Метод эксперимента. Виды эксперимента

Методы психологического исследования

Методы— это способы, посредством которых познается предмет науки.

В психологии для подтверждения или опровержения правомерности гипотезы используются методы: наблюдение, эксперимент, беседа, психодиагностическое исследование.

Наблюдение. Способ работы, при котором исследователь, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение. Невмешательство исследователя является наиболее важной характеристикой метода.

Достоинством метода является то, что объект наблюдения, в основном, не ощущает себя таковым (т.е. не знает, что за ним наблюдают) и в обычных для него ситуациях – на работе, на уроке, в игре и др. ведет себя естественно.

Недостатками метода являются: 1 .исследователь в какой-то мере может предвидеть, что в ситуации, которую он наблюдает, могут происходить некоторые изменения, но он не в состоянии их контролировать; 2.исследователь по различным причинам не может зафиксировать все изменения ситуации и выделяет те, которые считает для себя наиболее важными; 3.исследователь, стремясь найти подтверждение своей гипотезы, может бессознательно игнорировать противоречащие ей факты.

Чтобы избежать подобной субъективности, наблюдение проводится не одним, а несколькими исследователями, ведущими независимые протоколы, применяются технические средства (аудио- и видеотехники), составляются специальные шкалы оценки поведения объекта.

Эксперимент — это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния

Манипулирование переменными – одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Если исследователя интересует какая-либо связь явлений между собой, то в эксперименте можно, создав определенную ситуацию, внести новый элемент и определить, возникнет ли то изменение в ситуации, которого исследователь ожидает как следствие произведенного им изменения.

5 стр., 2242 слов

Методы психолого-педагогических исследований 2

... используется метод наблюдения, в значительной степени зависит от самого исследователя, от его "культуры наблюдения". Необходимо учитывать ... противоречия мира, в котором он живет. Изменение. Процесс участия в интервью может приводить ... во многих ролях и критических ситуациях.           5. Надежность наблюдения повышается в случае совпадения показаний ...

Эксперимент бывает четырех видов: лабораторный (проводится в условиях лаборатории), естественный (проводится в реальных жизненных условиях), констатирующий (ограничивается констатацией изменений изучаемых психических явлений), формирующий (предусматривает целенаправленное воздействие экспериментатора на изучаемое психическое явление).

Недостатком метода является тот факт, что трудно организовать экспериментальное исследование таким образом, чтобы испытуемый не знал о том, что является таковым. Поэтому у испытуемого возможно появление скованности, сознательной или бессознательной тревоги, боязни оценки и прочее.

Беседа вспомогательный метод получения информации на основе разговора. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. Однако при проведении беседы перед исследователем встанут трудно разрешимые проблемы, касающихся откровенности испытуемого, его отношения к исследователю. При недостаточном психологическом контакте с исследователем у испытуемого может возникнуть боязнь, подозрительность, недоверие и стремление уйти из ситуации с помощью стандартных, стереотипных ответов. И наоборот, при хорошем отношении к исследователю у испытуемого может появиться бессознательное стремление угодить ему, ожидаемым ответом.

Успех беседы зависит от квалификации исследователя, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выражать свои мысли и «отделять» личные отношения от содержания беседы.

Методы диагностики.

Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

                                       

 

 

Метод эксперимента. Виды эксперимента

Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Специфика метода эксперимента:

1. Активная позиция исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2. Создание заранее продуманной искусственно созданной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче определить.

3. При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия и др.

4. Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо многократным повторением опытов, либо за счёт достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.

9 стр., 4233 слов

Характеристика испытуемых и методы исследования 2

... и состояний, близких к депрессии. При анализе результатов оценка проводится по семи факторам, содержащим группы симптомов, отражающих чувство душевной ... Методы исследования 2.1 Психодиагностический метод 2.1.1 Методика «Шкала дифференциальных эмоций» к. Изарда Цель: Оценить степень выражения индивидом фундаментальных эмоций или комплексов эмоций, а также диагностики самочувствия испытуемого. ...

5. Результаты каждого опыта записываются в протоколе, где фиксируются общие сведения об испытуемых, указывается характер экспериментальной задачи, время опыта, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности испытуемых: действия, речь и т.д.

6. При эксперименте с детьми очень важно иметь в виду, что задача ребёнком может восприниматься не так, как её сформулировали, а по-другому.

Виды эксперимента:

1.Лабораторный эксперимент проводится в преднамеренно созданных условиях (специально оборудованном помещении), с использованием средств регистрации полученных данных, действия испытуемого определяются инструкцией.

2.Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор почти не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Исследователь до начала своей работы знакомиться с детьми, принимает активное участие в их жизни, поэтому занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.

3. Формирующий эксперимент его замысел состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель – изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования.