Введение в специализацию Теория и методика гандбола

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СПОРТИВНЫХ ИГР

ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ:

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ГАНДБОЛА»

г. Омск 2008 год

Содержание:

1. Цель и задачи изучения дисциплины

2. Содержание дисциплины

3. Самостоятельная работа

4. Требования к студентам по выполнению практических нормативов

5. Учебная практика

6. Зачетные и экзаменационные требования

Список литературы

1. Цель и задачи изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является подготовка квалифицированных специалистов по гандболу, обладающих необходимыми знаниями и умениями в области теории и методики избранного вида спорта.

Задачи изучения дисциплины:

Изучить вопросы теории гандбола.

Изучить методику обучения технике и тактике гандбола.

Изучить основные приемы техники игры и тактические действия в гандболе.

Овладеть практическими навыками судейства соревнований.

Научиться проводить занятия по гандболу с различными контингентами занимающихся.

Овладеть навыками научно-исследовательской работы.

Изучить возрастные особенности организма лиц, занимающихся гандболом.

Научиться квалифицированно планировать учебно-тренировочный процесс гандболистов различной квалификации.

Изучить практику эксплуатации спортивных сооружений, технические характеристики инвентаря и оборудования.

Будущий преподаватель должен уметь:

Составить и провести комплексы упражнений для подготовительной части занятий по гандболу.

Обучить выполнению приемов техники игры.

Обучить игроков тактическим действиям.

Развивать физические качества занимающихся.

Правильно планировать и регулировать нагрузку.

Вести врачебно-педагогический контроль.

Занятия проводятся в форме лекций, методических, практических, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.

Учет успеваемости ведется в форме экзаменов, зачетов и промежуточной аттестации.

По окончании обучения студент защищает выпускную квалификационную работу и сдает государственный экзамен по теории и методике специализации.

2. Содержание дисциплины

Согласно учебному плану весь учебный процесс должен быть направлен на формирование у студентов фундамента профессионально-педагогических основ, позволяющего перейти затем к дальнейшей специализации по профилю деятельности «гандбол».

9 стр., 4476 слов

Изучение теории конфликтологии

... как внутри государства, так и между государствами. Цель курсовой работы- изучить теорию конфликтологии. Задачи курсовой работы: систематизация и углубление теоретического материала по вопросу конфликтологии; ... и более устойчивой в психологическом отношении. Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о ...

На занятиях углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации группы для занятий, методика их проведения. Составление учебно-методической документации и ведение судейской документации. Организация соревнований различного уровня.

Учебная практика проводится в целях формирования у студентов профессионально-педагогических навыков показа, объяснения упражнений, овладение навыками обучения приемам игры, умение составлять учебно-методические документы, овладевать навыками судейства, проводить анализ и разбор проведенных занятий.

Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение программного материала по учебникам, учебным пособиям и дополнительным литературным источникам, выполнение домашних заданий, участие в организации и проведении соревнований, судейство соревнований, изучение опыта ведущих специалистов, проведение педагогических наблюдений и их регистрацию, методическую и научно-исследовательскую работу по теме курсовой работы, подготовку к производственной практике. Самостоятельная работа дана по курсам.

Программа 1 курса предусматривает изучение следующего материала:

Введение в предмет.

Цель и задачи изучения дисциплины. Содержание дисциплины. Требования, предъявляемые к будущему специалисту.

История развития гандбола.

Зарождение игры. Развитие игры в Европе. Зарождение игры в России, ее развитие до 1941 года. Развитие игры после 1945 года. Гандбол на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх.

Правила игры в гандбол.

Эволюция правил игры. Действующие правила.

Методика судейства соревнований по гандболу.

Состав судейской бригады. Обязанности судей и их взаимодействие. Судейская терминология и жестикуляция. Судейская документация.

НИР в спортивных играх.

Цель и задачи НИР. Требования, предъявляемые к курсовым и выпускным квалификационным работам. Методы научных исследований.

Техника игры в гандбол.

Определение понятия техники игры. Классификация приемов техники игры. Характеристика приемов техники игры в защите и нападении. Понятия рациональной и вариативной.

Тактика игры в гандбол.

Определение понятия тактики игры. Классификация тактических действий. Расстановка игроков на площадке в защите и нападении. Виды и системы защиты и нападения. Характеристика современной тактики игры.

Физические качества гандболиста.

Определение понятий: сила, быстрота, выносливость, прыгучесть, ловкость, гибкость. Обоснование необходимости развития физических качеств. Взаимосвязь физической подготовки с техникой и тактикой гандбола.

Площадки, оборудование и инвентарь для занятий гандболом.

Характеристика спортивных залов и открытых площадок. Характеристика оборудования и инвентаря. Основные санитарно-гигиенические требования к местам тренировок и соревнований.

17 стр., 8434 слов

Психологическая подготовка пловцов к соревнованиям

... процесс психологической подготовки пловцов. Предмет исследования: методика специальной психологической подготовки пловцов к соревнованиям. Цель: раскрыть особенности психологической подготовки пловцов к соревнованиям. Задачи: 1. ... показатели КЧМ и, следовательно, выше лабильность. Ниже приводится краткая характеристика методов, применяемых при исследовании личности спортсмена. Для изучения личности ...

Организация и проведение соревнований по гандболу.

Значение соревнований в процессе подготовки гандболистов. Виды соревнований. Планирование соревнований. Системы розыгрыша. Документы для проведения соревнований.

Средства и методы обучения технике и тактике в гандболе.

—PAGE_BREAK—

Характеристика процесса обучения технике и тактике. Общие принципы обучения. Характеристика средств и методов обучения.

Современное состояние игры в гандбол.

Итоги крупнейших соревнований за последние годы в мире и в России. Характеристика игры сильнейших команд. Характеристика и перспективы развития современной техники и тактики игры.

Средства и методы развития физических качеств гандболистов.

Характеристика процесса развития физических качеств. Особенности развития различных физических качеств. Характеристика и методы развития физических качеств.

Технические средства для обучения и тренировки в гандболе.

Методические подходы к использованию технических средств и тренажеров в учебно-тренировочном процессе. Тренажеры для физической подготовки. Тренажеры для обучения и совершенствования технико-тактических действий.

Физическая подготовка гандболиста.

Понятия общей и специальной физической подготовки. Методика развития физических качеств. Средства физической подготовки. Высокий уровень развития специальных физических качеств – основа современного гандбола.

Техническая подготовка гандболистов.

Понятия технической подготовки, ее цель и задачи, средства и методы. Взаимосвязь с другими видами подготовки. Значение технической подготовки для успеха игровой деятельности.

Тактическая подготовка гандболистов.

Понятие тактической подготовки, ее цель и задачи, средства и методы. Последовательность обучения тактическим действиям. Взаимосвязь с другими видами подготовки.

Психологическая подготовка гандболистов.

Понятие психологической подготовки, ее цель и задачи, средства и методы. Воспитание морально-волевых качеств – необходимое условие подготовки гандболистов.

Теоретическая подготовка гандболистов.

Понятие теоретической подготовки, ее место в процессе обучения и тренировке. Теоретическая подготовка на различных этапах обучения и тренировки. Формы занятий по теоретической подготовке. Содержание теоретической подготовки в командах различной квалификации.

Игровая подготовка гандболистов.

Место игровой подготовки в процессе обучения и тренировке, ее цель и задачи. Игровая подготовка как средство оценки готовности к соревнованиям. Значение игр для тренировки высококвалифицированных гандболистов.

Взаимосвязь видов подготовки в гандболе.

Зависимость эффективности технической и тактической подготовки от физической подготовленности занимающихся. Зависимость эффективности учебно-тренировочного и соревновательного процессов от уровня психологической подготовленности занимающихся.

