Предмет з-чи и методы психологии

  1. Предмет з-чи и методы психологии

Психология — это наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики. Специфическая форма психических явлений была одной из причин обособления психологии как научной дисциплины. Психология была выделена из общей системы наук, которые опирались на объективные методы. Поэтому на протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний. Но на рубеже XIX—XX вв. начинается быстрое развитие психологии. Объектами психологии является совокуп­ность изучаемых ею явлений реального мира, взаимодействующих с психикой. предметом психологии является изучение закономерностей проявле­ния и развития психики как специфической фор­мы отражения действительности. Психология как наука решает задачу изуче­ния и научного объяснения психических явле­ний. Психология преследует цель — раскрыть закономерности, которые лежат в основе про­явления, формирования и развития психиче­ских явлений.

Задачей психологии является изучение за­конов психической деятельности человека, с тем чтобы использовать их при организации различных видов учебной, трудовой, творче­ской деятельности человека. Задачи психологии: 1. Анализ формирования и развития психических явлений; 2. Качественное изучение психической реальности; 3. Изучение физеологических механизмов; 4. Содействие планомерному внедрению психических знаний в практику. В Психологии выделяют 4 группы методов: 1) Организационные методы: Сравнительный метод — это сопоставление групп испытуемых с целью сходства. Сравнительно-возростной — сопоставление отдельных особенностей людей по возрастам, с целью выявления динамики изучаемого псих-го процесса. Лонгитюдный м. — многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Комплексный — предполагает реализацию исследовательских программ в кот. принимают участие представители разных наук. 2) Эмпирические методы (наблюдение, самонаблюдение, эксперимент: лабораторный и естественный, анкетирование, беседа, интервью, метод-тест).

3 стр., 1415 слов

52. Память, её функции и методы изучения

... Память, её функции и методы изучения Л.С.Выготским, А.Р.Лурия ... организация, структурирование информации, хранящейся в долговременной памяти. Явление самопроизвольного улучшения запоминания по прошествии определенного времени после окончания ... Простой формой воспроизведения являетсяузнавание— опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств ...

3) Методы обработки данных. 4) Интерпретационные методы

  1. Сущ психики и сознания

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание можно представить также как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Сознание — это прежде всего совокупность знаний. Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания. Вторая характеристика сознания — это различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Третья характеристика сознания — целеполагающая деятельность человека.

В функции сознания входит формирование целей деятельности. Четвертая психологическая характеристика — включение в состав сознания определенного отношения. Принято выделять следующие структурные элементы сознания: психические процессы (ощущение, восприятие, память,) и психические состояния (настроение), психические свойства. Психика существует прежде всего как процесс — непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, постоянно развивающийся и формирующийся, порождающий те или иные продукты или результаты: психические состояния, психические образы, понятия, чувства, решения и т. п. Эта концепция раскрывает единство сознания и деятельности, поскольку психика людей проявляется и формируется в деятельности. Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, т. е. его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им реакционных способностей на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека. Р. Декарта — что возникновение психики связывают с появлением че­ловека, психика существует только у человека. Другая, противоположная теория называется уче­нием о панпсихизме, т. е. о всеобщей одухотворенности приро­ды. Между этими противоположными взглядами существуют и промежуточные взгляды, наиболее популярные, в первую оче­редь биопсихизм. Сущность биопсихизма заключается в том, что психика признается свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи. Существует и еще один взгляд на решение данной пробле­мы: психика признается свойством не всякой живой материи, но только таких организмов, которые имеют нервную систему. Эту точку зрения называют концепцией нейропсихизма.

3 стр., 1284 слов

Восстановление сознания и психической деятельности после травмы мозга: междисциплинарный подход"

... Нейрохирургических Обществ   Международная конференция     Восстановление сознания и психической деятельности после травмы мозга: междисциплинарный подход»   ПЕРВОЕ ОПОВЕЩЕНИЕ Июля ... коллеги! Приглашаю вас принять участие в международной конференции «Восстановление сознания и психической деятельности после травмы мозга: мультидисциплинарный подход». Эта проблема является, ...

  1. Психолог хар-ка категории деятельности

В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы. Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек. У каждого человека есть на это какие-то свои собственные побудительные причины, мотивы. Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, в целом системой целей и мотивов — ближайших, более отделенных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели, это придает силы для преодоления препятствий. Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями. Принято различать действие и движение. Действие — элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Движение — составная часть действия. С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и коорди-нированностью. Кроме предметных движений, в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещение и коммуникацию. К средствам коммуникации относят выразительные движения (мимика и пантомимика), смысловые жесты, наконец, речевые движения. С точки зрения физиологии все движения человека могут быть разделены на две группы:

8 стр., 3852 слов

«Трудные» подростки и неформальные группы общения

... иширокое распространение неформальных молодёжных групп общения. В рефератепойдёт речь об истории возникновения этих групп на западе, о ... мажорам. Они называются «реднеки». Включение в деятельность мажороввело у большей части подростков к падению интереса ... уже знакомыхнам форм молодежного движения Запада. Сегодня молодежное движение, как и многиеобщественные движения современности, имеет глобальный ха ...

— врожденные (безусловно-рефлекторные) движения;

— приобретенные (условно-рефлекторные) движения.

Подавляющее количество движений человек осваивает с жизненным опытом. Лишь очень немногие движения (крик, моргание) являются врожденными. Например, новорожденный не может говорить, читать, писать — это именно те движения, которые он получает с опытом.

Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У артистов балета, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.

Таким образом, в любой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, этапы):

— постановка цели (осознание конкретной задачи), планирование работы; выполнение, осуществление деятельности;

— проверка результатов, исправление ошибок, сопоставление полученных результатов с запланированными;

— подведение итогов деятельности и ее оценка. Выделяют три основных вида деятельности: игра, учение, труд.

  1. Психолог хар-ка категории общения

Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичные формы межличностного общения — анонимное (незнакомыми), функционально-ролевое (покупатель — продавец) и неформальное, или интимно-семейное. Конечно, эта классификация норм общения условна. В процессе общения необходимо присутствие взаимопонимания между его участниками. Такое взаимопонимание имеет двоякий смысл: 1) как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию; 2) как установление особых эмоциональных отношений близости — привязанности, выражающихся в чувстве дружбы, симпатии, любви (аттракции).

5 стр., 2484 слов

Приемы преодоления защитных механизмов для людей с разными темпераментами

... будущее. Поэтому, просчитывая возможное поведение личности, необходимо учитывать не только темперамент, но и возраст. Меланхолик Нивелируй ... более опасные формы экстрима. Однако для людей с другим темпераментом такие нагрузки могут оказаться запредельными. Флегматик ... части. Поскольку холерик человек весьма подвижный, а иногда и суетливый, то монотонные виды деятельности, требующие терпения и ...

Особую форму общения людей представляет собой дружба как устойчивая индивидуально-избирательная система взаимоотношений и взаимодействия, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм — принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей. Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации. Их нарушение включает механизмы социального контроля (неодобрение, осуждение, наказание), обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных.

  1. Группа

Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т. д. Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые, в свою очередь, подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития — развитые и недостаточно или низкоразвитые группы. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы, где многие преподаватели могут и не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняться одним и тем же руководителям.

6 стр., 2630 слов

Внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;

... учетом дальнейшего возможного взаимодействия с оппонентом. При возникновении конфликтной ситуации личность (группа) может выбрать один ин нескольких возможных вариантов поведения: Уклонение — нежелание ... возможностям и способам действий их исполнителей.. 3. Деятельность в системе «человек — человек» конфликтогенна по самой своей природе.. Среди них имеются разновидности деятельности ...

Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков — половых, национальных, возрастных, имущественных и др. Малые группы — это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть официальными (формальными), т. е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. Выделяются также и неофициальные (неформальными) группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т. д.).

Принято выделять следующие виды групп. Неорганизованная и случайно организованная группа (зрители в кино) характеризуется добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства. Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация — группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой. Деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности. Корпорация — группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений. Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат — совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности; к коллегам, членам коллектива; к руководителю.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... суждения неверны. Направленность развития личности зависит от: А) деятельности личности; Б) отношения к другим людям и самому себе. ... творческое воображение; творческое мышление; зрелость эстетических чувств; яркость и наглядность образов памяти. Не относятся к ... человека; ощущения; обмен энергией с окружающей средой; состояние здоровья. Не относятся к явлениям человеческой психики: ощущения; ...

  1. Личность

Личность — социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Новорожденный ребенок или психически больной человек личностью не является. Роль — это социальная функция личности: роль матери, отца, директора школы, студента и т. д. Социальная роль — это нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данное положение. Личность характеризуется большим числом параметров, среди которых наиболее важна ее позиция, т. е. система отношений. Наиболее существенными являются отношения личности к обществу и людям, к материальным условиям жизни, к себе, к собственным обязанностям, к общественным обязанностям, к трудовым обязанностям. Эти и некоторые другие отношения характеризуют прежде всего нравственный облик личности, ее социальные установки. Еще одна характерная сторона личности — ее индивидуальность, неповторимое сочетание психологических особенностей личности.

Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности. Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я». Становление личности в концепции Э. Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития.

  1. Темперамент и характер

Индивидуальные различия людей в научной психологии описываются понятиями «темперамент», «характер», «способности», «личность». Понятие «темперамент» мы будем связывать со врожденными свойствами организма и в первую очередь со свойствами нервной системы. Свойства темперамента — это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Они определяют динамику различной деятельности человека — игровой, учебной, трудовой, а также отдыха. Свойства темперамента бывают общие, свойственные всем его типам и представителям, и конкретные — по-разному развитые у представителей того или иного типа темперамента. Сочетания свойств темперамента создают тип темперамента, т. е. под типом темперамента понимается определенная совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей. Принято выделять следующие свойства темперамента. Сенситивность — наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, и скорость развития этой реакции. Реактивность — степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (неожиданный резкий звук).

Активность — степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Типы: 1) холерический (общей подвижностью);2) сангвинический (не доводят начатое до конца.); 3) флегматический (Спокойны); 4) меланхолический (Медлительны).

Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках. Когда мы говорим, что у человека такой-то характер, мы тем самым раскрываем: 1) систему его отношений к действительности и 2) привычный образ его поведения в определенной ситуации. Многие черты характера представляют собой глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека. Черты характера побуждают человека действовать определенным образом, иной раз вопреки обстоятельствам, то они лучше всего обнаруживаются в трудные минуты жизни. Считается, что физиологической основой характера является динамический стереотип. Динамический стереотип — это система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно повторяющуюся систему условных раздражителей.

Суть его заключается в том, что в зависимости от обстановки центральная нервная система имеет разное функциональное состояние.

  1. Ощущения

Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии на органы чувств. Посредством ощущений человек узнает о таких свойствах предметов, как запах, вкус, твердость, мягкость, звук, свет и т. п. Ощущения являются начальным и единственным источником всех наших знаний о реальной действительности. Существует ряд теорий, объясняющих природу ощущений человека. Одна из них — теория отражения — сводится к трем основным положениям; 1) материя первична, ощущения вторичны; 2) ощущения правильно отражают объективный мир; 3) правильность ощущений постоянно проверяется практической деятельностью субъекта. Таким образом, получается, что наши ощущения — это результат работы рецепторов под воздействием раздражителя. Одна из первых классификаций ощущений была дана еще Аристотелем. Он описал пять видов ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Вибрационные, слуховые, равновесия и ускорения, болевые. Интенсивность ощущения. Длительность ощущения. Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В основе восприятия лежат ощущения. Ощущения и восприятия неразрывно взаимосвязаны, они имеют и свои отличительные особенности. В результате ощущения человек получает знание об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то холодное, яркое, теплое, гладкое, громкое и т. д.).

Восприятие же дает человеку целостный образ предмета или явления (автомобиль, телевизор, светлый просторный класс, играющий малыш).

Поэтому восприятию присущи особые свойства. Наиболее важные среди них избирательность, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и апперцепция. Восприятие пространства играет определяющую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления. Восприятие формы: — зрительного анализатора;- тактильного анализатора;- кинестетического анализатора.

  1. Мышление

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление дает возможность понять закономерность материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека. Кроме опосредованности, мышление обеспечивает обобщенное отражение действительности, позволяющее человеку предвидеть, что произойдет в каждом конкретном случае. Таким образом, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. С помощью мышления человек познает, например, общие и существенные свойства металлов, общие свойства газов, в отличие от общих свойств жидкости, общие признаки глаголов, в отличие от общих признаков прилагательного и т. д. Мышление играет огромную роль в познании действительности. Оно расширяет до бесконечности пределы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятий, предвидеть наступление каких-то событий (затмение Солнца и Луны, смещение орбиты космического тела, ход общественно-исторического процесса и т. п.).

Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике. Обычно принято выделять следующие виды мышления. Предметно-действенное мышление — вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Для них мыслить о предметах означает действовать, манипулировать с ними. В развитой форме оно свойственно людям определенных профессий, связанных с практическим анализом, конструированием (конструктор-технолог, химик-аналитик).

Наглядно-образное мышление — это вид мышления, которое опирается на восприятие или представления. Такое мышление характерно для дошкольников и отчасти для детей младшего школьного возраста. В развитых формах оно свойственно людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым представлением тех или иных предметов или явлений (писатели, художники, музыканты, актеры).

Использование наглядности в обучении — это использование наглядно-образного мышления учеников. Развитие отвлеченного абстрактного мышления у школьников вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает развиваться или вообще исчезает. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются все виды мышления.

10. Память

Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации, а также забывание. виды: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную; эмоциональную; образную; словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала на кратковременную; долговременную; оперативную. Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга и, более того, находятся в тесном взаимодействии. Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эмоциональная память — это память на чувства. Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Человек запоминает и воспроизводит мысли, возникшие у него в процессе обдумывания, размышления, помнит содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Кратковременная, долговременная и оперативная. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Экспериментальные исследования показали, что строгой закономерности между тем, как быстро человек запоминает и как долго помнит, нет. Чаще встречается положительная связь между прочностью и скоростью запоминания, т. е. тот, кто быстро заучивает, дольше и помнит, но наряду с этим наблюдается и обратное соотношение. Нет также никакой определенной связи между скоростью и точностью запоминания. Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал: зрительно, на слух или пользуясь движением.

  1. Внимание

Одни авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса. Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием. В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Теория Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Д.Н. Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой. По его мнению, установка внутренне выражает состояние внимания. Два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека. Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость (в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте), концентрация (интенсивность сосредоточенности), распределение (выполнять несколько видов деятельности одновременно), переключение (осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.), отвлекаемость (непроизвольное перемещение внимания) и объем внимания. Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности. часто рассеянностью называют результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя: ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений и событий.

Gossy_psikhologia — Стр 2

  1. Воображение

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение (описание географических мест), продуктивное (творческое) воображение (создает новые не по имеющемуся образцу) и мечту (образ желаемого).

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах. Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений или имеющихся представлений на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта. Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи. Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что, во-первых, люди различаются по степени развития воображения и, во-вторых, по типу образов, которыми они оперируют чаще всего. Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Однако есть люди со всеми типов воображения. Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением.

  1. Речь

Язык — это система знаков и символов. Речь — сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Функции речи. 1) Воздействия. Заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.2) Сообщения. Состоит в обмене информацией.3) Выражения. Заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения. 4) Обозначения. давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия. Виды речи. 1) Внешняя речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.2) Устная речь — общение вербальное.3) Монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли. Для монологической речи характерны последовательность и доказательность4) Диалогическая речь — это речь, при которой активны в равной степени все ее участники.5) Письменная речь — это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат).

6) Внутренняя речь — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь — это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею. Выделяют такие свойства речи, как содержательность, понятность, выразительность, действенность. Свойства речи.

1) Содержательность. Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.

2) Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического ударения.

3) Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

4) Действенность. Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на действенность.

  1. Эмоции

Эмоции — это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. К наиболее значимым типы эмоциональных переживаний: аффекты (эмоциональные вспышки: гнев, ужас. теряется чувство реальности и самоконтроля), собственно эмоции (более длительное чем аффект), чувства, настроения, эмоциональный стресс. Во многих ситуациях, помимо удовольствия и неудовольствия, возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения, с другой стороны. Другими проявлениями эмоциональных процессов являются возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с попытками к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Удивление -эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с невозможности удовлетворения жизненных потребностей. Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Отвращение. Презрение.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков. Явление — амбивалентности (двойственности) чувств. Чувства — это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Чувства — еще более длительные, чем эмоции. Настроение — самое длительное или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Эмоц. стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Термин «неспецифический» может быть истолкован в данном определении как несвойственный или необычный.

  1. Воля

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля выполняет две взаимосвязанные функции — побудительную и тормозную.

Побудительная функция воли обеспечивается активностью человека. В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля, волевые качества могут у человека и не сформироваться, если условия жизни и воспитания были неблагоприятными (избалованность ребенка, подавляемость).

Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека с позиции его соответствия общепринятым нормам. В античном мире прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Во времена Средневековья проблема воли фактически не существовала в качестве самостоятельной проблемы. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало. Можно полагать, что проблема воли как самостоятельная научная проблема возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком стало признаваться право на творчество и даже на ошибку. В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма — «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Одна из первых естественно-научных трактовок воли принадлежит И.П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Однако в последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторонников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Структура волевого акта. волевое действие начинается с осознания цели действия и мотивом. Желание — борьба мотивов — принятие р-ний. В различных конкретных условиях проявляемые волевые усилия будут различаться по интенсивности.

  1. Развитие

В настоящее время существует множество точек зрения по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов. Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».Однако, помимо рассмотрения проблемы развития личности с позиции той или иной теории, существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сформировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности. Данные концепции развития относят к интегративным концепциям. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека:1) кризис доверия-недоверия (в течение первого года жизни);2) автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около 2−3 лет);3) появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет);4) трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет);5) личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет);6) интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет);7) забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами); 8) удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

  1. Млад школьник

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. Младший школьный возраст — время обретения умелости и компетентности. Ведущая деятельность — учёба. Мир в этом возрасте представляется системой научных знаний и понятий, которыми надо овладеть. В своей деятельности школьник ориентируется на общекультурные образцы действия, которые принимает в диалоге с взрослыми. Учитель — очень значимая личность. Ориентация на «правильность», стремление соответствовать некоторым образцам (поведения, чувства, мысли), делает детей в этом возрасте восприимчивыми к любым технологиям. Быстро и умело перенимаются модели — внешнего поведения. Одним из направлений развития в этом возрасте становится установление разнообразных социальных связей. Это позволяет ему выстраивать собственное психологическое пространство и «пробовать себя» в разных ролях. Дети в этом возрасте могут выдумывать собственную биографию. В отличие от подхода, где все новообразования младшего школьного возраста связываются с учебной деятельностью и ее становлением, в исследованиях Г. Г. Кравцова портрет младшего школьника «описывается» на основе анализа содержания и характеристик общения ребенка со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, и именно они выступают главными критериями возникновения новообразований. Ребенок, произвольно действуя, осознает цель своего действия и соотносит ее со средствами деятельности. В экспериментальном исследовании Е.Л. Горловой доказано, что в младшем школьном возрасте (на начало обучения) должна существовать особая деятельность которая «амплифицирует» возраст: игровая по форме и учебная по содержанию. Коллекционирование как новый вид деятельности. Центральным возрастным психологическим новообразованием младшего школьного возраста традиционно называется рефлексия. По мнению Е.Л. Горловой исследование рефлексии ведется в двух направлениях: 1) изучается как самостоятельный, развивающийся по своей собственной логике процесс; 2) проблема рефлексии рассматривается в плоскости онтогенеза общения. Относительно рефлексии Е.Л. Горлова предполагает, что это новообразование переходного периода (кризисного) от младшего школьного возраста к младшему подростковому. В целом младший школьный возраст называют возрастом глобального опроизволивания всех психических функций. Опроизволивание ярко проявляется в развитии памяти (где объем произвольного и непроизвольного запоминания примерно одинаков).

Общение со сверстниками также претерпевает существенные изменения для младшего школьника. Физическое развитие (зубы, кости).

  1. Подросток

стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11−12 до 16−17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь". Попробую немного рассказать об особенностях и трудностях подросткового возраста. Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса» — составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Для подростков характерна полярность психики:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Одно из новообразований подросткового возраста — чувство взрослости. внешнее копирование взрослых отношений. Внешний вид подростка — еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Референтная группа — это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Становление нового уровня самосознания. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!». Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

  1. Юношество

Юность — период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирование мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь (14 — 18 лет).

в буквальном смысле «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Юношеский возраст несет в себе определенную внутреннюю кризисность, содержание которой и связано со становлением процессов самоопределения. Важнейший психологический процесс юношеского возраста — становление самосознания и устойчивого образа «Я». Юношеский возраст характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля. Перед юношами стоит задача социального и личностного самоопределения. Это предполагает изменения в интеллектуальной сфере, умственных способностей и интересов. Выбор профессии в данном возрасте имеет важнейшее значение для формирования интереса к учебным предметам. По уровню развития интегральной индивидуальности юноша стоит выше подростка; разные аспекты юношеской личности не только сами по себе сложнее, но и связаны друг с другом более тесно — это проявляется в его умственной деятельности. Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что значительный качественный сдвиг в психическом развитии старшеклассника происходит благодаря формированию научного и морального мировоззрения. «Мировоззрение представляет собой фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания человека о мире и отношении к нему, с позиции которых он вырабатывает целевые программы своей жизни, оценивает различные явления и события».Развитие интеллекта и самосознания у юношей связано со стремлением выработать самостоятельные взгляды и суждения, как об окружающих людях (в первую очередь — родителях), так и о самом себе. Стиль взаимоотношений с родителями в этот период оказывает значительное влияние на формирование личности юноши. Интенсивное развитие интеллекта в юношеском возрасте заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Центральным новообразованием юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное, предполагающее сформированность на высоком уровне психологических структур и, прежде всего самосознания и Я-концепции.

  1. Психология личности и педагог

В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т. е. подчеркиваются две его основных функции — руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Ряд функций: организатор учебного процесса, классных руководителей, социальным психологом, работа с родителями. К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога. Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности. Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий ряд педагогических способностей:

дидактические способности, позволяющие учителю успешно осуществлять отбор содержание и методов обучения учащихся;экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала; перцептивные способности — выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся;организаторские способности; авторитарные способности — способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах. К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Педагогическое общение — это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. решать следующие задачи: взаимообмен информацией между учителем и учащимися; взаимопонимание; выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя; взаимодействие и организация совместной деятельности; разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся; взаимная удовлетворенность участников общения. Стиль руководства. При автократическом стиле учитель осуще единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение в конечном счете всегда принимает учитель. При демократ учитель опирается на коллектив. При игнорирующем стиле. индивидуальном стиле учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector