Предмет Социальной психологии 2

Предмет Социальной психологии.

  1. Предпосылки возникновения социальной психологии.
  2. Становление социальной психологии как самостоятельной науки.
  3. Основные теоретические подходы в социальной психологии.
  1. Предпосылки возникновения социальной психологии.

История первобытного общества свидетельствует, что люди сталкивались с определенными социально психологическими явлениями, которые пытались использовать в своей жизни. Из поколения в поколение передавались обряды, обычаи и традиции, которые являлись нравственными регуляторами поведения человека. В трудах Платона и Аристотеля рассматривалось социальное поведение человека. Платон социальное поведение рассматривал на основе физиологической природы человека. Платон выделял три части: голову сердце и живот. Их зависимости от преобладания той или иной части, происходит различие характеров людей, следовательно, проявляются особенности их поведения. К голове он приписывал наличие ума. Сердце — мужество, стойкость. Живот — всевозможные телесные развлечения.

Аристотель человека рассматривал как социальное животное. В своих трудах Аристотель говорит о том, что человек не может развиваться вне внешней среды, без общества. Общество делится на лидеров и народные массы. В трудах философов античности излагалось понятие об идеальной личности, идеальной образе жизни. Они описывали особенности взаимовлияние людей в обществе. В более поздние времена эти положения стали основой для разработки социально психологических концепций. В эпоху возрождения приоритетно стало исследования Томаса Гоббса. В своих трудах он говорит о том, что в силу своей натуры человек стремится к враждебности по отношению друг к другу. Это связано с тем, что человек изначально вел одинокий образ жизни.

Руссо, Кант, Дидро. Человек по своей природе добр, но общество портит человека и формирует негативные качества.

Принцип личной выгоды, как причину социального поведения обосновал экономист Адам Смит: «благосостояние общества, должно быть построено на свободе действия каждого человека, в соответствии со своими собственными интересами в экономической среде». Таким образом, Смит выступал за свободную неконтролируемую экономику, основанной на стремление личности к экономической выгоде, конкуренции между производителями, взаимосвязи спроса и предложения. Он считал, что люди преследуя свои экономические интересы, производя необходимые товары и услуги, работают на благо общества. Основная точка зрения Смита то, что высшее благо состоит в развитии и выражении человеческой индивидуальности.

3 стр., 1104 слов

Семинар 5. Психология социальной напряженности.

... тендерным вопросам, вы обнаружили? Семинар 2. Социальная психология проблемных отношений. Вопросы и задания: 1. Проблема насилия в обществе. 2. Психологические теории агрессии. 3 ... : 1 .Определите понятия «гендер» в психологии. 2.Эволюционистский и культуральный подходы к вопросу сходства и различий человека. З.Влияние дифференцированной социализации на ...

Становление социальной психологии как самостоятельной науки

Большое значение в становлении социальной психологии как науки имели труды Канта. Основные положения в теории Канта:

1.Человек может воздействовать на общество и сам формироваться под его влиянием.

2. Психика человека развивается только в обществе.

3. Кант является основателем эмпирического направления в области социальных наук.

Во второй половине 19 века интерес к социально психологическим проблемам возрастает в разных странах. Это исследование Франции, Америки, Германии, России.

В своем развитии социальная психология имеет три периода. Первый период в развитии социальной психологии связан с такими учеными, как Вонд, Либор, Тард, Михайловский и другие. В этот период выделяются два направления в развитии социальной психологии. Первое направление это ученые, которые описывали социальные явления на основе психологии. Все социальные явления были описаны на основе индивидуальных качеств личности, т. е. появление индивидуального является, осуществляется на основе коллективного воспитания. Ученые второго направления доказывают, что в основе проявления социального лежат психологические процессы.

Второй этап связан с такими учеными как Олпорт, Бехтерев и другие. Эти ученые в основе своих исследований опирались на эксперимент и выявляли закономерности протекания социального поведения человека.

5 стр., 2277 слов

Социальная и биологическая основы материнства

... индивидуальной теории личности, Которая иногда рассматривается как предшественник гуманистической психологии. По А. Адлеру, человек – существо социальное, развитие личности рассматривается в первую очередь через призму ... зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются ...

На развитие социальной психологии оказали влияние ряд направлений: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология. Бихевиоризм — является одним из общих направлений психологии. Родиной этого направления является США. Основателем является Уотсон. Основным принципом бихевиоризмом является S — R (стимул — реакция).

Этот же принцип был перенесен на социальную психологию. Ученые этого направления пытаются диагностировать и прогнозировать поведение человека, в группе исходя из соотношения «личность — группа», «личность — среда», «личность — общество», которые являются зависимыми переменными. В настоящее время бихевиоризм проводит свои исследования на основе лабораторного эксперимента, что позволяет совершенствовать взаимоотношения между людьми, т. е лабораторный метод позволяет выявить особенности и закономерности социального поведения в группе. Недостатком этого направления является то, что на более ранних этапах эксперименты проводились на животных. И исключались исследования групповых явлений.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд .

Основные положения психоанализа:

  1. Большое значение, в поведения человека, играет период детства.
  2. Взаимоотношения, которые складываются в семье, переносятся в социальную среду, в которой человек живет впоследствии.
  3. Социальные явления объясняются врожденными стремлениями. Это влечение к власти, к свободе, познание чего-то нового и т. д.

В дальнейшем психоанализ дал толчок развитию такому направлению, как гуманистическая психология, которая опирается на теорию и практику групп тренинга.

Гештальтпсихология изучает малые группы. В 30-х годах 20-ого столетия психологические явления в малых группах активно изучались. В дальнейшем проблема малых групп не изучалась. И только начиная с 50-х годов, эта проблема стала вновь изучаться. В настоящее время много исследований посвящается малой группе.

2 стр., 942 слов

14. Психология лечебного процесса

... взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых механизмов психологической защиты. При анализе психологии больного и лечебного процесса используются следующие следующие психологические характеристикиличности: отношения; самооценка; мотивация ... – выражает себя через взаимосвязь с другими людьми. Эта система (отношений) формируется в процессе жизни человека (его история) и внутренне определяет его ...

Третий период в развитии социальной психологии это начало 50-х — 60-х годов. Большое влияние на развитие социальной психологии этого периода оказала философия, а так же работы Артемьева, Черпанова, Болонского, Бехтерева и других ученых. Большую роль на развитии науки о поведении человека сыграли работы Бехтерева и Павлова. Стала активно развиваться наука — рефлексология. Предметом изучения науки рефлексологии являются поведения коллективов и поведение личности в коллективе. Основное положение «учение Бехтерева» заключается в том, что ни одно сознательного или бессознательного процесса не происходит без внешнего проявления: это жесты, мимика, позы, движения, речь, голос. Таким образом, социальная психология была направлена на изучение физиологических и биологических процессов. Тем не менее, некоторые вопросы в социальной психологии рассматривались в рамках философии и педагогики. Предметом изучения социальной психологии является изучение психики отдельного человека находящегося в социальной группе.

Проблема общения в социальной психологии.

  1. Понятие о процессе общения.
  2. Структура общения.
  3. Функции общения.
  4. Основные направления коммуникативного процесса.

В настоящее время в социальной психологии нет единого мнения по поводу определения общения. В отечественной психологии общение связано с деятельностью, поэтому содержание общения рассматривается в теории деятельности.

Парыгин впервые сформулировал понятие общения и его структуру. Общение является необходимым условием совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информации, восприятие участниками общения друг друга и их взаимодействие.

Проблему общения изучали многие ученые. Среди них: Лазурский, Выгодский, Парфенов, Ананьев, Бадалев. Парыгин выделил несколько основных параметров процесса общения:

  1. В процессе общения устанавливается психологический контакт. Психологический контакт устанавливается в процессе восприятия человека человеком.
  2. Обмен информацией. Обмен информации осуществляется в процессе вербального и невербального общения.
  3. Взаимодействие и взаимовлияние друг на друга.

В соответствии с подходом, описанным Парыгиным в структуре, выделяют три стороны:

3 стр., 1275 слов

Все факторы классифицированы по ряду признаков, основным из которых является характер взаимодействия с человеком.

... признаков, основным из которых является характер взаимодействия с человеком. По этому признаку факторы делятся на три ... условий, обеспечивающих сохранение безопасности, здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Гигиена и санитария отвечают за безопасность ... среды. Под воздействием применяемого оборудования и технологических процессов в рабочей зоне создается определенная внешняя среда. ...

  1. Коммуникативное общение
  2. Перцептивное общение
  3. Интерактивное общение. (выполнять разные роли) Эрик Крон.

В настоящее время изучены психологические аспекты общения:

  1. Общение рассматривается как фактор психического развития личности.
  2. Общение осуществляет связь со всеми видами потребности, которые есть у человека.
  3. Общение регулирует поведение человека.
  4. Существует связь между эмоциональным развитием личности и процессом общения.

Парфенов выделил следующие шесть основных функций в общении человека:

  1. Коммуникативная функция. Про помощи этой функции осуществляется индивидуальное, общественное, групповое общение. Средствами общения в этом случае являются: жесты, пантомимика, мимика, голос. Технические средства: письмо, радио, интернет.
  2. Информационная функция. В процессе общения накапливается социальный опыт, который в виде информации передается из поколения в поколение. По цели информация бывает: осведомительская, регуляторная, эмоциональная, когнитивная. В процессе общения человек осознает значение воспринятого путем представлений, воображения и мышления.
  3. Когнитивная функция. Проявляется в процессе познания человека человеком. Когнитивная функция — способность понимать друг друга.
  4. Эмотивная функция общения. Эта функция проявляется в переживаниях человека в процессе установления взаимоотношения. Переживание находят отражения в различных видах взаимоотношения. Эмоционально насыщенные взаимоотношения могут принести радость или огорчения.
  5. Конативная функция. Эта функция предполагает регулирование поведения человека в совместной деятельности. Через мысли и чувства происходит координация взаимодействия партнеров по общению.
  6. Креативная функция. Процесс общения на креативном уровне осуществляется при помощи таких механизмов, как подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение. Благодаря этим механизмам происходят изменения во взглядах, поведении мировоззрении.

Таким образом, все перечисленные функции общения направлены на преобразование психических явлений.

7 стр., 3434 слов

Влияние гендерных стереотипов на общение и взаимодействие людей

... увидеть, что влияние гендерных стереотипов на общение и взаимодействие людей велико. Любой человек без труда определит пол персонажа в ... ситуацию. Эта норма может мешать восприятию новой информации, быть причиной серьезных ошибок и создавать проблемы ... соответствии с биологическим полом. Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются ...

Коммуникативные процессы.

В основе общения лежит коммуникативный процесс, который имеет две стороны: процесс передачи информации и процесс восприятия информации. Тот человек, который передает информацию, называется донором. Тот человек, который принимает информацию, называется реципиентом.

На основе теории информации, которую разработал Шеннон, определены три аспекта коммуникаций:

  1. Техническая сторона. Передаваемая информация должна быть точной, достоверной и понятной.
  2. Семантическая сторона. Точная передача символов по содержанию.
  3. Эффективность передаваемой информации. Этот аспект обозначается тем, насколько качественно, передается смысл текста.

В коммуникативном процессе выделяются следующие связи:

Источник информации — коммуникатор. Передатчик и получатель.

Передаваемая информация кодируется в виде системных знаков, которые передаются при помощи органов. Сигналы поступают к приемнику к биологическому органу, который кодирует информацию, затем закодированная информация передается реципиенту. Образуется канал коммуникаций. Важным моментом при передаче информации является процесс образования устойчивого внимания, т. е образования интереса к получаемой информации.

7 стр., 3196 слов

Исследование проблем взаимодействия человека и естественной среды на примере экожилья

... жилого пространства, минимальность, быстровозводимость, а также учет взаимодействия человека с окружающей его средой - являются одними из ... резко актуализирует необходимость философского обсуждения самой проблемы взаимодействия человека с информационной и окружающей средой. На первый ... информационные потоки общением с первой реальностью - с землей, растениями, животными и близкими людьми. Все это ...

Существует множество различных исследований направленных на разные критерии изучения процесса общения: возрастные критерии.

Существуют различные помехи, которые препятствуют межличностному общению:

  1. Неверное кодирование информации. Информация передается не соответствующими словами.
  2. Информация, передающаяся через большое количество людей, подлежит изменению — закон искажения информации.
  3. Уровень образования.
  4. Социальный опыт.
  5. Мотивация.

Большую роль в процессе общения играет знаковая система, в которых выделяют такие системы как вербальные и невербальные системы. При вербальной коммуникации используются сообщения, выраженные в словах. Важнейшим средством является устная речь. Паралингвистические средства: громкость, ритм, паузы, вздохи и т. д.

Невербальные средства — передача информации без сопровождения слов. Большое значение имеет установление визуального контакта при общении. Время установления визуального контакта обусловлено культурными традициями народа. В европейских странах приветствуется прямой взгляд, т. к такому взгляду приписываются качества доверия. В странах, как Азия, Япония и Корея — прямой взгляд это проявления агрессии. Исследования ученых показывает, что имеются индивидуальные различия в стремлении людей к визуальному контакту. Экстраверты — больше времени смотрят на взаимодействующего с ним человека. Интроверты — в большей степени направлены на себя, смотрят больше на человека в том случае, когда в основе общения лежит дружба и сотрудничество. Имеются различия между мужчинами и женщинами в стремлении визуального контакту. Женщина боле склонна к пристальному взгляду, нежели у мужчин.

Социальное взаимодействие и общение.

  1. Понятие социального взаимодействия.
  2. Виды социального взаимодействия.
  3. Типы взаимодействия.
  4. Стили взаимодействия.

Халландр выделяет следующие характерные черты социального взаимодействия:

  1. Взаимозависимость участников общения.
  2. Взаимное поведенческое ожидание на основе межличностного восприятия друг друга.
  3. Каждый участник взаимодействия имеет собственные мотивы и ценности поведения. Кроме того каждый участник пытается приписать другому человеку действие и мотивы.

Взаимодействия складываются из отдельных действий.

  • Действующее лицо.
  • Действие направлено на определенного человека.
  • Способ или метод использования средств действия.
  • Реакция лица, на которого действуют.

Виды взаимодействия.

Различают следующие виды взаимодействия между людьми: формальное и неформальное взаимодействие, а так же кооперация и конкуренция.

Подготовить сообщение невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомимика.)

Кооперация — предполагает взаимодействие и установление контакта нескольких людей целью которого является достижение определенного результата. Уровень возрастает по мере того как люди начинают осознавать свою взаимозависимость и необходимость доверия друг другу.

Конкуренция это действие нескольких людей в условиях соревнования, когда выигрыш принадлежит не всем, а только определенной категории людей.

В исследованиях ученых, таких как Журавлев, Шорохова были выделены следующие социально психологические типы взаимодействия:

  1. Сотрудничество. При этом типе взаимодействия оба партнера помогают друг другу в достижении цели.
  2. Противоборство. Когда два партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей.
  3. Уклонение от взаимодействия. Когда оба партнера стараются избегать активного взаимодействия.

В исследованиях ученых, таких как Журавлев, Шорохова и др. Были выделены следующие социально — психологические типы взаимодействия.

1)сотрудничество — при этом типе взаимодействие, оба партнера помогают друг другу

2)противоборство — когда 2 партнера препятствуют достижению индивидуальных целей.

3) уклонение от взаимодействия — когда оба партнера стараются избегать активного взаимодействия.

4)одно направленное содействие

5)контрастное взаимодействие — один из партнеров старается воздействовать партнеру, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому.

6)компромиссное взаимодействие — оба партнера проявляют отдельные элементы, как содействия, так и противодействия.

В исследовании Журавлева выделены основные признаки совместной деятельности:

-наличие единой цели для всех участников

Мелкие задачи решаются поэтапно

-общая мотивация

Мотивация раскрывает соотношение индивидуальных и групповых мотивов

-получение определенного результата

В разных ситуациях человек ведёт себя по-разному. Различные ситуации требуют различных образцов поведения. Исследования Коуэна показали, что каждый человек имеет предпочитаемый или доминантный стиль взаимодействия. Т. е. человек выбирает наиболее удобный для него стиль.

Стили взаимодействия:

— вежливый стиль — данный стиль выражается в вежливых формах взаимодействия, когда люди руководствуются с социальными установками.

-умозрительно — экспериментальный — человек, который предпочитает этот стиль взаимодействия, рассматривает, исследует, оценивает всех тщательным образом, с намерением изучить и понять другого человека. Его выводы основаны на опыте и могут видоизменяться. Положительным в этом стиле является открытый обмен информацией действиями, которые редко имеют эмоциональную окраску.

-агрессивно — аргументированный — когда человек занимает твердую позицию, по какому либо вопросу и выдвигает свои собственные аргументы, чувства при этом могут быть сильными, хотя он не слышит аргументы другой стороны. Такой стиль приводит к доминированию. Данный стиль требует энергичных ответных реакций.

-экспрессивно — конфронтационный — при этом стиле человек высказывает свои мысли и чувство открыто и прямо. Люди, которые придерживаются этого стиля, часто развивают тесные деловые взаимоотношения и глубокие дружеские.

Таким образом, в исследованиях учёных выделяются 4 стиля, но существуют и другие вариации стилей взаимоотношений между людьми. В исследованиях также выявлена такая закономерность: чем выше уровень толерантности человека при взаимодействии с людьми разных стилей, тем в большей степени он обладает коммуникативной компетентностью.

Существует такой вид взаимодействия как конкуренция. Этот стиль ярко проявляется в конфликтных ситуациях. Конкуренция подразумевает высокий уровень включенности человека в соперничество. Конфликт в социальной психологии рассматривается, как столкновение противоречивых сил. Социально — психологический анализ внутри групповых конфликтов является одним из традиционных направлений в работах западных исследователь. На первом этапе развития науки конфликтологии предавалась отрицательная роль различных видов конфликтов. Было рекомендовано избегать всяческих конфликтов. Причины конфликтов рассматривались как психические свойства личности. На смену пришла теория, основанная на поведенческом подходе. В соответствии с ним конфликт представляет собой как естественное явление свойственное всем группам. Конфликты приводят к повышению групповой продуктивности. На современном этапе ученые рекомендуют поддерживать конфликт, т.к. социальная группа вне конфликта находятся в состоянии уравновешенности, т. е. состояние статики.

Закономерности межличностных отношений.

В процессе профессиональной деятельности необходимо учитывать закономерности межличностных взаимоотношений.

Под закономерностью межличностных отношений понимается эффективно устойчивая связь явлений, возникающих в межличностном общении и накладывающая значительный отпечаток на его характер.

Закономерность межличностных отношений, как психологические закономерности управленческой деятельности. Учет особенностей проявления этих закономерностей, позволит правильно оценить межличностную ситуацию.

Одно из основных является закономерность неопределенности отклика. Эта закономерность раскрывает такое содержание, как зависимость между восприятия людьми внешних данных и личностных особенностей людей, а так же ситуации в которых происходит воздействие.

Механизм действия этой закономерности формируется под влиянием взаимосвязи, которая описана в теории мотивации (теория ожидания).

Эту теорию описал Виктор Врум.

М= (Т-Р)(Р-В)x валентность.

Данная теория позволяет человеку надеяться, что выполненные действия приведут к удовлетворению или к приобретению желаемого.

Модель мотивации по теории Врума описывает три основные составляющие:

  1. Затраченные усилия принесут вам желаемые результаты.
  2. Результаты привлекут за собой определенное вознаграждение.
  3. Определенное вознаграждение будет удовлетворять человека.

Закономерность неадекватности отображения человека человеком и неадекватности самооценки.

Смысл этой закономерности заключается в том, что не один человек познать другого человека, а так же самого себя с такой степени достоверности, которая была бы достаточной для принятия определенных решений.

В настоящее время разработаны принципы подхода к человеку, как к объекту познания.

Важнейшими из этих принципов являются:

  1. Принцип универсальной талантливости (нет не талантливых людей).
  2. Принцип развития. Способности развиваются в результате изменений условия жизни личности и интеллектуально психологических тренировок.
  3. Принцип неисчерпаемости.

Неадекватность самооценки можно рассматривать как частный случай неадекватности отображения человека человеком.

Закономерность искажения смысла информации. Эта закономерность действует объективно и сильнее в том случае, когда большое количество людей используют определенную информацию на входе и выходе любого процесса. Чем больше людей участвуют в передаче информации, тем больше вероятность искажения информации.

Закономерность психологической самозащиты. На первое место ставится внешняя физ. безопасность, при

Ведущим мотивом социального поведения является сохранение личного статуса. И собственного достоинства человека. В повседневной жизни в процессе профессиональной деятельности можно выделить несколько видов безопасности.

  • Внешняя физическая безопасность.
  • Внутренняя физическая безопасность.
  • Юридическая или правовая безопасность.
  • Социальная безопасность.
  • Психологическая безопасность.

Общение как восприятие людьми друг друга.

  1. Понятие социальной перцепции.
  2. Алгоритм восприятия человека человеком.
  3. Факторы влияния на восприятие человека.
  1. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом и особенностями поведения. Эта сторона общения получила название персептивной стороны общения. На основе внешней стороны поведения, как считает Рубенштейн, мы «читаем» другого человека, расшифровываем его внутренний мир, раскрываем особенности личности.

На основе изучения поведения человека осуществляется и эмоциональная оценка другого человека, а так же делается попытк понять логику поступков и мышления другого человека. Таким образом, когда говорят о перцептивной стороне общения то имеют ввиду особенности восприятия не физических данных, а восприятия эмоций, установок, мыслей, намерений, а так же тех представлений об отношениях, которые связывают наблюдаемого и наблюдателя.

  1. В исследованиях психологов выявлено что наиболее существенными свойствами для восприятия другого человека являются:

-Выражение лица;

-Способы выражения чувств;

-Жесты и позы;

-Походка;

-Внешний вид;

-Одежда, прическа;

-Особенности голоса и речи.

На основе полученных данных делается умозаключение, часто на уровне без сознания «о внутренних психологических свойствах партнера». Это позволяет человек сформировать определенное к нему отношение, которое выражается в рамках таких понятий как «нравится» или «не нравится».

Представление о другом человеке, зависит от уровня развития, самосознания и преставлении о собственном «Я». Чем богаче и интересней мир человека, тем интереснее и привлекательнее кажутся люди.

  1. На восприятие и оценку людьми друг друга влияют самые различные факторы. Исследователи установили, что дети и взрослые сильно отличаются своей социальной перцепцией. Дети больше чем взрослые ориентированы на восприятие внешности. Внутреннее состояние дети больше распознают по выражению лица, а взрослые люди по жестам. Большое влияние на процесс общения влияет профессия. Профессия наблюдателя. Внутренние психологические социальные установки наблюдателя заставляют его ориентироваться по определенным параметрам. Сами установки имеют 3 измерения: когнитивное измерение, аффективное и поведенческое. Когнитивное измерение это мнения и убеждения, при помощи которых мы придерживаемся относительно других людей. Аффективное измерение — это положительные или отрицательные эмоции, связанные с убеждениями. Поведенческое измерение — это реакция человека, соответствующая его убеждениям и переживания. Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. 80% успеха в общении это хорошо развитая наблюдательность. Большое влияние на первое впечатление оказывает внешний вид человека.

Источником информации служит внешность партнера по общению, его речь, его поступки и особенно невербальное поведение. Силуэт играет важную роль при восприятии. Высокостатусным, как для женщин, так и ля мужчин, считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами. Низкостатусным, которые вызывают меньшее доверие, приближают форму шара.

Вторым фактором в одежде, отмеченным как признак статуса, является цвет. В разных культурах предпочтение отдается цветам. В европейской одежде признаком высокого статуса, независимо от возраста, считаются ахроматические цвета (черный, белый, серый), так же относится натуральная гамма с преобладанием светлых тонов. Существует такая особенность: чем ярче и насыщеннее цвет одежды, тем ниже предполагаемый статус.

Предмет Социальной психологии — Стр 2

Третий фактор- цена одежды. Цена определяется качеством ткани и тем, что одежда выполнена вручную.

Четвертый фактор — украшения.

Пятый фактор — поза человека. Психологи утверждают что наиболее ярко характеризуют человека позы как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе он засыпает. Существует мнение что люди высокомерные держат свой корпус, несколько отклонив назад.

Не менее важным фактором определяющим восприятие других людей является их окружение. На восприятие человека влияют установки и различные стереотипы. При кратковременных контактах обычно опираются на сложившиеся эталоны.

Изучая социальную перцепцию, ученые выделили психологические механизмы восприятия другого человека. Эти механизмы были разделены на 3 группы:

  1. Механизмы, направленные на познание и понимание людьми других. Сюда относятся такие механизмы как идентификация, эмпатия и аттракция.
  2. Механизмы, направленные на познание самого себя, называются рефлексия.
  3. Механизмы, обеспечивающие прогнозирование поведения партнера по общению. Этот механизм называется каузальная атрибуция.

Идентификация — этот термин обозначает уподобление себя другому. Мы пытаемся понять другого человека, ставя себя на место партнера по общению. Идентификация связана с другим близким по содержанию явлением — эмпатией. Она предполагает чувственное понимание другого человека. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе что происходит внутри другого человека, что он переживает и как оценивает окружающий мир. Эмпатия будет выше, если человек способен представить себе как одно то же событие будет воспринято разными людьми. Эмпатические способности возрастают с ростом жизненного опыта. Формы эмпатии зависят от типа и характера межличностных отношений. Существует когнитивная эмпатия и эмоциональная эмпатия, а так же существует поведенческая эмпатия. Когнитивная эмпатия — когда в процесс общения включены интеллектуальные компоненты. Эмоциональная эмпатия — основана на подражании чувствам и реакциям собеседника, это чувства. Поведенческая эмпатия предполагает совершение действия. Аттракция — дословно обозначает притягивать, привлекать к себе. Она предполагает познание другого человека на основе положительных чувств. Причиной возникновения положительных чувств к другому человеку. Рефлексия — для правильного понимания партнера по общению необходимо знать его отношение к вам. Способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению получило название — рефлексия. Каузальная атрибуция предполагает приписывание причин поведения другому человеку. На бывает отрицательной и положительной и зависит от разных обстоятельств — обстоятельственная атрибуция.

Развитие личности в социальной группе.

  1. Понятие личности.
  2. Социально — психологическая модель структуры личности.
  3. Развитие личности в относительно стабильной среде.

1.Понятие личности.

В настоящее время в современном обществе возрос интерес к проблемам возможностей человеческой личности. Проблемы личности изучались многими науками и учеными. Такими как: философия, этика, педагогика, генетика, социология, психология.

В научной литературе нет единого понимания и определения сущности личности. В толковом словаре под редакцией Ушакова личность характеризуется как отдельное человеческое Я и как человеческая индивидуальность, являющаяся носителем отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. Рубинштейн различает такие понятия как личность, индивид и индивидуальность.

Индивид выступает носителем общечеловеческих свойств психики.

Индивидуальность характеризует единичность и неповторяемость, являющаяся следствием развития, воспитания и формирования конкретного человека.

Парыгин выделяет три основных подхода к определению личности.

  1. Антропологический. Личность в русле этого подхода обозначается как носитель общечеловеческих свойств. Как родовое понятие, как представитель рода человеческого. Отрицательным в этом подходе является то, что социальная среда как фактор формирования личности не признается.
  2. Социологический. Личность рассматривается как объект и продукт социальных отношений. Рубинштейн рассматривает личность как проявление его поведения.
  3. Персоналистический. Личность рассматривается как абсолютно самостоятельная и индивидуально неповторимая целостность. Окружающая среда человека это природа и социальное отношение мешает уйти в свой неповторимый внутренний мир. Человек теряет свою индивидуальность, растворяет свое Я в массе и в толпе.

Каждый из этих подходов находится в противоречии с двумя другими подходами.

Объединяя все эти подходы, Парыгин дает следующее определение личности: личность это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений, объединяющая в себе общечеловеческое, социально — специфическое и индивидуально неповторимое.

2.Социально — психологическая модель структуры личности.

Структура личности относится к актуальным проблемам социальной психологии.

Платонов в структуре личности выделил 4 подструктуры:

  1. Биологически обусловленная подструктура. Сюда относится темперамент, половые признаки, возрастные и передающиеся по наследству различные патологии.
  2. Психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности.
  3. Подструктура социального опыта (знания, умения, навыки, привычки).
  4. Подструктура направленности личности. Это влечения, желания, интересы, склонности, идеалы и убеждения.

В социальной психологии различают динамическую и статическую структуру личности.

Под динамической структурой личности подразумевается модель психологического состояния и поведения человека, которая объясняет механизмы взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов психики человека.

Статическая структура это общечеловеческие свойства личности и состояния человека, без которых не может быть деятельности личности.

3.Развитие личности в относительно стабильной среде.

Развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграцию в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. В социальной психологии выделяют 3 фазы в развитии личности: адаптация, индивидуализация и интеграция.

-Первая фаза предполагает активное усвоение в социальной среде норм и средств деятельности. Попадая в новую группу человек, не может реализовать потребность проявить себя до того момента, пока не овладеет приемами и средствами деятельности которыми владеют другие люди. Возникает потребность стать «как все».

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector