61 Виды и методы оценки психологической готовности к школе

Вопрос № 61 Виды и методы оценки психологической готовности к школе.(плюс см.№59)

Кризис 7 лет. Проблемы социальной готовности к школе.

Кризис семи лет связан с проявлением нового, центрального для личности системного образования, который обозначается термином «внутренняя позиция». Ребенок на рубеже 7-8 лет начинает воспринимать и переживать себя в качестве «социального индивида», и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации развития, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющую обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Здесь встает проблема готовности ребенка к школе. По Божович, у ребенка, поступающего в школу, должны быть: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться, кроме того, у него должны возникнуть иерархия мотивов, внутренние этические инстанции, самооценка. все это и составляет психологическую готовность к школе.

В настоящее время существует мнение, что готовность к школе является сложным образованием. Оно включает функциональную и умственную и личностную готовность. 1-ый показатель психологической готовности к школе -, функциональная готовность — такой уровень морфологического н функционального развития, при котором требования систематического обучения, различного рода интеллектуальные и физические нагрузки не будут обременительными для ребенка. 2-ой показатель — готовность к школе в области умственного развития. Умственное развитие представляет собой единство интеллектуальных и перцептивных сфер. Наиболее значимыми, с точки зрения интеллектуального развития будущего школьника, являются дифференцированное восприятие(предметное восприятие), развитие наглядно-образного мышления, умение упорядочение ориентироваться в мире, развитие произвольного внимания, произвольной и непроизвольной памяти.

Личностная готовность представляет по своей сути способность индивида соотносить собственное поведение, деятельность, успехи и неудачи с социальными нормами и правилами, многообразными оценками окружения; умение действовать во все более расширяющейся системе общественных отношений. Первостепенное значение при этом приобретает способности индивида интегрировать нормы и ценности, опенки окружающих, соотносить их со своей личностью. Личностная готовность включает в себя отношения к другим людям (взрослым, сверстникам) отношение к школе (желание или нежелание учиться), познавательные интересы или мотивы поведения. Выраже­нием личностной готовности являются поступки, дейст­вия ребенка. Рассмотренные со стороны нравственной сферы поступки характеризуют нравственную готовность(этические чувства) и волевую готовность, со стороны отношения к другим — социально-психологическую. В понятие личностной го­товности к школе входят сформированность особой внут­ренней позиции, проявляющейся в желании идти в школу, произвольность поведения (Под произ­вольным поведением понимается поведение, осуществля­ющееся в соответствии с образцом ( независимо от того, дан ли он в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила) и контролируемое путем со­поставления с этим образцом как эталоном.), иерархия мотивов(отказаться от одной деятельности в пользу другой), развитие самосознания и самооценки, умение общаться.

19 стр., 9248 слов

Социально-педагогическое сопровождение выпускников школ-интернатов для детей сирот в учреждениях образования

... ориентаций в педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка. Раннее сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных «групп риска», сопровождение в ... ограничиваться проведением тренингов: они не смогут существенно повлиять на развитие социально-психологической готовности к самостоятельной жизни выпускников. Возможны позитивные сдвиги в ...

Методы оценки.Методика «Перцептивное моделирование» /Л. А. Венгер, Е. А. Агаева, Р. И. Бардина

Направлена на выявление уровня развития перцептивных действий моделирующего типа. В методику входят задания, требующие «конструирования» фигуры определённой формы из заданных элементов (Графический материал, с. 34).

Инструкция

Перед началом работы взрослый совместно с ребёнком выполняет вводные задания. Взрослый говорит: «Здесь изображён круг, разделённый на две части. Под ним неско­лько фигурок разной формы. Найдите среди них те, из ко­торых сложен образец, и отметьте их крестиком».

Взрослый просматривает сделанные ребёнком пометки и в случае необходимости указывает на ошибки.

«На следующей картинке квадрат. Он разделён на 4 час­ти. Найдите эти части среди фигурок, изображённых ниже. Эти части также обозначьте крестиками. (Снова проверя­ется выполнение.) На третьей странице снова круг, но он складывается из 3 частей. Найдите их и обозначьте крести­ками. Укажите карандашом, на какое место в круге их надо положить».

10 стр., 4848 слов

Ознакомление детей среднего возраста с геометрическими фигурами как психолого-педагогическая проблема

... - отличное; знает названия, основные элементы и свойства геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, шара, цилиндра), использует их ... внимание на отдельных частях своего тела, рассматривает их, анализирует, спрашивает о них у взрослого; охотно рассматривает себя ... аэродромов. Для индивидуальных упражнений используются игры "Найди пару", "Подбери фигуры к карточке" и др. Дети соотносят цветное ...

Так как целостные фигуры здесь разделены i пунктирными линиями, это помогает детям соотнес» изображёнными ниже, найти идентичные и правильно метить их карандашом. На этапе вводных заданий А, Б, В взрослый может помогать правильно отбирать и соотно­сить части с образцом.

В основных заданиях дети должны самостоятельно рас­членять фигуры в представлении, для чего необходимо со­относить образцы с теми частями, которые изображены под ними.

Перед первым основным заданием говорится: «Теперь вы знаете, что такой круг или квадрат можно сложить из нескольких частей: двух, трёх или четырёх. Эти части нари­сованы внизу. А теперь откроем следующую страницу. Найдите фигуры, из которых можно сложить точно такой круг. Поставьте на эти фигуры крестики. На следующих страницах делайте так же: находите и отмечайте части, из которых получается целый круг или квадрат, нарисован­ный сверху». Никаких других дополнительных указаний не даётся.

Количественная оценка результатов

За каждую правильно решённую задачу даётся количе­ство баллов, соответствующее числу элементов, из кото­рых должен быть сложен образец. Так, за правильное ре­шение задач 1—4 даётся по два балла. 5—8 по 3 балла, 9—12 по 4 балла. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальное количе­ство баллов — 36.

Качественный анализ результатов

1-й тип. Дети обнаруживают полную неспособность к выполнению моделирующих перцептивных действий, их решения носят случайный характер. При решении боль­шинства задач они создают комбинации элементов, кото­рые не соответствуют форме фигуры образца.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

2-й тип. Дети правильно решают только те задачи, ко­торые предполагают сочетание не более чем двух элемен­тов. В остальных случаях они составляют либо неадекват­ные сочетания, либо подбирают элементы, сходные по своей форме с фигурой-образцом.

3-й тип. Дети в достаточной мере владеют всей систе­мой операций, необходимых для выполнения моделирую­щего перцептивного действия, однако само действие ещё:е достаточно точно и гибко. Допускаются такие ошибки в ешении задач, которые приводят к выбору элементов, да->щих не идентичную, а лишь похожую на образец фигуру. 1ри этом типе работы могут встречаться и грубые ошибки, осящие случайный характер.

4-й тип. Характерна высокая степень овладения моде-ирующими перцептивными действиями, хотя и возмож-:ы некоторые неточности в решении, не зависящие от ложности задач.

Правильные ответы к задачам методики «Перцептивное моделирование»

Задача № Детали №

1 2,5

2 2,4

3 2,4

4 2,5

5 1,4,5

6 2,4,5

7 1,2,4

8 2, 4, 5

9 1,2,4,5

10 1,2,4,5

11 1,2,3,5

  1. 1,2,5,6

Методы оценки памяти

Память как один из уровней отражения окружают действительности представляет собой совокупность про цессов, способствующих организации и сохранению про шлого опыта. На ранних этапах память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. На протяжении дошкольного возраста происхо дит постепенный переход от непроизвольной памяти произвольной. Сначала ребёнок осознаёт цель запомнич научается выделять и усваивать мнемические средства приёмы (например, приём логической группировки мат риала).

4 стр., 1528 слов

Схема логопедического обследования детей с II уровнем речевого развития

Схема логопедического обследования детей с I уровнем речевого развития 1. Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения, до­машний адрес, откуда поступил ребенок, сведения о роди­телях, жалобы родителей на речь ребенка, обращались ли ранее к логопеду) 2. Сведения о раннем развитии ребенка (особенности про­текания беременности и родов, раннее физическое и психиче­ское развитие (когда начал сидеть, ...

В старшем дошкольном возрасте формируют предпосылки для осуществления самоконтроля в процес запоминания. Оценка кратковременной непроизвольной памяти. Методика «Узнавание фигур» 1 Богданова Т. Г., Корнилова Т. В.

Ход выполнения задаю

Психолог использует наглядный материал, подготовле! ный для данной методики, и в течение 10 секунд показывш его ребёнку. Затем ему немедленно предъявляют другой р* сунок, где виденные им 9 фигур разбросаны среди друга двадцати пяти. Ребёнок должен найти те фигуры, которые о видел в первом случае (Графический материал, с. 12).

Обработка результата

Психолог отмечает и подсчитывает число правильно неправильно узнанных фигур. Для того чтобы охарактери зовать уровень узнавания, подсчитывается коэффициен узнавания Е.

Воображение1

Воображение — это присущая только человеку, возмож­ность создания новых образов (представлений) путём перера­ботки предшествующего образа. Воображение является вы­сшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основ­ная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Решая любую мыслительную задачу, мы используем ка­кую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени не­определённости. Мышление в этом случае почти бессиль­но без активной работы воображения. Воображение обес­печивает познание, когда неопределённость ситуации ве­сьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

5 стр., 2085 слов

Методика измерения уровня тревожности Тейлора

Тест "Обидчивость"   Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка. Описание: Данный тест поможет Вам разобраться, на самом ли деле Вы обидчивы, как Вам приходится иногда слышать. Или же Вы сама терпимость. Инструкция: В случае если вы сомневаетесь - отвечайте: "не знаю", "по-разному бывает". Тестовое задание: 1. Легко ли вам испортить настроение? 2. Долго ли вы помните обиду и ...

Методика на изучение развития воображения «Дорисовывание фигур»2

Данная методика является модифицированным вари­антом методики Е. П. Торенса. Данная методика позволяет выявить творческий потенциальный уровень развития во­ображения у детей (^Графический материал, с. 14, 15).

Ребёнку даётся 10 фигур и предлагается подумать и до­рисовать эти фигуры так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

После выполнения даётся качественная оценка рисунков.

1 Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — С. 7-11.

2 Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. — М.: Междуна­родный образовательный и психологический колледж, 1996. — С. 27.

Оценка результатов

0—2 балла — ребёнок ничего не придумал; нарисовал ря­дом что-то своё; нарисовал неопределённые штрихи и линии.

3—4 балла — ребёнок нарисовал нечто простое, неори­гинальное, причём на рисунке слабо прослеживается фан­тазия, рисунок лишён деталей.

5—7 баллов — ребёнок изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями, наполняет воображае­мый объект различными особенностями.

8—9 баллов — ребёнок рисует несколько объектов по воображаемому сюжету.

10 баллов — ребёнок строит единую картину, соотнося отдельные элементы с образами других рисунков.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий уровень; 8—9 баллов — высокий уровень; 5—7 баллов — средний уровень; 3—4 балла — низкий уровень; 0—2 балла — очень низкий уровень.

Методика «Домик»1

Методика представляет собой задание на срисовыва­ние картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв (Н. И. Гуткина 1988, 1990, 1991).

Задание позволяет вы­явить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особен­ности развития произвольного внимания, пространствен­ного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5—10 лет. (Графический материал, с. 63).

18 стр., 8819 слов

Особенности учебной деятельности детей с проблемами в развитии

... что методика Керна-Йерасека дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению. Тест - «Рисунок школы» Тест - «Рисунок школы» - определяет а) отношение ребенка ... от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7-9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для ...

Инструкция

«Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, ка­кую ты видишь на этом рисунке (перед ребёнком кладётся листок с «Домиком»).

Не торопись, будь внимателен, по­старайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать ре­зинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо просле­дить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе по­нятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу работы ребёнка необходимо зафиксировать:

1) какой рукой ребёнок рисует (правой или левой);

2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на _______него, проводит ли воздушные линии над рисун-

1 Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе.— М.: НПО «Обра­зование», 1996.— С. 85

ком — образцом, повторяющие контуры картин­ки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

3) быстро или медленно проводит линии;

4) отвлекается ли во время работы;

5) высказывания и вопросы во время рисования;

6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребёнок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, всё ли у него верно. Если он увидит неточности в своём рисунке, он может их испра­вить, но это должно быть зарегистрировано психологом.

Количественная и качественная оценка результатов

Обработка экспериментального материала проводится путём подсчёта баллов, начисляемых за ошибки. Ошибка­ми считается:

1) отсутствие какой-либо детали рисунка;

2) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохране­нии размера всего рисунка;

3) неправильно изображённый элемент рисунка;

4) неправильное расположение деталей в простран­стве рисунка;

5) отклонение прямых линий более чем на 30 граду­сов от заданного направления;

6) разрывы между линиями в тех местах, где они дол­жны быть соединены;

7) «залезание» линий одна на другую.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная ребёнком суммарная оценка. Но при интер­претации результатов психологу необходимо учитывать возраст ребёнка. Так, дети 5,5—6 лет редко получают оцен­ку «0» в связи с недостаточной зрелостью мозговых струк­тур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же ребёнок 10-ти лет получает более 1 балла, то это свидетель­ствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.

При анализе рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные и «лохматые» линии мо­гут свидетельствовать о тревожности ребёнка.

3