Практическое занятие 4 2

Практическое занятие 4

СОГЛАСОВАНИЕ РЕЧИ С АДРЕСАТОМ

Цель занятия: научиться создавать речи, рассчитанные на разные аудитории.

Задание 1. Вспомните, какие бывают аудитории по объёму, социальному и возрастному составу, по интересам, интеллекту, целям и т. д.

Определите, какой аудиторией является ваша студенческая группа (соборной или сборищной), какой пафос подойдет для произнесения речи в такой аудитории?

П о д с к, а з к, а. В основе риторики во все времена лежит триада «этос-логос-пафос». Этосом принято называть те условия, в которых создается речь и которые тесно связаны с соблюдением законов этики (морали), а также уместность речи относительно ситуации общения в целом. Применительно к риторике в общественно-политической сфере этос также

остается в силе, ибо, как известно, в цивилизованном мире нет ничего страшнее «подмоченной» репутации.

Пафос — это источник создания смысла речи по данной теме, это та главная идея, ради которой речь произносится и которая воодушевляет её автора, а следовательно, — и в слушателе (читателе) возбуждает запланированные оратором мысли и чувства. Пафос — обязательная составляющая любой речи, ибо исключительно логическая информация вне эмоционального отношения к ней оратора, как правило, порождает у слушателей впечатление о том, что говорящему предмет речи безразличен (что он говорит не то, что думает и т. д.).

А в результате он не достигает запланированной цели. В то же время интенсивность выражения оценок и эмоций в значительной степени зависит как от предмета речи и ситуации, так и от индивидуальных особенностей оратора и его аудитории. И нет ничего хуже «ложного» пафоса, который подрывает доверие к говорящему и сводит на нет все его усилия.

Задание 2. Выполнить тренинг «КОМПЛИМЕНТ».

Сядьте в круг и внимательно посмотрите на сидящего справа. Найдите в нём достоинства и скажите ему комплименты. Начинает любой из членов группы. Человек, которому сделан комплемент, должен поблагодарить и сказать комплимент следующему студенту, сидящему рядом.

12 стр., 5700 слов

Грамматика речи человека в экстремальной ситуации

1. Коммуникативные стратегии как компонент речевого воздействия 1.1 Теория и виды речевого воздействия Истоки речевого воздействия следует искать в глубокой древности. Трудно сказать, когда впервые человек стал рефлексировать по поводу собственной речи - оценивать свои успех и неудачи, искать, как наиболее эффективно выразить свои цели или - что отнюдь не исключение - их скрыть. В современном мире ...

Задание 3. Практикум «ЛЮБОВНОЕ ПИСЬМО».

Напишите любовное письмо девушке или молодому человеку, зная, что он (она):

— визуал;

— аудиал;

— рационалист (дигитал);

— кине́стетик.

Для удобства можно воспользоваться таблицей.

Лексические средства

Визуальные Аудиальные Кинестетические Дигитальные

Просмотреть Прослушать Прочувствовать Осознать

Увидеть Услышать Уловить Понять

наглядно главное суть смысл

Упустить из

Прослушать Прозевать Проигнорировать

виду

Красивый Благозвучный Приятный Хороший

Яркая Громкое Сильная Известный

личность имя натура человек

Рассмотрим Обговорим Прикинем Поразмышляем

Тусклый Заглушённый Вялый Невыдающийся

Смутный Писклявый Отталкивающий Сомнительный

Заострить Быть

Осмотреться Прислушаться

внимание внимательным

Продемонстри-

Показать Рассказать Объяснить

ровать

Красиво Хорошо Гладко

Все правильно

выглядит звучит выходит

Подсказка.

Письмо девушке-визуалу

Солнце моё!

Я уже давно не видел тебя, но твой образ по-прежнему у меня перед глазами. Я вижу, как лучик света играет в твоих чистых каштановых волосах, как блики отражаются в зелёной глубине твоих глаз… Твоя красота затмевает всё вокруг меня. Ты позволила мне взглянуть на мир другими глазами, ты открыла мне новые горизонты… Лишь только я закрываю глаза и начинаю мечтать о тебе, я вижу, как мы идем по сказочно красивому осеннему парку,

2 стр., 653 слов

Задания для зачета по возрастной психологии

Задания для зачета по возрастной психологии. Задание № 165. Развитие интересов детей подросткового возраста идёт в нескольких направлениях. Во-первых, интерес к конкретным фактам, расширяющим кругозор, начинает отступать на второй план, уступая место интересу к закономерностям, управляющим явлениями природы. Во-вторых, интересы подростки становятся более устойчивыми, дифференцируются по областям ...

глядим друг на друга, на рыжие и золотые листья, летящие вокруг нас, — и перед нами открывается яркая дорога будущей жизни… Я люблю тебя и надеюсь, что мы скоро увидимся…

Письмо мужчине-дигиталу

Давно не решалась тебе написать, однако пришла к выводу, что нужно сделать этот шаг. Мы с тобой взрослые, серьёзные люди и прекрасно осознаем, что вместе нам лучше. Сейчас наша жизнь обрела смысл. Будучи реалистами, думаю, мы оба понимаем, что наша встреча не могла произойти случайно. И наши отношения развиваются не как отношения просто знакомых людей. В них определённо присутствует что-то большее. Я долго размышляла и пришла к выводу, что нам нужно сделать следующий шаг, думаю, ты понимаешь меня. Мы вместе уже полгода, и нам пора оформить наши взаимоотношения. Кроме того, ребёнку нужен отец, и я не знаю никого более достойного на эту роль, чем ты. К тому же вместе легче вести хозяйство. Одно из моих самых лучших воспоминаний — наши прогулки по мелкооптовому рынку (помнишь, как мы покупали телевизор на новогодней распродаже).

С уважением любящая и понимающая тебя Людмила.

Задание 4. Тренинг на умение создавать ЭВФЕМИЗМЫ. Замените слова на эвфемизмы.

П о д с к, а з к, а. ЭВФЕМИЗМЫ — мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать, т. е. это синонимы, смягченные по смыслу.

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений.

ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1. Психологическое содержание понятия «отношения». Межличностные отношения как проявление субъектности человека. Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В. Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Психологические отношения человека в развитом ...

Цель тренинга научиться пользовать «мягкими» словами для избегания конфликтных ситуаций.

Например, вместо «Он умер» лучше сказать «Он ушёл из жизни». Слово «бедный» заменить на «нуждающийся»,

или сказать «он из категории самых незащищенных людей».

Бродяга — человек без определённого места жительства

Вредный — человек с характером

Скупой — бережливый

Маленькая ростом — миниатюрная

Вульгарная кофта — смелый фасон

Хитрый поступок — мудрое решение

Странный — загадочный

Старый — человек преклонного зрелого возраста

Инвалид — человек с ограниченными способностями

Дебил — человек с недоразвитыми умственными способностями

Трусливый — осторожный

Урод — малоприятной наружности

Слабая женщина — хрупкая

Пьяница — увлекающийся алкоголем

Грубый — брутальный

Мот — любящий тратить деньги

Толстый — крупный

Жирная — пышечка, большого размера

Худющая — тонкая, стройная

Гей — человек нетрадиционной ориентации

Низкий — не высокий

Чайник — начинающий водитель

Ты все напутал — не продумал

Он не красивый, мне он не нравиться — это не мой тип мужчины

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

Вопросы по § 1. Человек как личность Главное качество человека, состоящее в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом – это: биологическое; социальное (общественное); духовное; культурное. К характеристикам человека как биологического существа относится наличие: мышления; членораздельной речи; психики; высокоорганизованного мозга. Не ...

Нюня — меланхолик

Тупой — человек с неразвитой реакцией, недогадливый

Стерва — женское самолюбие

Нужно — желательно

Страшно — тревожно

Неудача — неполная победа

Провал — затруднительное положение

Провальный — неэффективный

Ненадежный — изменчивый

Выскочка — человек с амбициями

Дешёвая вещь — доступная вещь

Безалаберный — неаккуратный, не достаточно прилежный

Безответственный — рискованный

Домашнее задание

Проанализировать письменно игру «КОМПЛЕМЕНТЫ». Какие вы отметите достоинства и недостатки:

1) в словесной форме сказанного вами и другими студентами комплимента;

2) в корректности поведения членов группы;

3) в манере установления контакта;

4) использовались ли в комплиментах эвфемизмы?