Отбор детей для занятий гандболом.

Организация начального отбора детей. Этап первичного отбора в группах начальной подготовки. Факторы, значимые для успешного овладения навыками игры. Прогнозирование способностей детей. Комплектование учебно-тренировочных групп на основе конкурсного отбора.

4 стр., 1854 слов

Педагогические условия повышения эффективности психологической ...

... рекомендации по совершенствованию психологической подготовки курсантов на занятиях по тактической подготовке. Объект исследования: процесс психологической подготовки курсантов-пограничников в условиях ... разработать практические рекомендации по совершенствованию психологической подготовки курсантов в процессе занятий по тактической подготовки. Научная новизна и теоретическая значимость исследования ...

Организация и методика проведения занятий в группах начальной подготовки в ДЮСШ по гандболу.

Комплектование групп начальной подготовки. Содержание и распределение программного материала. Особенности развития физических качеств. Специальное оборудование и инвентарь для занятий с детьми младшего возраста.

Организация и методика проведения занятий в учебно-тренировочных группах в ДЮСШ по гандболу.

Содержание и распределение программного материала. Особенности развития физических качеств. Организация учебно-тренировочного процесса с учетом загруженности детей в общеобразовательной школе. Организация спортивного класса.

Организация и методика проведения занятий в группах спортивного совершенствования в ДЮСШ по гандболу.

Комплектование групп СС на основе конкурсного отбора. Особенности развития физических качеств. Особенности технико-тактической подготовки. Ориентация учебно-тренировочного процесса на режим команд мастеров.

Особенности тренировки команд мастеров и сборных команд.

Общие принципы и подходы к комплектованию команд. Соотношение видов подготовки в различные периоды годичного цикла. Связь тренера сборной команды с тренерами базовых команд. Контроль за подготовкой отдельных игроков и команды в целом. Научно-методическое обеспечение и врачебный контроль в процессе подготовки команд высокой квалификации

Методика занятий с игроками среднего и старшего возраста.

Задачи, средства и методы тренировки лиц среднего и старшего возраста. Особенности работы с гандболистами старших возрастных групп. Учет возрастных изменений в организме занимающихся в процессе работы с ними.

Методика занятий с женскими командами.

Анатомо-физиологические особенности женского организма. Влияние занятий гандболом на женский организм. Методика проведения занятий в различных возрастных группах. Особенности организации учебно-тренировочного процесса в женских командах.

Руководство командой на соревнованиях.

Значение правильного руководства командой в период соревнований. Подготовка к предстоящим соревнованиям. Наблюдение и анализ игр соперников. Составление общей стратегии соревнований, плана отдельной игры. Модельная тренировка перед предстоящей игрой. Установка на игру, разбор игры. Руководство командой в процессе игры.

Организация, планирование и учет тренировки гандболистов.

Значение планирования и учета спортивной тренировки. Виды планировании. Командный и индивидуальные планы спортсменов. Периодизация спортивной тренировки. Документы планирования и учета. Педагогический контроль и его значение.

Государственные органы и общественные организации, руководящие работой по развитию гандбола.

Содержание деятельности федеральных и территориальных исполнительных органов государственной власти по регулированию деятельности в гандболе. Содержание деятельности общественных организаций по управлению и развитию гандбола. Руководство проведением соревнований по гандболу.

Научно-исследовательская работа.

Таблица 1

Распределение часов по видам занятий

п/п

Виды занятий

Курсы

6 стр., 2870 слов

Активизация обучения. Методы и формы

... Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации ... этом в комплексе не используются методы активизации познавательной деятельности такие как: стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки. Я считаю, что снижение уровня знаний учащихся в большей ...

Всего:

I

II

III

IV

V

Лекции

20

16

22

16

18

80

Семинарские занятия

26

18

18

16

10

78

Методические занятия

12

30

14

40

16

116

Практические занятия

44

32

38

26

2

98

Учебная практика

16

24

28

20

20

98

Зачеты, экзамены

2 сем.

зач.

4 сем.

зач.

6 сем.

зач.

8 сем.

экз.

10 сем.

экз.

Курсовая работа

5 семестр

Выпускная работа

гос.экз.

ИТОГО:

120

120

120

120

60

540

    продолжение
—PAGE_BREAK—

3. Самостоятельная работа

В ходе изучения дисциплины студенты должны выполнить следующую самостоятельную работу:

Первый год обучения.

Изучение истории развития игры в гандбол.

Форма контроля – реферат.

Изучение правил игры в гандбол.

Форма контроля – собеседование на семинарском занятии, анализ просмотра игр.

Изучение методики судейства игр по гандболу (просмотр игр).

Форма контроля – собеседование на семинарском занятии, анализ просмотра игр.

Выбор темы курсовой работы.

Форма контроля – предоставить план выбранной работы.

Поддержание физической подготовки и технических навыков игры в гандбол.

Форма контроля – сдача практических нормативов.

Посещение тренировочных занятий и игр команд различной квалификации.

Форма контроля – конспекты посещенных занятий, устный анализ игр.

Второй год обучения.

Изучение методик развития физических качеств гандболиста (ОФП).

Форма контроля – собеседование на семинаре, реферат.

Изучение методик обучения примам техники игры в гандбол.

Форма контроля – собеседование на семинаре.

Наблюдение судейства игры по гандболу.

Форма контроля – анализ судейства.

Написание введения, первой и второй главы выпускной квалификационной работы.

Форма контроля – проверка руководителя.

Посещение тренировочных занятий и игр команд различной квалификации.

Форма контроля – конспекты посещенных занятий, копии протоколов игр.

Поддержание физической подготовки и технических навыков игры в гандбол.

Форма контроля – сдача практических нормативов.

Третий год обучения

Изучение методик развития физических качеств (СФП).

Форма контроля – Собеседование на семинаре, реферат.

Практическое судейство игр по гандболу.

Форма контроля – анализ судейства.

Проведение экспериментальной части в рамках выпускной квалификационной работы.

Форма контроля – предоставление материалов исследования научному руководителю.

Посещение тренировочных занятий и игр команд различной квалификации.

Форма контроля – конспекты посещенных занятий, технические протоколы игр.

Поддержание физической подготовки и технических навыков игры в гандбол.

Форма контроля – сдача практических нормативов.

Четвертый год обучения

3 стр., 1118 слов

Методика определения локуса контроля (Дж.Роттер)

... Интерпретация результатов теста В практике психодиагностики по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения, в том числе и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты ... психики присутствуют во всех ее явлениях, то представления о локусе контроля распространяются и ...

Изучение методик обучения и совершенствования групповых тактических действий гандболистов.

Форма контроля – ответ на зачете.

Изучение особенностей проведения занятий по гандболу с различными контингентами занимающихся.

Форма контроля – собеседование на семинаре, ответ на зачете.

Изучение подготовки команд высокой квалификации.

Форма контроля – реферат.

Пятый год обучения

Изучение методик обучения командным действиям в защите и нападении.

Форма контроля – собеседование, реферат.

Практическое судейство игр по гандболу.

Форма контроля – справки о судействе, наличие судейской категории.

Подготовка к защите выпускной квалификационной работы.

Форма контроля – оценка по специализации, защита на экзамене государственной аттестации.

Требования к студентам по выполнению практических нормативов

Первый год обучения

Передача мяча в стену с расстояния 3 метра в круг диаметром 1 метр (20 передач).

Результат – 20,5 сек.

Броски мяча на точность (12 бросков с 9 м в верхние углы ворот 60 х 60 см).

Результат – 8 попаданий.

Ведение мяча 30 м. Результат – 4,8 сек.

Второй год обучения

Передача мяча в стену с расстояния 3 метра в круг диаметром 1 метр (20 передач).

Результат – 20,3 сек.

Броски мяча на точность (12 бросков с 9 м в верхние углы ворот 60 х 60 см).

Результат – 9 попаданий.

Ведение мяча 30 м. Результат – 4,6 сек.

Третий год обучения

Передача мяча в стену с расстояния 3 метра в круг диаметром 1 метр (20 передач).

Результат – 20,2 сек.

Броски мяча на точность (12 бросков с 9 м в верхние углы ворот 60 х 60 см).

Результат – 10 попаданий.

Ведение мяча 30 м. Результат – 4,6 сек.

Студенты старше 40 лет (мужчины) и старше 35 лет (женщины) освобождаются от сдачи практических нормативов.

5. Учебная практика

В процессе изучения дисциплины студенты выполняют следующие виды заданий по учебной практике:

Второй год обучения

    продолжение
—PAGE_BREAK—

Обучение технике игры в нападении (стойки, перемещения, передачи, ведение, броски).

Обучение технике игры в защите (стойки, перемещения, опека игрока, блокирование мяча).

Обучение технике игры гандбольного вратаря.

Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите.

Обучение индивидуальным тактическим действиям вратаря.

Третий год обучения

Обучение групповым взаимодействиям в защите.

Обучение групповым взаимодействиям в нападении.

Совершенствование групповых взаимодействий в защите и нападении.

Развитие специальных физических качеств гандболиста.

Применение комплексов упражнений по СФП для игроков различных амплуа.

Четвертый год обучения

Развитие физических качеств гандболиста.

Совершенствование технико-тактических действий в защите в нападении.

Обучение групповым взаимодействиям в защите.

Обучение групповым взаимодействиям в нападении.

Все студенты, обучающиеся на специализации, проходят учебную практику в обязательном порядке и аттестуются в рамках зачетных и экзаменационных требований.

6. Зачетные и экзаменационные требования

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... обидевшись, весело, вежливо. 2. Упражнение «Линии» Цель: тренировка в выражении своих эмоций в символической, образной ... 1 Цель: диагностика агрессивных проявлений. 1. Беседа с ребенком. Методика «Кактус» (Приложение А) 2. Тест неоконченных предложений - ... поведения используется психогимнастика – набор этюдов, упражнений, игр, направленных на снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ...

Итоговыми формами контроля по усвоению теоретических, методических и практических знаний, умений и навыков являются зачеты и экзамены за каждый семестр обучения.

Студенты должны усвоить следующие вопросы по специализации:

Вопросы для зачета за 1 курс:

классификация техники игры в гандбол. Последовательность обучения приемам техники игры;

классификация тактики игры в гандбол. Последовательность обучения тактическим действиям в гандболе;

физические качества гандболиста. Средства и методы развтия физических качеств;

методика судейства игры в гандбол. Распределение обязанностей и действий судей на площадке;

методика обучения стойкам, остановкам и перемещениям;

методика обучения технике игры в защите полевого игрока;

методика обучения передачам;

методика обучения броска. Особенности техники и обучения броскам с различных позиций;

методика обучения обманным действиям (финтам);

методика обучения ведению мяча и дриблингу;

методика обучения технике игры вратаря;

индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении передач;

индивидуальные тактические действия в защите при блокировании мяча;

индивидуальные тактические действия в защите при «держании нападающего»;

индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении бросков;

индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении финтов;

индивидуальные тактические действия вратаря в гандболе;

техническая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;

тактическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;

физическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;

психологическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;

игровая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;

теоретическая подготовка гандболиста на различных этапах обучения и спортивного совершенствования;

взаимосвязь видов подготовки в гандболе.

Вопросы для зачета за 2 курс:

техническая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;

тактическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;

физическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;

психологическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;

игровая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;

теоретическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;

взаимосвязь видов подготовки в гандболе;

методика обучения групповым взаимодействиям в защите (подстраховка, переключение, смена игроков, проскальзывание);

методика обучения групповым взаимодействиям в нападении («двойка», «восьмерка», «стягивание», скрестное перемещение);

методика обучения групповым взаимодействиям защитников с вратарем;

виды и системы нападения в гандболе. Особенности обучения и тренировки;

виды и системы защиты в гандболе. Особенности обучения и тренировки;

тактика игры в защите и нападении в большинстве;

тактика игры в защите и нападении в меньшинстве;

7 стр., 3144 слов

Методика обучения игре в баскетбол

... базовой основы для применения средств и методов спортивной подготовки при занятиях в спортивных секциях. Первая часть программы, ... моторном действии; применение учителем методов и методических приемов обучения, воспитания и организации занимающихся и пр. Одной из ... ОФП и ГТО предполагает использование упражнений и подвижных игр, разученных на уроках физической культуры. Обеспечение разносторонней общей ...

особенности техники игры и технической подготовки в различных группах ДЮСШ;

общие закономерности и особенности развития физических качеств и физической подготовки в различных группах ДЮСШ;

учебно-тренировочные сборы команд различной квалификации. Виды, направленность, план сбора, распределение нагрузки и видов подготовки в микроциклах;

перспективное планирование в гандболе. Структура, распределение нагрузки видов подготовки в макро циклах;

текущее планирование в гандболе. Структура, распределение нагрузки видов подготовки в мезо циклах;

оперативное планирование в гандболе. Структура, распределение нагрузки видов подготовки в микро циклах;

методика исправления ошибок и совершенствование техники игры;

методика исправления ошибок и совершенствование индивидуальных тактических действий;

методика совершенствования групповых взаимодействий в защите;

    продолжение
—PAGE_BREAK—

методика совершенствования командных взаимодействий в защите;

методика совершенствования групповых взаимодействий в нападении;

методика совершенствования командных взаимодействий в нападении.

Вопросы для ЭКЗАМЕНА за 3 курс:

виды и системы нападения. Особенности обучения и тренировки;

виды и системы защиты. Особенности обучения и тренировки;

тактика игры в защите и в нападении в большинстве;

тактика игры в защите и в нападении в меньшинстве;

особенности техники игры и технической подготовки в различных группах ДЮСШ;

общие закономерности и особенности развития физических качеств и физической подготовки в различных группах ДЮСШ;

учебно-тренировочные сборы команд различной квалификации. Виды, направленность, план сбора, распределение нагрузки и видов подготовки в микро циклах;

перспективное планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в макро циклах;

текущее планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в мезо циклах;

оперативное планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в микро циклах;

методика исправления ошибок и совершенствование техники игры;

методика исправления ошибок и совершенствование индивидуальных тактических действий;

методика совершенствования групповых взаимодействий в защите;

методика совершенствования командных взаимодействий в защите;

методика совершенствования групповых взаимодействий в нападении;

методика совершенствования командных взаимодействий в нападении;

организация и проведение соревнований. Документация, оборудование и инвентарь, состав и обязанности судейской бригады;

методика проведения круговой тренировки по развитию специальных физических качеств и совершенствованию технико-тактических навыков;

применение технических средств обучения и тренировки;

руководство гандбольной командой в процессе соревнований. Сбор и анализ информации о предстоящих соперниках, разбор проведенных игр, установки на игру, средства и методы настроя на Иру и психологической разгрузки;

13 стр., 6158 слов

Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном ...

... формирование умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Это - важное звено в обучении игре на музыкальном инструменте. Благодаря правильно сформированным умениям и ... То есть способность выполнять действие выступает сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные ...

руководство командой в процессе игры. Определение оптимального стартового состава, замены, тайм-ауты, использование видов и систем защиты и нападения;

медицинский контроль в процессе тренировки. Характерые травмы и заболевания, способы их профилактики;

пляжный гандбол. Структура игры, правила соревнований;

восстановительные мероприятия в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;

пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса;

научно-методическое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности;

отбор детей для занятий гандболом. Прогноз успешности тренировочной и соревновательной деятельности на основе оценки антропометрических данных, способностей к обучению и развитию физических качеств, двигательной активности и комплекса психологических качеств;

особенности комплектования составов команд мастеров и сборных команд и отбор в них квалифицированных игроков;

методы обеспечения спортивного долголетия и долгосрочной эффективности, тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных гандболистов.

Вопросы для ЭКЗАМЕНА за 4 курс:

методика отбора детей в ДЮСШ;

анализ индивидуальных тактических действий игроков в защите и методика обучения;

особенности построения и проведения тренировочных занятий в различных группах подготовки в ДЮСШ;

броски в гандболе. Назначение, выполнение (свободный, боковой, начальный бросок, бросок от ворот, семиметровый);

возрастные особенности детей, подростков и юношей в гандболе;

анализ техники и тактики постановки заслонов и методика обучения;

виды планирования. Перспективное планирование;

виды нападения. Анализ тактики быстрого нападения. Методика обучения;

документы планирования в гандболе;

анализ групповых тактических действий в защите и методика обучения;

оперативное планирование (мезо циклы, микро циклы);

круговая система розыгрыша для шести команд;

методы, приемы и средства психологической подготовки;

система розыгрыша с выбыванием после одного поражения для пяти команд;

задачи, сроки и содержание, средства и методы подготовительного периода;

учет тренировочной работы в гандболе. Виды учета;

средства и методы обучения и тренировки детей, подростков, юношей;

анализ индивидуальных тактических действий игроков в нападении и методика обучения;

текущее планирование. Его этапы и периоды;

система розыгрыша с выбыванием после одного поражения для семи команд;

задачи, формы и содержание теоретической подготовки в командах различной квалификации;

наказание за нарушение правил в гандболе;

методика обучения технике и тактике игры вратаря;

анализ тактики позиционного нападения. Методика обучения.

Вопросы для ЭКЗАМЕНА за 5 курс:

классификация техники игры в гандбол. Последовательность обучения приемам техники игры;

классификация тактики игры в гандбол. Последовательность обучения тактическим действиям;

физические качества гандболиста. Средства и методы развития физических качеств;

методика судейства игры. Распределение обязанностей и действий судей на площадке;

методика обучения стойкам, остановкам и перемещениям;

методика обучения технике игры в защите полевого игрока;

методика обучения передачам;

методика обучения броскам. Особенности техники и обучения броскам с различных позиций;

    продолжение
—PAGE_BREAK—

методика обучения обманным действиям (финтам);

методика обучения ведению мяча и дриблингу;

методика обучения технике игры вратаря;

индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении передач;

индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении бросков;

индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении финтов;

индивидуальные тактические действия в защите при блокировании мяча;

индивидуальные тактические действия в защите при «держании нападающего»;

индивидуальные тактические действия вратаря;

техническая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;

тактическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;

физическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;

психологическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;

игровая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;

теоретическая подготовка гандболиста на различных этапах подготовки;

взаимосвязь видов подготовки в гандболе;

методика обучения групповым взаимодействиям в защите (подстраховка, переключение, смена игроков, проскальзывание);

методика обучения групповым взаимодействиям в нападении («двойка», «восьмерка», «стягивание» скрестное перемещение);

методика обучения групповым взаимодействиям защитников с вратарем;

виды и системы нападения в гандболе. Особенности обучения, тренировки;

виды и системы защиты в гандболе. Особенности обучения, тренировки;

тактика игры в защите и в нападении в большинстве;

тактика игры в защите и в нападении в меньшинстве;

особенности техники игры и технической подготовки в различных группах ДЮСШ;

общие закономерности и особенности развития физических качеств и физической подготовки в различных группах ДЮСШ;

учебно-тренировочные сборы команд различной квалификации. Виды, направленность, план сбора, распределение нагрузки и видов подготовки в микро циклах;

перспективное планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в макро циклах;

текущее планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в мезо циклах;

оперативное планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в микро циклах;

методика исправления ошибок и совершенствование техники игры;

методика исправления ошибок и совершенствование индивидуальных тактических действий;

методика совершенствования групповых взаимодействий в защите;

методика совершенствования командных взаимодействий в защите;

методика совершенствования групповых взаимодействий в нападении;

методика совершенствования командных взаимодействий в нападении;

организация и проведение соревнований по гандболу. Документация, оборудование и инвентарь, состав и обязанности судейской бригады;

методика проведения круговой тренировки по развитию специальных физических качеств и совершенствованию технико-тактических навыков;

применение технических средств тренировки;

руководство гандбольной командой в процессе соревнований. Сбор и анализ информации о предстоящих соперниках, разбор проведенных игр, установки на игру, средства и методы настроя на игру и психологической разгрузки;

руководство командой в процессе игры. Определение оптимального стартового состава, замены, тайм-ауты, использование видов и систем защиты и нападения;

медицинский контроль в процессе тренировки. Характерные травмы и заболевания, способы их профилактики;

пляжный гандбол. Структура игры, правила соревнований;

восстановительные мероприятий в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;

пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса;

научно-методическое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности;

отбор детей для занятий гандболом. Прогноз успешности тренировочной и соревновательной деятельности на основе оценки антропометрических данных, способностей к обучению и развитию физических качеств, двигательной активности и комплексе психологических качеств;

особенности комплектования составов команд мастеров и сборных команд и отбор в них квалифицированных гандболистов;

методы обеспечения спортивного долголетия и долгосрочной эффективности тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных гандболистов.

Выводы:

Успешное освоение программного материала курса специализации позволит будущему специалисту вооружиться достаточным количеством теоретических знаний, практических умений и навыков для деятельности в различных областях деятельности по развитию гандбола.

Список литературы

Основная:

1. Волейбол, гандбол, баскетбол: Организация и проведение соревнований по упрощенным правилам:: Учеб. пособие/ В.Ф.Мишенькина, И.А.Рогов, О.С. Шалаев, Д.В. Карбанов. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2004. – 115 с.

2. Гандбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юнош. спорт. шк., специализир. детско-юнош. шк. олимп. резерва/ Авт.-сост.: В.Я.Игнатьева, В.С.Максимов, И.В. Петрачева. – М.: Сов.спорт, 2003. – 115 с.

3. Спортивные игры: Техника, тактика обучения/ Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. – М.: Academia, 2001. – 518 с. – (Высш.образование).

Дополнительная:

1. Игнатьева В.А. Тренировочные задания по специальной подготовке гандболистов: Метод. разраб. для студ., слушателей ВШТ и фак.повышения квалификации ГЦОЛИФКа/ В.А. Игнатьева, Н.М. Ганченко, И.Г. Шестаков. – М.: Б.и. ч.1: Упражнения по физической и технической подготовке. – 1992. – 62 с.

2. Игнатьева В.Я. Гандбол/ В.Я.Игнатьева. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 190 с.: ил. – (Азбука спорта).

3. Игнатьева В.Я., Петрачева И.В. Многолетняя подготовка гандболистов в детско-юношеских спортивных школах: Методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 216 с.

4. Правила игры в гандбол: (Официал. правила ИГФ).

– М.: Б.и., 2001. – 90 с.

5. Скляренко А.А. Гандбол по-ресски (к 75-летию российского гандбола).

– М.: Физкультура и Спорт, 2003. – 448 с., ил.

6. Шестаков М.П. Гандбол: Такт. подготовка/ М.П.Шестаков, И.Г. Шестаков. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 129 с. – (Методика спорт. тренировки).

7. www.sportzone.ru

Ссылки (links):
www.sportzone.ru/