией спортивной формы как системы компонентов, обеспечивающих оптимальную готовность к демонстрации спортивных результатов. Коренная перестройка этих компонентов в данной фазе неосуществима, поскольку это означало бы утрату спортивной формы. Вместе с тем в период ее сохранения происходит дальнейшее совершенствование всего того, от чего непосредственно зависят спортивные достижения. Поэтому результаты растут, но в пределах возможностей, допускаемых закономерностями сохранения данной спортивной формы.

В. этой фазе практически неизбежны колебания (вариации) спортивных результатов. Они объясняются, с одной стороны, целесообразным регулированием оперативной готовности спортсмена на этапах подготовки и участия в состязаниях различного ранга (изменение установок и способа подведения к состязаниям в зависимости от их значимости), а с другой — периодическими эндогенными колебаниями функционального состояния организма и влиянием привходящих обстоятельств (метеорологические условия, особенности спортивных сооружений и т. п.).

10 стр., 4556 слов

Периоды детского возраста 2

... играют огромную роль в пра­вильном формировании и развитии организма ребенка грудного возраста. Физически развитые и закаленные ... характер патологии дошкольного возраста. Дошкольный возраст - это период развития ребенка от 3 до 6-7 лет. В ... пролиферации), а в поздний фетальный период к заболеванию уже различными нозологическими формам (например, пиелонефритом). Экологическая среда Профессиональные ...

Такие вариации результатов не являются признаком утраты спортивной формы, если их ухудшение не становится устойчивой тенденцией.

Третья фаза отличается изменением направленности адаптационных процессов, переключением режима функционирования организма на реабилитационный (общевосстановительный) уровень, ослаблением и частичным разрушением связей, которые стабилизировали ранее приобретенную спортивную форму. Однако это не означает нарушения жизненных функций организма. В случае рациональной организации общего режима жизни и режима тренировки временная утрата спортивной формы происходит не в ущерб нормальной жизнедеятельности.

Сохранение спортивной формы связано со значительными трудностями как внешнего, так и внутреннего порядка. Они могут стать чрезмерными и повести к неблагоприятным последствиям, если пытаться сохранять спортивную форму излишне долго. Но в этом и нет никакой необходимости, т.к. консервация раз приобретенной спортивной формы препятствовала бы развитию новой, явилась бы тормозом на пути к новым достижениям.

Особенности построения как факторы, влияющие на построение периодов спортивной тренировки

В фазовости развития спортивной формы заключена самая первая естественная предпосылка периодизации тренировочного процесса. Становление, сохранение и временная утрата спортивной формы происходят в результате строго определенных тренировочных воздействий, характер которых закономерно меняется в зависимости от фазы развития спортивной формы. Соответственно в тренировочном процессе чередуются три периода:

● Первый период, в течение которого создают предпосылки и обеспечивают непосредственное становление спортивной формы (подготовительный период).

19 стр., 9117 слов

Влияние спортивного питания на физическое совершенствование организма юного спортсмена

... спортивной тренировки и достичь желаемой цели - подготовить всесторонне развитого спортсмена, обладающего крепким здоровьем и спортивным долголетием. Для рассматриваемого возрастного периода характерна значительная перестройка организма ... отсутствия в стране мониторинга лиц, генетически предрасположенных к различным формам диабета, ожирению, к сердечнососудистым нарушениям и другим наследственным ...

● Второй период, во время которого обеспечивают сохранение спортивной формы и реализуют ее в спортивных достижениях (соревновательный период).

● Третий период, возникающий в силу необходимости предупредить перерастание суммарного эффекта тренировки и состязаний в перетренированность, обеспечить восстановление приспособительных возможностей организма и гарантировать вместе с тем преемственность между двумя ступенями спортивного совершенствования (переходный период).

Эти периоды представляют, не что иное, как последовательные стадии процесса управления развитием спортивной формы. Объективные возможности позволяют направленно влиять на фазы ее развития, целесообразно изменяя их как в сторону сокращения, так и в сторону удлинения. Разумеется, ни беспредельно удлинять, ни безгранично сокращать эти фазы нельзя, поскольку их сроки во многом определяются также внутренними закономерностями развития организма и зависят от ряда конкретных условий (уровня предварительной подготовленности спортсмена, его индивидуальных особенностей и особенностей видов спорта, календаря соревнований и т. д.).

Подготовительный период, в принципе, не может быть короче, чем это необходимо в данных конкретных условиях для приобретения спортивной формы. Соревновательный период не должен быть длиннее, чем это допускается возможностями поддержания спортивной формы без ущерба для дальнейшего прогресса. Сроки переходного периода зависят в первую очередь от суммарной величины предшествующих нагрузок и сроков, необходимых для полноценной реабилитации (восстановления) организма.

Общую продолжительность большого цикла тренировки, а, следовательно, и обусловленные ею временные границы одного цикла развития спортивной формы часто приурочивают к окологодичным срокам. Как показывает опыт и исследования, этого времени во многих случаях вполне достаточно, чтобы обеспечить поступательное развитие спортивной формы. В ряде видов спорта (прежде всего в видах спорта скоростно-силового характера) имеется возможность обновлять спортивную форму как в годичных, так и в полугодичных циклах. Сроки меньшие, чем полугодичные, слишком коротки для больших циклов тренировки.

10 стр., 4598 слов

Психолого-педагогическая помощь спортсмену на различных этапах спортивной карьеры

... на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе кульминации спортивной карьеры. Особенности психолого-педагогического сопровождения на заключительном этапе спортивной карьеры ...

Ориентировочно можно указать следующие оправданные границы периодов таких циклов:

подготовительный период — от 3−4 месяцев (главным образом в полугодичных циклах) до 5−7 месяцев (в годичных циклах);

соревновательный период — от 1,5−2 месяцев до 4- 5 месяцев;

переходный период — от 3−4 до 6 недель.

В этих границах могут быть выбраны рациональные сроки периодов при достаточно разнообразных условиях построения тренировки в большинстве видов спорта и для спортсменов различной квалификации. Различия в сроках периодов будут тем значительнее, чем больше разница в уровнях предварительной подготовленности спортсменов, а также степени нагрузок, применяемых в тренировке, и в особенностях спортивной специализации (6).

Подготовительный период — период фундаментальной подготовки — такое название более точное, подчеркивает фундаментальный характер подготовки, проводимой в первом периоде макроцикла, и подчеркивает, что подготовка в широком смысле осуществляется в различных формах на протяжении всего макроцикла. Термин «подготовительный период» поэтому не вполне удачен, но он более краток и закрепился в специальной терминологии.

Подготовительный период подразделяется на два крупных этапа — так называемые «общеподготовительный» и «специально-подготовительный». Первый из них, как правило, более продолжителен, особенно у начинающих спортсменов.

Общеподготовительный этап.Основная направленность тренировки на этом этапе — создание, расширение и совершенствование предпосылок, на базе которых формируется спортивная форма. Главные из таких предпосылок состоят в повышении общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннем развитии физических способностей (силовых, скоростных, выносливости), а также в пополнении фонда двигательных навыков и умений. Поэтому ведущей частью содержания тренировки является общая подготовка (отсюда и название этапа — «общеподготовительный»).

9 стр., 4468 слов

Специальная спортивная подготовка

... спортивная подготовка; ▪   профессионально-прикладная физическая подготовка. 2.1     Спортивная подготовка Спортивная подготовка (тренировка ... особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировок и решаемых задач. 3 ... и постепенно­го достижения спортивной формы. При этом всегда ... от его воз­можностей, этапов спортивного совершенствования, условий жизни и ...

Но конкретные пропорции этапов существенно зависят от уровня предварительной подготовленности спортсмена, его специализации, спортивного стажа и других обстоятельств. На общеподготовительном этапе шире представлены упражнения разностороннего (по отношению к избранному виду спорта) воздействия, причем допускаются более свободные вариации в использовании упражнений.

Специальная подготовка на первом этапе создает специфические предпосылки спортивной формы, обеспечивая развитие отдельных компонентов специальной тренированности, освоение или перестройку навыков и умений, входящих в состав избранной спортивной техники и тактики. Основными средствами при этом служат избирательно направленные специально-подготовительные упражнения. Целостные соревновательные упражнения используются вограниченном объеме и главным образом в форме моделирования предстоящих соревновательных действий. Следует помнить, что частое воспроизведение соревновательных действий в том самом виде, в каком они были освоены ранее, лишь закрепляло бы старые навыки и тем самым ограничивало бы возможность продвижения вновом цикле на более высокий уровень спортивного мастерства.

Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок на первом этапе характеризуется постепенным увеличением их объема и интенсивности с преимущественным ростом объема. На этом этапе выполняется основная по объему подготовительная работа, создающая устойчивый фундамент спортивной формы. Суммарная интенсивность нагрузки возрастает при этом лишь постольку, поскольку это не исключает возможности увеличения ее общего объема вплоть до начала следующего этапа тренировки. Такая динамика нагрузок на первом этапе закономерна, так как ускоренное наращивание общей интенсивности означало бы форсирование тренировки, что хотя и не исключает иногда быстрого роста тренированности, но не может гарантировать устойчивости спортивной формы, стабильность которой зависит в первую очередь от объема подготовительной работы и длительности периода, на протяжении которого она выполнена. Эта закономерность как раз и учитывается при построении тренировки в подготовительном периоде. Современная методика спорта отвергает любые попытки заменить этот период тем, что получило хотя и грубое, но меткое название «натаскивание».

3 стр., 1266 слов

Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки

... на этапах многолетней тренировки свидетельствует о постепенном изменении значимости учета различных типических признаков в процессе становления спортивного мастерства. На этапах начальной подготовки и начальной спортивной ... произвести конституциональную оценку девочек с высокой надежностью возможно уже в период первого детства. При формировании групп гимнасток-«художниц» необходимо учитывать ...

Типичные формы мезоциклов первого этапа — «втягивающие» и «базовые». Последние часто имеют более значительную протяженность, чем на последующих этапах, что обусловлено более низким уровнем интенсивности нагрузок. Число мезоциклов данного типа зависит от степени предварительной тренированности спортсмена, общей длительности подготовительного периода и других обстоятельств.

Специально-подготовительный этап.Тренировка на этом этапе перестраивается так, чтобы обеспечить непосредственное становление спортивной формы. Если на первом этапе создавались и улучшались ее фундаментальные предпосылки, теперь они должны быть развиты и сведены воедино как гармонические. компоненты оптимальной готовности спортсмена к целевым достижениям. Исходя из этого, все стороны содержания тренировки сосредоточивают так, чтобы обеспечить высокие темпы развития специальной тренированности вместе с углубленным освоением и совершенствованием избранных технических и тактических навыков и умений в том виде, в каком они будут применяться в предстоящих основных состязаниях. Одновременно осуществляется и специальная психическая подготовка спортсмена к этим состязаниям.

Спортивная форма непосредственно формируется в процессе и в результате упражнений, которые моделируют, а затем и полностью воспроизводят во всех деталях предстоящие соревновательные действия. Поэтому на втором этапе подготовительного периода удельный вес ОФП уменьшается и соответственно возрастает удельный вес специальной подготовки (ориентировочно до 60−70% и более от всего времени, отводимого на тренировку).

Изменяется также состав средств специальной подготовки — постепенно возрастает доля соревновательных упражнений.

Соревнования по мере завершения подготовительного периода занимают все более значительное место в тренировке. В то же время они не теряют подготовительного характера («прикидки», контрольно-тренировочные состязания и т. п.) и органически входят в структуру тренировки как важнейшее средство подготовки к предстоящим основным состязаниям. В связи с этим одной из типичных форм построения тренировки на втором этапе служит контрольно — подготовительный мезоцикл, включающий серию состязаний с ограниченной ответственностью (они могут быть официальными при условии, что это не лишает их по существу подготовительного значения).

Тренировочные нагрузки в течение второго этапа продолжают возрастать, но не по всем параметрам. Повышается, прежде всего, абсолютная интенсивность специально-подготовительных и соревновательных упражнений, что выражается в увеличении скорости, темпа, мощности и других скоростно-силовых характеристик движений. По мере роста интенсивности общий объем нагрузок вначале стабилизируется, а затем начинает сокращаться.

Это объясняется, во-первых, необходимостью создать условия для существенного повышения интенсивности — ведущего фактора развития тренированности на втором этапе, а во-вторых, потребностью облегчить протекание долговременных перестроек, вызванных в организме по механизму «запаздывающей трансформации» большим объемом подготовительной работы, выполненной на первом этапе. Лишь снизив на определенное время общий объем нагрузок и соответственно повысив интенсивность, можно трансформировать результаты предыдущей работы (если она достаточно велика) в стремительный рост спортивных показателей. Степень снижения объема зависит при этом от его величины на предыдущем этапе.

В силу повышения общей напряженности тренировки соответственно изменяется структура мезоциклов тренировки, в них чаще вводятся «ударные» и «разгрузочные» микроциклы.

Если сразу же за подготовительным периодом следует одно из наиболее ответственных соревнований, то заключительная часть периода строится в виде предсоревновательного мезоцикла. При этом стремятся создать такой ритм нагрузок и отдыха и так смоделировать конкретные условия предстоящих стартов, чтобы подвести к ним спортсмена в состоянии наивысшей работоспособности.

Соревновательный период -период основных соревнований и этап непосредственно предсоревновательной подготовки. На протяжении соревновательного периода ближайшие задачи в тренировке сводятся к тому, чтобы создать наиболее благоприятные условия для реализации приобретенной спортивной формы в высокие спортивные результаты. Если период продолжителен (включает не одно, а несколько основных состязаний), возникает, кроме того, задача обеспечить сохранение спортивной формы. Коренные перестройки в этот период невозможны, поскольку они привели бы к утрате спортивной формы и тем самым исключили бы возможность успешного участия в состязаниях.

Основные стороны подготовки спортсмена в соревновательном периоде характеризуются следующей направленностью. Физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональной подготовки к предельным соревновательным напряжениям. Она направлена на достижение максимальной (для данного макроцикла) специальной тренированности, сохранение ее на этом уровне и поддержание достигнутой, общей тренированности. Спортивно-техническая и тактическая подготовка обеспечивает доведение избранных форм соревновательной деятельности до возможно высокой степени совершенства. Это, с одной стороны, предполагает закрепление освоенных ранее навыков и умений, а с другой — увеличение их вариативности, применимости в различных условиях спортивной борьбы путем тончайшей шлифовки координации движений, совершенствования в комплексах различных технико-тактических действий и развития тактического мышления. В специальной психической подготовке спортсмена особое значение приобретает непосредственная настройка на состязания, мобилизация на высшие проявления физических и духовных сил, а также регуляция эмоциональных состояний и волевых проявлений в процессе состязаний, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса.

Все стороны подготовки спортсмена в этот период особенно тесно сближаются. Важнейшим средством и методом, на основе которого строится вся подготовка, становятся целостные соревновательные упражнения, которые занимают центральное место в тренировке и систематически выполняются в реальных условиях спортивных состязаний.

Особый физиологический и эмоциональный фон, создаваемый обстановкой и самим процессом состязания, усиливает воздействие физических упражнений и способствует высшему проявлению функциональных возможностей организма за счет резервов, которые трудно полностью мобилизовать в обыденных тренировочных занятиях. Незаменима и роль соревнований как фактора совершенствования спортивно-технического мастерства, накопления спортивного опыта, воспитания специфической выносливости и психической устойчивости. Поэтому после того, как приобретена спортивная форма, соревнования становятся ведущим средством и методом дальнейшего совершенствования.

Основой целесообразной структуры предсоревновательного этапа подготовки следует считать системное чередование собственно-тренировочных и модельно-соревновательных (или комбинированных) микроциклов.

В последние годы проходит апробацию нетрадиционный вариант построения предсоревновательной подготовки, получивший условное наименование «принцип маятника». «Принципом маятника» предусматривается подчеркнуто ритмичное чередование микроциклов модельно-соревновательного типа и контрастных микроциклов. При этом по мере приближения основного состязания степень специализированности модельно-соревновательных микроциклов увеличивается (содержание, режим и условия занятий все полнее воспроизводят характер соревновательных действий, распорядок и другие условия предстоящего выступления), в контрастных же микроциклах обеспечивается противоположная тенденция (увеличивается доля общеподготовительных упражнений, широко используется эффект активного отдыха, варьирования условий занятий, соревновательные упражнения выполняются главным образом поэлементно и т. д.).

Ритм чередования микроциклов задается с таким расчетом, чтобы фаза повышенной мобилизации совпадала в итоге повторений с днями, на которые намечено основное соревнование. Опытная проверка такого построения тренировки во мно­гих видах спорта дала обнадеживающие результаты (особенно в отношении направленного формирования ритма проявления спортивной работоспособности и противодействия монотонности в тренировке).

В общем, справедливо правило: чем значительнее месячный объем нагрузок накануне предсоревновательного этапа, тем больше вероятность, что эффективным вариантом распределения нагрузок на этом этапе окажется постепенное уменьшение недельного объема.

При включении в структуру соревновательного периода промежуточных мезоциклов в динамике спортивных результатов появляются обычно волнообразные перепады, число которых соответствует числу промежуточных этапов. Эти перепады надо отличать от действительной утраты спортивной формы, так как ее основные компоненты в представленных случаях сохраняются, временно снимается лишь специфическая оперативная «настройка» на спортивный результат.

Таким образом, закономерным для длительного и насыщенного стартами соревновательного периода следует признать системное чередование основных — соревновательных и промежуточных мезоциклов, которые в совокупности образуют в различных случаях разные варианты его структуры.

Переходный период — это довольно своеобразное звено в системе круглогодичной тренировки. Здесь обеспечивается в первую очередь активный отдых в широком смысле этого слова, цель которого — предупредить перерастания кумулятивного эффекта тренировки и соревнований в «перетренировку». В то же время это не перерывы в тренировке: должны быть созданы условия для сохранения определенной тренированности и тем самым гарантирована преемственность между завершающимся и очередным большими циклами тренировки. Очевидно, что в условиях активного отдыха невозможно поддержать максимальный уровень тренированности, особенно специальной, но можно сохранить ее на таком уровне, который позволил бы начать новый макроцикл тренировки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий.

Основное содержание занятий в переходном периоде составляет общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха. Последний понимается в данном случае широко: это не только и не столько чередование работы отдельных мышечных групп (узкое значение термина «активный отдых»), но и смена всего характера и условий деятельности таким образом, чтобы достигалось ускорение восстановительных процессов. В определенных случаях используется и комплекс специально-подготовительных упражнений с целью поддержать специальную тренированность и устранить частные технические недостатки. Но это оправдано лишь в тех случаях, — когда не возникает, помех для полноценного активного отдыха.

В переходном периоде противопоказаны однотипные, монотонные нагрузки. Здесь особенно необходимы разнообразие упражнений, варьирование условий (в частности, проведение занятий на разнообразной местности: в лесу, в горах и т. д.), ярко выраженные положительные эмоции. Спортсмену предоставляются широкие возможности для выбора и варьирования предмета занятий, лишь бы они доставляли удовольствие и не превращались в принудительную нагрузку.

Переходный период включает обычно не более 2−3 мезоциклов, построенных по типу восстановительно-поддерживающих и восстановительно-подготовительных. При этом составляющие их микроциклы не отличаются жесткой организацией. То же самое относится и к режиму отдельных занятий. Например, основой организации занятий в значительной части переходного периода может стать свободный режим многодневного туристского похода.

Переходный период не имеет резких, одномоментных границ. По мере восстановления функциональных и адаптационных возможностей организма спортсмена этот период переходит в подготовительный период очередного большого цикла тренировки.

Методика построения тренировочных макроциклов, в первую очередь, обусловливается главной задачей, решению которой посвящена тренировка на данном этапе многолетнего совершенствования. Поэтому вполне естественно, что построение тренировочных макроциклов на первом этапе многолетней подготовки (основная задача его — создание на основе гармоничного физического развития и укрепления здоровья технических и функциональных предпосылок для эффективной подготовки в дальнейшем) принципиально отличается от построения макроциклов на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей.

На первом и втором этапах многолетней подготовки тренировочный процесс строится преимущественно на основе годичных макроциклов, в которых главным образом параллельно, а в отдельных случаях последовательно (когда есть необходимость уделить особое внимание совершенствованию одной из сторон подготовленности, устранению явно выраженных недостатков или диспропорций) решаются задачи технико-тактической, физической, психологической подготовки спортсменов.

В дальнейшем, когда ставится задача максимального раскрытия индивидуальных возможностей спортсменов для достижения наивысших спортивных результатов и успешного выступления в соревнованиях, макроструктура тренировки приобретает значительно более сложный (и конкретный в каждом отдельном случае) характер.

Продолжительность и структура макроциклов обусловливается многими факторами. В их числе в первую очередь следует назвать специфические особенности вида спорта и закономерности становления основных составляющих спортивного мастерства; необходимость подготовки спортсмена к участию в конкретных соревнованиях (например, чемпионате Европы или мира, Олимпийских играх); индивидуальные адаптационные возможности спортсмена, структуру его подготовленности, содержание предшествовавшей тренировки.

В макроструктуре тренировки выделяют различные макроциклы, продолжительность которых может колебаться от нескольких месяцев до 4 лет. Четырехлетние макроциклы вызваны необходимостью организации планомерной подготовки к Олимпийским играм. В этом случае задачи и содержание каждого из годичных этапов макроцикла связаны с решением промежуточных задач, определенных целью подготовки спортсменов к главным соревнованиям четырехлетия.

Тенденция к постоянному расширению календаря спортивных соревнований, в числе которых достаточно много ответственных, распределенных более или менее равномерно в течение года, вызвала появление 3−4 макроциклов (в борьбе, боксе, тяжелой атлетике).

Этому же способствовало и улучшение материальной базы. Появление манежей, велотреков, зимних стадионов, широкая сеть бассейнов позволили отказаться от сезонности во многих видах спорта. Так появились 2 годичные макроциклы (велоспорт — трек, легкая атлетика, плавание).

Одновременно закономерности становления мастерства в видах спорта, связанных с длительной и напряженной соревновательной деятельностью (велоспорт — шоссе, марафонский бег) и требующих большого времени для подготовительной работы, требуют сохранения одного годичного макроцикла. В отдельных видах спорта могут планироваться двухлетние циклы, что связано с освоением новых и особо сложных программ (в спортивной гимнастике, фигурном катании на коньках).

Однако в различных периодах таких циклов спортсмены могут участвовать в соревнованиях по старой программе.

Если в течение года планируются два или более макроциклов, они существенно различаются по продолжительности и содержанию. Например, при трехцикловом планировании подготовки спортсменов высокого класса первый макроцикл носит в основном базовый характер, предполагает преимущественно комплексную подготовку и выступление в соревнованиях, менее ответственных, чем основные соревнования сезона; во втором макроцикле тренировочный процесс становится более специфическим, предусматривает направленную подготовку к выступлению в ответственных соревнованиях цикла; в третьем макроцикле, нацеленном на достижение наивысших результатов в главных соревнованиях сезона, объем специфических тренировочных и соревновательных нагрузок достигает максимальных величин.

В подготовительном периоде закладывается прочная функциональная база для успешной подготовки к основным соревнованиям и участия в них, обеспечивается становление различных сторон подготовленности.

Продолжительность и содержание периодов и этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяются многими факторами. Одни из них связаны со спецификой вида спорта — структурой эффективной соревновательной деятельности и структурой подготовленности спортсменов, обеспечивающей такую деятельность, сложившейся в данном виде спорта системой соревнований; другие — с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей и т. п.; третьи — с существующим календарем спортивных соревнований, задачами, которые ставятся перед спортсменом во время участия в тех или иных соревнованиях; четвертые — с индивидуальными морфологическими и функциональными особенностями спортсменов, их адаптационными ресурсами, особенностями тренировки в предшествовавших макроциклах, индивидуальным спортивным календарем, обусловленным числом и уровнем соревнований, продолжительностью этапа важнейших соревнований; пятые — с организацией подготовки (в условиях централизованной подготовки или на местах), климатическими условиями (жаркий климат, среднегорье), материально-техническим уровнем (тренажеры, оборудование и инвентарь, восстановительные средства, специальное питание и т. п.).

Все это многообразие факторов обусловливает направленность тренировочного процесса и, как следствие, структуру макроциклов, периодов, этапов и более мелких его образований. Направленность содержания тренировочного процесса определяет периодизацию, а не наоборот. Деление на периоды и этапы помогает планировать процесс тренировки, эффективнее оформлять содержание подготовки по задачам и по времени". Большое число факторов, определяющих структуру макроциклов, и существенная роль каждого из них в достижении конечного результата обусловливают исключительную сложность построения тренировочного процесса в макроциклах.

Календарь соревнований и сезонно-климатические условия как факторы, влияющие на построение периодов спортивной тренировки

Календарь спортивных соревнований, безусловно, влияет на построение годичного цикла — структуру, продолжительность соревновательного и других периодов. Официальные соревнования указывают, в какое время спортсмен должен находиться в состоянии наилучшей готовности. С учетом этих сроков и должна планироваться тренировочная работа. С другой стороны, спортивный календарь не может составляться без учета основных закономерностей построения спортивной тренировки. Только в этом случае он будет содействовать оптимальному построению тренировки, а следовательно, и наибольшему росту спортивных результатов.

Соревнования в практике многих видов спорта в настоящее время захватывают большую часть календарного года. При этом они ранжируются по степени ответственности и распределяются в соответствии с особенностями периодов тренировки. В подготовительном периоде уместны соревнования с ограниченной ответственностью, имеющие ярко выраженную тренировочную и контрольно-тренировочную направленность, т. е., по существу, подготовительные соревнования. В них участвуют, как правило, без специальной предсоревновательной подготовки — на фоне подготовки к основным соревнованиям. Последние распределяются в границах соревновательного периода в соответствии с объективно возможными сроками пребывания «в форме». Переходный период обычно свободен от обязательных соревнований.

Частота выступлений и общее количество соревнований зависят от ряда конкретных условий, в первую очередь от уровня квалификации спортсмена и особенностей вида спорта. Так, если в большинстве скоростно-силовых видов спорта и в спортивных играх спортсмены высокой квалификации могут соревноваться еженедельно на протяжении почти всего соревновательного периода, то в видах спорта, требующих предельных проявлений выносливости, а также в спортивных единоборствах и многоборьях интервалы между соревнованиями обычно значительно больше. В то же время индивидуальный календарь соревнований в любом случае должен быть настолько насыщенным, чтобы достаточно эффективно стимулировать развитие специфической соревновательной работоспособности и спортивного мастерства.

Почти во всех видах спорта существуют резервы расширения соревновательной практики путем дополнительных выступлений в смежных спортивных упражнениях (например, в беге на дистанциях, смежных с основной соревновательной дистанцией) или по неполной программе (например, по одному из видов двоеборья, пятиборья, десятиборья).

Это особенно важно там, где состязания в избранном виде спорта требуют больших промежуточных интервалов. Заполняя такие интервалы выступлениями по облегченной программе, удается существенно повысить общую эффективность тренировки.

Независимо от того, соревнуется ли спортсмен только в одном избранном упражнении или выступает еще и в дополнительных, соревнования должны различаться по степени значимости и направленности. Большая часть соревнований, даже в соревновательном периоде, носит, по существу, тренировочный и контрольный характер, используется для подведения к основным, наиболее ответственным состязаниям.

Последние становятся как бы узловыми пунктами построения тренировки: на них ориентируется вся система подведения спортсмена к максимальному результату, планируется динамика нагрузок и т. д. Интервал между такими соревнованиями устанавливается не только с расчетом на полное восстановление работоспособности, но и с учетом всех требований полноценной непосредственной подготовки к решающим стартам. При этом учитываются по возможности все конкретные особенности данных состязаний: программа и режим выступлений, особенности противников, места проведения, их оборудование и т. д. Число таких основных состязаний не может быть большим — обычно не превышает 3−5 в макроцикле.

Остальные старты соревновательного периода имеют принципиально иное значение. К ним (если не считать отдельных контрольно-отборочных соревнований) не проводится специальной подготовки, они сами служат средством подготовки в сочетании с собственно-тренировочной работой. По этой причине, а также по причине относительно меньшего психофизиологического последействия интервал между подготовительными состязаниями может быть значительно меньше, чем между основными. В принципе, он не превышает времени, необходимого для простого восстановления работоспособности после предыдущей соревновательной нагрузки. В определенных случаях у спортсменов достаточно высокой квалификации практикуются и серийные старты с укороченными интервалами (например, 2−3 дня).

Такой режим соревновательных нагрузок аналогичен режиму уплотненных тренировочных микроциклов, часть занятий в которых идет на фоне неполного восстановления отдельных функциональных возможностей, благодаря чему к организму предъявляются особо серьезные требования, стимулирующие в итоге развитие высокой работоспособности.

Основное соревнование, непосредственно предшествующий ему подводящий микроцикл (или микроциклы, которые могут включать также подготовительные старты) и кратковременная послесоревновательная фаза разгрузочного характера составляют соревновательный мезоцикл -основное структурное звено соревновательного периода. В простейшем случае, когда этот период относительно кратковременный, он целиком состоит из двух-трех таких мезоциклов. Во многих случаях, однако, структура соревновательного периода сложнее. Ее особенности обусловлены, в частности, количеством и порядком распределения ответственных соревнований, требующих специальной предсоревновательной подготовки.

Известное влияние на сроки периодов и подбор тренировочных средств в «сезонных» видах спорта оказывают внешние условия, изменяющиеся по временам года. Но они не являются определяющим фактором построения тренировки. В «сезонных» видах спорта (бег на коньках, на лыжах, гребля и др.) по мере развития материально-технической базы занятий спортом (строительство закрытых стадионов, катков, трасс с искусственным снежным и ледовым покрытием), появления возможности быстрых перемещений в различные географические зоны степень ограничивающего влияния сезонных факторов на построение тренировки уменьшается.

Тенденция развития современного спорта заключается, следовательно, не в подчинении тренировочного процесса сезонным условиям, а в освобождении от этой зависимости.

Таким образом, объективной основой периодизации спортивной тренировки являются закономерности развития спортивной формы. Под спортивной формой подразумевают состояние оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к достижению спортивного результата, которое приобретается в процессе соответствующей подготовки в каждом большом цикле тренировки — типа годичного или полугодичного.

Спортивная форма характеризуется комплексом физиологических, врачебно-контрольных, психологических и интегральных признаков. В целом спортивная форма представляет собой гармоническое единство всех сторон (компонентов) оптимальной готовности спортсмена: физической, психической, спортивно-технической и тактической. Только наличие всех этих компонентов дает основание говорить о том, что спортсмен находится в спортивной форме.

Фазы развития спортивной формы являются основой периодизации тренировки и определяют длительность, структуру периодов и содержание тренировочного процесса в них. В соответствии с закономерностями развития спортивной формы годичный цикл у спортсменов подразделяется на три периода: подготовительный (период создания предпосылок, условий приобретения спортивной формы), соревновательный (период поддержания спортивной формы и реализации её в спортивных достижениях) и переходный.

В каждом из этих периодов ставятся свои цели, задачи, определяются соответствующие средства, методы тренировки, объем и интенсивность нагрузки, направленные на повышение всех сторон подготовленности спортсменов. В зависимости от целей и задач подготовки, возрастных особенностей и квалификации спортсменов, специфики планирования учебно-тренировочного процесса, условий спортивной тренировки, календаря соревнований и других факторов, продолжительность каждого периода может изменяться.

Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена строится с учетом ряда методических положений:

1. Единая педагогическая система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп.

2. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп.

3. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.

4. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно меняется.

5. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.

Между этапами многолетней тренировки нет четких границ, их продолжительность может в определенной мере варьироваться, прежде всего, в силу индивидуальных возможностей спортсменов, их возраста, специфики спортивной специализации, тренировочного стажа и условий организации спортивной деятельности.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос