Вопрос № 61 Виды и методы оценки психологической готовности к школе.(плюс см.№59)
Кризис 7 лет. Проблемы социальной готовности к школе.
Кризис семи лет связан с проявлением нового, центрального для личности системного образования, который обозначается термином «внутренняя позиция». Ребенок на рубеже 7-8 лет начинает воспринимать и переживать себя в качестве «социального индивида», и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию.
Кризис требует перехода к новой социальной ситуации развития, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющую обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Здесь встает проблема готовности ребенка к школе. По Божович, у ребенка, поступающего в школу, должны быть: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться, кроме того, у него должны возникнуть иерархия мотивов, внутренние этические инстанции, самооценка. все это и составляет психологическую готовность к школе.
В настоящее время существует мнение, что готовность к школе является сложным образованием. Оно включает функциональную и умственную и личностную готовность. 1-ый показатель психологической готовности к школе -, функциональная готовность — такой уровень морфологического н функционального развития, при котором требования систематического обучения, различного рода интеллектуальные и физические нагрузки не будут обременительными для ребенка. 2-ой показатель — готовность к школе в области умственного развития. Умственное развитие представляет собой единство интеллектуальных и перцептивных сфер. Наиболее значимыми, с точки зрения интеллектуального развития будущего школьника, являются дифференцированное восприятие(предметное восприятие), развитие наглядно-образного мышления, умение упорядочение ориентироваться в мире, развитие произвольного внимания, произвольной и непроизвольной памяти.
Личностная готовность представляет по своей сути способность индивида соотносить собственное поведение, деятельность, успехи и неудачи с социальными нормами и правилами, многообразными оценками окружения; умение действовать во все более расширяющейся системе общественных отношений. Первостепенное значение при этом приобретает способности индивида интегрировать нормы и ценности, опенки окружающих, соотносить их со своей личностью. Личностная готовность включает в себя отношения к другим людям (взрослым, сверстникам) отношение к школе (желание или нежелание учиться), познавательные интересы или мотивы поведения. Выражением личностной готовности являются поступки, действия ребенка. Рассмотренные со стороны нравственной сферы поступки характеризуют нравственную готовность(этические чувства) и волевую готовность, со стороны отношения к другим — социально-психологическую. В понятие личностной готовности к школе входят сформированность особой внутренней позиции, проявляющейся в желании идти в школу, произвольность поведения (Под произвольным поведением понимается поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом ( независимо от того, дан ли он в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила) и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном.), иерархия мотивов(отказаться от одной деятельности в пользу другой), развитие самосознания и самооценки, умение общаться.
Социально-педагогическое сопровождение выпускников школ-интернатов для детей сирот в учреждениях образования
... ориентаций в педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка. Раннее сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных «групп риска», сопровождение в ... ограничиваться проведением тренингов: они не смогут существенно повлиять на развитие социально-психологической готовности к самостоятельной жизни выпускников. Возможны позитивные сдвиги в ...
Методы оценки.Методика «Перцептивное моделирование» /Л. А. Венгер, Е. А. Агаева, Р. И. Бардина
Направлена на выявление уровня развития перцептивных действий моделирующего типа. В методику входят задания, требующие «конструирования» фигуры определённой формы из заданных элементов (Графический материал, с. 34).
Инструкция
Перед началом работы взрослый совместно с ребёнком выполняет вводные задания. Взрослый говорит: «Здесь изображён круг, разделённый на две части. Под ним несколько фигурок разной формы. Найдите среди них те, из которых сложен образец, и отметьте их крестиком».
Взрослый просматривает сделанные ребёнком пометки и в случае необходимости указывает на ошибки.
«На следующей картинке квадрат. Он разделён на 4 части. Найдите эти части среди фигурок, изображённых ниже. Эти части также обозначьте крестиками. (Снова проверяется выполнение.) На третьей странице снова круг, но он складывается из 3 частей. Найдите их и обозначьте крестиками. Укажите карандашом, на какое место в круге их надо положить».
Ознакомление детей среднего возраста с геометрическими фигурами как психолого-педагогическая проблема
... - отличное; знает названия, основные элементы и свойства геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, шара, цилиндра), использует их ... внимание на отдельных частях своего тела, рассматривает их, анализирует, спрашивает о них у взрослого; охотно рассматривает себя ... аэродромов. Для индивидуальных упражнений используются игры "Найди пару", "Подбери фигуры к карточке" и др. Дети соотносят цветное ...
Так как целостные фигуры здесь разделены i пунктирными линиями, это помогает детям соотнес» изображёнными ниже, найти идентичные и правильно ■ метить их карандашом. На этапе вводных заданий А, Б, В взрослый может помогать правильно отбирать и соотносить части с образцом.
В основных заданиях дети должны самостоятельно расчленять фигуры в представлении, для чего необходимо соотносить образцы с теми частями, которые изображены под ними.
Перед первым основным заданием говорится: «Теперь вы знаете, что такой круг или квадрат можно сложить из нескольких частей: двух, трёх или четырёх. Эти части нарисованы внизу. А теперь откроем следующую страницу. Найдите фигуры, из которых можно сложить точно такой круг. Поставьте на эти фигуры крестики. На следующих страницах делайте так же: находите и отмечайте части, из которых получается целый круг или квадрат, нарисованный сверху». Никаких других дополнительных указаний не даётся.
Количественная оценка результатов
За каждую правильно решённую задачу даётся количество баллов, соответствующее числу элементов, из которых должен быть сложен образец. Так, за правильное решение задач 1—4 даётся по два балла. 5—8 по 3 балла, 9—12 по 4 балла. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальное количество баллов — 36.
Качественный анализ результатов
1-й тип. Дети обнаруживают полную неспособность к выполнению моделирующих перцептивных действий, их решения носят случайный характер. При решении большинства задач они создают комбинации элементов, которые не соответствуют форме фигуры образца.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание
Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...
2-й тип. Дети правильно решают только те задачи, которые предполагают сочетание не более чем двух элементов. В остальных случаях они составляют либо неадекватные сочетания, либо подбирают элементы, сходные по своей форме с фигурой-образцом.
3-й тип. Дети в достаточной мере владеют всей системой операций, необходимых для выполнения моделирующего перцептивного действия, однако само действие ещё:е достаточно точно и гибко. Допускаются такие ошибки в ешении задач, которые приводят к выбору элементов, да->щих не идентичную, а лишь похожую на образец фигуру. 1ри этом типе работы могут встречаться и грубые ошибки, осящие случайный характер.
4-й тип. Характерна высокая степень овладения моде-ирующими перцептивными действиями, хотя и возмож-:ы некоторые неточности в решении, не зависящие от ложности задач.
Правильные ответы к задачам методики «Перцептивное моделирование»
Задача № Детали №
1 2,5
2 2,4
3 2,4
4 2,5
5 1,4,5
6 2,4,5
7 1,2,4
8 2, 4, 5
9 1,2,4,5
10 1,2,4,5
11 1,2,3,5
- 1,2,5,6
Методы оценки памяти
Память как один из уровней отражения окружают действительности представляет собой совокупность про цессов, способствующих организации и сохранению про шлого опыта. На ранних этапах память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. На протяжении дошкольного возраста происхо дит постепенный переход от непроизвольной памяти произвольной. Сначала ребёнок осознаёт цель запомнич научается выделять и усваивать мнемические средства приёмы (например, приём логической группировки мат риала).
Схема логопедического обследования детей с II уровнем речевого развития
Схема логопедического обследования детей с I уровнем речевого развития 1. Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения, домашний адрес, откуда поступил ребенок, сведения о родителях, жалобы родителей на речь ребенка, обращались ли ранее к логопеду) 2. Сведения о раннем развитии ребенка (особенности протекания беременности и родов, раннее физическое и психическое развитие (когда начал сидеть, ...
В старшем дошкольном возрасте формируют предпосылки для осуществления самоконтроля в процес запоминания. Оценка кратковременной непроизвольной памяти. Методика «Узнавание фигур» 1 Богданова Т. Г., Корнилова Т. В.
Ход выполнения задаю
Психолог использует наглядный материал, подготовле! ный для данной методики, и в течение 10 секунд показывш его ребёнку. Затем ему немедленно предъявляют другой р* сунок, где виденные им 9 фигур разбросаны среди друга двадцати пяти. Ребёнок должен найти те фигуры, которые о видел в первом случае (Графический материал, с. 12).
Обработка результата
Психолог отмечает и подсчитывает число правильно неправильно узнанных фигур. Для того чтобы охарактери зовать уровень узнавания, подсчитывается коэффициен узнавания Е.
Воображение1
Воображение — это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путём переработки предшествующего образа. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределённости. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределённость ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.
Методика измерения уровня тревожности Тейлора
Тест "Обидчивость" Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка. Описание: Данный тест поможет Вам разобраться, на самом ли деле Вы обидчивы, как Вам приходится иногда слышать. Или же Вы сама терпимость. Инструкция: В случае если вы сомневаетесь - отвечайте: "не знаю", "по-разному бывает". Тестовое задание: 1. Легко ли вам испортить настроение? 2. Долго ли вы помните обиду и ...
Методика на изучение развития воображения «Дорисовывание фигур»2
Данная методика является модифицированным вариантом методики Е. П. Торенса. Данная методика позволяет выявить творческий потенциальный уровень развития воображения у детей (^Графический материал, с. 14, 15).
Ребёнку даётся 10 фигур и предлагается подумать и дорисовать эти фигуры так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.
После выполнения даётся качественная оценка рисунков.
1 Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — С. 7-11.
2 Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. — М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1996. — С. 27.
Оценка результатов
0—2 балла — ребёнок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то своё; нарисовал неопределённые штрихи и линии.
3—4 балла — ребёнок нарисовал нечто простое, неоригинальное, причём на рисунке слабо прослеживается фантазия, рисунок лишён деталей.
5—7 баллов — ребёнок изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями, наполняет воображаемый объект различными особенностями.
8—9 баллов — ребёнок рисует несколько объектов по воображаемому сюжету.
10 баллов — ребёнок строит единую картину, соотнося отдельные элементы с образами других рисунков.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий уровень; 8—9 баллов — высокий уровень; 5—7 баллов — средний уровень; 3—4 балла — низкий уровень; 0—2 балла — очень низкий уровень.
Методика «Домик»1
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв (Н. И. Гуткина 1988, 1990, 1991).
Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5—10 лет. (Графический материал, с. 63).
Особенности учебной деятельности детей с проблемами в развитии
... что методика Керна-Йерасека дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению. Тест - «Рисунок школы» Тест - «Рисунок школы» - определяет а) отношение ребенка ... от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7-9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для ...
Инструкция
«Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед ребёнком кладётся листок с «Домиком»).
Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
По ходу работы ребёнка необходимо зафиксировать:
1) какой рукой ребёнок рисует (правой или левой);
2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на _______него, проводит ли воздушные линии над рисун-
1 Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе.— М.: НПО «Образование», 1996.— С. 85
ком — образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;
3) быстро или медленно проводит линии;
4) отвлекается ли во время работы;
5) высказывания и вопросы во время рисования;
6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.
Когда ребёнок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, всё ли у него верно. Если он увидит неточности в своём рисунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано психологом.
Количественная и качественная оценка результатов
Обработка экспериментального материала проводится путём подсчёта баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считается:
1) отсутствие какой-либо детали рисунка;
2) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;
3) неправильно изображённый элемент рисунка;
4) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;
5) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;
6) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
7) «залезание» линий одна на другую.
Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная ребёнком суммарная оценка. Но при интерпретации результатов психологу необходимо учитывать возраст ребёнка. Так, дети 5,5—6 лет редко получают оценку «0» в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же ребёнок 10-ти лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.
При анализе рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные и «лохматые» линии могут свидетельствовать о тревожности ребёнка.
3